На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Оборудование школьных интерьеров (с альбомом чертежей). Жиганов Б. В. — 1972 г

Борис Васильевич Жиганов

Оборудование школьных интерьеров

с альбомом чертежей

*** 1972 ***


DjVu

 


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




Фрагмент (две главы):
      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Предисловие
      I. Требования к декоративному оформлению школьных интерьеров
      II. Практические советы по изготовлению предметов оформления
      III. Декоративные стеики, перегородки и решетки
      Декоративная стенка с полками
      Декоративная стенка реечная
      Декоративная стенка со шнурами
      Декоративная решетка металлическая разборная Декоративная стенка из тонких трубок
      Декоративная перегородка с вьющимися цветами Декоративная стенка металлическая с полками
     
      IV Стеиды, витрины, подставки, стеллажи
      Стенд из досок навесной
      Стенд из планок
      Стенд реечный с полками
      Стеид-ширма разборный
      Стенд разборный с витриной
      Стенд металлический со шнурами
      Стенд с навесными щитами
      Стенд для музея боевой славы
      Стеид щитовой с рейками
      Стеид с планшетами иа опорах
      Витрииы для книг
      Двусторонняя витрииа для выставки
      Витрииа для книг деревянная
      Стенд шнуровой висячий
      Стенд-витрниа
      Витрина застекленная
      Витрииа приставная
      Шкафчик для классных журналов
      Этажерка для пионерской комнаты Витрина прямоугольная стеклянная
      Кассеты для демонстрации графических пособий 103
      Приколочная доска с перфорацией 105
      Доска для эстампов и фотографий 109
      Плашки 110
      Навесная классная доска с откидным демонстрационным столиком 112
      Подставка для книг 114
      Подставка под пионерские атрибуты 115
      Книжный стеллаж 119
      Стеллаж со шкафчиком 121
      Турникет 124
     
      V. Цветочницы и подставки для озеленения внутренних помещений школы 127
      Цветочница настенная из проволоки 129
      Спиральное гнездо для кашпо 130
      Таганчнк для цветов 132
      Кашпо из проволоки — корзинка 134
      Кашпо-клумба 135
      Цветочная подставка из прутков 137
      Цветочница из прутков 138
      Настенная деревянная цветочница 141
      Цветочная решетка с полками 142
      Цветочница цилиндрическая реечная145
      Цветочная подставка реечная 148
      Подставка-столик для цветов 150
      Комбинированная подставка для цветов 152
      Цветочная подставка деревянная 156
      Цветочная подставка металлическая со шнурами 158
      Наколочная подставка 160
      Ваза деревянная наборная 162
      Подвесная наборная ваза 163
      Настольная ажурная ваза 165
      Ваза из проволоки 167
     
      VI. Пример эскизов оформления школьных интерьеров 170
      Литература 186
      Приложения 187

     
     

      ПРЕДИСЛОВИЕ
      Хорошо продуманное оформление и оборудование школы оказывает благотворное влияние на учащихся, создает бодрое настроение, способствует всей их учебно-трудовой деятельности. Но, к сожалению, этому не всегда придается должное внимание. В ряде школ можно увидеть неудачное оформление интерьеров. Аляповатое случайное оформление портит вкус детей, приучает их к неряшливости.
      В школах еще бытуют вышедшие из употребления щиты старой конструкции, рамки из багета, тяжелые, неуклюжие подставки и тумбочки, стенды, витрины, обитые выцветшей парусиной, мешковиной, или громоздкие ящики и бочки с цветами на аляповатых подставках, табуретках. Ассортимент цветов бывает подобран случайно и неудачно. Зачастую не отвечают эстетическим требованиям изготовляемые в школьных мастерских мебель, предметы оформления, оборудования и хозяйственные вещи. Окраска помещений школ тоже носит стихийный характер и не соответствует современным возможностям.
      Известна истина, что учить молодежь понимать прекрасное нужно с детства. Где, как не в школе, есть возможность прививать учащимся чувство прекрасного, развивать хороший вкус.
      Сама школа, ее внешний вид и оформление внутренних помещений играют воспитывающую роль.
      Автор не ставил перед собой задачу дать полное описание декоративного оформления помещений школ, предоставляя это коллективам специалистов и учителей. Настоящее пособие имеет своей целью помочь выбрать правильное направление в практической работе по оборудованию интерьеров школ. В нем предлагается целый ряд изделий, которые, кроме основного функционального назначения, могут нести эстетическую нагрузку как элементы декоративного оформления школьных помещений. Все они могут быть изготовлены учащимися под руководством учителя труда.
      Объекты работ, предлагаемые в книге, проверены в практическом выполнении на уроках труда и во внеурочное время с учащимися 5—10 классов школы № 310 Москвы. В ходе выполнения практических работ по изготовлению предлагаемых изделий, применялись различЕше приемы ручной и механической обработки металла, древесины и других материалов в соответствии с требованиями программы трудового обучения и трудовых политехнических практикумов.
      В качестве объектов изделий по оформлению предлагаются современные и оригинальные цветочницы, цветочные торшеры и подставки, кашпо, вазы, легкие и ажурные стенды, витрины, стеллажи, турникеты, художественно-декоративные стенки, иллюзорные перегородки, решетки и другие элементы художественного оформления интерьеров школ.
      Весь материал разбит на несколько разделов. К каждому из них предпослан краткий текст о художественно-декоративном назначении предлагаемых в разделе объектов. На все изделия даны описания устройства, порядок изготовления, рисунки, сборочные чертежи, деталировка, спецификация, а на некоторые детали — технологические карты.
     
