ОТ АВТОРА
Книга обобщает опыт работы на уроках русского языка в VI классе и рассчитана на повседневное использование учителем.
В основу пособия положены требования государственной программы. В разработке каждой темы курса автор стремился осуществить единство обучения, развития и воспитания учащихся, руководствуясь целью привести методы обучения и воспитания в соответствие с содержанием образования, требованиями жизни.
В планировании уроков сделана попытка комплексного обучения с учетом осуществления межпредметных связей, использования технических средств и привлечения средств массовой информации. Обучение морфологии ведется на синтаксической основе. Там, где это возможно, новый, материал вводится на основе изученного ранее как методом сопоставительного анализа, так и путем организации самостоятельного поиска. Развитию мыслительной деятельности учащихся служат различные методические приемы использования одних и тех же текстов или другого дидактического материала.
В книге с разной степенью полноты использованы приемы обобщающего и сопутствующего повторения, дающие возможность решить вопросы преемственности между различными темами курса.
К большинству уроков предложен дидактический материал для индивидуальной работы как с сильными, так и со слабыми учениками. В домашних заданиях систематически даются предложения для грамматического разбора. Учитывая индивидуальные особенности своих учеников, учитель определяет вид разбора.
Для некоторых уроков предусмотрен большой по объему материал, что позволит учителю применить его дифференцированно. Наряду с различными видами работ, предлагаемыми всему классу, имеются индивидуальные задания разной степени трудности. Даются варианты некоторых текстов контрольных работ, диктантов, тем сочинений.
Дидактический материал пособия связан с системой воспитательной работы. Так, через целый ряд текстов диктантов («Могила героя», «У разъезда Дубосеково», «Младший брат Матросова», «Валя Котик» и др.) проходит тема героического характера советского человека, тема подвига и патриотических традиций. Другая группа письменных работ учит ребят видеть красоту родной природы, любить свою Родину, знакомит с историческими местами (Москва, Кремль, Бородино). Тексты в разделе «Повторение изученного в IV—V классах» способствуют введению пионерской лексики, знакомят учащихся с «Наказом XVII съезда ВЛКСМ пионерам», документами VII пионерского слета в Артеке.
В процессе описания действий человека на уроках развития речи решаются такие воспитательные задачи, как профориентация, воспитание трудолюбия, формирование нравственных качеств и др. Сама система уроков развития речи в соответствии с программой разрабатывалась в трех направлениях: обогащение словарного запаса учащихся, овладение нормами литературного языка, формирование умений и навыков связного высказывания.
Предлагаемые автором разработки уроков ни в коей мере не исключают творческой работы учителя и рассчитаны на его умение варьировать способы подачи материала в зависимости от конкретно складывающихся в классе обстоятельств.
Перед каждым уроком определяется его цель, что поможет учителю сосредоточиться на основных проблемах, чтобы частные или второстепенные вопросы не заслонили-главного.
Предложенное пособие разработано в соответствии с учебником *. Пунктуационные навыки, выработанные в IV—V классах, совершенствуются в процессе всей работы по курсу VI класса, а также закладываются новые навыки пунктуации в темах «Причастие», «Деепричастие», «Союз».
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
О НАШЕМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Русский язык среди других славянских языков (1 ч)
Цель: повторить сведения о русском языке, полученные в IV—V классах, и расширить их; повторить определения понятий «тема», «главная мысль»; проверить умения составлять план, систематизировать материал.
1. Чтение высказываний о языке.
I) В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти н более глаголов одного корня, но разных видов. (В. Белинский.) 2) Нужно любить н непрерывно изучать русский язык. Особенно это нужно нашей молодежи, нашим школьникам. Молодежь должна принять из рук старшего поколения, как величайшую ценность, русский язык и передать его следующим поколениям еще более богатым и сильным. Потому что будущее, великий век коммунизма, потребует от его современников высоких достоинств и, в частности, умения владеть великолепным русским языком. (К. Паустовский.) 3) Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригинальной и высокой национально!! культуры и его великой и славной исторической судьбы. Русский язык единодушно всеми признается великим языком великого народа. (Академик В. В. Виноградов.)
2. Чтение текста упр. 3.
1) Что вы узнали о русском языке в IV, V классах? (В IV классе — о значении русского языка в жизни человека; в V классе — о том, что русский язык является одним из самых богатых и развитых языков мира.) 2) На какую тему были подобраны высказывания о языке?
3. Упр. 518. 1) Сформулировав тему, расчленить текст на части и составить вопросы к ним. 2) Самостоятельно составить план текста.
