На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Русский язык. Учебник для 9-го класса СССР. - 1990 г

Бархударов Степан Григорьевич
Крючков Сергей Ефимович
Максимов Леонард Юрьевич
Чешко Лев Антонович

Русский язык

Учебник для 9 класса

*** 1990 ***


DjVu

      ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Международное значение русского языка 3

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
2. Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения 4

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
3. Основные виды сложных предложений 6
Союзные сложные предложения
Сложносочинённые предложения
4. Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 8
Сложноподчинённые предложения
5. Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём 14
Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению
6. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными 19
7. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными 24
8. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными 30
Придаточные предложения образа действия и степени 32
Придаточные предложения места 36
Придаточные предложения времени 37
Придаточные предложения условные 41
Придаточные предложения причины42
Придаточные предложения целн 43
Придаточные предложения сравнительные 44
Придаточные предложения уступительные 46
Придаточные предложения следствия 49
Сложноподчинённые предложении с несколькими придаточными
9. Основные виды сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них 53
Бессоюзные сложные предложения
10. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 59
11. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 60
12. Тире в бессоюзном сложном предложении 63
Сложные предложения с различными видами связи
13. Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них 67

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ
14. Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление 73
15. Русский язык язык межнационального общения народов СССР. Место русского языка среди языков мира 76
16. Русский литературный язык и его стили 79

ПОВТОРЕНИЕ
Фонетика. Графика. Орфография 83
Лексика. Фразеология. Орфография 91
Состав слова и словообразование. Орфография 97
Морфология. Орфография 101
Существительное. Прилагательное. Числительное. Местоимение
Глагол 107
Наречие 110
Предлог. Союз. Частица 111
Синтаксис. Пунктуация 114
Употребление знаков препинания
Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 124
Запятая 125
Точка с запятой 130
Двоеточие
Тире
Скобки 132
Кавычки
Приложение
Порядок фонетического разбора 134
Порядок разбора слов по составу
Порядок словообразовательного разбора
Порядок морфологического разбора
Порядок синтаксического разбора 135
Пишите правильно! 139
Условные сокращения 140

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      1. Международное значение русского языка.
      1. Прочитайте. Какой общей мыслью объединены приведённые ниже тексты? Какие черты русского языка отмечаются в них? Расскажите о мировом значении русского языка, используя цитаты из приведённых текстов. О Выучите наизусть последний текст.
      I. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий... Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский.)
      II. Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара. (А. Н. Толстой, 1934 г.)
      III. Начиная с середины XX века всё больше распространяется изучение русского языка во всём мире... Развитие советской науки и техники, потребности экономического, научного, культурного взаимооборота, мировое значение русской литературы вызывает интерес к изучению русского языка и необходимость овладения им во многих странах. («Большая советская энциклопедия».)
      IV. Звучат во всех краях планеты
      Без перевода, как Москва,
      Большевики, Октябрь, Советы,
      Мир, Спутник — русские слова.
      (А. Твардовский.)
     
      СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
      2. Повторение синтаксиса словосочетания и простого предложения.
      2. Прочитайте и разберите данные словосочетания. Перепишите, обозначив в иих главные слова. Укажите способ связи. О Составьте и запишите с выделенными словосочетаниями три разных по цели высказывания предложения. О Расскажите о словосочетании и предложении. О На каких правилах основано написание слов с пропущенными буквами? Какое из этих правил более широкое, какие — более узкие?
      Стелющиеся р..стения, густые зар..сли, ясно излагать, подготовиться к изложению, подб..рать материал, зап..реть ключом, возвращаться лесом, хор..шо ориентироваться, выр..стить в т..плице2, заниматься в библиотеке, лёгкое прикосновение, пров..сти касательную, заг..реться от взрыва, приехать работать, мировоззрение2 п..сателя.
      3. Прочитайте. Вспомните, какие члены предложения составляют его грамматическую основу. На какие типы делятся простые предложения по составу? Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматические основы предложений. О Найдите в тексте однородные члены. Чем они соединяются между собой? Расскажите о пунктуации при иих.
      Что может быть замечательнее и интереснее пещер?' Узкий извилистый вход.4 Здесь темно и сыро.4 Тишина.4 Постепенно привыкаешь к свету дрожащей свечи.4 Ходы тяну(т, ть)ся вет-вя(т, ть)ся то неожиданно расширяются в целые залы то круто спускаются (в)ниэ то обрываю(т, ть)ся пропастями. (Н..)верёвки (н..) крючки (н..) верёвочные лестницы (н..) что (н..) помогает дойти до неведомых глубин, что(бы) изучить подземный лабиринт.
      В глухой пустоте изредка раздаю (т, ть)ся разные звуки шелест летучих мышей и мерный шум падающих капель и глухие раскаты обрывающихся под ногами камней. Иногда белые тёмные красные минералы своими отл..жениями2 покрывают3 стенки пещер. Их причудливые формы напоминают (н..)то фигуры каких-то застывших великанов (и..)то кости гигантских2 ящеров. (По А. Е. Ферсману.)
      мировоззрение
      миропонимание
      1. Прочитайте. В чём видит автор удивительную точность определений А. С. Пушкина? Какие члены предложения называются обособленными? Какие из них имеются в тексте? Перепишите, расставляя знаки препинания. О Найдите в тексте вводное слово. О Почему некоторые слова даиы в кавычках?
      Друг Пушкина поэт Языков воспел русские реки в изумительных стихах. Воспел Волгу властительницу вод.4 Он писал о Тверце «лелеющей тысячи судов» Оке «поёмистой дубравной» о Суре «красавице задумчиво бродящей» Свияге «пажитной* игривой и бессонной» и наконец о Каме.
      Пушкин впервые написал о Доне что он (не)течёт а льётся. В этом была удивительная никогда (не) изменявшая3 поэту точность определений. Волга Северная Двина Днепр Обь все большие русские реки именно текли. Они несли к морям тяжёлые воды. В широком движении этих рек была сила настойчивость.
      А Дон лился легко позванивая на перекатах серебрясь от ветра вместе с листьями ракит.4 Облака медленно тонули тускнея в его омутах. Песч..ные косы перемытые донской водой были выбелены солнцем как холсты, что раскладывали казачки по донским берегам. (К- Паустовский.)
      5. Прочитайте и скажите, какой общей мыслью объединены эти два высказывания. Перепишите тексты, расставляя пропущенные знаки препинания.
      I. Мы живём в такое время когда без овладения научными знаниями невозможны (н..)труд (н..)элементарная культура человеческих отношений (н..) выполнение гражданских обязанностей. Учение (н..) может быть лёгкой и пр..ятной игрой доставляющей одни наслаждения и удовольствия. И жизненный путь подрастающего гражданина ие будет лёгкой прогулкой по укатанной дорожке. (В. А. Сухомлинский.)
      II. Чтобы жить по-настоящему светлой, счастливой жизнью, надо много знать, много передумать, надо научиться работать и головой и руками, знания нужны в жизни, как винтовка в бою. (Н. К. Крупская.)
      ф 6. Подберите материал и сделайте устное сообщение (или напишите сочинение) о роли знаний в жизни человека. Свяжите ваши рассуждения с личным интересом к изучению того или иного предмета.
     
      СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
      Кроме простых предложений, в нашем языке часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем более сложные мысли.
      Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.
      Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое. Например: 1) Небо снова всё покрылось тучами, и посыпался дождь. (М. Г.) 2) Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. (П.) 3) Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (П.)
      По своему строению и значению сложные предложения очень разнообразны.
      3. Основные виды сложных предложений.
      7. Выпишите предложения в следующем порядке: 1) простые предложения; 2) сложные предложения с сочинительными союзами; 3) сложные предложения с подчинительными союзами; 4) сложные предложения без союзов. В каждом сложном предложении укажите грамматические основы и союзы, соединяющие простые предложения.
      1) Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна. (Ч.) 2) В доме все уже легли, но никто не спал. (Ч.)
      3) Лето выдалось серое и холодное, деревья были мокрые. (Ч.)
      4) Надя простилась и пошла к себе (на) верх, легла и (тот) час уснула. (Ч.) 5) Прошла осень, за ней пришла зима. Надя уже сильно тосковала и каждый день думала о матери и бабушке. (Ч.) 6) День был пасмурный, но тёплый. 7) Стекля..ая дверь на б..лкон была закрыта, что (бы) из сада не несло жаром. (А. Н. Т.) 8) Если путник идёт по дну горной долины, он видит горы со всех сторон. (Обр.)
      Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
      1. При помощи интонации и союзов или союзных слов (относительных местоимений и наречий), например: 1) В самую эту минуту дверь отворилась, и Марья Ивановна вошла с улыбкой на бледном лице (П.) (союз и); 2) Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла (П.) (союз что); 3) Надо мною расстлалось голубое небо, по которому тихо плыло и таяло сверкающее облако (Кор.) (союзное слово — относительное местоимение который), 4) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади (Л.) (союзное слово — относительное наречие где). Сложные предложения с союзами и союзными словами называются союзными.
      2. При помощи интонации (без союзов и союзных слов), например: 1) Покраснела рябина, посинела вода. (Ес.) 2) Луны не было на небе: она в ту пору поздно всходила. (Л.) Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными.
      Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: 1) предложения сложносочинённые, 2) предложения сложноподчинённые.
      Сложносочинённые предложения — это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами, например: 1) Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше. (Бун.) 2) Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Тютч.)
      Сложноподчинённые предложения — это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом, например: 1) Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно. (Н. О.) 2) Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Н. Т.)
      Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, — придаточным.
      Основные виды сложных предложений
      8. Прочитайте. Укажите простые и сложные предложения: бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые. Как в них связываются простые предложения? Обозначьте грамматическую основу каждого простого предложения. Перепишите, расставляя знаки препинания.
      Представьте себе что вы в полном подводном снар..женин стоите на берегу одной из бухт Южного побережья Крыма. Сделайте лёгкое движение ластами и перед вами откроется необыкновенный мир. Каскадом спускаются к морю пр..-брежные скалы ритм этого спуска сохраняется и в глубине. В толще бирюзовой воды встают каменные гиганты покрытые густой шапкой морской травы. Её пушистые стебли слегка покачиваются когда чуть шевеля ластами вы проплываете мимо. Под водой м..няется наше привычное «земное» представление о рае-ст..яниях и поэтому предметы удалённые всего на десять — пятнадцать метров кажутся очень д..лёкими. Скалы нав..сают и почти отвесно обрываются в пропасть которая представляется бездонной. Кругом ц..рит полумрак вода совершенно (не)подвижна. Всё зам..рло в безмолви.. и поко.. .
      СОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
      СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
      4. Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
