На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Сборник упражнений по русскому языку для школы рабочей молодёжи. Гарницкая, Орловская. — 1960 г

Ксения Яковлевна Гарницкая
Клавдия Николаевна Орловская

Сборник упражнений по русскому языку

для школы рабочей молодёжи

*** 1960 ***


PDF

 


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Предисловие 3
     
      I. Повторение пройденного в начальных классах
     
      II. Фонетика
     
      Звуки речи. Буквы. Алфавит 9
      Прописные буквы 10
      Глухие и звонкие согласные 11
      Буква ь после мягких согласных 12
      Правописание гласных после шипящих и ц 13
      Слог и ударение 14
      Буква owe после и, 15
      Буквы ъ и ь — разделительные знаки
      Повторение пройденного 17
     
      III. Состав слова
     
      Основа и окончание. Корень, суффикс, приставка 19
      Правописание гласных корня, проверяемых ударением 21
      Правописание гласных корня, не проверяемых ударением 22
      Важнейшие случаи чередования гласных
      Правописание owe после шипящих в корне 26
      Полногласные и неполногласные сочетания в корнях слов
      Беглые гласные owe 27
      Правописание согласных в корне
      Корни с чередующимися согласными 28
      Правописание корней с непроизносимыми согласными
      Правописание приставок, не изменяющихся на письме 29
      Правописание приставок на з 30
      Правописание приставок пре- и при- 31
      Буквы ъ и ы после приставок 33
      Сложные и сложносокращённые слова 34
      Повторительные упражнения 36
     
      IV. Части речи
     
      Имя существительное 39
      Правописание собственных имён существительных
      Род и число имён существительных
      Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе 41
      Первое склонение имен существительных 41
      Второе склонение имён существительных 43
      Правописание о и с в окончаниях существительных после шипящих и ц 44
      Третье склонение имён существительных
      Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе 45
      Особенности склонения некоторых существительных 47
      Несклоняемые существительные
      Правописание суффиксов имён существительных 48
      Правописание сложных существительных 50
      Правописание не с существительными 51
      Повторительные упражнения 52
     
      Имя прилагательное 55
      Прилагательные качественные, относительные и притяжательные
      Степени сравнения прилагательных
      Полные и краткие прилагательные 56
      Правописание падежных окончаний качественных и относительных прилагательных 57
      Правописание падежных окончаний притяжательных прилагательных 58
      Правописание суффиксов прилагательных 59
      Правописание сложных прилагательных 63
      Правописание не с прилагательными
      Повторительные упражнения 64
     
      Имя числительное 67
      Числительные количественные и порядковые
      Правописание количественных числительных
      Правописание порядковых числительных 68
      Повторительные упражнения 70
     
      Местоимение 71
      Разряды местоимений. Правописание местоимений
      Повторительные упражнения 76
     
      Глагол 77
      Правописание не с глаголами
      Неопределённая форма глагола Глаголы переходные и непереходные
      Возвратные глаголы 78
      Виды глагола 79
      Правописание глаголов в изъявительном наклонении 81
      Правописание безударных личных окончаний глагола 82
      Правописание ь в окончаниях 2-го лица настоящего и будущего простого времени 84
      Правописание -чь, -чься, -тея, -ться в глаголах 85
      Повторительные упражнения 87
      Повелительное наклонение и его правописание 88
      Сослагательное наклонение и его правописание 90
      Безличные глаголы 91
      Правописание глагольных суффиксов
      Повторительные упражнения 92
     
      Причастие
      Причастия действительные и страдательные
      Причастия несовершенного н совершенного вида. Причастие с частицей -ся 98
      Правописание действительных и страдательных причастий
      Краткие страдательные причастия 101
      Правописание падежных окончании причастий. Правописание н и ни в причастиях и прилагательные 103
      Не с причастиями 104
      Повторительные упражнения 105
     
      Деепричастие 108
      Деепричастии несовершенного и совершенного вида
      Частица не с деепричастиями 110
      Повторительные упражнения 111
     
      Наречие 112
      Образование наречий
      Правописание наречии 114
      Повторительные упражнения 120
     
      Предлоги 122
      Раздельное написание предлогов с частями речи
      Правописание предлогов 124
     
      Союзы 120
      Правописание союзов
     
      Частицы 128
      Правописание частиц
      Правописание не и ни с разными частями речи 129
      Частица ни при утверждении 131
      Частица ни при отрицании 132
      Повторительные упражнения 133
     
      Междометия 135
      Повторительные упражнения
     
      V. Синтаксис
     
      Знаки препинания на конце предложений 140
      Связь слов в предложении 141
      Нераспространённые и распространённые предложения 142
     
