На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Дидактический материал по русскому языку для 4-го класса вспомогательных школ. Рубинштейн, Харламов. — 1969 г.

А. Я. Рубинштейн, С. И. Харламов

Дидактический материал по русскому языку

Учебник для 4-го класса вспомогательных школ

*** 1969 ***


PDF


  HAШA PEKЛAMA:
  500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB  

BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ:  
РАБОТАЕМ БЛАГОДАРЯ ВАМ  

      О ДИДАКТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
     
      Данное пособие является дополнением к учебнику русского языка для IV класса вспомогательной школы. Назначение его — помочь учителю в проведении индивидуальных занятий с учащимися и в организации самостоятельной работы учащихся на уроках.
      Пособие состоит из 22 серий. Каждая серия (в редких случаях две) охватывает тот или иной раздел программы и заключает в себе 16 карточек (по числу учащихся в классе).
      Карточки вырезаются, наклеиваются на тонкий картон и для более удобного пользования ими раскладываются в конверты по сериям1.
      1 Если в классе книгами обеспечены все ученики, то можно пользоваться пособием, не разрезая его.
      В карточках содержатся задания для ученика и текстовой материал.
      Большинство упражнений носит коррекционно-воспитательный характер и направлено на общее речевое развитие учащихся, расширение их словарного запаса, повышение качества и прочности знаний. Систематическое выполнение упражнений будет способствовать выработке навыков самостоятельной работы и воспитанию ответственного отношения к порученному делу.
      Приступая к занятиям с дидактическим материалом, учитель прежде всего должен ознакомить учащихся с работой по карточкам. Для этого он проводит с классом занятия по одной из серий, разъясняя подробно задания.
      Карточки распределяются между учениками с учетом состояния их знаний и навыков. Ученик, получив карточку, записывает в тетрадь ее номер и номер серии. Потом читает и выполняет 1-е задание, затем следующее и т. д. В случае затруднения он должен поднять руку, и тогда ему на помощь придет учитель.
     
      Программный материал, содержащийся в сериях
     
      I и II серии. Повторение пройденного во II и III классах.
      III серия. Повторение пройденного в III классе. Мягкий знак на конце и в середине слова. Правописание гласных после шипящих. Имена собственные.
      IV серия. Слова, обозначающие предметы, действия предметов, качества (признаки) предметов.
      V серия. Связь слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы.
      VI серия. Родственные слова.
      VII серия. Удвоенные согласные.
      VIII серия. Непроизносимые согласные.
      IX серия. Мягкий знак разделительный.
      X и XI серии. Звонкие и глухие согласные.
      XII и XIII серии. Безударные гласные.
      XIV серия. Правописание предлогов.
      XV серия. Подлежащее в предложении.
      XVI серия. Сказуемое в предложении.
      XVII и XVIII серии. Предложение. Составление предложений. Установление связи слов в предложении подвопросам. Распространение предложений.
      XIX — XX серии. Закрепление навыка правописания трудных слов.
      XXI — XXII серии. Общее повторение.
     
      Фрагмент (с I по V серии):
     
      I ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
     
      № 1.
     
      1. Прочитай слова.
      Арбуз, язык, валенки, газета, портфель, дорога, шёл, класс, машина, овощи, чёрный, песок, тарелка, погода, сапоги, портрет, пятница, рисую, завод, праздник, костёр.
      2. Спиши слова в алфавитном порядке. При спи-сывании дели слова на слоги.
     
      № 2.
     
      1. Прочитай слова.
      Вторник, ягода, посуда, картина, город, четверг, комната, товарищ, корзина, суббота, яблоко, лагерь, салазки, мебель, Родина, месяц, рассказ, огород, одежда, пионер, понедельник.
      2. Спиши слова в алфавитном порядке. При списывании дели слова на слоги.
     
      № 3
     
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук с или ш,
      Ма-ина, ма-ло, ка-а, Па-а. кало-и, ки-ель, воло-ы, -ова, -лива, -обака, -ала-, -апка, -ило, ку-ты, по-уда, -кола, -ено, кув-ин, до-ка, -умка.
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни букву с одной чертой, букву ш двумя чертами.
     
      № 4.
     
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук з или ж.
      Серё-а, арбу-ы, -емля, ё-ики, мага-ин, -мея, оде-да, -емляника, слё-ы, по-ар, лу-ок, ку-нец, кор-ина, пру-ина, моро-ы, -уки, -амок, ва-а, -ёлудь, во-атый.
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни слоги с буквой з одной чертой, с буквой ж двумя чертами.
     
      № 5.
     
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук с или з.
      Ро-а, ли-a, ве-ы, зве-да, гро-а, гла-а, та-ы, -умка, слё-ы, -вонок, -етка, пё-ок, ' обо-ы, -ала-ки, -вёкла, берё-а, -такая, -апоги, -адача, -метана.
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни букву с одной чертой, букву з двумя чертами.
     
