На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Упражнения по правописанию для 4 кл., 1952

Проф. Д. Н. Ушаков,
Н. Н. Щепетова, С. П. Редозубов

Сборник упражнений по правописанию

для 4-го класса

*** 1952 ***


PDF

как есть


PDF

чёрно-бел



Сделала и прислала Татьяна Иванова.
_________________

 

      СОДЕРЖАНИЕ

      К учителю 3
      Повторение пройденного 7

      Существительное 27
      Правописание существительных на -ий, -ия, -ие
      Суффиксы существительных -ек, -ок, -ик, -очк, -ечк 32

      Прилагательное 37
      Окончания -ого, -его 38
      » -ому, -ему 41
      » -ым, -им 42
      » -ом, -ем 43
      » -ым, -им, -ом, ем 44
      » -ую, -юю 48
      » -ою, -ею —
      Множественное число прилагательных 56
      Суффикс прилагательных -еньк 58

      Числительное 59
      Местоимения 51

      Глагол 64
      Окончания -шь, -шься —
      » -тся 65
      » -тъся
      » -тся, -шься 66
      » -чь, чься 72
      Повелительная форма 73
      Личные окончания 76

      Приставки 81
      Наречие 83
      Предлог 85
      Запятая в сложном предложении 88
      Знаки при обращении и при прямой речи 89
      Повторение 61



Фpaгмeнт:

