МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ШКОЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СНАРЯДОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
Бум тройной
Тройной бум (рис. 1) — снаряд, наиболее доступный для изготовления в мастерских школы. Он состоит из двух стоек (одной переносной на крестовине, другой без крестовины,прикрепляемой к стене) и трех перекладин длиной 5 — 6 м, которые могут устанавливаться на разной высоте. Снаряд легко собирается и разбирается и не занимает много места при хранении. Кроме того, он имеет большую пропускную способность (одновременно могут заниматься 15 — 18 учеников) и на нем можно делать разнообразные упражнения с учащимися любого класса (от первого до десятого).
На тройном буме выполняются простые и смешанные висы, упоры, лазание и перелезание, опорные прыжки и другие упражнения.
На снаряде можно делать подготовительные и общеразвивающие упражнения типа упражнений, выполняемых на гимнастической стенке (рис. 2) или гимнастических скамейках (рис. 3); перекладины бума используются так же, как отягощения, при групповых упражнениях (рис. 4).
В зависимости от задач урока и возраста занимающихся используются различные установки бума.
На одинарном буме можно выполнять висы лежа (рис. 5), висы завесом и лазание в висе завесом одной ногой и двумя ногами (рис. 6), вис лежа сзади (рис. 7) и многие другие. На установке бум двойной параллельный (низкий и высокий) можно выполнять упражнения, по своему характеру сходные с упражнениями на параллельных брусьях: вис завесом прогнувшись на дальней перекладине (рис. 8), вис присев сзади, вис согнувшись (рис. 9), сгибание и разгибание рук в висе (рис. 10).
Упражнения, выполняемые на установке бум тройной разновысокий, по своему характеру сходны с упражнениями на разновысоких брусьях. На этой установке можно делать смешанные висы и упоры (рис. 11), перевороты, повороты (рис. 12, 13, 14, 15), упражнения в лазании и перелезании (рис. 16, 17). Лазание и перелезание через бум, установленный в виде тройной изгороди, проводятся с учащимися VI — X классов.
Для прыжков могут использоваться различные установки тройного бума. На одинарной установке тройного бума выполняются прыжки наступая, прыжки с высоты (рис. 18), прыжок боком (рис. 19).
Кувырок вперед (рис. 20), прыжки согнув ноги, ноги врозь и другие выполняются при установке бум двойной параллельный и по своему характеру напоминают прыжки через гимнастические снаряды (стол, ящик, плинт и др.). Для проведения этих прыжков на перекладины бума, установленные параллельно, кладутся гимнастические мостики, которые накрываются гимнастическими матами.
Упражнения в равновесии выполняются также при различных установках бума. Наиболее простая — перекладины от бума разложены на полу (рис. 21). Общая длина снаряда — 18 лс, ширина площади опоры — 16 см и высота опоры — 8 см. Чтобы усложнить упражнения, надо закрепить перекладины в рамах плоскими сторонами вверх или, закрепив один конец, поставить перекладины наклонно (рис. 22, 23, 24). Усложнить упражнения можно также, увеличив высоту снаряда и выполняя упражнения с различными предметами (мячи, кубики, гимнастические палки).
Тройной бум часто, используют при разучивании отдельных акробатических элементов (рис. 25).
Подготовка бума к занятиям. На уроках в I — II классах учитель сам устанавливает и убирает снаряд. Дети оказывают ему посильную помощь. В III — IV классах снаряд ставят и убирают учащиеся вместе с учителем, а начиная с V класса школьники делают это самостоятельно под наблюдением учителя.
Перед выполнением упражнений учителю необходимо проверить правильность и прочность установки снаряда.
Снаряд горизонтально-канатный школьный
В основу этого снаряда положена идея объединения существующих разрозненных гимнастических снарядов (перекладина, брусья, канаты, лестницы, снаряды для опорных прыжков) в одно целое (рис. 26).
Новый снаряд состоит из ряда металлических узлов и деталей. Он отличается от существующих гимнастических снарядов тем, что его рабочей деталью является не деревянная жердь (брусья) и не металлический стержень (перекладина), а пеньковый канат или стальной трос, покрытый оболочкой из пластиката или резины. Эта основная рабочая деталь обладает достаточной гибкостью, эластичностью и большой прочностью, а при натяжении становится упругой и твердой.
