СОДЕРЖАНИЕ
От авторов
Общие методические указания
Примерное распределение программного материала по грамматике, правописанию и развитию речи в I классе 14
Поурочные методические указания 15
Требования к знаниям и навыкам по русскому языку в I классе 151
Приложение. Материал для упражнений по исправлению недостатков произношения 154
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом Министерства просвещения РСФСР
Предлагаемое пособие составлено в помощь учителям, работающим по учебнику М. Л. Закожурниковой, Ф. Д. Костенко, Н. С. Рождественского «Русский язык, I класс», переработанному в соответствии с утвержденной программой для трехлетнего обучения.
В книге наряду с теоретическими сведениями дани общие методические указания, раскрывающие особенности работы по русскому языку в I классе.
Особое внимание уделено поурочным указаниям, в когорых комментируются практические упражнения учебника.
Предлагаемое вниманию учителя 1 класса пособие составлено применительно к учебнику русского языка М. А. Закожурниковой, Ф. Д. Костенко и Н. С. Рождественского для I класса, переработанному в соответствии с программами трехлетнего начального обучения.
Цель руководства — помочь учителю лучше разобраться в составе и построении учебника, овладеть методикой работы по учебнику, следуя основным установкам новых программ.
Авторы стремились возможно полнее, в пределах данного объема книги, прокомментировать теоретический материал и материал практических упражнений учебника, с тем чтобы учитель, воспользовавшись рекомендациями пособия, добился в своей работе по русскому языку наиболее эффективных результатов.
Весь материал учебника в пособии распределен по урокам, количество которых в целом соответствует общему количеству уроков по учебному плану (6 недельных часов, 126 часов в году) и количеству их в каждой учебной четверти.
«Примерное распределение программного материала во времени», данное в начале пособия, отражает действительное его распределение по урокам в течение учебного года и каждой четверти.
Учебный материал, разделенный на параграфы, сохранил это деление и в пособии. Параграфы, указанные в пособии, соответствуют параграфам учебника, равно как и номера упражнений.
Каждому разделу или крупной теме программы и учебника в пособии предпосланы небольшие теоретические разъяснения, а затем идут поурочные разработки.
В книге прежде всего по теме указан порядковый номер урока (первый, второй и т. д.).
В содержание каждого урока входят: тема, чаще всего и задача или цель урока, методические указания к упражнениям.
Конечно, никакое пособие не может предусмотреть всех деталей урока (например, как предлагать учащимся домашнее задание, как спрашивать учащихся, как оценивать ответы), нет этих указаний и в предлагаемом пособии; авторы считают, что подобная регламентация урока стесняла бы учителя, мешала бы его творчеству, особенно это относится к малокомплектным школам. Однако авторы стремились дать возможно полные указания в отношении построения и методики каждого урока.
Авторы сочли также полезным присоединить к методическим поурочным разработкам «Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся I класса по русскому языку», которые учитель может использовать в повседневной работе с детьми.
В пособии нет указаний на использование наглядных пособий и раздаточного дидактического материала на уроках. Само собой разумеется, подобные пособия, как печатные, так и изготовляемые учителями и применяемые ими на уроках, могут принести большую пользу.
В настоящем издании книги сохранились некоторые дидактические материалы, предложенные Ф. Д. Костенко для второго издания.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Основной задачей всех трех классов начальной школы в области обучения грамматике и правописанию, как определяет ее объяснительная записка к программе, является развитие устной и письменной речи, понимаемое в широком смысле слова. Начальная школа учит детей правильно произносить слова, умело их употреблять, строить словосочетания, предложения и связную речь, грамотно писать. В целях развития речи и формирования грамотного письма учащиеся начальной школы усваивают некоторые элементы грамматики. Установка на развитие устной и письменной речи и создает практическую направленность в занятиях по русскому языку. Изучение грамматики не является самоцелью, а приобретает, таким образом, практическое назначение. Не столько грамматическая теория, сколько выработка речевых умений и орфографических навыков находится в центре внимания начального обучения языку, тем более обучения в I классе.
