На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

Дидактический материал к учебнику русского языка, 9 класс. Озерская, Богданова, Капинос, Разумовская, Рыжик. — 1990 г.

Виктория Павловна Озерская
Галина Александровна Богданова
Валентина Ивановна Капинос
Маргарита Михайловна Разумовская
Тамара Алексеевна Рыжик

Дидактический материал
к учебнику русского языка
9 класс

*** 1990 ***


PDF


СОДЕРЖАНИЕ

Содержание и структура пособия (В. П. Озерская, М. М. Разумовская) 3
Международное значение русского языка (М. М. Разумовская) 8
Повторение изученного (В. П. Озерская, Г. А. Богданова) 10
Синтаксис и пунктуация (В. П. Озерская, Г. А. Богданова) 19
Стилистика и культура речи (В. И. Капинос) 83
Орфография (М. М. Разумовская) 102
Развитие связной речи (В. И. Капинос, Т. А. Рыжик) 114
Систематизация и обобщение знаний (Г. А. Богданова) 128


      СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОСОБИЯ
      Книга «Дидактический материал к учебнику русского языка. 9 класс» (2-е издание; 1-е издание вышло в 1985 г.) завершает цикл аналогичных пособий для V—VIII классов. По содержанию и структуре она продолжает книгу «Дидактический материал к учебнику русского языка. 8 класс» и содержит разделы; «Международное значение русского языка», «Повторение изученного», «Синтаксис и пунктуация», «Стилистика и культура речи», «Орфография», «Развитие связной речи».
      В настоящем издании усилена практическая направленность упражнений, введены задания, способствующие осознанию синтаксических явлений, дано больше связных текстов. Карточки соответствуют учебнику «Русский язык. 9 класс» (авторы Бархударов С. Г. и др.; 15-е изд.— М., 1990).
      В разделе «Повторение изученного» предлагаются задания по фонетике, орфографии, лексике и фразеологии, морфологии, синтаксису словосочетания и простого предложения. Для удобства пользования эти карточки даны в начале пособия, но учитель может их применять по своему усмотрению попутно с изучением программных тем в течение всего года.
      Раздел «Синтаксис и пунктуация» в соответствии с программой содержит материал по теме «Сложное предложение». Особое значение приобретают упражнения, направленные на выявление специфики сложного предложения в сравнении с простым, союзного сложного предложения — с бессоюзным, сложносочинённого предложения — со сложноподчинённым, видов придаточных предложений в сравнении между собой и с аналогичными членами простого предложения и т. д.
      Учащиеся узнают о том, что сложное предложение обладает большей информативностью, чем простое, что по смыслу сложное предложение не является суммой значений простых предложений, что оно богаче и содержит такие добавочные значения, которые из смысла данных простых предложений не вытекают, а обусловливаются особенностями сложного предложения, и в первую очередь его союзами.
      Для приведения знаний учащихся в систему и развития мышления большое значение имеет работа, которая приучает школьников систематизировать и группировать материал. В пособие включено множество карточек с заданиями такого характера.
      Полезным видом упражнения является составление таблиц, потому что оно требует выделения характерных признаков, установления связей и т. д. Поэтому часто предлагаются карточки с такими заданиями.
      Работа над сложносочинённым предложением направлена на усвоение теоретического материала о видах сложносочинённых предложений, определяемых наличием союза той или иной группы и смысловыми связями между частями; на формирование пунктуационных навыков и умения использовать данный вид предложения в своей речи.
      Путём наблюдения учащиеся уясняют различия сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, усваивают разницу в положении союзов, которые в сложноподчинённом предложении входят в придаточное, а в сложносочинённом занимают позицию между частями предложения.
      Наибольшее внимание уделяется предложениям с союзом и. Это объясняется, с одной стороны, употребительностью подобных конструкций, а с другой — теми трудностями, которые возникают при использовании этих предложений. Как известно, учащиеся смешивают сложносочинённые предложения и предложения с однородными членами (главным образом, сказуемым), соединёнными союзом и, и допускают пунктуационные ошибки. Трудности в распознавании предложений и соответственно в расстановке знаков препинания увеличиваются, если в предложении имеется несколько рядов однородных членов или обособленные обороты. Все эти случаи предусмотрены в пособии.
      В работе над сложноподчинёнными предложениями учитывается специфика отдельных видов придаточных предложений. Наибольшее внимание уделяется придаточным определительным и изъяснительным.
      Из всех видов придаточных предложений придаточные определительные наиболее употребительны, вместе с тем они вызывают большое количество ошибок, что объясняется их специфическими особенностями: строгими требованиями к позиции придаточного в составе сложного предложения, богатством союзных слов, присоединяющих это придаточное к главному предложению. Следовательно, необходимо отрабатывать умения употреблять союзное слово (главным образом слово который) в нужной форме, правильно строить сложное предложение с придаточным определительным, выбирать нужное союзное слово.
      Форма союзного слова который зависит, с одной стороны, от определяемого слова в главном предложении, с другой — от его синтаксической роли в придаточном. Поэтому большое значение приобретают упражнения на установление связи местоимения который с определяемым словом в главном предложении и выявление того, каким членом предложения является оно в придаточном. Особенно затрудняет учащихся установление нужной формы союзного слова в том случае, когда придаточное предложение отделено от определяемого слова другими словами (определениями, приложениями). Этим объясняется введение в пособие ряда карточек с заданиями подобного рода.