      № 6.
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук ш или ж.
      Ко-а, сне-ок, ме-ок, ко-ка, лу-ок, но-ик, у-ин, ло-адь, но-ницы, -ары, -ук, Ми-а, бабу-ка, до-дик, -ара, де-урный, каранда-и, Лу-а, эта-ерка, -уба. 2 3
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни букву ш одной чертой, букву ж двумя чертами.
     
      № 7
     
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук ц или ч.
      -асы, зая-, меся-, бо-ка, пти-а, кузне-, -угун, кирпи-, у-еник, ли-о, ов-а, о-ки, пе-ка, -улок, да-а, -ифра, у-итель, -веток.
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни слоги с буквой ц одной чертой, с буквой ч двумя чертами.
     
      № 8.
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук к или г.
      Ста-ан, о-урец, доро-а, -алка, кни-а, Сер-ей, оч-и, -ром, -уси, лод-а, вра-и, утю-и, -орох, -апуста, -лаза, -убы, кни-а, -олубь, о-но.
      2. Спиши эти слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни слоги с буквой к одной чертой, с буквой г двумя чертами.
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук п или б.
     
      № 9
     
      Ли-a, -очки, -илот, -аран, за-op, вело-си-ед, ба-ушка, а-ельсин, ло-ата, -олка, ?укет, -усы, бара-ан, ры-ак, ли-a, то-оль, ру-ашки, -ашня, авто-ус, -алка.
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни букву п одной чертой, букву б двумя чертами.
     
      № 10.
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук т или б.
      Ве-ка, ве-ро, пе-ух, ве-ер, во-a, пого-а, -руба, -рака, сле-ы, с-ена, кар-он, -иван, -у-ка, -ыня, -оска, ка-ок, -рава, -уча, Воло-я. 2 3
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни букву т одной чертой, букву д двумя чертами.
     
      № 11
     
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук р или л.
      Па-ка, -ека, -уна, -ама, -ужа, ё-ка, -одка, т-ава, у-ок, ша-ун, дуп-о, б-евно, бе-ка, ка-та, ба-абан, па-овоз, -учей, -оза, к-юква.
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни слоги с буквой р одной чертой, с буквой л двумя чертами.
     
      № 12.
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук а или я.
      Знам-, песн-, бур-, ос-, ват-, -рбуз, -ма, -блоко, -дрес, п-тно, гр-чи, гр-дки, вр-чи, н-ня, к-ша, м-со, реб-та, м-чик, -года, м-лина.
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни в словах букву а одной чертой, букву я двумя чертами.
     
      № 13
     
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук о или ё.
      Шоф-р, Ал-ша, меш-к, с-лома, т-пор, Л:шадь, пч-лы, м-д, т-тя, щ-тка, Т-ня, коз-л, б-ты, б-чка, -жик, шк-ла, л-тчик, к-за.
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни в словах букву о одной чертой, букву ё двумя чертами.
     
      № 14.
     
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук ы или и,
      К-сель, губ-, н-тки, м-шка, с-н, л-са, бут-лка, д-м, М-ла, зуб-, в-лка, р-ба, цвет-, кр-ша, Гр-ша, пр-жок, м-ло, л-жи, ул-ца. 2 3
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни слова, в которых есть буква ыу одной чертой, слова с буквой и — двумя чертами.
     
      № 15
     
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук у или ю.
      Ж-ки, кл-чи, б-лка, из-м, л-к, бл-до, пос-да, Л-ба, инд-шка, Ил-ша, Л-ша, с-п, л-жи, кр-к, е-мка, -бка, бр-ки, к-ры, кастр-ля.
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни в словах букву у одной чертой, букву ю двумя чертами.
     
      № 16.
     
      1. Прочитай слова, произнося пропущенный звук и или й.
      Сара-, за-ка, рук-, руче-ки, фуфа-ка, л-па, нож-, кн-га, солове-, доек-, лине-ка, трус-ки, лужа-ка, ча-ник, трамва-, нож-н-цы, ма-ки, товар-щи, 2 3
      2. Спиши слова, вставляя пропущенную букву.
      3. Подчеркни в словах слоги с буквой й.
     
     
      II ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО
     
     
      № 1
     
      1. Прочитай рассказ.
      Слёт пионеров.
      Собрались пионеры на слёт в Москву. Тут были русские, украинцы, белорусы, татары, евреи, грузины, армяне. Приехали ребята и из других стран. Среди них были поляки, французы, немцы, англичане, итальянцы.
      2. Выпиши из рассказа в алфавитном порядке названия народов.
     
      № 2.
     
      1. Прочитай слова.
      Каменщик, булочник, столяр, грузчик, возчик, огородник, литейщик, забойщик, штукатур, истопник, электротехник, сапожник, рудокоп, художник, почтальон.
      2. Спиши слова в алфавитном порядке.
     
      № 3.
     
