ОТ АВТОРОВ
Настоящее пособие составлено применительно к учебнику русского языка М. Л. Закожурниковой, Ф. Д. Костенко, Н. С. Рождественского для второго класса, переработанному в соответствии с требованиями новой программы (1970 г.).
Кроме общих сведений об особенностях программы и учебника, а также общей характеристики методической работы учителя по учебнику, в предлагаемом пособии даны поурочные методические указания к конкретным грамматическим и орфографическим темам. При этом материал учебника в пособии расположен по учебным четвертям и в пределах каждой четверти — по урокам. Распределение это является примерным, ориентировочным, но оно составлено из расчета шести недельных часов, отведенных во втором классе учебным планом на русский язык, и соответствует общему количеству часов в течение каждой четверти и целого учебного года. На каждом уроке по данному в пособии плану используется примерно 2 — 3 упражнения учебника; кроме того, одно из упражнений по усмотрению учителя используется для самостоятельной работы дома.
Основная задача пособия — дать учителю некоторые разъяснения и рекомендации по использованию учебного материала: определений, правил, заданий, рисунков и текстов. Давая методические указания в наиболее полном виде, насколько позволял объем книги, авторы, однако, стремились к тому, чтобы не стеснять творческой инициативы учителя. Поэтому учитель не найдет в книге планов отдельных уроков, как они обычно даются в так называемых поурочных разработках. Не найдет он также дополнительных материалов для этих уроков, так как, по глубокому убеждению авторов, учебник содержит материал, вполне достаточный для занятий по всем разделам и темам программы. Задача учителя состоит не в том, чтобы возможно больше расширять лексический и текстовой материал и увеличивать количество упражнений, а в том, чтобы добиться путем рациональной методики наилучшего использования данного в учебнике материала.
Авторы все же сочли целесообразным предложить вниманию учителя тексты для контрольных работ — диктантов и изложений. Содержание, объем, орфографическая насыщенность текстов, а также их распределение по учебным четвертям являются примерными.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Программа по русскому языку для II класса по сравнению с программой I класса имеет свои особенности. Если в I классе основное внимание уделяется фонетическим темам, то во II классе — морфологическим: здесь изучаются состав слова, значащие части слова и их правописание, части речи, их основные признаки и некоторые формы словоизменения.
Однако это не означает, что работа над членением слов на слоги, звуки и буквы и другие звуко-буквенные упражнения могут быть оставлены без внимания в этом классе. Задача, очевидно, заключается в том, чтобы возможно лучше сочетать морфологические (грамматические) занятия с фонетическими. С одной стороны, у учащихся II класса должен развиваться речевой слух и умение «переводить» звуки в буквы, т. е. писать по слуху те элементы слова, написание которых подчиняется фонетическому принципу и не подлежит проверке правилам; с другой стороны, они постепенно усваивают морфологический принцип и учатся писать по правилам, которые установлены для каждой части слова (корня, приставки, суффикса, окончания).
Приведем несколько примеров, иллюстрирующих эту мысль. Так, учащиеся в I классе по слуху определяли мягкость согласных звуков в конце слова (конь, соль, степь) и перед гласными (Петя, тетя, Люба), в некоторых случаях и перед согласными (угольки, коньки, мальчик). Обозначение мягкости согласных на письме здесь определяется произношением или слухом; чтобы научиться правильно писать подобные слова, надо внимательно слушать их произношение и упражняться в правильной передаче их на письме. Круг слов, которые приходится писать учащимся II класса, расширяется, в него входят более сложные слова, написание которых трудно проверить простым произношением; нужно либо проверить их правилами, либо справляться об их правописании в словарях (например, в письме, две, кость, ветвь). Необходимо изменять слова так, чтобы проверяемый согласный стоял перед твердым согласным (письмо, два, косточка, ветка). Правда, в учебнике нет соответствующего правила, однако писать подобные слова учащимся приходится, встречаясь с ними в у пражнениях.
В I классе дети учились различать в слове ударные и безударные гласные, знакомились с правилами единообразного написания ударных и безударных гласных; они умеют на основе произношения писать гласные под ударением (дом, лен, шор, мял и др.), а также некоторые слова и с безударными гласными, особенно те, что были в учебнике I класса. Во II классе, следя за тем, чтобы учащиеся правильно обозначали гласные под ударением, в частности не пропускали их или не заменяли другими, учитель сосредоточивает внимание детей на правописании безударных гласных, которые, как известно, подчиняются определенному правилу. Подобное же можно сказать и о звонких и глухих согласных.
