На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Русский язык — учебник для 5—6 классов школы СССР. — 1974 г

Михаил Трофимович Баранов
Лариса Трофимовна Григорян
Иван Иванович Кулибаба
Тайса Алексеевна Ладыженская
Лидия Александровна Тростенцова

Русский язык

Учебник для 5—6 классов

*** 1974 ***


DjVu

  ОГЛАВЛЕНИЕ
 
  5-й класс
  О русском языке
  Повторение изученного в IV классе
  Словосочетание. Предложение
  Члены предложения
  Однородные члены предложения. Обращение
  Простое и сложное предложения
  Синтаксический разбор предложения. Порядок разбора
  Прямая речь и диалог
  Морфология
  Орфография
 
  Лексика м фразеология
  Повторение изученного в IV классе
  Общеупотребительные слова
  Диалектные и профессиональные слова
  Заимствованные слова
  Устаревшие и новые слова
  Фразеологические обороты
  Повторение
 
  Словообразование
  Повторение изученного в IV классе
  Буквы о и а в корнях -кос кас-, гор гар
  Производящая основа
  Морфологический способ образования слов
  Буквы ы и после приставок
  Гласные в приставках пре- и при-
  Сложение — разновидность морфологического способа образования слов
  Сложносокращённые слова
  Иеморфологические способы образования слов
  Разбор слова во составу и словообразовательный разбор слова
  Повторение
 
  Морфология
  Имя существительное
  Повторение йзуценного в IV классе
  Разносклоняемые имещу существительные
  Несклоняемые имена существительные
  Род несклоняемых имён существительных
  Имена существительные общего рода
  Морфологический разбор имени существительного
  Приставочный способ образования имён существительных
  Слитное и раздельное написание не с существительными
  Суффиксальный к приставочно-суффиксальный способы образования имён существительных
  Буквы щ и ч в суффиксе -щик- (-чик-)
  Правописание гласных в суффиксах существительных -ек, -ак
  Гласные после шипящих в суффиксах существительных
  Образование имён существительных путём сложения
  Образование имён существительных путём перехода прилагательных в существительные
  Повторение
 
  Имя прилагательное
  Повторение изученного в IV классе
  Степени сравнений имён прилагательных
  Качественные прилагательные
  Относительные прилагательные
  Притяжательные прилагательные
  Переход относительных и притяжательных прилагательных в качественные
  Морфологический разбор имени прилагательного
  Приставочный способ образования имён прилагательных
  Слитное и раздельное написание не с прилагательными
  Суффиксальный способ образования имён прилагательных
  Буквы о—е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
  Одна и две буквы я в суффиксах прилагательных
  Суффиксы -к- и -ск-
  Образование прилагательных путём сложения
  Повторение
 
  Имя числительное
  Имя числительное как часть речи
  Простые, сложные и составные числительные
  Разряды количественных числительных
  Мягкий знак в конце и в середине числительных
  Числительные, обозначающие целые числа
  Дробные числительные
  Собирательные числительные
  Порядковые числительные
  Морфологический разбор имени числительного
  Повторение
 
  Местоимение
  Местоимение как часть речи
  Личные местоимения Возвратное местоимение себя
  Вопросительные местоимения
  Относительные местоимения
  Неопределённые местоимения
  Отрицательные местоимения
  Притяжательные местоимения
  Указательные местоимения
  Определительные местоимения
  Морфологический раэбор местоимения
  Повторение
 
  Глагол
  Повторение изученного в IV классе
  Разноспрягаемые глаголы
  Глаголы переходные и непереходные
  Наклонение глагола Изъявительное наклонение
  Условное наклонение
  Повелительное наклонение
  Употребление наклонений
  Безличные глаголы
  Морфологический разбор глагола
  Способы образования глаголов
  Правописание гласных в суффиксах глаголов
  Повторение
 
  Повторение и обобщение изученного в V классе
  Лексика и фразеология
  Словообразование
  Морфология
  Орфография
 
