СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 3
ФОНЕТИКА
Общие сведения
Предмет фонетики 5
Фонетическая транскрипция 7
Образование звуков 8
Дыхательный аппарат 9
Гортань 9
Полость носа
Полость рта 11
Звуковое членение речи
Речевой такт 15
Слог 16
Слогораздел 17
Типы слогов в русском языке 19
Ударение 21
Звуки русского языка
Гласные звуки русского языка:
Классификация гласных 22
Ударяемые гласные 23
Безударные гласные 26
Согласные звуки русского языка
Классификация согласных 28
Губные согласные 34
Зубные согласные 35
Нёбно-зубные согласные 36
Средненёбные согласные 36
Задненёбные согласные 37
Образец фонетической транскрипции 37
Система фонем русского языка
Понятие о системе фонем:
Фонема и ее модификации 39
Варианты и вариации фонем 42
Соотносительность фонем 44
Гласные фонемы:
Состав гласных фонем 45
Гласные фонемы в слоге под ударением 46
Гласные фонемы в предударных слогах 47
Гласные фонемы в заударных слогах 49
Согласные фонемы:
Состав согласных фонем 52
Соотносительность согласных фонем по глухости и звонкости 53
Соотносительность согласных фонем по твёрдости и мягкости 55
Фонема 59
Двойные согласные 61
Сочетания согласных фонем на стыке морфологических частей слова
Фонематическая тоакскрипция 64
ГРАММАТИКА
Морфология
Формы и грамматические разряды слов
Предмет грамматики и морфологии 68
Формы слов 69
Аффиксы 73
Чередование фонем 75
Ударение 80
Флективный строй русского языка 81
Грамматические разряды слов 83
Имя существительное
Формы и разряды имен существительных:
Значение и формы имен существительных 87
Формы числа, имен существительных 89
Средства различения форм единственного и множественного числа 92
Род имен существительных 96
Значение форм рода имен существительных 98
Существительные одушевленные и неодушевленные 103
Падежи имен существительных 105
Несклоняемые существительные 108
Образование имен существительных 109
Склонение имен существительных:
Типы склонения имен существительных 111
Первое склонение 113
Второе склонение 114
Третье склонение 118
Склонение имен существительных во множественном числе 120
Образование именительного падежа множественного числа имен существительных 122
Образование родительного падежа множественного числа имен существительных 124
Имя прилагательное
Значение и формы имен прилагательных 126
Переход имён прилагательных в существительные 127
Имена прилагательные качественные и относительные 128
Краткие формы имен прилагательных 130
Сравнительная форма имей прилагательных 131
Склонение имен прйлагательных 133
Склонение притяжательных прилагательных 133
Образование прилагательных 135
Имя числительное
Значение и формы числительных 137
Слова с количественным значением, не являющиеся числительными 139
Разряды числительных 141
Склонение числительных 141
Наречие
Форма и значение наречий 143
Смысловые разряды наречий 144
Образование наречий
Местоимение
Понятие о местоимении
Разряды местоимений по значению
Грамматические особенности местоимений
Склонение местоимений
Глагол
Разряды глаголов:
Значение и формы глагола 159
Возвратные и невозвратные Глаголы 161
Переходные и непереходные глаголы 162
Значение и образование возвратных глаголов 164
Виды глагола 166
Образование глаголов, различающихся видом 168
Изменение видового значения у глаголов движения 173
Видовые пары глаголов 173
Классификация глаголов:
Основы глаголов 176
Классы глаголов 177
Продуктивные классы глаголов 177
Непродуктивные классы глаголов 179
Перечень глаголов непродуктивных классов 184
Спряжение глаголов:
Инфинитив 188
Образование инфинитива
Формы наклонения глагола
Формы времени изъявительного наклонения 191
Будущее время, простое и сложное 194
Формы лица у глагола 194
Безличные глаголы: 196
Образование личных форм глагола 197
Прошедшее время 200
Краткая форма глагола 201
Условное наклонение 201
Повелительное наклонение и его формы 202
Употребление формы 2-го лица ед. числа повелительного наклонения 205
Образование форм повелительного наклонения 206
Причастие 209
Причастия действительного и страдательного залога 211
Краткие страдательные причастия 212
Образование причастий 214
Деепричастие 217
Образование деепричастий у глаголов несовершенного вида
Образование деепричастий у глаголов совершенного вида 220
Несамостоятельные слова
Служебные слова и частицы 223
Предлоги 224
Союзы 226
Относительные слова 227
Связка 230
Частицы 231
Слова вне частей речи 231
Утверждено Наркомпросом РСФСР
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО НАРКОМПРОСА РСФСР, МОСКВА 1945
ОТ АВТОРОВ.