      I. ТРЕБОВАНИЯ К ДЕКОРАТИВНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ШКОЛЬНЫХ ИНТЕРЬЕРОВ

      Декоративное оформление интерьеров — тема очень широкая, включающая в себя много специальных понятий и определений. Поэтому по ходу изложения материала мы напомним некоторые из них. Оформление помещений связано с большой областью искусства, называемой декоративно-прикладной.
      Под декоративным искусством (от лат. (ксогаВо— украшаю) разумеется художественная обработка предметов обихода, внутреннее убранство помещений, художественная отделка экстерьера здания и т. д. К элементам декоративного искусства относятся декоративные росписи архитектурных сооружений, декоративная скульптура, мозаика, витражи, роспись и резьба по различным материалам, художественное литье из металла, ковка, чеканка, ковры, декоративные ткани и др. В декоративном искусстве используются самые различные изобразительные мотивы и орнаменты.
      Декоративное искусство в отличие от прикладного включает в себя произведения, не имеющие непосредственно утилитарного значения. Однако резкую грань между ними установить трудно: ряд произведений можно отнести и к декоративному, и к прикладному искусству.
      Большинство художественных предметов обихода выполняет и декоративные, и утилитарные функции, поэтому оба эти понятия нередко заменяются общим — декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство является самым распространенным, самым массовым из всех областей художественного творчества. Оно прочно входит в повседневную жизнь, удовлетворяя разнообразные эстетические потребности человека.
      В настоящее время широко распространенной разновидностью декоративно-прикладного искусства стало искусство декоративного оформления. Это искусство художественного оформления зданий, улиц, малых форм архитектуры. Оно имеет агитационно-политическое и декоративное назначение, широко проникающее в различные области жизни. Сюда относится временное оформление помещений, украшение музейных и выставочных экспозиций, празднеств, демонстраций, мест народных гуляний, витрин, промышленных товаров быта и т. д.
      Для декоративного оформления характерно использование средств архитектуры, изобразительных и декоративно-прикладных искусств, употребляются фотографии, флаги, транспаранты, декоративные растения и т. д. Декоративно-оформительское искусство всегда связано с конкретными практическими задачами. Так, например, организуя выставку, ставят главную цель—как лучше и выразительнее донести до зрителя все ее содержание, каждый ее экспонат; как художественными средствами заострить внимание зрителя на главном, усилить эмоциональное воздействие на него.
      Особенно подчеркнем одну из особенностей декоративно-оформительского искусства, заключающуюся в том, что оно имеет тесную связь с архитектурной средой. Оно, как и архитектура, оперирует огромным арсеналом средств художественной выразительности, т. е. объемно-пространственной композицией, пропорциями, масштабом, ритмом, конструкцией, фактурой материала, цветом.
      Вопрос о всех средствах художественной выразительности в декоративном оформлении интерьеров очень обширный. Коротко остановимся на некоторых его элементах.
      Свет и освещение. Рассмотрим значение света и освещения в художественно-декоративном оформлении интерьеров. Умелое использование в интерьере естественного и искусственного освещения является средством увязки художественно-выразительных элементов в единое гармоническое целое. Все помещения, в которых осуществляется учебный процесс, должны иметь хорошее естественное и искусственное освещение, которое в некотором роде может положительно или отрицательно влиять на организм учащихся. Освещение может повышать настроение и самочувствие, положительно влиять на психику и эмоциональное состояние учащихся. В свою очередь, недостаточное освещение или, наоборот, наличие ярких плоскостей отрицательно влияет на качество зрительного восприятия и утомляет организм учащихся.
      Учащимся в школах приходится продолжительное время заниматься при искусственном освещении. Это обстоятельство обязывает особенно внимательно относиться к во просу освещения помещений и окраски оборудования.
      При устройстве искусственного освещения необходимо, чтобы оно отвечало двум требованиям: 1) обеспечению максимального зрительного комфорта; 2) обеспечению равномерности света по всему помещению.
      Для общего освещения интерьеров школ светильники прямого света непригодны, они не обеспечивают равномерности распределения света и дают густые резкие тени.
      Для освещения учебных помещений в школах рекомендуется применять люминесцентные светильники рассеивающего света. Свет люминесцентных ламп в отличие от ламп накаливания в состоянии обеспечить не только экономию, но и условия зрительного комфорта и может быть могучим средством эстетической выразительности. Преимущество люминесцентных ламп заключается в том, что они не дают резких теней и довольно ровно освещают большую поверхность.
      В настоящее время самым распространенным светильником для учебных помещений является светильник типа ШОД (школьный) общего освещения с отраженным рассеиваемым светом. Применяемые в нем лампы белого цвета типа ЛБ имеют мощность 40 и 80 вт.
      Расстояние крайнего светильника от торцевой стены класса должно быть не более 0,25 м. При размещении светильников минимальная освещенность на любой парте, столе должна быть не менее 300 лк.
      При высоте потолков 3,0 м, как предполагается в новом строительстве, рекомендуется применять плафоны типа ШЛП-1-2-40, которые являются модификацией светильника ШОД.
      Установка этих плафонов может быть выполнена по указанным в приложении 1 схемам I и II.
      Для освещения классных досок применяются светильники ШКД-1. Для получения нормальной освещенности на классной доске длиной 3 м необходимо над ней установить два светильника типа ШКД-1-40 или один типа ШКД-1-80.
      В настоящее время еще применяются светильники кольцевые типа СК-300 для внутреннего освещения классов школ. Они могут быть с подвесом и без него. Источником света в них служит лампа накаливания напряжением 127 (220) в мощностью 300 вт; тип патрона Ц27. Установка светильников СК-300 в школьных помещениях показана в приложении 1 (схема III).
      При определении освещенности и выборе осветительной установки следует иметь в виду, что все учебные помещения и оборудование в них имеют следующие коэффициенты отражения: потолки — 70%, стены (верх) — 60%, стены (низ)—50%, парты, столы — 35%, полы—15%. Классные доски должны иметь коэффициенты отражения не менее 10% и не более 15%.
      При люминесцентном освещении для снижения пульсации (мелькания) светового потока в учебные помещения необходимо вводить три провода — 2 фазы + 0 при системе 380/220 в и 3 фазы при системе 220/127 в; на каждую отдельную световую линию можно подводить по два провода.
      Говоря о роли света и закономерностях освещения, следует напомнить одну особенность: стенды, декоративные стенки, перегородки и другие элементы декоративного оформления лучше смотрятся, если они будут освещены сбоку или прямо. Следует избегать размещения декоративных элементов в простенках между окон и особенно параллельно плоскости стены.
      Искусственное освещение отличается от естественного, что может вызвать значительные изменения в оттенках цветового тона предметов.
      Свет от люминесцентных ламп холодный; в них, как правило, много холодных лучей, поэтому красные поверхности, освещенные ими, приобретают темно-бурый оттенок.
      Все виды источников освещения следует оберегать от загрязнения. Загрязненные стекла окон задерживают до 30% света, а загрязненные электролампы — до 20%.