В программе II класса имеются и такие случаи правописания, которые требуют фонетических упражнений. Возьмем, например, тему «Разделительный 6». Чтобы правильно употреблять на письме 6, надо прежде всего раздельно произносить согласный и гласный звуки и слушать их раздельное произношение (ручей, ручьи, ручья; лмт, льют). Но во II классе дети встречаются и с употреблением ъ как знака разделительного. Следовательно, ъ и ь одинаково «разделяют» согласный и гласный, стоящие рядом, — в этом их сходство. Но если ь не связан с морфологическим членением слова (он может быть в любой части слова), то ъ возможен только между приставной и корнем.
Таким образом, первая особенность программы по русскому языку для II класса заключается в том, что центральным здесь является раздел «Слово», хотя изучение его все время связывается с разделом «Звуки и буквы», который был основным для программы I класса.
Второй особенностью содержания обучения русскому языку во II классе следует считать наличие большего количества теоретических сведений по грамматике, чем это было в I классе; отсюда и большее количество грамматических терминов. В то время как в I классе такие понятия и термины программой не рекомендуются, а предполагается лишь знакомство с некоторыми грамматическими и орфографическими явлениями, во II классе при изучении того или иного языкового явления учитель вводит многие термины, существующие в науке о языке: корень, приставка, суффикс, окончание, имя существительное, имя прилагательное, глагол, род (мужской, женский, средний), число (единственное, множественное), время глагола (настоящее, прошедшее, будущее), подлежащее, сказуемое, главные члены предложения, второстепенные члены предложения. Большинство из этих понятий получает во II классе свои определения (части слова, части речи, предложение, члены предложения), чего олять-таки не было в I классе Правила правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных и некоторые другие также даются здесь в виде грамматических формулировок. во II классе сведения о грамматических понятиях формулируются уже как логически оформленные определения: указывается род, к которому относится понятие, затем указываются видовые отличия одного понятия от других смежных понятий. Например, приставка определяется так: «Приставка — часть слова (родовое понятие: часть слова, а не часть речи или часть предложения, дальше перечисляются видовые отличия), которая стоит перед корнем : (ср. с суффиксом) и образует слова (ср. с окончанием)»; а имя существительное так: «Имя существительное — часть речи (а не слова — родовое понятие), которая отвечает на в опросы кто? что? и обозначает предметы (видовые признаки, отличающие существительное от других частей речи)».
Чтобы усвоить эти формулировки, надо понять и сущность тех | явлений, которые ими определяются, и разобраться в самих определениях и правилах, которые даны в учебнике. А это в свою очередь требует от учителя дополнительной работы: он организует наблюдения, которые приводят учащихся к выводу; этот вывод уча- щиеся сами сформулируют, а затем вывод читается по учебнику.
Вслед за этим раскрывается особенность построения определения: учитель показывает, из каких частей состоит определение или правило (анализ), как эти части соединяются (синтез). Дети в конце концов заучивают определение, сознательно усваивают его. Усвоенное таким образом, оно может быть легче применено к конкретным случаям языка, чем заученное без понимания.
Само собой разумеется, при объяснении нового материала и вообще при проведении занятий по грамматике и правописанию полезно пользоваться наглядными пособиями. В настоящее время в распоряжении учителя имеются таблицы по грамматике и орфографии для II класса, составленные В. А. Кустаревой, М. Е. Львовой, Г. А. Фомичевой (1969). О том, как пользоваться таблицами на уроках русского языка, учитель найдет рекомендации в методических указаниях к таблицам.
Объяснение учителем новых для учащихся явлений языка и письма, последующие упражнения учащихся проводятся таким образом, чтобы мысль учащихся активно работала, чтобы они умели узнавать эти явления, объяснять их и доказывать справедливость своих суждений: почему, например, они считают, что слова крик, храбрость — имена существительные, а не глаголы или прилагательные. Вопрос почем у? должен звучать постоянно на уроках русского языка. Почему слово отдать надо писать в одно слово (ведь есть слово дать), почему приставку от- надо писать с буквами опт, хотя она произносится как «ад», и т. п.
Третьей особенностью программы по русскому языку для II класса является то, что она, делая установку на развитие речи, как и вся программа для начальных классов, имеет в виду развшие не только устной речи, как в I классе, но и письменной. Конечно, основной формой и здесь является устная речь, но элементы письменной речи все более увеличиваются, причем усиливается и самостоятельность детей в построении предложений и связных текстов.