      9. Перепишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу союзы (и, а, но) и расставляя запятые. Укажите сложносочинённые предложения и простые предложения с однородными членами. О Начертите схемы предложений, используя для обозначения простого предложения квадратные скобки.
      I) Полным кругом выкатилось над луговой стороной солнце ...другой высокий берег ож..вился. (Фед.) 2) Медленно поднялся я на последние ступеньки трапа ... прислонился к его перилам. (Бун.) 3) Солнце светит уже (по)весеннему ... в доме пасмурно. (Ч.) 4) Погода прекрасная жаркая жизнерадо..ная и возбуждающая. Нет дождя ... всё сохнет. (Ч.) 5) Много у нас ... полей ... лесов. (Н.) 6) Алёхин простился и ушёл вниз ... гости остались наверху. (Ч.)
      По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы.
      I. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами и, да (в значении и), ни — ни, тоже, также. В них перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим, например: 1) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (П.) 2) Сверкнула молния, и вслед за тем послышался резкий удар грома. (Арс.) 3) Последние тени сливались, да мгла синела. (Сераф.) 4) Ни стрелы не летали, ни пушки не гремели. (Кр.) 5) Я чувствовал себя совершенно разбитым, Дерсу тоже был болен. (Арс.)
      II. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, не то — не то.
      В них указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких, например: 1) Вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук. (Ч.) 2) То светило солнце, то шёл дождь. (Арс.) 3) Не то маячили на той стороне горы, не то это только казалось. (Сераф.)
      III. Сложносочинённые предложения с противительными союзами а, но, да (в значении но), однако, зато, же. В них одно явление противопоставляв т-с я другому, например: 1) Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила, читатель дорогой. (П.) 2) Снег выпал только к Новому году, а до тех пор над полями лежал холодный туман. (Пауст.) 3) Я старался взглянуть в окно, да оно всё было бело от снега и льда. (Гиляр.)
      4) Плывём долго. Глаз ждёт огонька, однако каждый поворот реки обманывает наши надежды. (Кор.) 5) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. (Арс.) 6) Берёзы распустились, дубы же стояли обнажёнными. (Ч.)
      Простые предложения, входящие в сложносочинённое предложение, отделяются друг от друга запятыми.
      Примечание. Если в сложносочинённом предложении с одиночным соединительным или разделительным союзом имеется общий второстепенный член, относящийся к обоим
      предложениям, то запятая между ними не ставится, например: В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки. (Ч.)
      10. Прочитайте. Укажите, какие союзы связывают простые предложения, входящие в сложносочинённое, и отметьте значение сложносочинённых предложений. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В каждом предложении обозначьте грамматическую основу. О Составьте схемы 1, 2 и 11-го предложений.
      1) Песок блестит на солнце тёплым, жёлтым блеском и на его бархате прозрачные здания подобны тонким иышиякям из белого шёлка. (М. Г.) 2) Тёплый ветер гуляет по траве гнёт деревья и поднимает пыль. (Ч.) 3) Лишь изредка олень пугливый через пустыню пробежит или коней табун игривый молчанье дола возмутит. (Л.) 4) Уже давно рассвело а лампа всё горела. (Фед.)
      5) Была зима но все последние дни стояла оттепель. (Бун.)
      6) Огонь в лампе дрогнул потускнел но через минуту снова разгорелся. (М. Г.) 7) То ветер поду..т и трон..т верхушки то лягушки зашелестят в прошлогодней траве то за стеной часы пробьют четверть. (Ч.) 8) Только иволги кричат да кукушки наперебой отсчитывают кому-то (не)прожитые годы. (Шол.) 9) Веселее и громче всех смеялся сам студент он же скорее всех и перестал. (М. Г.) 10) В короткие зимние дни здесь рано спускается сумрак за (то) в начале лета неделями длятся (не)меркнущие белые ночи. (Н. М.) J1) Мыло серо за (то) моет бело. (Поел.) 12) В скользящей зыби пруда плавЗлгГ не (то) утка* не (то) грачонок еле держался на распластанных крыльях. (А. Н. Т.) 13) Конец мая и в поле ещё прохладно. (Бун.)
      11. Прочитайте, укажите сложносочинённые предложения, в которых есть общий второстепенный член. Перепишите, расставляя знаки препинания. О На каких правилах основано написание слов, в которых были скобки?