Настоящая книга представляет собой первую часть «Очерка грамматики русского языка». Она заключает в себе фонетику и морфологию современного русского литературного языка. Вторая часть «Очерка» будет посвящена синтаксису.
Настоящий «Очерк» предназначен для учителей средней школы, имеющих уже некоторый опыт преподавания русского языка, а также вообще для читателя, знакомого с элементами языкознания (с так называемым курсом введения в языкознание). Поэтому он может служить до известной степени пособием для студентов педагогических и учительских институтов при изучении курса современного русского языка.
Книга представляет собой систематический курс, хотя авторы и не претендуют на исчерпывающую полноту в освещении фактов современного русского языка. Однако она отнюдь не является учебником, который всегда связан с определенной программой и соответствующим образом методически построен. Задача книги — содействовать повышению уровня лингвистических знаний читателя, помочь ему научно осмыслить основные явления современного русского языка, представив их в определенной системе.
Раздел «Фонетика» написан Р. И. Аванесовым (за исключением главы «Понятие о системе фонем», написанной обоими авторами совместно). Раздел «Морфология» написан В. Н. Сидоровым.
Авторы приносят глубокую благодарность акад. С. П. Обнорскому и проф. А. Б. Шапиро за ряд весьма денных указаний.
ФОНЕТИКА
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.
Предмет фонетики.
Фонетикой (от греческого phone — «звук», «голос», «тон») называется отдел языкознания, в котором изучается звуковая сторона языка, или иначе — фонетикой называется учение о звуках речи.
Звук речи, взятый сам по себе, отдельно от других звуков не имеет значения. Только в исключительных случаях, когда одним звуком бывает выражено целое слово или значимая часть слоза (приставка, корень, суффикс, окончание), с отдельным ззу-ком связывается определенное значение. Примером этого в русском языке могут служить некоторые служебные слова — предлоги, вроде в, с, к, о, у, союз и, частицы ж, б. Таковы же некоторые приставки в-, с-, у- (внести, снести, унести)-, суффиксы -т, -л (писать, писал), окончания -а, -о (сожгла, сожгло) и т. д. Звук же речи, если он не является словом или его значимой частью, значением не обладает.
Однако в языке нет ничего такого, что бы не было связано со значением. Точно так же со значением, а именно значением слов и их частей, связаны и звуки речи.
Не обладая сами по себе значением, звуки речи служат в языке знаками, при помощи которых различаются слова. Такими знаками они могут быть благодаря тому, что они акустически отличаются друг от друга, т. е. имеют на слух различное качество. Таким образом, различия в звуках речи, воспринимаемые слухом, служат средством для различения слов и связанных с ними значений.
Звуки речи как знаки, при помощи которых различ. слова языка, называются фонемами (от греческого слова phonema — «звук», «голос», «тон»).
Обычно слова языка состоят из ряда фонем. При этом необязательно, чтобы все фонемы одного слова отличались по своему качеству от фонем другого слова. Нередко слова различаются только одной из фонем при тожестве во всех остальных. Например; слова бор, вор, мор, сор, хор различаются только одной начальной фонемой, слова мал, мол, мул, мыл — одной второй фонемой, а слова сок, сон, сом, сор, соль — только конечной фонемой.
Слова могут различаться также благодаря отсутствию или наличию какой-нибудь фонемы, например, звон и вон (указательная частица), брак и бак или рак, столб и стол, рампа и рама. Даже и при одном и том же составе фонем часто получаются разные слова, если неодинаков порядок расположения фонем, ср., например, слова мол и лом, парк и карп и др.
