На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Иванова В. А., Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. — 1990 г

Иванова Вера Андреевна
Потиха Зиновий Аронович
Розенталь Дитнар Эльяшевич

Занимательно о русском языке

Пособие для учителя

*** 1990 ***


DjVu


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие 3
Фонетика 5
Словообразование 32
Морфология 55
Имя существительное 57
Имя прилагательное 102
Имя числительное 130
Местоимение 137
Глагол 149
Причастие 174
Деепричастие 177
Наречие 179
Предлог 184
Союз 189
Частицы 191
Междометие 192
Синтаксис 196
Приложение 249
Ответы на вопросы для любознательных
Литература 253
Словари 254

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



 

      Основная задача пособия — вооружить учителя русского языка национальных школ таким занимательным материалом по предмету, который помог бы пробудить у учащихся живой интерес к изучению русского языка.
      Пособие заинтересует также широкий круг читателей, желающих совершенствоваться в изучении русского языка.
     
      ПРЕДИСЛОВИЕ
     
      Эта книга посвящена русскому языку, но она не является учебником, она только разъясняет и дополняет его. Авторы стремились в популярной и по возможности занимательной форме рассказать о наиболее трудных вопросах русского языка.
      В учебниках по русскому языку для средней школы грамматика излагается в основном как свод определений и правил. Объяснительные тексты к этим определениям и правилам отсутствуют, чем учебники русского языка резко отличаются от учебников по другим предметам (биологии, географии и т. п.), а между тем грамматические явления так же, а может быть и больше, нуждаются в содержательных текстах.
      Вот эту задачу — дать пояснения к некоторым грамматическим правилам — и ставит перед собой настоящая книга. Она построена в виде небольщих рассказов на определенную тему. К ним, как правило, даны занимательные заголовки, в качестве которых используются пословицы, крылатые выражения, цитаты из известных стихов, содержащие описываемое явление. Такие заголовки, на наш взгляд, помогут привлечь внимание учащихся к рассказу.
      Сами рассказы можно условно разделить на две группы: одну составят рассказы, в которых в доступной форме излагается материал по русскому языку, как бы он мог быть представлен на уроке; вторую — беседы между учителем и учащимися, имитирующими урок на заданную тему. Такие рассказы должны показать, как, в каком направлении может развиваться диалог на ту или иную грамматическую тему, т. е. послужить моделью для составления аналогичных бесед на различные языковые темы.
      В тексты рассказов часто включаются цитаты из произведений крупных отечественных лингвистов, общественных деятелей, писателей, поэтов, критиков, журналистов. Обычно это яркие, афористичные по форме высказывания о различных явлениях русского языка. Суждения эти весьма авторитетны, так как писатели и поэты постоянно имеют дело с языком, это их главный инструмент, на котором они создают свои художественные произведения. Их размыщле-ния о словах, звуках, грамматических формах, ударении в высшей степени поучительны.
      Особое внимание в книге обращено на термины. Термин, как правило, содержит то основное зерно истины, которое потом раскрывается в содержательном тексте, посвященном грамматическому явлению.
      После текстов даются задания, которые учитель может предложить учащимся, а также некоторые советы учителю.
      Большое место в наших рассказах отводится словарям, особенно школьным. Школьные словари рассматриваются как книги, с которыми учащиеся должны «общаться» постоянно.
      к отдельным темам или к части речи в целом приводятся жВопросы для любознательных», ответы на которые даны в конце пособия. Вопросы, содержащиеся в рассказах, в зависимости от трудности учитель может ставить в конце урока в качестве проверки полученных знаний. Они могут также задаваться на дом, обсуждаться на занятиях кружков и факультативов по русскому языку, предлагаться в качестве вопросов на лингвистических олимпиадах.
      Материал книги может быть использован учителем как на уроке, так и на внеклассных занятиях.
      Эта книга может быть рекомендована и учащимся, желающим повысить свои знания по русскому языку.
      Авторы будут рады получить критические замечания как от учителей, так и от учащихся.
     
     
      ФОНЕТИКА
     
      ЧУДО из ЧУДЕС
      Почтальон принес свежую газету. Мы раскрываем ее и узнаем о событиях, происходящих не только в нашей стране, но и за ее пределами...
      Ежедневно мы пользуемся печатным словом, читая и перечитывая книги, статьи в газетах и журналах...
      А. М. Горький писал: «Книга, быть может, наиболее сложное великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути к его счастью и могуществу будущего».
      Еще чаще мы пользуемся устной речью: от колыбели до глубокой старости, до последнего вздоха... Ребенок учится понимать и произносить слова значительно раньше, чем ходить, и с речью он не расстается на протяжении всей жизни.
      Для человека слово стало чем-то привычным, обыденным. Мы подчас не задумываемся над тем, каким бесценным богатством владеем.
      Мы говорим, произнося слова, предложения. Наш собеседник, слушая и понимая значение слов, образованных с помощью звуков, «расшифровывает» наши мысли, чувства и отвечает на них словом и делом. Смысл работы, выполняемой словом, художественно передал известный писатель В. Г. Короленко: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которым он обладает, другим людям... Слово — это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы...»
      Землю населяют разные живые существа, от мельчайших до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы ни определяли этот дар — священный, божественный, величественный, великолепный, бесценный, бессмертный, чудесный — мы не отразим во всей полноте его огромного значения.
      Слова состоят из звуков. Сами по себе звуки ничего не обозначают. Произнесите звуки о, д, м. Никто ничего не поймет. Но достаточно эти же звуки произнести в другом порядке — дом, как слушатели поймут, что речь идет о строении, в котором живут люди. Почему так произошло?
      С незапамятных времен, на протяжении многих тысяч лет звуки речи, складываясь в определенном порядке, стали словами, которые имеют значение, смысл. Теперь каждый звук в слове занимает свое место.
      Например, в слове кот на первом месте звук к, на втором — о, на третьем — т. Если мы изменим порядок звуков (ток, кто), заменим хотя бы один из звуков (бот, кол), или исключим (от, ко), или прибавим (скот), то первоначальное слово перестанет существовать — появятся совершенно новые слова или ничего не получится, кроме набора звуков. Вот почему очень важно правильно произносить, а также правильно, грамотно писать слова.
      Нужно помнить также и о том, что в каждом языке, исключая родственные, одно и то же понятие обозначается разными словами,
      состоящими из других звуков сравнительно с русским. Вот и получается, что понятие одно, а слова разные. Так возникает разнообразие языков.
      Вспомните, из каких звуков состоит слово дом в вашем родном языке.
     
