На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Упражнения по правописанию для 3 кл., 1953

Проф. Д. Н. Ушаков,
Н. Н. Щепетова, С. П. Редозубов

Сборник упражнений по правописанию

для 3-го класса

*** 1953 ***


PDF

как есть


PDF

чёрно-бел



Сделала и прислала Татьяна Иванова.
_________________

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      К учителю 3
      Повторение курса I и II классов 9
      Курс III класса 26
      Соединительные гласные о и е
      Имя существительное 28

      Существительные на -а и -я
      Дательный падеж единственного числа существительных на -а и -я 29
      Предложный падеж единственного числа существительных на -а и -я 32
      Родительный падеж единственного числа существительных на -а и -я 34
      Родительный, дательный и предложный падежи единственного числа существительных на -а и -я 37
      Творительный падеж, единственного числа существительных на -а и -я 48
      Существительные мужского и среднего рода 49
      Творительный падеж единственного числа существительных мужского и среднего рода 51
      Предложный падеж единственного числа существительных мужского и среднего рода 52
      Предложный падеж единственного числа существительных на -а и -я и существительных мужского и среднего рода 56
      Существительные женского рода на -ь 59
      Родительный, дательный и предложный падежи единственного числа существительных на -а и -я и существительных женского рода на -ь 62
      Буква 6 после шипящих в конце существительных в именительном падеже единственного числа 68
      Существительные во множественном числе 71

      Имя прилагательное 76
      Глагол 82
      Повторение 90



Фpaгмeнт:

