На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Уроки русского языка в 6 кл. Разумовская, 1959

Мария Кузьминична Разумовская

Уроки русского языка в шестом классе

Из опыта работы

*** 1959 ***


PDF


      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      От автора 3
     
      ЧАСТЬ I. МОРФОЛОГИЯ
      Повторение материала,
      пройденного в V классе (до глагола) 6
      Повторение глагола 11
      Глагол (окончание) 14
      Причастие 38
      Деепричастие 74
      Наречие 82
      Предлоги 109
      Союзы 120
      Частицы 128
      Междометие 145
     
      ЧАСТЬ II. СИНТАКСИС
      Общие сведения о простом предложении 149
      Состав и типы простого предложения 161
      Однородные члены предложения 211

 

Фрагмент (до 14 страницы):

      ОТ АВТОРА

      Книга содержит поурочные разработки по русскому языку в VI классе, составленные в соответствии с программой 1956 года. Эти разработки являются результатом многолетнего опыта работы автора в 210-й школе Ленинграда.
      Методы и приемы работы, а также построение уроков являются примерными и рассчитаны главным образом на начинающего учителя. Каждый урок делится на три основные части: опрос, объяснение нового и закрепление. В опрос включается грамматический разбор предложений, орфографические устные или письменные пятиминутки, работа с карточками, с учебником, словарная работа. Опрос на каждом уроке носит обучающий характер.
      Предложения для грамматического разбора1, давае* мые ежедневно на дом, заранее перед уроком записываются на доске учеником или даются на карточках вызванным к доске ученикам. Слова для орфографических пятиминуток даются устно или письменно. Они подбираются как с целью изучения нового материала, так и с учетом повторения пройденного.
      Почти каждый день для записи в словарик (для запоминания) даются трудные слова, связанные с проходимой темой или с повторением. Страница словарика делится на две части. В одной части страницы записываются слова на правила по мере их прохождения, в другой части страницы — трудные слова в алфавитном порядке. В конце словарика выделяется несколько страниц для учета ошибок, допущенных учащимся в письменных работах.
      Объяснение нового материала органически связывается с опросом и проводится методом беседы; запись примеров на доске дается, как правило, в виде таблицы. Анализ примеров заканчивается в большинстве случаев самостоятельным выводом учащимися нового правила.
      Новый материал закрепляется работой над параграфом, упражнениями учебника и различными заданиями, которые предлагает учитель.
      Уроки насыщены материалом, поэтому учитель отберет нужный для себя материал в зависимости от темпа работы и от степени подготовленности класса; неиспользованный материал можно оставить для поьторения.
      Каждый урок является одним из многих возможных вариантов урока, зависящих от степени подготовленности класса, и поэтому требует к себе критического подхода и творческого использования материала. После некоторых наиболее сложных тем приводится дополнительный материал для практической работы в классе, который учитель может использовать по своему* усмотрению.
      Изучение нового материала проводится в связи с повторением пройденного. При прохождении морфологии в первом полугодии повторяется и углубляется курс синтаксиса и пунктуации, пройденный в IV классе: например, с первых уроков при грамматическом разборе повторяются предложения сложные, с однородными членами, прямой речью; при изучении причастий и деепричастий дается понятие о причастных и деепричастных оборотах и знаках препинания при них и т. д.
      При изучении синтаксиса во втором полугодии повторяется усвоенное по фонетике и морфологии: например, при изучении второстепенных членов предложения (обстоятельств) повторяется правописание наречий, предложных сочетаний, падежных окончаний существительных и т. д.
      Материал по повторению пройденного, включающийся в опрос, в примеры при объяснении нового, в предложения и тексты при закреплении, в задания на дом, также является примерным. Каждый учитель должен внимательно изучить степень подготовленности класса и на основе этого строить повторение, обращая особое внимание на слабые места в знаниях учащихся.
      Большое значение придается различным видам тренировочных работ: диктантам, орфографическим пятиминуткам, практическим заданиям, упражнениям учебника, словарно-орфографической работе и грамматическому разбору предложений. Опрос при проверке домашнего задания проводится, как правило, на оценку.
      Помимо различных видов тренировочных работ с орфографической целью, при изучении каждой темы предлагаются упражнения по развитию речи: сочинения, изложения, упражнения по стилистике.
     
     
      ПЕРВАЯ ЧАСТЬ
      МОРФОЛОГИЯ
     
      ПОВТОРЕНИЕ МАТЕРИАЛА,
      ПРОЙДЕННОГО В V КЛАССЕ (до глагола)
      (2 часа)
     
      Распределение часов:
      Фонетика. Состав слова. Имя существительное — 1 час.
      Имя прилагательное. Местоимение — 1 час.
     
      1-й урок
      Тема. Повторение фонетики, состава слова, имени существительного
      В начале урока учитель напоминает учащимся о количестве тетрадей по русскому языку и правилах ведения их х. Затем кратко сообщает о программе по русскому языку в VI классе. Учащиеся перечисляют части речи, изученные в V классе.
      Учитель сообщает цель урока. Для прочного усвоения пройденного необходимо систематическое повторение его в течение всего учебного года. Поэтому первые уроки начинаются с повторения пройденного по фонетике, составу слова, имени существительному, а также с повторения синтаксиса по курсу начальной школы.
      Повторение по этим темам можно провести на тексте «Воробей» И. С. Тургенева, который дается как выборочный диктант.
     
      ВОРОБЕЙ
      Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
      Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
      Я взглянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
      Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
      Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище, но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
      Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
      Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея...
     