      1) За окном брезжил3 рассвет и кричали петухи. (А. Н. Т.) 2) Изредка пропоёт комар да ветерок качнёт вершину. 3) Асфальт уже высох и только на цветах газонов бл..стели чистые крупные капли. (С. Ант.) 4) Сверху жарко п..лило солице и до раскалённой кабинки невозможно было дотронуться. (С. Ант.)
      5) (В)дали (по)прежнему машет крыльями мельница и всё ещё она похожа на маленького человечка размахивающего3 руками. (Ч.)
      12. Прочитайте. Найдите однородные члены предложения, связанные союзом и, и сложносочинённые предложения с этим же союзом. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. О Начертите схемы 1, 2, 4, 5, 7, 9-го предложений.
      1) Небо заволокло тучами и по земле гулял ветер подн..мая с земли пыль бумажки и перья. (Ч.) 2) Я глядел на счастливое лицо дяди и мне почему (то) было жаль его. (Ч.) 3) С каждой секундой ропот становился всё громче и громче и слышался со всех сторон. (Ч.) 4) На небе (н..)облачка и звёзды необычайно ярко шевелятся и дрожат в своей бездонной2 высоте. (Купр.) 5) Красные уголья подёрнулись пеплом и стали потухать. Мороз ещё сердитее застучал в окно и ветер запел о чём (то) в каминной трубе. (Ч.) 6) Мы чу..твовали над собой тяжёлые тучи чу..твовали их желание разрази (т, ть)ся дождём и нам было душно (не)смотря на ветер и холод. (Ч.) 7) Только поддайся соблазну присядь и ветер расправится с тобой как ястреб с птахой. (Г. Ф.) 8) Я вышел один на палубу и (н..)отрывал глаз от берега. (Перв.) 9) Слышу рёв моторов и над берегом пронос..тся игольчатые тела истребителей со скош..ными узкими крыльями н поджатыми как у птиц в полёте лапами. (Перв.) 10) Дорога в космос трудна и опасна но (н..)что (н..)может остановить человека на пути знаний прогресса. (В. Ш.)
      13. I. Прочитайте. Перепишите, расставляя запятые. Найдите союзы в сложносочинённых предложениях, укажите, к каким группам они относятся, и определите значение сложносочинённых предложений. О Когда так(же), то(же), эа(то) пишутся слитно и когда раздельно? ~
      1) Сегодня была ясная солнечная погода завтра то (же) ожидается хорошая погода. 2) Мы собираемся (за) город ребята с соседнего двора так (же) хотят ехать с нами. 3) Володя мне повторил то (же) что я слышал от Серёжи. 4) На реке было холодно и ветр..но за (то) рыба хорошо клевала. 5) Я охотно взялся за (то) дело которое мне поручили. 6) Ливень перестал так (же) неожиданно, как и начался.
      II. Продолжите каждый из начатых примеров дважды: 1) чтобы получилось предложение с однородными членами, соединёнными союзом и;
      2) чтобы получилось сложносочинённое предложение с союзом и. Начертите схемы составленных предложений.
      1) Поезд замедлил ход. 2) Проводник принёс чай. 3) К полудню стало жарко. 4) В одном купе громко разговаривали.
      14. Прочитайте. Укажите, есть ли в сложносочинённом предложении односоставные предложения. Какие именно? Перепишите, расставляя знаки препинания и обозначая в каждом предложении грамматические основы. О Составьте схемы 1, 6, 7 и 9-го предложений из п. I.
      I. 1) Прохладой дунуло и прошлогодний лист зашелестел в дубах. (А. К. Т.) 2) Сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя. (П.) 3) Солнце зашло и начало смеркаться. (Л.)
      4) Безветрие и всё небо залито ровной синевой. (Т.) 5) На небе вызвездило но ветерок пока ещё гудел в ветвях и шумел в камышах. (Троеп.) 6) Что-то тяжко застонало2 и стон перенёсся через поле. (Г.) 7) Вот крик и снова всё вокруг затихло. (Л.) 8) Возок
      наш то и дело кидало с боку на бок и уже (н..)раз он опрокидывался совсем. (Кор.) 9) Всяких цветов листья насыпаны в лесу и между ними ждёшь увидеть грибы. (Пришв.) 10) Последние тени сливались да мгла глядела, слепая необъятная да за курганами тускнело мёртвое зарево. (Сераф.) 11) Солнце неожиданно скрылось и потемнело стало чёрным небо. (Прж.) 12) Дождя нет и земля опять суха как перец. (Ч.)
      II. 1) Я дверь распахну пойду на крыльцо' и молодость ветром ове..т лицо. 2) Грянет залп и опять тишина. 3) Сквозь стекля. .ые льдииы рыба видна и вода в полыньях как дёготь черна.
      4) За спиной у нас лежат дороги и дорогам этим нет конца.
      5) В землянку вошла тишина. Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет волна. 6) Невзрачен день а ночь длинна а (не) погода зла. 7) Та песенка простая понятна и близка и тает отлетая окопная тоска. 8) Солдатских дум избра..ица она и здесь жива и здесь к ней сердце тянется как к солнышку трава.
      (А. Сурков.)