 
  6-й класс
  О русском языке
  Повторение изученного в IV—V классах
  Синтаксис. Пунктуация
  Фонетика. Лексика
  Словообразование
  Морфология
  Орфография
  Морфология
  Причастие
  Повторение изученного о глаголе в IV—V классах
  Понятие о причастии
  Склонение причастий
  Понятие о причастном обороте
  Действительные и страдательные причастия
  Действительные причастия настоящего времени
  Действительные причастия прошедшего времени
  Страдательные причастия настоящего времени
  Страдательные причастия прошедшего времени
  Краткие страдательные причастия
  Правописание гласных и согласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
  Морфологический разбор причастия
  Слитное и раздельное написание не с причастиями
  Переход причастий в прилагательные и существительные
  Одна и две буквы я в суффиксах прилагательных, образованных из причастий
  Повторение
 
  Деепричастие
  Понятие о деепричастии
  Раздельное написание не с деепричастием
  Деепричастия несовершенного вида
  Деепричастия совершенного вида
  Понятие о деепричастном обороте
  Морфологический разбор деепричастия
  Повторение
 
  Наречие
  Наречие как часть речи
  Степени сравнения наречий
  Морфологический разбор наречия
  Суффиксальный способ образования наречий
  Приставочный способ образования наречий
  Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о(-е)
  Отрицательные наречия
  Приставочно-суффиксальный способ образования наречий
  Буквы о и а на конце наречий
  Дефис в наречиях
  Неморфологические способы образования наречий
  Слитное и раздельное написание приставок в наречиях
  Мягкий знак после шипящих на конце наречий
  Повторение
 
  Служебные части речи
  Предлог
  Предлог как часть речи
  Употребление предлогов с одним и несколькими падежами
  Непроизводные и производные предлоги
  Морфологический разбор предлога
  Слитное и раздельное написание производных предлогов
 
  Союз
  Союз как часть речи
  Простые и составные союзы
  Союзы сочинительные и подчинительные
  Сочинительные союзы
  Подчинительные союзы
  Морфологический разбор союза
  Слитное написание союзов
  Повторенйе сведений о предлогах и союзах
 
  Частица
  Частица как часть речи
  Формообразующие частицы
  Отрицательные частицы
  Модальные частицы
  Морфологический разбор частицы
  Частица не и приставка не-
  Частица ни, союз ни—ни и приставка ни-
  Повторение
 
  Междометие
  Междометие как часть речи
 
  Повторение и обобщение пройденного в IV—VI классах
  Русский язык и разделы науки о нём
  Фонетика Графика
  Лексика Фразеология
  Словообразование
  Морфология
  Синтаксис Пунктуация
  Орфография
 
  Приложения
  Список изученных пунктограмм
  Список изученных орфограмм
  Список слов с непроверяемыми орфограммами, выделенных в учебнике для запоминания их правописания
  Список слов, выделенных в учебнике для запоминания их произношения
  Словарь


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      Больших вам успехов в учении, дорогие ребята!
     
      5 класс.
     
      О русском языке.
     
      1. Прочитайте и перескажите текст.
     
      Русский язык — один из самых развитых и богатых языков мира. Он звучен и мелодичен: в нём на сто звуков приходится примерно восемьдесят звуков с голосом — гласных и звонких согласных. Русский язык располагает большим запасом слов. В нём много синонимов. С их помощ..ю точно и ярко выр..жаются все оттенки мысли и чувства. В русском языке много способов образования новых слов, и поэтому он обладает неисс..каемыми источниками пополнения своего словарного запаса. В русском языке, писал Николай Васильевич Гоголь, "все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно".
     
      Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте в них орфограммы на месте пропусков.
     
     
      2. На какие особенности русского языка указывают писатели братских народов нашей страны? Выпишите понравившиеся вам высказывания и подчеркните в словах известные вам орфограммы. Назовите их.
     
      1. Русский язык велик не только исключительным богатством словесного фонда, обилием синонимов, но и, что особенно важно для писателя, исключительной выразительностью. (Ояр Вацустис, Латвия) 2. Русский язык — это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот "могучий и прекрасный", на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой непризнанием всего человечества. (Олесь Гончар, Украина.) 3. Русский язык оказал и оказывает неоценимую услугу бурному развитию и постоянному обогащению языка и литератур каждого советского народа. (Мирза Ибрагимов, Азербайджан.)
     