      ЗВУКИ РЕЧИ
     
      Каждый язык имеет сравнительно небольшое количество звуков — типов, называемых в науке фонемами. В русском языке 41 фонема.
      Звуки делятся на две неравные группы: большую из них образуют согласные, а меньшую — гласные. Их роль в слоге различна: гласные — это звуки, состоящие из голоса и шума и образующие слог; согласные — это звуки, встречающиеся в слоге только с гласными, о чем свидетельствует и их название: согласный, т. е. вместе с гласным (как и соавтор, соученик, собеседник).
      Различно и их произношение.
      Как же произносятся гласные и согласные звуки?
      Представьте, что из трубы выливается вода. Попробуйте у края трубы создать препятствие — напор воды усилится. То же происходит и при произнесении согласных звуков.
      Когда образуются гласные, воздух проходит свободно, без препятствий. Проверить это легко: достаточно на тупой конец карандаша положить маленькую, согнутую в виде буквы г бумажку, поднести карандаш ко рту на расстоянии 7—10 сантиметров и произнести гласный звук, например а, о. Бумажка не шелохнется. Иное дело при произнесении согласных, например б, ф. Воздух встречает препятствие — бумажка падает.
      Проделайте этот опыт сами.
     
      ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
     
      Гласных звуков в русском языке 6 (букв— 10). а согласных — 35 (букв — 20), поэтому гласные звуки в словах повторяются значительно чаще. Есть слова, в которых один гласный повторяется несколько раз (обороноспособность — 7, носорог — 3, карандаш — 3,
      а в форме винительного падежа в слове кукуруза будет 4 у и т. д.). Но в языке много и таких слов, которые имеют только один гласный: сон, бок, лак, мир, дом и т. п. Меняя этот единственный гласный, мы можем получить совершенно новые слова: сын, сон, сан; лук, люк, лак, лик; бак, бок, бык, бук и т. п.
      На особенностях гласных звуков построено много словарных игр. Вот одна из них.
      Ведущий дает задание: «Напишите как можно больше слов с одинаковыми гласными. Пишем слова с гласным о. Можно пользоваться словарем. Игра на время». Участники пишут слова водоросль, долото, золото, молоко... Через назначенное время каждый из участников читает записанные им слова. Выигрывает тот, кто написал большее количество слов.
      Проведите аналогичную игру на слова с другими гласными.
     
      СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
     
      Согласных звуков в русском языке больше, поэтому слов с повторяющимися согласными очень мало (мама, папа, тетя, боб). Найти слова с тремя одинаковыми согласными уже трудно, а с четырьмя еще труднее. Но много слов, которые различаются только одним согласным звуком (гайка, майка, зайка, лайка, сайка, шайка, чайка; дом, ром, сом, том, ком, лом; часть, масть, пасть; соль, моль, боль, толь, роль, ноль; мост, рост, пост, тост и т. п.).
      Эту особенность языка использовал Я. Козловский в своих веселых стихах:
      Солнце глянуло сквозь Щёлку,
      Свесив огненную Чёлку.
      Вышел еж с сапожной Щёткой,
      Занялся работой Чёткой.
      Буквы могут «шалить», и из-за этого происходят невероятные события:
      В одно мгновенье Барчука «С» превратило В барсука И заявило:
      — Ваша честь,
      Теперь на хвост Извольте сесть.
      Вспомните такие «шутки», происходящие в родном языке.
     
      Вопросы-шутки
      1. Как каплю превратить в цаплю?
      2. Можно ли из ноля получить соль?
     
      О КОЛИЧЕСТВЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
      Количество гласных и согласных звуков в языках бывает разным. В современном русском языке гласных звуков 6, а в древнерусском их было 11, в молдавском языке 7 гласных, в польском — 9. Согласных звуков обычно в 3—4 раза больше.
      Однако есть языки, в которых соотношение гласных и согласных несколько иное: в кавказских языках, например, подавляющее количество согласных звуков и минимальное — гласных. В одном из кавказских языков 70 согласных и только 2 гласных звука. А в гавайском языке примерно одинаковое количество гласных и согласных звуков (7 согласных и 5 гласных). Поэтому в этом языке возможны слова, состоящие только из гласных. А. Кондратов в книге «Звуки и знаки» приводит гавайское слово оиаио — «правда», состоящее только из пяти гласных звуков, что совершенно невозможно в русском языке. Для иллюстрации можно привести еще и гавайские географические названия:
      о. Оаху (3 гласных и один согласный), г. Саламауа (3 согласных и 5 гласных). Как видите, здесь также преобладают гласные звуки.
      Интересное замечание на этот счет находим в «Былом и думах» Герцена. Профессор Георг Форстер, прислушиваясь к польскому языку, так богатому согласными, вспомнил своих знакомых гавайцев, говорящих почти одними гласными, и, конечно, в шутку сказал: «Если б эти два языка смешать, какое бы вышло звучное и плавное наречие!»
      А какое соотношение гласных и согласных в вашем родном языке?
     
      «НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ»
      В 4-м классе шел урок русского языка. Ребята изучали звонкие и глухие согласные.
      — Сегодня мы с вами сделаем «научное открытие»,— предупредил детей учитель.— Я буду произносить звуки, а вы определяйте, какие они — звонкие или глухие. Б,— начал Виктор Александрович.
      Одни ответили, что б — звонкий, другие — глухой. Учитель объяснил:
      — В науке гадать нельзя, наука любит точность. Мы сделаем вот так: зажмите уши и произнесите звук б, а потом — п.
      Сразу поднялись руки.
      — Звук б — звонкий, а п — глухой,— уверенно ответил Толя.
      — Почему?
      — Когда я говорил б, то в голове у меня звенело, а когда произносил п, то звона не было. Шум был,— уточнил Толя.— Это потому, что голосовые связки не участвуют в произнесении звука п. И наоборот, при произнесении б они натянуты и дрожат, получается звон, поэтому этот звук и называют звонким.
      — Правильно? — спросил учитель у класса.
      — Правильно,— дружно ответили ученики.
      — Какими буквами мы передаем на письме звук б и звук п?
      — Буквами бэ и пэ.
      — В какую же строчку мы запишем букву бэ?
      — В строчку звонких согласных,— ответила Наташа.
      С ней все согласились. В строчку глухих согласных записали букву пэ.
      — Теперь сравните свои записи с таблицей учебника,— попросил Виктор Александрович.
      Ребята обрадовались, так как их записи совпали с таблицей учебника.
      — Вот наше «научное открытие» подтвердилось,— подвел итог учитель и предложил учащимся самим таким образом проверять звонкие и глухие согласные.
     
      ШИПЯЩИЕ
     
      Наверное, не все слышали, как шипит змея. Кто бывал в деревне, мог наблюдать, как, растопырив крылья и шипя, несется на кого-нибудь гусь. Но как аппетитно шипит масло на сковородке, как недовольно шипит утюг, как, наконец, шипит газированная вода,— все вы слышали.
      А вот и примеры из поэзии:
      На столе, блистая,
      Шипел вечерний самовар.
      А. Пушкин
      я наблюдал, как быстрая вода,
      Синея, гнется в волны, как шипит Над ними пена белой полосой.
      М. Лермонтов
      А теперь попробуйте протяжно произнести звуки ш, ч, щ. У вас получится ш-ш-ш, тшш-ш^ шьшь-
      шь. Похоже на звуки, которые возникают, когда шипит масло, утюг, вода и т. п.? Вот почему эти звуки и называют шипящими. Следовательно, название звуков — шипящие — произошло от звукоподражательного глагола шипеть.
      А звук ж? Его надо бы назвать «жужжащим».
      Но он очень легко превращается в настоящий шипящий, стоит только ему очутиться в конце слова или перед глухим соглас-
      11
      ным. Произнесите слова ложка, застежка, нож, рожь. Здесь он ведет себя как звук ш, поэтому и ж тоже является шипящим.
      Чтобы научиться хорошо произносить шипящие звуки, рекомендуются скороговорки. Прочтите их, а потом произнесите быстро.
      Волки рыщут, пищу ищут.
      Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.
      Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
      В живом уголке жили ежи и ужи.
      Шапкой Мищи сбили шишки.
      Вопросы для любознательных
      1. Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных?
      2. Какие слова можно получить, если в слове торт заменить первую букву?
     
