На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Сделать интересными уроки русского языка, 1965

Составитель М. Т. Баранов

Воспитание интереса к урокам русского языка
у учащихся V-VIII классов

*** 1965 ***


PDF

      СОДЕРЖАНИЕ

      Пути развития у школьников V—VIII классов интереса к урокам русского языка 3
      Е. И. Петрова, Связь с жизнью — необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики 12
      В. Г. Королев, Преемственность и перспективность — один из путей развития интереса учащихся к работе по русскому языку 19
      И. Р. Палей, Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися, как один из приемов развития интереса к занятиям по русскому языку 53
      Б. Т. Панов, Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка 58
      Д. Л. Раскина, Экранные пособия как средство воспитания интереса к русскому языку 70
      С. Н. Иконников, Использование игр-упражнений для развития интереса учащихся к урокам русского языка 81
      В. Е. Марусанова, Приемы воспитания интереса к занятиям по русскому языку в диалектных условиях 98
      Т. В. Напольнова, Роль практического овладения правилами грамматики в воспитании интереса учащихся к урокам русского языка 110
      И. М. Рожкова, Раскрытие практической необходимости изучаемого грамматического материала для воспитания интереса к русскому языку 118
      Т. А Ладыженская, Творческий диктант на основе наблюдений как одно из средств развития интереса учащихся к слову 136
      М. А. Шлыкова. Раскрытие стилистической роли изучаемых грамматических категорий как один из способов воспитания интереса к урокам русского языка 143
      М. В. Ушаков. Роль сопоставлений в развитии у школьников интереса к работе по орфографии 152
      М. Т. Баранов. Формулирование темы высказывания — один из приемов воспитания интереса к составлению предложений 159



Фрагмент (до 19 стр.):

      ПУТИ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ V—VIII КЛАССОВ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА
     
      Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый детьми к урокам русского языка, учитель успешнее решает вопросы воспитания учащихся, а также добивается лучших результатов обучения за более короткое время.
      Роль интереса в повышении эффективности обучения отмечалась методистами с давних пор. Об этом еще в XIX веке писали Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский и др.: На роль интереса в работе по языку обратил внимание Ф. Ф. Фортунатов:
      «...необходимо вести преподавание русской грамматики в этих школах так, чтобы учащиеся находили практическое применение получаемых сведений», так как «чисто теоретического интереса к изучению грамматических явлений родного языка нельзя, понятно, ждать»
      В советской методике этот вопрос нашел свое отражение в ряде работ2.
      Однако проблема развития интереса по-настоящему не исследовалась методистами русского языка.
      Говоря о проблеме развития интереса, мы имеем в виду следующие вопросы: что такое интерес, чем он вызывается у школьников, в какой связи находятся мотивы учения и интерес, как развиваются от класса к классу мотивы учения и как развивается в связи с этим интерес к урокам (т. е. каковы этапы развития интереса), каковы предпосылки, способствующие появлению интереса у школьников, какими приемами следует развивать интерес на уроках русского языка, какие разделы языка увлекают детей, какие виды работ им интересны, наконец, что препятствует появлению интереса у школьников.
      Решение этих вопросов, несомненно, позволит учителям успешнее работать на уроках русского языка.
      Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.
      Активность школьников на уроке, несомненно, тесно связана с интересом к выполняемой работе.
      Известно, что интерес, проявляемый детьми к изучаемому, прямо влияет на их активность. Однако сама по себе активность, которую пытаются разными приемами развить у детей педагоги безотносительно к интересу, не может вызвать желания овладеть предметом. Учителя, например, усиливают темп урока, разнообразят приемы обучения, по интерес к предмету при этом может не развиваться. Здесь очень важно учитывать мотивы учения, опираясь на знание которых, можно более успешно строить процесс обучения. Эта проблема была предметом ряда психологических исследований1.
      Мотивы с ростом и развитием детей меняются. При этом меняются не только мотивы учения (т. е. побудительные силы интереса), но и характер отношения к предмету.