      Спиши в алфавитном порядке имена.
      Ольга, Нина, Яков, Роман, Сергей, Эмма, Нинель, Владимир, Анна, Борис, Фёкла, Гаврил, Майя, Клавдия, Елена, Лев, Зинаида, Иван, Мария, Павел, Тимофей, Юлия.
     
      № 4
      Составь список учеников своего класса. Фамилии учеников пиши в алфавитном порядке.
     
      № 5.
     
      1. Прочитай названия цветов.
      Роза, мак, георгин, незабудка, маргаритка, гвоздика, фиалка, подснежник, резеда, ромашка.
      2. Выпиши названия полевых цветов.
      3. Подчеркни в названиях полевых цветов гласные буквы.
     
      № 6.
     
      1. Прочитай названия предметов (орудий труда).
      Утюг, молоток, ножницы, коса, лопата, пила, серп, топор, грабли. 2 3
      2. Выпиши названия домашних орудий труда.
      3. Подчеркни в названиях домашних орудий труда согласные буквы.
     
      № 7.
     
      1. Прочитай стихотворение.
      Улица.
      И. Груздев.
      Улица волнуется,
      Шумит, гремит она.
      Идёт, течёт по улице
      Народная волна.
      2. Спиши стихотворение.
      3. Подчеркни гласные буквы красным, а согласные — чёрным карандашом.
     
      № 8.
     
      1. Прочитай слова, заменяя в конце слова твёрдый согласный звук мягким.
      Кон, жар, стал, брат, цеп, кров, ел, удар.
      2. Запиши слова столбиком.
      Образец. Кон — конь.
      3. Подчеркни твердую согласную в конце слова чёрным, а мягкую согласную — красным карандашом.
     
      № 9
     
      1. Прочитай слова.
      Нарыт, помят, разбит, взят, вырыт.
      2. Измени слова так, чтобы твёрдый согласный звук в конце слова стал мягким.
      3. Запиши эти слова.
      4. Составь с этими словами предложения.
      Образец. Надо нарыть картофеля.
     
      № 10
     
      1. Прочитай пары слов.
      2. Подумай, как произносятся согласные в пер-
      вом слоге первого столбика и как — в первом слоге второго столбика.
      Пальцы — пяльцы. Лук — люк.
      Мал — мял.
      Нос — нёс.
      Мышка — Мишка. 3 4
      3. Спиши пары слов.
      4. Подчеркни твёрдые согласные чёрным, а мягкие — красным карандашом.
     
      № 14
     
      1. Прочитай предложения.
      В сосновом бору водятся белки. Старик ловил неводом рыбу. Река затопила низкие берега. К рябине слетаются снегири.
      2. Спиши предложения.
      3. Поставь ударение в словах.
      4. Подчеркни ударные слоги.
     
      № 15.
     
      Спиши. Вместо точек вставь проверочные слова.
      Столовая — стол. Следы — ... . Стекло — ... .
      Жара — ... . Шаги — ... . Зима — ... .
     
      № 16.
      Спиши. Вставь пропущенные гласные буквы. В скобках пиши слова для проверки этих гласных.
      Звонко тр-щат (...) в траве кузнечики. Ровными р-дами (...) взошли озимые хл-ба (...). Т-жёлые (...) колосья (...) гнутся к з-мле (...). Ласточка св-ла (...) гн-здо (...) под крышей.
     
     
      III серия. Повторение пройденного в III классе. Мягкий знак на конце и в середине слова. Правописание гласных после шипящих. Имена собственные.
     
     
      № 1
      1. Прочитай слова.
      Конь — коньки, пень — пеньки, окунь — окуньки, куль — кульки, огонь — огоньки, уголь — угольки.
      Карась, пальто, голубь, гусь, васильки, мотыльки, морковь, редька.
      2. Спиши слова. Подчеркни согласную с ь.
     
      № 2.
     
      1. Прочитай предложения.
      Сестра Настя больна. Ей дают горькие капли. У крыльца растёт сирень. У сирени душистые цветы. Советский Союз ведёт борьбу за мир во всём мире. Борьба за мир охватила весь земной шар. Мы пишем письма школьникам Кубы. Вчера мы получили из Кубы интересное письмо. 2
      2. Спиши предложения. Подчеркни слова с ь на конце и в середине.
     
      № 3
     
      1. Прочитай загадки, произнося пропущенные в словах звуки. Подбери отгадки.
      Загадки.
      Зимой белен-кий, летом — серен-кий.
      Мален-кий, удален-кий, cквоз- землю прошёл, красну шапочку нашёл. (... .)
      Чёрнен-кая собачка не лает, а в дом не пускает. (... .)
      Мален-кий, круглен-кий, а за хвост захватишь — не поднимешь. (... .) Чёрный кон- прыгает в огон-. (... .)
      Отгадки: кочерга, заяц, клубок, гриб, замок.
      2. Спиши загадки, вставляя пропущенные буквы. В скобках вместо точек запиши отгадки.
     