      Изъяснительные придаточные предложения также трудны для учащихся, особенно предложения, передающие содержание чужого высказывания (косвенная речь). Вызывает ошибки употребление личных и притяжательных местоимений, личных форм глагола, союзов. Поэтому в пособии уделяется большое внимание упражнениям, направленным на предупреждение и исправление ошибок в построении этих предложений.
      Учащиеся затрудняются в разграничении некоторых обстоятельственных придаточных (причины и цели, причины и следствия и т. д.). В соответствии с этим и строится система упражнений.
      При работе над сложноподчинённым предложением (с одним и несколькими придаточными) большое внимание уделено пунктуации. Учащиеся расставляют знаки препинания в предложениях, разных по строению, при этом систематически повторяются пунктуационные правила из курса VIII класса. Специальные упражнения посвящены постановке знаков препинания в предложениях с союзом как и при сочетании союзов что когда, что если и т. д.
      Выработке пунктуационных навыков способствует выполнение упражнений по теме «Бессоюзное предложение». В карточках отрабатывается сначала каждое из пунктуационных правил в отдельности, а затем предусмотрены упражнения на расстановку всех изученных знаков препинания.
      Авторы пособия нашли целесообразным выделить специальный раздел «Стилистика и культура речи», направленный на отработку понятий «стиль», «тип речи» и совершенствование речевых умений и навыков, которыми учащиеся овладевают с V по VIII класс. Предусматривается тесная связь этого раздела пособия с параграфом учебника, в котором даются сведения о русском литературном языке и системе его норм, а также о разновидностях литературного языка.
      В центре внимания в IX классе, естественно, вопросы правильного и целесообразного употребления сложных предложений.
      В данном разделе упражнения по стилистике даются вместе с упражнениями по культуре речи. К стилистическим упражнениям относятся анализ текста, выбор синтаксического средства в зависимости от цели и условий общения, небольшие изложения, сочинения-миниатюры и т. д. Упражнения по культуре речи в основном направлены на то, чтобы помочь учащимся усвоить нормы построения сложных предложений различных типов.
      Внутри каждого параграфа, посвященного изучению того или иного вида сложного предложения, сначала даются упражнения нормативного характера, обеспечивающие правильность речи, а затем уже идут упражнения, направленные на выработку умения выбирать из нескольких вариантов наиболее удачный для данных условий и задач общения.
      Для учащихся, нуждающихся в систематизации и обобщении знаний и отработке умений и навыков по орфографии, которые имеют большое значение в практике пользования письменной речью, предусмотрен повторительный раздел «Орфография». В нём преимущественное внимание уделяется написаниям, трудным для учащихся IX класса.
      В направленности заданий сохраняется тот же принцип, который лёг в основу этого раздела в «Дидактическом материале к учебнику по русскому языку. 8 класс»: это опора на анализ состава слова; на морфологический анализ; на установление связей слов в предложении.
      Все задания основаны на умении обнаруживать орфограммы разных типов, например: «Выпишите из текста слова с ь, распределяя их на три группы в зависимости от назначения; продолжите запись, приведя по два-три своих примера на каждую орфограмму». Эти практические работы помогают осознанию теоретических основ орфографии. В раздел вводятся задания обобщающего характера, требующие последовательного изложения определённой орфографической темы, например: «Ответьте письменно на вопросы, чтобы получился связный рассказ об употреблении на письме ъ». Далее следуют вопросы, которые фактически представляют собой план рассказа. Такие задания способствуют теоретическому обобщению знаний.
      Карточки раздела «Развитие связной речи» составлены в соответствии с разделом программы и распределены по параграфам учебника. Каждая карточка является дополнением к специальным упражнениям учебника по развитию речи. Тексты представляют собой отрывки из произведений известных писателей, используются газетные очерки. В некоторых карточках анализируются сочинения учащихся. В заданиях обращается внимание на содержание текста, тип и стиль речи, на композицию и языковые особенности предложенных отрывков.
      В пособии представлены карточки разной степени трудности. Задания повышенной трудности отмечены значком *. Это, в первую очередь, упражнения, требующие самостоятельного анализа, своих выводов.
      Так как карточки пособия в основном направлены на закрепление материала определённого параграфа учебника, то над каждой карточкой указан номер этого параграфа. Если на одной странице несколько карточек относится к одному параграфу, его номер указывается один раз. В тех случаях, когда материал карточки служит закреплению нескольких тем, указываются номера нескольких параграфов. Не разбит по параграфам учебника только материал повторения изученного и материал по орфографии.
      В книге нет переноса упражнений с чётной страницы на нечётную, поэтому пособие можно использовать для приготовления раздаточного материала. Для этого книгу следует разрезать и каждый лист поместить в целлофановый пакет. Ученик получает заключённый в целлофан лист пособия и выполняет задание, вставляя пропущенные буквы и знаки прямо на целлофане. После выполнения упражнения запись стирается.
      В пособии использованы следующие условные обозначения: разжёг1 — сделать фонетический разбор слова; размышлений2 — указать состав слова и сделать словообразовательный разбор;
      триста пятьдесят3 — сделать морфологический разбор слова; Он говорил о чувстве локтя, о верности слову.4 — сделать синтаксический разбор;
      О — дополнительные задания.
     
      МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
     
      § 1
      1. Мировой язык.
      Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
      Мировыми языками называются некоторые наиболее распространённые языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные.
      Функции этих языков ... охватывают международные сферы — дипломатию, мировую торговлю, туризм... На них общаются ученые разных стран. Они принимаются как «рабочие языки» ООН и других международных организаций и съездов, а также как «иностранные языки», т. е. обязательный предмет обучения в вузах и школах большинства государств мира...
      Состав мировых языков изменчив. В настоящее время в него входят английский, русский, французский и др. ...
      Русский язык ... издавна служил средством межнационального сотрудничества народов нашей страны и стал общепризнанным мировым языком с середины XX в. ...Его общечеловеческая ценность связывается с богатейшей русской классической и советской художественной литературой и непревзойденными по качеству и количеству переводами на русский язык литературы всех языков мира.
      Принятие человечеством данного языка как мирового связано с авторитетом, ролью страны этого языка в истории и современности.
      Наряду с социально-историческими причинами существенны и лингвистические... Речь идет о том, насколько данный язык ... подготовлен к преподаванию носителям иных языков и культур. Он должен быть сформировавшимся национальным литературным языком, обладающим длительной письменной традицией, установившимися нормами, хорошо исследованным и описанным в грамматиках, словарях, учебниках. (По «Энциклопедическому словарю юного филолога».)
      1) Каким условиям должен удовлетворять язык, чтобы считаться мировым? (См. 1-й, 2-й абзацы.)
      2) Какая разница между языком родным, межнациональным (народов одной страны) и мировым?
      3) Почему русский язык стал мировым языком? (См. 4-й, 5-й, 6-й абзацы.)
     