      Если на первых порах детей интересует занимательная сторона урока, то в дальнейшем они познают на собственном опыте практическую пользу данного предмета. Исходя из этого вычленяются такие этапы в развитии интереса учащихся: 1) занимательно, потому и интересно; 2) вера в слово учителя о значимости предмета; 3) осознание практической потребности в знаниях по предмету (отдельных его тем и системы языка в целом).
      Разумеется, развитие интереса учащихся не проходит прямолинейно. Вычленив эти этапы, мы имели в виду то ведущее, что определяет характер интереса в период его становления. Несомненно, что учитель, воспитывая у детей интерес к своему предмету, будет опираться вначале нс только на занимательность, по и на силу своего убеждения и покажет практическое значение знаний по русскому языку. Однако если он в центре своего внимания поставит последнее, то дети его не поймут, так как у них еще мал запас знаний по предмету и невелик жизненный опыт, чтобы могла развиться потребность в знаниях. В то же время если в более старших классах преподаватель не будет обращаться к занимательности, то интерес детей трудно поддерживать.
      На каждом этапе развития интереса учитель опирается на мотивы учения, так как между ними имеется связь. Мотивы учения определяются потребностями как сегодняшнего дня, так и будущего. Но не всякий мотив учения способен развивать и, главное, поддерживать интерес детей к предмету. Так, если учащимся говорят, что учиться надо, чтобы не получать двоек, то этим можно убить желание заниматься. Этот мотив действует слишком кратковременно. (К сожалению, многие учителя опираются преимущественно на указанный мотив учения.) Напротив, если учитель разъясняет, например, почему нельзя списывать с ошибками, и ставит задачу научиться списывать с книги без ошибок, то учащиеся лучше выполнят эту задачу.
      У каждого из этапов развития интереса есть свои положительные и отрицательные стороны. Это следует иметь в виду учителю. Занимательность оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей (красочное оформление урока, интересные примеры и т. п.). Однако все это действует кратковременно и только при том условии, если формы занимательности постоянно меняются и органически связаны с изучаемым в данный момент материалом. Практически же они в короткое время исчерпываются. Слово учителя, если при этом авторитет учителя высок и между ним и детьми имеется контакт, действует глубже и значительно дольше. Однако влияние слова учителя сказывается на поддержании интереса до известного предела. Детям нужно показать практическое значение изучаемого предмета. Осознание практической потребности изучаемых знаний, несомненно, будет мощным стимулом в учении (о путях раскрытия практической пользы получаемых знаний см. в статье Т. В. Напольновой «Роль практического овладения правилами грамматики в воспитании интереса учащихся к урокам русского языка»). Любознательность детей к предмету необходимо целенаправленно развивать, воспитывать. Это может быть сделано только тогда, когда будут обеспечены определенные условия и будут применены эффективные методы.
      Большое значение для развития интереса у школьников имеет создание контакта между учителем и детьми. Учитель, конечно, должен знать свой предмет и его трудности, индивидуальные особенности детей и умело их использовать. Доброжелательное отношение к учащимся — одно из важнейших условий, способствующих формированию у школьников увлечения русским языком. В этом, например, заключается одна из причин успехов ростовских учителей
      Формирует интерес у школьников и занимательность, которая может проявляться и в оформлении урока, и в подборе дидактического материала (см. об этом в статье М. В. Ушакова «Роль сопоставлений в развитии у школьников интереса к работе по орфографии»), и в применении игр на уроке (см. об этом в статье С. Н. Иконникова «Использование игр-упражнений для развития интереса учащихся к урокам русского языка»), и в своеобразной постановке вопросов. Так, изучая имена существительные, полезно задать, например, такие вопросы: Как будет единственное число от слова поля (шляпы)? Ко всем ли словам можно присоединить суффикс -щик- (-чик-)? И др.