      № 4
     
      1. Прочитай пословицы, произнося пропущенные в словах звуки.
      Пословицы.
      Работа всласт-, когда твоя власт-.
      С книгой дружит — вес- век не тужит-.
      Мен-ше говори, да бол-ше делай.
      За много дел не берис-, а в одном отличие-.
      Не хвалис- началом, а хвалис- концом.
      2. Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы.
      3. Подчеркни в словах согласную с ь.
     
      № 5
     
      1. Прочитай рассказ. Подумай, какие слова с ь надо вставить по смыслу вместо точек.
      Дождь.
      Был жаркий .... Ребята пошли в лес. Серёжа нашёл ... белый гриб. Наташа набрала корзиночку ягод. Вдруг надвинулась ... туча. Загремел гром. Пошёл ... дождь. Ребята встали под ... . Скоро ... перестал. Ребята побежали домой.
      2. Спиши рассказ, вставляя вместо точек нужные слова.
      3. Подчеркни слова с мягким знаком на конце и в середине.
     
      № 6.
      1. Прочитай слова и предложения.
      Лужи, туча, щука, груши, щавель, чулки, роща, калоши, лыжи, чашки, чайки, чурбан, свечи, задача, чаща, пища.
      Малыши тащат лыжи. Пищат мыши. Ищу свечу. Точу ножик. 2
      2. Спиши слова и предложения. Подчеркни в словах жи — ши, ча — ща, чу — щу.
     
      № 7
     
      1. Прочитай загадки, произнося пропущенные в словах звуки. Подбери отгадки.
      Загадки.
      Красная, пышная, колючая, душ-стая. (... .)
      С хозяином друж-т, дом сторож-т, ж-вёт под крылечком, а хвост колечком. (... .)
      Сторожем не служ-т, а всех по утрам будит. (... .)
      Стуч-, бренч-, хожу вес- век, а не человек. (... .)
      Отгадки: часы, роза, петух, собака.
      2. Спиши загадки, вставляя пропущенные буквы. В скобках вместо точек напиши отгадки.
     
      № 8
     
      1. Прочитай пословицы, произнося пропущенные в словах звуки.
      Пословицы.
      Век ж-ви, век учис-.
      Не радуйся ч-жим ошибкам.
      Хорош- в дорожку пироги с горошком. Для Родины своей ни сил, ни ж-зни не жалей.
      В решете воду не удерж-шь.
      Не спеш- языком, а торопис- делом. Бров- и глаз рядом ж-вут.
      2. Спиши пословицы, вставляя пропущенные буквы.
     
      № 9.
      1. Прочитай предложения.
      У берега реки камыши. В камышах живут ужи. Брат поймал щуку. Я чищу щуку. В чугуне мы будем варить уху. Пришла весна. В полях гудят машины. В рощах кричат грачи. Ребята пришли в рощу. Игорь поймал двух зайчат, Ольга набрала щавеля.
      2. Спиши предложения.
      3. Подчеркни в словах жи — ши, ча — ща, чу — щу.
     
      № 10
     
      1. Прочитай рассказ.
      На колхозной пасеке.
      За селом роща. Там колхозная пасека. На полянке стоят ульи. Пасеку сторожит дедушка Тарас. С ним пёс Чудак. Пчёлы летают по душистым цветам. Поют чижи. Кричат галчата. Стучат дятлы. В рощу приходят ребята. Они ищут грибы. Хорошо летом на колхозной пасеке!
      2. Спиши рассказ и подчеркни слова, в которых есть жи — ши, ча — ща, чу — щу.
     
      № 11
     
      1. Прочитай рассказ.
      Первые в мире.
      Первый в мире космонавт — наш лётчик Юрий Алексеевич Гагарин. Первая женщина-космонавт — это Валентина Владимировна Терешкова. Наш лётчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первый в мире вышел из кабины космического корабля на просторы космоса. Слава героям-космонавтам! Слава нашей Родине!
      2. Спиши рассказ и подчеркни имена собственные.
     
      № 12
     
      1. Прочитай рассказ.
      Выход в космос.
      (По рассказу Алексея Архиповича Леонова.)
      Командир открыл камеру. Я получил разрешение покинуть корабль. В глаза мне ударил ослепительный свет. Передо мной раскрылось чёрное небо. Звёзды словно висят. Солнце будто находится на стене, яркое, без лучей. Пролетаем Чёрное море, полуостров Крым, Уральские горы, реку Обь. Над рекой Енисеем я получил команду подготовиться к выходу. 2 3
      2. Спиши рассказ.
      3. Подчеркни большую букву в собственных именах.
     
      № 13
     
      1. Прочитай рассказ.
      Дети капиталистических стран.
      В Западной Германии многие дети из-за нужды бросают учение и идут работать.
      Тяжёл труд малолетних детей на табачных плантациях в Южной Родезии.
      Сотни детей Каракаса каждый день собирают у городской свалки съедобные остатки.
      В Южной Африке детей отвозят на работу в кандалах.
      Так живут дети бедняков в капиталистических странах.
      2. Спиши рассказ.
      3. Подчеркни собственные имена.
     