Тдким образом, достаточно бывает хотя бы небольшого различия в звуковом составе слова (различия в качестве одной из фонем, различия в числе фонем и в порядке фонем), чтобы можно было различить слова, каждое со своим значением.
Число фонем в разных языках различно, но в каждом языке оно строго ограничено. Фонемы в языке не существуют изолированно, а всегда употребляются в ряду других фонем. В зависимости от различных фонетических условий, фонемы изменяются в своем качестве, образуя закономерные ряды своих разновидностей. Благодаря этому образуется характерная для каждого языка своя звуковая система.
Сказанное можно пояснить на таких примерах. В словах мял, мёл, мел (мал, мбл, мэл) гласные звуки находятся в совершенно одинаковых условиях: им предшествует мягкий согласный м, после них следует твердый согласный л, наконец, все они находятся под ударением. Несмотря на это, гласные между собой различаются. А так как в приведенных словах остальные звуки тожественны, та единственным средством для ралдичения этих слов выступает различное качество гласных. Ясно, что различия в гласных этих слов не зависят от их положения, что эти различия независимы, не обусловлены фонетическим положением и потому служат для различения слов, или иначе: а, о, э являются в русском языке самостоятельными фонемами, и именно ими-то и отличаются друг от друга приведенные выше слова.
Однако не всегда различия в звуках речи бывают подобны вышеприведенным. Например, в словах этот, мел, с одной стороны, и эти, мель — с другой, гласные также отличаются друг от друга: в словах эти, мель произносится гласный, образуемый с более высоким подъемом языка (он передается знаком ё: ёти, мёл) по сравнению с гласным в словах этот, мел (он передается знаком э: этът, мэл), или, как иначе говорят, в первом случае произносится е «закрытое», а во втором э «открытое». Но эти различив не являются независимыми, а, наоборот, обусловлены фонетическим положением, а именно твердостью или мягкостью следующей согласной: перед твердой согласной произносится э, перед мягкой е. Поэтому э и е в русском языке не могут сами по себе служить для различения слов: слова мэл и мёл различаются между собой не благодаря различным гласным звукам, а благодаря различным согласным, т. е. твердому л или мягкому л. Другими словами, звуки э и е в русском «зыке являются не двумя самостоятельными фонемами, а разновидностями одной и той же фонемы, выступающими-в-разных фонетических условиях. Те же разновидности этой фонемы произносятся в тожественных условиях в любых других словах» например, этът — ёти, бэл — бёл, прэл — прёл, лэс — лёс, спэт — спет, вэс — вес.
В русском языке гласные э и е не образуют двух разных фонем, так как их употребление обусловлено фонетическим положением. Однако в других языках аналогичное различие в гласных может быть независимым, не обусловленным фонетическим положением. Так, например, во французском языке слово pr£s (прё — «возле»), отличается от слова pres (прэ — «лужайка») только тем, что в первом слове произносится е, а во втором э, так как в остальном они созвучны. Поэтому во французском языке э и е представляют собой две самостоятельные фонемы.
Таким образом, различия звуков в языке могут быть двоякого рода: одни различия являются самостоятельными, независимыми, необусловленными и поэтому служат в языке средством различения слов. Др_угие — различия несамостоятельные, зависимые, обусловленные фонетическим положением. Различия первого рода образуют фонемы, различия второго рода — их разновидности, видоизменения.
Различия в качестве звуков речи, т. е. фонем й их разновидностей зависят от особенностей их образования речевым аппаратом человека. Поэтому изучение роли звуков речи как знаков для различения слов предполагает предварительное изучение физиологии звуков, т. е. того, как они образуются органами речи.
Таким образом, фонетика делится на два отдела: на физиологию звуков речи, которая изучает образование звуков речи органами речи, а также акустическую природу звуков речи, и на учение о системе фонем, которая изучает функциональную сторону звуков речи, звуки речи как знаки для различения слов, систему фонем и их разновидностей, выступающих в определенных фонетических условиях.
