На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка

Ирина Мечиславовна Подгаецкая

Воспитание у учащихся интереса
к изучению русского языка

Пособие для учителя

*** 1985 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Введение…3
      ЧАСТЬ I
      Основные виды нестандартных заданий
      Глава 1. Учебно-поисковые задания…
      Фонетика. Графика. Орфография… —
      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией. Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги…11
      Язык науки
      Лексика…31
      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией. Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги…32
      Язык науки
      Словообразование…78
      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией. Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги…79
      Язык науки
      Морфология…96
      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией.
      Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги…97
      Язык науки
      Синтаксис. Пунктуация.. 120
      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией. Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги 121
      Язык науки
      Орфография…145
      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией. Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги…146
      Язык науки
      Задания, совмещающие явления разных уровней языка…161
      Проблемные задания. Задания с опознавательной функцией.
      Задания с объяснительной функцией. Задания с элементами занимательности. Игры. Рассказы. Диалоги…
      Язык науки
      Заключение…172
      Глава 2. Исследовательские задания…17!)
      ЧАСТЬ II
      Изучение литературы по русскому языку с использованием нестандартных заданий
      Научно-популярная литература
      Словари…201
      Литература 203

     
     
      Изучение литературы по русскому языку с использованием нестандартных заданий
      (...) фрагмент

      Приведем ряд вопросов для знакомства с книгой Л. А. Введенской, Н. П. Колесникова «От собственных имен к нарицательным».
      Это в основном вопросы, сформулированные самими авторами: 1) Можно ли ответить на вопрос: «Сколько на планете Земля географических объектов и географических названий? А сколько в мире имен и фамилий?»? 2) Хорошо или плохо, когда в одной стране много одинаковых имен у городов, улиц, людей? А нельзя ли вообще изъять названия? Чем собственное имя отличается от нарицательного? Почему собственные имена могут быть лишь существительными, но не глаголами, прилагательными или другими частями речи? Почему может существовать собственное имя, но не существует собственный глагол или собственное наречие? 3) Почему при переводе стараются точно передать звучание собственного имени, его транскрибируют, а весь остальной текст переводят? 4) Какие нарицательные имена свободнее используются как собственные — у которых мотивированность осознается или нет? 5) Бывают ли собственные имена омонимичными? Бывают ли они многозначными? Как это отражается на практике наименования?
      И далее новое задание: выберите из книги другие вопросы, которые ставят в ней авторы, сформулируйте сами некоторые вопросы по ее материалам.
      А вот книга В. И. Максимова «К тайнам словообразования».
      Некоторые из вопросов, которые ставит сам автор: 1) Почему при словообразовании используется один способ, а не другой, этот суффикс или эта приставка, а не другие?
      2) Почему новое слово получает то или иное значение в языке и почему в одних случаях мы понимаем это значение сразу же, а в других ждем, когда нам его растолкуют?
      3) Почему и каким образом уже при своем появлении слова приобретают ту или иную стилистическую окраску?
      Полезно иногда для привлечения внимания к проблематике книги использовать форму вопроса и предполагаемого ответа, который неверен: «Если вас спросят: что общего между итальянским словом чичероне, которым называют проводника, дающего пояснения при осмотре достопримечательностей, и именем Марка Туллия Цицерона, выдающегося оратора, писателя и политического деятеля древнего
      2) продолжите предложение, заканчивающееся многоточием, новыми вопросами, связанными с содержанием книги;
      3) используйте сформулированные вами вопросы для активизации обсуждения книги, соответствующих проблем.
      В книге Н. М. Шанского «Слова, рожденные Октябрем» сказано, что это яркий рассказ о лексике советской эпохи, ее связи с нашей действительностью. И далее обращается внимание на одну из проблем: «...очень немногие слова
      «знают» год своего рождения». Год рождения каких слов вы узнали из книги Н. М. Шанского «Слова, рожденные Октябрем»? Задание: какое из слов пионер, комсомолец, октябренок старше? (См. указанную книгу, а также РЯШ, 1981, № 1 (УРЯЗ).)