      № 14
     
      1. Прочитай рассказ.
      Наши газеты и журналы.
      В этом году мой отец выписал для себя газету «Правда» и журналы: «Партийная жизнь», «Новое время», «Наука и жизнь».
      Для меня он выписал газету «Пионерская правда» и журналы «Пионер» и «Вокруг света».
      Мама выписала для себя газеты «Труд», «Вечерняя Москва» и журнал «Работница».
      По просьбе бабушки мы выписали журнал «Здоровье».
      Все мы довольны своими газетами и журналами.
      2. Спиши рассказ.
      3. Подчеркни названия газет и журналов.
     
      № 15
     
      1. Прочитай рассказ.
      Наш район.
      Мы живём в Куйбышевском районе города Москвы, на улице Короленко. В нашем районе протекает река Яуза. У нас красивый старинный парк Сокольники. Недалеко от нас Комсомольская площадь. Папа работает мастером на заводе «Сварз». Мама работает на фабрике «Большевичка ».
      Мы очень любим наш район. 2 3
      2. Спиши рассказ.
      3. Подчеркни большую букву в собственных именах.
     
      № 16
     
      1. Прочитай рассказ.
      На родине.
      Я с братом ездил на родину в Ряж-ский район Рязанской области. Вот наша станция Александро-Невская. Отсюда на машине мы поехали в село Никольские Гаи и в деревню Михалково. Там прекрасные сады. Из совхоза «Путь к коммунизму» и из колхоза «Новая жизнь» мы привезли много яблок.
      2. Спиши рассказ и подчеркни собственные имена.
     
     
      IV серия. Слова, обозначающие предметы, действия предметов, качества (признаки) предметов.
     
     
      № 1
      1. Прочитай предложения.
      2. Подумай, какие слова обозначают предметы. Какие из этих слов отвечают на вопрос кто? и какие — на вопрос что?
      Сестра ушла гулять. Потянул лёгкий ветерок. Сияло яркое солнце. Мальчик громко свистнул. Журчал прозрачный ручеёк. Собака хочет есть. Шуршит сухой камыш. Наступила дождливая осень. Нюра поела и стала играть. Утренняя роса покрывала деревья. К нам пришла тётя. Поют голосистые соловьи. Хитрая лиса притворилась мёртвой.
      3. Выпиши в один столбик слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой — которые отвечают на вопрос что?
     
      № 2.
     
      1. Рассмотри нарисованные предметы.
      2. Напиши в один столбик название одушевлённых предметов, в другой — названия неодушевлённых предметов. При списывании дели слова на слоги.
     
      № 3
     
      1. Вставь в предложения вместо точек слова, которые отвечают на вопросы в скобках. Пользуйся словами для справок.
      Прачка стирает (что?) ... . Дворник метёт (что?) ... . Повар готовит (что?) .... Кузнец куёт (чем?) .... Огородник сажает (где?) ... Портниха шьёт (где?) .... Ткачиха ткёт (что?) .... Сапожник шьёт (чем?) .... Маляр красит (чем?)
      2. Спиши и подчеркни слова, которые ты вставил.
      Слова для справок: бельё, двор, обед, полотно, топором, молотком, шилом, кистью, на огороде, в мастерской.
     
      № 4
     
      1. Прочитай рассказ. Вставляй слово скворец, изменяя его по вопросам.
      Скворец.
      Много вредных насекомых истребляет (кто?) ....
      Ранней весной мы ждём прилёта (кого?) ....
      Весной много пищи (кому?) ....
      Утром я видел у скворечника (кого?)
      Я доволен, что наш скворечник занят (кем?) ... .
      Я рассказал брату (о ком?) ....
      2. Спиши рассказ. Вместо точек пиши слово скворец, изменяя его по вопросам.
     
      № 5
     
      1. Прочитай рассказ. Подумай, какие слова в рассказе обозначают предметы.
      Аннушка.
      По Л. Майоровой.
      Аннушка вела разведчиков. Ещё маленькой Аня знала все входы в каменоломни близ Одессы. Вот каменоломни. Враг на вершине. Аннушка осталась на месте. Командир и матросы полезли к вершине, цепляясь за выступы. Ослепительный свет прорезал тьму. Аннушка пускала одну ракету за другой. Моряки поднялись на вершину и уничтожили врага.
      2. Спиши рассказ и подчеркни в нём слова, которые обозначают предметы.
     
      № 6
     
      1. Прочитай стихотворение и найди в нём слова, которые обозначают действия предметов.
      По-новому.
      По полям широким тракторы гуляют.
      Весело колхозники ими управляют...
      Нынче едем в поле без былой кручины: пашут, сеют, косят вместо нас машины.
      2. Спиши стихотворение и подчеркни одной чер-той слова, которые обозначают действия людей, а слова, обозначающие действия машин, подчеркни двумя чертами.
     