      Поддержанию и развитию интереса способствует создание элемента новизны на уроке как в области содержания материала, так и в методах. Надо прямо сказать, что эта предпосылка менее всего разработана в методике русского языка. Решение данного вопроса является одной из первоочередных исследовательских задач.
      Не меньшее значение в создании условий для развития интереса у школьников имеет такая организация занятий, при которой учащимся приходится преодолевать ряд трудностей. Так, изучив качественные и относительные прилагательные, можно предложить детям дать классификацию слов, среди которых будут и притяжательные прилагательные. Столкнувшись с ними, учащиеся заинтересуются их природой. Это позволит учителю естественно перейти к новому материалу. Иногда полезно ставить такие вопросы, на которые школьники не смогут ответить до изучения нужного правила. Такая постановка вопроса невольно заставит детей заинтересоваться природой нового правила (см. об этом в статье И. Р. Палея «Мыслительные задачи, выдвигаемые перед учащимися, как один из приемов развития интереса к занятиям по русскому языку»).
      Развитию интереса способствует такая организация занятий, при которой детям приходится использовать свои жизненные наблюдения.
      Это одна из важных предпосылок, формирующих любовь к предмету. Методически данная проблема может быть решена разными путями. О них пишут в данном сборнике Е. Н. Петрова («Связь с жизнью — необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики»), Т. А. Ладыженская («Творческий диктант на основе наблюдений как одно из средств развития интереса учащихся к слову»), М. Т. Баранов («Формулирование темы высказывания — один из приемов воспитания интереса к составлению предложений»).
      Как предпосылка формирования интереса у школьников важное значение имеет самостоятельная работа учащихся. Однако эту роль она может сыграть при условии, если школьники проявят в процессе работы максимум самостоятельности мысли и действия.
      В развитии интереса существенное значение приобретает обеспечение преемственности и перспективности в работе. Привлечение усвоенных знаний при овладении новыми вызывает у детей интерес к занятиям. Понимая, что имеющиеся у них знания, умения и навыки нужны на каждом следующем этапе учения, школьники с увлечением знакомятся и с элементами новых языковых явлений, которые они будут изучать значительно позднее.. Такая организация занятий создает у детей уверенность в необходимости пополнения своих знаний. В конечном итоге это создает условия для развития интереса к предмету (о формах практического решения этого вопроса см. статью В. Г. Королева «Преемственность и перспективность — один из путей развития интереса учащихся к работе по русскому языку»).
      Наконец, к группе организационных предпосылок, формирующих интерес у школьников, относится оборудование урока таблицами, схемами (об опыте развития интереса па основе применения наглядности рассказывает Б. Т. Панов в статье «Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка»).
      Существенное воздействие па детей оказывает техническая оснащенность урока. Магнитофоны, теле- и радиоприемники, киноаппаратура, фильмоскопы и эпидиаскопы — все это чрезвычайно повышает заинтересованность детей, увлекает их. Применение технических средств — мощное условие, развивающее любовь к учению. (Об опыте применения технических средств рассказывает в данном сборнике Д. Л. Раскина — «Экранные пособия как средство воспитания интереса к русскому языку»).
      Любознательное отношение школьников к урокам русского языка может быть вызвано отдельными темами, используемым языковым дидактическим материалом, некоторыми видами работ.
      Увлекают детей, например, рассказы о происхождении слов, о словарном запасе языка, о возникновении языка, письменности, о происхождении алфавита, орфографии, об изменениях в языке (фонетических, морфологических, синтаксических и особенно лексических). Исторические справки, которыми учитель время от времени оживляет урок, несомненно, способствуют формированию интереса у школьников. Развивают детскую любознательность и сравнение языков по строю (хотя бы по отношению к изучаемому иностранному языку), разъяснение смысла новых слов, раскрытие зависимости друг от друга разных явлений языка. Увлекает учащихся работа, направленная па выяснение структуры слова (в частности, подбор однокоренных слов) и на раскрытие стилистических возможностей языка (особенно в связи с развитием связной устной и письменной речи). С одними из этих тем учащиеся сталкиваются эпизодически (например, с происхождением алфавита, орфографии), с другими — повседневно. От учителя требуется такая организация работы, при которой эмоциональный заряд, возникающий в момент знакомства с этими темами, поддерживался бы постоянно. Хорошим средством для этого служит разумное чередование видов работ, создающих для учащихся элемент новизны.