      15. Составьте и запишите сложносочинённые предложения с союзом и, используя следующие общие второстепенные члены (ставьте их в начале первого предложения): в парке, по утрам, вдалеке, в этот прекрасный осенний день. О Сформулируйте пунктуационное правило, которое вы при этом использовали.
      16. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность текста. Аргументируйте свой ответ. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. О Расскажите о правописании и и нн в прилагательных и страдательных причастиях. Используйте примеры из текста и приведите свои.
      Над степью засл..нив солнце в зените стояла вздыбл..ная ветром (густо)лиловая градовая туча. Белые обочины её клубились и снежно бл..стели но чёрная вершина была гр..зна своей тяжкой неподвижностью2.
      Ветер уже дышал духовитой дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь. По просяной стерне хлынул низовой ветер и стерня ощетинилась зашуршала.4 Степь наполнилась сухим ропотом прошлогодних бур..янов. Под самой тучевой подошвой кренясь ловя распростёртыми крыльями воздушную струю плыл на восток ворон. Бело вспыхнула молния и ворон уронив3 горловой баритонистый клёкот вдруг стремительно ринулся (в) низ. На секунду весь осия..ный солнечным луч..м ои сверкнул как охвач..ный полымем смол..ной факел... (Не)долетев до земли сажен (пол)сотни ворон круто выпр..милея зам..хал крыльями и тотчас (же) с оглушительным сухим треском ударил гром. (По М. Шолохову.)
      17. Прочитайте. Как в отрывке показана чуткость персонажей рассказа к красоте? Перепишите, расставляя знаки препинания. О Укажите разницу в значении слов удивляться, поражаться, восхищаться.
      I. Однажды мы поехали рыбачить на Старую Канаву и возвращались на след..щий день. Подошёл маленький поезд весь из пустых товарных в..гонов. Мы влезли в тот в..гон где было (по) больше народа. Женщины везли кош..лки с брусникой и грибами. Два оборв..ных и (не) бритых охотника с..дели свесив ноги в открытых дверях в..гона и курили. (С) начал., женщины разговаривали о своих сельских делах но (в)скоре таинств..ная прелесть лесных сумерек вошла в в..гон и женщины вздохнув замолчали.
      Поезд вышел в луга и стал вид..н (во) всю ширь тихий закат. Солнце садилось в травы в туманы и росы и шум поезда (не) мог заглушить птич-.сго щёлканья.4
      Тогда самая молодая женщина запела глядя на закат и глаза её казались золоч..ными. Пела она простую рязанскую песню и (кое)кто3 из женщин начал ей подп..вать.
      II. Когда женщины замолкли охотник в обмотках из солдатской шинели сказал (в)полголоса своему спутнику Споём и мы Ваня.
      У одного из них был густой мягкий бас. Он лился свободно широко и мы все с..дели пораж..ные этим (не)обыкновенным голосом.
      Женщины слушали певц..в покачивая головами от уд..вле-ния; потом самая молодая женщина тихонько заплакала но (н..) кто3 даже (н..) обернулся в её сторону, потому (что) это были слёзы (н..)боли и горечи а переполнявшего сердце восхищения. (По К. Паустовскому.)
      ф 18. Напишите сочинение о человеке, который чем-то привлёк вас, показался вам чем-нибудь интересным; можно рассказать о своём замечательном земляке. Составьте сначала план сочинения. Подумайте о выводе. В сочинении употребите, где нужно, сложносочинённые предложения.
      19. Выпишите из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (повесть «Бэла») 5 сложносочинённых предложений, части которых соединяются союзами и, но, а.
      О 20. Вспомните, какие слова называются синонимами. Прочитайте. Подберите к слову гуманный однокоренные слова с суффиксами -ист, -изм, -ость и объясните значение этих слов. Составьте по одному словосочетанию с каждым словом.
      Слово гуманный имеет широкое значение — «проникнутый уважением к человеческой личности, любовью к людям».
      Слово содержит в основе латинский элемент гуман- (от гуманус — «человечный»), употребляется главным образом в книжной речи. Слово человечный обозначает «отзывчивый и внимательный к людям», является общеупотребительным словом. Эти слова — синонимы.
      гуманный
      человечный
      21. Перепишите. Проверьте по орфографическому словарю. Составьте с каждым словом словосочетание. Укажите строение и грамматическое значение составленных словосочетаний. Найдите среди данных слов синонимы, объясните их значение.
      Ид..алы, прогр..сивный, мирово..рение, интернациональный, гиган..ский, кол..сальный, совреме..ик, труженики, пр..в..легированный, чу..твовать, чествовать, эш..лоны, пр..образовать, коло.. ы.
     
      СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
      5. Строение сложноподчинённого предложения и пунктуация в нём.
      22. Прочитайте и сравните два предложения. Разберите придаточные по членам предложения. Является ли слово что членом 1-го придаточного предложения? А 2-го? Можно ли слово что в 1-м и 2-м придаточном считать одной частью речи или это слова, относящиеся к разным частям речи? Каким? О Падает ли логическое ударение на что в 1-м предложении? Во 2-м?
      1) Я не знал, что он собирается делать уроки.
      2) Я не знал, что он собирается делать.
      I. Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно, если, ибо, так как, хотя и др.) и союзные ело-в а (относительные местоимения и наречия который, чей, кто, что, где, куда, откуда, почему и др.), находясь в придаточном предложении, связывают его с главным.
      Союзы не являются членами придаточного предложения, а союзные слова являются.
      Сравните: 1) Движение катеров прекратится, если шторм усилится (союз если связывает придаточное предложение с главным, сам не является членом предложения). 2) Мы увидели новый дом, который (=дом) бригада только что построила (союзное слово который прикрепляет придаточное предложение к слову дом в главном и является дополнением в придаточном предложении).
      23. Найдите придаточные предложения и укажите, чем они связываются с главным союзными словами или союзами. Какими членами являются союзные слова в придаточных предложениях? Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.
      1) В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше. (М.-С.) 2) Мы вскочили на коней, поскакали к берегу, откуда должна была начаться переправа. (Фурм.) 3) А не слышали ли вы, что сделалось с Каз-бичем? (Л.) 4) Морозка понял, что разговор окончен, и уныло поплёлся в караульное помещение. (Фад.) 5) Часов в восемь вечера дождь перестал, хотя небо было по-прежнему хмурое. (Арс.)
      6) Недалеко от домика, где жил писатель, рос огромный тополь. (Пауст.) 7) Чтобы человек искренно полюбил серьёзный труд, прежде всего должно внушить ему серьёзный взгляд на жизнь. (Ушинский.)
      24. Прочитайте, укажите главные и придаточные предложения. Перепишите, включая пропущенные союзы и союзные слова и расставляя знаки препинания. Отметьте подчинительные союзы и союзные слова. О В каких случаях на вставленные слова падает логическое ударение?
      1) Лыжники шли красиво и свободно ... ходят хорошо тренированные спортсмены. 2) В библиотеке мы спросили ... нам прочитать о «Слове о полку Игореве». 3) Библиотекарь ответил ... есть новое издание «Слова...» с несколькими переводами вступительной статьёй и комментариями и показал его нам. 4) Мы спросили ... нам прийти сюда. 5) Мы увидели эту книгу на витрине книжного магазина ... возвращались домой.
      25. Прочитайте, укажите, в каких случаях, по вашему мнению, местоимение тот необходимо для построения сложноподчинённого предложения, а в каких оно выполняет вспомогательную роль — служит для усиления, выделения содержания придаточного предложения.
      1) Я рассказал друзьям о том, как провёл лето. 2) Я не тот, кого вы ждали. 3) Дай мне тот карандаш, который лежит на столе.
      4) Он до того смутился, что покраснел. 5) Повернём в лес у той сосны, где в прошлый раз сворачивали.
      II. В главном предложении часто бывают указательные слова тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др., которые указывают, что при нём имеется придаточное предложение, и выделяют его содержание, например: 1) Невольно мысли Воропаева вернулись к тому дому, у порога которого он сидел. (Павл.) 2) Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам. (Л. Т.) 3) Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился. (Кр.) В данных примерах придаточные предложения наполняют своим содержанием указательные слова.
      Если придаточное предложение поясняет все главное, то указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами. В этом случае образуются составные союзы (потому что, так как, так что и т. п.), например: 1) Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (М.-С.) 2) Лёгкая четырёхчасовая работа почему-то утомила меня, так что я не мог ни сидеть согнувшись, ни писать. Примечание. От сложноподчинённых предложений с указательными словами надо отличать сложноподчинённые предложения с двойными союзами: чем — тем, если — то, так как — го и т. п., например: 1) Чем ближе я подъезжал к дому, тем сильнее билось сердце. 2) Если завтра будет хорошая погода, то пойдём за грибами.
      26. Укажите главное и придаточное предложения. Перепишите, расставляя запятые и включая, где это необходимо, в главное предложение указательное слово. В каких предложениях можно обойтись без него? В какое предложение его нельзя вставить?
      ]) Мы сразу нашли на небе ... звезду о которой нам рассказывали в планетарии. 2) Мы шли под ... звёздами которые усеяли всё небо. 3) Своё выступление докладчик начал ... что задал нам несколько вопросов и предложил на них ответить. 4) Он рассказал ... как живут и работают в тайге геологи. 5) Я приду к тебе ... когда ты будешь свободен. 6) Кав..леристы повернули ... откуда доносились выстрелы. 7) Арт..лерия направилась ... где была переправа.
      27. Перенесите указательные слова в придаточные предложения, образуя составные союзы. Прочитайте вслух данные и составленные предложения, обращая внимание на интонацию. Перепишите составленные предложения, отмечая подчинительные союзы, расставляя запятые.
      1) Заводские трубы делают высокими потому, что для заводских топок нужен особенно сильный приток воздуха. 2) Самолёт должен был сделать вынужденную посадку оттого, что началась утечка горючего. 3) На улице было так душно, что становилось трудно дышать.
      28. Перепишите, вставляя вторую часть двойных союзов и расставляя запятые. Укажите, в каких случаях вставка второй части союза не обязательна. О Прочитайте предложения. Как меняется пауза между главным и придаточными предложениями в зависимости от наличия или отсутствия второй части союза? О Подберите синоним к выделенному слову.
      1) Если нагреть какое-либо вещество ... движение атомов в нём будет более интенсивным. 2) Чем выше мы будем поднимать-
      интенсивный
      ся в гору ... меньше ствнет атмосферное д..вление. 3) Так как масса планет много меньше массы Солнца ... силы взаимодействия между планетами не играют большой роли. Каждая планета движется так как ей д..ктует сила прит..жения одного лишь Солнца. 4) Если нагревать железо ... оно сначала расплавится а потом исп..рится. 5) Чем ниже давление ... ниже точка кипения; наоборот чем выше д..вление ... эта точка выше.
      При помощи сокращённых записей внутри квадратных и круглых скобок можно схематически изобразить строение любого сложноподчинённого предложения. Например, строение предложения Вот дом, в котором я живу можно представить так:
      [... сущ.], (союзн. сл. который ...).
      Из этой схемы следует, что в данном предложении придаточное относится к существительному, прикрепляется союзным словом который и стоит после главного.
      29. Ниже приводятся 2 сложноподчинённых предложения и 3 схемы. Определите, какие из этих схем характеризуют приведённые предложения. Перестройте одно из предложений так, чтобы был пример и на 3-ю схему.
      1)Мы тщательно пересмотрели конструкцию крыльев, чтобы модель самолёта хорошо набирала высоту. 2) В этом нам помог знакомый инженер, который работал на авиационном заводе.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