      Диктуется и записывается первое предложение: Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.
      Учащиеся определяют тип этого предложения, объясняют отсутствие запятой перед союзом и проводят разбор по членам предложения, называют части речи. Разбираются грамматические признаки слов: я, шел, по аллее. Слово возвращался (воз-вращ-а-л-ся) разбирается по составу, объясняется его правописание. При его разборе учащиеся вспоминают правописание неполногласных и полногласных сочетаний (§ 24), при разборе слова шел — правописание о — е после шипящих (§ 23). Подбираются однокоренные к словам возвращался (возвратился, возвращение и др.), шел (шедший, шествие). Во втором предложении обращается внимание на правописание слов: собака (с непроверяемой безударной гласной), бежала (корень бег — беж), впереди (наречие с приставкой пишется слитно).
      В третьем предложении обращается внимание на отсутствие запятой перед союзом и (предложение с однородными членами). Объясняется правописание слов: уменьшила, начала, зачуяв, перед собою, дичь. Учащиеся вспоминают правописание буквы ь после мягких согласных (§ 28), правописание гласных после шипящих (§ 9), правописание предлогов, правописание существительных III склонения.
      Четвертое, пятое, шестое предложения в целях экономии времени разбираются устно, записываются только слова и сочетания слов, например из четвертого предложения: вдоль аллеи, воробья, взъерошенный, с желтизной. Повторяется правописание двойных согласных (§ 3), существительных I склонения, букв ъ и ь разделительных (§ 14). В пятом предложении учитель обращает внимание на правописание слов: беспомощно, растопырив, прораставшие. Повторяются приставки на з (§ 30), правописание корня раст — рос (§ 22).
      В шестом предложении подбираются и записываются однокоренные к словам спасать (спас, спасение, спаситель) и заслонил (заслон, заслонка, заслонять).
      Седьмое предложение читается и записывается целиком, объясняется постановка запятых (сложное предложение). Объясняется правописание безударных гласных в словах трепетало (трепет), одичал (дикий), замирал. Повторяется правописание корней с чередующимися гласными е — и (§ 20).
      В остальных предложениях можно остановиться на правописании слов и словосочетаний: на безопасной ветке, сбросила, остановился, удалился.
      В конце урока, пользуясь записями в тетрадях учеников, можно обобщить повторенное на уроке по вопросам: Как отличить предложение с однородными членами от сложного? Какие правила из разделов фонетики и морфологии повторили на уроке?
      Задание на дом. Повторить правописание суффиксов существительных (§ 60, 61, 62 учебника), имя прилагательное и местоимение; упражнение 254 (письменно), 182 (устно). Разобрать предложение: По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (Ник.) Записать в словарик и запомнить слова из упражнения 255.
      Можно также предложить написать домашнее сочинение на тему «Первый день в школе» или «Первое сентября». Слова по теме «Школа» записываются на этом же уроке в словарь.
      Слова к сочинению на тему «Школа»: вестибюль, гардероб, лестница, коридор, кабинеты, библиотека, канцелярия, директор, преподаватели и т. д. План к сочинению можно составить на уроке литературного чтения.
     
      2-й урок
      Тема. Имя прилагательное. Местоимение, (повторение)
     
      При проверке выполнения домашнего задания двум ученикам можно предложить заранее подготовленные карточки.
      Карточка № 1
      1. Вставить пропущенные буквы и объяснить правописание слов: галч.нок, сверч.к, овраж.к, крас.та, желт.н.кий, мяг.н.кий, уключ.на, препод.ват.ль, трещ.тка.
      2. Придумать и написать сложное предложение.
      Карточка № 2
      1. Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов: меж.и (тв. п. ед. ч.), плащ.м, трущ.ба, реш.тка к бабушк. Мари. Василъевн.; у Зо. Михайловн.; с постройк., в оранжере., на панел., в гаван., в дисц.плин., на р.внин., в к.нцеляр.. .
      2. Придумать, написать и разобрать предложение с однородными членами.
      В то время как вызванные ученики готовятся к ответу по карточкам, фронтально проверяется выполнение домашнего задания, повторяется правописание суффиксов существительных, разбирается синтаксически и морфологически заданное на дом предложение. После этого вызванные учащиеся читают слова, данные на карточках, объясняя правописание суффиксов и окончаний прилагательных и существительных.
      Повторение прилагательного начинается с вопросов учителя: Что называется прилагательным? С какой частью речи согласуются прилагательные? Как изменяются прилагательные? Какова роль прилагательных в предложении? Какие прилагательные относятся к качественным, относительным, притяжательным? Какие прилагательные называются краткими? Назовите прилагательные сравнительной и превосходной степеней.
      Учащиеся дают краткие формулировки правил и приводят примеры.
      Можно предложить задание: образовать от существительных внимание, удивление, очарование прилагательные мужского, женского и среднего рода и множественного числа, полные и краткие, а также сравнительной и превосходной степени и записать их вместе с существительными.
     
      Образец записи
      Внимательный слушатель. Внимательная ученица. Внимательное отношение. Внимательные учащиеся.
      Брат внимательнее сестры. Внимательнейший продавец.
      Товарищ внимателен. Подруга внимательна. Дитя внимательно. Они внимательны.
      Безударная гласная корня подчеркивается, все формы прилагательных объясняются устно.
      Повторение правописания падежных окончаний и суффиксов прилагательных, а также повторение местоимений можно провести на объяснительном диктанте. Текст дается также с учетом работы над безударными гласными.
     