      К УЧИТЕЛЮ

      Сборник упражнений по правописанию был составлен коллективом авторов под руководством члена-корреспондента Академии наук СССР Д. Н. Ушакова и предназначался в качестве дополнительного материала к учебнику грамматики в начальной школе. При подборе материалов составители стремились дать упражнения, необходимые для закрепления орфографических навыков. Для упражнений даны тексты, написанные доступным для детей языком и, в ряде случаев, в художественной форме.
      Работа по подготовке настоящего издания выполнена Н. Н. Щепетовой и С. П. Редозубовым. Сборник дополнен значительным количеством текстов воспитательно-образовательного характера, отражающих коммунистическое строительство в нашей стране.
      Товарищ Сталин в своём гениальном труде «Марксизм и вопросы языкознания» указывает, что «...язык, собственно его словарный состав, находится в состоянии почти непрерывного изменения. Непрерывный рост промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта, техники и науки требует от языка пополнения его словаря новыми словами и выражениями, необходимыми для их работы. И язык, непосредственно отражая эти нужды, пополняет свой словарь новыми словами, совершенствует свой грамматический строй».
      Исходя из указанного положения, мы вводим в письменные упражнения детей, в соответствии с их возрастом и учебной программой, такие слова, как, например: коллективизация, социалистическое соревнование, стахановцы, ударники, совхоз и др.
      Кроме того, учащиеся систематически упражняются в письме слов, употребляемых в новом значении, например: бригадир, звено, пионер, отряд и др.
      В упражнения детей мы вводим также написания слов, выражающих усвоенные детьми научные понятия и закрепляющих знания по географии, истории, естествознанию, например: горизонт, равноденствие, устье, равнина. Составители сборника упражнений полагают, что между уроками чтения, грамматики и письма должна быть крепкая связь. Устная словарная работа проводится на уроках чтения, а запись слов и грамматических примеров из прочитанного материала проводится на уроках грамматики и развития речи.
      Вводя новые слова, мы учитываем запас слов учащихся. Для закрепления пройденного в младших классах мы даём систематические упражнения не только в отделах повторения пройденного в начале и в конце книги, но и при работе с новым материалом по любой теме.
      Для твёрдого усвоения правописания трудных слов, прежде всего таких, в корнях которых безударная гласная не может быть проверена путём подбора родственных слов, а также слов с непроизносимыми согласными буквами и с двойными согласными, составители рекомендуют весьма полезный способ, входящий всё более и более в школьную практику,— составление учащимися своих словариков или списков таких слов. Ввиду этого в книге часто рекомендуется занести в такой словарик то или иное слово. Ради краткости эти слова печатаются жирным шрифтом в конце орфографических задач, а перед ними даётся условный знак *. Такие указания даны, например, в упражнениях 1,3, 10, 12, 20, 23, 27, 28, 31, 36 и др. В отделе повторения, в упражнениях 23—26, даются главнейшие из слов, на которые обращалось особое внимание уже во II классе. Их нужно повторить и запомнить.
      Форма словарика и техника его ведения зависят от учителя. Вносить в словарик можно, конечно, не только те слова, которые рекомендуются в этой книге, но и другие, по усмотрению учителя. Однако мы советуем не перегружать словаря: слишком большой словарь не достигает цели.
      Программа III класса содержит орфографический материал, требующий знания морфологии; особое внимание в ней уделяется падежным окончаниям существительных.
      Орфографические упражнения, опирающиеся на знания морфологии, переработаны нами с расчётом на развитие у учащихся умения применять при письме грамматические правила: в них мы даём больше, чем в прежнем издании книги, слов с пропущенными буквами в корнях или в окончаниях, большее количество заданий для самостоятельного изменения формы слов, для подбора к данным словам проверочных слов.
      Педагоги должны хорошо помнить высказывание товарища Сталина о значении грамматики в обучении языку, «...словарный состав языка,— пишет товарищ Сталин,—получает величайшее значение, когда он по
      ступает в распоряжение грамматики языка, которая определяет правила изменения слов, правила соединения слов в предложения и, таким образом, придаёт языку стройный, осмысленный характер. Грамматика (морфология, синтаксис) является собранием правил об изменении слов и сочетании слов в предложении. Следовательно, именно благодаря грамматике язык получает возможность облечь человеческие мысли в материальную языковую оболочку».
      В целях развития у детей навыков связной письменной речи при переработке сборника увеличено количество рассказов для изложения. Практика лучших учителей показывает, что в изложении подготовленного в орфографическом отношении текста учащиеся почти не делают ошибок. Для облегчения работы учащихся тексты в большинстве случаев сопровождены планами для письменного изложения.
      В сборнике увеличено количество стихотворений для заучивания наизусть и для письма по памяти. Тексты для письма наизусть (так же как и тексты для изложений) сопровождены заданиями для предварительного самостоятельного объяснения и закрепления соответствующих орфограмм.
      Составители пополнили сборник стихами современных поэтов: М. Исаковского, С. Михалкова, Е. Трутневой, А. Чельцова, Н. Артюховой, М. Позначской, П. Воронько.
      Для контрольных упражнений в сборнике помещены статьи, предназначающиеся для письма в классе под диктовку учителя.
      Упражнения в письме подготовленного-текста способствуют устойчивости навыков правописания.
      Первый отдел книги, упражнения 1—44, посвящён повторению курса русского языка, изучаемого в I и II классах, причём большая часть задач в нём дана на упражнения в правописании безударных гласных и глухих и звонких согласных. Здесь имеется в виду возобновить в памяти учащихся те приёмы, которыми их учили определять, какую гласную или согласную нужно писать в «сомнительных» случаях; детям нужно напомнить, что этими приёмами не все случаи правописания безударных гласных определяются и что в известных случаях правописание слова приходится просто запомнить. Самое построение задач, как здесь, так и в дальнейшем, показывает учителю, как нужно вести работу по предупреждению ошибки в том или другом слове: учитель должен вводить это слово в круг родственных слов, и именно ближайших однокоренных слов, доступных возрасту учащегося; однако расширять безмерно этот круг слов не только не полезно, но и вредно.
      Наряду с основными темами программы III класса по всей книге от начала до конца проходят упражнения в правописании безударных гласных, а также глухих и звонких согласных, так как эти случаи нашего правописания, как всем известно, являются самыми трудными для усвоения детьми. Эти упражнения то даются отдельно, то вкрапливаются в другие задания. Для усвоения этой стороны правописания применены самые разнообразные приёмы. Подбор родственных слов, объясняющих правописание данного слова, не всегда даётся в книге; это дело предоставляется самим учащимся, поскольку в III классе можно рассчитывать на уже приобретённый учащимися опыт письма слов с безударными гласными с подбором к ним проверочных слов.
      Правописанию гласных и согласных посвящён ряд особых повторительных задач на отдельные слова, встречавшиеся в ближайших упражнениях.
      Выполнение заданий. Текст должен быть предварительно хорошо прочитан, усвоен, разобран учащимися, прежде чем они начнут выписывать из него указанные слова, подчёркивать в нём окончания слов и т. п. В некоторых упражнениях даётся по нескольку заданий. По усмотрению учителя они могут быть выполнены в один или несколько приёмов, причём одни задания можно выполнить в классе, а другие дать на дом.
      Таблички (см. перед упражнениями 54, 62, 78, 112, 115, 141) полезно списывать учащимся себе в тетрадки. Таблички могут быть изготовлены в увеличенном виде для вывешивания в классе на известный срок.
      Замечания. К упражнениям 52—174. В области падежных окончаний существительных главное внимание должно быть сосредоточено на более трудных для правописания случаях. Этим объясняется большее число задач на некоторые орфографические темы. Так, например, в упражнениях на творительный падеж единственного числа существительных (упражнения 105, 112—114) дано большое число упражнений на случаи правописания окончаний -ем, -ей после гласной; много задач посвящено различению окончаний родительного падежа, с одной стороны, и дательного и предложного — с другой, у существительных на -а и -я (упражнения 52—104), а также различению окончаний предложного падежа единственного числа (-е и -и) существительных на -а, -я и -ь. Этими же соображениями объясняется и выбор тем для задач на окончания множественного числа.
      К упражнению 53. Картинки с подписями должны наглядно показать главнейшие случаи употребления дательного падежа.
      К упражнению 124. То же примерно говорится о предложном падеже, что сказано к упражнению 53 о дательном.
      К упражнениям 124—131. Здесь намеренно соединены существительные мужского и женского рода. Для закрепления их правописания детям необходимо усвоить, что те и другие существительные имеют одинаковые окончания в предложном падеже.
      К упражнениям 65—77. Здесь даны задачи на окончания родительного падежа единственного числа -ы, -а существительных женского рода, причём вначале идут простейшие случаи и к тому же случаи ударяемых окончаний, т. е. случаи лёгкие. Здесь цель особая. Дело в том, что мы учим детей правильно писать неударяемое окончание в словах, например: у корОвы, с рЕчки, применяясь к ударяемым случаям, где ясно слышится ы или и: у совЫ, у рекИ. А если дети произносят у сове, у моей сестре и т. д.? Эти задачи и даны здесь с целью выработать у детей правильное произношение форм родительного падежа единственного числа слов на -а и -я, если в этом есть надобность для данного состава учащихся.
      К упражнениям 171—172. Здесь даны упражнения на правописание окончания творительного падежа множественного числа существительных с основой на к ввиду частого произношения в областной речи кими вместо ками: ручками, пальчиками, с корзинками и т. д.
      К упражнению 157. Все отгадки являются словами с основой на шипящую (мяч, ночь, рожь, камыш).

      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.