      Содержание дидактического материала относится к числу наиболее действенных предпосылок развития интереса у школьников. На это обратили внимание еще Ф. И. Буслаев и К. Д. Ушинский.
      Надо постоянно помнить о том, что от характера подбора слов, предложений, связных текстов зависит не только воспитание нравственных качеств учащихся, но и развитие их интереса к предмету. Материал, который составлен по преимуществу из отдельных разрозненных предложений, из слов, подобранных вне всякой системы, создает у детей скуку.
      Передовые учителя понимают это и стремятся преодолеть указанный недостаток. Они подбирают такой языковой материал, который служит одновременно целям усвоения грамматики, воспитания личности ребенка и развивает у него интерес к предмету.
      Пути решения вопроса о подборе языкового материала могут быть разными. Об этом пишут многие авторы статей данного сборника (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, И. М. Рожкова и др.).
      Не меньшее значение для развития интереса у школьников имеет выбор видов работ. Известно, что дети одни упражнения выполняют охотно, другие — с трудом. Так, учащиеся с большим интересом конструируют собственные примеры, пишут выборочные и полуконтрольные диктанты («Проверяю себя»), сочинения по жизненным наблюдениям.
      Конечно, одни эти виды работ нс могут заменить всего многообразия упражнений. Их нужно разумно чередовать с менее интересными работами, но необходимыми.
      Умелое (и вовремя) привлечение интересных видов упражнений, когда замечается эмоциональный спад у детей, зависит целиком от условий работы в каждом классе. Для всех возможных случаев единого рецепта дать невозможно.
      Публикуемый сборник статей, разумеется, не решает всех проблем, относящихся к теме развития интереса к урокам русского языка. Прежде всего следует изучить, какие предпосылки и в каких случаях являются более эффективными. Может оказаться так, что одни из предпосылок будут ведущими и главными в течение всего времени изучения нашего предмета, другие — только вовлекаться на определенных этапах работы.
      Неясным оказывается и вопрос о таком важном мотиве учения, как воспитание любви к самому процессу изучения русского языка. В связи с этим возникают проблемы, когда начинать такую работу, как ее начинать (какие приемы использовать, какие беседы провести, как строить систему изучения предмета, чтобы решить данную задачу).
      Важно также выяснить, какой языковой материал вызывает интерес у детей; как сделать, чтобы и «рядовые» уроки могли заинтересовать школьников; в каком классе можно (а может быть, совсем нельзя) отказаться от элементов игры; как сочетать общеклассную работу по развитию интереса с индивидуальной (имея в виду как слабых, так и одаренных детей).
      Наконец, существенное значение имеет перенос интереса детей, который проявляется у них на внеклассных занятиях, па уроки.
      Решение этих вопросов, несомненно, улучшит постановку преподавания русского языка в школе.
      Составитель
     
     
      Е. Н. Петрова (г. Ленинград)
      СВЯЗЬ С ЖИЗНЬЮ — НЕОБХОДИМОЕ
      УСЛОВИЕ ПОДНЯТИЯ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ
      К ИЗУЧЕНИЮ ГРАММАТИКИ
     
      Одним из важнейших путей, ведущих к овладению русским литературным языком в условиях школы, является связь обучения с жизнью. Эта связь может быть весьма различной.
      На уроках русского языка она осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях.