      Текст диктанта
      1. На блестящей поверхности озера качается маленькая лодочка. 2. В безоблачном небе не слышно песни звонкого жаворонка. 3. Товарищи вернулись из продолжительного, опасного, но интересного путешествия. 4. Это было удивительное создание. 5. Благородным поступком Миша завоевал всеобщее уважение. 6. Терек играет в свирепом веселье. 7. Осина расцветилась красными, багровыми и золотистыми листьями. 8. Пионеры записались в кружок занимательной математики. 9. По бесконечным равнинам двигался караван. 10. Блестящие звезды показались в далеком небе. 11. Мы углубились в тенистую аллею сада. 12. Ничей голос не нарушал безмолвия. 13. Никакая работа для нас не страшна. 14. Ничто не предвещало непогоды. 15. Он ни у кого не был и ни с кем не говорил. 16. Это письмо написал не кто иной, как мой товарищ.
     
      Слова и словосочетания для диктанта
      Гигантский завод; очаровательный вид; туманный день; бесценный подарок; отечественная война; революционное движение; шерстяной платок; журавлиный крик; серебряный рожок; песчаная местность; соломенная крыша; матросский костюм; скользкий тротуар, вязкий берег; большевистский привет; свинцовая туча; грошовые расчеты; ландышевые капли; обрывистый берег; задумчивый взгляд; утренняя заря; деревянная решетка; красноватый горизонт; чувствительный прибор; вагоноремонтный завод; железнодорожный мост.
      Снег скрипуч; лес хорош; ситец линюч.
      Безынтересный, безыскусственный, сызнова, глубокоуважаемый, дикорастущий, бледно-розовый, ярко-желтый, Восточно-Китайское море.
     
      Задание на дом. Повторить § 115, 116, 79, 82; упр. 394, 337. Разобрать предложение: Бесчисленные острова реки поросли сказочно красивым субтропическим лесом. Записать в словарик и запомнить правописание слов: будущий, следующий (устно просклонять их).
     
     
      ПОВТОРЕНИЕ ГЛАГОЛА
      (3 часа)
     
      1-й урок
      Тема. Понятие о глаголе, его морфологические признаки (повторение)
     
      В начале урока для закрепления повторенного на предыдущих уроках проводится орфографическая пятиминутка:
      Бесчисленные звезды; серебряный кружок; матросский костюм; большевистский привет; вязкий берег; утренняя заря; необъятный горизонт; ювелир. Скрипуч, жгуч, свеж, роскошь, из-за туч, без галош помощь, молодежь, крючок, галчонок, трущоба, решетка. Жжет; сильный ожог на руке; разжечь дрова в печке. Никто; ни в чем не виноват; кто-то.
      С этой же целью можно вызвать трех учащихся и предложить им написать по 10 существительных или прилагательных с различными суффиксами, объясняя их правописание: например, написать 10 прилагательных с н и нн в суффиксах; написать 10 существительных с суффиксами -ок, -онок, -от, -чик, -щик; написать 10 отрицательных местоимений с частицами не и ни слитно и раздельно и т. д.
      После проверки домашнего задания учитель предлагает вопросы по повторению глагола: Что называется глаголом? Как изменяется глагол? Как изменяются существительные и прилагательные в отличие от глагола? Какие глаголы не изменяются по лицам, а только по родам и числам? Что называется спряжением в отличие от склонения? Какая форма глагола называется неопределенной? Какие глаголы относятся к изъявительному наклонению?
      По учебнику разбирается таблица спряжения глаголов (§ 136 до глаголов сослагательного наклонения).
      Затем учитель спрашивает о переходных и непереходных глаголах. Учащимся предлагается устно образовать все глагольные формы от глаголов: предлагать — предложить, прикасаться — прикоснуться, расстилать — расстелить. Приводятся примеры возвратных глаголов: Солнце освещает землю. Земля освещается солнцем.
      Затем проводится выборочный диктант.
      Текст диктанта
      1. От зари алый свет разливается. 2. Разразился ливень. 3. Расставляли стулья в зале, готовились к вечеру. 4. «Что же ты не едешь?» — спросил я ямщика. 5. Зимой нужно одеваться теплее. 6. На удочку пескарь начинает ловиться ранней весной.
      Учитель диктует предложения. Учащиеся записывают только глаголы и разбирают их морфологические признаки по схеме:...
      Задание на дом. § 125, 126; упр. 426. Разобрать предложение: Ты усаживаешься на крутом склоне, снимаешь ружье и достаешь из сумки патроны. Образовать все глагольные формы от глаголов объединять — объединить.
     
