Прислала Татьяна Маркова. _________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Проблема и задачи исследования 3
Организация и методика исследования 5
Развитие звукового анализа и обучение правописанию 12
Развитие навыков самоконтроля и их роль в овладении правописанием. 21
Особенности овладения правилами правописания у учеников II класса 33
Ученики, овладевающие правописанием с затруднениями 37
Ученики, вполне успешно овладевающие правописанием 49
Обучение правописанию с учетом индивидуальных особенностей учащихся 58
Анализ некоторых затруднений второклассников
Работа над правилам правописания глухих и звонких согласных 64
Работа над правилом правописания безударных гласных в корне слова 69
Упражнения в сопоставлении сходных правил 72
Упражнения в различении проверяемых и бесповерочных написаний 76
Работа над развитием орфографических обобщений 78
Некоторые выводы из наблюдений по ходу опытного обучения 89
Приемы индивидуальной работы по правописанию 94
Результаты опытного обучения 112
Фpaгмeнт.
ПРОБЛЕМА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
При обучении правописанию учащихся начальных классов до сих пор встречается немало трудностей. Эти трудности в значительной мере связаны с тем, что во многом остаются неизученнымил возрастные особенности учащихся, остаются неясными причины затруднений школьников при овладении правописанием.
Для того чтобы усовершенствовать приемы обучения и добиться высокой успеваемости учащихся, необходимо знать не только общие особенности возраста (особенности внимания, памяти, мышления детей), но важно изучать возможности каждого из учащихся в овладении определенными умениями и навыками.
В данном исследовании обучение правописанию на каждой возрастной ступени мы рассматривали в связи с изучением индивидуальных различий учащихся начальных классов. Исследование было начато с первого года обучения; его результаты излагаются в книге «Индивидуальные различия первоклассников при овладении правописанием» (изд-во АПН РСФСР, 1960). В настоящей работе представлены некоторые итоги исследования» проведенного на втором году обучения.
Мы поставили перед собой задачу последовательного изучения особенностей формирования орфографических навыков на каждом году обучения; прослеживается динамика развития этих особенностей в процессе обучения у одних и тех же учеников с I по IV класс. Поэтому, прежде чем перейти к итогам исследования во II классе, сообщаем вкратце о результатах исследования, на первом году обучения.
Индивидуальные различия в овладении правописанием у учащихся I класса определяются прежде всего особенностями их речевого развития. Ученики, поступающие в школу, в разной степени владеют чувственной основой речи и разной системой связей в речевом опыте. Это оказывает непосредственное влияние на овладение правописанием.
Индивидуальные различия учащихся I класса проявляются уже в овладении первоначальными умениями и навыками, имеющими существенное значение для успешного овладения правописанием: в звуковом анализе слов, в развитии умения контролировать записанное, в овладении ударением, в усвоении приемов запоминания трудных слов, в установлении первых, дограмматических связей. Но в основе индивидуальных различий лежат прежде всего различия в уровне развития речевого анализа и связанных с ним возможностей образования орфографических обобщений. Вместе с тем на характер овладения умениями и навыками оказывают влияние устойчивые индивидуально-психологические особенности детей, в которых проявляются свойства типа нервной деятельности. В частности, эти особенности оказывают значительное влияние на темпы развития анализа звуков речи в тех случаях, когда у детей такой анализ происходит с большими затруднениями. Однако наше исследование показало, что влияние некоторых индивидуально-психологических особенностей на овладение орфографическими умениями и навыками детей преодолевается, если обучение и воспитание ведется такими способами и приемами,, при которых учитываются и эти особенности, и затруднения детей, связанные с недостатками их речевого развития. В преодолении недостатков анализа звуков речи и связанных с ними затруднений в письме решающую роль играет правильный индивидуальный отбор приемов и способов обучения.
Работая с учащимися во II классе, мы в первую очередь изучали уровень развития у них анализа звуков речи и развития самоконтроля при списывании, и письме по слуху, так как нас интересовало влияние того и другого на формирование навыка грамотного письма.
При изучении индивидуальных различий учащихся II класса были поставлены следующие основные задачи:
1) Определить, какие стороны анализа слов практически наиболее важны при овладении правописанием на данном этапе обучения.
2) Изучить особенности овладения правилами правописания у разных групп учащихся и уточнить некоторые приемы работы над правилами правописания, исходя из учета этих особенностей.
3) На основании изучения своеобразия в работе хорошо успевающих и отстающих учеников в разных условиях обучения (в опытном и контрольных классах) определить условия, способствующие успешному обучению правописанию во II классе.