      Цветовые решения. В повседневной жизни мы часто не замечаем или не задумываемся над «секретом» цветовых сочетаний. А ведь они постоянно работают на нас. Пренебрежительное отношение к цвету недопустимо, ибо он может быть отличным помощником, но может быть и «врагом».
      Законами о свойствах, взаимодействии, гармонии цвета занимается целая наука — цветоведение.
      Эмоциональная реакция на цвет играет большую роль в жизни человека. Свойство цвета и создаваемое им настроение настолько сливаются в нашем сознании, что слова, характеризующие наши чувства, мы нередко переносим на цвет.
      Мы характеризуем цветовые оттенки как радостные и угрюмые, нежные и веселые, спокойные и возбуждающие. Одни цвета называют холодными, другие — теплыми. Например, желтый и красный цвета ассоциируются с цветом солнца, огня, раскаленных предметов, они как бы согревают нас, и мы условно их называем теплыми. Наоборот, цвета фиолетовый, синий, голубой условно называют холодными, так как они образуют цветовую «оболочку» неба, воды, льда, ночи.
      Для более полного представления о закономерности расположения цветов необходимо сказать несколько слов о спектре цветового ряда, в котором все цвета расположены в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если этот цветовой ряд замкнуть, расположив дополнительно между фиолетовым и красным цветами один производный — пурпурный, то мы получим так называемый цветовой круг (приложение 2). На цветовом круге на одной его стороне будут располагаться теплые цвета (желтый, оранжевый, красный, пурпурный) и цвета, производные от них, а на противоположной стороне — холодные (фиолетовый, синий, голубой, зеленый) и цвета от их смешения. В свою очередь все цвета по отношению друг к другу могут быть теплее или холоднее, например оранжевый считается самым теплым, красный цвет холоднее оранжевого, но теплее пурпурного. Среди холодных цветов самым холодным считается синий цвет, голубой теплее синего, но холоднее зеленого.
      Обычно в спектре различают семь основных цветов, о которых было сказано выше. Но в действительности основу составляют три цвета—красный, желтый, синий, а все остальные, располагающиеся между основными, образуются вследствие их смешения между собой. Необходимо знать еще одну закономерность— это деление цветов на хроматические и ахроматические (приложение 2). К хроматическим относятся все основные цвета и производные от их смешений. К ахроматическим относятся белый, серый, черный цвета и многочисленные цвета, образующиеся от смешения.
      Цвета, расположенные в цветовом круге диаметрально противоположно, принято называть контрастными. Соседство таких цветов, как правило, делает их еще более насыщенными. Такое сочетание цветов особенно необходимо для наиболее колоритных, броских оформлений. Понятие контрастности этим не исчерпывается. Существуют контрасты, которые возникают вследствие взаимного влияния цветов, расположенных в непосредственной близости друг к другу. Например, два хроматических цвета, зеленый и красный, расположенные рядом, усилят свой цвет. А на синем фоне серый или белый цвет будет иметь оранжевый оттенок.
      Ахроматические цвета, наоборот, будут нейтральными, не вызывающими хроматических контрастов. Цвета можно характеризовать по яркости — светлоте, т. е. их близости к белому цвету.
      При подборе цветовой гаммы соблюдаются определенные принципы. Так, например, гармония цветовых оттенков может строиться по принципу контрастности или сходства. К гармонии по цветовому контрасту можно отнести:
      1) любые пары дополнительных цветов — красные и голубовато-зеленые, пурпурные и зеленые, фиолетовые и желто-зеленые, синие и желтые, голубые и оранжевые;
      2) цвета, лежащие на диаметрально противоположных сторонах цветового круга,— желтые и фиолетовые, желто-зеленые и красно-фиолетовые и др. (см. приложение 2);
      3) цвета, лежащие на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг (приложение 3);
      4) сочетание хроматических (цветных) с ахроматическими (бесцветными), например сочетание красных или оранжевых цветов с серыми, голубых или зеленых с белыми.
      К гармонии по цветовому сходству можно отнести:
      1) сочетания желтых и желто-оранжевых;
      2) синих и светло-синих;
      3) коричневых с охро-золотистыми;
      4) возможные сочетания белого и бледно-зеленого или серого и др.
      В практической работе целесообразно придерживаются примерно следующих гармонирующих цветосочетаний:
      красный с темно-синим, голубовато-зеленым, зеленым, золотисто-желтым, черным;
      оранжевый с ультрамарином, голубым, зеленым, желтым, фиолетовым, черным, белым, коричневым, кремовым;
      желтый с темно-синим, сине-фиолетовым, пурпурным, красным, оранжевым, зеленым;
      зеленый с красным, оранжевым, коричневым, желтым, желто-зеленым, пурпурным, черным, серым;
      голубой с ультрамарином, светло-фиолетовым, пурпурным, кирпичным, оранжевым, киноварно-красным;
      синий с голубым, бордо, красным, желтым, желто-зеленым, коричневым, бежевым;
      фиолетовый с голубовато-зеленым, светло-зеленым, желто-зеленым, желтым, желто-оранжевым, серым, белым, коричневым;
      пурпурный с голубым, желто-зеленым, травяным зеленым, зеленым, желтым.
      В художественном оформлении школы цвет занимает немаловажную роль, так как цветовое сочетание может составить основу композиционного решения интерьера в целом. Цветовая отработка интерьера способствует достижению единства его архитектуры с предметами оформления.
      При цветовом решении различных интерьеров школы необходимо считаться с условиями психофизического воздействия цвета, а именно: связь цветового решения с функциональными требованиями; с возрастными особенностями; снижение зрительно-нервного утомления; отсутствие монотонности в цветовом решении среды; отсутствие подавляющих психику больших поверхностей, окрашенных слишком яркими, насыщенными или темными цветами.
      Каждая часть интерьера может быть решена своеобразно по цвету, но она обязательно должна являться частью общей цветовой гармонии школьных интерьеров.
      При цветовом решении интерьеров следует также руководствоваться указаниями по окраске помещений, расположенных относительно стран света. Помещения, расположенные окнами на север, северо-запад и северо-восток, рекомендуется окрашивать в теплые цвета, например: светло-желтый, молочный, светло-розовый, светло-кофейный.
      Помещения, расположенные окнами на юг, юго-запад и юго-восток, где преобладает обилие солнечного света, целесообразнее окрашивать в цвета: бледно-голубой с желтоватым оттенком, бледно-голубой с синеватым оттенком.
      Панели окрашиваются масляной краской, их не рекомендуется делать темными. Лучше всего окрашивать в средние по насыщенности тона.
      Стены с классными досками, в сторону которых учащиеся обращены лицом в течение длительного времени, рекомендуется окрашивать в более глубокие тона. Это делается для того, чтобы ученики испытывали эмоциональное и визуальное расслабление и чтобы улучшить видимость на более темном фоне различных дидактических материалов (диаграмм, схем, карт, рисунков и т. д.). Можно рекомендовать окраску таких стен в средние зелено-голубые цвета, мягкий серовато-голубой, глубокий персиковый или розовый (в различных сочетаниях с остальными стенами).
      Коридоры, комнаты, где мало естественного освещения, лестничные клетки целесообразно окрашивать в бледно-желтый цвет или цвет слоновой кости. Эти цвета придают помещению как бы солнечное освещение. Следует помнить и то, что цвет стен значительно влияет на освещенность. Так, например, белый цвет имеет коэффициент отражения 80%, серый — 30%, коричневый—15%, синий — 11 %, черный — 5,8% (приложение 4).