      2-й урок
      Тема. Правописание глаголов I и II спряжения (повторение)
     
      Урок начинается с грамматического разбора заданного на дом предложения. Ученику предлагается заменить в этом предложении глаголы 2-го лица единственного числа сначала глаголами 2-го лица множественного числа, а за-
      12
      тем — глаголами 3-го лица единственного и множественного числа.
      Затем учитель спрашивает о правописании глаголов I и II спряжения с безударным окончанием. Проводится орфографическая пятиминутка:
      1. Где строят, там и роют. 2. Как постелешься, так и выспишься. 3. Уже румянит осень клены. 4. Слышится песня. 5. Дремлет чуткий камыш.
      При проверке упражнения 426 повторяется образование и правописание глаголов прошедшего времени.
      Учащимся предлагается придумать глаголы с безударной гласной в суффиксе, которые записываются в таком порядке: е
      видеть — видел
      зависеть — зависел
      а
      слышать — слышал
      закапать — закапал
      и
      направить — направил
      строить — строил
      я
      сеять — сеял
      таять — таял
     
      Проводится сначала устный, а затем письменный словарный диктант.
      Текст диктанта
      1. Слышится голос. 2. Видит парус. 3. Увидели море. 4. Туман скоро рассеется. 5. Туча рассеялась. 6.Ненавидел безделье. 7. Ненавидит праздность. 8. Пчелы больно жалят. 9. Ужалила пчела. 10. Развеялось горе. 11. Услышали эхо.
      Устно разбираются по два-три предложения из упражнений 434 и 437.
      Задание на дом. § 127 — 129; упражнения 438, 440.
      Разобрать предложение: Такая уж вырабатывается у охотника привычка: хвататься за ружье, как только завидишь убегающего зверя. Записать в словарик и запомнить правописание глаголов: преодолеть, обнаружить, восхищаться, забрезжить, обагрить, шествовать.
     
      3-й урок
      Тема. Правописание глаголов (повторение)
     
      Правописание глаголов закрепляется объяснительным или выборочным диктантом.
      Предложения для диктанта
      1. Сладко спится на воздухе. Кажется, не дышишь, а пьешь свежий ароматный воздух, и с каждым глотком в усталое тело вливаются новые силы. Холодно было выбираться из полушубка, но все же я встал и начал осматриваться кругом. (Спанг.) 2. Я заглянул вниз и попятился. Мурашки забегали у меня по спине. Внизу под нами лежала пропасть. Стоило в темноте сделать лишний шаг, и мы пропали бы. (Спанг.) 3. Я забираюсь в кабину, плотнее запахиваю свою телогрейку и, когда машина трогается с места, начинаю дремать, покачиваться из стороны в сторону. (Спанг.) 4. Сырая осенняя ночь заглушает звуки. Но чуткие уши Одинца (лося) слышали все, что делается у него за спиной. Там слышался говор и смех, люди ломали сучья, резко потрескивали костры. Крестьяне спали у костров, оставив одного стеречь огонь. Становилось холодно. Утро обещало быть ясным. 5. Охотник видел, как золотая дорожка солнца добежала до берега, заиграла искрами на песке. Он слышал, как за лесом протрубила труба и раздались голоса загонщиков. Он заметил, как что-то темное зашевелилось перед ним в чаще, увидел громадную фигуру зверя, внезапно вставшую над обрывом, — и поднял ружье (по Бианки).
      Вместо предложений (или наряду с ними) можно использовать словарный диктант:
      Озаряется окрестность; расстилается туман; занимается заря; пыль вытирается; блестит месяц; стало смеркаться; пора собираться; время расстаться; надо остановиться; пора зажечь свет; надо сжечь мусор; хлебы должны испечься; слышится голос; видит поле; он исправится; начинается осень; движется караван; ни от кого не зависит; ничего не видит и не слышит; ни в чем не нуждается; никогда не теряется; расстегнулось пальто; показалось солнце; появилась зелень; пчелы жалят; чувствуется холод; участвует во всякой работе; намеревается помочь; рассеялся туман; сбросил тяжесть; растаяли снега.
     
      Задание на дом. Повторить § 117, 123, 126 (правописание глаголов I и II спряжения, неопределенной формы и прошедшего времени). Составить устное сочинение на тему «Рыбная ловля» (от 1, 2, 3-го лица и в неопределенной форме) по опорным словам: приготавливаю, встаю, одеваюсь, беру, захожу, встречаюсь, направляемся, выбираем, усаживаемся, забрасываем, начинаем ловить, подсекаю, вытаскиваю, блестит, трепещет, радуемся и т. д.
     
      ГЛАГОЛ (продолжение) (12 час.)
     
      Примерное распределение часов:
      Повелительное наклонение и его правописание — 3 часа.
      Сослагательное наклонение и его правописание — 1 час.
      Объяснительный диктант — 1 час.
      Безличные глаголы — 2 часа.
      Образование глаголов ставок при помощи суффиксов и приставок — 3 часа.
      Контрольный диктант и работа над ошибками — 2 часа.
     