В первом из этих отделов звуковая сторона языка изучается как явление природное, с точки зрения физиологической и физической (акустической) и вне отношения к смысловой стороне языка. В этом отделе фонетики одинаково изучаются качества любых звуков речи вне зависимости от того, являются ли в данном языке те или иные звуки фонемами или представляют собой их разновидности, т. е. звуки речи изучаются безотносительно к той роли, которую они выполняют для различения слов.
В противоположность этому, в учении о системе фонем звуковая сторона языка изучается в качестве одной из сторон языка как явления социального, звуки речи изучаются с функциональной стороны, т. е. с точки зрения той роли, которую они выполняют в языке. Таким образом, предметом этого раздела фонетики являются звуки речи в их отношении к смысловой стороне языка, т. е. система фонем и их разновидностей, выступающих в разных фонетических условиях.
Фонетическая транскрипция.
При изучении звуков речи необходимо бывает передавать на письме устную речь со всеми ее звуковыми особенностями. Для этой цели обычное орфографическое письмо непригодно, так как оно не обозначает точно звуков устной речи. По правилам правописания нередко одной и той же букве соответствуют разные звуки. Например, в слове дорогой d первом слоге произносится очень краткий звук, похожий на и, во втором слоге произносится звук а, в третьем — звук о. Между тем на письме все эти три различных звука передаются одной и той же буквой о. В других случаях, наоборот, один и тот нее звук обозначается на письме разными буквами. Так в начале и на конце слова круг произносится одинаковый звук к. Однако на письме он передается разными буквами: в начале слова буквой к, и на конце — буквой г.
Обычное письмо не передает точно звуков языка, потому что при таком письме нет полного соответствия между звуками и буквами. Поэтому при изучении ззукозой стороны языка приходится прибегать к особому способу записи устной речи, при котором каждая буква всегда обозначает какой-нибудь один звук, и, наоборот, каждый звук обозначается всегда одной и той же буквой Такая запись устной речи, которая построена на строгом соответствии между буквами письма и звуками речи называется фонетической транскрипцией.
В транскрипции используется один из существующих алфавитов. Однако поскольку в языке звуков обычно бывает больше, чем букв в том или ином алфавите, приходится к буквам алфавита, положенного в основу транскрипции, прибавлять буквы из другого алфавита и вводить новые добавочные буквы. Кроме того, для увеличения знаков в транскрипции употребляются особые значки, которые ставятся над или под буквой, или сбоку от буквы.
В настоящей книге транскрипция строится на основе русского алфавита, к которому добавляются некоторые буквы из других алфавитов, преимущественно из латинского и греческого, а также дополнительные значки, присоединяемые к буквам. При этом некоторые буквы русского алфавита (например я, ю, ё, и) вовсе не употребляются, а другие (например ь, ъ) имеют не то значение, какое им свойственно в обычном письме. О значении букв и значков, употребляемых в транскрипции, будет сообщено в дальнейшем по мере ознакомления со звуками русского языка, для обозначения которых они используются.
Образование звуков.
Все звуки, в том числе и звуки речи образуются колебательными движениями различных физических тел. Эти колебательные движения вызывают в окружающем их воздухе звуковые волны, которые передаются уху и, раздражая слуховые нервы, вызывают у слушающего ощущение звука.
Различия б звуках зависят от характера колебаний звучащего тела. При колебаниях периодических, т. е. правильно повторяющихся в равные промежутки времени, получается ощущение музыкального звука, в котором ясно звучит тон определенной высоты. Колебания же неправильные, непериодические вы-зывакуу ощущение шума, т. е. звука без определенного, характерного тона.
Музыкальные звуки различаются по силе, высоте и тембру. Сила звука зависит от амплитуды, т. е. размаха колебаний звучащего тела, высота — от частоты его колебаний, а тембр (окраска звука) — от состава и силы побочных тонов, сопровождающих основной тон звука.
Все эти особенности, характеризующие звуки вообще, относятся в частности и к звукам речи, образуемым органами речи. Звуки речи производятся при помощи работы целого ряда органов, которые все вместе образуют речевой аппарат человека. Этот аппарат состоит из четырех главных частей: 1) дыхательного аппарата, 2) гортани, 3) полости носа, 4) полости рта.