      Руководствуясь коэффициентами отражения (приложения 4 и 5), подбирают цвета для окраски поверхностей классной комнаты. Так, например, для окраски передней стенки можно рекомендовать цвет, указанный под номером 3; для окраски боковых стенок — 4 или 12; классной доски — 16 (или 21 и 22); пола —• 20 (или 17 и 18); рабочей поверхности столов— 23 (или 12, 6 и 3); шкафа — 23 (или 19 и 3); двери — 23 (или 19 и 3).
      Элементы наглядной агитации и экспозиции на задней стенке класса можно окрашивать в цвета 13 или 15. Максимальная площадь яркоокрашенных поверхностей не должна превышать одного квадратного метра.
      В настоящее время широко используются в интерьерах фактуры неокрашенных поверхностей, которые не только создают современную обстановку, но и исключают ненужную в ряде случаев окраску помещений или отдельных поверхностей.
      Как известно, многие школы стали значительно больше уделять внимания окраске станков и оборудования в учебных мастерских с учетом требований технической эстетики. Станки, изготовляемые для школ Глав-учтехпромом Министерства просвещения РСФСР, как правило, окрашиваются в темносерые и темно-зеленые цвета. Но практика показала, что целесообразнее придерживаться для окраски станков более светлых тонов. Это вызвано тем, что светлые тона благотворно действуют на учащихся, повышают настроение, улучшают работоспособность, в определенной степени дисциплинируют учащихся—приучают к соблюдению чистоты в мастерской, предупреждают травматизм (см. приложение 3).
      Наиболее пригодными цветами для окрашивания станков надо считать светло-зеленый, салатный. Такую краску можно составить самим примерно в следующих весовых пропорциях: зелени одну часть, белил семь частей и охры светлой две части.
      Учитывая функциональные особенности частей станков, не следует окрашивать их в один цвет. Если для окраски станины токарного станка избран цвет салатный или светло-зеленый, то, например, его корыто лучше окрасить в более темный тон, так как оно может больше всего загрязняться, а суппорт и другие перемещающиеся узлы — в более светлые тона. В ярко-красный цвет окрашивают все внутренние закрытые части.
      Электрошкафы и щиты нужно окрасить в светло-зеленый цвет, кожуха — в светло-серый, фазы — в разные цвета.
      При выборе цвета для окраски предметов оборудования необходимо учесть некоторые композиционные особенности их форм: предмету с четкими и строгими формами более подходит окраска в малонасыщенные и светлые цвета, а предмету со сглаженными формами и нечеткими гранями — в относительно более насыщенные цвета. Чем меньше цветовое пятно в окраске предмета, тем более тёмным должен быть его цвет. Определенная и четкая форма выгодно подчеркивается глянцем.
      Блики на гранях формы создают «световой каркас», выгодно рисующий структуру объема предмета. Следует, однако, помнить, что резкие блики в рабочей зоне ухудшают условия зрительной работы.
      Для людей, занимающихся художественным оформлением интерьеров, можно рекомендовать сделать большой набор так называемых выкрасок — листков бумаги величиною с открытку, окрашенных в самые разнообразные цвета и оттенки. Выкраски следует приготовить заранее, использовать все цвета имеющихся красок, а также их смеси с белилами и без белил. На обороте выкрасок следует записать название красок, из которых получена смесь. Работая над цветовым решением, можно раскладывать выкраски и подбирать нужные сочетания.
      Озеленение помещений. Велико значение в организации интерьеров школы и озеленения с помощью подобранных для этой цели растений и цветочниц.
      Комнатные растения должны рассматриваться как элемент декоративного оформления в общей композиции интерьера, т. е. во взаимосвязи с окружающей обстановкой: площадью, цветом пола, стен, мебели, тканей, а также соответствовать условиям тепла, света и влаги. Размещение растений желательно осуществлять по принципу контрастности и гармоничности между различными видами.
      Выбор того или иного растения может быть продиктован темой, назначением участка или всего помещения. Например, ствол березки, сухая ветка, пышный букет или зеленая трава в условиях выставки приобретают определенное смысловое значение. По особому эстетично и декоративно будет выглядеть «ландшафт пустыни» в кабинете ботаники или «зимний сад» в комнате продленного дня.
      Учащиеся под руководством учителей труда и рисования смогут создавать очень красивые цветочницы, ажурные подставки, кашпо, вазы и т. д. Использование художественно- изобразительных средств. Осуществляя декоративно-оформительские работы,не следует забывать богатейшего арсенала художественно-изобразительного искусства: живопись
      монументальную и станковую, мозаику и эстамп, сграфито и витражи, скульптуру и барельеф.
      Для интерьеров школ: актовых залов, ре-креакций, холлов, вестибюлей — можно рекомендовать монументально-декоративные элементы-фризы, вставки, панно, сграфито и т. п. Главное, чтобы избранные элементы монументально-декоративного искусства соответствовали функциональному назначению интерьера. Даже одна и та же тема, скажем, декоративное панно «Дружба народов» или «Борьба за мир», может быть выражена по-разному в зависимости от того, какому интерьеру и какому контингенту учащихся панно будет предназначено. Дети любят рисовать, они обладают особой чувствительностью к цвету и требовательностью к правдивости изображения. Поэтому создавать для них росписи дело очень непростое и ответственное.
      Декоративное панно можно выполнять на стенах гуашью, темперой, маслом, нитроэмалями, аппликацией из различных материалов, мозаикой. Мозаика как средство монументально-декоративной живописи может успешно быть использована в школьных интерьерах. Мозаичная техника дает большие возможности выявить декоративность различных материалов. Мозаика выполняется из натурального разноцветного камня, керамики, смальты — кусочков стекловидной массы, окрашенных введенными в сплав солями металлов, и др., которые укрепляются на извести, цементе, мастике. С большим успехом можно использовать многочисленные произведения станковой живописи (картины, рисунки, эстампы и др.). Все они доступны в приобретении и не требуют больших денежных затрат.
      Особое место занимает «круглая» скульптура и рельефы в интерьерах тематических выставок, вносящие в оформление помещений разнообразие, контрастируя с плоскими рисованными и фотографическими элементами оформления.
      Многое могут изготовить для выставки сами учащиеся. Материалом может служить глина, пластилин, пенопласт, поролон, картон, фанера, плотная бумага, причудливые корни растений.
      Особенно ребятам удаются скульптуры многочисленных персонажей из различных литературных произведений. При установке
      скульптур необходимо учитывать их масштабное соотношение с интерьером.
      Можно рекомендовать изготовление витражей из цветных стекол, рассчитанных на сквозное освещение. Особенно хорошо их использовать на выставках, лестницах в определенной продуманной композиции. Практически их можно выполнить в виде рисунков на оконном стекле или плексигласе прозрачными цветными лаками, цапон-лаками, черным нитролаком и др.
      Витражи устанавливаются против окон или на фоне экрана, освещенного лампами. Изображенные на них картины, рисунки, схемы, диаграммы или карты выглядят ярко и нарядно.
      Немаловажное значение может оказать использование символических изображений. Так, например, цветок с пятью разноцветными лепестками, созданный в период VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, стал символом объединения молодежи пяти континентов. В настоящее время существует множество понятных для всех символических изображений: пальмовая ветка—символ мира, маска — символ театра, лира — символ поэзии, искусства, колос — символ сельского хозяйства, шестерня — символ промышленности. Символы можно придумать и самим, важно, чтобы они были яркими, выразительными. Символы помогают подчеркнуть главную тему оформления.
     