В результате изучения индивидуальных различий учащихся в овладении правописанием мы поставили перед собой задачу наметить приемы работы по правописанию с учетом индивидуальных особенностей учащихся,
Разработка приемов обучения происходила одновременно с изучением особенностей учащихся; поэтому первоначально в опытном обучении использовались приемы, выработанные на основании нашего предшествующего опыта работы с отстающими учениками. По мере изучения особенностей учащихся в нескольких вторых классах (опытном и контрольных) вводились новые приемы и уточнялись прежние. Эти приемы учитывают возрастные и индивидуальные особенности; учащихся и специфику затруднений школьников в овладении правописанием.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в пяти вторых классах московских школ. В одном из классов (II класс «а») осуществлялось опытное обучение, в остальных велись контрольные наблюдения. В контрольных класса? («б» и «в») наблюдения были систематическими на протяжении первого и второго года обучения. Во вторых классах «г1» и «г2» проводилось изучение разных групп учеников с целью выяснить особенности в овладении правилами правописания глухих и звонких согласных, безударных гласных и некоторых других написаний, с целью проследить, как выполняются учениками этих классов операций; связанные с проверкой написания этих слов. В работе вторых классов «г1» и «г2» по правописанию независимо, от нас был применен ряд приемов, близких к тем, которые использовались в нашем опытном обучении. Поэтому сравнение результатов обучения в этих трех классах, представляло интерес, особенно в сопоставлении с соответственными данными двух других контрольных классов — «б» и «в», в которых такие приемы не использовались или применялись не полностью.
В контрольных классах шла обычная работа над правилами: ученики заучивали формулировку правила, упражнялись в подборе проверок и родственных слов, упражнялись в объяснении написания слов. Индивидуализация проявлялась только в работе над орфографическими ошибками учащихся.
В классах «г» была усилена работа по анализу написания каждого слова, применялись группировки слов по признаку родственности и по графическому признаку, (непроверяемые написания), работа над отдельными словами и группами слов повторялась в течение года, систематически применялось подчеркивание учениками орфограмм. Но в классах «г», в отличие от опытного класса «а», не было индивидуализации занятий с учетом особенностей разных групп учеников, не было организовано специальной работы с отстающими над звуковым анау лизом слов ни в I, ни во II классе, не применялся индивидуальный учет числа повторений орфограмм для каждого ученика, в значительно меньшей мере использовались приемы проговаривания слов и особенно групп слов (в опытном классе эти приемы использовались как ведущие и значительно шире). В классах «г» не уделялось, специального внимания выделению существенных при» знаков проверочных слов при объяснении принципа проверки (например, в контрольных классах учителя использовали несущественные признаки: множественное и единственное число, признак ласкательности). В обучении правописанию трудных слов основным приемом была группировка слов, тогда как в опытном классе — проговаривание. Прием распознавания непроверяемых и проверяемых написаний не имел в классах «г» такого широкого применения, как в опытном классе, где эта работа проводилась систематически.
В классах «а», «б» и «в» происходило систематическое наблюдение уроков, изучение разных групп учащихся (сильных, слабых и средних по успеваемости). Наблюдения записЫ1валнеь в дневниках и в карточках, заведенных на каждого ученика с первого года обучения.
Существенное место в исследовании занимала методика срезов — периодического испытания учащихся всех наблюдаемых классов по тем или иным разделам правописания.
Результаты опытного обучения выяснялись не только путем письменных работ «и срезов, но и путем индивидуальных бесед и наблюдений за учащимися, которые давали более точное представление о продвижении каждого ученика в опытном и контрольных классах.
В начале второго учебного года был проведен в течение месяца первый фронтальный срез, посредством которого выяснилась подготовленность каждого ученика к обучению во II классе. Дети выполнили несколько письменных работ, среди которых были описывание текста, диктант, изложение, выполнение ряда заданий по звуковому анализу и расчленению текста, по выделению ударного слога. В этот же период проводились индивидуальные собеседования с группами учеников, уточняющие данные, полученные посредством письменных работ. Особое внимание уделялось отстающим ученикам, так как необходимо было, определив их частные затруднения, своевременно начинать с ними индивидуальную работу.
Три раза в течение года (во второй и третьей четвертях) проводились срезы, выясняющие, как идет усвоение слов с безударными гласными, с глухими и звонкими согласными и непроверяемых написаний. Для этого предъявлялись напечатанные на карточках ряды слов с пропуском нужных букв. Ученики всех наблюдаемых классов заполняли эти карточки в один и тот же период изучения каждого из правил.
KOHEЦ ФPAГMEHTA
|