      3. Прочитайте высказывания о русском языке. Подготовьтесь записать эти высказывания под диктовку (см. памятку).
     
      1. Русский язык необыкновенно богат. (В. Г. Белинский.) 2, Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов. (К. Г. Паустовский.) 3. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём: отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость. (А. И. Герцен.) 4. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн.) 5. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. (И. С. Тургенев.)
     
      Памятка.
      Как готовиться к диктантам по учебнику.
      1. Прочитайте текст внимательно, не торопясь. Уясните его содержание.
      2. Объясните правописание выделенных и пропущенных букв.
      3. Читая текст вторично, остановите своё внимание на тех орфограммах, которые не выделены, но правописание которых может вас затруднить. Если сможете, объясните правописание этих орфограмм.
      4. Прочитайте текст ещё раз и объясните знаки препинания в известных вам случаях.
      5. Выполните дополнительное грамматическое задание.
     
     
      Повторение изученного в IV классе
     
      1. Словосочетание. Предложение.
     
      4. Прочитайте. Какова основная мысль текста? Найдите побудительное предложение. Какой знак препинания стоит в конце его?
     
      Дорогие юные друзья! Лес входит в понятие Отечества. С веками всё меньше cтановится даровых благ на земле, и, чтобы не знать горя впереди, надо разумно тратить, а иногда и возмещать всякую копейку, без расписки взятую у природы. Думы о зелени — думы о будущем. Вам бесконечно долго жить в этой прекрасной стране. Присоединяйтесь же к походу в защиту зелёного друга!
      (Л. Леонов.)
     
      Выпишите слова, в которых пропущены буквы.
     
      5. Расставьте знаки препинания в конце предложений.
     
      1. Как хорош лес в багряном уборе осени (...)
     
     
      2. Члены предложения.
     
      6. Ответьте на вопросы; кто из вас был в пионерском лагере? Как вы проводили в лагере свой день, какие походы совершили? Кто из вас отдыхал в деревне? Кто был в городе? Чем вы занимались? Как помогали взрослым? Что вы читали летом? Бывали ли в театре, в кино, в цирке? Что вам больше
      всего понравилось в прочитанных книгах, в просмотренных спектаклях, кинофильмах, телепередачах?
      Запишите 3 — 4 предложения на тему "Летние каникулы". Подчеркните в них основы предложений (то есть главные члены).
     
      7. Прочитайте. Как меняется цвет коры берёзы от корня к вершине, почему при описании ельника использованы названия тёмных оттенков цвета? Спишите, подчеркните в первом абзаце дополнения и обстоятельства, а во втором — определения.
     
      Низины облюбованы ельником. Тёмной, сумеречной чащей встал он, будто задумался. Ветви старых елей обросли сизыми бородами лишайника. По низу елового леса густо растёт черника, а полусгнившие пни обвиты брусничником, порой совершенно бордовым от обилия ягод. Мох здесь густо-зелёный, и от него исходят прелый запах грибницы.
      А как дивно хорош березняк с густым подлеском орешника! Снизу благородное серебро стволов украшено чернью, а ближе к вершинам море берёз приобретает розовато-золотистый оттенок. Влажная, трепетная зелень ветвей здесь пронизана солнцем и птичьим щебетом, особенно звонким в утренний час.
      (В. Полторацкий.)
     
      Назовите выделенные орфограммы.
      Из третьего предложения выпишите; 1) подлежащее и сказуемое, 2) словосочетания, обозначив в них главные слова.
     
      8. Прочитайте. Как лучше озаглавить этот текст: "Кипрей", "Заботливый цветок", "Сторож сосен"? Выпишите определения, выраженные именем прилагательным, вместе с определяемыми словами. Обозначьте главное слово.
     
      Кипрей — очень тёплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нет. Вокруг кипрея стоит тёплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож и защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмёрзнет вся верхушка, а он всё равно не сдаётся, живёт и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!
      (К. Г. Паустовский.)
     
     
      3. Однородные члены предложения. Обращение.
     
      9. К каждому выделенному слову подберите несколько однородных членов. В 3-м и 4-м предложениях последний однородный член присоедините союзом и. Расставьте знаки препинания.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.