      2. Богатство русского языка.
      Что общего в оценке представителей разных поколений русского языка? t
      I. Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н. Карамзин.)
      II. И мы должны быть глубоко благодарны предшествующим поколениям, которые донесли до нас это наследие — образный, ёмкий, умный язык. В нём самом есть уже все элементы искусства: и стройная синтаксическая архитектура, и музыка слова, и словесная живопись. (С. Маршак.)
     
      ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
     
      3. Ударение.
      Поставьте в словах ударение по образцу. Прочитайте слова вслух и составьте с ними предложения.
      1) Приняла, догнала, поняла, ждала, проспала, солгала, сорвала, клялась, прогнала, обняла, удалась.
      2) Принята, заперта, занята, понята, поднята, изжита.
      3) Бензопровод, газопровод, нефтепровод, мусоропровод, путепровод.
      О Вспомните о правописании сложных слов и приведите примеры.
     
      4. Ударение.
      Прочитайте слова вслух с правильным ударением. Включите эти слова в предложения (5—6 слов на выбор).
      Агент, агентство, арест, включйшь, отключйшь, древко, завйдно, заголовок, занятой, развитой, закупорить, каталог, диалог, кашлянуть, кладовая, коклюш, корысть, красйвее, кремень, кухонный, мускулистый.
     
      5. Ударение.
      Прочитайте слова вслух с правильным ударением. Найдите среди. них многозначные слова и составьте с ними такие словосочетания, в которых бы обнаружились разные значения слов.
      Мирйшься, намерение, надолго, новорождённый, осведомиться, призыв, углубйться, умерший, умерли, хлебец, ходатайство.
     
      6. Лексическое значение слова.
      Прочитайте словосочетания, найдите в них многозначные слова и омонимы. Расскажите, как уточняется значение слова в словосочетании.
      Песчаная коса — русая коса, золотое кольцо — золотая осень, добрый урожай — добрый человек, подарить мяч — подарить дружбу, отнять время — отнять от десяти, выдавать инструменты — выдавать тайну, хранить верность — хранить тетради, десятичная дробь — барабанная дробь, старый дом — старый друг, топить печь — топить воск, тёплый вечер — вечер юмора, уход с работы — уход за больным.
      О П.тшнть в словосочетаниях главное и зависимое слово. Какими частями речи они являются?
     
      7. Лексическое значение слова.
      Прочитайте словарные статьи из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова, рас пределяя их на три группы: лексическое значение слова раскрывается (толкуется) с помощью: а) подбора близкого по значению слова; б) указания на признаки предмета, названного словом; в) раскрытие значения частей слова. Объясните значение грамматических и стилистических помет.
      Ацетилен, -а, м. Горючий бесцветный газ, соединение углерода с водородом.
      Выдра, -ы, ж. Хищное плавающее животное из сем. куньих, а также мех его.
      Громкоголосый, -ая, -ое, -ос. С громким голосом.
      Грезить, грежу, грезишь; несов. Мечтать, погружаться в грёзы.
      Истбшный, -ая, -ое (разг.). Громкий, отчаянный.
      Кораблестроение, -я, ср. Постройка судов.
     
      8. Толкование лексического значения слова.
      Устно или письменно дайте толкование лексического значения слов и объясните способ толкования. В случае затруднения пользуйтесь «Школьным толковым словарём русского языка» М. С. Лапатухина и др.
      Молчаливый, подражать, документ, задумчивый, пропасть, привилегия, л..биринт, сумрачный, сокровищница, сопрот. .влиться, контакт, модель.
      О Назовите среди данных слово, смысл которого зависит от ударения, и составьте словосочетания с этим словом в разных значениях.
     