Вместе с развитием устной и письменной речи в процессе обучения языку развиваются и познавательные возможности ребенка, его логическое мышление поднимается на более высокую ступень. Использование таких умственных операций, как анализ и синтез, группировка и обобщение, нахождение сходств и различий, применение приобретаемых речевых и орфографических умений на практике способствуют общему развитию детей.
На уроках русского языка учитель учит детей приемам учебной работы: наблюдать над явлениями языка и письма, внимательно читать и списывать с книги и доски, внимательно слушать речь, писать под диктовку, разбираться в явлениях языка, формулировках определений и правил, запоминать изученное, наводить справки в словаре, применять правила, проверять сказанное и написанное, составлять план прочитанного и излагать содержание прочитанного, передавать свои впечатления и мысли в устной и письменной речи. Вместе с выработкой этих умений у детей должно воспитываться сознательное отношение к своей речи, своему письму, внимательность, прилежание, интерес и любовь к родному языку.
Приобретаемые на уроках грамматики и правописания умения и навыки дети должны уметь применять не только на этих уроках, но и на уроках по всем другим предметам, в повседневной учебной и трудовой деятельности. В этом смысле русский язык как учебный предмет является центральным предметом в начальных классах.
Занятия по русскому языку (грамматике, правописанию и развитию речи) начинаются в I классе после окончания букварного периода (примерно с 15 декабря).
Для данного периода обучения языку характерно продолжение работы, начатой еще в букварный период, по выделению предложений, слов, звуков, букв. В этот первоначальный период изучения элементов грамматики дети учатся обозначать наблюдаемые предметы, их признаки и действия словами, учатся правильно произносить слова и правильно писать их.
Нецелесообразно во второй четверти резко порывать в занятиях по языку с теми видами упражнений, которые практиковались в букварный период: работа с разрезной азбукой, анализ слов и предложений с точки зрения их слогового, звуко-буквенного состава, деление предложений на слова, составляющие их. Такие виды упражнений, как работа с раздаточным материалом, игровые моменты на занятиях (лото, считалки, загадки и т. д.), очень полезны.
Наиболее целесообразными видами занятий по языку теперь можно считать составление коротеньких предложений, небольших (из двух-трех предложений) рассказов, которые сначала составляются детьми по вопросам с помощью учителя, а постепенно — без вопросов и все с меньшей помощью учителя.
Занятия по языку необходимо строить в тесной связи с наблюдениями над окружающей жизнью, с экскурсиями, предметными уроками, чтением.
Рекомендуется составлять предложения о предметах, находящихся в классе, в школе, вокруг школы. Все эго послужит подготовкой учащихся к составлению предложений на определенную тему, что в свою очередь является подготовкой к составлению рассказов на ту или иную тему.
Упражнения в членении речи на предложения, слова, слоги, звуки сопровождаются составлением учащимися предложений из слов, взятых из прочитанных статей и рассказов или данных учителем, а также придуманных самими учащимися.
Дети начинают усваивать, что предложение состоит из слов, что слова имеют определенный смысл (значение) и пишутся отдельно от других слов.
Кроме упражнений с учителем, очень важна самостоятельная работа учащихся по анализу и составлению предложений и записи их.
Работа над предложением идет в течение всего учебного года. На уроках чтения учитель останавливает внимание детей на интонации, паузах, точках. На уроках грамматики дети выделяют предложения в тексте без точек, ставят точки при списывании, восстанавливают деформированные предложения и т. д.
Одновременно с практическими упражнениями детям сообщаются первоначальные сведения по грамматике: о предложении; о словах, отвечающих на вопросы кто? что? чтоделает? что сделает? какой? какая? какое? какие?; о слоге и переносе слов по слогам; об ударении в слове; об ударных и безударных гласных; о звонких и глухих согласных и т. д.
Эти сведения должны служить основой для орфографических правил и формирования у детей соответствующих умений и навыков.
Формируя у детей правильные грамматические представления и понятия, учитель должен заботиться о том, чтобы учащиеся не просто заучивали термины, определения и правила, а чтобы они понимали их и умели применять в своей речевой практике.