      1-й урок
      Тема. Повелительное наклонение
     
      Урок начинается с повторения правописания глаголов неопределенной формы, I и II спряжения; проводится орфографическая пятиминутка:
      Должен приготовиться. Он подготовится к работе. Развевается флаг. Ни от кого не зависит. Собираемся в поход.
      Переходя к новому материалу, учитель задает вопросы: Сколько наклонений имеет глагол? Какие глаголы относятся к изъявительному наклонению? Приведите примеры глаголов в настоящем, прошедшем и будущем времени.
      Сообщается тема урока, которая записывается на доске и в тетрадях учащихся.
      Учитель предлагает прочитать предложение Работай, учись и живи для народа, Советской страны пионер, записанное на доске, и назвать глаголы.
      Что обозначают эти глаголы? (Приказ, просьбу, совет, призыв.)
      Затем учитель читает предложение: Встаньте летом пораньше, оденьтесь, возьмите полотенце и идите купаться на залив. Учащимся предлагается назвать глаголы, обозначающие приказание или просьбу. Учитель сообщает, что такие глаголы относятся к повелительному наклонению.
      Дальнейшее изучение глаголов повелительного наклонения ведется по таблице, которая записывается учителем на доске, а учащимися в тетрадях:
      Глаголы повелительного наклонения оканчиваются:
      на й: читают — читай, рисуют — рисуй;
      на мягкий согласный звук: сядут — сядь, приготовят — приготовь;
      на шипящую: отрежут — отрежь, умножат — умножь-, на и: вертит — верти, говорит — говори.
      Во множественном числе и вежливой форме прибавляется окончание -те: оденут — оденьте, ляг — лягте.
      В возвратных глаголах прибавляется частица -ся-сь:
      оденется — оденься, украсится — украсься, оденутся — оденьтесь.
      Затем учащиеся читают § 130.
      Учитель задает вопросы: Как образуется повелительное наклонение? В каком лице употребляются глаголы повелительного наклонения? На что оканчиваются глаголы повелительного наклонения? Каково правописание глаголов повелительного наклонения, оканчивающихся на мягкую согласную или шипящую? На что оканчиваются возвратные глаголы повелительного наклонения? Когда глаголы повелительного наклонения оканчиваются на -те?
      В конце урока можно предложить составить короткий рассказ на тему «Утренняя зарядка», используя глаголы повелительного наклонения.
      Для закрепления читаются и разъясняются упражнения 441 и 442. Упражнение 443 разъясняется устно и затем выполняется письменно.
      Задание на дом. § 130; повторить § 127; упр. 430 (устно) и 444 (письменно). Разобрать предложение: Павел писал Николаю: «Не оставьте мою мать, утешьте и приласкайте ее».
     
      2-й урок
      Тема. Правописание глаголов повелительного наклонения
     
      При проверке домашнего задания учитель обращает внимание учащихся на правописание глаголов повелительного наклонения. Затем задает вопросы: Что обозначает повелительное наклонение глаголов? На что оканчиваются глаголы повелительного наклонения?
      Записывается тема урока; доска делится на четыре части. В процессе записи примеров объясняется правописание глаголов повелительного наклонения.
      ь пишется:
      После мягкой согласной После щипящей Перед окончанием -те Перед частицей -ся
      брось оставь достань съешь увеличь умножь съешьте увеличьте оставьте достаньте оденься останься приготовься
     
      Учащиеся формулируют вывод о правописании глаголов повелительного наклонения.
      Устно разбираются упражнения 445, 446. Затем проводится выборочный диктант.
      Текст диктанта
      1. Вечером приготовьте все необходимое для рыбной ловли. Заранее познакомьтесь с берегом реки и наметьте места для рыбной ловли. Не забудьте накопать червей. Утром встаньте пораньше, оденьтесь, возьмите баночку с червями и отправляйтесь на речку. Будьте внимательны и терпеливы. 2. Возьми нож, нарежь хлеба, намажь маслом, посыпь солью и съешь. 3. Увеличьте это число. 4. Помножьте одиннадцать на шестнадцать.
      Учащиеся записывают только глаголы повелительного наклонения, размещая их в таблице, приготовленной выше.
      Задание на д о м. § 130; упражнения 450 и 452. Повторить все случаи правописания буквы ь после шипящих. Разобрать предложение: Возьми карандаш и тушь, кончай свой чертеж. Записать в словарик и запомнить слова: доверься, приготовьтесь, будьте, увеличьте, поднатужься, умножьте, утешься, не плачьте, съешьте.
     
      3-й урок
      Тема. Правописание глаголов повелительного наклонения (закрепление)
     
      В начале урока, после проверки выполнения домашнего задания, в целях усвоения темы проводится выборочный диктант на правописание буквы ь после шипящих как в глаголах повелительного наклонения, так (для сопоставления) и в именах существительных и кратких прилагательных.
      1. Не тревожьте больного, обеспечьте ему покой. 2. Картеч! пробила брешь. 3. Проезжали мимо дач. 4. Как свеж и пахуч после грозы воздух. 5. Надо беречься, чтобы не обжечься. 6. Увеличь одиннадцать на семнадцать. 7. Умножьте это число. 8. Одной рукой узла не завяжешь.
      Слова из диктанта с ь после шипящей пишутся в тетрадях и на доске. Ученики, вызванные к доске, объясняют правописание ъ после шипящих в этих словах.
      Очень важно провести сопоставление правописания глаголов 2-го лица настоящего и будущего времени и глаголов повелительного наклонения. Учитель устно называет глаголы неопределенной формы: предложить, собрать, удивить, расстелить, раздвинуть, воздержаться, растоптать, исправить, похвалить, воскликнуть. Учащиеся образуют от этих глаголов сначала глаголы изъявительного наклонения 2-го лица множественного числа, а затем глаголы повелительного наклонения по схеме:...
      Устно разбирается упражнение 448; письменно выполняется упражнение 449. При разборе примеров учащиеся обьясняют правописание личных окончаний глаголов изъявительного наклонения и правописание глаголов повелительного наклонения.
      Можно предложить задания: 1. От данных ниже глаголов настоящего и будущего времени образовать глаголы повелительного наклонения в единственном и множественном числе: бью, пью, лью, шью, сижу, назначу, отрежу, буду, оставлю, увеличу, встану.
      Образец: бью — бей — бейте.
      2. От данных глаголов 2-го лица единственного числа образовать глаголы повелительного наклонения: соберешься. покажешься, удивишься, оскорбишься, приблизишься, телеграфируешь, интересуешься, не сдаешься, умножишь, увеличишь, оставишь, оденешься.
      Образец: соберешься — соберись — соберитесь.
      При образовании повелительного наклонения обращается внимание на правописание буквы ь и безударной гласной корня.
      Задание на дом. § 130; упражнения 451, 452. Повторить § 125 (изменение глаголов прошедшего времени). Разобрать предложение: Вы встаете до зари, выходите на крыльцо и ждете восхода солнца.
     