      9. Лексическое и грамматическое значение слова.
      Определите лексическое и грамматическое значение данных слов и запишите их по образцу. (...)
      Еж..вика, парч..вый, лакировать, мускул, робко, мур..вей, грош..вый, ш..рох, шероховатый.
      О Вспомните правила правописания букв о — е после шипящих и ц в разных частях слова и приведите примеры.
     
      10. Фразеология.
      Вспомните определение фразеологизма. В данных предложениях, взятых из «Школьного фразеологического словаря русского языка» В. П. Жукова и А. В. Жукова, найдите фразеологизмы и дайте их толкование. В случае затруднений справляйтесь в словаре.
      1) Федя сидел как на иголках и всё время хватался за лицо руками. (Н. Носов.) 2) Стрельба уже шла где-то под боком, рядом. (С. Васильев.) 3) По географии училась ничего себе, а по истории — плохо. (А. Чехов.) 4) Конники, видно, хотели настигнуть его ещё у границы, наступить ему на пятки. (В. Беляев.)
      5) Елка была что надо: добрая ростом, густая. (В. Смирнов.)
      6) Важное дело затевается. Всем придётся засучить рукава. (Ф. Наседкин.) 7) Вы, батюшка, в полку без году неделя. (Л. Толстой.)
     
      11. Фразеология.
      Спишите, подчёркивая члены предложения. Назовите члены предложения, выраженные фразеологизмами. В чём синтаксическая особенность фразеологизмов?
      1) Жизнь его текла как по маслу. (И. Тургенев.) 2) В здании чайной негде было шагу ступить. (М. Соколов.) 3) Битый час беседовали мы с ним. (Л. Платов.) 4) Я коллекционер чистой воды. (Ю. Герман.) 5) Паять с грехом пополам научился. Но разница между мною и ребятами из цеха нисколько не уменьшилась. (В. Краковский.) 6) Броневик капитану Незеласову было велено в два счёта пригнать. (В. Иванов.) 7) Тарантас сколочен на живую нитку. (М. Салтыков-Щедрин.)
      (Из «Школьного фразеологического словаря русского языка».)
     
      12. Фразеология.
      Дайте толкование фразеологизмов и составьте с ними предложения. Запишите их, подчёркивая члены предложения. В случае затруднений справляйтесь в «Школьном фразеологическом словаре русского языка».
      (Не, ни) солоно хлебавши, из уст в уста, (в)доль и поперёк, играет роль, ниже всякой критики, бросаться в глаза, (в)верх дном, (не, ни) шатко (не, ни) валко, держать в еж..вых рукавицах.
      О Сделайте орфографический разбор выделенных слов и приведите свои при-меры на то же правило.
     
      13. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
      Какая разница между разбором слова по составу и словообразовательным разбором? Повторите порядок разборов.
     
      14. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
      Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
      (Не)заметно возвышав..ся2 р..внина и вот уже дорога изв..вае..ся2 между холмами становясь всё круче.
      Всё чаще перес..каем (не) глубокие овраги с зар. .елями тростника вдоль шумных ручьёв. Дорога то ныря..т в овраги то оп..я-с..вает2 косогоры перво..кая2 зону горных лесов. В у..кой д.лине разбиваясь о валуны беше..о2 мчи..ся река. За крутым поворотом новая панорама: на (серо) жёлтом фоне гор яркие зелёные пятна леса. (Из журнала «Спутник».)
      О Найдите в школьном толковом словаре значение слова панорама. Составьте и запишите с ним предложение.
     