Из металлических узлов и деталей можно установить следующие снаряды: перекладины высокие и низкие (четыре комплекта); брусья параллельные высокие и низкие (четыре комплекта); канаты для лазания и равновесия; лестницы горизонтальная и наклонная; снаряды для опорных прыжков.
Горизонтально-канатный снаряд имеет большую пропускную способность (одновременно могут заниматься от 4 до 20 учащихся). Он может быть использован в любом классе школы при изучении программного материала по гимнастике, легкой атлетике (в подводящих и специальных упражнениях прыгуна, барьериста) и в играх-эстафетах.
В зависимости от плана и задач урока, выполнение упражнений на снаряде проводится отдельными группами или поточно, что практически исключает простои учащихся и увеличивает плотность урока.
На снаряде можно выполнять висы, упоры, седы, повороты, перемахи, кувырки, стойки, подъемы, обороты, прыжки, упражнения в равновесии и многие другие.
На горизонтально-канатном снаряде можно делать подготовительные упражнения типа упражнений, выполняемых на гимнастической стенке или балетном станке. Для этого канаты устанавливаются параллельно на небольшой высоте.
Для выполнения простых и смешанных висов и упоров, подъемов, переворотов, поворотов и седов снаряд может быть установлен как перекладина высокая и низкая, брусья параллельные и разновысокие.
Вариант горизонтально-канатного снаряда в положении перекладина низкая и высокая устанавливается натяжением одного каната на необходимой высоте с сохранением под канатом стоек. Все упражнения программы, предусмотренные для выполнения на сре-дизальной и пристенной перекладинах, с успехом выполняются на этой установке.
В другом варианте — - брусья параллельные и разновысокие — можно делать упражнения в простых и смешанных висах и упорах не только школьной программы, но и классификационной программы юношеских разрядов. На брусьях параллельных можно выполнять упражнения как для юношей, так и для девушек: сед ноги врозь (рис. 27), сед продольно ноги врозь, хватом за передний канат (рис. 28); на брусьях разновысоких: вис на согнутых руках, стоя на нижнем канате (рис. 29), упражнения в равновесии при движении по нижнему канату, держась рукой за верхний и др.
Канаты для лазания и упражнений в равновесии устанавливаются без опорных стоек. Высота натянутых канатов и величина угла наклона их зависят от задач урока и подготовленности занимающихся. Передвижение в упоре присев на двух канатах (рис. 30) доступно учащимся V — X классов. Высота снаряда при выполнении этого упражнения небольшая.
Лестница горизонтальная (рис. 31) монтируется на канатах снаряда из специальных овальных реек-перекладин,. чимеюхцих на обоих концах замки-дужки, которые облегают канаты и закрепляются на необходимом расстоянии. Под горизонтальные лестницы можно ставить опорные стойки.
На горизонтальных лестницах, устанавливаемых на низкой, средней и максимальной высоте, можно выполнять лазание и перелезание различными способами, простые и смешанные висы, подтягивания и размахивания в висе, смешанные и простые упоры, соскоки. На лестнице можно также делать различные подъемы (завесом, переворотом в упор) и некоторые прыжки (наступая, прыжок боком, прыжок углом и др.)1. На снаряде, установленном на максимальной высоте, юноши старших классов могут выполнять упражнения в передвижении вперед и назад в висе на руках с перехватом за рейки попеременно или одновременно обеими руками.
Если раздвинуть рейки лестниц на более значительное расстояние, то можно получить установку снаряда «горизонтальный трап», на котором можно выполнять пролезания, перелезания и ряд других упражнений, содействующих исправлению и улучшению осанки и применяемых в корригирующей гимнастике.
Установка снаряда в виде двойной изгороди (рис. 32), когда горизонтальные канаты находятся один над другим, может также широко использоваться при лазании, перелезании, равновесии с опорой на верхний канат, прыжках боком и наступая.
В установке горизонтальных канатов один над другим может быть смонтирована лестница (рис. 33). На ней также выполняются многие упражнения в лазании, перелезании, прыжках. Окна, образованные рейками вестницы, можно использоватьдля метания малых мячей в цель.