      II. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПРЕДМЕТОВ ОФОРМЛЕНИЯ
     
      При выполнении оформительских работ в школах многие не представляют, как практически пользоваться материалами при оформлении, не знакомы с технологией выполнения практических работ. В связи с этим мы предлагаем несколько практических советов.
      Подготовка поверхности из бумаги. На первый взгляд подготовить поверхность из бумаги дело простое, однако без соответствующих знаний и умений этого сделать невозможно. Чтобы натянуть бумагу на планшет, ее следует вырезать по размеру планшета, но так, чтобы края бумаги выступали за пределы краев планшета на 40 мм. Края бумаги отогнуть вверх со всех сторон планшета. При помощи губки или тряпки увлажнить бумагу чистой водой, отогнутые края оставить сухими. Через несколько минут отогнутые края бумаги покрыть столярным клеем. Положить планшет на лист бумаги, и слегка натягивая края бумаги, приклеить их к планшету; аккуратно заделать углы. Сушить около источников тепла и на солнце не надо.
      Может применяться и сплошная наклейка бумаги. Этот способ аналогичен первому, но в нем увлажняется весь лист бумаги с краями, после чего бумага должна немного просохнуть. Затем всю ее равномерно покрывают клеем и наклеивают на планшет. При этом лист бумаги надо хорошо разглаживать от середины к краям планшета.
      Часто при наклейке бумаги на большие планшеты или стенды приходится два листа бумаги стыковать способом внахлест. При этом способе шов бумаги бывает виден, а чтобы шов был незаметным, можно клеить спем.обом «встык». В этом случае бумагу сначала клеят внахлест, а затем с помощью линейки и ножа шов разрезают вдоль; срезанные плоскости бумаги обоих листов снимают, а края листов в области стыка приклеивают к планшету. Лишний клей смывается мокрой ватой.
      Листы бумаги для оклеивания таким способом можно подготовить, когда они сухие, а потом приступить к оклеиванию.
      Подготовка грунта. Различают три вида грунта: клеевой, эмульсионный и масляный. Клеевой грунт применяют для грунтовки холста, картона и фанеры. Для приготовления клеевого грунта берут раствор столярного клея (на 1 часть клея 15—20 частей воды) и смешивают его с порошкообразным мелом до сметанообразной консистенции. Несколько капель глицерина, добавленных в грунт, придадут ему эластичность.
      Перед нанесением клеевого грунта рекомендуется проклеить холст или картон слабым раствором столярного клея. Проклейку, особенно холста, целесообразно производить дважды, причем первый слой должен предварительно просохнуть. После проклейки наносить клеевой грунт в три или четыре слоя; каждый слой следует хорошо просушить. Первый слой грунта желательно после просушивания обработать пемзой для удаления неровностей, особенно в холсте.
      Эмульсионный грунт применяется для работы темперой и маслом. Холст, предназначенный для грунтовки, предварительно проклеивают жидким столярным клеем (1 часть сухого клея на 15—20 частей воды). Можно рекомендовать несколько рецептов грунта.
      1. Вода 100 г. Столярный клей 20 г. Олифа натуральная 100 см3. Сухие цинковые белила 110 г. Мел 35 г.
      2. Вода 100 г. Желатин технический 20 г. Сухие цинковые белила 100 см3. Олифа натуральная 40—100 см3. Вода 200 г для разведения желатина.
      3. Вода 220 см3. Казеиновый клей 20 г. Вода для разведения клея 60 см3. Нашатырный спирт 4 см3. Льняное вареное масло 50 см3. Цинковые белила 105 г.
      Для грунтовки холста, на котором работают преимущественно масляными красками, применяется масляный грунт. Холст предварительно проклеивают и просушивают, отшлифовывают пемзой, а потом покрывают масляными белилами. Такой грунт надо сушить очень долго.
      Пользование клеем. Чаще всего пользуются столярным, казеиновым и крахмальным клеем, реже клеем БФ-2.
      Столярный клей приготовляют в специальной клееварке. Чтобы приготовить клей, его предварительно заливают водой, которую после разбухания клея сливают; затем клей «распускают» при нагревании в клееварке.
      Казеиновый клей продается в виде порошка. Для приготовления клея сухой порошок сначала заливают теплой водой и оставляют на 2 часа. После разбухания порошка добавляют немного нашатырного спирта и перемешивают состав. Готовый клей имеет консистенцию сметаны. На 500 г сухого казеина следует взять 3 л воды и 50 см3 25%-го нашатырного спирта.
      Крахмальный клей применяется для наклеивания тканей и бумаги на картон и деревянные поверхности. Его приготовляют завариванием крахмала в горячей воде. Предварительно крахмал следует хорошо размешать в небольшом количестве холодной воды, а затем подливать кипяток до получения клея нужной густоты. Кипятить клей нельзя: он может потерять свою клеющую способность.
      С помощью клея БФ-2 склеивают материалы из пластмассы, стекла, дерева. Способ применения указывается на флаконах, тюбиках, в которых он продается.
      Отделка изделий из древесины. Отделка поверхностей деревянных конструкций делается для того, чтобы придать изделиям красивый внешний вид. В данном разделе мы предлагаем несколько способов отделки.
      Поверхность деревянных изделий может быть отделана вощением, т. е. покрытием поверхности изделия тонким слоем восковой мастики. Предварительно отшлифованную поверхность древесины натирают подогретой восковой мастикой с помощью войлока или грубой шерстяной ткани (сукна). Натирать следует сначала поперек, а потом вдоль волокон. После просушивания поверхность натирают мягкой шерстяной тканью до появления блеска.
