Фpaгмeнт третьей книги:
I. ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ
ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН
Пятилетиий алая — это план не одного завода, а двух тысяч четырехсот заводов. И не только заводов, но еще городов, электростанций, мостов, кораблей, железных дорог, рудников, совхозов, колхозов, школ, библиотек. Это — план перестройки целой страны. Составляли этот план тысячи знающих людей. Строить пришли миллионы трудящихся. Мы все будем строить пятилетку.
С 1 октября 1928 года приступили к ее выполнению.
А уже в 1929 году стало ясно, что пятилетка будет выполнена не в пять лет, а в четыре года.
С каждым днем растут, крепнут, сплачиваются ударные бригады; они обязуются перевыполнить план и берут на буксир отстающих.
Работа. Прочтите статью выразительно. Разбейте на сказы. Обратите вникание на сказы с выделенными словами. Сколько в каждом из них ударных слов? Нет ли чего-нибудь особенного в произношении этих слов? Нет ли остановок между ними? Какие знаки препинания стоят между ними?
ПРИЗЫВ.
Школа, па помощь колхозу
книгой, примером, работой!
Мямлю бери за бока!
Шире колхозную-стройку!
Крепче рабочую спайку!
Маску долой с кулака!
Работа. Найдите в этом стихотворении перечисление.
Когда мы что-нибудь перечисляем, мы выражаем перечисление особым однообразным тоном, ударениями на каждом слове и маленькими остановками после каждого слова. На письме эти остановки обозначаются запятыми. Слова, выражающие перечисление, называются однородными.
НАША СОЮЗНИЦА ХИМИЯ.
На моих глазах была взорвана огромная скала Богатырь. Мы стояли в двух сотнях шагов от нее, когда она несколько раз глухо охнула, вздрогнула, окуталась белыми облаками. Быстро растаяли эти облака, а скала показалась мне шире, ниже.
Это рассказывает Горький о том, что он видел на Днепрострое. Там взрывали скалы патронами из жидкого воздуха и сажи. Немного воздуха, сажи — и огромная скала разбивается вдребезги.
Кто это придумал? Это придумали химики.
Колхозы удобряют свои поля химическими веществами.
Химия нас лечит, моет, кормит, одевает, обувает. Химия нам помогает делать кожу, бумагу, мыло, резину, свечи, лекарстза. краски, консервы.
Работа. Найдите перечисления. Спишите последние пять строчек и подчеркните все перечисления.
КАК ПИОНЕРЫ УЧАСТВУЮТ В СТРОЙКЕ ПЯТИЛЕТКИ.
Силами пионеров проделана работа, выразившаяся в вовлечении в соцсоревнование и ударные бригады более десяти тысяч рабочих.
Деревенские пионерские отряды вовлекли в колхозы свыше десяти тысяч хозяйств, просортировалн свыше пятидесяти шести тысяч тонн зерна, уничтожили в весенние месяцы триста восемьдесят семь тысяч сусликов и сто тысяч крыс и мышей, развесили пятьдесят тысяч скворечен, насадили около двух с половиною миллионов деревьев, создали около семи тысяч пятисот птицеводческих артелей.
Городскими отрядами собрано свыше пятнадцати тысяч рабочих предложений по улучшению производства, завербовано подписей на заем на миллион пятьсот тысяч рублей, собрано утильсырья до шестнадцати тысяч тонн, что в переводе на тракторы даст до четырехсот тракторов.
Работа 1. Прочтите рассказ. Обратите внимание на выделенный сказ' в первой его половине. Чем этот случай отличается от прежних?
Однородными могут быть не только слова, но и группы слов, и такие группы тоже отделяются друг от друга запятыми.
Работа 2. Найдите во второй половине рассказа группы однородных слов. Спишите их и подчеркните.
НОВЫЕ ДОМА ДЛЯ РАБОЧИХ.
Вырастают у нас новые промысла, фабрики и заводы. В них стекаются многие тысячи рабочих. Для них рядом с заводами строятся удобные и красивые дома. Города перестраиваются и строятся вновь. Тысячи рабочих воздвигают леса, стучат, рубят да копают. Важная вещь — жилище, от него зависят наше здоровье и наша работа. Те, кто трудится, нуждаются в благоустроенных помещениях. И потому власть трудящихся заботится, чтобы около фабрик и заводов строились новые дома, удобные для рабочих.
До революции красивые, благоустроенные дома строились только в центре, где жили богатые люди, а на окраинах ютились плохие домишки.
Теперь окраины быстро улучшаются. В домах для рабочих устраивается центральное отопление, водопровод, канализация и электричество.
