ОТ РЕДАКЦИИ.
Первые четыре издания этого учебника [I часть, "Фонетика и морфология"], вышедшие в течение 1938 — 1941 гг., печатались без изменений.
В результате указанных изменений, начиная с пятого издания, нумерация параграфов учебника и данных в нём упражнений не всегда совпадает с нумерацией в изданиях предшествующих лет.
Данное, седьмое издание печатается по шестому без переделок, за исключением произведенной в нём проф. С. Г. Бархударовым замены отдельных текстов в некоторых упражнениях.
Грамматика — слово греческое (громматикэ), которое первоначально обозначало просто "умение читать и писать". Однако с древнейших времён это слово стало обозначать и особую науку, изучающую законы того или другого языка. Следовательно, уже древние греки сознавали, что без грамматики, т.е. без науки о языке, нельзя с успехом заниматься литературным языком. Чтобы хорошо строить мосты, надо знать законы механики, а чтобы вполне овладеть литературным языком, особенно письменным, надо знать законы языка.
Кроме этого практического значения, изучение грамматики имеет ещё и другой смысл. Наш язык теснейшим образом связан с нашей мыслью. Изучая язык и его законы, мы проникаем, в лабораторию нашей мысли. Поэтому занятия грамматикой имеют большое общеобразовательное значение. Наконец, — и это тоже очень важно, — поняв законы родного языка, мы легче будем понимать законы других языков. Иначе говоря, занятця грамматикой русского языка подготовляют нас к занятиям иностранными языками.
Грамматика делится на фонетику, морфологию и синтаксис. Фонетика, или наука о звуках речи (греческ. фояэ — звук, голос), изучает звуки речи, употребляемые в том или другом языке. Морфология, т. е. наука о формах (греческ. морфэ — форма), изучает способы образования и изменения слов.
Синтаксис, или наука о строе (греческ. сюятаксис — строй), изучает способы построения предложений.
Научно подходить к вопросам русской грамматики стал впервые отец- нашей русской науки вообще, академик М. В. Ломоносов (1711 — 1765), который и написал первую русскую грамматику. Его дело продолжал первый наш крупный языковед, академик А. X. Востоков (1781 — 1864), грамматика которого и сейчас представляет большой интерес. Ближе к нашему времени жили и работали два больших учёных — профессор Московского университета Ф. И. Буслаев (1818 — 1897) и профессор Харьковского университета А. А. Потебня (1835 — 1891), которые много сделали для разработки русской грамматики. Уже совсем в недавнее время многие вопросы русской грамматики разработал академик А. А. Шахматов (1864 — 1920), Наконец, в наши дни жил и работал выдающийся советский учёный-языковед, создатель нового учения о языке, академик Н.Я. Марр (1864-1934).
Только благодаря трудам всех этих учёных и многих других, здесь не названных, русская грамматика достигла современного уровня.
А. А. Шахматов.
Н. Я. Марр.
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Понятие о предложении.
I
Мы говорим, чтобы выражать свои мысли. Каждая законченная мысль выражается обыкновенно группой слов. Слова эти теаюсвя-заны между собой. Например: Мы спускались в долину. Молодой месяц показался на ясном небе. Вечерний воздух был тих и тёпел.
В этом отрывке три законченные мысли, и каждая из них выражена несколькими связанными между собой словами.
Законченная мысль может быть выражена и одним словом. Например: Тепло. Вечереет, Здесь каждое слово выражает законченную мысль.
Сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль, называется предложением.
В устной речи между предложениями делается остановка (пауза).
На письме одно предложение отделяется от другого точкой, вопросительным или восклицательным знаком.
Упражнение 1. Озаглавьте следующие тексты. Спишите их, расставляя между предложениями точки.
1. Жара всё усиливается голова кружится над оврагом носится марево подвода со снопами колеблется в ушах пронзительно звенит по всему небосклону стелется что-то тёмное навстречу несётся туча с чёрным подтёком гром становится всё слышнее и делается почти беспрерывным проносится раскалённый ветер вдали кружатся вихри один из них стремительно несётся наискось верхушка его касается тучи вдали косым навесом хлещет дождь совсем близко раздаётся гром прямо на нас движется стена грозного ливня молнии разрезают небо вкось и вкривь по жнивью уже щёлкают крупные капли дождь бьёт косо под ногами начинают прыгать белые горошины града кажется, словно миллионы цепов одновременно бьют по токам.
