На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Русский язык в третьем классе. Кустарёва, Рождественский. — 1974 г

Валентина Алексеевна Кустарёва
Николай Сергеевич Рождественский

Русский язык в третьем классе

Пособие для учителей

*** 1974 ***


DjVu

      СОДЕРЖАНИЕ

Or авторов
Особенности учебника русского языка для III класса и работа по учебнику
Развитие речи на уроках грамматики и правописания
Элементы синтаксиса
Обучение изложению
Обучение сочинению
Лексические упражнения
Об анализе морфологического состава слова
Повторение пройденного в I и II классах
Предложение
Звуки и буквы, слог, ударение в слове
Состав слова
Правописание гласных и согласных в корне слов
Звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные
При ставки и предлоги
Разделительный ъ
Части речи (повторение)
Имв существительное
Изменение имен существительных по падежам (склонение)
Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
Повторение изученного о падежах имен существительных
Три склонения имен существительных
Первое склонение имен существительных
Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения
Родительный падеж имен существительных 1-го склонения
Дательный падеж имен существительных 1-го склонения
Различие в правописании родительного и дательного падежей
Предложный падеж существительных 1-го склонения
Предложный падеж имен существительных 1-го склонения в сопоставлении с дательным и родительным
Творительный падеж имен существительных 1-го склонения
Различие окончании в разных падежах имен существительных 1-го склонения
Второе склонение имен существительных
Различие именительного и винительного, винительного и родительного падежей существительных 2-го склонения
Творительный падеж имен существительных 2-го склонения
Предложный падеж имен существительных 2-го склонения
Третье склонение имен существительных
Падежи и падежные окончания имен существительных трех склонений
Именительный, родительный и винительный падежи
Безударные окончания -е и -и в родительном, дательном и предложном падежах
Множественное число имен существительных
Именительный и винительный падежи множественного числа
Родительный падеж множественного числа
Дательный, творительный и предложный падежи множественного числа
Имя прилагательное
Изменение имен прилагательных по родам и числам
Изменение имен прилагательных по падежам
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода
Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского рода
Родительный падеж мужского и среднего рода имен прилагательных
Творительный н предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода
Склонение имен прилагательных женского рода
Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода
Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и женского рода
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода
Склонение имен прилагательных во множественном числе Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных во множественном числе
Повторение изученного об имени прилагательном и существительном
Местоимение
Понятие о местоимении
Предлоги перед местоимениями
Глагол
Общее понятие Изменение глагола по временам
Неопределенная форма глагола
Настоящее время глагола
Изменение глаголов по лицам и числам
Второе лицо глагола в единственном числе настоящего времени
спряжение глагола в настоящем времени
Будущее время
Изменение по лицам и числам
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Прошедшее время глагола
Глаголы на -ся (-сь)
Наречие
Предложение
Однородные члены предложения
Повторение в конце года
Работа с картиной на уроках грамматики и правописания

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      ОТ АВТОРОВ
      Предлагаемое пособие имеет целью разъяснить особенности работы по учебнику русского языка для III класса (имеется в виду учебник, составленный М. Л. Закожурниковой, В. А. Кустаревой и.Н. С. Рождественским, издание пятое, 1974).
      Содержание пособия составляют прежде всего комментарии и общие рекомендации к конкретным параграфам, темам, урокам и упражнениям учебника. Авторы ставят перед собой задачу — дать учителю основные теоретические сведения по языку и методике, необходимые для правильного обучения учащихся III класса русскому языку, причем так, чтобы не стеснять творческую инициативу учителя; авторы намечают только основные направления в проведении отдельных уроков.
      В пособии даны примерные ответы, которых можно ждать от учащихся III класса при работе над обобщающими и систематизирующими вопросами, данными в учебнике, и которые в целом составляют содержание знаний и умений, сообщаемых учащимся по тем или иным темам. Порядок и организация использования вопросов и ответов на уроках русского языка должны быть определены самим учителем.
      Так как обучение грамматике и правописанию строится на основе развития речи учащихся и разностороннего изучения элементов русского языка, в пособии намечены приемы обучения разнообразным нормам русского языка: произношению, словообразованию, словоизменению, словоупотреблению, соединению слов, построению предложений, орфографии и пунктуации.
      Кпльшое значение придается обучению связной речи в ее устной „ письменной формах; в учебнике имеется большое количество связ-для работы подобного рода, а также картины-репродукции картин художников; в пособии же даны некоторые схемы работы по этим картинам.
      Авторы не ставили своей задачей обеспечить процесс контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся III класса по русскому языку.
      Для контрольных работ учитель сможет использовать сборники диктантов, изложений для начальных классов.
      Придавая большое значение повторению изучаемого и уже изученного материала, пособие использует не только имеющиеся в учебнике слова, предложения и связные тексты, предназначенные специально для этой цели, но и все остальные материалы, имеющие целью закрепить уже изученное и установить связи между старым и новым.
     
      ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНИКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ III КЛАССА И РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ
      Учебник рассчитан прежде всего на практическое усвоение детьми норм русского литературного языка. Основное в его соста-ве упражнения. По своему характеру эти упражнения напоминают упражнения в учебниках первых двух классов. Однако в учебнике для III класса имеются свои особенности. В учебнике дано большое количество упражнений и заданий к каждому из них, больше связных текстов, предназначенных для занятия по грамматике и правописанию, а также используемых для развития связной речи.
      Среди упражнений имеется довольно большое количество лексических упражнений, рассчитанных на то, чтобы учащиеся представляли значение встречающихся здесь слов, осознавали многозначность некоторых слов, прямое и переносное их значение, чтобы они упражнялись в подборе однокоренных слов, имеющих одинаковые и разные приставки и суффиксы, образующие новые слова или дифференцирующие смысл одних и тех же слов, в подборе близких и противоположных по значению слов (синонимов и антонимов). Учащиеся учатся более точному словоупотреблению, обогащая и активизируя свою речь, приводя свои представления о I словарном составе языка в некоторую систему.
      Лексические упражнения, данные в учебнике, кроме целей обогащения и активизации словаря и мышления детей, имеют своей задачей и то, чтобы дети могли уяснить себе различие между лексической и грамматической сторонами языка, между лексическими и грамматическими значениями. Лексические значения слов (например, стол как «один из предметов мебели в виде широкой горизонтальной доски на высоких ножках») более доступны для детей младшего школьного возраста и больше их занимают, чем грамматические значения (стол обозначает предмет вообще, изменяется по падежам, выражает различные отношения с другими словами: стол, стола, столом, о столе). И когда внимание учащнхся направляется то на лексическое значение, то на грамматическое (ср. лексический анализ и грамматический разбор), они начинают понимать различие между тем и другим. Слова зелень, зеленый, зеленеет, обозначая цвет (лексическое значение), оказывается, ттржят к разным грамматическим разрядам (существительному припагателыюму, глаголу).


      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.