В методическом литературе все чаще появляются статьи учителей-словесников, рассказывающих об опыте проведения различных видов работы по развитию речи учащихся. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроках, не оставляет живого следа в сознании детей, не прививает им любви к родному языку. Чтобы избежать этого, словесник должен шире использовать различные виды творческих работ. Проведение их на уроках русского языка является эффективнейшим приемом закрепления знаний учащихся.
Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка поставили перед собой учителя средней школы Ха 12 г. Армавира Краснодарского края Д. А. Бойко, М. А. Яровая, А. Н. Нелина.
Об опыте работы этих учителей и о своей работе я рассказываю в брошюре.
А. Астафурова.
ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ
Разнообразны виды письменных работ, проводимых на уроках изучения морфологии. К ним относится творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант творческое изложение, творческое сочинение.
Все эти виды работ должны проводиться в определенной системе, начиная с таких, которые требуют от учащихся меньшей самостоятельности. Первой ступенькой в этой работе является творческое списывание.
А. ТВОРЧЕСКОЕ СПИСЫВАНИЕ
Творческое списывание прежде всего должно быть сознательным. Сознательным же оно может быть только в том случае, если учащиеся понимают содержание текста, умеют пересказать его, если они умеют объяснить правописание слов с уже изученными орфограммами.
Творческое списывание обычно осложняется задания-, ми, которые связаны с развитием речи.
Прежде чем проводить такое списывание, необходимо повторить правописание орфограмм, над которыми учащиеся будут работать. Задание должно быть четко сформулировано и разъяснено учащимся.
Творческое списывание, как и творческий диктант, изложение, может быть обучающим и контрольным. Обучающее творческое списывание проводится на уроках закрепления орфографического правила. Работа проводится таким образом: учащимся предлагается текст (текст предварительно записан на доске), в котором пропущены слова, написание которых надо проверить. Текст читается громко, в ходе работы над текстом подбираются пропущенные слова, проводится орфогоафический разбор, затем текст в теради.
(...)
Иногда списывание может сопровождаться подбором синонимов.
1) Сильный ветер сорвал желтые листья с деревьев. 2) Заливные луга покрылись сильным туманом. 3) Сильные лучи прожектора скрещивались в далеком темном небе. 4) Земля была размыта сильным потоком дождя. 5) Мы едва могли грести против сильного течения. 6) О моем сильном желании учиться в школе живописи знали родители и не препятствовали моему решению поступить только в эту школу. 7) Сильных волей советских солдат не сломил грозный Тихий океан.
Этот текст можно использовать в качестве закрепления падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Коллективно подбираются синонимы к прилагательному сильный.
Сильный ветер — порывистый, резкий.
Сильный туман — густой, сплошной.
Сильные лучи прожектора — яркие, ослепительные, мощные.
Сильные потоки — бурные, обильные.
Сильное течение — быстрое, стремительное.
Сильное желание — страстное, большое, непреодолимое.
Учащиеся убеждаются (на подборе примеров), что в последнем предложении слово сильный является наиболее подходящим.
После устного подбора синонимов учащимся предлагается списать текст, подчеркнуть падежные окончания прилагательных, проверить их постановкой вопросов к прилагательным. В скобках указать после каждого прилагательного падеж.
Списывание с подбором синонимов можно провести на уроке, посвященном изучению правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
1. Искры летят огненной метелью, избы загораются.
2. Спускается на землю зимний вечер, и в избах загораются огни.
3. Еше мгновенье — и кровля дома загорится.
4. Дом загорелся от неосторожного обращения с огнем.
5. На востоке заря загорается.
6. Протянут электропровода по деревне, загорятся огни в домах колхозников.
7. Нефть, бензин, керосин быстро загораются.
В процессе коллективной работы подбираются следующие синонимы к слову загореться: зажечься, запылать, вспыхнуть, заняться, засветиться, воспламениться. Устно выясняется значение этого ряда синонимов. Так, слона загореться, зажечься, вспыхнуть употребляются и по отношению к свету от огня, от электричества, и по отношению к свету вообще. При наличии общего значения слова этого синонимического ряда имеют дополнительные смысловые оттенки. Например, слово вспыхнуть указывает на внезапность действия; запылать — очень сильно загореться; заняться то же, что загореться, но это слово несколько устарело. Слово воспламеняться говорит
о сильном действии и о способности предмета загораться.