2. Пришла весна по улицам города журчали торопливые ручьи цвета одежд и звуки говора движущегося народа были ярки в садиках набухали почки деревьев ветви их чуть слышно покачивались от свежего ветра везде лились и падали прозрачные капли воробьи весело порхали на своих маленьких крыльях всё двигалось и блестело.
§ 2. Вопросительное, восклицательное и повествовательное предложения.
Предложения могут быть вопросительными6 восклицательными н повествовательными.
Вопросительным предложением называется такое предложение, в котором содержится вопрос. Библиотека открыта? Ты уже готов? Какая сегодня погода? Кто пришёл? Который чаc?
В вопросительном предложении голос повышается на том слове, которое именно и содержит вопрос.
В конце вопросительного предложения на письме ставится вопросительный знак.
Восклицательным предложением называется такое предложение, в котором мысль сопровождается каким-нибудь сильным чувством (удивления, восторга, восхищения и т. п.). Какая прекрасная погода! У дивительно приятное утро! Дирижабль летит!
В конце восклицательного предложения на письме ставится восклицательный знак.
Предложение, в котором сообщается о чём-нибудь и не содержится ни вопроса, ни восклицания, называется повествовательным. Рассвело. Жаворонки поют. Первые лучи солнца играют в светлой речке.
Повествовательное предложение произносится о понижением голоса к концу предложения.
На письме в конце повествовательного предложения ставится точка.
Упражнение 2. Прочтите текст. Спишите его и в конце предложений поставьте нужные знаки.
Был у меня ручной скворец Кутька раз в год он пел бесхитростную весеннюю песню и лазил в скворечни зачем он делал это что он там видел почему не остался там жить у вольных скворцов нет, что-то тянуло его вернуться в клетку она всегда была открыта настежь лети, куда хочешь иногда Кутька ночевал на дереве в полдень-он являлся и стучал клювом в окно столовой влетит в форточку и шмыг ка стол что подают к завтраку не дадут ли кусочек баранины как смешно он пляшет и трясёт головёнкой получай свою порцию, попрошайка с каким шумом и ^вистом носятся над осенним садом стан скворцов куда они летят кто вернётся весной к родимым скворечням и никогда Кутька не сделал даже попытки взлететь к стае вы думаете, он боялся лететь конечно, нет разве мог домашний скворец знать что-нибудь об опасностях дальних полётов не привязался ли он всеми птичьими силёнками к странным огромным существам, которые полюбили его, малую пташку.
§ 3. Главные члены предложения.
Те слова в предложении, которые отвечают на какой-нибудь вопрос, называются членами предложения.
Например, в предложении Наша семья летом переезжает из города в деревню — шесть членов. Кто. переезжает ? — Семья. Семья что делает? — Переезжает. Чья семья? — Наша. Когда переезжает? — Летом. Откуда переезжает? — Из города. Куда переезжает? — В деревню. Слова из и в не отвечают на вопросы н поэтому самостоятельными членами предложения не являются, а входят в состав тех членов, к которым относятся.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главных членов предложения два — подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает то, о чём что-либо говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что?
Например7 Всадник подъезжал к деревне, Кто подъезжал? Всадник (подлежащее). Книга лежит на столе. Что лежит? — Книга (подлежащее).
Сказуемое обозначает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на один из вопросов: что делает предмет? что с ним делается? каков он? что он такое? кто он такой?
Например: Туристы спускались в долину, Что делали туристы? — Спускались (сказуемое). Старая беседка в саду совсем развалилась. Что сделалось с беседкой? — Развалилась (сказуемое). День ясен. Каков день? — Ясен (сказуемое). Математика-наукаЧто такое математика? — Наука (сказуемое). Пушкин — писатель. Кто такой Пушкин? — Писатель (сказуемре).
