Сделала и прислала Татьяна Иванова. _________________
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предложение (повторение) 3
Обращение 6
Существительные.
Повторение 9
Слова на -а, -я, -о, -е мужского рода 21
Окончание -а (-я) в им.-вин. пад. множ, числа слов мужского рода 2-го склонения 22
Слова на -енок (-онок) 23
Слова на -анин (-янин) 24
Родит, падеж множ, числа без окончания у слов мужского рода 2-го склонения
Слова на -ко. Плечи. Уши. Колени. Небеса. Чудеса 25
Путь 26
Мать. Дочь. Дитя. 10 слов на -мя —
Слова на -ия, -ий, -ие 27
Местоименные существительные
Существительные счетные (числительные)
Подставки существительных 45
Прилагательные.
Повторение 53
Краткие прилагательные 55
Прилагательные с окончаниями -ий, -ья, -ье 59
Подставки прилагательных 63
Местоименные прилагательные 67
Счетные прилагательные (числительные) 72
Список числительных количественных и порядковых (для справок) 75
Глагол.
Повторение 78
Повелительное наклонение 79
Неопределенная форма глагола 82
Неизменяемые слова 94
Вопросы для повторения грамматики 96
Знаки при чужой речи 97
Для повторения 100
Словарик 118
Фpaгмeнт:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Повторение.
1.
НА ОЗЕРЕ.
Пожелтели деревья на берегу озера. Сухой камыш уныло шуршит от холодного ветра.
Недавно берега озера зеленели. Рыболовы ловили в нем сетью рыбу. По берегу бегали и весело кричали босоногие ребятишки. В тростнике крякали утки. Вились над водой комары и мошки. На заре громко квакали в озере лягушки.
Найдите в этих предложениях подлежащее (существительное в именительном падеже) и сказуемое (согласованный с ним глагол) и выпишите их по образцу.
Образец.
Подл. Лед — сущ., м. р., им. и., ед. ч.
Сказ. Покрывал — глаг., прош. вр., ед. ч., м. р.
2.
Покажите схемами отношения слов друг к другу в предложениях №1.
3.
Для повторения правописания. Объясните правописание жирных букв в №1.
4.
Поясните подлежащее и сказуемое ответами на вопросы. Напишите, располагая слова поскладнее.
Журавли (какие?) несутся (как?) в страны (какие?).
Птички (какие?) улетели (когда? куда?).
(Какие?) цветы поблёкли (от чего?).
Облака (какие?) мчатся (по чему? по какому? как?).
Река (чья?) замерзает с наступлением (чего? каких?).
Снег (какой?) падает (как? на ° что? на какую?).
Из каждого предложения, составленного вами, отдельно выпишите подлежащее со всеми связанными с ним словами и таким же образом — отдельно сказуемое.
Предложение, в котором, кроме главных, есть и второстепенные члены (пояснительные слова), называется распространенным.
5.
Семья Володи жила в большой бедности.
Поступил Володя работать на фабрику. Работал он в машинном отделении. По утрам Володю одолевал сон. Дежурил раз Володя у парового котла и заснул. Струя горячего пара вырвалась из клапана. Пар сильно обжег Володю. Мальчик долго хворал.
Теперь маленькие дети не работают на фабрике.
Спишите рассказ. Пояснительные слова подчеркните.
6.
По картинке напишите пять предложений, в которых было бы:
1) подлежащее, сказуемое, одно пояснительное слово к подлежащему и одно к сказуемому;
2) подлежащее, сказуемое, два пояснительных слова к подлежащему и одно к сказуемому;
3) подлежащее, сказуемое, одно пояснительное слово к подлежащему и два к сказуемому;
4) подлежащее, сказуемое, два пояснительных слова к подлежащему и два к сказуемому;
5) подлежащее, сказуемое, пояснительное слово к сказуемому и к этому пояснительному слову еще пояснительное слово.
7.
Укажите схемами отношения слов в следующих предложениях; обозначьте в пояснительных словах Управление (посредственное или непосредственное), согласование, примыкание. Припомните, что согласуются или управляются изменяемые слова, а неизменяемые — примыкают.
Грузовые автомобили ежедневно привозят товары на вокзал. Товары развозятся в разные города по железным ~ дорогам. Многие товары доставляются также водными путями. Плавно плывут по рекам нагруженные пароходы.
Образец...
ОБРАЩЕНИЕ.
8.
Товарищи, сегодня мы устроим загородную прогулку. Товарищи! сегодня мы устроим загородную прогулку. Сегодня, товарищи, мы устроим загородную прогулку. Сегодня мы устроим загородную прогулку, товарищи! Хотите ли вы пойти, товарищи?
Связаны ли с каким-либо членом предложения выделенные слова (согласованы ли, управляются ли, примыкают ли)? Кого они называют? В каком падеже стоят?
Такие слова называются обращением.
Обратите внимание на знаки препинания: какими знаками выделяется обращение, если стоит перед предложением? какими, если стоит внутри? если стоит в конце, то перед ним что ставится?
9.
Что, дремучий лес, призадумался? — Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! — Прости, о край родной!
Состоят ли здесь обращения из одного или нескольких слов? Запятыми, значит, выделяются обращения со всеми относящимися к ним словами.
10.
Что, детинушка, не весел, что ты голову повесил? — Не шуми ты, рожь, спелым колосом. — Ты не пой, косарь, про широку степь. — Как хороши вы, степи! — Что, певунья-пташка, приумолкла? — Спи, дитя мое, усни! — Ну, тащися,
Сивка! — Нива, моя нива, нива золотая, зреешь ты на солнце, колос наливая! — Праздник светлый и свободный, славься, первый майский день!
Найдите обращения. Объясните знаки препинания.
11.
БЕРЕЗОНЬКА.
(Народная песня.)
Березонька моя березонька береза моя белая береза кудрявая стоишь ты березонька посреди долинушки под тобой березонька трава шелковая близ тебя березонька красны девушки песни поют под тобой березонька красны девушки венки плетут.
Найдите обращения. Спишите песню, расставляя знаки препинания и, где нужно, ставя большие буквы.
12.
ПИСЬМО.
Дорогие Миша и Володя собираетесь ли вы ехать к нам в деревню. Если собираетесь, то непременно возьмите с собой удочки. Тебя Миша прошу купить мне хороших крючков для удочки. Володя не забудь привезти мои книги, которые я оставил у тебя.
До свидания товарищи. Жду вас.
Ваш Сережа.
Спишите, найдите обращения, поставьте нужные знаки препинания.
Напишите сами по этому образцу письмо. Подчеркните обращения.
KOHEЦ ФPAГMEHTA
|