Задача изучения темы «Звуки и буквы» заключается в том, чтобы развить у детей правильное произношение звуков и умение обозначать их буквами, а также умение членить слова на слоги. Таким образом, работа по этому разделу программы является продолжением звуко-буквенных упражнений и слогового анализа слов в период обучения грамоте. Большое значение при изучении звуков, букв и слогов придается непосредственным занятиям учителя с детьми, направленным на постановку произношения отдельных звуков, различение их в устной речи и при письме. Как правило, все упражнения по этому разделу сопровождаются звуко-буквенным анализом слов, проводимым под руководством учителя. К таким упражнениям относятся: 1) списывание слов с подчеркиванием в них гласных, согласных букв, с указанием того, сколько в слове слогов; 2) придумывание слов с разными согласными буквами: з, ж, с, ц, ч, ш, щ и т. д. — и составление их из букв разрезной азбуки; 3) образование из гласных и согласных букв слогов и слов, запись слогов и слов; 4) подбор в тексте слов с теми или другими буквами, слогами, составление из слогов слов; 5) списывание с доски слов со вставкой букв р или л, с или 3 и т. д.
Такого рода упражнения проводятся на первых трехчетырех уроках и повторяются в дальнейшем наряду с упражнениями в различении других звуков.
Важно научить детей правильному произношению и написанию слов с различными гласными и согласными звуками и буквами. Дети.должны научиться списывать с доски слогами, писать под диктовку слова, правописание которых не расходится с произношением. Это продолжение работы, начатой в букварный период.
Различение смешиваемых согласных звуков (л — р, д — Ту с — з, с — ц и т. д.) способствует как правильному произношению, так и правильному письму. Практика работы показывает, что большое количество ошибок в диктантах и других видах работ учащихся падает на пропуски, замену, перестановку и искажение букв в словах. Все это является следствием того, что учащиеся нечетко различают на слух сходные согласные звуки, в частности не умеют дифференцировать согласные звуки в словах по признаку мягкости и твердости. Упражнения в звукобуквенном анализе являются продолжением работы по различению звуков и слоговому анализу слов в период обучения грамоте.
Естественным продолжением звуковых упражнений является деление слов на слоги и упражнения в переносе слов по слогам. При этом важно, чтобы дети хорошо научились делить слова на слоги. Особое внимание следует уделить делению на слоги слов с буквой й (мой-ка), слов, в которых один из слогов состоит из одной гласной (А-ня, О-ля), а также слов с мягким знаком в середине (мальчик).
При изучении раздела «Звуки и буквы» необходимо опереться на те знания учащихся, которые они получили при обучении грамоте и выполнении практических упражнений в написании мягкого знака (ь).
Дети уже знают, что в русском языке имеются твердые и мягкие согласные. Теперь они должны усвоить, что после твердых согласных пишутся гласные а, о, у, ы, а после мягких согласных — я, ё, ю, и, должны научиться употреблять эти гласные буквы на письме.
Для того чтобы научить детей правописанию гласных букв я, ё, ю, и после мягких согласных, а также ь в конце и в середине слова как знака мягкости согласных, необходимы упражнения в произношении слов, слогов и отдельных звуков. Учитель предлагает: «Послушайте, в каких словах: Маша, Миша — звук м мягкий, а в каких твердый. Произнесите согласные в словах Нюра, няня, пилю, пила и др.». В данном случае в качестве упражнения полезен слуховой диктант. Важно, чтобы дети хорошо различали на слух твердые и мягкие согласные и умели правильно произносить отдельные согласные, выделяя их в слове. На вопрос учителя: «Какие согласные звуки слышатся в слове няня?» — ребенок должен ответить, что он слышит согласные звуки нь, нь (н), в слове пили — согласные пь, ль, (п, л).
Такие упражнения являются залогом правильного обозначения мягкости согласных на письме. Целесообразны здесь также упражнения с разрезной азбукой (составление слов из букв разрезной азбуки, затем запись этих слов учащимися).