      4-й урок
      Тема. Сослагательное наклонение и его правописание
     
      Урок начинается с грамматического разбора предложения, заданного на дом на предыдущем уроке и записанного заранее на доске. Вызванный ученик определяет тип предложения, разбирает его по членам предложения, объясняет пунктуацию, делает морфологический разбор глаголов. Затем ему предлагается изменить предложение так, чтобы глаголы в нем были в повелительном наклонении. Второй вызванный ученик объясняет правописание повелительного наклонения. Проверяются упражнения 451 и 452, обращается внимание на правописание буквы ь после шипящих во всех частях речи. Третий ученик рассказывает о глаголах прошедшего времени, их изменении и правописании.
      Затем учитель называет и записывает тему урока и диктует предложения для разбора:
      1. Написал бы ты письмо дедушке. 2. Ты мог бы достичь больших успехов, если бы прилежно занимался. 3. Если бы ты внимательно слушал на уроке, то все бы понимал.
      Каждое предложение читается; называются и подчеркиваются глаголы с частицей бы. Учитель спрашивает, какое действие обозначают глаголы с частицей бы (действие, которое говорящий считает возможным). Учитель сообщает, что глаголы, употребляющиеся с частицей бы, называются глаголами сослагательного наклонения. Они обозначают действие, которое говорящий считает возможным или желательным. Учащиеся сами делают вывод, от каких глаголов и как образуется сослагательное наклонение (от глаголов прешедшего времени прибавлением частицы бы, б) и как они изменяются (как и глаголы прошедшего времени, они изменяются по числам, а в единственном числе — по родам).
      Учитель спрашивает: Как пишется частица бы (б) с глаголами? Где может стоять частица бы в предложении?
      Затем читается § 131, устно разбирается упражнение 454. Для закрепления темы проводится предупредительный диктант.
     
      Примеры для диктанта
      1. Почитал бы ты что-нибудь, чем сидеть без дела. 2. Сходил бы ты в магазин за продуктами. 3. Если бы ты пришел вовремя, то не опоздал бы на поезд. 4. Без твоей помощи товарищ не справился бы с чертежом. 5. Без велосипеда я не добрался бы за полчаса до станции. 6. Вы могли бы улучшить ваш почерк, если бы работали над ним упорно и систематически. 7. Вы давно бы приготовили ваши уроки, если бы не занимались посторонними делами.
      Записывая предложения, учащиеся подчеркивают глаголы сослагательного наклонения, обращают внимание на правописание частицы бы (б). Можно предложить учащимся заменить глаголы сослагательного наклонения глаголами повелительного наклонения, чтобы показать, что глагол одного наклонения можно заменить глаголом другого наклонения.
      Можно также предложить такие задания:
      1. Образовать сослагательное наклонение от глаголов: предложить, удивить, разгореться, захотеть, восстановить, возвратиться, участвовать, чувствовать.
      2. Изменить по родам и числам некоторые из образованных глаголов сослагательного наклонения.
      3. Придумать простое и сложное предложения с глаголами сослагательного наклонения.
      Задание на д о м. § 131; упражнения 453 (устно) и 454 (письменно). Разобрать предложение: Если бы он рассказал о своих затруднениях, ему была бы оказана помощь.
     
      5-й урок
      Тема. Объяснительный диктант
     
      Примеры для диктанта
      1. Я с трудом пробираюсь по узкой тропинке между двумя стенами высокой ржи. Колосья касаются моего лица и щекочут меня. Я наклоняюсь, чтобы избежать этих прикосновений. Кругом звенит жужжание насекомых. (Т.) 2. Докладчик кончил свое сообщение и предложил остановиться на главных вопросах. 3. Я направился, в соседний парк, где условился встретиться с товарищем. 4. Ветер развеял остатки туч, небо прояснилось. 5. Спрячьтесь поскорее от дождя среди этих дач. 6. Тщательно исправьте ваши ошибки. 7. Утешьте этого малыша — помогите ему спуститься к заливу, чтобы он мог собирать на берегу ракушки. 8. Вы редко пишете письма своему дедушке, пишите ему почаще. 9. Вы зовете вашего товарища кататься на лодке. Не зовите его: он заболел. 10. Без электрического фонаря я не мог бы добраться до ночлега. 11 Не забудьте, что в каждом деле нужны аккуратность и точность исполнения. 12. Выспится Саша, поднимется рано, черные косы завяж°т у стана и убежит. (Я.) 13. Ястреб-тетеревятник — приносит
      много вреда. Если бы вы уничтожили ястреба-тетеревятника, то сделали бы полезное дело. 14. Глядишь и не знаешь, идет или не идет его (Днепра) величавая ширина. (Г.)
     
      Материал для словарного диктанта
      Не шел; не удивлял, не надо удивляться; собирать, соберешься, надо собираться; не видеть, они не видят, увидит, увидели; не был в музее; не могли уберечься от ожогов; не будьте рассеянными; предлагать помощь; не прикасаться к горячему; вскочить на коня и поскакать по дороге; не сдаваться; остановиться и помочь малышу; развевается флаг; развивается речь; рассчитать время; не дрожать от страха; не раздражаться; увеличьте числа; умножьте, отрежьте, не плачьте; приготовься, приговьтесь; направились к оранжерее; туман рассеялся; посадил бы цветы и поливал бы.
     