      По книге В. М. Лейчика «Люди и слова» даем задание: используйте для построения аннотации к источнику указание его проблематики, данное самим автором: «В книге обсуждаются четыре вопроса: что мы называем с помощью слов и выражений в современном языке, как мы называем объекты и явления? Почему мы называем их так или иначе, как нужно их называть, чтобы названия были точны и долговечны?» Читая далее книгу, ответьте на вопрос: что вам показалось наиболее интересным в каждом из разделов книги или в одном из них? -
      2. Работа над проблемными вопросами, отражающими содержание книги, — ответы на них, составление новых вопросов.
      Обращаем внимание учащихся на книгу В. Г. Костомарова «Русский язык среди других языков мира». В чем своеобразие русского языка как мирового? Каковы признаки мирового языка? Что обозначает аббревиатура МАПРЯЛ? Как выбрать для изучения иностранный язык? И т. д.
      Учитель готовит учащихся к чтению книги Л. П. Крысина «Жизнь слова», ставит ряд вопросов:
      1) Как из глубокой древности шли к нам слова вода, идти? 2) Что общего между словами дети и доить, ясли и есть? 3) Как возникли в нашем языке слова промышленность, народность, шуршать, неудачник? 4) Почему намерение осуществляется, а мечта сбывается? 5) Почему нельзя сказать бодливый мальчик, мальчик буксует, старый мальчик и т. д.? 6) Свободен ли порядок слов в русском языке?
      До начала знакомства с книгой А. А. Брагиной «Русское слово в языках мира» могут быть предложены вопросы:
      1) Как слово.спутник разошлось по всему миру, в ряде стран получило эквиваленты? 2) Почему заимствованные
      ли между собой звук и смысл? Что вы думаете по этому поводу?»
      См., как отвечают на вопрос наши лингвисты: Л. П. Крысин в книге «Жизнь слова», А. П. Журавлев в книге «Звук и смысл». Это книги для учащихся. Они помогут вашим размышлениям. Одинаково ли отвечают авторы на поставленный вопрос? Как они отвечают на пего? Что вы думаете по этому вопросу?
      2) При обсуждении проблемы «На пути к совершенству» — так называется параграф книги В. В. Одинцова «Лингвистические парадоксы» (М., 1982) — возможно воспроизведение диалога, который приводится здесь.
      В диалоге участвуют Критик и Лингвист. Роль одного из них может быть передана ученикам: какой окажется, например, их реакция на соображения Критика (высказывания Критика при этом читаются). Так как «этот раздел написан на основе реальных обсуждений, которые ведутся в печати», то и далее можно составлять подобные диалоги, используя обсуждения языковых проблем в «Литературной газете» и др.
      4. Работа над оглавлением книги, ее частями.
      Познакомьтесь с оглавлением книги Л. И. Скворцова
      «Культура языка — достояние социалистической культуры».
      О чем, на ваш взгляд, пишет автор в каждой части, главе источника, названного в оглавлении? Что вам известно по каждой из указанных проблем? Что нового для себя вы узнали из соответствующей части, параграфа книги?
      В работе с книжным оглавлением важно понять общее содержание каждого его пункта. Отметим, что это в ряде случаев требует сразу же обращения к соответствующему тексту. Дело в том, что авторы научно-популярных источников в названиях частей нередко используют речевую образность.
      Например, знакомим учащихся с книгой Л. Успенского «По дорогам и тропам языка». В оглавлении этой книги отражены такие названия параграфов (среди ряда других): «Великий конструктор». «Хитрости приставок». «Падеж-работяга (о творительном падеже)». И т. д. Задание: что означает каждое из этих названий? К какому понятию относится название «Великий конструктор»? Что это за «хитрости» приставок? Почему падеж назван «работягой»?
      См. пункт III, 2 (о заданиях, связанных с названиями книг, параграфов и т. п.).
      5. Осмысление тематики книг, в которых отражаются идеи разных уровней языка.
      Задания:
      мира, то, вероятно, многие из вас скажут, что ничего общего нет. И ошибутся!» (Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным).
      В чем же ошибка? Как ответить на этот вопрос?