      № 7.
     
      1. Из данных слов составь пять предложений.
      1) Цветов, на, букет, стоит, большой, столе.
      2) Созревают, чудесные, в, яблоки, саду.
      3) Елью, под, в, гриб, лесу, вырос.
      4) На, крольчата, спали, клетке, травке, в.
      5) Берёз, лист, жёлтый, слетает, с.
      2. Запиши предложения и подчеркни в них названия действий предмета.
     
      № 8
     
      1. Прочитай стихотворение.
      И. Никитин.
     
      Полюбуйся: весна наступает,
      журавли караваном летят,
      в ярком золоте день утопает,
      и ручьи по оврагам шумят.
     
      Белоснежные тучки толпами
      в синеве, на просторе, плывут,
      по груди у тебя полосами,
      друг за дружкою, тени бегут.
     
      2. Спиши стихотворение и подчеркни двумя чертами слова, которые обозначают действие предмета.
      3. Найди названия предметов, к которым относятся эти действия, и подчеркни их одной чертой.
     
      № 9
     
      1. Прочитай предложение.
      В школе стояла большая .красивая ёлка. Школьники собирали колосья пшеницы. У дома стоит легковая машина. Охотник нашёл следы лисы. В нашей столовой всегда вкусный обед. Над селом сияет весеннее солнышко. У лесной опушки стоит небольшой домик. Дедушка внуку свисток подарил.
      2. Из каждого предложения выпиши название предмета вместе с названием действия этого предмета.
      3. Подчеркни названия предметов одной чертой, а названия действий — двумя чертами.
     
      № 10.
      1. Прочитай рассказ, вставляя по смыслу пропущенные слова.
      В лесу.
      Вася и Петя ... в лес. Они ... на дереве дупло. Вася ... в дупло. Там ... орехи. Белка ... их на зиму. Дети ... орехи в дупле.
      2. Перепиши рассказ.
     
      № 11
     
      1. Прочитай предложения и подумай, какие слова в них обозначают название признаков (качеств) предметов.
      По небу бегут синие тучки. Звонкие голоса детей раздавались у костра. Осенний ветер срывал с деревьев жёлтые листья. Дикие утки улетают в тёплые края. Седые туманы плывут к облакам. Белочка грызла еловые орехи. Ветер намёл большие сугробы.
      2. Спиши предложения и подчеркни в них слова, обозначающие признаки (качества) предметов.
     
      № 12.
     
      1. Прочитай предложения и поставь вопрос к словам, которые обозначают признаки (качества) предметов.
      Деревья качал (...?) сильный ветер. Брызнул (...?) крупный дождь. У Пети в руках (...?) большой мяч. Возле дороги рос (...?) могучий дуб. В библиотеке (...?) хороший читальный зал. Над прудом лежит (...?) белый туман. В лесу расцвёл (...?) душистый ландыш.
      2. Спиши предложения. Вместо точек напиши в скобках вопросы к словам, которые обозначают признаки (качества) предметов.
     
      № 13
     
      1. Прочитай предложения и поставь вопросы к словам, которые обозначают признаки (качества) предметов.
      По зелёному лугу течёт (...?) серебристая речка. Скоро зацветёт (...?) душистая черёмуха. Запылала пожаром (...?) утренняя заря. В тот год (...?) осенняя погода стояла долго на дворе. На небе зажглась (...?) вечерняя звезда. На ветке чирикает (...?) весёлая птичка.
      2. Спиши предложения. Вместо точек напиши в скобках вопросы к словам, которые обозначают признаки (качества) предметов.
     
      № 14.
     
      1. Прочитай предложения. Поставь вопросы к словам, которые обозначают признаки (качества) предметов.
      Стояло (...?) жаркое лето. В сарай убрали (...?) сено. Над землёй пылало (...?) горячее солнце. Пришёл старик к морю: помутилось (...?) синее море. Полянку освещает (...?) яркое пламя пионерского костра. У опушки леса сверкало (...?) широкое озеро.
      2. Спиши предложения. Вместо точек напиши в скобках вопросы к словам, которые обозначают признаки (качества) предметов.
     
      № 15
     
      1. Прочитай предложения. Поставь вопросы к словам, которые обозначают признаки (качества) предметов.
      По всему северу СССР тянутся (...?) дремучие леса. Наши (...?) плодородные поля начинаются южнее лесов. Весной прилетают к нам (...?) белоносые грачи. За городом расстилались (...?) широкие поля. Мы набрали (...?) большие букеты цветов. Из цветов мы сплели (...?) чудные венки.
      2. Спиши предложения и вместо точек напиши в скобках вопросы к словам, обозначающим признаки (качества) предметов.
     
