На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Уроки русского языка в 5 кл. Виноградова, 1977

Людмила Алексеевна Виноградова

Уроки русского языка в 5 классе

Пособие для учителей

*** 1977 ***


PDF

      СОДЕРЖАНИЕ

      От автора 3
      Повторение изученного в IV классе 5
      Лексика и фразеология 20
      Словообразование 37

      Морфология 66
      Имя существительное —
      Имя прилагательное 96
      Имя числительное 129
      Местоимение 152
      Глагол 180


      ОТ АВТОРА

      Программа по русскому языку и стабильный учебник1 существенно изменили цели и задачи преподавания предмета. Наряду с вниманием к орфографическим и пунктуационным навыкам большое значение придается развитию чувства языка, формированию навыков лингвистического анализа, умению выражать любую мысль в устной и письменной форме в зависимости от речевой ситуации. Развитие познавательной активности учащихся рассматривается как одно из важнейших требований современного процесса обучения, которое может быть реализовано при условии глубокого осознания учителем единства обучения и развития, взаимовлияния их при ведущей роли обучения.
      1 Русский язык. Учебник для 5—6 классов. Изд. 4-е. М., 1977.
      Предлагаемая книга ставит своей целью помочь начинающему учителю в овладении методикой преподавания русского языка в свете современных требований.
      В работе содержатся методические рекомендации по темам, изучаемым в V классе: «Повторение изученного в IV классе», «Лексика и фразеология», «Словообразование», «Морфология», раскрываются особенности их изучения и способы осуществления взаимосвязи между разделами и темами курса. Грамматические темы включают в себя примерные конспекты уроков, которые строятся в зависимости от поставленной цели.
      При усвоении и закреплении учебного материала используются приемы и методы, способствующие активизации мыслительной деятельности учащихся, повышению культуры устной и письменной речи. Особое внимание уделяется проблемному обучению как одному из средств развития познавательной активности учащихся. Пристальное внимание к материи языка (звукам, значимым частям слова, словам, словосочетаниям, предложениям, связным текстам) является одним из основополагающих принципов обучения родному языку; в связи с этим важное место в системе занятий по русскому языку, рекомендуемых в пособии, отводится лингвистическому анализу. С разработкой системы уроков неразрывно связаны проблемы преемственности и перспективности в обучении, которые также находят отражение в книге.
      В процессе усвоения, закрепления и повторения учебного материала большую роль играет наглядность. В пособии показывается, когда и как следует использовать таблицы, схемы, наглядную запись на доске и в тетрадях, открытки, репродукции картин; отмечается возросшее значение условно-графических обозначений, активизирующих деятельность учащихся; даются рекомендации по использованию технических средств обучения (кодоскопа, фильмоскопа и др.).
      В книге предлагаются различные тренировочные упражнения, требующие комплексного применения системы знаний и умений, позволяющие одновременно вырабатывать орфографические, пунктуационные и стилистические навыки и обеспечивающие связь теории с практикой.
      Проблема систематичности в изучении лексики, грамматики, орфографии в огромной степени зависит от отбора языковых текстов. Материал, используемый в пособии, в основном взят из произведений художественной литературы (русской и советской), особенно детской и юношеской, изучаемой на уроках или рекомендованной для внеклассного чтения, а также из научно-популярных книг и периодической печати. Автор стремился к тому, чтобы предлагаемый им материал был разнообразным, отвечал задачам обучения и воспитания, обогащал речь школьников, способствовал общему развитию учащихся.
      В преподавании русского языка необходимо обеспечить непрерывность совершенствования знаний, умений, навыков. Это достигается прежде всего правильно организованным повторением.
      Цель повторения — установить связи между старым и новым, систематизировать и обобщить материал; восстановить, углубить и расширить знания учащихся, повысить их теоретический уровень.
      В пособии раскрывается, в какой системе строится- повторение в течение года, какие методы используются в работе. Уроки по повторению изученного в V классе разрабатываются учителем в соответствии с индивидуальными особенностями класса.
      В книге приводятся примеры контрольных работ обобщающего характера по различным грамматическим темам, которые позволяют учителю всесторонне проверить не только знания учащихся по данной теме, но и их умение применять знания на практике, самостоятельно решать поставленные перед ними задачи.
      В пособии также уделяется внимание развитию связной речи учащихся; раскрывается методика работы по сбору и систематизации материала к сочинению, по проведению различного вида изложений и сочинений.
      Предлагаемый в книге материал является примерным, и учитель может по своему усмотрению использовать его для работы в классе.

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.