      С целью дальнейшего усиления внимания к вопросам по содержанию источника циклы вопросов иногда приводятся в объявлениях о читательских конференциях, иногда на стендах, в лингвистических газетах и т. д.
      Объявление об обсуждении книги В. Г. Ветвицкого «Занимательное языкознание».
      Внимание! Внимание! Внимание!
      Интересная книга о языке!!!
      Знаешь ли ты?
      1) Что такое звуковой язык? 2) Существует ли ручной язык, язык цветов, язык свиста? Какие еще «языки» вам известны? 3) Что нужнее — гласные или согласные? 4) Каковы «звуковые краски» начала слов? 5) Каков ассортимент последних звуков слов? 6) Сколько может быть согласных подряд? 7) Каков секрет непроизносимых согласных?
      Несколько вопросов к книге В. Г. Ветвицкого и др. «Современное русское письмо» (1974):
      1) Букв 33, а звуков? 2) Почему речевой аппарат можно назвать «фабрикой речи»? 3) Почему письмо иногда называют «графическим костюмом» языка? Хорош ли «графический костюм» нашего языка?
      Любопытно в объявлении предложить учащимся, привлекая внимание к книге Л. В. Сахарного «Как устроен наш язык», некоторые интригующие вопросы автора, которые он использует в названиях параграфов (возможно, даже без той лингвистически содержательной расшифровки, которую дает автор в виде второго заглавия):
      Объявление
      Знакомимся с книгой Л. В. Сахарного «Как устроен наш язык» (М., 1978).
      Обратите внимание на занимательные вопросы в книге: «Светофор, макси-юбка, слово. Что у них общего?»; «А что, если у стула отломать спинку?»; «Сколько я в мы?»; «Есть ли на лице что-нибудь, кроме носа?»; «Сколько времени в настоящем времени?» Занятие кружка состоится в ...».
      3. Работа над общей проблемой, представленной в форме столкновения разных точек зрения (моменты дискуссии) .
      1) Ставится, например, широкая проблема: «Связаны
      стера на все руки»... «В случае необходимости в мастерской слова может быть создано множество слов по способу суффиксации». «Префиксы не столь всемогущи, как суффиксы». «Особенно охотно приставки дружат с глаголами, прилагательными и наречйями, однако не чураются и существительных» (Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово, с. 9).
      Широко известны образцы слов-путешественников, слов-пришельцев (А. А. Брагина. Русское слово в языках мира; см. также: JI. Успенский. Слово о словах, и др.) .
      «Русский язык представляется мне хлебосольным хозяином, чье радушие широко распахивает двери перед чужеземными словами и выражениями. С одними хозяин легко прощается, ибо не находит в них достойных качеств, других привечает. «Мой дом — твой дом, — говорит он полюбившемуся гостю. — Хочешь — смени иноземный наряд на русские одежды. А нет — что за печаль — оставайся самим собой» (Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово, с. 73).
      «Заимствованные русизмы и советизмы в чужом языке являются как бы зеркальным отражением нашей жизни» (А. А. Брагина. Русское слово в языках мира, с. 85). (См. также: «эмигранты», «обрусевшие иностранцы», «чудесные превращения иностранцев» — Г. И. Суворова.)
      «Наречия... «можно назвать «живыми ископаемыми», К части наречий это действительно относится. Список русских наречий полон обломков далекого прошлого. Он напоминает, пожалуй, те каменные породы, в которых то целиком, то в виде кусочков сохранились от давних эпох окаменелые останки древних животных и растений» (JI. Успенский. Слово о словах. Ты и твое имя, с. 236).
      «О вассальной зависимости падежей»: «...падежные формы по своей функции в предложении неравноценны. С одной стороны, зависят друг от друга, а с другой — противопоставлены друг другу. Именно в силу такой иерархической связи они и образуют строгую систему подчинения друг другу — в зависимости от их роли в предложении: менее
      важное, более важное, очень важное. Совсем как в сложной системе вассальной зависимости, характерной для средневековой Европы» (В. В. Колесов. История русского языка в рассказах, с. 136 — 137).