      Состав и типы простого предложения 143
      Выражение подлежащего
      Выражение сказуемого
      Тире между подлежащим и сказуемым 144
      Виды простых предложений 146
      Второстепенные члены предложения 148
      Приложение 151
      Обстоятельства 152
      Неполные предложения 154
      Однородные члены предложения 155
      Тире н двоеточие при наличии обобщающих слов
      Повторительные упражнения 162
     
      Слова, грамматически не связанные с членами предложения 164
      Знаки препинания при обращении
      Знаки препинания при вводных слонах и предложениях 165
      Знаки препинания при словах-предложениях да и нет 167
      Знаки препинания при междометиях в предложении 168
      Повторительные упражнения
     
      Сложное предложение 174
      Знаки препинания в сложносочинённом предложении
      Повторительные упражнения 177
     
      Сложноподчинённые предложения с союзами и союзными словами 180
      Виды придаточных предложений
      Определительные придаточные предложения
      Придаточные дополнительные 182
      Придаточные подлежащие 184
      Придаточные предложения сказуемые
      Придаточные предложения места 185
      Придаточные предложения времени 186
      Придаточные предложения образа действия
      Придаточные предложения цели и причини 187
      Придаточные условные предложения 189
      Придаточные уступительные предложения 190
      Придаточные предложения следствия 191
      Повторительные упражнения 192
     
      Соподчинение и последовательное подчинение придаточных предложений и знаки препинания при них 194
     
      Бессоюзные сложные предложения 198
      Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
      Повторительные упражнения 200
     
      Обособленные второстепенные члены предложения 201
      Обособленные определения
      Замена определительного придаточного предложения причастным оборотом 204
      Обособленные приложения 205
      Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями 206
      Замена придаточных предложений деепричастными оборотами 208
      Обособление распространённых обстоятельств, выраженных существительными с предлогами, и обособление уточняющих обстоятельств 210
      Обособление дополнении 211
      Повторительные упражнения
     
      Сложные синтаксические конструкции 214
      Сложносочинённые предложения с придаточными
      Бессоюзные сложные предложения с придаточными 215
      Сложные предложения разных типоп е обособленными второстепенными членами
     
      Прямая и косвенная речь
      Знаки препинания при прямой речи
      Замена прямой речи косвенной
     
      VI Повторительные упражнения на всё пройденное 222


      ПРЕДИСЛОВИЕ
      Настоящий «Сборник упражнений по русскому языку» ставит своей целью помочь учащимся школ рабочей молодёжи в приобретении прочных навыков устной и письменной речи.
      При составлении «Сборника» авторы учитывали, что необходимые правила грамматики и правописания учащиеся усвоили по учебнику; поэтому в «Сборнике» предлагается лишь дополнительный материал для дальнейшего и более прочного закрепления знаний и навыков в порядке тренировочных упражнений.
      В этом пособии имеется большое количество обобщённо-повторительных упражнений по каждому разделу курса русского языка, поэтому оно может быть использовано для работы с учащимися всех классов. Тексты для упражнений даны различной степени трудности как по орфографии и пунктуации, так и по размерам, ввиду того что состав учащихся школ рабочей молодёжи не является однородным ни по возрасту, ни по общему развитию. «Сборник» может быть рекомендован для классной, домашней работы, а также для индивидуальных заданий.
      Учитывая образовательно-воспитательное значение русского языка как учебной дисциплины, его огромную роль в деле коммунистического воспитания, составители стремились дать лучшие образцы литературной речи, как художественной, так и научно-популярной, отвечающей по своему содержанию задачам воспитания у молодёжи лучших черт советского человека, любви к Родине, к родной литературе, к великому, могучему русскому языку. Материал для упражнений взят из произведений русского народного творчества, произведений художественной литературы XIX—XX веков преимущественно тех авторов, изучение которых входит в программу курса по литературному чтению.
      В целях развития речи учащихся в некоторые разделы «Сборника» введены упражнения по лексике, связанные в основном с развитием орфографических и пунктуационных навыков, а также упражнения для составления небольших сочинений по определённому заданию и т. д.
      Большое место в «Сборнике» отводится работе по правописанию безударных гласных и повторению трудных грамматических правил, орфографических и пунктуационных. Так, в разделе «Служебные слова» практически повторяются орфографические правила, связанные с правописанием всех изменяемых частей речи, а также наречия; в разделе «Синтаксис простого предложения» повторяются в определённой связи с изучаемой подтемой трудные орфограммы (наречия, частицы, сложные предлоги). Должное внимание уделено грамматическому разбору, как одному из видов работы, способствующих овладению прочными и осознанными навыками правильной устной и письменной речи. По каждому разделу даются в определённой системе повторительные упражнения, которые могут быть использованы не только в связи с изучаемой темой в данном классе, но и в начале года следующих классов.
      Кроме того, в конце «Сборника» даны упражнения на все пройденные правила.
      Авторы.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.