      Основу этого материала составляют, конечно, произведения великих русских писателей, мастеров языка, которые привлекаются для изучения грамматики в рациональной пропорции и в нужной последовательности. Привлечение литературного текста на занятиях по грамматике вызвано его целостностью, содержательностью и его литературными достоинствами. Как показывает практика, упражнения, составленные из не связанных между собою предложений, являются одной из причин равнодушия детей к нашему предмету. Это, конечно, не значит, что надо отвергать вообще употребление отдельных предложений. Пословицы, поговорки, загадки, которые «короче воробьиного носа, а мудрости в них на целые века» (А. М. Горький), общеизвестные изречения из книг обязательно должны найти свое место в работе наших детей над языком.
      Вопрос о языковом материале для уроков грамматики волнует учителя свыше ста лет. Были опыты создания «грамматических хрестоматий». Лучшие педагоги занимались составлением таких учебных пособий (Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. М. Перевлесский и многие другие).
      Издавна дидактический материал для изучения всех аспектов языка был и идеологическим средством воздействия на детей. То же идеологическое значение имеет языковой материал и в наши дни. Через языковой материал мы можем показать детям важнейшие стороны пашей жизни и воспитать у них правильное, коммунистическое отношение к окружающему миру, развить вкус и интерес к труду, к науке, к людям, любовь к Родине.
      По окончании школы учащимся придется широко пользоваться своей речью в производственной и общественной жизни. Эта речь должна быть правильной, четкой.
      Поэтому на занятиях по языку много места отводится культуре произношения. Учащиеся должны уметь четко и правильно произносить звуки русского языка и их сочетания, делать нужное ударение согласно нормам языка, употреблять соответствующую интонацию, уметь выразительно читать. Все перечисленные задачи связываются с разделом программы «Фонетика».
      Изучение звуковой стороны языка может быть поставлено очень живо и интересно. Здесь уместны беседы о важности орфоэпии, о благозвучии русского языка. Наибольший интерес работа по орфоэпии вызывает тогда, когда опа связывается с какой-либо практической деятельностью детей, например с умением говорить (выступать) публично. Для решения этой задачи надо систематически привлекать детей к выступлениям перед классом, выступлениям па пионерском сборе, на комсомольских собраниях. Подготовка к таким выступлениям идет при участии учителя. Не последнее место занимает при этом и обработка речи со стороны ее звучания. Ученику приходится привлекать свои знания, полученные при изучении системы звуков русского языка.
      В жизни детей большое место занимают разные внешкольные занятия: предметные кружки, кружок «умелые руки», вечера самодеятельности, школьные спектакли. На этих занятиях дети сами выступают с докладами, с сообщениями, с чтением и декламацией. Ясно, что все эти выступления требуют хорошей постановки голоса, чистого и правильного произношения. Помощь учителя здесь очень нужна. Целесообразно для этого использовать уроки, так как внимание к личной деятельности детей всегда оживляет занятия, сближает детей с учителем, поднимает вес его советов. Конечно, здесь нужен педагогический такт, чувство меры.
      Использовать уроки для подготовки выступлений надо очень осторожно, но и отмежеваться от них было бы неправильно.
      Часто у подростков возникает вопрос: почему мы пишем не так, как говорим? Иногда у них даже появляется подозрение: нужны ли все эти правила? Мы разъясняем, показываем детям, зачем нужно единое письмо, почему письмо на слух затормозило бы паше письменное общение, почему принята единая для общества орфография. Такие беседы нравятся детям. Они убеждаются, зачем в жизни нужно то, что они учат.
      Какие еще практические задачи можно решить, изучая раздел «Фонетика»? Он позволяет показать значение алфавита. Порядок букв установлен строгий, менять его не только никому не нужно, но и вредно. Поэтому алфавит надо твердо знать наизусть и уметь им пользоваться в жизни.