      № 16
     
      1. Подумай и отгадай загадки.
      Загадки.
      Маленький, серенький, по лесочку прыг-прыг. (Кто это?)
      Круглое, румяное, спелое, вкусное.
      (Что это?)
      Белые, душистые, в лесу растут, весной рано цветут. (Что это?)
      Серый, хищный, жадный. (Кто это?)
      2. Составь предложения так: к отгадкам подбери слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Запиши предложения.
      Образец. Зайчик маленький, серенький.
     
     
      V серия. Связь слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы.
     
      № 1
     
      1. Прочитай текст. По названиям признаков (качеств) определи название предмета, к которому эти признаки относятся.
      Трусливый, серый .... Рогатая, рыжая .... Большая, злая, лохматая ... . Бурый, косолапый .... Хитрая, рыжая ... . Трудолюбивая, серая, умная ... . Круглый, резиновый, лёгкий ... . Белый, пушистый, холодный .... Серый, злой, хищный, бездомный, голодный ... . Зимняя, меховая, тёплая ... . Белое, жидкое, вкусное ....
      Слова для справок: корова, заяц, медведь, собака, лиса, мяч, лошадь, снег, шапка, волк, молоко.
      2. Запиши предложения, вставляя вместо точек названия предметов.
     
      № 2
     
      1. Прочитай текст. По названиям признаков (качеств) определи название предмета, к которому эти признаки относятся.
      Маленькая, острая, стальная .... Большая, грозовая ... . Жидкий, горячий, сладкий ... . Чистая, прозрачная ... . Лохматый, рогатый, бородатый .... Тёмный, дремучий ... . Жёлтый, кислый, душистый .... Хлебный, острый, стальной .... Весёлый, быстрый, журчащий ... . Сухое, свежее, душистое ....
      2. Спиши текст, вставляя вместо точек названия предметов.
     
      № 3
     
      1. Прочитай предложения. Подумай, какие слова обозначают признаки (качества) предметов. Поставь к ним нужный вопрос.
      На проталинах показались (...?) ранние цветочки. Весной прилетели к нам (...?) белоносые грачи. С неба светит (...?) яркое солнышко. Землю покрывает (...?) изумрудная трава. С ветки на ветку перелетают (...?) весёлые птички. Сверкают крылышками (...?) прозрачные стрекозы. Мчит река свои (...?) зеркальные воды. 2
      2. Спиши предложения, вставляя в скобки нужные вопросы.
     
      № 4
     
      1. Прочитай рассказ.
      2. Найди в рассказе слова, которые обозначают признаки, и устно поставь к ним нужный вопрос.
      Золотая осень.
      Наступили короткие дни и длинные ночи. Из ульев вынули сладкий мёд. На лесной опушке краснеет рябина. Берёза покрыта золотой листвой. Осина и стройные клёны оделись в алый бархат. Школьники сажают ягодные кусты. Пришла золотая осень.
      3. Спиши рассказ. Перед каждым словом, которое обозначает признак, поставь в скобках нужный вопрос.
      Образец. Наступили (какие?) короткие дни и (какие?) длинные ночи.
     
      № 5
     
      Прочитай и спиши предложения. Вместо точек вставь слова, которые обозначают признаки (качества) предметов.
      По цвету свёкла , а репа ... . По вкусу дыня ... , а лимон .... По запаху ландыш .... Ветка сосны на ощупь .... а шерсть кошки ... . По цвету бумага ... , а классная доска ... . По величине классная доска .... а лист бумаги .... По цвету меха медведь ... , а заяц .... По материалу стакан ... , а тарелка ....
     
      № 6.
      1. Прочитай загадки и отгадай их.
      Загадки.
      Бегает зверёк, грызёт кору или капусту зубами. Цветом он беленький, но бывает и серенький. Глаза большие, косые, уши длинные, прямые. (... .)
      Сама небольшая, шкурка пушистая, прыгает, играет, летом запасы собирает, зимой их поедает, орешки очень любит. (... .)
      2. Спиши загадки, в скобках напиши отгадки.
      3. Подчеркни в загадках слова, обозначающие признаки зверей.
     
      № 7
     
      1. Прочитай предложения.
      2. Найди в предложениях слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
      Сбрасывает свой наряд тёмный лес. Лес осветила яркая молния. Перед дачей было глубокое озеро. В стороне от дороги тянулись обширные болота. Зеленеет хвойный лес. Солнце красное взошло. Золотистая пшеница клонит свои колосья. На полянке показались голубые проталины. 3
      3. Спиши предложения. Подчеркни в них слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
     
      № 8
     
      1. Прочитай рассказ.
      2. Найди в рассказе слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
      Летом.
      На реке раскрылись белые лилии и жёлтые кувшинки. Цветёт розовая кашка. Летают и свищут быстрые чижи. Колхозники в лугах убирают душистое и свежее сено. В горячие дни сенокоса школьники помогают колхозникам. Шумно и весело в летние жаркие дни на сенокосе. 3
      3. Спиши рассказ и подчеркни в нём слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
     
      № 9
     
      1. Прочитай рассказ.
      2. Найди в рассказе слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
      Весенний сев.
      Деньки стоят тёплые. Прилетели грачи. Важные, чёрные, ходят грачи по дорогам. Летят на родину журавли. Начался ранний сев. Гудят тяжёлые тракторы. За плугами ложатся чёрные и жирные пласты земли. Грачи собирают червей и вредных личинок. 3 4
      3. Спиши рассказ.
      4. Подчеркни слова, обозначающие признаки предметов, синим карандашом, а названия предметов, к которым эти признаки относятся, — красным карандашом.
     
