На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Русский язык в картинках. Геркан И. К. — 1977 г

И. К. Геркан

Русский язык в картинках

(для иностранцев)

Сборник упражнений
для начального этапа
обучения

*** 1977 ***


DjVu


СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ 3
КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? 23
КАКОЙ? 49
ЧТО ДЕЛАЕТ? 71
ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? У КОГО? К КОМУ? ОТ КОГО? 85
КОГДА? 150
КОГО? ЧТО? 159
KOMУ? 184
КЕМ? ЧЕМ? С КЕМ? С ЧЕМ? 189
О КОМ? О ЧЕМ? 199
ЧЕЙ? 207
СКОЛЬКО? 210
КЛЮЧ К УПРАЖНЕНИЯМ 227



От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      ПРЕДИСЛОВИЕ
      Настоящее учебное пособие по русскому языку может быть испбльзовано на начальных этапах обучения параллельно с любым учебником русского языка. Для успешного его применения необходимы лишь минимальный запас учебно-бытовой лексики и знакомство с начальными правилами грамматики русского языка. Лица, изучающие русский язык самостоятельно, могут проконтролировать себя с помощью ключй к упражнениям, приложенного в конце книги.
      Упражнения в сборнике «Русский язык в картинках» имеют своей целью облегчить изучающим русский язык приобретение элементарных навыков, необходимых для того, чтобы правильно употреблять многочисленные формы русских существительных и других частей речи в пределах начального словаря, а также правильно строить предложения. Все упражнения сборника по своему характеру тренировочные, то есть они направлены на выработку автоматизма в употреблении слов, их форм и типов предложений. Этому способствует и то обстоятельство, что слова в упражнениях группируются но принципу их морфологической близости.
      В сборнике используется ограниченная, актуальная для начального периода обучения лексика, соответствующая темам: семья, комната, аудитория, столовая, поликлиника, город, природа. Последовательность расположения лексического материала определяется потребностью развития речи на различных этапах обучения, а также степенью трудности его усвоения.
      Книга освещает следующие грамматические разделы: склонение существительных в единственном числе (одно-два основных значения для каждого падежй), существительные мнбжественного числа в именительиом падеже, глаголы в настоящем и прошедшем времени, виды глаголов, прилагательные в именительном падеже, некоторые простейшие типы сложных предложений.
      Грамматический материал расположен, в основном, в порядке нарастания трудностей.
      Сборник включает 8 разделов. Лексико-грамматический материал каждого раздела объединён одной обобщённой целью высказывания, обозначенной вопросом:
      1. Кто это? Что это?
      2. Какой?
      3. Что дЕлает...?
      4. Где? Куда? Откуда?
      У когО? К кому? От кого?
      5. Когда?
      6. КогО? Что?
      Кому?
      Кем? Чем? С кем? С чем?
      О ком? О чем?
      7. Чей?
      8. СкОлько?
      Все упражнения в соответствии с задачей развития речи требуют употребления предложений, а не отдельных слов. В основном, это простые предложения. В сборнике есть также упражнения на некоторые типы сложных предложений, которые включены в разные разделы книги.
      Каждое упражнение может выполняться устно или письменно. Обычно перед упражнением даётся образец. По аналогии с бтим образцам учашийся должен строить свои предложения, которые подсказываются ему картинками. Так, например, образец к упражнению № 4 — Это студенты. Следовательно, учащийся в процессе выполнения задания говорит (или пишет), глядя на картинки:
      Это пионеры. Это туристы. Это художники, и т. д.
      В упражнении № 12 в качестве примера даны два предложения, которые различаются мёжду собой видом глагола:
      Мальчик решает эадачу. Мальчик решил задачу.
      В этом упражнении первая картинка в каждой паре обозначает действие как процесс, вторая — результат этого действия. Так, первая пара картинок изображает сначала Веру, пишущую пнсьмо, затём Веру. которая запечатывает конверт. Учащийся по аналогии с образцом должен составить следующие предложения:
      Вера пишет письмо. Вера написала письмо, и т. д.
      По одной картинке может быть задано составить несколько предложений. Глядя, например, па картинку № 6, изображающую шкблу, в упражнении № 36 учащийся в соответствия с образцом должен привести следующие предложення: Вчера мы были в школе. Мы приехали из школы. Сейчас мы едем в школу.
      Все эти и подобные им упражнения состоят из одних картинок, без текста. В сборнике имеются и такие упражнения, где картинка является ответом на вопрос, выраженный словесно. Например, дан вопрос (упражнение № 21): Где Виктор изучает русский язык? Рядом — картинка, изображающая университет. Учащийся согласно образцу должен ответить: Виктор изучает русский язык в университете.
      Есть упражнения, где к одной картинке дано два вопроса. В соответствии с образцом нужно дать два ответа.
      Например, в упражнении № 27 даны вопросы: Где ты живёшь? Куда идёт автобус? Картинка: город. Следует ответить: Я живу в городе. Автобус идёт в город.
      Слово, обозначенное картинкой, ставится, таким ббразом, сначала в предложном, затем в винительном падеже.
      В упражнениях с вопросом «Когда?» используются условные знаки:
      «утром»,
      «днем»,
      «вечером»,
      «ночью»,
      «зимой»,
      «весной»,
      «летом»,
      «осенью».
      В некоторых упражнениях предлагается вставить в предложение слово (обозначенное картинкой) в нужной форме,
      Виктор любит ... . (изображён театр)
      Студент попросил ... повторить слово, (изображён преподаватель)
      Надо прочитать: Виктор любит театр. Студент попросил преподавателя повторить слово.
      Иногда вместо образца даётся задание к картинке, например: Что дёлал Игорь? (упражнение № 65). Глядя на картинки, учащийся должен сказать: Игорь обедал с преподавателем, играл с дёдушкой в шахматы, и т. д.
      Другой тип задания: «Закончите предложения» (упражнение 7). Под картинкой начало предложения: На столе лежат голубые тетради... . Учащийся должен, глядя на рисунок, закончить предложение, то есть сказать: На столе лежат голубые тетрйди, жёлтые карандаши, зелёные и чёрные ручки.
      Если в упражнении есть вопрбс и ответ, то упражнение лучше делать устно. В этом случае онб может выполняться двумя или ббльшим числом учащихся.
      Отдельные упражнения позволяют преподавателю помимо указанного задания дать к ним ещё одно или несколько дополнительных заданий. Например, упражнение № 19 можно использовать два раза. После того как учащиеся ответят на вопросы к картинке преподаватель может предложить им описать комнату. При этом надо обратить внимание на необходимость изменения порядка слов в предложении для выполнения этого задания (не лампа висит на стене, а На стене висит лампа, и т. д.). В упражнениях на активизацию глагольных форм можно предложить учащимся сначала употребить формы настоящего времени, затем прошедшего и будущего и т. д.
      Упражнения по возможности строились так, чтобы в каждом отдельном случае можно было употребить только одну определённую фразу, однако в некоторых упражнениях могут быть использованы варианты. В этих случаях в ключе приводится наиболее простой и употребительный из них.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.