Для того чтобы сделать на горизонтально-канатном снаряде установку для прыжков, надо натянуть канаты (в виде параллельных брусьев) и установить под ними (на нужной высоте) стойки. Поперек канатов следует положить 3 — 4 гимнастических мата. Свисающие по сторонам канатов концы каждого гимнастического мата скрепляются специальными крючками, которые вставляются в ручки, пришитые к матам. На этих установках можно выполнять различные прыжки, кувырки, перевороты.
Канаты снаряда могут служить как отягощения при групповом выполнении подготовительных упражнений и для проведения упражнений в равновесии на канатах, лежащих на полу.
Подготовка снаряда к занятиям и уборка осуществляются группой учащихся под руководством учителя. Кольца на концах канатов при ввинченных талрепах прикрепляются крючками к скользящим кареткам рамы. Под канаты устанавливаются опорные стойки и закрепляются в гнездах. Затем поочередным натяжением талрепов, производится натягивание канатов до необходимой упругости. Канаты закрепляются зажимами-дужками опорных стоек. Уборка снаряда осуществляется в обратной последовательности. Маты укладываются под снаряды в местах выполнения упражнений.
Школьный гимнастический снаряд (рис. 34) — разборная, универсальная конструкция, которая состоит из четырех стоек с пазами на крестовине, двух перекладин с отверстиями для жердей, трех пар жердей и трех навесных лестниц. Шкогис можно установить на высоте от 40 до 180 см. Это позволяет использовать его во всех классах восьми летней школы.
Снаряд имеет значительную пропускную способность. На нем одновременно могут заниматься от 3 до 8 человек, что в значительной мере способствует повышению плотности урока.
Из школьного гимнастического снаряда можно собрать несколько различных конструкций:
Школьный гимнастический снаряд (шкогис)
а) двое разновысоких брусьев и одни параллельные (четыре жерди вставляются в отверстия перекладин, две — в отверстия стоек, рис. 35);
б) три перекладины одинаковой высоты (рис. 36);
в) брусья-стоялки, установленные на минимальной высоте (рис. 37);
г) двухстороннюю гимнастическую стенку из трех съемных пролетов (рис. 38);
д) забор из двух перекладин (рис. 39);
е) приспособления для упражнений в равновесии на наклонной плоскости (рис. 40, 41);
ж) приспособление для упражнений в лазании и перелезании (рис. 42);
з) качающиеся лестницы (рис. 43);
и) горизонтальную лестницу (рис. 44);
к) приспособление, используемое как препятствие при обучении перелезанию (рис. 45)1.
На снаряде можно делать подготовительные упражнения типа упражнений, выполняемых на гимнастической стенке, балетном станке и гимнастических скамейках. При этом жерди и перекладины устанавливаются на минимальной высоте. Простые и смешанные висы и упоры, перевороты, повороты и седы можно делать на всех вариантах снаряда по типу упражнений, выполняемых на низкой перекладине, брусьях разновысоких и параллельных, на одинарном буме. Для упражнений в лазании и перелезании используются различные варианты снаряда с применением вертикальных (неподвижных и качающихся), наклонных и горизонтальных лестниц. Для упражнений в равновесии можно использовать горизонтальные и наклонные установки снаряда.
Шкогис можно также использовать при проведении игр-эстафет и прыжков наступая, без-опорных и опорных. Перекладины и жерди могут служить как отягощения при групповом выполнении подготовительных упражнений. (Одна жердь на 5 — 6 человек.) Групповые упражнения с жердями можно делать, построив учащихся в шеренгу, колонну, круг, веером (рис. 46). Если положить жерди на полу в виде узкого «коридора», «лестницы», «звезды» (рис.47), то удобно проводить упражнения в беге и прыжках.
Групповые упражнения с жердями могут выполняться одновременно, поочередно и поточно.
Упражнения с жердями очень многообразны. Каждый учитель в зависимости от состава класса и задач урока может составить упражнения, выполняемые учащимися вчетвером и вшестером на месте и в движении.
Школьный гимнастический снаряд можно использовать при работе в зале и на летней спортивной площадке, как в городской, так и в сельской школе.