      ЗВУКОПИСЬ
      Слова создаются при помощи звуков. Звуки, если они не являются словами (союзами, предлогами, частицами, междометиями), ничего не значат, не имеют никакого смысла. Однако иногда смысл слова закрепляется за отдельным звуком, входящим в это слово. Так случилось, например, со звуком р, который входит в слова гром, греметь, гроза, раскаты, грохот, и теперь слова со звуком р используются для передачи этих явлений природы. Так, поэт Ф. И. Тютчев в стихотворение «Весенняя гроза» намеренно включает слова, содержащие этот звук:
      Люблю грозу в начале мая.
      Когда весенний первый гром.
      Как бы резвяся и играя.
      Грохочет в небе голубом.
      Гремят раскаты молодые...
      Интересны на этот счет рассуждения великого русского актера М. А. Чехова: «Человек глубокой древности жил в тесном и близком общении со своим окружением. Он проникал в него не рассудком, как мы, но всем своим существом. Он слышал раскаты грома и делал усилия понять их. Он искал звук, подобный раскатам грома. Он начинал имитировать их, и его речь все с большей отчетливостью формулировала звук:
      «ррр».
      Другой мир открывался ему во всем том, что лилось, наливалось, летело, цвело, ласкало...: так формировал он постепенно звук л в своей речи» И вот пример звукописи, где образ текущей воды, плавные движения плывущей русалки передаются через звук л:
      Русалка плыла по реке голубой.
      Озаряема полной луной;
      И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны.
      М. Лермонтов
      В стихотворении А. Прокофьева «Волны» связь звуков л, н с водой подчеркнута не только звукописью, но и самим содержанием:
      Волна, волна — все буквы влажны,
      Да и слились в один размах.
      Я произнес сейчас их дважды И ощутил их на губах!
      Я произнес их снова.
      Вскоре
      Ко мне пришли издалека Волненье рек, дыханье моря И колокольчик ручейка.
      Повсюду волны, волны, волны,
      Великой влаги вечный путь.
      Таков язык!
      И трепет полный Мою охватывает грудь!
      Повторяемость звуков л, н почти в каждой строке создает впечатление перекатывающихся волн моря, плеска речных волн, журчанья ручьев, и в итоге передается восторг поэта перед вечной и мудрой природой и языком, способным передать красоту этой природы.
      Звукопись — одно из свойств выразительной речи. Высокая музыкальность поэзии предполагает тонкое проникновение в особенности звучащей речи, в ее способность производить впечатление не только смыслом слов, но и их звучанием, их музыкой.
      Великие писатели всегда добиваются музыкального звучания своих произведений, стремясь самими звуками изобразить то, о чем пишут. Они сознательно подбирают слова с повторяющимися шипящими, свистящими, дрожащими и т. п. В стихах А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Блока, В. В. Маяковского и других поэтов мы находим большое количество звукописи.
      Поэтому при изучении художественных произведений нужно обращать внимание не только на их содержание, но и на то, какие изобразительные средства использует писатель для его выражения.
      Попытайтесь сравнить приемы звукописи в русском языке и в родном языке.
     
      С. МАРШАК О СЛОВЕ ХОХОТАТЬ
      в глаголе хохотать звучат раскаты громкого смеха — хо-хо-тать.
      Мы давно привыкли к этому «смеющемуся» слову и, произнося скороговоркой, комкаем его, скрадываем безударные гласные.
      А как явственно и сильно зазвучал каждый его слог в пушкинских стихах:
      Все ходит, ходит он кругом.
      Толкует громко сам с собою —
      И вдруг, ударя в лоб рукою.
      Захохотал.
      Кажется, впервые этому слову представлен простор, необходимый для полного его звучания. Стихотворный размер заставляет нас ясно и четко произносить все гласные. Неизбежная после предыдущего стиха пауза создает ту тишину, после которой громом прокатывается заключенный в слове хохот — захохотал.
     
      МАСТЕР СЛОВЕСНОЙ ЖИВОПИСИ
      Мастером словесной живописи в советской поэзии является А. Прокофьев. В его поэзии звукопись занимает большое место. В стихах поэта мы слышим переливы волн, перестук каблуков, кипучие ключи, певучие ручьи... Вот отрывок из его стихотворения, в котором использован звукообраз метели:
      Вот какое дело, Верней, дела:
      На широкой улице Метель была.
      Метель — канитель, Повилика — повитель. Метель!
      Как мела?
      Да в два помела:
      Переметывала,
      Перелетывала
      Полумертвая
      Перевертывала!
      Метелица сивая
      Снег мела...
      А за ней, красивая,
      Ты прошла.
     
      ТИШИНА
      Вспомните, какими звуками мы устанавливаем тишину: т-ш — длинное протяжное ч, состоящее из мягких звуков ТИШ. Этими звуками (т, ш, ч) и «населил» свое стихотворение поэт В. Мордань:
      Тихо. Не может быть тише.
      Слышно как всходит трава.
      Ночь тишину чуть колышет.
      Сладкие шепчет слова.
     
      СКОРОГОВОРКИ
      Звукопись давно замечена народом и нашла свое отражение в шуточных песенках, частушках, скороговорках. Скороговорка — искусственно, ради забавы придуманная фраза, построенная на трудных сочетаниях звуков. Скороговорку надо произносить быстро («скоро говорить»), не запинаясь; это не только веселое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (т. е. произношение).
      Сначала скороговорку надо произносить медленно и отчетливо, обращая особое внимание на те места, где язык «спотыкается». После небольшой тренировки скороговорку можно произнести несколько раз подряд.
      Научитесь произносить скороговорки. Определите, какие звуки в них, повторяясь, создают трудности в их произнесении.
      Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
      Раз дрова, два дрова, три дрова.
      Хвала халве.
      Ж>тко жуку жить на суку.
      Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит Касьян-косарь покоса.
      Шла Саша по шоссе.
      От топота копыт пыль по полю летит.
      Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
      В поле полет Поля просо, а сорняки выносит Фрося.
      У пеньков опять пять опят.
      Не то здорово, что было здорово, а то здорово, что не было здорово,— вот здорово, так здорово!
     
      Вопросы для любознательных
      1. Какими звуками передает А. С. Пушкин грохот и топот копыт в стихах из поэмы «Медный всадник»?
      Как будто грома грохотанье —
      Тяжело-звонкое скаканье По потрясенной мостовой.
      2. Какой звуковой образ проходит через пословицу "Терпение и труд все перетрут".
     