4. Сочинение-рассуждение. Учащимся предлагается, используя текст упр. 518, устно составить доказательство того, что русский язык является родственным одному из восточнославянских языков (украинскому или белорусскому).
5. Упр. 519 не только содержит сведения об общности некоторых славянских языков. Два первых абзаца его могут быть использованы для отработки компонентов сочинения-рассуждения: тезис, доказательства, вывод.
Обращается внимание на стиль речи (научный).
6. Диктант (упр. 520).
Возможен другой вариант — словарный диктант.
Лексика, фразеология, фонетика, графика, морфология, орфография, синтаксис; существителыюе, наречие, союз, предлог; суффикс, приставка; дефис, запятая, двоеточие, тире; отрицательные местоимения, количественные числительные, притяжательные прилагательные.
По какому принципу сгруппированы слова?
7. Карточки № 35, 36
Домашнее задание: Собрать матерцал к теме «Любимый уголок природы» (упр. 533). Подобрать 1—2 высказывания о значении русского языка, о его богатстве, о происхождении русского языка.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В IV—V КЛАССАХ
(7+2 ч)1
1 Здесь и далее цифры в скобках обозначают: первая — количество часов, отводимых на изучение раздела, вторая — количество часов, отводимых программой по русскому языку и литературе на работу по развитию связной речи.
Урок 1. Синтаксис. Пунктуация
Цель: повторить основные понятия синтаксиса «словосочетание», «предложение», «виды предложений по цели высказывания», а также основные правила пунктуации, изученные в IV—V классах.
1. Фронтальная беседа по вопросам на с. 213 учебника (на доске вывешивается таблица «План синтаксического разбора»):
1) Для чего служат основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение? 2) Какие виды предложений по цели высказывания вы помните? 3) Составьте два предложения, разных по цели высказывания.
2. Учитель читает предложения из наказа XVII съезда ВЛКСМ юным пионерам Советского Союза, предлагает определить вид предложений по цели высказывания и интонации, указать, откуда они взяты.
— Юные пионеры! Будьте верны заветам великого Ленина, делу Коммунистической партии! Каждый нз вас должен хорошо знать жизнь и деятельность Владимира Ильича Ленина, его заветы, постоянно учиться у коммунистов н комсомольцев выполнять свой долг перед Родиной н народом.
— Изучайте н свято храните революционные, боевые и трудовые традиции нашего народа. Любите нашу многонациональную Родину, растите настоящими патриотами и интернационалистами!
— Хорошо учитесь, настойчиво обогащайте свою память новыми знаниями, будьте любознательны н пытливы, дисциплинированны и прилежны!
— Готовьтесь к созидательному труду, овладевайте трудовыми навыками, вносите свой посильный вклад в дело старших. Закаляйте себя физически, становитесь значкистами ГТО, растите надежными защитниками Родины!
Задание. Выписать два-три побудительных предложения, объяснить постановку знаков препинания.
3. Повторение сложных предложений. Предлагается доказать, что предложение сложное. На доске вычерчивается его схема:...
Изредка поздней осенью выдаются такие дни, когда туман лежит до самого вечера.
Учащиеся выполняют упр. 522 с последующей взаимопроверкой. На доске из упр. 521 выписывается сложное предложение, подчеркивается его основа, вычерчивается схема (эту работу могут выполнять на оценку 2—3 ученика).
4. Работа по развитию речи (устно). Учащиеся выполняют
1-е задание к упр. 521 и отвечают на вопрос: «Как пользуется писатель словосочетаниями, чтобы точнее назвать признаки осени?» — затем придумывают и записывают в тетрадях словосочетания к теме «Осень» или комментируют составленные дома словосочетания к теме «Любимый уголок природы».
5. Опрос по теме «Словосочетание» проводится фронтально:
1) Что такое словосочетание? 2) Какое слово называется главным, а какое зависимым? Почему? 3) Какие слова не составляют словосочетания? (Важно обратить внимание на однородные члены предложения.)
6. Повторение знаков препинания при однородных членах предложения проводится методом конструирования сначала по моделям однородных членов:...
а затем путем включения этих однородных членов в предложения, придуманные учащимися (желательно продолжать работу над лексической темой «Осень»).
В слабом классе можно продиктовать примеры из карточек № 15 и 27 «Дидактического материала» для V класса и предложить объяснить расстановку знаков препинания.
Домашнее задание: повторить § 6, 9—11. Упр. 523.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|