Работа. Прочтите рассказ. Укажите сказы, в которых есть перечисления. Везде ли однородные слова и группы отделены друг от друга запятыми? Какие подсобные слова заменяют здесь запятые?
Между однородными словами или группами слов иногда бывают особые соединительные подсобные слова, и тогда запятой между ними не ставится. Такие подсобные слова называются союзами.
МИЛЛИОНАМИ ДЕТСКИХ РУК.
13 декабря 1930 года пионерская организация в лице Центрального бюро юных пионеров совместно с Наркомпросом заключила договор с Наркомземом СССР, Колхозцентром СССР и РСФСР на плановое участие школьников и пионеров в социалистической перестройке деревни.
Четырехмиллионная армия детворы вступает в решительный бой за колхозы, за новый быт, за социализм.
Каждая школа и каждый пионеротряд обязаны заключить соцдоговор с колхозом, совхозом и МТС на выполнение сельскохозяйственных дел.
Советской стране нужно улучшить животноводство. Надо вырастить как можно больше кормов. Для силоса нужны посевы подсолнухз, корнеплодов и других культур. Однолетние и многолетние травы, кормовые корнеплоды, овес и другие культуры должны найти себе место оз колхозах.
Продовольственные затруднения еще не изжиты — надо расширить огородничество, садоводство и посевы масличных культур.
Техника требует сырья — дадим больше льна, картофеля, подсолнуха, свеклы! Шире дорогу новым растениям: сое, каучуконосам, прядильным, масличным!
Договор не должен оставаться на бумаге, и поэтому ребята должны взяться за выполнение посильных для себя дел.
Городские ребята должны слиться с колхозной школой на работе в подшефном колхозе. Колхозная школа и городская школа должны провести массовую помощь в колхозе, в особенности по агитации за колхоз, по уходу за растениями и животными, по уборке урожаев. Кроме того надо взяться за выполнение опытов.
Городской школе легче всего взять опыты по огородничеству и садоводству, испытать новые культуры, испытать влияние удобрений, сравнить сорта, организовать уход на новых началах с применением усовершенствованной техники. Нельзя ограничиваться только производством опытов, надо поставить опытничество на новых, усовершенствованных началах.
Работа. Прочтите статью и спишите сказы с однородными словами и с группами слов. Подчеркните союзы, которые стоят вместо запятой.
Задача 1. Перепишите отрывок и расставьте запятые.
Если бы тн поднялся над землей так высоко, что смог бы одним взглядом окинуть веб огромное пространство, занятое
СССР, то перед тобою была бы живая карта нашей страны. С высоты ты различил бы длинные извилистые ленты рек цепи гор обширные степи поля леса пастбища деревни села совхозы колхозы строящиеся электростанции фабрики заводы города стальные нити рельсов и поезда, бегущие по ним.
Задача 2. Придумайте сами сказы с перечислением.
1) В фашистской Польше с пионерами борются правительство, полиция, школа, церковь, социал-фашисты.
2) В колхозах должны найти себе место однолетние и многолетние травы, кормовые корнеплоды, овес и другие культуры.
3) Каждая школа и каждый пионеротряд обязаны заключить соцдоговор с колхозом, совхозом, с МТС на выполнение сельскохозяйственных дел.
ПРИМЕРЫ.
В фашистской Польше с пионерами борются и правительство, и полиция, и школа, и церковь, и социал-фашисты.
В колхозах должны найти себе место и однолетние и многолетние травы, и корнеплоды, и овес, и другие культуры.
Каждая школа и каждый пионеротряд обязаны заключить соцдоговор или с колхозом, или с совхозом, или с МТС на выполнение сельскохозяйственных дел.
Работа. Сравните левые и правые примеры. Укажите перечисления. Какие союзы повторяются в правых примерах? Как это отражается на знаках препинания?
Если союд повторяется поред каждым однородным словом или группой слов, то и при союзах ставятся запятые и притом перед каждым союзом, кроме первого.
ЛЕТОМ.
Летом солнце сияет целыми днями.
Небо синеет.
Над полями и лугами заливаются жаворонки.
На лугах пестреют цветы.
Из лесов доносится пение птпчек.
ОСЕНЬЮ.
Осенью солнце не сияет целыми днями.
Небо не синеет.
Над полями и лугами не заливаются жаворенки.
На лугах не пестреют цветы.
Из лесов не доносится пение птичек.
Работа. Сравните левый столбец с правым. Какую картину вы представите себе, прочитав левый столбец? А какую, прочитав правый? Много ли новых слов в правых примерах? Назовите то слово, которое изменило весь смысл рассказа. Спишите правый столбец и подчеркните отрицательное слово не вместе с тем словом, перед которым оно стоит.
|