      7. Осмысление особых ситуаций (параллели с миром конкретных вещей, лиц и т. п.), введенных в источник, в лингвистическом аспекте.
      Какие ситуации указанного плана использованы в книгах Л. В, Сахарного «Как устроен наш язык», Л. Успенского «Слово о словах» и др. при построении параграфов книги?
      I) Какие параграфы в книге В. В. Одинцова «Лингвистические парадоксы» относятся к разделу «Морфология»?
      2) Какие миниатюры в книге Ф. Кривина «Принцесса Грамматика» посвящены этимологии слова? (См., например, с. 96, 97 и др.) Понравились ли они вам? Почему? 3) Какие параграфы в книге Б. Тимофеева «Правильно ли мы говорим?» относятся к проблемам заимствования в русском языке? Что из рассказов Б. Тимофеева по этой теме у вас вызвало особый интерес? Почему?
      6. Работа над речевой образностью источника с целью раскрытия лингвистических основ образа как отражения проблематики книги.
      1) Раскройте лингвистическое содержание каждого из следующих речевых образов (метафора, сравнение):
      «Самая изменчивая часть языка — словарь. Как хороший барометр, откликается словарь на все изменения жизни» (Супрун А. Е. Русский язык советской эпохи, с. 16).
      «Слова, как и люди, имеют свою судьбу. У многих богатая родословная. На большинство можно завести метрики, паспорта и трудовые книжки, где будут указаны время и место рождения, национальность, прописка и сфера деятельности. Нам известны их родители, их происхождение» (Вартаньян Э. А. Путешествие в слово, с. 68).
      «Развитие языка продолжается все время, неустанно, ежечасно. Устаревают слова, «затухают» фонемы, меняются значения слов. «Усыхают» окончания, неожиданным рывком создаются новые части речи. Шлифуется предложение или искрометно создается неизвестное прежде сочетание слов... Каждый день каждым из нас» (Колесов В. В. История русского языка в рассказах, с. 189).
      «...Безгранично сложный конструктор нашего языка создан человеком не ради простого бессмысленного звучания отдельных слов и даже целых длинных словосочетаний.
      Конструктор языка нужен нам для того, чтобы мы могли передавать друг другу свои мысли. Больше того, он необходим, чтобы эти самые мысли вообще могли рождаться в наших головах и, при надобности, становиться... всеобщими...» (Успенский JI. По дорогам и тропам языка, с. 11).
      «Что обозначают речевые образы: «стройматериалы слова», «корни-захватчики», «деятельные и бездеятельные суффиксы и приставки», «суффиксы-близнецы», «суффиксы-братья», «приставки-близнецы», «крупноблочные слова» (Земская Е. А. Как делаются слова).
     
      II. Задания на поиск конкретных иллюстраций к положениям источника.
      Проиллюстрируйте конкретными языковыми примерами следующие положения:
      «В мире словообразования нас встречают то сложность и многоликость, на первый взгляд, казалось бы, весьма простых и удручающе одинаковых значимых частей слова, то захватывающие дух и поражающие самое смелое воображение метаморфозы словесной «архитектуры», то почти сказочные биографии целого ряда самых обычных с виду лексических единиц, то становящийся нередко настоящим детективным поиском разбор слова по составу. Вместе с тем здесь, в этой словообразовательной вселенной, мы находим математически строгие правила образования слов, распределения морфем и реализации чередований, свободно укладывающихся в прокрустово ложе точных и стройных формул и схем, разряды, типы строения слов, непреложные законы языка и точные, как дважды два четыре, формулировки научного анализа» (Шанский Н. М. В мире слов. М., 1978, с. 65).
      «Мир слов имеет свои законы. Они определяют право и обязанности каждого члена этого великого сообщества, регулируют его отношения с другими членами, устанавливают знания и ранги в зависимости от возраста и заслуг каждого. Ученые в этом случае говорят, что все слова, имеющиеся в общенародном русском языке, находятся не в хаотическом состоянии, а образуют лексическую систему» (Максимов В. И. Точность и выразительность слова, с. 6).