Упражнение 3. Спишите текст. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя.
Грозно бушует Берингов пролив,- Шумит и днём и ночью волна. Шуршат остробокие синие льды. Тяжела зима на Чукотке. Хорошие деньки редки. Местные чукотские собаки — выносливые животные. Они привыкли к суровым сибирским холодам. Но зимой они иногда скулят. Молчалива бескрайняя снежная ширь.
Только летом всё оживает. Прилёт полярных жаворонков — первая весть о весне. Но они иногда ошибаются. Олени — самые верные предсказатели весны. С наступлением тепла они покидают материк. Они уходят на остров Врангеля. Оленей привлекает там обилие летних пастбищ. Олени уходят туда незадолго до вскрытия льдов.
Упражнение 4. Спишите текст. Подчеркните подлежащее одной чертой, а сказуемое — двумя.
Эвкалипт — гигантское дерево. Это замечательное дерево растёт в Австралии. Оно достигает высоты небоскрёба в тридцать четыре этажа. Ствол его чрезвычайно широк. В его дупле свободно помещаются трое всадников. В первый же год жизни эвкалипт вырастает до трёх метров высоты. Могучие корни эвкалиптов — самые мощные насосы. Они высасывают из почвы массу воды. Поэтому местность вокруг эвкалиптов всегда сухая. Она не знает ни малярии, ни тропической лихорадки. Там никогда не размножаются комары. Некоторые виды эвкалиптового дерева легко разводятся у нас на Черноморском побережье. Они осушают почву и уничтожают малярию.
§ 4. Второстепенные члены предложения.
Кроме главных членов, в предложении могут быть второстепенные.
Второстепенные члены предложения поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
В предложении Длинный обоз медленно двигался по пыльной дороге подлежащее обоз и сказуемое двигался; второстепенные члены предложения: длинный, медленно, по дороге, пыльной.
Слово длинный поясняет подлежащее обоз, показывая, какой обоз двигался; слово медленно поясняет сказуемое двигался и показывает, как двигался обоз; слова по дороге поясняют сказуемое двигался и показывают, где двигался обоз; слово пыльной поясняет второстепенный член предложения по дороге и показывает, по какой дороге двигался обоз. Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:
Из всего сказанного становится понятным, почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения. Всякий второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.
Предложение, которое состоит только из подлежащего и сказуемого, называется простым нераспространённым. Например: Ветер шумел.
Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются ещё второстепенные члены, называется простым распространённым. Например: Свежий ветер бойко шумел в зелёных листьях.
Упражнение 5. Разберите следующие предложения по вопросам. Составьте схемы к трём предложениям.
Прошлым летом я видел крупную акулу на Белом море. Огромная акула лежала на палубе. Она поминутно била упругим хвостом. Маленькие глазки акулы зло поблёскивали. Вокруг толпилась команда. Мой товарищ протянул акуле конец палки. Она ловко Цапнула протянутую палку. Палка тотчас переломилась.
Упражнение 6. Данные распространённые предложения сделайте нераспространёнными.
1. Нетерпеливые лошади тронулись. Колокольчик зазвенел. Тройка быстро полетела по гладкому санному пути. 2. Быстро наступал хмурый вечер. Шёл неприветливый осенний дождь. С севера дул пронизывающий ветер. 3. Ясная луна тихо сияла на небе. Тёплая июльская ночь тиха. Изредка поднимался лёгкий ветерок. 4. Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звёзды. Звуки понемногу затихли в станице. У ворот слышались голоса.
Упражнение 7. Данные нераспространёнпые предложения распространите при помощи вопросов, указанных в скобках.
1. (Где?) появилась (какая?) туча. 2. (Какой?) поезд прибыл (откуда? когда?), 3. (Какой?) врач принимает (кого? когда?), 4. Письмо (от кого?) получено (кем? -когда?), 5. Состязания (между кем?) состоятся (когда? где?).
Упражнение 8. Данные нераспространении® предложения сделайте распространенными. Составьте рассказ и озаглавьте его.