После выяснения значения глаголов повторяется правило правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Затем учащиеся, списывая текст в тетради, самостоятельно заменяют слово загореться глаголом-синонимом, подчеркивают личные окончания глаголов, указывая, к какому спряжению относится глагол.
Работа ученика 5 класса Владимира Р.
1. Искры летят огненной метелью, избы загораются.
2. Спускается на землю зимний вечер, и в избах зажигаются огнн.
3. Еще минута — и кровля дома запылает.
4. Часто пожар вспыхивает от неосторожного обращения со спичками.
5. На востоке заря занимается.
6. Протянут электропровода по деревне, засветятся огни в домах колхозников.
7. Нефть, бензин, керосин быстро воспламеняются.
Работа над текстом дает возможность повторить чередование гласных в корнях гар — гор (загар — загореться), жег — жиг (зажечь — зажигать), зар — зор (заря — зорька), ня — ним (занять — занимать).
Аналогичная работа может быть проведена по теме «Наречие». Учащимся предлагается текст с подчеркнутыми словосочетаниями, которые при списывании следует заменить близкими по значению наречиями. Учащиеся выполняют работу самостоятельно, а затем она проверяется в классе. Во время проверки повторяется правописание вставленных наречий, их образование; выясняется соответствие по значению с теми словами, вместо которых они употреблены. Таким образом, списывание позволяет связать занятия по грамматике и орфогра фни с работой по стилистике.
ЕЖИК
Пять месяцев шестиклассница Лиля Иванникова, как мать, растила, лелеяла Ежика В первые дни бычок фыркал на нее, не один раз пробовал бодаться. Лиля за это назвала своего упрямца Ежиком. Но упрямился бычок несколько дней, а потом привязался к Лиле. Как только раздастся голос девочки. Ежик сию минуту бежит к ней. Три раза в день кормила девочка своего любимца. Корм Лиля приносила бычку всегда в одно и то же время. Если девочка являлась не в свое время, Ежик мычал. Когда Ежик подрос, окреп, Лиля отдала его в колхоз. Ручным, ласковым был воспитанник девочки, но все в колхозе, как и прежде, звали его Ежиком. Доярки рассказывали, что Ежик несколько недель скучал без Лили.
Вот какими наречиями заменили учащиеся данные сочетания при выполнении работы:
как мать — заботливо, по-матерински, любовно;
в первые дни — сначала, вначале;
не один раз — непрестанно, часто;
несколько дней — недолго;
как только — лишь;
сию минуту — тотчас, сейчас же;
три раза — трижды;
в одно и то же время — регулярно, своевременно; не в свое время — не вовремя; как и прежде — по-прежнему; несколько недель — долго.
В V классе можно провести творческое списывание на уроке изучения местоимений. Этот вид работы был вызван тем обстоятельством, что учащиеся часто неправильно заменяют нужное существительное местоимением, нагромождают местоимения, что затрудняет понимание текста и подчас искажает его смысл. Чтобы научить школьников правильной замене, предлагается текст, в котором часто встречается одно и то же существительное.
МЕДВЕЖОНОК
Лакомясь кедровыми орехами, серый медвежонок встретил черного медведя. Испугавшись косолапого, медвежонок полез на ближайшее дерево. Черный медведь сначала тоже испугался медвежонка а потом полез за медвежонком. Когда медвежонок уцепился за самую верхушку, мишка безжалостно сбросил медвежонка. Хромая, медвежонок побежал. Черный медведь мог бы погнаться за медвежонком и обидеть медвежонка, но боялся, что где-нибудь спрягалась старая медведица.
Проверка самостоятельном работы проводится в классе и дает возможность выяснить в каждом отдельном случае необходимость замены существительного местоимением или невозможность ее. Так, во втором предложении можно заменить слово медвежонок местоимением он. Кроме того, обращено было внимание на то, что во втором предложении вместо слов черного медведя употреблено слово косолапого, указали, с какой целью ыо сделано.
Предложения третье и четвертое не вызвали затруднения у учащихся: замена была произведена правильно. Допущена была ошибка в пятом предложении: хромая, медвежонок побежал — хромая, он побежал. Учитель напоминает учащимся, что если перед местоимением находится два или более существительных, к которым по числу и роду можно отнести местоимение, то может поникнуть неясность, к чему оно относится. Учащиеся делают вывод, что в пятом предложении существительное медвежонок не может быть заменено личным местоимением он.
После этой работы был сделан морфологический и орфографический разбор местоимений.
KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА
|