      Первые два предложения все учащиеся пишут под диктовку учителя в тетрадях. Затем к доске вызывается ученик и пишет первые два предложения на доске по своей тетради, а в это время учитель диктует всему классу третье и четвертое предложения. Затем ученик, вызванный к доске, объясняет правописание глаголов. Весь класс проверяет написанное на доске и следит за правильностью ответов ученика. После этого вызывается второй ученик, который пишет на доске третье и четвертое предложения по тетради, а весь класс в это время пишет под диктовку учителя следующие предложения. Так ведется объяснение диктанта до конца.
      Словарный диктант проверяется так же, только на доске вызванный ученик пишет слова и сочетания слов. Некоторые слова не записываются, а объясняются устно в целях экономии времени.
      Если останется время, можно предложить задания:
      1. Найти в тексте все глаголы I и II спряжения и рассказать о их правописании.
      2. Подчеркнуть все глаголы с частицей не, объяснить их правописание.
      3. Выделить глаголы прошедшего времени и объяснить правописание безударной гласной перед л.
      4. Выделить все глаголы повелительного наклонения, объяснить их правописание.
      Задание на дом. Повторить § 131, 129; упражнение 426. Придумать 6 предложений с глаголами сослагательного наклонения. Разобрать предложение: Если бы лось успел достичь мелкого места, он благополучно ушел бы в лес.
      Записать в словарик и запомнить слова: участвовать, чувствовать, чествовать, намереваться; разделить их для переноса.
     
      6-й урок
      Тема. Безличные глаголы
     
      Урок можно начать с грамматического разбора заданного предложения. Вызванный ученик определяет тип предложения, называет части речи, определяет морфологические признаки глаголов в предложении, рассказывает о значении глаголов сослагательного наклонения и их правописании, В примерах подчеркивается наличие действующего лица, подлежащего.
      Второй ученик читает придуманные им предложения и рассказывает о правописании окончаний глаголов -тся и -ться. Всему классу предлагается устно разобрать правописание глаголов в примерах: 1. Ученик гордится своими успехами и, действительно, может гордиться. 2. Дом строится. 3. Дело мастера боится. 4. Тот ничего не боится, кто трудится и умеет трудиться.
      Учащиеся называют глаголы в этих предложениях определяют их время, лицо, ставят вопрос, объясняют отсутствие или наличие мягкого знака перед -ся. При разборе обращается внимание на наличие подлежащего (действующего лица) при глаголах изъявительного наклонения.
      Затем вызванный ученик рассказывает о глаголах прошедшего времени, разбирает примеры из упражнения 426: видеть — видел — видит; ненавидеть — ненавидел — ненавидит и т. д.
      Называется и записывается тема урока. Разбираются примеры:
      1. Летом рано рассветает. 2. Дедушке нездоровилось. 3. Зимой быстро смеркается.
      Проводится синтаксический разбор этих предложений. Выясняется, что глаголы-сказуемые в этих предложениях не имеют при себе подлежащего, выражаются формой 3-го лица единственного числа настоящего времени или среднего рода прошедшего времени; существительного и местоимения 3-го лица в именительном падеже к ним подставить нельзя; они не изменяются ни по лицам, ни по числам.
      Учитель делает вывод: это — безличные глаголы они обозначают действие, не связанное ни с каким действующим лицом: при них невозможен именительный падеж существительного или местоимения.
      Безличные глаголы обозначают явления природы (смеркается, светает, стемнело), а также состояние человека (нездоровилось, дремлется, не спится, лихорадит, кажется и т. д.).
      Ученики сами придумывают аналогичные по значению и форме примеры.
      Учитель сообщает, что безличные глаголы имеют неопределенную форму изъявительное и сослагательное наклонение На доске записываются безличные глаголы неопределенной формы; учащимся предлагается образовать от них безличные глаголы изъявительного и сослагательного наклонения и записать в тетрадях. Запись ведется в форме таблицы:
      Неопределенная форма
      Изъявительное наклонение
      Сослагательное наклонение
      смеркаться рассветать темнеть
      смеркается рассветает темнеет
      смеркалось бы рассветало бы темнело бы
      и т. д.
      Делается вывод о том, что безличные глаголы не имеют повелительного наклонения.
      Далее ученики знакомятся с изменением безличных глаголов по временам. Им предлагается привести примеры безличных глаголов в настоящем, прошедшем и будущем сложном времени.
      Запись ведется в следующем виде:
      Настоящее время Прошедшее время Будущее время
      смеркается темнеет знобит смеркалось темнело знобило будет смеркаться будет темнеть будет знобить и т. д.
      Задаются вопросы: В каком лице употребляются безличные глаголы в настоящем и будущем времени? В каком роде употребляются безличные глаголы в прошедшем времени?
      Затем читается § 132 и составляется план ответа по новой теме по вопросам: Какие глаголы называются безличными? Что обозначают безличные глаголы? В какой форме и в каких наклонениях употребляются безличные глаголы? Как они изменяются? В каком лице и времени употребляются безличные глаголы? Какого наклонения они не имеют? Чем являются безличные глаголы в предложении? Что можно сказать о подлежащем в предложении с безличным глаголом-сказуемым?
      Учитель сообщает, что некоторые безличные глаголы образуются от личных прибавлением частицы -ся к форме 3-го лица единственного числа:
      дремлет — (ему) дремлется;
      думает — (ему) думается;
      спит — (ему) не спится и т. д.
      Разбирая эти примеры, учащиеся приходят к выводу, что в безличных глаголах в настоящем и будущем простом времени ь не пишется: дремлется, не сидится, нездоровится.
      В классе разбирается устно упражнение 456.
      Задание на дом. §132; упражнение 456. Разобрать предложение: Представьте себе, что вам сейчас захотелось обязательно побывать на Крайнем Севере, увидеть океан, тундру и ее обитателей. Записать в словарь и запомнить безличные глаголы: рассветает, смеркается. нездоровится.
     