Дыхательный аппарат.
Дыхательный аппарат состоит из диафрагмы, или грудобрюшной преграды, грудной клетки, легких и дыхательного горла.
Роль дыхательного аппарата в речи в общем подобна роли мехов, которые нагнетают воздух в органе: он производит необходимую для образования звуков воздушную струю.
В работе дыхательного аппарата различаются две фазы: вдыхание и выдыхание. При вдыхании воздух через дыхательное горло и бронхи входит в легкие; при выдыхании выходит из них обратно. При простом дыхании (не во время речи) обе фазы приблизительно равны по длительности. Во время же речи дыхание регулируется таким образом, что вдыхание совершается быстро, тогда как выдыхание бывает более или менее растянутым. Это происходит потому, что в процессе речи используется главным образом выдыхание, а вдыхание лишь восстанавливает израсходованный в речи запас воздуха.
Когда мы говорим, воздух из легких через бронхи по дыхательному горлу попадает в гортань.
Гортань.
При выдыхании струя воздуха идет вверх и попадает в гортань, которая составляет верхний конец дыхательного горла.
Гортань представляет собой орган, служащий почти исключительно для целей образования звуков. Она подобна музыкальному инструменту, который дает самые разнообразные по высоте и силе звуки.
Гортань состоит из нескольких подвижных хрящей, связанных между собой мускулами. Один из этих хрящей выдается вперед и может быть нащупан рукой в передней части шеи, где он образует выступ (у мужчин несколько больший, чем у женщин), называемый обыкновенно кадыком, или адамовым яблоком. Поперек гортани расположены два пучка эластичных мускулов, похожих на две губы, которые называются голосовыми связками.
Они тянутся горизонтально от передней части шеи к задней и прикреплены своими противоположными сторонами к стенкам гортани. Края голосовых связок, обращенные друг к другу, свободны и образуют собой щель, называемую голосовой.
При помощи хрящей, приводимых в движение особыми мускулами, голосовые связки могут натягиваться и, сближаясь своими свободными краями, сужать голосовую щель. Когда связки не натянуты, то голосовая щель широко открыта, и сквозь нее свободно проходит воздух. Когда же они натянуты и соприкасаются друг с другом, то свободный проход для воздуха затруднен. Воздуху приходится с силой проходить между связками, чем он их приводит в колебательное движение, заставляет их дрожать, вибрировать. В результате образуется музыкальный звук, называемый голосом.
Голосовые связки при образовании голоса действуют таким же образом, как губы, когда при их помощи, чтобы остановить лошадь, произносят особый звук, который передается на письме через тпрр... В этом случае губы сжимаются, преграждая воздуху выход изо рта, но воздух прорывается сквозь губы и приводит их в дрожание. Дрожание губ производит звук вроде согласного р (губной р).
Голос в зависимости от характера колебаний голосовых связок может быть различной высоты и силы.
Частота колебаний голосовых связок зависит как от длины их, так и от степени их натянутости. Чем длиннее голосовые связки, тем медленнее их колебания, и потому тон, издаваемый ими, ниже. У мужчин голосовые связки обычно длиннее, чем у женщин; этим объясняется свойственный им более низкий голосовой тон. Отличие разных голосов, например, тенора, баритона и баса основано главным образом на различной длине голосовых связок. Чем сильнее натянуты связки, тем чаще они колеблются, и, следовательно, выше голос.
Большая сила выдыхаемой струи воздуха вызывает большую амплитуду колебаний у связок, и в результате образуется голос бблыпей силы.
Дрожание голосовых связок при звучании можно ощутить, если, приложив палец к кадыку, громко произносить звуки, образованные с голосом, например: а, о, л, з, ж и др. Дрожание связок через хрящи передается кадыку и легко ощутимо пальцем. При открытой голосовой щели голоса не образуется. Поэтому если произносить звук, образованный без его участия, например с, ш, х, к, то приложенный к кадыку палец не ощутит никакого дрожания.