      Восковую мастику можно составить самим. Для этого надо взять 3 части воска и расплавить его в водяной ванне. В расплавленный воск добавить 5—б частей скипидара, или бензина, или смеси скипидара с бензином. Для того чтобы мастика была более твердой, можно рекомендовать добавить в смесь канифоль из расчета 1 часть канифоли на 6—8 частей воска.
      Шпатлевание представляет собой операцию заполнения неровностей, трещин, задиров на поверхностях, предназначенных для окраски, специальной пастой (которая называется шпаклевка). Предварительно эти поверхности грунтуют.
      Шпаклевки бывают клеевые, масляные и др. Клеевую шпаклевку изготовляют по рецепту (в процентах к общему количеству) : клея столярного 3, воды 30, олифы 2, мела сеяного 65. Сначала растворяют клей в воде, потом прибавляют олифу, а после
      этого мел. Масляная шпаклевка составляется из двух частей масляного лака (светлого) и одной части картофельного крахмала. Такая шпаклевка особенно пригодна для древесины твердых пород. Масляную шпаклевку можно также изготовить по рецепту: олифа натуральная 50 частей, клей столярный 1 часть, скипидар технический 10 частей, сиккатив 8 частей, вода 8 частей, мел около 250 частей. Казеиновую шпаклевку изготовляют по рецепту: мел 19 частей, клей казеиновый 2 части, олифа 2 части, вода 25 частей.
      Шпаклевки наносят при помощи шпателей или толстой листовой резины. Для более тщательной отделки изделий шпаклевку наносят 2—3 раза. После каждого раза шпаклевку следует просушить и отшлифовать мелкой стеклянной шкуркой или пемзой.
      Имитирующая отделка имеет целью раскраску древесины простых пород под более ценные породы. Для этого используются протравы, которые, как правило, не являются красящими веществами, но, воздействуя на древесину, изменяют ее цвет. Такими протравами могут быть двухромовокислый калий — хромпик (его растворяют в воде), окрашивающий в желтый или коричневый цвет; железный купорос, водный раствор которого окрашивает древесину в серый или коричнево-серый цвет; раствор медного купороса, окрашивающий древесину в коричневый или черный цвет в зависимости от концентрации раствора; марганцовокислый калий, также растворенный в воде, придающий древесине коричневый цвет.
      Кроме протрав, можно использовать морилки, т. е. порошкообразные краски для бумажных тканей. Их растворяют по рецепту, указанному на упаковке. Такими красителями, растворенными в воде, простые породы древесины можно окрасить под мореный дуб, орех, красное дерево и другие ценные породы.
      Краски и окрашивание ими. Разберем наиболее часто встречающиеся виды красок и приемы отделывания ими.
      Клеевая краска наиболее распространена в декоративно-оформительских работах. Ее применяют для покрытия больших поверхностей щитов, планшетов, панно, лозунгов, афиш и др. Для приготовления клеевой краски используют порошкообразные сухие пигменты, разводимые в клеевом растворе. Для клеевого раствора берут 5—10 г столярного клея на 10 г воды. Добавляют размельченный и просеянный мел, который размешивают в клеевом растворе до сметанообразной консистенции.
      Клеевыми красками можно непосредственно покрывать бумагу, картон. На фанере и холсте перед началом надо делать клеевую грунтовку.
      Гуашь по своим качествам близка к клеевым краскам; ее легко разводить водой. Связующим материалом в ней является декстриновый клей и камеди. Для покрытия больших поверхностей разводят гуашь соответствующего колера в отдельной посуде и в нужном количестве. Гуашью можно работать на бумаге и картоне, а также по клеевому грунту на фанере и деревянных щитах.
      Для работы с применением красок различного цвета необходимо иметь палитру с углублениями. Брать гуашь из банок надо деревянными лопатками, отдельными для каждого цвета. Работая гуашью, учитывают одну ее особенность — при высыхании окрашенные поверхности становятся более светлыми.
      Темпера — краска, связующим материалом которой является клей и масло, в котором размешиваются красящие вещества. Темпера бывает казеиново-масляная, яично-масляная и поливинилацетатная.
      К азеино в о - ма сл яную темперу можно купить в готовом виде. Ее легко изготовить и самим. Для этого делается эмульсия из 200 г казеинового клея, 75 г воды и 200 г льняного масла (отбеленного в течение двух месяцев на солнце в стеклянной посуде). В приготовленный казеиновый клей наливают масло и перемешивают шпателем, а чтобы эмульсия была не очень густой, добавляют воду. Готовую эмульсию тщательно смешивают с сухим красочным пигментом.
      Яично-масляную темперу приготовляют из яичного желтка и белка, которые тщательно размешивают. В приготовленную массу добавляют отбеленное льняное масло в количестве, равном объему яйца и двум объемам воды. В эту тщательно размешанную эмульсию примешивают порошок красящего пигмента.
      Для предохранения темперы от загнивания можно добавлять немного слабого раствора формалина или салициловой кислоты.
      Поливинилацетатная темпера выпускается в готовом виде.
      Все указанные виды темперы можно применять на бумаге, картоне, фанере, дереве, холсте. Способы применения темперы аналогичны с гуашью. Темпера быстро сохнет, поэтому необходимо в процессе работы добавлять в краску воду.
      Масляная краска применяется для покрытия поверхностей изделий из древесины, металла и других материалов. Перед окраской деревянных поверхностей их тщательно отделывают и покрывают масляной или казеиновой грунтовкой, а при необходимости прошпаклевывают и еще раз зачищают. Если требуется, чтобы краска имела матовый оттенок, в нее вносят больше скипидара или сухого пигмента.
      Эмалевые краски также являются масляными. В них лишь другой процентный состав входящих веществ. После окраски эмалью поверхности становятся ровными и глянцевыми.