Подготовка снаряда к занятиям. Снаряд
устанавливают во время перемены дежурные учащиеся под наблюдением учителя. Для более быстрой установки следует пронумеровать стойки, перекладины, жерди, отверстия; позаботиться о том, чтобы для стоек снаряда были сделаны отметки. Учитель лично проверяет правильность и прочность установки снаряда, наличие и расположение матов.
Снаряд подвесной на монорельсе
Снаряды подвесные на монорельсе (рис. 48) относятся к числу быстро убирающихся и позволяют максимально использовать рабочую площадь зала.
На монорельсе можно установить пять перекладин (высота зависит от роста занимающихся), быстро убирающиеся гимнастические шесты, канаты, кольца и некоторые другие подвесные снаряды. На них учащиеся III — X классов могут делать все упражнения, предусмотренные учебной программой. Упражнения на этих снарядах выполняются сменами (по 5 — 10 человек).
При одновременном выполнении упражнений на всех снарядах учитель страхует школьников, делающих наиболее трудное упражнение. На других снарядах страховку осуществляют наиболее подготовленные учащиеся.
Подготовка снаряда к занятиям. Стойки перекладин, канаты и шесты ставят в рабочее положение, перемещая их по балке на роликах. При выдвижении одной стойки (шест, канат) одновременно выдвигаются и все остальные, соединенные между собой натяжным тросом.
Стойки перекладин крепятся к полу винтовыми замками. Для установки перекладин на стойках имеется ряд отверстий, в которые вставляются «пальцы» (болты), закрепляющие стержни перекладин и препятствующие их вращению при выполнении упражнений. Один конец первой перекладины соединяется со стойкой, которая крепится к стене.
В нерабочем положении стойки перекладин находятся в одном из углов зала.
Установку снарядов и их смену производят учащиеся вместе с учителем. Проверив надежность установки и положив необходимое количество матов, можно приступать к выполнению упражнений.
Перекладина гимнастическая пристенная
Пристенные перекладины — одинарная и двойная (рис. 49, 50) — удобны тем, что их можно быстро поставить в рабочее положение. Для этого следует отвести их от стены и поставить под прямым углом к ней. Крепятся перекладины одной стороной к стене, другой при помощи стойки и растяжек — к полу.
Перекладины можно устанавливать на различной. высоте. Это зависит от целей и задач урока, подготовленности, возраста и роста учащихся.
Блок подвесных снарядов
Конструкция (рис. 51) объединяет существующие снаряды для лазания — шесты и гимнастические лестницы. Посредством горизонтальных рам пять шестов для лазания и две гимнастические лестницы объединяются в общий снаряд-агрегат, предназначенный для выполнения простых и смешанных висов, упражнений в лазании и перелезании. Он может использоваться в трех различных положениях — в вертикальном и под углом 60 и 45°.
Снаряд устанавливается в зале, на небольшом расстоянии от стены и не занимает много места.
На нем могут одновременно работать несколько человек. Упражнения выполняют потоком, сменами, отдельными группами.
Снаряд с успехом можно использовать при проведении различных игр-эстафет.
Подготовка снаряда к занятиям. Чтобы снаряд из основного (вертикального) положения установить наклонно, надо расставить учащихся по краям снаряда (у лестниц) и у каждого шеста. Три человека берутся за нижнюю, связующую трубу. Затем всем одновременно следует поднять (невысоко) снаряд вверх (предварительно освободить винтовые замки, которые крепят снаряд к полу) и, отведя его в сторону, осторожно опустить нижнюю трубу на пол. Далее, прикрепив замки снаряда к полу, положить гимнастические маты.
После окончания занятий снаряд ставят в вертикальное положение.
Подвеска блочная для гимнастических колец
Для установки этого снаряда в зале необходимо иметь соответствующие условия — высоту не менее 5,5 м и удаление колец от поперечных стен и других снарядов не менее 6 м. Кольца могут подвешиваться к блочной качающейся подвеске или к неподвижным крюкам. Предпочтение следует отдать блочной подвеске (рис. 52), которая позволяет легко регулировать высоту колец, устраняет перегибы и закручивание троса при выполнении упражнений. -
На гимнастических кольцах можно выполнять большое количество различных упражнений: висы и упоры (простые и смешанные), соскоки из висов и упоров, переходы из виса в упор и обратно, обороты, размахивания и раскачивания, повороты и соскоки из раскачивания. Школьная программа предусматривает выполнение следующих упражнений: размахивание в висе, вис согнувшись, вис прогнувшись, упор на согнутых руках, упор, из размахивания в висе махом назад выкрут вперед и соединения из изученных упражнений. Чтобы избежать травм, надо очень внимательно относиться к страховке. Под кольцами всегда следует укладывать достаточное количество матов.