      Октябрь — «родившееся в боях гордое имя великой революции, слово с большой буквы не только в прямом, но и переносном смысле». «Революционное слово Октябрь перешагнуло русские языковые границы и в разных формах известно сейчас во многих других языках» (Шанский Н. М. Слова, рожденные Октябрем, с. 15).
      «Слова, рожденные Октябрем, как языковые спутники... следуют за новыми идеями и событиями, за бурными перипетиями нашего житейского моря, рождением новых вещей и предметов» (Шанский И. М. Там же, с. 6), являются неологизмами...» (Кривим Ф. Принцесса Грамматика, с. 82).
      Приведите примеры-иллюстрации к параграфам «Тайна грамматического рода», «Творцы новых слов» из книги В. В. Одинцова «Лингвистические парадоксы». Ср. свои .примеры с теми, что приводит автор соответствующей книги.
      «...Компактных слов на -к(а) на месте «растянутых»
      словосочетаний «прилагательное, существительное» в наше советское время стало неизмеримо больше, и число их растет с каждым днем. Взрыв в сфере существительных на -к(а) типа пятилетка, обусловленный и лингвистическим законом «экономии усилий», и внеязыковыми, социальными обстоятельствами резкого подскока темпа жизни, выступает как одно из характерных явлений русской лексики и словообразования советской эпохи» (ср. электричка, газировка и т. д.) (Шанский Н. М. Слова, рожденные Октябрем, с. 49).
      «...Идет формирование планеты Значение... Если Значение — планета, то вращается эта планета вокруг Предмета, для названия которого и формируется Значение. На планету действует, с одной стороны, сила притяжения Предмета (это тенденция к мотивированности), а с другой стороны, сила, порожденная движением, развитием Значения (это тенденция к произвольности). Совместное действие этих двух сил и обеспечивает «вращение» Значения вокруг Предмета. Причем Значение не падает на Предмет, не сливается с ним, но и не может совсем оторваться от него» (Журавлев А. П. Звук и смысл, с. 141).
      «Жизнь слова протекает как бы между двумя силовыми полюсами — полюсом мотивированности и полюсом произвольности. Одни слова располагаются ближе к полюсу мотивированности, другие — ближе к полюсу произвольности, третьи — в зоне равновесия этих сил» (Журавлев А. П. Там же, с. 151).
     
      III. Задания, связанные с композицией источников.
      1) Задания на выделение начала частей источника (см., например, книги Л. В. Успенского, В: В. Одинцова), которое специально рассчитано на то, чтобы увлечь читателя, вызвать желание продолжать чтение. Объясните причину (причины) их особого воздействия на читателя.
      2) Задания, связанные с названиями книг, параграфов и т. п. Почему книга К. И. Чуковского о языке названа «Живой как жизнь» (В. В. Одинцова. «Лингвистические парадоксы» и т. д.), некоторые параграфы в книге Л. П. Крысина «Жизнь слова»: «Загадки глагольного вида», «Хитрости управления», «Вселенная в алфавитном порядке» и т. д.?
      Какой проблеме в книге Ю. В. Откупщикова «К истокам слова» посвящен параграф «Скучные суффиксы»?
      О чем, на ваш взгляд, может идти речь в главе «Слово — полпред народа» из книги А. А. Брагиной «Русское слово в языках мира»? Почему слова революция, коммунизм, красный, пролетариат называют «дважды рожденными»?
      Почему некоторые параграфы книги «К истокам слова» названы так: «Космос и косметика», «Лингвистика и лангет», <<Радикал и редька», «Трюфеля и картошка»?
      Сформулируйте суть лингвистических проблем в параграфах из книги Ф. Кривина «Принцесса Грамматика»: а) «Можно ли быть на восьмом небе?» б) Карьера слова,
      в) Любой, каждый, всякий, г) Кто лишний? д) Маркиза, маркиза, маркиза... Дайте к каждому из этих параграфов подзаголовки лингвистического содержания (стиль научный).
      В ряде случаев интересно использовать дополнительное средство, помогающее в «расшифровке» названия параграфа, конкретные языковые примеры.