 

ПЕРЕПЛЁТНЫЕ РАБОТЫ И РЕМОНТ КНИГИ. Существует остроумное приспособление, облегчающее зеркальные рисунки. Берется обычное стекло (можно взять отмытую от эмульсии фотопластинку, а еще лучше оргстекло), устанавливается вертикально ребром к рисующему. С левой стороны стекла кладется обычный рисунок, а с правой стороны стекла кладется чистый лист бумаги. Теперь, если посмотреть на рисунок левым глазом, а на чистую бумагу правым глазом, то на бумаге возникнет «мираж»: зеркально перевернутый рисунок. Остается лишь обвести его карандашом...
Зеркальный рисунок нетрудно получить и другими способами. Приложите обычный рисунок к оконному стеклу и с обратной стороны обведите карандашом. Или положите рисунок на лист копировальной бумаги (копировальным слоем вверх!) и обведите его твердым карандашом.
На обратной стороне рисунка появится его зеркальная копия.
Имея перед глазами зеркальные рисунки, нетрудно перерисовать их на фотопластинку.
Еще способ. На этот раз без всяких зеркальных хитростей. На засвеченную фотопластинку наносят мягким карандашом нужный рисунок. Потом стальным пером, опущенным вместо чернил в свежий проявитель, обводят карандашный рисунок. На пластинке появляются четкие черные линии. Когда весь рисунок обведен, пластинку очень быстро ополаскивают и кладут в закрепитель. Хорошо промывают и сушат. Потом в темноте с этой фотопластинки контактным способом печатают негатив на незасвеченной фотопластинке. Обработка этой пластинки обычная. С высушенной пластинки-негатива тоже контактным способом печатают на фотобумаге экслибрис-позитив.
Ну а если под рукой нет и фотопластинок, а есть только фотобумага? Тоже неплохо! Возьмите лист новой копировальной бумаги. Положите его копировальным слоем вверх. На копировальную бумагу положите рисунок и обведите его твердым
карандашом. На оборотной стороне рисунка появится его зеркальная копия. Но нам она сейчас не нужна. Нужна лишь копировальная бумага. Посмотрите ее на свет. На черном фоне вы увидите светлый рисунок: негатив вашего экслибриса. Его остается только отпечатать на фотобумаге. Не забудьте хорошо прижать ваш негатив к фотобумаге чистым стеклом (негатив кладите копировальным слоем вверх, чтобы не портить фотобумагу).
С такого необычного негатива вы сможете отпечатать много экслибрисов...
Конечно, вам захочется знать, какой же способ создания экслибрисов самый лучший? На этот вопрос трудно ответить: каждый способ по-своему хорош. Все зависит от ваших возможностей. Здесь нарочно не дано никаких конкретных рецептов. Все пробуйте сами. Пусть ваш отрядный или дружинный конкурс оценит лучшие экслибрисы не только по их содержанию и форме, но и по их исполнению.
Может быть, вы придумаете какой-нибудь совсем новый способ печатания экслибрисов. Или усовершенствуете старые. Можете воспользоваться трафаретами,
литографией, самодельными фотобумагами на солях железа и меди (и даже серебра). Посмотрите в специальной литературе, в старых журналах: вы наверняка найдете что-нибудь полезное.
Словом, ищите! Вас ждут приятные часы. Кто знает, возможно, ваши экслибрисы украсят не только ваши книги, но и коллекции знатоков.
А пока... Каждой вашей книге — ваш личный экслибрис. И не забудьте про экслибрисы для ваших коллективных библиотек...
Место экслибриса — на левой стороне форзаца.
Вот, пожалуй, и все. Пора прощаться. Успехов вам, дорогие друзья...
Вас ждет увлекательная работа.
Начинайте с самого простого. С книжных закладок, оберток. С подклейки листов.
Овладевайте мастерством постепенно.
Фотографические обложки, экслибрисы — это уже высший класс.
Вначале вам будет многого не хватать. Прежде всего опыта. Ну и, конечно, разных материалов, инструментов...
Обращайтесь к старшим товарищам. К взрослым. Они придут вам на помощь. Помогут вам и советами, и приобретением всего необходимого.
Со временем у вас будет отличная мастерская, весь лечебный комплекс — книжкина поликлиника, книжкина больница, книжкин санаторий.
Вы будете не только лечить, но и консультировать: как, например, организовать такие же лечебные комплексы в соседних школах, соседних ЖЭКах, соседних пионерлагерях...
Кто знает, может быть, вам так понравится ваша полезная деятельность, что вы захотите посвятить книгам всю свою жизнь.
Что же, двери издательско-полиграфических учебных заведений для вас открыты. Книгам тоже нужны энтузиасты.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.