      Нитроэмалевые краски отличаются тем, что быстро сохнут и являются водоустойчивыми. Поверхность изделий для покрытия нитроэмалевыми красками должна быть тщательно подготовлена, очищена от загрязнений, ржавчины, окалины, старой краски. Грунтовку производят специальными нитрогруитов-ками. При необходимости применяют нитрошпаклевку. Окраску производят кистью; быстро наносят краску, стараются не проводить кистью несколько раз по одному месту. Нитроэмали удобно также наносить распылением при помощи специальных приборов.
      Прозрачные покрытия применяются для поверхностей из древесины, при которых особенно ясно подчеркивается ее текстура. Для прозрачных покрытий поверхность изделий тщательно шлифуют. Шлифование производят мелкими стеклянными шкурками, которыми обертывают деревянные брусочки прямоугольной формы. Само шлифование древесины производят круговыми движениями, без нажима. После первой грубой шлифовки обрабатываемую поверхность слегка смачивают водой при помощи губки или тряпки. При этом на поверхности поднимается ворс из волокон древесины, который после просушки сошлифовывают.
      После шлифования, если необходимо, можно сделать имитирующую окраску и приступить к нанесению кистью одного или нескольких слоев прозрачного лака — лакированию.
      Для придания поверхности древесины зеркального блеска проводят полирование. Значительно лучше полируется поверхность изделий из древесины твердых пород. Перед полированием поверхность изделия отшлифовывают мелкими стеклянными шкурками. Подготовленную поверхность покрывают олифой или лаком, чтобы предотвратить быстрое впитывание политуры в поры древесины. Для получения хорошей полированной поверхности рекомендуется наносить тонкие слои политуры, выдерживая каждый слой в течение
      3—5 дней. Полируют тампоном из шерстяной ткани, обернутой полотняной мягкой тканью. Шерстяную ткань перед началом полирования пропитывают политурой и завертывают в полотно. Этим тампоном натирают отделываемую поверхность. Натирать следует непрерывными движениями, не останавливаясь и не отрывая тампон от поверхности. Смоченный тампон опускать на поверхность надо сходу, начиная с краев изделия, и заканчивать тоже не прекращая движения тампона, пока он не выйдет за пределы края поверхности. Нажим на тампон должен быть таким, чтобы поверхность изделия покрывалась тончайшим быстро высыхающим слоем. Чтобы уменьшить прилипание тампона к обрабатываемой поверхности, на нее разбрызгивают льняное масло из расчета 1—2 капли на 100 квадратных сантиметров.
      Применение шрифта. Выполняя декоративно-оформительскую работу, мы чаще всего встречаемся с рисованными, а также типографскими шрифтами. Типографские шрифты в настоящее время строго соответствуют ГОСТу. Существуют определенные правила для выполнения шрифтов. Кроме того, шрифты должны быть выразительными и в цветовом решении гармонировать с фоном.
      Шрифтов существует много. Они отличаются друг от друга рядом признаков. Как известно, буквы состоят из многих элементов— стоек (штамбов), горизонтальных и наклонных штрихов, иногда имеют горизонтальные отсечки и т. д.
      Указанные элементы букв могут быть разной толщины, а поэтому шрифты делятся на группы: жирные, полужирные, светлые (приложение 6).
      Существенную роль играет и то обстоятельство, что буквы могут иметь разное отношение ширины к высоте. Поэтому шрифты бывают широкие, нормальные и узкие.
      В практической работе придерживаются определенных закономерностей написания шрифтов. Не следует злоупотреблять чрезмерной шириной или высотой букв. Наиболее употребительным является шрифт, у которого ширина и высота букв имеет соотношение 3:5. При этом необходимо заметить, что це-
      лый ряд букв, например Ж, Ю, Ш, Ы, М, отклоняется от вышеуказанных пропорций в сторону увеличения ширины.
      Существует еще одна особенность шрифтов— это их наклон в правую сторону примерно под углом 75°. Такие шрифты получили название наклонных. Имеется также шрифт под названием курсивный, который тоже является наклонным и напоминает собою рукописные (письменные) буквы.
      Несмотря на то что буквы состоят из отдельных элементов, у каждого шрифта среди многих букв имеются однородные или совпадающие элементы. Это необходимо учесть для того, чтобы быстро и умело рисовать буквы, не нарушая их конструкцию и принадлежность к определенному шрифту.
      Из многочисленных шрифтов чаще всего применяется в оформительских работах рубленый шрифт. Он прост тем, что в нем отсутствуют отсечки, а ширина штамбов, основных и дополнительных штрихов одинакова.
      Существует разновидность жирного рубленого шрифта, который называют «дубовым». В этом шрифте допускается утолщение основных штрихов в 2—3 раза. Распространен «обыкновенный» шрифт (альди-не), он имеет большую разницу в толщине основных и дополнительных штрихов. Кроме этого, он имеет длинные отсечки.
      Для того чтобы написать объявление, призыв, цитату и другое, необходимо тщательно продумать расстановку слов, выделяя в тексте те слова, которые будут являться главными в данном объявлении или лозунге. Поясняющие слова можно писать более мелким шрифтом. Размещение слов, подбор существующего шрифта, величина букв и их цвет играют существенную роль в удобочитаемости текста и его эстетической выразительности.
      Для того чтобы была большая строгость и точность в размещении букв (особенно у начинающих оформителей), надо вести разметку, соблюдая установленные интервалы между буквами и строками. Общепринятые интервалы между буквами считаются ’Д или '/б ширины букв; расстояние между строками может равняться от половины до двойной высоты букв.