      Так, в книге Э. А. Вартаньяна «Путешествие в слово» несколько параграфов имеют такие названия: «Сложи-
      лись!», «Срослись!», «Сократились!». Каков их смысл? Распределите в связи с отмеченными выше явлениями словообразования («Сложились!» и т. д.) следующие примеры: МАПРЯЛ, дотла, близлежащий, сутки. Например, ведется беседа об изменениях в языке на протяжении последних столетий. И заканчивается эта беседа так: «Язык как река Волга в наши дни течет не так, как она текла во времена хазар и половцев. Тем не менее это та же Волга. Так и с языком» (Успенский Л. По дорогам и тропам языка, с. 22).
      В работе над названием книги, ее части, параграфа интересно соотнести рассмотрение названий со смысловой и речевой структурой соответствующего текста (повторяется ли соответствующий образ в тексте, т. е. помогает ли он объединить не только смысловой, но и речевой план текста и т. д.). Отдельные задания можно посвятить работе над формированием названия параграфа, книги. Дается текст параграфа (книга указывается), нужно дать ему название, а затем свое название сравнить с авторским. Подобное задание, разумеется, дается к небольшим по объему параграфам. (См., например, текст таких параграфов из книги Н. М. Шанского «В мире слов»: «Можно ли.считать существительные картина и карта однокоренными словами?», «Нужные сведения о прилагательном сведущий» и т. д.)
      IV. Осмысление рисунков, содержащихся в научно-популярных источниках: интересны ли они, в чем их лингвистический смысл и т. д.?
      V. Задания типа «ученик задает вопросы к тексту научно-популярного источника» к одному из параграфов, указанному учителем, или какой-то определенной теме, изложенной, возможно, в нескольких параграфах.
      VI. Знакомство с рассказами ученых о путях исследования, приглашение учащихся в лабораторию ученого. (См. параграф книги Л. А. Введенской, Н. П. Колесникова «От собственных имен к нарицательным» «Продолжайте поиски», где показаны пути, приемы исследования проблемы, указанной в названии книги.)
      VII. Знакомство с жизнью, деятельностью ученых.
      Учитель может подготовить для учащихся научно-популярный рассказ о наших ученых. В этом помогут книги, указанные в списке «Литература». Систематически статьи о лингвистах, методистах публикуются в журналах «Русская речь», «Русский язык в школе».
      Интересными могут быть читательские конференции, вечера, утренники, посвященные авторам научно-популярных книг. Особенно в этом плане привлекает облик Л. В. Успенского — создателя многих научно-популярных источников. Читательскую конференцию можно посвятить авторам увлекательных книг по словообразованию (см. литературу).
      VIII. Сопоставление сведений из научно-популярной литературы с теоретическими положениями школьного учебника — один из способов активизации работы над данным видом литературы, а одновременно и над учебником. Это задания типа: «Выделите из определенного научно-популярного источника материалы, которые полезны для иллюстрации того или иного положения школьного учебника, и, наоборот, с каким положением (положениями) школьного учебника можно соотнести определенную цитату из научно-популярной книги».
      Научно-популярный источник может быть привлечен для объяснения ряда явлений школьного, учебника.
      1) К параграфу учебника о гласных и согласных звуках: «Согласных фонем в русском языке примерно в шесть раз больше, чем гласных... Благодаря такому разнообразию согласных «звуковых красок» наши слова звучат по-разному. Гласные, которых гораздо меньше, только отчасти используются для «раскраски», «расцвечивания» слов (например, Чуковский — Чаковский). Они нужны прежде всего для звучности речи: без гласных слова были бы едва слышны, их было бы трудно произносить и невозможно петь» (Вет-вицкий В. Г. Занимательное языкознание, с. 17).
      2) В учебнике есть положение о начальном н в личных местоимениях. Объясните его, используя книгу В. В. Одинцова «Лингвистические парадоксы», параграф «Вокруг местоимения».
      3) С каким положением учебника можно соотнести, например, параграф этой книги «Кем работает мама?»?
      4) В учебнике есть задание «слова, рожденные Октябрем». А что об этих словах вы узналй из книги М. Н. Шанского «Слова, рожденные Октябрем»?