Разведчик идёт. Лес молчит. Разведчик прислушивается. Кто-то приближается. Хрустят ветки. Разведчик всматривается. Враг близко. Это офицер. Разведчик бросается. Враг связан. Приказ выполнен.
Упражнение 9. Из данных слов н нераспространениях предложений образуйте распространённые предложения. Составьте рассказ и озаглавьте его.
Сторожка. Рельсы. Вдали лес. Показался дымок. Шум. Раздался гудок. Стук колёс. Шёл поезд. Сторож. Зелёный флаг. Шум усилился. Пыхтение паровоза. Поезд пронёсся.
Упражнение 10. Составьте четыре связных ряда распространённых предложений, воспользовавшись данными группами слов.
1) Лётчик, самолёт, пропеллер, земля, люди.
2) Зенитка, осколки, бомба, крыша, пожарник.
3) Завод, станок, работа, тыл, выполнение.
4) Колхоз, весна, трактор, расширить, помощь, Красная Армия, посевная площадь.
§ 5. Определение, дополнение и обстоятельство.
Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.
Определением называется второстепенный член предложения, который показывает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? ней? который? Определение относится к имени существительному.
На ясном кебе белела снеговая гора. На каком небе? — На ясном (определение). Какая гора? — Снеговая (определение}. Отец мой работает на фабрике. Чей отец? — Мой (определение). Володе пошёл шестой год. Который год 1 — Шестой (определение).
Дополнением называется второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? нему? кого? что? кем? нем? о ком? о нём?
Дополнение обычно относится к глаголу.
Мы изучаем математику. Изучаем что? — Математику (дополнение). Вся страна приветствовала папанинцев. Приветствовала кого? — Папанинцев (дополнение). Собрание отправило приветственную телеграмму героям. Отправило что? — Телеграмму (дополнение). Отправило кому? — Героям (дополнение).
Обстоятельством называется второстепенный член предложения, который обозначает, как и при каких обстоятельствах (т. е. где? когда? почему? и т. п.) совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы: как? каким образом? где? когда? куда? откуда? почему? зачем?
Обстоятельство обычно относится к глаголу.
Летом пионеры отдыхали в лагере. Когда отдыхали? — Летом (обстоятельство). Где отдыхали? — В лагере (обстоятельство).
Из душкой комнаты мы вышли на свежий воздух. Вышли откуда? — Из комнаты (обстоятельство). Вышли куда? — На воздух (обстоятельство). По болезни ученик отсутствовал на занятиях. Отсутствовал почему? — По болезни (обстоятельство). По улицам слона водили на показ. Водили зачем? — На показ (обстоятельство). Ветер вылжалобно и тихо. Как выл? — Жалобно и тихо (обстоятельства).
Упражнение 11. Прочтите текст. Выпишите определения с определяемыми словами.
В ГОРАХ.
Выйдешь на морской берег в Сочи — вокруг цветут розовые олеандры, белые магнолии, душистые розы. Здесь ка ярком солнце зреют золотистые мандарины. Это — настоящие субтропики.
Но стоит подняться в горы — и часа через три попадёшь в умеренный климат. Там растут разные сорта слив, пушистые персики, розовая черешня.
Поднимешься ещё на двести-триста метров — и уже встречаешь обычные растения средней полосы: яблони, груши, вишни, крыжовник.
На высоте километра над уровнем моря краснеют гроздья северной рябины, в траве наливается приполярная брусника, а на сырых местах стелется кислая клюква. А ещё через полкилометра попадёшь прямо на северный полюс — вечные льды, резкий ветер, снежные бури. Всё это можно увидеть в горах в один день.
Упражнение 12. Спишите текст. Подчеркните дополнения я укажите, на какой вопрос они отвечают. Вопрос ставьте над тем словом, к которому дополнение относится.
Образец: Я давно узнал эту песчаную дорогу.
Я давно узнал эту песчаную дорогу. Влажный песок долго не терял ночной сырости, и пыли не было. Всё поле было покрыто цветущей гречихой. Мы часто навещали старого. пасечника и радовались, когда видели зелёную опушку леса и высокий дуб. Под ним приютился шалаш пасечника. Там всегда пахло мёдом и горелым трутом. Дед окуривал трутом пчёл. Он любил нас и всегда давал нам прозрачные душистые соты.