      АЛФАВИТ
      Буквы располагаются в определенном порядке, который нужно хорошо запомнить. В этом вам поможет «Песенка-азбука» Б. Заходера.
      Тридцать три родных сестрицы,
      Писаных красавицы.
      На одной живут странице,
      А повсюду славятся!
      К вам они сейчас спешат.
      Славные сестрицы,
      Очень просят всех ребят С ними подружиться!
      А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ —
      Прикатили на еже.
      Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О —
      Дружно вылезли в окно.
      Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха —
      Оседлали петуха.
      Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я —
      Все теперь мои друзья.
      Пять сестренок опоздали —
      Заигрались в прятки.
      А теперь все буквы встали В азбучном порядке.
      Познакомьтесь с ними, дети:
      Вот они стоят рядком.
      Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними не знаком.
      Какие буквы опоздали? Найдите их место в азбуке. Обратите внимание на названия согласных букв.
     
      ПИСЬМО
      Нас всюду окружают буквы. Мы видим их на рекламных щитах, они светятся на неоновых вывесках. В газетах, журналах, книгах мы читаем о международном положении, о событиях в нашей стране, об успехах в науке, спорте, кино и о многом, многом другом.
      Мы не можем сейчас представить человеческое общество без письменной речи. А между тем было время, когда люди не умели писать. Вначале появилась звуковая речь. Это было примерно миллион лет тому назад. Значительно позже возникла письменность. У разных народов письмо появилось в разное время.
      Нам не известен ни один народ, который не имел бы звуковой речи, но известны многие народы, которые не имели и не имеют своей письменности. Многие народы, населяющие нашу страну, получили письменность только после Октябрьской революции (чукчи, ненцы, табасаранцы и др.).
      Письмо относится к величайшему изобретению человека. Благодаря письменной речи идеи, знания, великие открытия, произведения искусства не умирают, а живут в веках: читая написанное и напечатанное, люди как бы становятся на плечи предшествующих поколений и поэтому поднимаются в своем развитии все выше и выше.
      Закрепляя мысль на письме, мы делаем ее не только достоянием современников, но и последующих поколений. Без письменной речи человек был бы не в состоянии физически удержать в своей памяти все те знания, которыми владеет человечество.
      Долгими, извилистыми путями шло развитие письма: от рисунков предметов к буквам, уже ничего не имеющим общего с предметами и обозначающим лишь звуки речи.
      Много интересного могла бы нам рассказать история наших букв: как они возникли, кем были изобретены, какой вид имели раньше и как постепенно приобрели тот рисунок, который нам кажется настолько привычным, что мы и не предполагаем того, что буквы выглядели когда-то иначе.
      Только в детстве нам приходится потрудиться над тем, чтобы хорошо запомнить и букву А, похожую на домик, с перекладиной посредине, и букву О, напоминающую что-то круглое, может быть, колесо или бублик, и все другие буквы, в которых мы отыскивали что-то сходное с окружающими нас предметами.
      Но когда мы уже выучили все буквы и научились читать, какой чудесный, сказочный мир нам открылся! Мы можем везде «побывать», все «посмотреть»; можем «заглянуть» на тысячи лет вперед и, напротив, узнать то, что произошло много-много лет назад. Буквы стали нашими спутниками, нашими лучшими друзьями на всю жизнь.
     
      СЛОВО О КНИЖНЫХ ЖИТЕЛЯХ
      Учитель М. Шестериков в своем стихотворении выражает восторг, который он испытал, когда, будучи маленьким мальчиком, впервые научился читать и писать.
      Детство, детство, заря туманная,
      В небе крохотная звезда!..
      Как на книжку на иностранную,
      Я смотрел на букварь тогда.
      Там стояли знаки занятные.
      Как солдаты, рядом, в строю. Молчаливые, непонятные.
      Не пускали в тайну свою.
      Все же я
      К этим книжным жителям,
      В их порядок строгий, уют С терпеливым проник учителем И узнал, как их всех зовут.
      А когда стал учить учебники.
      Сразу ожил весь шар земной:
      Буквы — крохотные волшебники — Чудеса творили со мной!
      Устрашал вулкан извержением,
      Пушкин вниз смотрел.
      На Кавказ,
      Бородинское шло сражение —
      И все это в избе у нас...
      Детство, детство, заря туманная С ветхой, старой ветлой вдали!.. Под крышу твою деревянную Буквы целый мир привели:
      То, что близко И что далеко.
      Тот, кто умер И кто живет,—
      С юга, запада и востока И оттуда, где вечный лед.
     
      КОЛДОВСТВО!
      М. Горький в повести «Мои университеты» великолепно показал, как неграмотный взрослый человек Изот, обучаясь грамоте, восхищался чудодейственной силой письменности:
      «Учился он усердно, довольно успешно и — очень хорошо удивлялся; бывало, во время урока вдруг встанет, возьмет с полки книгу, высоко подняв брови, с натугой прочитает две-три строки и, покраснев, смотрит на меня, изумленно говоря:
      — Читаю ведь...
      Несколько раз он вполголоса, осторожно спрашивал:
      — Объясни ты мне, брат, как же это выходит все-таки? Глядит человек на эти черточки, а они складываются в слова, и я знаю их — слова живые, наши! Как я это знаю? Никто мне их не шепчет. Ежели бы это картинки были, ну, тогда понятно. А здесь как будто сами мысли напечатаны,— как это?..
      — Колдовство! — говорил он, вздыхая, и рассматривал страницы книги на свет».
     
      ПОСЛОВИЦЫ И ЗАГАДКИ ОБ АЗБУКЕ И ПИСЬМЕ
      Азбука — к мудрости ступенька.
      Грамоте учиться — всегда пригодится.
      Кто грамоте горазд — тому не пропасть.
      Черные, кривые Встанут в ряд — Заговорят.
      Белое поле.
      Черное семя.
      Кто его сеет, тот разумеет.
     
      Вопросы для любознательных
      1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
      2. Почему слова в словарях располагают в алфавитном порядке?
      3. Почему фамилии учеников учителя записывают в классных журналах по алфавиту?
      4. В алфавитном ли порядке записаны слова космонавт, космос, крейсер, костер, крючок, кукуруза; первомай, пионер, пирамида, пластинка, пограничник, подарок, погода?
     