      IX. Интересно составление хрестоматии к школьному учебнику на основе научно-популярных источников (а затем и использование ее в учебном процессе). Около ка ж* дой цитаты ставится параграф учебника, к которому она относится. Подобная хрестоматия может быть составлена по какой-либо одной проблеме, например: 1) «Графика и орфография». (См. научно-популярные книги этой тематики В. Г. Ветвицкого, М. В. Панова, А. И. Моисеева, Л, В. Успенского, А. Кондратова, М. Ильина и др.)
      2) «Культура речи». (См. научно-популярные книги Л. И. Скворцова, Е. В. Язовицкого, К. И. Чуковского, Б. Тимофеева,, 3. Н. Люстровой, В. Я. Дерягина, И. С. Ильинской, Л. В. Успенского, В. Е. Гольдина, Н. И. Форманов-ской.) 3) «Имена собственные». (См. книги Л. А. Введенской и Н. П. Колесникова, А. В. Суперанской, Е. Н. Поляковой и И. Сергеева, Л. В. Успенского; см. указатель литературы в конце пособия.) Отметить попутно, что указанные темы могут быть предметом интересных читательских конференций, лингвистических вечеров.
      X. Языковедческие (лингвистические) газеты, посвященные научно-популярной литературе, тому или иному источнику этого плана.
      Научно-популярная литература (также и книги, близкие к ней) нередко вдохновляет на подготовку лингвистических газет определенной тематики. В газетах на темы «Язык дружбы», «На меридианах мира», «Говорит Москва» широко могут привлекаться материалы указанных выше книг В. Г. Костомарова, А. А. Брагиной; «Язык Револю-, ции» — Н. М. Шанского, А. Е. Супруна и т. д.
      Приведем описание одной из газет, которая была подготовлена под влиянием книги К. Г. Паустовского «Золотая роза».
      «Золотая роза» — газета о выразительности художественного слова при изображении пейзажа. Название газеты «Золотая роза» сделано крупной прописью золотом с бордовым отсветом. Около заглавия — большой портрет писателя. В центре помещен рисунок раскрытой книги, на развернутых страницах которой рассказывается о произведении К. Г. Паустовского «Золотая роза», приводятся его слова об огромном, самоотверженном труде писателя. На этих листах книги — рисунок золотой розы. В одной стороне газеты даны цитаты из произведений К- Г. Паустовского — свидетельство художественного мастерства этого блестящего пейзажиста. Следующая часть газеты: «Писатели о розе» (А. С. Пушкин, М. Горький и др.), «О розе пишут дети» (приводятся фрагменты из сочинений школьников — стихи, проза). С другой стороны от центра газеты — «Писатели о березе» (С. Есенин и др.), «О березе пишут...» — здесь даны выдержки из лучших сочинений, представленных на конкурс «Русский пейзаж» учащимися Школы юных филологов. Высказывания писателей о богатстве и выразительности русского языка, идея создания словаря слов природы, принадлежащая К. Г. Паустовскому, рассказ о работе учащихся над материалом такого словаря — все это нашло отражение в газете. Интересно рассказать и о «Словаре эпитетов» — ведь это одно из явлений, в котором воплощается мысль К. Г. Паустовского О словаре пейзажа. В просветах зеленого поля газеты разбросаны рисунки листьев деревьев — контуры этих листьев и в них — тексты: на листьях клена — о клене, на листьях тополя — о тополе и т. д. Газета заканчивается разделом «Наша викторина», где предлагаются задания на вставку наиболее выразительных слов при описании пейзажа, на определение писателя по его стилю и т. д.