Упражнение 13. Спишите примеры. Вместо точек вставьте в качестве дополнения подходящее по смыслу слово из указанных внизу. Поставьте к этим дополнениям вопросы.
1. Пастух со своим ... скрылся вдали. 2. В прозрачном небе я увидел ... журавлей. 3. Пчеловод внимательно следил за ... пчёл. 4. Мальчики погнали ... коней на водопой.
Слова для вставки: стая, стадо, табун, рой.
Упражнение 14, Спишите отрывок. Подчеркните обстоятельства, укажите вопросы, на которые они отвечают.
Мы плыли медленно. Лодочник насилу выдёргивал из вязкой тины свой длинный шест. Сплошные круглые листья лилий сильно мешали ходу нашей лодки. Мы добрались до тростников. Утки шумно поднимались с пруда. Дружно раздавались выстрелы. К обеду наша лодка доверху наполнилась дичью.
Упражнение 15. Разберите по членам предложения,
I. Вдали желтеют поля. Солнце опускается за знакомый березняк. Оно румянит гладкий пруд. С полей поднимается пар. Наступают сумерки.
П. Солнце стоит неподвижно над головой. Над деревней и полем лежит невозмутимая тишина* Звонко раздаётся человеческий голос в пустоте.
III. 1. Утих аул. На солнце спят у саклей псы сторожевые. (П.)
2. Коршун в море кровь пролил. Лук царевич опустил. (П.) 3. Полки ряды свои сомкнули. В кустах рассыпались стрелки. Катятся ядра. Свищут пули. Нависли хладные штыки. (П.) 4. Тяжёлый пасмурный туман нагие холмы обвивает. Зима приблизилась. Руслан свой путь отважно продолжает на дальний север. (П.)
§ 6. Простое и сложное предложения.
Связная речь может состоять из отдельных предложений. Лошадь моя была готова. Я ехал с проводником, Утро было прекрасно. Солнце сияло. (П.)
В этом отрывке четыре отдельных самостоятельных предложения. Каждое из них содержит одну законченную мысль и имеет своё подлежащее и сказуемое. Такие предложения называются простыми.
Мысли, выраженные в простых предложениях, могут быть поставлены в тесную связь, объединены в одну сложную мысль. Тогда простые предложения, выражающие эти мысли, объединяются в одно целое сложное предложение.
Иапример, два простых предложения — Ветер утих. Море продолжало волноваться — могут быть объединены в одно сложное предложение: Ветер утих, но море продолжало волноваться. В этом сложном предложении противопоставляются друг другу две мысли.
Простые предложения, входящие в состав сложного, соединяются специальными словами (а, и, но, когда), а в произношении объединяются голосом.
Сложным предложением называется такое предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений, выражающих одну сложную мысль. Например: От холода мой спутник дрожал, и я чувствовал, как тряслись его челюсти. (Это сложное предложение состоит из трёх простых предложений.)
Простые предложения, входящие в состав сложного предложения, отделяются на письме друг от друга различными знаками препинания.
Упражнение 16. Прочтите текст, укажите в нём сложные предложения и скажите, из скольких простых состоит каждое сложное предложение,
ПОЕДИНОК.