Употребление ь в конце и середине слова изучается после того, как учащиеся научатся писать буквы е, ё, ю, я после мягких согласных, потому что иной порядок прохождения этих тем часто вызывает ошибки типа «ньос», «ньёс».
Написание согласных с ь на конце слов (конь) опре^ деляется произношением. Вот почему необходимо, чтобы учащиеся, как и при изучении предыдущих тем, различали.на слух произношение твердых - и мягких согласных в конце слова.
Большие трудности представляет для учащихся правописание ь в середине слова между двумя согласными. В I классе изучение этого раздела ограничивается такими случаями, как ь после мягкого согласного перед следующим твердым согласным (письмо); ь после л мягкого (угольки); после мягкого согласного ь перед мягкими согласными г, к (деньги, зорьки). И здесь, как и при изучении предыдущих тем, целесообразны упражнения с разрезной азбукой, складывание из букв азбуки слов парами: жар — жарь, ел — ель, слон — конь; запись слов в тетради с подчеркиванием ь вместе с мягкими согласными, после которых он стоит; составление из букв азбуки таких слов, как угольки — уголки, банка — банька, запись их в тетради и т. д. Но главное все-таки в развитии речевого слуха и в правильном произнесении слова, слога и даже отдельного звука (мальчик, паль-чик, ль).
При ознакомлении с правописанием гласных после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу) следует опираться не на слуховые восприятия, а на зрительные и рукодвигательные.
Объясняя правило правописания, учитель в данном случае обращает внимание не столько на различие между произношением и правописанием, сколько на то, что данные сочетания пишутся именно так, а не иначе и что это необходимо запомнить. Поэтому большое значение здесь приобретает повторяемость упражнений, особенно тех, которые дети могут выполнять самостоятельно.
Учащиеся могут самостоятельно выполнять такие упражнения, как составление из разрезной азбуки слов со слогами жи — ши, ча — ща, чу — щу; добавление к данным слогам слогов с жи — ши и т. д.; списывание со вставкой пропущенных букв; списывание текста с заменой единственного числа множественным и т. п.
Знакомство с ударением в слове дается преимущественно на двусложных словах, хотя желательно использование и трехсложных. Следует добиваться, чтобы дети произносили слова, слушая, какой слог в словах стоит под ударением, умели подчеркнуть ударные слоги в этих словах и поставить ударение, придумать слова из двухтрех слогов с ударением на первом слоге, на втором и т. д.
Термин «ударение» сообщается учащимся, но определение того, что такое ударение, не требуется. Умением различать ударение в слове учащиеся овладевают в порядке повторения и при изучении других разделов программы. При чтении текстов в «Книге для чтения» упражняются в нахождении ударения в словах; учитель исправляет неправильное ударение в произносимых детьми словах, требуя правильного произношения.
Уже в I классе дети способны находить не только ударный, но и безударные слоги и гласные в них. Умение различать ударные и безударные гласные предусмотрено программой для I класса. Но этого мало. Следует обращать внимание и на правописание безударных гласных. Здесь нет еще- четко сформулированного правила, посредством которого дети могли бы проверить написание этих гласных. Но основная мысль, заложенная в нем, может быть понята детьми. Она заключается в том, что безударные гласные следует писать так же, как и под ударением: если в слове лес слышится и пишется е, то и в словах леса, лесной следует также писать е. В течение года дети могут научиться писать немало таких слов.
Нечто подобное следует сказать и о словах типа глаза, глаз, глазки, дубы, дуб, дубки. Это слова со звонкими и глухими согласными. Правила их правописания дети будут изучать во II классе. В I классе дети начинают понимать, что в словах дуб — дубки надо писать б (ср. дубы), в словах глаз — глазки — з (ср. глаза). На выяснение этого явления учитель не может отвести много времени, зато в течение года в текстах учебника он использует все возможности для упражнений в правописании звонких и глухих со гласных. В результате дети приобретут умение писать многие слова этого типа.