      Учитель совместно с библиотекарем школы организует работу по выявлению практической пользы алфавита. Занятия идут в библиотеке. Заведующий библиотекой рассказывает, какие книги имеются в библиотеке, как они расставлены по полкам, как их достают и ставят обратно, как идет работа с читателем. Библиотекарь демонстрирует словари и справочники. Все это показывает вместе с тем и практическое значение алфавита. Вся работа настолько заинтересовывает пятиклассников, что они продолжают разговор об алфавите во внешкольном кружке: знакомятся с историей письма и книгопечатания, с происхождением и развитием азбуки. Дети убеждаются в огромном значении в жизни каждого грамотного человека словаря, справочника, телефонной книги, которые основаны на алфавите, на строгом порядке букв.
      Учащиеся могут быть привлечены к библиотечной работе. Проверка карточек каталогов, наведение порядка на полках, помощь при выдаче книг читателям вполне доступны нашим учащимся и очень интересны для них.
      Огромное значение для развития интереса имеет работа по лексике.
      Существует много различных приемов работы над словом. Мы остановимся на таких, которые в большей степени развивают интерес детей к урокам. Вот, например, как в одной из ленинградских школ проводится обогащение словаря учащихся в связи с приобретением знаний об окружающем мире.
      На специальной табличке пишется: «Что я хочу знать?» На полочках под этой таблицей дети ставят карточки-заказы с указанием, что именно их особенно интересует, о чем бы они хотели спросить. Каждый раз заказы появляются в изобилии. Дети хотят знать о вселенной, о явлениях природы, о растениях, о животных, о машинах, о труде, о людях. Для ответов на вопросы отводится особый час. Некоторые разъяснения даются родителями-специалистами, учителями разных предметов. Вопросы детей систематизируются, группируются. Получается как бы «устная энциклопедия». Дети живо интересуются этими беседами. Ребятам предлагается завести словарные тетради, куда они заносят новые для них слова. Выбор слов доброволен. Но тотчас возникает соревнование: у кого больше новых, интересных и трудных слов. О составе и правописании слова консультации дает учитель. Такие словари очень нравятся детям. Они оказываются интересными пособиями для использования на уроках грамматики (по словообразованию, по правописанию). Такая работа в конце концов приводит детей к необходимости участвовать в кружке русского языка, где много внимания уделяется вопросу, почему мы так говорим. Изучая «биографию» слова, дети изучают и его орфографию. Причем каждое слово является живым для ученика, вырастает из его жизненного опыта, из наглядных образов.
      Некоторые учителя выдвигают задание: «Все, что увидишь, умей назвать; все, что называешь, умей написать».
      С каким увлечением дети осуществляют призыв учителя! Они, например, подбирают прилагательные, рисующие цвет утреннего неба. Это развивает в них наблюдательность. Не случайно К. Д. Ушинский так высоко оценивал значение наблюдения природы для изучения русского языка.
      Рассказывая и рассуждая о предметах и явлениях природы, о жизни людей, учащиеся не только усваивают лексику, но и строят предложения, учатся правильной, связной речи.
      Изучение грамматики составляет основу школьного курса. Но именно законы грамматики из-за своей отвлеченности и кажутся далекими от реальной жизни детей.
      Трудность заключается в том, чтобы найти пути «оживления» работы по грамматике.
      Заслуживает внимания опыт М. Я. Морозовой1.
      М. Я. Морозова ввела в I—IV классах особые тетради на грамматические темы: «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Предлог» и т. п. Дети собирают понравившиеся им картинки и наклеивают па страницы тетради. Каждую картинку они подписывают одним-двумя предложениями. Подписи формулируются самими детьми, но с условием, что в этих предложениях одно-два слова должны быть на грамматическую тему, согласно заглавию тетради. Например, если встречалось существительное в дательном падеже, то требовалось употребить его в разнообразных сочетаниях с другими словами. Очень поощрялось сочетание с соответствующим прилагательным. При подборе и составлении предложений детям разрешалось консультироваться у учителя. Со стороны учащихся, конечно, бывали ошибки, по они исправлялись в индивидуальной беседе. Учитель видел, что затрудняет ученика, и быстро исправлял ошибку. Сроки представления тетради не были строгими. Ведение тетради было совершенно добровольным. И примечательно, что в этих классах нс бывало ни одного ученика, который уклонился бы от предложенной работы.