     
      KOHEЦ 2 ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ
     
      ЛИТЕРАТУРА
      Алексеев С. С. Цвета и краски. М., «Искусство», 1962.
      Астрова Т. и Нешумов Б. Оборудование общественных зданий. «Декоративное искусство СССР», 1959, № 11.
      Барышников А. П. Перспектива. М., «Искусство», 1956.
      Бешенков А. К. Оборудование школьных мастерских. М., «Просвещение», 1967.
      Бродский Б. И. Художник рядом с тобой. М., «Искусство», 1961.
      Бродский Б. И. Оформление выставок. М., «Художник РСФСР», 1960.
      Буйнов А. Н., Смирнов Г. Б. Первоначальные сведения о перспективе. М., Профиздат, 1960.
      Буров А. К. Об архитектуре. М., Госстройиздат, 1960.
      Воейкова И. Искусство и быт, вып. II. М., «Советский художник», 1964.
      Гремиславский И. Композиция сценического пространства в творчестве В. Симова. М., «Искусство», 1953.
      Губницкий С., Миронов Г., Тарасович Г. Декоративно-оформительские работы. М., Профиздат, 1961.
      Дейнека А. А. Из моей рабочей практики. М., Изд. АХ СССР, 1961.
      Домогацкий Д. Н. Воспитание вкуса. «Художник», 1964, № 7.
      3авражин Н. М., 3авражин Н. Н. Малярные работы. М. Профиздат, 1963.
      Зуев Д. Д. Художественное оформление школьных помещений. Куйб. книж. изд-во, 1970.
      Иконников А. В., Степанов Г. П. К новому стилю. М., «Художник» РСФСР», 1962.
      Коварне С. Выставка должна быть прекрасной. «Декоративное искусство СССР», 1959, № 12.
      Кондратов Н. П. Техническую эстетику — в школу. «Школа и производство», 1966, № 2.
      Куцын Т. И. Начертание шрифтов. М., «Искусство», 1952.
      Макарович В. Так это было задумано. «Декоративное искусство СССР», 1962, № 2.
      Матвеев В. Шрифты. М., «Искусство», 1954. Мистюк К. Реклама в интерьере. «Декоративное искусство СССР», 1963, № 7.
      Мюллер В. Декоративное оформление спектакля. М., «Искусство», 1956.
      Опоров В. Советская выставка в Париже. «Декоративное искусство СССР», 1962, № 2.
      Рождественский К. Творческие проблемы развития декоративно-оформительского искусства. «Художник», 1960, № 2.
      Симонов В. Светящиеся краски. «Художник», 1962, № 6.
      Соболев Н. Русский народный орнамент. М., Гос. архитектурное изд-во, 1948.
      Тарасевич Г. В сельском клубе. «Художник», 1963, № 10; 1964, № 1.
      Тарасевич Г., Грохотов В., Павлино в а Е. Художник-оформитель. М., «Советский художник», 1966.
      Шипанов А. Клубный художник. М., «Советский художник», 1964.
      Яковлев Н. Художественное оформление стенной газеты. М., «Искусство», 1956.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.