Изучать упражнения вначале рекомендуется на низко опущенных кольцах. Это облегчает страховку и упрощает принятие исходных положений учащимися.
Стенка гимнастическая поворотная
Это снаряд, на котором можно выполнять большое количество различных упражнений в лазании, перелезании, в простых и смешанных висах, упорах, подготовительные и общеразвивающие упражнения.
Из существующих типов стенок наиболее удобной является стенка гимнастическая поворотная (рис. 53). Она удобна тем, что шесть ее пролетов, установленных в рабочем положении (под углом 45° к стене), можно использовать для выполнения упражнений одновременно с обеих сторон. Это вдвое увеличивает пропускную способность снаряда по сравнению с обычными гимнастическими стенками, наглухо прикрепляемыми к стене.
Подготовка снаряда к занятиям. В обычном положении поворотная стенка, как и обыкновенная, размещается и крепится вдоль стен зала. Чтобы поставить ее в рабочее положение, надо освободить замки и крепления, затем, взявшись за рейки крайних пролетов, отвести их в сторону и поставить под углом к стене, к которой она крепится. Далее следует прикрепить замки к полу и крючки крепления к стене и проверить прочность крепления, состояние поворотных петель и реек. Положив у стенки гимнастические маты, можно приступать к работе.
Лестница гимнастическая
Гимнастическую лестницу можно быстро и легко установить в любом положении и на любой высоте. Крючки на одном из концов лестницы позволяют подвешивать ее за скобы, вделанные в стену, за рейки гимнастической стенки, лестницу можно также укрепить на пристенной раме и подставке (рис. 54).
Одновременно на одной лестнице могут заниматься от 3 до 6 человек.
Если в зале имеется четыре-пять лестниц, то при умелой организации урока на них могут работать одновременно все учащиеся.
На гимнастической лестнице, установленной наклонно и вертикально, можно изучать различные способы лазания (рис. 55), перелезать с одной стороны лестницы на другую. Перелезать различными способами (стоя или боком) можно также через лестницу, установленную горизонтально (рис. 56).
На гимнастической лестнице можно выполнять простые и смешанные висы (рис. 57); подтягивание в висе (рис. 58); передвижение в висе на горизонтальной или наклонной лестнице; размахивание в висе и соскоки; смешанные и простые упоры; перемет седов (перемахами и поворотами); различные соскоки из упорор.
На горизонтально установленной гимнастической лестнице можно выполнять упражнения в равновесии (рис. 59) и некоторые прыжки, например прыжок наступая, прыжок боком, прыжки углом с прямого и косого разбега.
Скамейка гимнастическая
Гимнастическая скамейка (рис. 60) — обязательный снаряд в оборудовании гимнастического зала. Скамейки можно использовать как отягощения при групповых упражнениях, как наклонную плоскость при лазании и переползании, при выполнении упражнений в равновесии, общеразвивающих, специальных и подводящих упражнений в беге, прыжках, играх, гимнастике, а также как ограничители и ориентиры.
Упражнения на скамейках могут выполняться индивидуально, с помощью партнера, в парах и одновременно группой. Групповые общеразвивающие упражнения с гимнастическими скамейками можно выполнять при различном расположении скамеек и учащихся — рядами, по кругу, веером (рис. 61).
При проведении игр и эстафет гимнастические скамейки используются в комбинации с другими снарядами (рис. 62, 63).
Ящик гимнастический и плинт
Ящик гимнастический (рис. 64) и плинт (рис. 65) используются ~на занятиях при выполнении различных прыжков, общеразвивающих, акробатических упражнений, упражнений в равновесии, переползании, перелезании, при различных вцдах бега, а также при проведении игр и эстафет. Отдельные части ящика могут быть использованы как препятствия и как отягощения.