      № 10
     
      1. Прочитай стихотворение.
      2. Найди в нём слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
      Н. А. Некрасов.
      Славная осень! Здоровый, ядрёный воздух усталые силы бодрит; лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит; около леса, как в мягкой постели, выспаться можно — покой и простор! — Листья поблёкнуть ещё не успели, жёлты и свежи лежат, как ковёр. Славная осень! Морозные ночи, ясные, тихие дни ...
      3. Спиши стихотворение.
      4. Подчеркни слова, обозначающие признаки - (качества) предметов, синим карандашом, а названия предметов — красным карандашом.
     
      № 11
     
      1. Прочитай предложения.
      2. Найди в предложениях слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
      На дворе трескучий мороз. Могучий дуб стоит на опушке леса. Озимая пшеница дала хороший урожай. В Ленинграде летняя ночь короткая и светлая. Весеннее солнце согнало последний снег. ВI нашей стране есть высокие горы, зелёные леса, широкие поля и глубокие озёра.
      3. Выпиши из предложений слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
      Образец. Трескучий мороз, могучий дуб, озимая пшеница.
     
      № 12
     
      1. Прочитай рассказ.
      2. Найди в рассказе слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
      В тайге.
      На севере СССР, в тайге, живут охотники-эвенки. Вот едет на олене в школу маленький охотник Мучанча. Шубка на нём оленья, шапка на голове беличья, рукавички на руках тоже беличьи. Бодро бежит лёгкий олень. По деревьям прыгают пушистые белки. Радуется маленький Мучанча.
      3. Выпиши из рассказа слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
      Образец. Лесные охотники, маленький охотник, шубка оленья.
     
      № 13
     
      1. Прочитай рассказ.
      2. Найди в рассказе слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
      В лесу.
      По небу неслись редкие облака. Старые осины лепетали над нами. Длинные ветви берёзок шевелились. Высокие сосны развесили зелёные вершины. Мощный дуб раскинул ветви. Мы шли по лесной дорожке.
      3. Выпиши из рассказа слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
      Образец. Редкие облака, старые осины.
     
      № 14
     
      1. Прочитай рассказ.
      2. Найди в рассказе слова, обозначающие: 1) признаки (качества) предметов; 2) предметы, к которым эти признаки относятся.
      Прогулка.
      По А. Гайдару.
      Удивительная это была прогулка. Они (мать, Чу к и Гек) шли гуськом к роднику по узенькой тропинке. Над ними сияло холодное голубое небо. Как сказочные домики и башни поднимались к нему остроконечные утёсы высоких гор. В морозной тишине стрекотали любопытные сороки. Между густых кедровых ветвей бойко прыгали серые юркие белки.
      3. Выпиши из рассказа слова, обозначающие предметы и их признаки (качества), по образцу.
      Образец. Удивительная прогулка, узенькая тропинка.
     
      № 15
     
      1. Прочитай стихотворение.
      2. Найди в стихотворении слова, обозначающие предметы и их признаки (качества).
      До свиданья, лето.
      Е. Трутнева.
      В тёмный лес дремучий
      заглянула осень.
      Сколько свежих шишек
      у зелёных сосен!
      Сколько алых ягод
      у лесной рябинки!
      Выросли волнушки
      прямо на тропинке...
      Разыгрался ветер
      на лесной поляне,
      закружил осинку
      в красном сарафане.
      И листок берёзы золотистой
      пчёлкой вьётся и летает
      над колючей ёлкой.
      3. Выпиши из стихотворения слова, обозначающие предметы и их признаки (качества).
      Образец. Тёмный лес дремучий, свежие шишки, зелёные сосны.
     
      № 16
     
      1. Прочитай рассказ.
      2. Подумай, какие слова в рассказе обозначают предметы,, какие — действия предметов и какие — признаки (качества) предметов.
      Лес осенью.
      Летом лес был зелёный. Наступила осень. Берёзки стоят жёлтые. Осины стоят красные. Остались зелёными ёлки и сосны. В лесу тишина. Птицы улетели на юг. Засыпает в норе на сухих листьях ёж. Медведь ложится в берлогу. Белочка запасла на зиму орехи и свернулась клубочком в дупле.
      3. Спиши рассказ и подчеркни слова, обозначающие предметы, одной чертой, слова, обозначающие действия, — двумя чертами, слова, обозначающие признаки (качества), — волнистой чертой.

      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

 




Борис Карлов 2001—3001 гг. karlov@bk.ru