При прохождении с детьми раздела «Слово» учитель должен иметь в виду, что темы, входящие в этот раздел, рассматривают с двух точек зрения: с грамматической и логической. С одной стороны, дети учатся группировать слова по грамматическим вопросам кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? и т. д.; с другой стороны, они группируют предметы, признаки и действия, обозначают их соответствующими словами.
В результате такого изучения у детей должны сложиться представления о словах, одни из которых отвечают на вопросы кто? что?; другие — на вопросы какой? какая? какое? какие?; третьи — что де-лает? что делал? и т. д.
Учащиеся научатся ставить к словам вопросы кто? что? что делает? что делают? какой? какая? какое? и т. д. Попутно с постановкой вопросов к словам идет работа по группировке слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Группируя слова, записывая их, дети усваивают правописание многих слов.
В процессе изучения этих тем дети узнают, что о людях и животных мы спрашиваем кто это?, а о других предметах — что это?. Узнают дети практически о единственном и множественном числе предметов, о разнообразии вопросов, которые могут быть поставлены к словам, обозначающим предметы (кто? кого? кому? и т. д.).
В процессе изучения указанных разделов программы учащиеся получают первоначальное знакомство с предлогом как отдельным словом. Важно, чтобы они при этом поняли зависимость употребления предлогов от смысла словосочетаний и предложений, например: Вышел из класса. Вошёл в класс. Подошёл к дереву. Отошёл от дерева и т. д. Целесообразны упражнения по со-с(явлению предложений и небольших связных текстов. В результате знакомства с некоторыми предлогами у учащихся должно вырабатываться умение находить их и писать раздельно со словами.
При изучении темы «Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в кличках животных, в названи-ик рек, сел, городов» большое значение имеют также практические занятия. Дети упражняются в письме имен и фамилий мальчиков и девочек, которые учатся в их классе, знакомых им деревень, городов и рек, пишут клички животных.
Кроме разбора с учителем текстов с собственными именами и самостоятельного списывания их, дети упражняются и в составлении предложений из данных слов, и в записи их в тетради с подчеркиванием (или без него) имен и фамилий, названий городов, деревень, рек, кличек животных.
Как уже было сказано, в течение учебного года учащиеся упражняются в составлении предложений. Сначала эта работа имеет устную форму, постепенно дети учатся записывать составленные ими предложения. К концу года дети должны научиться составлять под руководством учителя небольшие (из трех-четырех предложений) рассказы и самостоятельно записывать их.
Усложнение работы над предложением идет главным образом по линии усиления самостоятельной работы учащихся и введения некоторых новых видов упражнений. Здесь могут иметь место такие упражнения, как составление предложений по вопросам, составление ответов по тексту, сначала используется формулировка вопросов, затем все более самостоятельная запись составленных устно ответов на вопросы, изложение текста по картинке, восстановление деформированного текста, составление рассказа по нескольким связанным между собой картинкам, составление небольших рассказов о детских играх, забавах, а также о своей коллективной работе.
Упражнения в составлении предложений и небольших рассказов тесно связываются с изучением грамматикоорфографических тем программы. В планировании учебного времени часы для этих работ не выделяются, так как во второй четверти в I классе упражнения по связной -речи, как правило, имеют устный характер, а в третьей и четвертой упражнения в письменной речи теснейшим образом связываются с упражнениями по грамматике и правописанию.
К упражнениям в правописании, составлении и записи предложений и небольших связных текстов примыкают упражнения в чип описании. Здесь немаловажную роль играет письмо самого учителя на доске, которое всегда должно быть правильным с точки зрения современной каллиграфии и аккуратным. Дети на уроках русского языка внимательно пишут каждое предложение, каждое слово.
Учитель наблюдает за правильной посадкой детей, за аккуратным письмом. Он все время следит за правильностью письма учащихся и в случае необходимости дает отдельным ученикам задания написать ту или иную букву, слово с буквой, правильное написание которой им почему-либо не удается, используя при этом прописи.
В пособии нумерация параграфов и упражнений дана по учебнику.
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГРАММАТИКЕ, ПРАВОПИСАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В I КЛАССЕ...
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|