      «ХИТРЫЙ» ЗВУК
      Среди всех согласных звуков русского языка выделяется один согласный звук. Отличается он от других звуков тем, что не имеет своего определенного обозначения, своей буквы.
      В некоторых случаях он обозначается буквой й, но чаще скрывается под другими буквами. Что же это за звук? Он есть в словах съезд, судья, майка, вьюга, объяснить, хозяйка, ёлка, юг, яма и др. Наверное, вы уже догадались, что речь идет о звуке |(йот), который есть во многих европейских языках (немецком, французском, английском, чешском, польском) и в которых он, в отличие от русского языка, всегда обозначается самостоятельной буквой.
      Как же научиться распознавать этот звук?
      Если слово начинается с букв е, ё, ю, я, то начальным звуком этих слов будет йот: ель, естественный, ёлка, ёж, ясень, ярмарка, юла, юг.
      Являясь согласным, этот звук не может находиться после согласных, поэтому как только йот оказывается после согласных, то появляется разделительный знак — либо твердый, обычно после приставок (съезд, съесть, объединить, объяснить, предъюбилейный), либо мягкий, после согласных в других частях слова (вьюга, бьет, шьет, судья, семья).
      Может этот звук обозначаться и буквой й, когда оказывается после гласных: майка, чайка, мой, стой, гений, пролетарий, юбилей, шалфей, поцелуй, протестуй.
      В словах, где йот скрыт в других буквах, обнаружить его помогают родственные слова: в словах боец, военный, доярка, маёвка, авария, созвездие, фамилия йот скрыт в других буквах, а в родственных им словах он уже явно виден: бой, война, подойник, май, аварийный, созвездий, фамилий.
      Итак, вы убедились, что йот любит «прятаться».
      Определите, в каких словах есть йот, в каких его иет: суховей, веялка, семя, уют, мягкий, мяч, скамья, сесть, съесть, вьюн, вязать, белье, белеть, люблю.
     
      Ь «СОЗДАЁТ» СЛОВА
      Возьмем ряд слов: мол, угол, вес, ел, ясен, дан. Присоединяя к ним ь, получим совершенно новые слова: моль, уголь, весь, ель, ясень, дань. Что же произошло? Как мог ь, не обозначая никакого звука, образовать новые слова?
      Здесь кроется одна из замечательных особенностей русской азбуки: в ней, как вы помните, букв меньше, чем звуков. Это соответствует закону экономии. В русском языке согласные бывают твердыми и мягкими, но специальных букв, которые бы их обозначали, нет. Для показа мягкости согласных используются буквы е, и, я, ю {сено, сила, мять, люк) и ь.
      Новые слова, которые мы полу.чили, присоединив к ним ь, возникли потому, что в них изменился согласный, вместо твердого согласного стал мягкий. Указание на мягкость — это одна из главных задач ь в русском языке. Меняя твердый согласный на мягкий, мы будем получать различные слова.
      Как существительные состав, удар, трон превратить в глаголы? Или наоборот: Как глагольные формы жарь, стань, примерь превратить в существительные?
     
      ВТОРАЯ «СЛУЖБА» Ь
      Из предшествующего рассказа мы узнали, что ь. не обозначая никакого звука, очень резко меняет звучание согласных, с которыми оказывается рядом.
      Но ь выполняет и еще одну роль: он используется для того, чтобы передать на письме сочетание согласного с j (йотом) и последующего гласного. Это наблюдается в словах вьюга, вьюн, семья, статья, бьет, шьет, соловьи. В этом случае ь указывает на наличие j (йота), а также на мягкость предшествующего согласного. В этой роли он и называется разделительным знаком.
      В русском языке есть и еще один разделительный знак. Какой? Как их различать?
     
      СТО БУКВ
      Учитель вошел в класс, хитро улыбнулся и задал всем вопрос: «Назовите слова, в которых есть сто букв г. или сто букв л, или сто букв н».
      Я шел по дороге домой и, раздумывая над этой загадкой, не заметил, как приблизился к шлагбауму.
      И тут я увидел щит, на котором крупными буквами было написано одно слово. Слово предупреждало, приказывало... Я тут же отгадал головоломку! А вы?
      Вопросы для любознательных
      1. Какие буквы не обозначают звуков? Для чего нужны эти буквы?
      2. После каких согласных никогда не пишется ь?
      3. В каких именах ваших товарищей и знакомых есть ь?
      4. Какие гласные не встречаются (или очень редко встречаются) после г, к, X?
      5. Как глаголы 3-го лица ахнут, вздохнут, вспыхнут, дрожат, верит, беспокоит превратить в глаголы неопределенной формы?
      6. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его наименовании?
      7. Сколько звуков в словах сшить, летчик?
     
      ПРОСТОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ
      Мы присутствовали на уроке, когда учитель объяснял, что такое слог.
      Учитель сказал:
      — Я произнесу слово космонавт по слогам: ко-смо-навт. Заметили вы, что произошло? Я сделал три выдыхательных толчка. Каждый выдыхательный толчок равен слогу. Следовательно, слог — это звук или сочетание звуков, произнесенное одним выдыхательным толчком.
      Это легко проверить на опыте.
      Учитель зажег свечу, поднес ее ко рту и произнес это же слово по слогам: пламя трижды заколебалось и при произнесении последнего слога даже погасло.
      Ученики поняли, что выходящий из легких воздух колеблет голосовые связки, которые находятся в гортани. Сколько выдыхательных толчков, столько и слогов. Но в обычной речи мы этих толчков не замечаем, так как при разговоре один слог непрерывно следует за другим.
      В русском языке, как и в большинстве языков мира, слогообразующими являются гласные. Поэтому в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков.
     
      РЕДКОЕ СОСЕДСТВО
      В слоге всегда есть только один гласный звук, а сколько в нем может быть согласных? Один {во-ля, ма-ма, го-ло-ва и т. п.), два {кни-га, кро-вать, пример, сто-ять и т. п.), три {стре-лять, стру-на, бы-стро и т. п.), четыре {взгляд, вспле-снуть, вздре-мнуть и некоторые др.). Пять? Слогов, в которых было бы пять согласных звуков подряд, в русском языке нет.
      Обычно в слоге русского языка — один или два согласных. Три согласных подряд, а тем более четыре, в русском языке встречаются не так часто, поэтому мы и назвали это явление «редким соседством». А там, где есть три или четыре согласных звука подряд, как правило, один из них л или р, которые произносятся с большим участием голоса. Они «помогают» нам легче произносить эту группу согласных. Если бы в нашем языке было много слов с большим стечением согласных, русский язык не был бы певучим, музыкальным языком.
     
      ПОЧЕМУ ЖЕ ПОГАСЛА СВЕЧА!
      Мы рассказали, как учитель зажег свечу, поднес ее ко рту и произнес: ко-смо-навт. Пламя трижды заколебалось и погасло. Почему же погасла свеча при произнесении последнего слога? Случайно ли это? Нет, не случайно. Дело в том. что последний слог ударный, и он произносится с большей силой. А что значит произнести слог с большей силой? Это значит — при его произнесении усилить выдыхаемую воздушную струю, от которой не только сильнее колеблется пламя, но может даже погаснуть.
     