      7-й урок
      Тема. Безличные глаголы (закрепление)
     
      Урок начинается с проверки заданного правила и упражнения 456. При опросе можно использовать задания на карточках.
     
      Карточка № 1
      Переделать данные предложения так, чтобы в каждом был безличный глагол:
      1. Темнеет лес. 2. Ветер срывает крыши. 3. Я не хочу расставаться с товарищем. 4. Веет легкий ветерок. 5. Я дышу свежим воздухом.
      Рассказать о безличных глаголах.
     
      Карточка №2
      Переписать предложения, вставить пропущенные буквы ть или т и объяснить их правописание. Подчеркнуть безличные глаголы. 1. С вечера все спи.ся. 2. Ночью вьюга зли.ся. 3. В небе лью.сясвета волны. 4. Не хоче.ся вставать. 5. Надо построи.ся в од ну шеренгу. 6. Смеркае.ся. 7. Надо торопи.ся.
     
      Для лучшего усвоения безличных глаголов проводится сопоставление личных глаголов с безличными в предложениях. Доска и тетради учащихся делятся на две части, с левой стороны записываются диктуемые учителем предложения с личными глаголами, а с правой — придуманные учениками предложения с безличными глаголами.
     
      Личные глаголы
      1. Звезды меркнут и гаснут. (Ник.) 2. Шалун уж заморозил пальчик. 3. Издали темнеет лес. 4. Я не сплю. 5. Дедушка дремлет. 6. Ветер дует в окна.
      Безличные глаголы
      1. Смеркается. 2. Было тихо, прозрачно, морозило. (Пришв.) 3. Зимой рано темнеет. 4. Мне не спится. 5. Дедушке дремлется. 6. Из окна сильно дуло.
     
      При разборе предложений подчеркиваются личные и безличные глаголы-сказуемые; указывается на отсутствие подлежащих при безличных глаголах-сказуемых, проводится морфологический разбор личных и безличных глаголов. Можно провести предупредительный диктант:
     
      Предложения для диктанта
      1. Сразу посвежело. 2. Начало смеркаться. 3. Пахло хвоей. 4. Чуть-чуть брезжится. 5. Повеяло прохладой. 6. Молнией разбило дерево. 7. Мне не спалось, и я стал читать газету. 8. Ветром сорвало крышу. 9. Издали тянуло сыростью. 10. В лесу пахло грибами. 11. Я взял книгу, но мне не читалось.
     
      Здесь необходимо обратить внимание на правописание безличных глаголов в форме среднего рода прошедшего времени. Безличные глаголы прошедшего времени заменяются безличными глаголами настоящего времени. Объясняется наличие запятой в сложных предложениях.
     
      Задание на дом. Повторить § 129, 132; повторить правописание суффиксов существительных и глаголов, правописание приставок; упражнения 457 и 458. Разобрать предложение: Мне не сиделось дома, и я отправился в библиотеку. Записать в словарик и запомнить слова: брезжится, морозило, лихорадило, знобило.
     
      8-й урок
      Тема. Образование глаголов при помощи глагольных суффиксов и приставок1
      1 На данную тему желательно отвести два урока.
     
      Эта тема имеет большое значение для усвоения правописания глаголов, а также для повторения и углубления понятия о составе слова.
      После проверки домашнего задания проводится словарный объяснительный диктант.
      Слова для диктанта
      Переплетчик, барабанщик, красота, желтизна, гордость, звуч: ность, долгота, грузчик, белизна, пирожок, крючок, галчонок, овражек, соломинка, перекладина; карманный фонарик, экскурсионное бюро, лебединый крик, соломенная крыша, серебряные часы, заносчивый характер, обрывистый берег, матросский костюм, гигантский зверь, хорошенький портфель; грошовый, плюшевый; низкий вязкий берег.
      При проверке словарного диктанта учащиеся подчеркивают суффиксы существительных и прилагательных и повторяют их правописание; называют часть речи, от которой образовано при помощи суффикса существительное и прилагательное.
      Учитель сообщает, что глаголы также могут образовываться от других частей речи (существительных и прилагательных) и от глаголов же при помощи приставок и суффиксов. На доске записываются глаголы и предлагается образовать от них родственные глаголы при помощи приставок: (по)ложить — предположить, расположить, уложить, давать — передавать, продавать, раздавать, сдавать; валить — повалить, развалить, отвалить, обвалить, перевалить; считать — рассчитать, отсчитать, пересчитать.
      Учащиеся проводят анализ состава слов, обращают внимание на правописание приставок и безударной гласной корня.
      Затем сообщается, что глаголы можно образовать от других частей речи при помощи суффиксов. Учитель называет и записывает существительные, предлагая учащимся образовать от них глаголы неопределенной формы, прошедшего и настоящего времени. Примеры записываются в столбик в виде следующей таблицы:...

      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.