Вводятся не только устные пересказы, но и письменные изложения, не только коллективно составленные рассказы, но и самостоятельные под наблюдением учителя, записи личных наблюдений, впечатлении и поступков. Если рассказы первоклассников состояли из 3 — 4 предложении, то второклассник может написать рассказ из 4 — 6 предложений. Дети учатся также составлять и записывать простые планы прочитанных и своих рассказов. Таким образом, развитие связной устной и письменной речи во II классе может Сыть более широко поставлено, чем в I классе. Впрочем, это относится не только к связной речи, но и к другим сторонам речи: к словарю, к грамматическимформам, к словосочетаниям и предложениям.
Проводя занятия по русскому языку, развивая речь детей, учитель работает над развитием их мышления и воспитывает познавательную активность учащихся. Он учит детей самостоятельно работать, выполнять упражнения по грамматике, вести грамматический разбор. Под руководством учителя, а затем и самостоятельно дети группируют слова, сопоставляют одни слова и формы с другими словами и формами. При этом проводятся логические упражнения: группировка предметов (мебель, посуда, предметы питания, одежда, обувь, белье и др.), построение простейших определений (осень — время года, книга — учебная вещь), подбор видовых понятий к общему, родовому понятию (домашние животные: собака, лошадь, корова, овца; дикие животные: волк, медведь, ли-c.та, заяц и др.). Эти упражнения — продолжение тех логических упражнений, которые дети выполняли в I классе (в букварный период и в период обучения грамоте). Но что будет значительно отличать теперь словарную работу, так это собственно словарные, или лексические, упражнения (не логические и не словарно-орфографические). К этим упражнениям относятся упражнения по выяснению значений слов, многозначности слов (тхоеэд идет, часы идут, время идет, у рек идет, шляпа тебе идет), подбор близких и противоположных по значению слов {скорый, быстрый; быстрый — медленный; тяжелый, трудный; тяжелый — легкий). Никаких теоретических сведений по лексике не сообщается, но лексические упражнения в связи с занятиями по грамматике, правописанию, по связной речи должны значительно увеличиться. Они способствуют развитию у учащихся внимания к слову, к его значению, к его связям с другими словами, а также умения выбирать наиболее подходящие слова для данной мысли; полезны они и для правописания. Для лексических занятии нет нужды в специальных часах, поэтому они не планируются в приводимом ниже распределении программного материала во времени.
Ес-.и .югические и лексические упражнения,о которых мы только что говорили, дополнить работой над родственными (лучше говорить — однокоренными) словами, а также связанными с ними словарно-орфографическими упражнениями, то у учителя появляются большие возможности для обогащения речи детей. Обогащая речь учащихся в процессе указанных упражнений, учитель все время должен заботиться об активизации их словаря. Иногда, имея в словарном пассивном запасе немало слов, учащийся затрудняется в подборе однокоренных слов к данному слову или близкого по смыслу слова (синонима). Объясняется это тем, что ученик не привык по грамматическим заданиям вызывать в своей памяти нужные слова. Очевидно, специальные упражнения по подбору слов, по замене одних слов другими, работа со словарем, свободные пересказы или изложения (свободные диктанты) — все это может способствовать активизации словаря.
Еще одна особенность занятий по русскому языку во II классе заключается в своеобразии занятий по орфографии. Как уже сказано, здесь изучается большее, чем в I классе, количество орфографических правил, которые опираются на грамматические обобщения и поэтому являются более отвлеченными. Эти правила необходимо объяснять так, чтобы видны были их состав и построение, чтобы дети знали приемы применения этих правил в практике письма.
Усваивая, например, правило правописания звонких и глухих согласных, ученик проделывает сложную работу: по слуху устанавливает наличие глухого звука в конце слова или в середине слова перед другим глухим звуком; йзменяет слово или подбирает однокоренное слово с таким расчетом, чтобы согласный стоял перед гласным, и по слуху же определяет, что надо писать в проверяемом слове. Если приходится подбирать однокоренные слова, то работа, конечно, усложняется, так как надо понять, что такое родственное слово в данном случае, и вспомнить нужные слова.
Чтобы умело воспользоваться правилами правописания приставок, ученику необходимо проделать примерно такую работу: найти в слове приставку, отличив ее от предлога, сопоставить гласную или согласную в приставке с соответствующими буквами в предлоге, если нужно, поставить приставку под ударение, определить, какую букву надо писать.
