СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
Повторение изученного в IV классе 5
Лексика и фразеология 20
Словообразование 37
Морфология 66
Имя существительное —
Имя прилагательное 96
Имя числительное 129
Местоимение 152
Глагол 180
ОТ АВТОРА
Программа по русскому языку и стабильный учебник1 существенно изменили цели и задачи преподавания предмета. Наряду с вниманием к орфографическим и пунктуационным навыкам большое значение придается развитию чувства языка, формированию навыков лингвистического анализа, умению выражать любую мысль в устной и письменной форме в зависимости от речевой ситуации. Развитие познавательной активности учащихся рассматривается как одно из важнейших требований современного процесса обучения, которое может быть реализовано при условии глубокого осознания учителем единства обучения и развития, взаимовлияния их при ведущей роли обучения.
1 Русский язык. Учебник для 5—6 классов. Изд. 4-е. М., 1977.
Предлагаемая книга ставит своей целью помочь начинающему учителю в овладении методикой преподавания русского языка в свете современных требований.
В работе содержатся методические рекомендации по темам, изучаемым в V классе: «Повторение изученного в IV классе», «Лексика и фразеология», «Словообразование», «Морфология», раскрываются особенности их изучения и способы осуществления взаимосвязи между разделами и темами курса. Грамматические темы включают в себя примерные конспекты уроков, которые строятся в зависимости от поставленной цели.
При усвоении и закреплении учебного материала используются приемы и методы, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся, повышению культуры устной и письменной речи. Особое внимание уделяется проблемному обучению как одному из средств развития познавательной активности учащихся. Пристальное внимание к материи языка (звукам, значимым частям слова, словам, словосочетаниям, предложениям, связным текстам) является одним из основополагающих принципов обучения родному языку; в связи с этим важное место в системе занятий по русскому языку, рекомендуемых в пособии, отводится лингвистическому анализу. С разработкой системы уроков неразрывно связаны проблемы преемственности и перспективности в обучении, которые также находят отражение в книге.
В процессе усвоения, закрепления и повторения учебного материала большую роль играет наглядность. В пособии показывается, когда и как следует использовать таблицы, схемы, наглядную запись на доске и в тетрадях, открытки, репродукции картин; отмечается возросшее значение условно-графических обозначений, активизирующих деятельность учащихся; даются рекомендации по использованию технических средств обучения (кодоскопа, фильмоскопа и др.).
В книге предлагаются различные тренировочные упражнения, требующие комплексного применения системы знаний и умений, позволяющие одновременно вырабатывать орфографические, пунктуационные и стилистические навыки и обеспечивающие связь теории с практикой.
Проблема систематичности в изучении лексики, грамматики, орфографии в огромной степени зависит от отбора языковых текстов. Материал, используемый в пособии, в основном взят из произведений художественной литературы (русской и советской), особенно детской и юношеской, изучаемой на уроках или рекомендованной для внеклассного чтения, а также из научно-популярных книг и периодической печати. Автор стремился к тому, чтобы предлагаемый им материал был разнообразным, отвечал задачам обучения и воспитания, обогащал речь школьников, способствовал общему развитию учащихся.
В преподавании русского языка необходимо обеспечить непрерывность совершенствования знаний, умений, навыков. Это достигается прежде всего правильно организованным повторением.
Цель повторения — установить связи между старым и новым, систематизировать и обобщить материал; восстановить, углубить и расширить знания учащихся, повысить их теоретический уровень.
В пособии раскрывается, в какой системе строится- повторение в течение года, какие методы используются в работе. Уроки по повторению изученного в V классе разрабатываются учителем в соответствии с индивидуальными особенностями класса.
В книге приводятся примеры контрольных работ обобщающего характера по различным грамматическим темам, которые позволяют учителю всесторонне проверить не только знания учащихся по данной теме, но и их умение применять знания на практике, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи.
В пособии также уделяется внимание развитию связной речи учащихся; раскрывается методика работы по сбору и систематизации материала к сочинению, по проведению различного вида изложений и сочинений.
Предлагаемый в книге материал является примерным, и учитель может по своему усмотрению использовать его для работы в классе.
|