СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие орфоэпии
2. Ударение в составе орфоэпии
3. Ударение слова, речевого такта, фразы
4. Ударение как признак слова
5. Ударение слова и его свойства
6. Долгота и краткость гласных
7. Музыкальная сторона ударения
8. Разноместность ударения
9. Ударение подвижное в неподвижное. Изменение места ударения при образовании форм слова
10. Изменение места ударения при словообразовании
11. Ударение и звуковое оформление слова
12. Безударные и слабоударясмыс слова
13. Словарик
Фpaгмeнт:
1. ПОНЯТИЕ ОРФОЭПИИ
Настоящая книжка, посвященная ударению в современном русском литературном языке, относится к сфере орфоэпии. Орфоэпия (от греческих orthos — прямой, правильный и epos — речь) — совокупность специфических правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке.
Практическое значение орфоэпии во многом аналогично значению орфографии: единообразие звукового оформления устной речи, как и единообразие в написаниях, содействует быстрому и легкому языковому общению; напротив, разнобой в нем, как и в написаниях (например, в малограмотном письме), всегда в какой-то мере мешает общению. Таким образом, языковые нормы вообще и нормы орфоэпические в частности помогают языку наиболее полно и беспрепятственно выполнять свою основную роль — служить средством общения людей.
Орфоэпия исторически складывается вместе со сложением и развитием национального языка. Хотя элементы нормализации языков известны и в более ранние эпохи (до образования национального языка), однако они в эти эпохи или не охватывают устной речи, или охватывают ее в незначительной степени. Устная речь в эти эпохи вследствие слабого развития публичной речи не была средством широкого общения, каким она стала впоследствии. Поэтому языковые различия (главным образом диалектного происхождения) в устной речи сохранялись довольно долго.
Роль орфоэпии возрастает вместе с формированием национального языка, когда в связи с развитием капиталистических отношений, одержавших окончательную победу над элементами феодализма, широко развиваются разные формы публичной речи, что значительно увеличивает удельный вес устной речи в жизни общества. При этом чем сильнее различия между диалектами данного языка, тем важнее становится выработка единых общенародных норм языка, в том числе орфоэпических.
Орфоэпические нормы русского языка сложились в своих важнейших чертах еще в первой половине XVII века, но первоначально как нормы «московского говора», которые лишь постепенно, по мере развития и укрепления национального языка, стали приобретать характер национальных норм. Последние в их современном виде бытовали уже к концу XIX века, хотя по отношению к некоторым явлениям и допускали колебания.
После Великой Октябрьской социалистической революции ранее выработавшаяся орфоэпическая система сохранилась в своих основных, решающих чертах. Из нее выпали лишь отдельные частные особенности, приобретшие просторечный или специфически московский, местный Характер; в ряде случаев произношение сблизилось с правописанием.
Большое значение в развитии орфоэпии имел театр, который всегда стремился культивировать орфоэпические нормы в наиболее чистом виде. Сценическая речь во многих языках является основой общенародной орфоэпической системы.
Значение орфоэпии значительно увеличивается в наш век звукового кино, и в особенности радио, которое, как известно, делает устную речь средством в известном смысле более широкого общения, чем письмо.
KOHEЦ ФPAГMEHTA
|