      15. Морфологический разбор.
      Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Одной чертой подчеркните самостоятельные части речи, двумя — служебные.
      В шестнадцать лет оглянувшись наза.. ты уже должен сознательно поставить перед собой вопрос для чего я живу на свете? И дать на него ответ гражданина..
      Ты не только буд..щий труженик но и воин. С малых лет готов., себя к вое. .ой службе в р..дах Советской3 Армии воспитывай3 в себе выносливость3 и терпение (не) бойся трудностей учись быть верным слову присяг.. .
      Самое трудное мужество повседневного многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и (не) отступив3 следуй ему. (По В. Сухомлинскому.)
      О Найдите в школьном толковом словаре значение слова идеал. Составьте и запишите с ним предложение.
     
      16. Морфологический разбор.
      Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
      Что(бы)3 лучше познакоми.хя с Матсалуским заповедником расположе..ым3 на побережь.. Балтийского моря надо просну..-ся до восхода со..нца отвести от берега лодку? и тихо стараясь (не) тр..вожить ещё сон..ую воду уйти (в)низ3 по реке Казари. С двух3 сторон подступают зар..сли камыша и трос..ника высотой до четырёх3 метров и лиш.. кое (где) проглядывают3 (не) большие «оконца» воды и кочки [островки] поросшие осокой. (По) этому живому коридору нужно плыть (не) сколько километров прежде чем стены его3 раздвину..ся и открое.хя (впереди морской простор. Но3 пока лучше оставить вёсла ..десь в тростниковых зар.хлях и ждать пусть3 голоса утре..его Матсалу ра..кажут3 о себе3. (Из журнала «Природа».)
     
      17. Словосочетание.
      Выпишите словосочетания, распределив их по способам связи. Средства связи (окончания, предлоги) подчеркните.
      1) В Белое озеро, в белый туман белый ушёл пароход. (Л. Хау-стов.) 2) Лесистые склоны нежно б..гровели под заходящ..м солнцем. (Л. Славин.) 3) Дождик ведром с неба хмурого льёт. (И. Суриков.) 4) Тонким круж..вом голубым туман обвил виноградный сад. (Н. Тихонов.) 5) Дым над крышей от солнца розов. (Л. Хаустов.) 6) Пахн..т небом и сосною беспокойная вода. (А. Дементьев.) 7) Скоро на большую выедем дорогу. (А. Апухтин.)
     
      18. Словосочетание.
      Данные словосочетания разделите на группы. Объясните, по каким признакам вы будете группировать словосочетания.
      Лёгкий шар, санаторий у моря, бежит быстро, сказал наугад, большое достижение, билет брата, полный радости, делает зарядку, реж..т нож..м, отп..р ключ..м, пош..л за врач..м, в холщ..-вом платоч(?)ке, с маленькой собач..нкой, руч..нка малыша, горяч.. обсуждали, к чуж..му дому.
      О Сформулируйте обобщённое правило правописания о — е после шипящих под ударением и в безударном положении в окончаниях и суффиксах разных частей речи. О Составьте таблицу на это правило.
     
      19. Словосочетание.
      Спишите словосочетания. Определите их строение и грамматическое значение.
      Об..щая договорит (?) ся, ясное утро, кожа (и, нн)ые перчатки, листва деревьев, авиац..о(н, нн)ый институт, бурно радоват(?)ся, отчётливо слыш..т, кури (и, нн)ый бул..н, забирается в лодку, серебрян, нн)ый ин..й, вчерашний день, (не)большое здание.
      О Назовите правила правописания к и нн в именах прилагательных. Составьте таблицу на эти правила. О Найдите в тексте слово, употреблённое в переносном значении. Приведите свои примеры, в которых будут проявляться прямое и переносное значения этого слова.
     
      20. Словосочетание и предложение.
      Сделайте синтаксический разбор предложений и определите, чем являются в них выделенные слова.
      1) Тёплый день. На небе ни облачка. Вчера был тёплый день. День тёплый. 2) На ёлку повесили голубой шар. Шар голубой. Крутится, вертится шар голубой. 3) Новая школа. Как много радости принесёт она ребятам. В центре села стоит новая школа. Школа новая.
      О Составьте свои примеры, испрльзовав одни и те же существительные и прилагательные в качестве словосочетаний и предложений. О Расскажите о синтаксической роли полных прилагательных в словосочетании и предложении.
     