Когда говорят шопотом, то шопотные звуки появляются только вместо тех звуков, которые произносятся с голосом, а звуки, образованные без голоса, остаются без изменения. При шопоте голосовые связки бывают слабо натянуты и между ними остается для прохождения воздуха узкая щель. Выдыхаемый воздух, проходя сквозь эту щель, трением о края связок производит шум, который обычно и называют шопотом.
Полость носа.
Пространство над гортанью носит название зева; зев непосредственно переходит в полость рта и несколько выше — в полость носа. Границей между полостью рта и проходом в полость носа служит так называемая нёбная занавеска (подвижное мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком). Назначение нёбной занавески состоит в том, чтобы открывать или закрывать для воздуха проход из зева в полость носа.
При простом дыхании нёбная занавеска обыкновенно бывает опущена и воздух свободно проходит в полость носа. Так же может быть открыт проход в носовую полость и во время речи при произношении некоторых звуков. В этом случае струя воздуха, обычно с голосом, проходит не только в полость рта, но и в полость носа и приобретает в ней носовой оттенок. Так, например, произносятся в русском языке согласные м, н.
При произношении других звуков нёбная занавеска подымается и, плотно прижимаясь к задней стенке зева, закрывает проход в носовую полость. (См. рис. 1 на стр. 12). В этом случае струя воздуха из зева проходит только в полость рта.
Таким образом, назначение полости носа — служить резонатором при образовании некоторых звуков. При образовании большей части звуков русского языка носовая полость не принимает участия, так как нёбная занавеска бывает приподнята и доступ воздуха в полость носа бывает закрыт. При образовании же звуков м, н нёбная занавеска бывает опущена, приход в полость носа открыт, и тогда полость рта и полость носа образуют одну общую резонирующую камеру.
Полость рта.
Полость рта выполняет двоякую роль в образовании звуков. С одной стороны, она служит резонатором, который придает различную окраску (тембр) звукам. С другой стороны, она является тем местом, где производятся различные по своему качеству самостоятельные шумы, которые или- примешиваются к голосу, или сами, одни, без участия голоса, образуют звуки. Качество собственных шумов в полости рта, а также ее роль как резонатора зависят от объема и формы, которые могут быть очень различны благодаря движению губ р языка. Эти движения называются артикуляциями. Посредством их каждый звук речи получает, так сказать, свою окончательную отделку, благодаря которой он отличается от остальных звуков. К артикуляциям языка и губ присоединяется еще движение нижней челюсти, которая, опускаясь, расширяет полость рта или обратным движением сужает ее.
Особенно большое значение в образовании звуков речи имеет язык. Он чрезвычайно подвижен и может принимать самые различные положения по отношению к зубам и нёбу. В особенности подвижна передняя часть языка, кончик которой может касаться почти любого места рта, начиная с зубов и кончая мягким нёбом.
В зависимости от того, какой своей частью, насколько и к какому месту нёба поднимается язык, изменяются объем и форма полости рта, благодаря чему получаются различные шумы.
Язык и нёбо принято делить в фонетике на три части. Несколько выше зубов, как бы в виде ранта расположена зубная часть нёба, образованная рядом небольших выпуклостей верхней челюсти. За ней непосредственно следует в виде свода неподвижное твердое нёбо, и еще дальше расположено подвижное мягкое нёбо (см. рис. 1.). У языка никаких естественных границ между его частями провести нельзя. Поэтому деление производится совершенно условно. Часть языка, расположенная против мягкого нёба, называется задней; расположенная против твердого нёба — средней и расположенная против зубной части нёба (вместе с кончиком языка) — передней. Такое положение эти части языка занимают в то время, когда язык находится в состоянии покоя.
Различия в звуках, при образовании которых принимает участие язык, зависят от различий в артикуляциях языка. При этом нужно различать место и способ артикуляции.
Место артикуляции определяется, с одной стороны, тем, какой своей частью артикулирует язык, и, с другой стороны, 12
тем, по отношению к какому пункту он артикулирует. Передняя часть языка может артикулировать по отношению к верхним зубам (например при образовании согласных звуков т, д, с, з, н, л) и по отношению к зубной части нёба (например при образовании согласных ш, ж, р). Когда язык артикулирует своей средней частью, то его спинка приближается к твердому нёбу (например при образовании согласного / или гласных и, е). Когда же язык артикулирует задней частью, то его спинка поднимается к мягкому нёбу (при образовании согласных к, г, х или гласных у, о).