На наклонной плоскости, составленной из крышки, положенной на две рамы ящика, можно выполнять упражнения в лазании (на четвереньках) и переползании (на коленях). Для кувырков и перекатов используется крышка ящика, на которую, если необходимо, кладут гимнастический мат.
При проведении игр-эстафет, преодолении полосы препятствий (рис. 66) секции ящика используются как препятствия, которые преодолеваются перешагиванием, прыжками, про-лезанием через рамы, поставленные вертикально (на длинную или короткую сторону).
С учащимися старших классов на этих снарядах можно выполнять комбинированные (рис. 67) и опорные прыжки.
Гимнастический ящик и плинт просты в изготовлении, удобны, надежны и значительно легче Они с успехом заменяют более громоздкие и дорогие прыжковые снаряды и могут использоваться на занятиях с учащимися I — X классов.
Батуд школьный
Батуд (рис. 68) — подкидная горизонтальная плетеная сетка, растянутая на раме резиновыми амортизаторами или стальными пружинами. Используется для обучения и тренировки гимнастов, акробатов, прыгунов в воду.
В зависимости от степени трудности и направления вращения тела занимающегося в воздухе, все упражнения на батуде можно условно разделить на четыре группы:
I группа — подготовительные упражнения;
II группа — прыжки с вращением вперед;
III группа — прыжки с вращением назад;
IV группа — прыжки с винтами.
При работе на батуде учащиеся обязаны знать и точно выполнять условия приземления на сетку1.
1 См.: «Физическая культура в школе», 1961, № 10.
других прыжковых снарядов.
При изучении упражнений на батуде учитель оказывает помощь и страхует, используя для этого подвесной пояс. На занятиях в группе должно быть не более 6 — 8 человек на одного преподавателя.
При выполнении прыжков на батуде одним занимающимся четверо других осуществляют страховку, стоя по сторонам батуда, остальные разучивают гимнастические или акробатические упражнения на матах.
Стойки для прыжков в высоту
Стойки служат для установки металлической или деревянной планки или веревочки с грузом на нужной высоте. Различают стойки стационарные и переносные (рис. 69). На открытых площадках можно пользоваться как теми, так и другими.
Деревянные стойки можно сделать съемными, для этого нижние концы стоек следует вставлять в гнезда из металлических труб нужного диаметра.
Переносные стойки удобны при занятиях на большой яме. Они должны быть устойчивы. Пять — восемь пар таких стоек, установленные на большой прыжковой яме, позволяют выполнять прыжки одновременно многим учащимся.
Колодки и станки стартовые
Колодки и станки применяются для упора ног при низком старте в беге на короткие дистанции и с барьерами.
Стартовые колодки (рис. 70) изготовляются отдельно для каждой ноги и состоят из площадки и основания. Упор осуществляется в площадку с вырезами для шипов туфли. Площадка может уста-
навливаться под разным углом (от 40 до 85°). Каждое положение площадки надежно фиксируется. Основание крепится к грунту тремя или большим количеством шипов.
В отличие от стартовых колодок, стартовые станки (рис. 71) имеют две опорные площадки, крепящиеся к одному основанию. Расстояние между площадками по ширине не меняется, однако по длине площадки могут перемещаться (по основанию) независимо друг от друга в пределах 600 — 650 мм и закрепляться в нужном положении.
Площадки имеют форму треугольной призмы, нижняя плоскость которой опирается о грунт. Переставляя площадки с одной стороны основания на другую и поворачивая их, можно получить различные комбинации углов (для удобной постановки обеих ног).
Крепление стартового станка к грунту производится двумя длинными шипами, расположенными в начале и в конце основания.
Для крепления колодок и станков надо пользоваться деревянным молотком.
Стартовый станок другой формы (рис. 72) состоит из четырех деревянных планок и стальной пластины. Боковые и средняя планки имеют вертикальные вырезы (на средней планке вырезы с двух сторон), в которые вставляются ребра опорных площадок.
В зале такой станок устанавливается у стенки. На стадионе он крепится к земле при помощи шипов, вставляемых в отверстия, просверленные в металлической пластине.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|