На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Дидактический материал по русскому языку для учащихся малокомплектной школы, 1—2 кл. Канакина В. П. — 1988 г

Валентина Павловна Канакина

Дидактический материал по русскому языку

для малокомплектной школы, 1—2 классы

*** 1988 ***


PDF


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Первый класс

Предложение, слово, звук, буква 5
Гласные и согласные звуки и буквы 7
Слог 8
Перенос слов 10
Обозначение мягкости согласных гласными буквами 12
Буква э 15
Буквы и и й 17
Мягкий знак на конце слова 19
Мягкий знак в середине слова 21
Русская азбука, или алфавит 24
Жи, ши 25
Ча, ща 27
Чу, щу 28
Ударение - 30
Ударные и безударные гласные 32
Парные звонкие и глухие согласные 36
Большая буква в именах, отчествах и фамилиях 40
Большая буква в кличках животных 42
Большая буква в названиях стран, городов,
деревень, улиц, рек 43
Слова, отвечающие на вопросы кто? что? 45
Слова в, из, к, на, от, по, с, у 48
Слова, отвечающие на вопрос что делает? 49
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? 53
Предложение 57
Точка, вопросительный знак, восклицательный знак 59

Второй класс

Повторение пройденного в I классе
Разделительный мягкий знак (ь) 74
Правописание слов с двойными согласными 77
Предложение
Состав слова (общее понятие) 85
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова 94
Правописание звонких и глухих согласных перед согласными 98
Правописание безударных гласных в корне слова 105
Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением 114
Правописание непроизносимых согласных 116
Гласные и согласные в приставках 120
Приставки и предлоги 123
Разделительный твёрдый знак (ъ) 125
Части речи 129
Имя существительное 132
Род имён существительных 135
Изменение имён существительных по числам 137
Повторение пройденного 139
Мягкий знак (ь) в конце имён существительных после шипящих 144
Имя прилагательное 147
Изменение имён прилагательных по родам 150
Изменение имён прилагательных по числам 155
Глагол 159
Изменение глаголов по временам 165
Не с глаголами 171



Рекомендовано Министерством просвещения РСФСР.
Рецензенты: заведующая учебно-методическим кабинетом начального обучения Калининского института усовершенствования учителей Р. И. Абрамова; учительница Борихинской начальной школы Калининского района Калининской области В. Д. Кумляк; преподаватель русского языка Торжокского педагогического училища О. В. Курова.

      ОТ АВТОРА
     
      Данное пособие предназначено для работы, учащихся на уроках русского языка под руководством учителя начальных классов малокомплектной школы. В пособии представлен разнообразный практический материал, система грамматико-орфографических упражнений по всему курсу начальной школы.
      Все упражнения подобраны в соответствии с требованиями программы по русскому языку для 1—2 классов и расположены в той же последовательности, в какой они даются в стабильных учебниках. Эти задания направлены на углубление и совершенствование у младших школьников знаний, умений и навыков, приобретаемых на уроках русского языка.
      Каждое из упражнений включает конкретный лексический материал (текст, предложения, словосочетания или слова) и задания к нему.
      Лексический материал в каждом упражнении предназначен для анализа и используется в целях совершенствования приобретенных на уроках русского языка знаний, умений и навыков учащихся. Большинство текстов и предложений, представленных в пособии, взяты из художественной и научно-популярной литературы, а также из произведений устного народного творчества. Это позволяет учителю использовать тексты упражнений для решения на уроках русского языка определенных воспитательных задач.
      Задания к упражнениям пособия разнообразны по характеру. Каждое из них представляет для учащихся определенную грамматическую задачу. Решение такой задачи в каждом отдельном случае потребует от учащихся умений анализировать, объяснять, сопоставлять, группировать явления языка, делать выводы, применять изученные знания на практике. Выделим некоторые типы заданий к упражнениям, которые представлены в пособии почти в каждом его разделе.
      1. Задания типа грамматического разбора направлены на углубление и совершенствование предусмотренных программой грамматико-орфографических знаний, умений и навыков.
      2. Задания словарно-орфографического характера направлены на развитие у детей умений писать тот минимум слов с непроверяемой безударной гласной, который предусмотрен программой. Первая встреча школьника с изучаемым словом на страницах данного пособия происходит на материале предложения или связного текста, из которого ученик сразу воспринимает значение трудного для написания слова. В дальнейшем учащимся придется неоднократно встречаться с этими словами в процессе выполнения различных упражнений.
      3. Задания лексического характера способствуют развитию у младших школьников языкового чутья. Выполняя их, учащиеся задумываются над значением слов, многозначностью слов, устойчивыми оборотами речи.
      4. Задания, способствующие развитию произносительнослуховой культуры. Эти задания чаще всего направлены на выработку умений: 1) интонационно правильно прочитать слова, предложения, текст; 2) правильно определить место ударения в слове.
      5. Задания по конструированию предложений и словосочетаний научат учащихся правильно строить свою речь.
      Устное и письменное составление словосочетаний и предложений необходимо не только для понимания детьми связей и отношений грамматических категорий в составе предложений, но и для правильного включения составленных словосочетаний в собственную речь школьника. Практическая направленность занятий по грамматике прежде всего проявляется именно в упражнениях по составлению словосочетаний и предложений.
      6. Задания, направленные на развитие связной речи младших школьников. В этих упражнениях используются в основном предложения и связные тексты из произведений русской и советской художественной и научно-познавательной литературы, п также пословицы, поговорки, народные песенки, скороговорки, загадки. Зидания к таким текстам многообразны: подобрать название к тексту, подготовить устно (или письменно) ответы на вопросы, нарисовать словесную картинку к тексту, породить содержание текста, составить план, выделить главную мысль, выписать предложения, в которых диется описание, выяснить смысл пословицы, объяснить отгадку к загадке.
      7. Задания занимательного типа воспитывают внимание к слону, ризгшпиют грамматическое мышление.
      8. Задания, направленные ни развитие навыков самоконтроля. Необходимость постоянного введения на занятиях этих заданий объясняется тем, что ученик малокомплектной школы значительную часть урока работает самостоятельно и, следовательно, должен уметь контролировать себя.
      В заключение еще раз обращаем внимание учителя на то, что упражнения пособия он должен использовать избирательно, в дополнение к упражнениям учебника по русскому языку.
     
     
      I класс
      Предложение, слово, звук, буква
     
      1
      1. Прочитай народную песенку.
      Ты, мороз, мороз, мороз,
      Не показывай свой нос.
      Уходи, мороз, домой,
      Унеси стужу с собой!
      2. Выпиши слово мороз, обозначь в нём ударение, подчеркни согласную на конце слова и поставь точку под безударной гласной.
      3. Спиши, проговаривая по слогам, второе предложение. Проверь, правильно ли ты написал. Подумай, какими другими словами можно заменить выделенные слова.
     
      2
      1. Перед тобой маленький рассказ о зиме. Подумай, сколько в нём предложений. Найди начало и конец каждого предложения.
      Пришла зима выпал пушистый снег снежинки кружатся в воздухе мороз нарисовал на окнах ледяные узоры.
      2. Спиши рассказ. Первое слово каждого предложения пиши с большой буквы, в конце предложения ставь точку.
     
      3
      1. Внимательно прочитай слова по порядку.
      Выпал, мальчики, снег, в, играют, снежки, девочки, куклу, из, с, снега, лепят.
      2. Подумай, какие предложения можно составить из этих слов.
      3. Составь предложения о снеге, о мальчиках, о девочках. Запиши эти предложения. Сделать это тебе помогут такие схемы:...


      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.