Немецкий лётчик отчётливо видел, свою добычу. Он собирался разбомбить поезд с военным грузом. Состав полз по длинной насыпи посреди густого леса, и лётчик ждал его выхода на открытое пространство. Поезд приближался к намеченному лётчиком месту. Самолёт развернулся, и бомбы полетели вниз. Фонтаны грязи и земли встали по обе стороны насыпи, но поезд не пострадал. Машинист направил состав обратно в лес, и лётчик просчитался. В ярости он сбросил теперь бомбы на лес, но поезд мчался уже по открытому пространству. В лесу послышался треск падающих сосея, а поезд шёл дальше к небольшому перелеску. Лётчик спикировал, и бомбы снова подняли столбы земли. Машинист вёл поезд рывками, и добыча опять ускользнула от лётчика. Человек на паровозе словно дразнил его, когда тот был у цели. В бессильной злобе лётчик сбрасывал одну бомбу за другой, но все они рвались безрезультатно. Поезд делал какие-то дикие прыжки. Все сцепления его неистово визжали, и он веб время менял свою скорость. Этот длинный тяжёлый состав вполне покорялся руке водителя. Немец вспотел. Он бросался на поезд, но тот опять ускользал от него. Снаряды все вышли. Лётчик осыпал поезд пулемётными очередями, но тот в это время шёл уже под прикрытием леса. Пули проносились над поездом, а машинист зорко следил за врагом. Немец откинулся в изнеможении. Небо сияло. Была хрустальная ровная осень. Поединок окончился.
Упражнение 17. Прочтите текст, устно укажите, из скольких простых предложений состоит каждое сложное предложение.
ДЖЕК.
Глухарь — птица очень осторожная, и человеку близко подойти к нему трудно. Сидит глухарь на верхушке сосны и пощипывает хвою, но малейшая тревога сразу заставит его насторожиться.
И вдруг под деревом появляется четвероногий охотник. Уши подняты, хвост беспрерывно движется, глаза горят. Джек вытягивает шею к птице, и громкий азартный лай разносится далеко по лесу; А глухарь прекрасно понимает, что собака на дерево взобраться не может. Он продолжает преспокойно щипать хвою и разглядывать глупого пса с насмешкой и любопытством. Всё внимание осторожной птицы обращено на лающую собаку, и она совсем на замечает приближения охотника. А Джек себе на уме. Если охотник приближается к птице с его стороны, он быстро обегает дерево и заставляет глухаря повернуться спиной к стрелку. Охотник может хорошо прицелиться. Раздаётся выстрел... Раненая птица взлетает. Она цытается подняться, но это ей не удаётся, и она камнем падает к подножию сосны.
Упражнение 18. Спишите примеры, докончив их так, чтобы получились сложные предложения.
1. На выстрел дозорного прибежали пограничники, и нарушитель ....
2. Я повернул выключатель, и электричество ... . 3, Летом мой брат жил в пионерлагере, а я .... 4, Рыбаки потянули сеть, но рыба ....
5. Парашют раскрылся, и парашютист ... . 6. Тропинка вывела нас на открытую поляну, где .... 7. Часы пробили девять, и занятия ... . 8. Монтёр выключил ток, и мотор ... . 9. В кустах послышался шорох, и собака ... . 10. Путешественник рассказал нам о том, что ... . 11. Над местностью пронёсся такой ураган, что ... . 12. Волна перекатывалась через камень, который ... . 13. Мы решили вернуться домой, так как ... .
ФОНЕТИКА.
§ 7. Звуки речи.
Наша речь состоит из слов. В каждом слове есть две стороны: смысловая и звуковая. Со стороны звуковой слово распадается на отдельные звуки речи. Звуки речи мы произносим благодаря работе лёгких, гортани, мягкого нёба, языка и губ (см, рис. 1).
Когда мы говорим, мы выдыхаем из лёгких воздух. Воздух из лёгких по дыхательному горлу проходит в гортань. Гортань представляет собой своего рода музыкальный инструмент сложного устройства. В гортани выходящий из лёгких воздух образует звук, который называется голосом.
Одни звуки речи образуются при участии голоса (например а, о, з, ж, в), а другие — без голоса (например с, ф, п, к).
Из гортани воздух (с голосом или без него) идёт наружу через рот, а иногда через нос (при звуках н, м).
При произношении одних звуков воздух свободно проходит через рот, не встречая никаких преград (например а, о). При произношении других звуков во рту образуются различные преграды, благодаря определённым положениям языка и губ. Встречая эти преграды, Боздух трётся о них и разрывает их. От этого образуются шумы.
Таким образом, звуки речи могут состоять из голоса и шума. Одни звуки состоят только из голоса (например а, о,&), другие — только из шума (ф, ш, ч, п, х), третьи — из шума и голоса (в, ж. б, г).
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|