      «ПУЛЬС» в СЛОВЕ
      Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с непривычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове. Слушать речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. Искаженное ударение напоминает неправильный пульс.
      Прислушайтесь к речи своих товарищей и знакомых, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах арбуз, верба, документ, инструмент, кухонный, красивее, молодёжь, намерение, обеспечение, портфель, призыв, прирост, простыня, ремень, средства, свободнее, случай, столяр, упрочение, щавель и др.
      Крайне важно соблюдать в слове верное ударение, так как, изменив место ударения, мы можем получить либо совершенно другую грамматическую форму, либо новое слово. Например: волны (родит, падеж ед. ч.), волны (имен, падеж множ. ч.). Такая же разница между eopbt и горы, руки и руки, стада и стада; средать (глагол несовершенного вида), срезать (глагол совершенного вида), такая же разница между глаголами ссыпать и ссыпать. Только ударением различаются слова атлас и атлас, замок и замок, мука и мука, выкупать и выкупать.
      Различное место ударения может привести к изменению смысла слова. Об этом стихотворение Я. Козловского.
      О словах разнообразных, одинаковых, но разных
      Мне слово чудно Изменить нетрудно: Поставим ударение на о — Исчезло чудно.
      Родилось чудно.
      Скорей, сестра, на рыб
      взгляни,
      Попались на крючок они.
      В ведерко руку окуни.
      Не бойся: это окуни. Пересохла глина. Рассердилась Нина,
      Не мука, а мука,— Поварам наука.
      Косит косец,
      А зайчишка косит.
      Трусит трусишка,
      А ослик трусит.
      Иголка ходит вверх и
      вниз,
      Вот листья появились. Сосет Аленушка ирис,
      А вышивает йрис.
      Приведите еще слова, которые пишутся одинаково, но различаются ударением и имеют разный смысл.
      Вопрос
      для любознательных
      Какое смысловое различие в выделенных словах:
      Густые хлеба в поле — будет и на столе хлеба вволю.
      На путях я вижу сорок Резво скачущих сорок.
      Этот вид мне очень дорог Средь неведомых дорог.
      И. Соколов-Микитов
     
      ТРИ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО УДАРЕНИЯ
      Ударение — это тот музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение.
      Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.
      Первая состоит в том, что ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове (как, напротив, в других языках: в большинстве тюркских языков, во французском языке оно падает на последний слог слова, в польском — на предпоследний, в чешском и венгерском — на первый). Такое ударение называют свободным, оно может быть на любом слоге слова: первом (воля, город, вскйнуть, гордый, острый), втором (свобода, природа, привет, писать, красивый, удобный), третьем (молодой, молоко, часовш^йк, поняла) и т. д.; приставке (засуха, пригород, вылететь, вынести); корне (столик, книжка, железный, июльский, раскрасить, запеть); суффиксе (леснйк, обучение, золотистый, полотняный, заземлйть, оформлять) , окончании (звезда, тишина, большой, лесной, везтй, местй).
      Второй особенностью русского ударения является его подвижность, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, глагол понять в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый слог — понял, а в женском роде — на последний — поняла. Таких слов с перемещающимся ударением в русском языке очень много. Обычно перенесение ударения связано с какой-нибудь формой. Так, существительные женского рода, имеющие ударение на конечном слоге в единственном числе (сестра, вода, земля, стена, голова и др.), во множественном числе получают ударение на корне (сёстры, воды, земли, стены, головы) и, напротив, существительные среднего рода, имеющие ударение в единственном числе на корне (стадо, дело, место, море, поле), во множественном числе меняют его на окончание (стада, дела, места, моря, поля). Есть среди существительных среднего рода и такие, которые в отношении ударения ведут себя как существительные женского рода (окно, стекло, письмо, звено; но во множ. ч.— окна, стёкла, письма, звенья).
      Большие трудности в усвоении ударения представляют краткие прилагательные; среди них есть значительная группа слов, которые в зависимости от формы меняют ударение. Так, прилагательные скромен, скучен, грустен, крепок, крупен, строен в единственном числе в мужском роде имеют ударение на основе, в женском роде — на окончании (скромна, скучна, грустна, красна, крепка, крупна, стройна), а во множественном числе равноправны оба ударения — и на основе и на окончании (скромны и скромны, скучны и скучнь1, грустны и грустны, крепки и крепкй, крупны и крупньь, стройны и стройны).
      Среди глаголов есть также большая группа слов, которые в зависимости от формы меняют ударение. Это глаголы жить, быть, лить, вить, дать, пить и их префиксальные образования прожить, пережить, нажить, дожить, долить, перелить, пролить, завить, задать, передать, допить и многие другие. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прошедшего времени с ударением на окончании (жила, была, лила, вила, дала, пила, прожилй, пережила, нажила, дожила, долила, перелила, завила, задала, передала, допила).
      Подвижность русского ударения приводит нас к необходимости вместе с образованием форм, склонением, спряжением слов быть внимательными и к ударению, которое, как мы видели, не остается постоянным. Это трудность языка, но и одна из его красок, когда слово в разных формах звучит по-новому.
      Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость с течением времени. Откройте произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, и вы найдете в них много слов с совершенно другим ударением, чем сейчас. Приведем некоторые примеры:
      Зубастой Щуке в мысль пришло
      За кошачье приняться ремесло.
      И. Крылов
      Погасло дневное светило;
      На море синее вечерний пал туман.
      А. Пушкин
      Мы, старики, уж нынче не танцуем. Музыки гром не призывает нас.
      А. Пушкин
      Слова призрак, символ, автограф, автобус, агент, агония, агрономия, эпиграф, пахота, разоружить, магазин, случай, апатия, аристократия и много других слов в XIX в. имели другое ударение.
      Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах. В 1983 году вышел академический «Орфоэпический словарь русского языка», в котором мы находим большие изменения в ударении как в отдельных словах, так и в целых группах форм. Много вариантов ударения объявлены равноправными. Так, можно говорить баржа и баржа, комбайнер и комбайнёр, металлургия и металлургия, петля и петля, тефтели и тефтели, симметрия и симметрия. Многие варианты, считавшиеся нелитературными, теперь являются допустимыми: договор, камбала, кожанка, кулинария, ракушка, феномен, августовский, блёклый, белёсый, холёный, нормировать и др. Эти допустимые варианты могут употребляться наравне с общелитературными, хотя и являются менее желательными. Но. может быть, за ними будущее?
      Причины таких перемен в ударении различны, их исследуют ученые. Мы только можем сказать, что язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется. как все в природе. Из этого следует вывод: нужно быть чуткими, внимательными к языку, наблюдать за изменениями, которые в нем происходят, следить за новыми словарями, отражающими эти изменения.
      Рассказывая об особенностях русского ударения, учитель напомнит учащимся, какими законами определяется ударение в их родном языке, чтобы предупредить возможные ошибки в ударении русских слов под влиянием родного языка.
     