      21. Словосочетание и предложение.
      Составьте тексты, в которых данные слова являлись бы: а) словосочетанием, б) предложением.
      1) Дом на площади. 2) Рассказы о животных. 3) Отважный поступок.
     
      22. Главные члены предложения.
      Спишите, подчёркивая грамматическую основу предложений, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите способ выражения главных членов.
      1) Только в то мятежное время пятнаддатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) К славному подвигу каждый готов! (С. Маршак.) 3) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 4) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 5) Где-то в центре не менее пяти горнистов играли тревогу. (А. Фадеев.) 6) По Северному морскому пути в это лето сновало великое множество судов. (Б. Горбатов.) 7) Встречать нас высыпало всё население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 8) Сходить в комендатуру первая мысль, которая пришла Павлу в голову. (Н. Островский.)
     
      23. Главные члены предложения.
      Спишите, подчёркивая грамматическую основу, вставляя буквы и недостающие знаки препинания. Укажите вид односоставных предложений.
      Твоя Родина.
      Патриотизм чу..ство самое стыдливое писал Лев Толстой. Береги св..тые слова и дорожи ими. (Не) кричи о любви к Родин., а трудись во имя её блага счастья могущества.
      Родина твой дом твоя колыбель. В родном доме (не) всё бывает гла..ко и (не) всё хорошо. Есть у нас свои беды и горечи. Говоря о них помни: ты говориш.. о бедах и горестях своего родного дома. В какой (бы) д..лёкий угол нашей Родины (не, ни) забросила тебя судьба (не, ни) забывай о своей колыбели. (В. Сухомлинский.)
     
      24. Главные члены предложения.
      Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Грамматические основы подчеркните. Графически обозначьте выбор орфограмм.
      Изучив в школьные годы Горе от ума Евгения Онегина мы на всю жизнь утв. .рждаемся во мнени.. что эти произведения нам хорошо извес..ы. Очень опас..ое заблуждение. Это порой м..шает нам ещё и ещё раз вникнуть в эти в. дичайшие глубины человеческого гения, пр..близи, .ся к постижению (не) постижимого. Интеллект человека (не) в умени.. читать, а в умени.. перечит..вать. Как бездумно мы порой л..шаем себя этого насл..ж-дения!
      Бездумное чтение пр..вод..т к параличу вкуса и мышления, а они должны быть у каждого из нас самостоятельными иначе человек обр..чён на пожизне..ое духовное проз.-бание. А это (не) такая уж (не) ви..ная вещь она часто приводит к искривлениям
      личности. Мне думается борьба за самостоятельное творческое мышление это борьба за исти..ую духовную культуру. (По Н. Доризо.)
      О Найдите в школьном толковом словаре значение выделенного слова. Составьте (устно) с ним предложение.
     
      25. Главные члены предложения.
      Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены.
      Имя коллекционера Павла Яковлевича Дашкова в Росси., было извес..о многим. Пр. .красный знаток русской истории он тратил большие средства на пр..обр..теине русских гравюр и рукописей. Н.. одно крупное историческое или художестве, .ое издание (н..) обходилось без его участия.
      Дашков был воспитанником XXX лицейского выпуска членом Пушкинского лицейского общества и от него (н..) редко преходилось слышать Всё пушкинское и лицейское что имее..ся в моём собран., после моей смерти конечно поступит в Пушкинский музей. Согласно завещани.. Павла Яковлевича после его смерти в музей поступили десятки цен..ых автографов, материалов, к..сающихся жизни Пушкина. Одних пушкинских автографов было девятнадцать. (Из газеты «Комсомольская правда».)
      О В школьном толковом словаре найдите значения выделенных слов. Составьте с ними устно предложения.
     
      26. Главные члены предложения.
      Используя материалы упражнений 22—25, составьте таблицы по темам: «Способы выражения подлежащего», «Способы выражения сказуемого».


      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru