ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное пособие по русскому языку может быть испбльзовано на начальных этапах обучения параллельно с любым учебником русского языка. Для успешного его применения необходимы лишь минимальный запас учебно-бытовой лексики и знакомство с начальными правилами грамматики русского языка. Лица, изучающие русский язык самостоятельно, могут проконтролировать себя с помощью ключй к упражнениям, приложенного в конце книги.
Упражнения в сборнике «Русский язык в картинках» имеют своей целью облегчить изучающим русский язык приобретение элементарных навыков, необходимых для того, чтобы правильно употреблять многочисленные формы русских существительных и других частей речи в пределах начального словаря, а также правильно строить предложения. Все упражнения сборника по своему характеру тренировочные, то есть они направлены на выработку автоматизма в употреблении слов, их форм и типов предложений. Этому способствует и то обстоятельство, что слова в упражнениях группируются но принципу их морфологической близости.
В сборнике используется ограниченная, актуальная для начального периода обучения лексика, соответствующая темам: семья, комната, аудитория, столовая, поликлиника, город, природа. Последовательность расположения лексического материала определяется потребностью развития речи на различных этапах обучения, а также степенью трудности его усвоения.
Книга освещает следующие грамматические разделы: склонение существительных в единственном числе (одно-два основных значения для каждого падежй), существительные мнбжественного числа в именительиом падеже, глаголы в настоящем и прошедшем времени, виды глаголов, прилагательные в именительном падеже, некоторые простейшие типы сложных предложений.
Грамматический материал расположен, в основном, в порядке нарастания трудностей.
Сборник включает 8 разделов. Лексико-грамматический материал каждого раздела объединён одной обобщённой целью высказывания, обозначенной вопросом:
1. Кто это? Что это?
2. Какой?
3. Что дЕлает...?
4. Где? Куда? Откуда?
У когО? К кому? От кого?
5. Когда?
6. КогО? Что?
Кому?
Кем? Чем? С кем? С чем?
О ком? О чем?
7. Чей?
8. СкОлько?
Все упражнения в соответствии с задачей развития речи требуют употребления предложений, а не отдельных слов. В основном, это простые предложения. В сборнике есть также упражнения на некоторые типы сложных предложений, которые включены в разные разделы книги.
Каждое упражнение может выполняться устно или письменно. Обычно перед упражнением даётся образец. По аналогии с бтим образцам учашийся должен строить свои предложения, которые подсказываются ему картинками. Так, например, образец к упражнению № 4 — Это студенты. Следовательно, учащийся в процессе выполнения задания говорит (или пишет), глядя на картинки:
Это пионеры. Это туристы. Это художники, и т. д.
В упражнении № 12 в качестве примера даны два предложения, которые различаются мёжду собой видом глагола:
Мальчик решает эадачу. Мальчик решил задачу.
В этом упражнении первая картинка в каждой паре обозначает действие как процесс, вторая — результат этого действия. Так, первая пара картинок изображает сначала Веру, пишущую пнсьмо, затём Веру. которая запечатывает конверт. Учащийся по аналогии с образцом должен составить следующие предложения:
Вера пишет письмо. Вера написала письмо, и т. д.
По одной картинке может быть задано составить несколько предложений. Глядя, например, па картинку № 6, изображающую шкблу, в упражнении № 36 учащийся в соответствия с образцом должен привести следующие предложення: Вчера мы были в школе. Мы приехали из школы. Сейчас мы едем в школу.
Все эти и подобные им упражнения состоят из одних картинок, без текста. В сборнике имеются и такие упражнения, где картинка является ответом на вопрос, выраженный словесно. Например, дан вопрос (упражнение № 21): Где Виктор изучает русский язык? Рядом — картинка, изображающая университет. Учащийся согласно образцу должен ответить: Виктор изучает русский язык в университете.
Есть упражнения, где к одной картинке дано два вопроса. В соответствии с образцом нужно дать два ответа.
Например, в упражнении № 27 даны вопросы: Где ты живёшь? Куда идёт автобус? Картинка: город. Следует ответить: Я живу в городе. Автобус идёт в город.
Слово, обозначенное картинкой, ставится, таким ббразом, сначала в предложном, затем в винительном падеже.
В упражнениях с вопросом «Когда?» используются условные знаки:
«утром»,
«днем»,
«вечером»,
«ночью»,
«зимой»,
«весной»,
«летом»,
«осенью».
В некоторых упражнениях предлагается вставить в предложение слово (обозначенное картинкой) в нужной форме,
Виктор любит ... . (изображён театр)
Студент попросил ... повторить слово, (изображён преподаватель)
Надо прочитать: Виктор любит театр. Студент попросил преподавателя повторить слово.
Иногда вместо образца даётся задание к картинке, например: Что дёлал Игорь? (упражнение № 65). Глядя на картинки, учащийся должен сказать: Игорь обедал с преподавателем, играл с дёдушкой в шахматы, и т. д.
Другой тип задания: «Закончите предложения» (упражнение 7). Под картинкой начало предложения: На столе лежат голубые тетради... . Учащийся должен, глядя на рисунок, закончить предложение, то есть сказать: На столе лежат голубые тетрйди, жёлтые карандаши, зелёные и чёрные ручки.
Если в упражнении есть вопрбс и ответ, то упражнение лучше делать устно. В этом случае онб может выполняться двумя или ббльшим числом учащихся.
Отдельные упражнения позволяют преподавателю помимо указанного задания дать к ним ещё одно или несколько дополнительных заданий. Например, упражнение № 19 можно использовать два раза. После того как учащиеся ответят на вопросы к картинке преподаватель может предложить им описать комнату. При этом надо обратить внимание на необходимость изменения порядка слов в предложении для выполнения этого задания (не лампа висит на стене, а На стене висит лампа, и т. д.). В упражнениях на активизацию глагольных форм можно предложить учащимся сначала употребить формы настоящего времени, затем прошедшего и будущего и т. д.
Упражнения по возможности строились так, чтобы в каждом отдельном случае можно было употребить только одну определённую фразу, однако в некоторых упражнениях могут быть использованы варианты. В этих случаях в ключе приводится наиболее простой и употребительный из них.
|