      КАК НАЙТИ УДАРЕНИЕ В СЛОВЕ!
      На уроке русского языка в четвертом классе выяснилось, что не все ученики легко могут найти ударение в слове. Учитель написал на доске несколько слов и предложил одному ученику произнести слова нараспев, а не быстро.
      — При таком чтении,— объяснил учитель,— ударный слог сам тянется и выдает себя.
      Ученики попробовали:
      — Пионе-е-ры!
      — Комсомо-о-ольцы!
      Одна из учениц радостно воскликнула:
      — Поняла! Нужно как бы окликнуть, позвать словом: трактори-и-ист!
      — Совершенно правильно,— подтвердил учитель.
      — А если я делаю в слове неправильное ударение, произношу «арбуз» вместо арбуз, как я могу узнать, какое ударение является правильным? — задал вопрос Толя.
      Учитель похвалил Толю за хороший вопрос и попросил ребят ответить на него.
      Разные были предложения: спросить учителя, посмотреть в учебник, но вернее всех ответил Гена:
      — Надо обратиться к двуязычному или толковому словарю. В этих словарях все слова имеют ударения.
      Учитель похвалил Гену и добавил:
      — Нужно внимательно слушать речь учителей, образцовую речь дикторов радио и телевидения и подражать им.
      Вопрос для любознательных
      Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия?
      — Вопрос мой прост и краток,—
      Промолвил Носорог,—
      Что лучше — сорок пяток Или пяток сорок?
      А. Милн
     
     
      СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
     
      БЕЛЫ СНЕГИ...
      Снег. Снега. Снежок. Снежочек... Белы снеги... Сколько поэзии в этих словах, издавна ставших обязательным элементом многих песен, стихов, сказок!
      Мы заждались настоящего снега в эту зиму. «Снег выпал только в январе». В тот день комнаты наполнились странной белизной отраженного света. Так везде: в цехах и лабораториях, в школах и читальных залах. Работать, учиться, читать — радостно. Звуки города приглушены. В троллейбусах тоже необычно светло, а в двери салонов врывается снежная свежесть. Запах — будто арбуз разрезали...
      На окраинах, как голубые кувшины, стоят в заснеженных садах домики, побеленные с синькой — любимый цвет молдавских крестьян. Откуда-то объявились вороны — ближе к жилью и каркают свое: кра-а, кра-а — и они рады снежному раздолью.
      Прекрасен снег в морозец: хрустит и звенит под ногами — ломаются кристаллические снежинки. Эфирный холодок подмораживает щеки, пощипывает уши... Хорошо! А на снег солнечный и смотреть нельзя — ослепляет.
      Талым снегом — снеговицей крестьянки отмывали белье до белее белого, косы промывали до блеска. Вот вам и снежный шампунь! А в сухом снегу и сейчас мнут, топчут ногами, чистят овчины, шапки, ковры...
      Снег — чудо природы. Его исследуют ученые. Кристаллографы увлечены формами снежинок, всеми этими звездочками, иглами, чешуйками... А вологодские, архангельские кружевницы вплетают снежные звездочки в свои знаменитые на весь мир кружева.
      Скоротечны зимы в Молдавии. «Здесь кратко царствует жестокость зимних бурь»,— писал А. С. Пушкин. Чаще выпадает «снежок-нележок», его съедают туманы, сживает со света солнышко. А глубокий снег благодать и для земледельца. Он выходит на «белую пахоту» в снежное поле, сгрести в валки, законсервировать живительную влагу для будущего урожая.
      ...Прошло зимнее солнцестояние. От лампы утренней до вечерней на «воробьиный шаг» прибывает световой день. Посещают и оттепели. Мальчишки уже успели слепить огромную снежную бабу. Каждый вечер, проходя мимо, я любуюсь этим произведением детской фантазии.
      Прочитав рассказ молдавского ученого А. Шамшурина, вы, несомненно, обратите внимание на необычность заголовка «Белы снеги». Необычность в форме, в которой представлены здесь слова. Пр илагательное белы употреблено в усеченной форме, распространенной в диалектах русского языка и широко известной в народной поэзии. Вот как начинается одна солдатская песня:
      Не белы снеги во чистом поле,
      Снеги забелелись,
      Забелелись моего дружка Каменны палаты.
      кСказке о мертвой
      Эта же форма встречается в царевне» А. С. Пушкина:
      Вдруг она, моя душа.
      Пошатнулась не дыша.
      Белы руки опустила.
      Плод румяный уронила,
      Закатилися глаза...
      Такого же происхождения формы прилагательных в сочетаниях красна девица, красно солнышко, чйсто поле, сине море, ддбры молодцы.
      Форма снеги — это старая форма именительного падежа множественного числа, которая тоже сохраняется в народной поэзии, о чем свидетельствует пример из песни. Эту форму использовал Е. Евтушенко в стихотворении «Идут белые снеги».
      Обратите внимание как на разные формы слова снег, так и на разные слова с корнем снег.
      2 В. А. Иванова н др.
     
      ДЕРЕВО ИЗ СЛОВ
      Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него слова «растут», как ветви на дереве. Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное дерево.
      Вот одно из таких деревьев.
      От корневого слова вода образовалось производное слово водный (вод+н+ый) у от которого «выросла» целая группа слов: водник (вод-{-н-{-ик) — «работник водного транспорта»; подводный — «расположенный, находящийся под водой», безводный — «лишенный воды», подводник.
      От того же корневого слова вода появилась и другая ветвь: водяной {вод-\-ян-\-ой) — «относящийся к воде; живущий, растущий в воде», от которого образовались прилагательные водянистый — «содержащий излишнее количество воды» и существительное водянка — «скопление жидкости в организме».
      На этом дереве выросли и глагольные «ветки»: обводнить — «обеспечить водой степи, пастбища»; обезводить (обезвоживать) — «лишать воды»; наводнить (наводнять) — «наполнить слишком большим количеством кого-, чего-н.»; приводниться {приводняться) — о летательном аппарате: «опуститься на воду». Эти «ветки» на второй ступени дают ряд отглагольных существительных обводнение, обезвоживание, наводнение, приводнение.
      Есть ветка и с ласкательными словами водица, водичка.
      А сколько сложных слов образовано от слова вода\ Вот некоторые из них: водопровод, водопад, водоросль, водоснабжение, водохранилиице, водоем, водопой, водовоз, водолаз, водолечебница, водомер, водоочистительный, водораздел, полноводный, водоплава-юw^uй, водоотталкиваюсций и много других.
      Справедливы слова одного из героев Максима Горького:
      «Слова, дружище,— это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист таков, а не иной, нужно знать, как растет дерево, нужно учиться!»
      Такое же сравнение находим мы и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:
      Слова, как деревья, ветвисты.
      Возьми хоть бы слово любовь.
      Войди в этот мир многолистый и в музыку вслушайся вновь,
      Любовь моя, Любонька, Люба.
      Любляна, Любань, Люблино.
      Слова разрослись, как деревья, Вершины вздымая свои.
      Действительно, историю каждого слова нельзя узнать, не поняв, как оно образовалось, на какой ветке «выросло».
      В науке такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнездами. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнезда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь русского языка». Составил его известный ученый А. Н. Тихонов.
      Самостоятельно, а если есть словарь, то с его помощью, нарисуйте «словесные» деревья, корнями которы.х были бы слова лес, рука, солнце, друг.
      Обратите внимание на то, что в стихотворении Максима Танка приведены, с одной стороны, ласкательные формы от имени Любовь и, с другой стороны, названия городов (топонимы), большей частью лишь по звучанию совпадающие с глаголом любить.
      Принято ли у вас имя Любовь, Люба? Если да, то приведите еще примеры ласкательных форм этого слова. Узнать об этом можно в сСловаре русских личных имен» Н. А. Петровского (М., 1966), в котором собрано более 20 уменьшительно-ласкательных форм этого имени.
     
