Сканировала Пермина Ирина, обработка БК-МТГК. _____________________
Часть первая
СОДЕРЖАНИЕ
I класс:
От авторов 3
Начинаем говорить. Школа 5
В доме 8
Семья 10—11
Наше тело 12
Одежда и обувь 14
Пища 17
Игрушки 18
Домашние животные 20
Говорим, читаем, пишем 22
Ёлка 24
Октябрята и пионеры 26
Дом 28
На дворе 30
Где? 32
У кого ? 34
Будь чистым 36
Что мы надеваем 40
Обед 42
Домашние животные 45
Огород 48
Сад 50
Что растёт в лесу 52
Кто живёт в лесу 54
Птицы 56
Река ? 58
Зимой 60
В городе 64
Картинки и буквы 66
II класс:
В школе 69
Утром 72
Сад 78
Огород 79
Какой? какая? какое? какие? 84
Луг 86
В поле 88
Труд в колхозе 90
Труд дома 92
Кому? 96
В деревне 100
В магазине 102
Куда? 104
Откуда? 105
На ферме 106
В лесу 108
Птицы 112
Звери 114
Труд в городе 116
Зимой 118
Весной 120—121
Летом 122
Осенью 124—125
Москва — столица нашей Родины 126
Приложение № 1. Слова и предложения предварительного устного курса «Начинаем говорить» 128
Приложение № 2. Словарь 131
Приложение № 3. Перечень грамматических тем 138
«Русский язык в картинках», пособие для 1-го и 2-го классов нерусских школ РСФСР, составлено в соответствии с нормативной программой по русскому языку для национальных школ Российской Федерации.
Пособие рекомендуется использовать в школе в качестве дополнительного иллюстративного материала к учебникам.
Оно содержит более 450 рисунков, позволяющих усвоить рекомендуемые программой слова и типовые фразы.
Картинки распределены по темам (Школа. В доме. Семья и т.д.). Так как значения русских слов и фраз объясняются в пособии при помощи картинок, оно может быть использовано в любой нерусской аудитории как на уроке, так и вне урока.
Пользуясь пособием, учащиеся по рисунку и тексту усваивают и закрепляют значение русских слов и типовых фраз. По рисункам, изображающим отдельные предметы, дети усваивают новые русские слова и предложения, а по большим, преимущественно сюжетным, картинкам они закрепляют значения этих слов и предло-~ткений и упражняются в связной речи. По этим же картинкам они повторяют слова, усвоенные ранее.
Подпись к картинке, разумеется, не охваты-,вает всего ее содержания. Поэтому учитель может предложить детям составить другие предложения к каждой данной картинке, придумать рассказ по картинке и т. п. Сюжетные картинки, помещенные в пособии, могут быть широко использованы для развития навыков монологической речи, для бесед, рассказов, письменных описаний, сочинений и т. п. Пособие способствует привитию навыков правильного употребления грамматических форм, т. е. усвоению изменения слов при их употреблении в предложениях. Картинки и подписи к ним помогают усвоить нужные грамматические формы. Кроме того, особенно во 2-м классе, даются графические схемы соответствующих родовых, падежных и личных окончаний. Пользуясь схемами, можно составить много предложений изучаемого типа.
В пособии три раздела. Первые два предназначены для 1-го класса, третий раздел — для 2-го класса.
Первый раздел «Мы говорим» содержит материал для предварительного устного курса. В нем даны только рисунки без подписей. Учитель проводит по ним беседы (вопросы и ответы), пользуясь материалом, данным в приложении № 1. В этом приложении к каждой странице раздела приводятся слова и предложения (вопросы и ответы), которые могут быть использованы учителем при работе в классе по картинкам, помещенным на данной странице.
Второй раздел «Мы говорим, читаем, пишем» предназначен для букварного и послебукварного периода первого класса, и третий раздел — для второго класса.
В конце пособия (Приложения № 2 и № 3) даны алфавитный словарь и перечень грамматических тем с указанием страниц, где можно найти соответствующие иллюстрации.
Часть вторая
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 3
Вспомним о лете Жаркое лето 4
Гроза 5
В пионерском лагере 6
Летние походы 8
Да здравствует дружба пионеров всех стран!