При произношении согласных звуков русского языка движение средней ч^асти языка может, не образуя самостоятельной артикуляции, присоединиться к другим артикуляциям; благодаря такой дополнительной артикуляции получается так называемое мягкое произношение согласных. Произношение бгз такого дополнительного подъема языка создает качество, условно называемое твердостью. Ср.: отброс — отбрось, кон — конь, брат — брать.
То, что мы называем «мягкость» звука, акустически обусловлено более высоким тоном образуемых в полости рта шумов по сравнению с соответствующим «твердым». Эта большая высота звука связана с изменением формы и уменьшением объема резонирующей полости рта, с изменением, которое происходит благодаря дополнительной артикуляции средней части спинки языка и твердому нёбу.
Способ артикуляции зависит от характера движений языка, т. е. от того, какого рода работу он совершает по отношению к зубам или нёбу. Различаются следующие способы образования звуков:
1) Язык, тесно смыкаясь какой-нибудь своей частью с зубами или нёбом, образует полный затвор для прохода воздуха. Проход в полость носа при этом бывает закрыт. Выдыхаемый зоздух напирает на место затвора и разрывает его с шумом в виде взрыва. Таким способом образуются в русском языке многие согласные звуки, например: т, д, к, г. При этом одни согласные, такие как т, к, образуются только шумом взрыва, а у других, как д, г, шум взрыва присоединяется к голосу, причем шум npev обладает над голосом.
2) Язык, не смыкаяСь, сближается с зубами и нёбом настолько, что между ними образуется узкая щель. Сильная струя выдыхаемого воздуха проходит сквозь нее и треиием о края отверстия производит шум (вроде свиста или шипения). Шумом от трения образуются в русском языке, например, согласные с, з, ш, ж, у, х. Они могут состоять только из одного шума (с, ui% л:), или из голоса и шума с преобладанием шума (л, ж, j).
3) Язык производит в одном и том же месте почти одновременно взрыв и трение. В этом случае как бы сливаются в один нераздельный звук два рядом стоящих согласных, одинаковых по месту образования и по участию голоса, но из которых первый образован взрывом, а второй — трением. Таковы, например, согласные ц или ч.
При описанных артикуляциях языка шумы получаются главным образом в результате того, что во рту образуется п р е-града (в виде затвора или узкой щели), о которую разбивается сильная струя выдыхаемого воздуха.
При образовании других звуков проход для воздуха остается более или менее открытым. В этом случае шумы получаются благодаря тому, что слабая струя воздуха возбуждает резонатор, каким является полость рта, и заставляет его звучать. Шумы, образованные таким путем, очень слабы и обычно поэтому не производят самостоятельных звуков речи, а лишь присоединяются к звуку голоса, придавая ему известную окраску (тембр). Различные артикуляции языка изменяют объем и форму резонирующей полости рта и заставляют ее издавать шумы различной высоты и качества. Так образуются некоторые согласные звуки (например л) и все гласные.
Образуемые таким способом согласные звуки отличаются от остальных согласных еще тем, что у них голос преобладает над шумом. Различаются следующие способы их образования:
1) Кончик языка то смыкается с зубной частью нёба, то размыкается, образуя узкую щель; при этом воздух напирает на кончик языка и заставляет его дрожать. Благодаря этому получается характерный шум (вроде слабой барабанной дроби), который присоединяется к шуму, издаваемому резонирующей полостью рта. Так, например, образуется в русском языке согласный р.
2) Кончик языка упирается в зубы или нёбо, а остальная масса языка отделяется от боковых зубов, оставляя с обеих сторон или с одной стороны проход для воздуха. Так, например, образуется звук л. При этом спинка языка или своей задней частью поднимается к мягкому нёбу, как при русском «твердом» л (лампа), или средней частью поднимается к твердому нёбу, как при русском «мягком» ль (лямка), или же остается спокойной, как при французском и немецком 1 (например, la lampe, die Lampe — «лампа»).
