Фpaгмeнт:
ПРЕДИСЛОВИЕ.
«Учебная книга» по русскому языку переработана применительно к новым программам ГУСа (1927 г.). В отличие от предшествующих изданий она выходит теперь не в двух частях, а в четырех — отдельными книжками для каждого года обучения в I ступени. Указания для учителя печатаются отдельной книжкой.
Значок ° перед словом обозначает, что о произношении этого слова учителю надо справиться в словарике, помещенном в книге для учителя.
Алфавит и большие буквы (повторение).
1.
В селе Ковалёвке жила девочка Груша. У нее был дедушка. Он жил в деревне Дубровке. У него был сад, а в нем росла старая груша. На груше росли сочные плоды. Дедушка приезжал в Ковалёвку и привозил Груше самые сладкие груши. Дедушка любил рассказывать. Где, где он только не был: и на Украйне, и в Ерыму, и на Еавказе, и в Сибири. Рассказывал дедушка и про города богатые: Москву, Киев, Астрахань, рассказывал про моря широкие: Чёрное, каспийское, Азовское, и про реки быстрые, глубокие: Днепр, Волгу, Дон.
Спишите рассказ. Заметьте, какие слова пишутся с большой буквы. Какие слова звучат одинаково, а пишутся разно? Объясните, почему.
2.
Солнце уже высоко. Миша проспал. Надо спешить. Вместо книги «Новая деревня» и задачника «Скорый счёт» он схватил журналы «Искорку» и «Мурзилку» и побежал в школу. Как над ним смеялись товарищи!
Спишите рассказ. Заметьте, с какой буквы пишутся названия книг и журналов. Запишите названия своих книг.
3.
Москва.
Мясницкая, д. 3, кв. 2.
Гражданину Ивану Петровичу Соколову.
Москва.
Тверская, 48.
В редакцию газеты «Правда».
По данным образцам напишите: а) ваш адрес, б) адрес вашей школы.
4.
Наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве, на Немецкой улице. У маленького Саши была няня, крестьянка Арина Родионовна. Она рассказывала ему народные сказки. Когда Пушкин вырос, он жил то в Москве, то в Петербурге, но бывал во многих местах России: в Крыму, на Кавказе, в Бессарабии, в Одессе. Ему очень понравилось Чёрное море, и он постоянно вспоминает о нем в своих стихах. Он часто жил в селе Михайловском. Там он написал стихотворение «Деревня».
В этом стихотворении он смело говорит о тяжелой жизни крепостных крестьян.
Укажите, где стоят большие буквы, и объясните в каждом случае, почему.
Перечислите, когда следует писать большую букву.
5.
Спишите и расположите по алфавиту слова (смотрите на вторые и следующие буквы).
Пастух, портной, преподаватель, плотник, почтальон, председатель, писарь, прачка, переплетчик, продавец, писатель, подрядчик, паромщик, °перевозчик, печатник.
6.
Укажите отношения слов между собой в следующих речах.
В Москве поставлен памятник Пушкину. От Москвы до Ленинграда идёт железная дорога.
Вопросительный и восклицательный знаки.
7.
— Вы были в картинной °галлерее?
— Были.
Видели там новую картину?
— Видели.
— Понравилась она вам?
— Да. очень понравилась.
Послушайте, как прочтёт учитель первую речь, как вторую. Какая разница в тоне? Куда идёт голос в конце первой речи? а в конце второй? Заметьте, какой знак ставится при вопросе. Прочтите этот разговор по ролям.
8.
Прочитайте выразительно эти вопросительные речи.
Ваня пошёл в лес? Он набрал сучьев? Он принёс их домой? Ваня порубил сучья?
Теми же словами напишите ответы на вопросы. Какая разница в тоне и знаках препинания?
9.
Прочтите каждую речь сначала без вопроса, а потом с вопросительной интонацией. Заметьте разницу в тоне.
Андрюша умылся. — Петя ушёл в школу. — Володя взял с собой тетрадь. — В школе будет ручной труд. — Вечером Петя пойдёт в пионерский клуб.
Спишите эти речи и обозначьте вопросительную интонацию.
KOHEЦ ФPAГMEHTA
|