      ХЛЕБНЫЙ КОРЕНЬ ЧЕЛОВЕКА
      Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский пишет:
      «Сотни тысяч слов в нашем языке, но на первое место я поставил бы три слова: хлеб, труд, народ. Это три корня, на которых держится наше государство. И эти корни так прочно переплелись, что ни разорвать их, ни разделить никогда. Кто не знает, что такое хлеб и труд, перестает быть сыном своего народа, теряет лучшие духовные качества. Кто забывает, что такое труд, пот и усталость, тот перестает дорожить хлебом. Какой бы их этих трех могучих корней ни был поврежден у человека, он перестает быть настоящим человеком.
      Ничто не достается человеку без напряжения, без усилий, без пота и усталости, без тревог и волнений. Но главное, на чем всегда будет держаться человек,— его ум, совесть, человеческая гордость,— он всегда будет добывать хлеб в поте лица своего. Будет всегда тревога у вспаханного поля, сердечная забота, как о живом существе, о нежном стебельке пшеницы. И неудержимое стремление к тому, чтобы земля давала все больше и больше,— на этом всегда будет держаться хлебный корень человека».
      В каком смысле использовал В. А. Сухомлинский слово корень? Есть ли у него связь с грамматическим термином «корень»? Какая?
      Выпишите из сборников пословицы и поговорки о хлебе и труде на русском и родном языке.
     
      БИЛО
      Журналист В. М. Песков в одном из своих очерков, посвященных мастерам и предметам старого быта, встреченным им на проселках Нечерноземья, остановил внимание на предмете, называемом било. Отсюда и пошел его рассказ:
      «Слова с корнем бить в языке нашем трудно пересчитать. Битва, бойня, отбой, прибой, боец.,. Били когда-то челом, били баклуши (и сейчас еще бьют, к сожалению!), били монету, делали сбитень (напиток). Деревенский житель немолодого возраста не скажет «строят дорогу», он скажет «дорогу бьют». Так же будет сказано о проходке лесной просеки, о рытье колодца. Бьют также масло и шерсть (маслобойка и шерстобитня).
      Корень би- особенно обнаженно звучит в предмете, называемом просто и кратко — било.
      Било непременно находишь в любой деревне. Используется оно для сбора людей на пожар или по иному срочному делу. В прежние времена этим снарядом был колокол.
      «Туристы снимают колокола»,— жаловался старик на Валдае, приспосабливая на перекладине шестеренку от трактора.
      Чего только не вешают для сигналов в деревне! Чаще всего видишь обломок рельса или вагонный бу-фер.
      И все, кто бывал в Михайловском, могли заметить: в усадьбе поэта, почти рядом с домом, висит размером в половину, примерно, листа газеты поковка железа. Когда она была раскаленной, кузнец буквами старого времени обозначил ее назначение: б1ло. И очень возможно, что Пушкин, блуждая пешком или верхом на лошади по проселкам, слышал удары железом в железо».
      В очерке приведены как слова с корнем би-, так и фразеологические обороты с глаголом бить. Нарисуйте словесное «дерево» с корнем би-, использовав не только существительные, которые привел В. Песков, но и другие части речи (глаголы и прилагательные), которые легко образовать.
      Нельзя оставить без внимания и фразеологические обороты, упоминаемые автором. Найдите их в «Учебном фразеологическом словаре», определите их значение, дополните другими оборотами с этим глаголом. Сравните их с родным языком. Найдите между ними общее и различное.
     
      КАК НАЙТИ КОРЕНЬ В СЛОВЕ
      Корень — это центр слова, его фокус. Знакомясь с новым словом, мы стараемся мысленно найти его корень, чтобы вернее понять смысл слова. Нет слов без корня! В слове может не быть суффиксов, приставок, окончания, но корень всегда есть! Во многих случаях «поиски» корня и не требуются, но это касается случаев, когда слово состоит только из корня и одного суффикса или одной приставки. В словах день, стол, вода, написать, каменный, городской обнаружить корень очень легко. Но в таких широкоупотребнтельных словах, как преподаватель, справедливость, увлекательный, напряженность и т. п., назвать корень « с ходу» невозможно, да и нельзя этого делать...
      Определение корня связано с выполнением ряда правил и с соблюдением их строгой последовательности. Полезно привести такое сравнение.
      Есть кукла матрешка, она состоит из нескольких кукол, которые вставляются одна в другую, поэтому куклы должны быть разного размера: каждая последующая должна быть меньше предыдущей.
      Можно ли из матрешки сразу вынуть самую маленькую куколку? Нет, нужно постепенно освобождать каждую куклу, и только в предпоследней кукле окажется самая маленькая куколка.
      Так и в слове. Сначала необходимо найти окончание, затем суффиксы и приставки, а часть слова, которая уже не делится, и будет корнем.
      Возьмем слово учительница. Изменяя слово по падежам, находим окончание {учительница, учительницы, учительнице и т. п.). Окончание -а. Затем находим суффикс. Следует помнить, что суффикс можно отделить лишь в том случае, если без него слово существует и не теряет при этом родственных связей. В слове учительница суффикс -ниц-, так как, если его «отрезать», останется полное слово учитель, сохраняющее смысловую связь со словом учительница.
      То, что мы правильно выделили суффикс -ниц-, подтверждают слова преподаватель-ниц-а, писатель-ниц-а, освободитель-ниц-а, имеющие точно такой же суффикс.
      В слове учитель тоже есть суффикс. Сравнивая это слово со словом учить, находим суффикс -тель, который присутствует также в словах преподава-тель, строи-тель, изобрета-тель, исполни-тель, освободи-тель.
      В глаголе учить отделяем окончание -ть, остается учи-, эта часть слова больше не делится, следовательно, это и есть корень — неделимая часть слова, та самая маленькая куколка, которую мы вынули из матрешки.
      Октавиан выходит к доске и пишет цепочку слов, которую получили в результате словообразоаательного анализа: учительница — учитель — учить.
      Лилия Ивановна снова задает вопрос: «А как убедиться, что мы сделали словообразовательный анализ правильно?»
      Надя отвечает: «Нужно посмотреть это слово в «Школьном словообразовательном словаре русского языка».
      Толя смотрит в словарь и говорит, что анализ сделали правильно.
      К доске выходит Санду и записывает слово с принятыми в школе знаками: учительница.
      Подводя итог урока. Лилия Ивановна говорит о том, что таким путем можно разделить на составные части любое слово и — что особенно важно — многое узнать о нем: какой корень, какие суффиксы и приставки, с какими однокоренными словами связано, как образовано.
      Поэтому вполне справедливы замечательные слова известного советского лингвиста М. В. Панова, что такой анализ воспитывает в нас уверенность в том, что «язык отшлифованный, отграненный народом, устроен разумно, что его анализ тоже разумная и целенаправленная операция».
      КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.