Занятия людей 12
Осень 18
Великая Октябрьская революция 20
Москва — столица нашей Родины 22
Ленинград — город революции 23
На земле, в небесах и на море 24
Железная дорога 26
У нас дома 29
Покупки в магазине 32
Младшая сестра 36
День рождения 38
Как шьют одежду. Швейная фабрика 43
Обувь Обувная фабрика 44
Обувной магазин 45
Зима 46
Дикие животные Животные жарких стран 51
Сколько, много, мало, нет 54
Лечение болезней 56
В поликлинике 58
Весна 60
Пусть всегда будет солнце! 61
8 Марта 63
Красная Шапочка 64
Колобок 65
Вода 66
Рыбная ловля 70
Глаголы движения 72
Сельскохозяйственный труд 78
Машиноремонтная станция 79
Весенние работы 81
Полевой стан 82
Элеватор 84
Животноводство 86
На птицеферме 88
На молочной ферме 90
Электричество 92
Гидроэлектростанция 93
Электричество в городе 94
Электричество дома 96
Богатства нашей Родины 98
Металлургический завод 99
Химический завод 101
Лесопильный завод 102
Охота и рыболовство 104
Автомобильный завод 106
Строительство 108
В школьных кружках 112
Наша армия 116
На спортплощадке 120
Физкультура и спорт 121
Спортивные игры 122
Зимовка на Севере 126
Глагол ходить с приставками 128
Глагол писать с приставками 130
Кто что делает 132
Штурм космоса 134
Владимир Ильич Ленин — основатель Советского государства 137
Советский Союз — государство трудящихся 138
СССР — многонациональная страна 140
Рассказ Н. Носова «На горке» 142
Л. Н. Толстой «Филипок» 144
«Лиса и Журавль» 147
«Пионерское звено» 148
Приложение 1. Словарь 150
Приложение 2. Перечень грамматических тем 157
Эта книга является второй частью вышедшего наглядного пособия «Русский язык в картинках» и предназначена для третьего и четвёртого годов обучения русскому языку в национальных школах.
Её рекомендуется использовать как дополнительный иллюстративный материал к учебникам, помогающий учащимся усвоить лексику и грамматический строй русского языка.
При расположении материала авторы руководствовались лексическим и грамматико-фразеологическим принципами. Картинки, помещённые на каждом развороте пособия, объединены общей темой (в пионерском лагере, занятия людей, у нас дома, средства связи, приготовление пищи, животноводство и т. п.).
В пособии имеются сюжетные картины и небольшие картинки, к которым даны подписи. Эти подписи помогут учащимся усвоить новые русские слова и незнакомые грамматические конструкции.
Наряду с подписями к картинам даются вопросы. Отвечая на них, дети должны употребить слова и предложения, которые следует закрепить.
Более высокий уровень знаний по русскому языку у учащихся III—IV классов (по сравнению с I—II классами) позволяет разнообразить работу по развитию речи, придать ей более творческий характер. Если картинки в 1-й части являлись прежде всего средством раскрытия значений новых слов и предложений и помогали в проведении бесед (вопросы и ответы), то в настоящей книге они могут быть широко использованы для развития монологической речи (устные и письменные рассказы по картинке). Вопросы-подписи к сюжетным картинам служат в этом случае кратким планом для такого рассказа.
«Грамматические» картинки и схемы могут быть использованы для наглядного показа способа выражения той или иной грамматической конструкции, а также служить образцом для упражнений в составлении предложений или словосочетаний изучаемого типа.
В связи с тем, что в пособии содержится материал третьего и четвёртого классов, количество и последовательность лексических и грамматических тем не всегда будут соответствовать последовательности изложения этого материала в программе и учебниках. Поэтому учитель может использовать одну и ту же картину и в третьем и в четвёртом классе, сообразуя работу по ней с лексико-фразеологическими и грамматическими целями урока.
Картины, помещённые в пособии, отображают современный быт и трудовую деятельность советских людей, природу нашей Родины, её героическое прошлое и настоящее, развитие промышленности и техники, дружбу народов, борьбу за мир и т. д., поэтому они будут способствовать не только обучению русскому языку, но и воспитанию у учащихся высоких нравственных и этических качеств: любви к Родине, интернационализма, трудолюбия и т. д.
В конце пособия, в Приложении 1, дан алфавитный словарь с указанием страниц, на которых употреблено новое слово; в Приложении 2 дан перечень грамматических тем с указанием страниц, на которых можно найти материал для работы по этим разделам.
|