3) Язык, поднимаясь к зубам или нёбу, образует полный затвор, но так как нёбная занавеска при этом опускается, то воздух, не образуя взрыва во рту, свободно проходит в полость рта. Так, например, образуется согласный н.
Еще более слабы шумы полости рта при образовании гласных звуков. Язык при образовании гласных поднимается своей средней или задней частью к твердому или мягкому нёбу, но обычно не так высоко, как при образовании согласных звуков. Вообще гласные произносятся при более открытой полости рта и образуются струей воздуха менее сильной, чем та, которая нужна дляпроизводства сильных шумов, характеризующих большинство согласных звуков. При образовании одних гласных язык поднимается более высоко (и, ы, у), при других — менее высоко (е, о), при третьих он чуть поднят (а).
Работа губ также играет большую роль при образовании звуков, хотя и меньшую, чем язык. Губные артикуляции совершаются или обеими губами, или только нижней губой. При помощи губ могут быть произведены самостоятельные шумы, подобные тем, которые производит язык. Например, губы, смыкаясь друг с другом, могут образовать затвор, который с взрывом разрывается струей воздуха. Так образуются согласные п (без голоса) и б (с голосом, но при преобладании шума). Если при этом открыт проход в полость носа, то получается согласный м, аналогичный согласному н, но отличающийся от него местом затвора: у первого он образован губами, а у второго — языком и нёбом. При помощи артикуляций одной нижней губы образуются такие звуки, как ф (без голоса) и в (с голосом). При их произношении нижняя губа поднимается к верхним зубам, слегка касаясь их. Сквозь образованную таким способом щель проходит воздух и трением о ее края производит шум.
При образовании гласных звуков роль губ в основном сводится к удлинению резонирующей полости рта. Удлинение резонатора производится вытягиванием губ вперед, причем это вытягивание может быть большим (например при образовании гласного у) или меньшим (при о). С вытягиванием губ связано обычно их округление, т. е. они складываются так, что между ними остается небольшое овальное отверстие. Степень округления губ в общем связана со степенью их вытягивания. Так, при образовании у округление, как и вытягивание губ, больше, чем при о. Таким образом, отверстие между губами при гласном у меньшее, чем при гласном о.
ЗВУКОВОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧИ.
Речевой такт.
Как уже говорилось выше (см. стр. 9), звуки речи образуются струей воздуха, выталкиваемого при выдыхании из легких. Выдыхание во время речи бывает более или менее растянутым и производится не равномерно, а как бы волнами. Выдыхаемая воздушная струя идет то с большей, то с меньшей силой напора и прерывается небольшими паузами — моментами, когда органы речевого аппарата находятся в состоянии покоя. Эти паузы могут быть использованы для вдыхания, во время которого легкие пополняют запас израсходованного воздуха, но вдыхания при этом может и не быть, и тогда пауза просто соответствует моменту «молчания», краткому перерыву речи. Благодаря такой неравно мерности дыхания, наша речь не представляет собой непрерывного потока звуков, а членится на отдельные звуковые отрезки, неодинаковой силы и длительности.
Наша речь состоит из законченных по смыслу высказываний, сообщений, и каждому такому высказыванию соответствует особый отрезок речи. Друг от друга высказывания отделены паузами, и, кроме того, каждое из них объединено в произношении интонацией, которая указывает на его смысловую законченность.
Самое высказывание может члениться на еще более мелкие отрезки, которые представляют собой непрерывные ряды звуков, произносимых одним напором выдыхаемого воздуха и отделенных друг от друга краткими паузами. Такие отрезки называются речевыми тактами. Они образуют собой более или менее самостоятельные части высказывания и выражают разного рода законзешше до смыслу представления.
Речевые такты не соответствуют отдельным словам нашей речи.
В речи слова часто произносятся слитно и не отделяются друг от друга паузами. Поэтому с фонетической стороны высказывание делится не на слова, а на речевые такты. Паузы, которые отделяют один такт от другого, всегда приходятся между словами и не могут разорвать слово на части, но внутри речевого такта может быть не одно, а несколько слов.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|