      К УЧИТЕЛЮ

      Письмо в жизни человечества теснейшим образом связано с языком. Письменный язык, так же как и устный, служит могучим средством общения людей: письмо необычайно широко раздвигает возможности языкового общения и оказывает большое влияние на развитие языка.
      Русская орфография в основном опирается на морфологический принцип. Поэтому при обучении русскому письму приобретает большое значение работа детей по словообразованию. Это занятие весьма важно и для усвоения учащимися грамматики и словаря русского языка. И. В. Сталин, раскрывая понятие основного словарного фонда, говорит: «Он гораздо менее обширен, чем словарный состав языка, но он живёт очень долго, в продолжение веков и даёт языку базу для образования новых слов». Особенно необходима для усвоения языка и письма работа над корневыми словами, составляющими ядро основного словарного фонда.
      Исходя из изложенного, авторы уделяют большое внимание словарной работе — усвоению учащимися значения, строения и правописания отдельных слов и групп слов, в связи с их употреблением в текстах (смотри упражнения-задачи на подбор групп однокоренных слов).
      Авторы рекомендуют (знак *) выписывать в словарик слова с непроверяемыми гласными, а также слова с непроизносимыми согласными; иногда за этим знаком даются и другие слова, требующие запоминания. Ввиду изложенного учителю весьма полезно предварительно составить для себя список слов, данных в «Сборнике упражнений по правописанию» для III класса, учтя как слова, данные под знаком *, так и слова, которые учащиеся должны распределить по группам родственных (однокоренных) слов.
      Задания для учащихся в данном «Сборнике упражнений» по сравнению с прежними изданиями в ряде случаев изменены и переработаны в сторону усиления активности и самостоятельности учащихся: учащиеся не просто списывают тексты на правило; от них требуется или объяснение правописания слов, данных в тексте, или заполнение в словах пустых мест (в словах даны чёрточки на месте пропущенных букв или многоточие на месте пропущенных слов). Кроме того, авторы значительно увеличили число таких упражнений, которые требуют от учащихся уменья придумывать самостоятельно слова и предложения, излагать прочитанное и составлять рассказы с использованием при их записи усвоенных правил орфографии (изложения, сочинения, ответы на вопросы, запись по памяти выученного наизусть текста, работы с картинками и др.). В связи с этим «Слова для справок» даются в «Сборнике» лишь в очень ограниченном количестве.
      Ряд работ носит контрольный характер, причём и в эти работы авторы стремились внести разнообразие и сочетать их характер с орфографическими особенностями проверяемых правил. Большое внимание уделено авторами повторению пройденного в первых трёх классах, причём материал по повторению включён более или менее равномерно во все темы «Сборника упражнений по правописанию» для IV класса: авторы считают, что новое может быть хорошо усвоено только на базе повторения ранее пройденного и что путём повторения пройденного предупреждается забывание того, что было учащимися усвоено ранее.
      Особенностью настоящего «Сборника» является также и то, что во многих текстах для упражнений на вставку пропущенных букв содержатся не однородные орфограммы, а разнородные, определяемые разными правилами: это заставит учащихся при выполнении упражнений самостоятельно подыскивать и отбирать необходимые орфограммы, т. е. сознательно, а не механически выполнять то или иное упражнение; кроме того, учащиеся будут сопоставлять и сравнивать встречающиеся в текстах орфограммы, а это, несомненно, поможет более прочному и сознательному их запоминанию.
      В связи с тем, что усвоение русского правописания непременно требует знания грамматики русского языка, авторы в ряде случае дают такие орфографические задания, которые требуют от детей припоминания и применения на практике письма знаний из области грамматики русского языка (т. е. правил об изменении слов и сочетании их в предложения).
      В начале книги даётся «Повторение пройденного». Здесь дети выполняют упражнения на правописание безударных гласных и звонких и глухих согласных; в связи с этим повторяется корень и ударение в слове. В разделах о существительном, прилагательном и глаголе также даётся соответствующий материал для повторения пройденного.
      В разделе о безударных гласных и «сомнительных» согласных учащиеся пользуются правилом подыскивания однокоренных слов; но в IV классе учитель может уже рекомендовать детям более разнообразные приёмы подыскивания слов с тем же корнем: 1) образовать единственное число вместо множественного (грибки. — грибок) или множественное вместо единственного (сугроб — сугробы), 2) родительный падеж множественного числа вместо именительного (книжки — книжек), 3) уменьшительное или ласкательное слово (книжка — книжечка, цветы — цветики), 4) другую часть речи (зелёный — зелень, возка — возить) и т. п.
      В задачах на пунктуацию при однородных членах предложения (при так называемом «перечислении») не только преследуется прямая цель — обучение пунктуации, но в тексты вносятся также слова с затруднительным правописанием в целях укрепления у учащихся навыка письма этих слов.
      При изучении правописания существительных на -ай, -ая, -ив (Василий, здание, линия) следует обратить внимание на предложный падеж таких существительных, а также на дательный падеж существительных женского рода и дать правило, указывающее на то, что в этих, падежах существительных после и пишется окончание -и.
      При прохождении прилагательных, рекомендуя пользоваться табличками (типа: какую? -ую — -юю) и сопоставлением окончаний (каким? -ым -им, каком? -ом -ем), авторы предостерегают от увлечения упражнениями по сопоставлению окончаний винительного падежа прилагательных женского рода (какую? -ую, -юю) с окончаниями творительного падежа прилагательных (какою? -ою, -ею). Последняя форма творительного падежа не употребительна; в живей речи обычно (употребляется форма -ой -ей. Поэтому авторы дали эти две формы отдельно, не подчёркивая близости в произношении безударных окончаний -ую, -юю и -ою,- ею.
      Опираясь на живое современное произношение творительного падежа прилагательных женского рода (на -ой, -ей), дети легче и скорее усвоят правописание окончаний указанных прилагательных и не будут их смешивать.
      В теме «Глагол» важно, помимо окончаний 2-го и 3-го лица глаголов с частицей -ся и неопределённой формы, обратить внимание на соотношение личных окончаний I и II спряжений: -ишь, -ит — -ат, -ят, -ешь, -ет, — -ут, -ют.
      Кроме того, не давая правила различения двух спряжений по неопределённой форме, полезно тем не менее сопоставить неопределённую форму глаголов, имеющих суффикс -и-, с личными окончаниями этих глаголов: ходить — ходишь, ходит, ходят, сушить — сушишь, сушит, сушат. Учащиеся увидят, что буква и, имеющаяся в суффиксе неопределённой формы, сохраняется и в личных окончаниях глагола, а в 3-м лице множественного числа будет в этом случае окончание -ат, -ят.
      Слова, данные в конце книги, не представляют собой орфографических задач, какими являются все предшествующие. Здесь собран некоторый материал для проверки того, как усвоено детьми правописание слов, с которыми они встречаются в школе и в жизни и которые далеко не все были предметом грамматического изучения. Учитель должен посоветовать детям наводить соответствующие справки на страницах и в оглавлениях их учебников по русскому языку, арифметике, географии, естествознанию и истории. Это заставит детей более вдумчиво относиться к правописанию слов, имеющих терминологическое значение.
      При переработке «Сборник упражнений по правописанию» пополнен текстами современных писателей и приведён в соответствие с действующей программой.
     
      ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
     
      I. а) Прочтите стихотворение выразительно, б) Объясните устно правописание выделенных букв, в) Выучите стихотворение наизусть и подготовьте его для письма по памяти.
     
      ПЕСНЯ О СТАЛИНЕ.
     
      Шумят плодородные степи,
      текут многоводные реки,
      весенние зори сверкают
      над нашим счастливым жильём.
     
      Споём же, товарищи, песню
      о самом большом человеке,
      о самом родном и любимом —
      о Сталине песню споём.

      М. Исаковский.

      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.