      Работы отличались по качеству, но участие в них принимали все. Увлекала добровольность, отсутствие сжатых сроков, возможность проявить инициативу, свой выбор, свое творчество. Детям нравилась сама работа: сборка, вырезание, наклейка, письмо. Когда цикл тетрадей на тему закапчивался, все тетради, полные и неполные, удачные и менее удачные, выставлялись на полочке в классе. Учащиеся просматривали работы друг друга. Эта форма работы была хорошим повторительным обзором. Дети учились распознавать грамматические формы слов, связывая их с обобщающими правилами правописания и устной речи.
      Подобная работа может с успехом применяться в V и в VI классах.
      Интерес к картинкам постепенно заменялся интересом к тексту. Языковой материал в виде маленьких текстов («миниатюр») со словами на данное правило придумывался самими детьми и составил тематический альбом. В альбом попадали и картинки, и репродукции с картин, и таблицы, по в основе лежал литературный текст или текст, созданный учеником или группой учеников по грамматическому заданию. В некоторых тетрадях преобладали схемы, краткие формулировки правил. Учащиеся пользовались такими альбомчиками для закрепления и повторения.
      В VII и VIII классах умение правильно построить предложение, а из предложений — связную речь становится главной задачей курса.
      Некоторые учителя вводят в занятия небольшие диалоги, или «разговоры», на различные темы. Наши дети должны уметь поздороваться, проститься, указать дорогу, пожелать доброго пути, выразить добрые чувства, предложить или попросить об услуге, ответить па вопрос и т. д. Здесь очень важно не впадать в шаблон, стандарт, когда стираются все индивидуальные особенности ситуации, и вместе с тем соблюсти общепринятые нормы вежливости, лаконичности, точности.
      Детей интересуют эти короткие «разговоры». Они с удивлением замечают, что не умеют говорить о самых простых вещах, допускают ошибки, порождающие недоразумения (например, в употреблении местоимений, деепричастий и др.).
      Они видят, что даже таким простым вещам надо «учиться». И когда они привыкают хорошо отвечать, хорошо опрашивать, то они фактически овладевают и построением фразы, развивая вместе с тем и сообразительность и навыки культурной речи.
      Вопросы касаются и домашнего труда и самообслуживания.
      Большое место в работе учителя-словесника занимают занятия по развитию речи. Чтобы повысить интерес учащихся к этим занятиям, нужно шире связывать их с опытом детей. В этом отношении особенно полезны сочинения на темы, близкие ученикам.
      Как известно, значительное место в учебной деятельности учащихся занимают уроки труда в мастерских. Вот как, например, учительница А. И. Богданова (г. Ленинград) проводит сочинения о труде.
      Дети описывали процесс труда, свою продукцию. Выбор темы, выбор предмета описания пли рассказа был добровольным. Последовательность операций производственного процесса требовала или единства времени в описании, или, наоборот, смены времени. Иногда, в целях большей выразительности речи, употреблялась и замена времен и наклонений. Предмет описания ставился в различные ситуации, указывались условия, обстоятельства, причина, цель действия. Живописуя, дети прибегали к сравнениям, вводили в речь сложные предложения с различными видами связей их компонентов. По-разному конструировалась и связь между предложениями в целостном тексте.
      Во время разбора сочинений дети оценивали не только правильность содержания, последовательность, точность и полноту изложения, но и язык сочинения, грамматические средства, которыми пользовался автор работы, чтобы выразить свои мысли.
      Темы сочинений могут быть очень разнообразны: и туристский поход, и любая экскурсия, и просто прогулка в лесу, в поле, по реке, переживания подростка во время волнующих общественных событий, в быту, в природе.
      Чем разнообразнее будет тематика сочинений, тем интереснее и увлекательнее пройдут занятия.

      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.