Кроме знаний по грамматике, ученику необходимо умение проверять себя (самоконтроль): встречая то или иное слово, например при диктанте, он должен знать, что в одном случае не надо проверять гласную (под ударением), в другом случае проверять (в безударном положении); надо знать также, в какой части слова эта гласная находится, и проверять по правилам написание данной части слова (корня, приставки, окончания, суффикса). Нужно, чтобы ученик замечал в слове тру дные места, сомнезался в их написании, проверял перед письмом и после того, как напишет, преодолевал свои устойчивые ошибки и т. д.
Борьба с ошибками, их предупреждение и преодоление — важная задача в работе по орфографии.
Стедует стремиться к тому, чтобы: 1) письменные упражнения, проБодимые после объяснений и инструктирования учителя, выполнялись учащимися по возможности без ошибок; 2) ошибки в самостоятельных работах учащихся, в частности в изложениях и сочинениях, предупреждались учителем путем предварительного анализа языкового материала, предварительной подготовки к изложениям и сочинениям, выписывания на доске наиболее трудных слов и т. п.; 3) учитель вел борьбу с устойчивыми ошибками отстающих по русскому языку учащихся, учитывая эти ошибки.
Необходимы упражнения в правописании слов, в которых учащиеся сделали ошибку, причем полезно соединять словарно-орфографическую работу с работой по грамматике, с правилами.
Если учитель считает нужным продиктовать то или иное слово, он предлагает детям установить правило, которому подчиняется это слово, найти соответствующую страницу в словаре и записать данное слово правильно. При разборе ошибок учащиеся сами должны уметь определять, какая у них ошибка, где найти слову место в словаре, и записать его. Во II классе дети обычно ведут свои словари.
Учащийся должен постепенно усвоить записанные в словаре слова, понять характер написания, запомнить написание слов, уметь их написать, учитель же обязан проверять усвоение этих слов учащимися. Вообще словарно-орфографической работе следует придавать большее значение, чем это бывает иногда на практике.
Изложения и сочинения, которым программа и учебник отводят значительное место в системе занятий по русскому языку, имеют обучающий характер; учащиеся должны подготавливаться учителем к изложениям. В качестве контрольных письменных работ, кроме диктантов, могут быть использованы и изложения, однако в меньшем количестве, чем диктанты. Не следует требовать от учащихся больших письменных работ этого рода; они должны быть краткими (не более одной страницы).
При оценке таких работ следует учитывать не только орфографические, но и ошибки в употреблении слов, в построении словосочетаний и предложений, а также в соблюдении плана рассказа.
Труднее предупредить ошибки в сочинениях. Во II классе работа над сочинениями должна носить преимущественно коллективный характер: избрав тему для сочинения, учитель обсуждает содержание и форму его вместе с учащимися; темы для таких работ должны быть доступными, опирающимися на жизненный опыт и интересы учащихся; темы не должны быть широкими, а иметь конкретный характер, о наблюдениях учащихся, об отдельном случае из жизни и раосты детей. Сочйнения во II классе — это краткий рассказ (повествование), а не описание или рассуждение
Вследствие невозможности широко поставить работу над сочинениями во II классе, учитель должен чаще организовывать устные выступления детей. Дети устно рассказывают о своих набтюдениях, впечатлениях, событиях. Устная речь учащихся имеет не меньшее значение, чем письменная, поэтому развитие устной речи учащихся должно быть предметом заботы и внимания со стороны учителя: он дает темы для устных высказываний, намечает их планы, исправляет речевые и логические ошибки детей.
Большое внимание учебник и настоящее пособие для учителя уделяют самостоятельной работе: грамматический разбор, усложненное грамматическими заданиями письмо, подготовка к изложениям и к устным высказываниям — все это может иметь большое значение для успешного обучения и развития детей лишь в том случае, если все упражнения посильны для учащихся и в той или иной мере подготовлены совместной работой с учителем.
Особенное внимание следует обратить на объяснения учителя перед самостоятельной работой, чтобы учащиеся знали, что от них конкретно требуется, и чтобы они могли грамотно выполнить то или иное задание учебника или учителя.
Примерное распределение программного материала по учебным четвертям (из расчета 6 часов в неделю; всего 210 часов)...
В учебнике, n начале или конце многих разделов, имеются вопросы, рассчитанные на повторение и обобщение сведений по грамматике и правописанию. Эти вопросы имеют лишь примерный характер и должны варьироваться с таким расчетом, чтобы учащиеся могли не только закрепить в своей памяти полученные знания и умения, но и глубже понять изученные явления и самостоятельно применить свои знания на практике.
В конце настоящего пособия помещены «Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся II класса по русскому языку». Они конкретизируют соответствующие требования программы.
ПОУРОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ...
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|