      В целях активизации изучения научно-популярной литературы полезно использовать те приемы, которые рекомендуются вообще для работы с книгой. Так, знакомство с книгой начинается с просмотра оглавления. Посоветуем при чтении оглавления научно-популярного источника задуматься над названием глав, параграфов книги, и не просто задуматься, а представить себе их возможное содержание (что вы написали бы под соответствующим заглавием?). Возможно, возникнет предположительное направление ответа по одному-двум из 10 — 20 пунктов оглавления, но стремление проникнуть в суть этих названий приведет к особой заинтересованности в содержании книги: при чтении некоторых глав вы будете проверять свои предположения, другие главы читать, отвечая на возникшие вопросы, обогащаясь соответствующими сведениями. Внимание при чтении к логике построения источника, к связям идей в нем, особенностям изложения материала, обусловленное соответствующим жанром, перекодирование текста источника или его части на строго научное изложение, использование приема компрессии текста, повышающего внимание к каждому абзацу, к каждой строке источника, — все это способствует повышению интереса к подобным источникам, лучшему познанию русского языка.
      Изучение каждой научно-популярной работы имеет определенное своеобразие, а потому в принципе каждый источник может сопровождаться специальными методическими, дидактическими комментариями, особыми разработками, посвященными включению его в учебный процесс, и т. д.
      Учащихся следует познакомить с научно-популярным журналом «Русская речь» (см., например, в нем «Практикум по стилистике»). Некоторые статьи привлекут внимание не только в связи с содержанием, но и «заинтересовывающей» формой их названия: «Как говорят студенты?» (1977, № 1); «Как в слове открывается мир?» (1978, № 6); «Как вас зовут?» (1968, № 5); «Что происходит в мире музыкальных инструментов?» (1972, № 5) и т. п.
      Научно-популярная литература дает учителю возможность познакомиться с особыми способами изложения материала, специально рассчитанными на усиление воздействия на читателя. Учитель их может использовать в своей работе — выступлениях перед учащимися, объяснениях, повышая тем самым интерес к изучению русского языка.
      Существует ряд пособий с названиями типа «занимательное языкознание», «занимательная грамматика», иногда — «внеклассная работа».
      Среди этих работ есть небольшая по объему книга В. Г. Ветвицкого «Занимательное языкознание», которая фактически совмещает в себе и источник научно-популярного плана, и в определенной мере пособие типа так называемых «занимательных грамматик». Выделим в этом плане книги и статьи Н. Н. Ушакова по внеклассной работе: «Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе», «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах» и др: Материалы работ Н. Н. Ушакова, посвященные методике развития внеклассных занятий, полезны для активизации познавательных интересов учащихся при изучении русского языка и на уроке; материалы книги, предназначенной для начальной школы, с большой пользой могут быть использованы и в средней школе (часть публицистических, художественных текстов, загадки, скороговорки и т. д.). Интерес представляет пособие JI. Т. Григорян «Язык'мой — друг мой» (Материалы для внеклассной работы по русскому языку), в которой постоянно подчеркивается лингвистическая основа рассматриваемых явлений. Очень полезна в этом плане и книга В. А. Ивановой и др. «Тайны родного языка».
      Многие работы, носящие названия занимательных грамматик или игр, задач и т. д., содержат в значительной мере наборы игрового материала (если понятие «игра» считать широким). См.: Н. Ф. Александрович. «Занимательная грамматика»; А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. «Материалы по занимательной грамматике русского языка», ч. I; А. Т. Арсирий, ч. II; Вл. Кондратов. «Грамматические игры и загадки»; Е. К- Мережинская и др. «Занимательная грамматика»; Б. Т. Панов. «Внеклассная работа по русскому языку» и др.
      Эти книги, как правило, содержат значительный материал не только по грамматике, но и по другим уровням языка.
      При использовании пособий по занимательному языкознанию полезно усилить внимание к их лингвистическрй сути, ставя перед учащимися вопросы: какие языковые, речевые явления отражены в задании? Что эти задания дают для познания отмеченного в них явления? С каким параграфом учебника можно соотнести каждое из них?
      Возможно и следующее задание: оцените задачи, игры в указанных пособиях — очень интересно, интересно, неинтересно и т. п. Почему одно задание показалось интересным, другое — нет? Отвечая на вопрос «почему», обратите внимание на лингвистическое содержание задания, его формы и т. п. В ряде случаев возможны отдельные расхождения в оценках рассматриваемых материалов пособий — это дополнительный повод для дискуссий, что активизирует познание.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.