На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Уроки ручного труда во втором классе. Розанов, Завитаев. — 1955 г Уроки ручного труда во втором классе. 1956 г

Иван Григорьевич Розанов
Пётр Алексеевич Завитаев

Уроки ручного труда

во втором классе

*** 1955 ***


PDF

развороты


DjVu

страницы


Добавлено издание 1956 года (больше на 40 страниц): trud-02-1956.djvu

      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Введение. М. Н. Скатки, член корр АНН РСФСР 3
      Соржание занятий по руному труду во II классе
      Примерный годовой план проведения уроков ручного труда во II классе
      Примерные планы уроков 22
     
      Первая учебная четверть
     
      Первый урок. Подготовка тетрадей для записей и рисунков на уроках ручного труда
      Второй урок. Осмотр учебного участка школы и учебной делянки 27
      Третий урок. Уборка и учет урожае
      Четвертый урок. Подготовка классных коллекций из природных материалов собранных учащимися во время летних каникул
      Внеклассное занятие. Устройство выставки летних работ учащихся 33
      Пятый урок: Поднотовление счетного материала
      Внеклассное занятие. Изготовление простейших весов
      Шестой урок. Подготовка классной делянки к зиме 40
      Седьмой урок. Очистка я сортировка собранных на участке семян цветочных растений
      Восьмой урок. Изготовление метра из полоски плотной бумаги 42
      Внеклассное занятие. Изготовление метра из полоски плотной бумаги (продолжение)
      Девятый урок. Изучение свойств бумаги на опытах 45
      Внеклассное занятие. Подготовка из бумаги флажков для украшения зала 51
     
      Вторая учебная четверть
     
      Десятый урок. Лепка посуды (чашка, блюдце, тарелка, кружка, кувшин)
      Одиннадцатый урок. Лепка на тему «Дом в котором мы живем» 53
      Двенадцатый и тринадцатый уроки. Лепка иллюстраций в сказкам и рассказам
      Четырнадцатый урок. Плетение ковриков из бумажных полосок
      Пятнадцатый урок. Первоначальное ознакомление с тканью 61
      Шестнадцатый урок. Изготовление ёлочных украшений и игрушек
     
      Третья учебная четверть
     
      Семнадцатый урок. Ознакомление с самыми употребительными швами
      Восемнадцатый урок. Изготовление образцов изучаемых швов 67
      Девятнадцатый урок. Изготовление носового платочка
      Двадцатый, двадцать первый и двадцать второй уроки. Изготовление носового платочка (продолжение) 72
      Двадцать второй урок Вырезание и наклеивание фигурок из бумаги (аппликаций)
      Внеклассное занятие. Изготовление силуэтов и экрана для теневого театра 75
      Двадцать четвёртый урок. Изготовление подарков к Международному женскому дню 80
      Двадцать пятый и двадцать шестой уроки. Изготовление салфетки и вышивание на ней рисунка. Сшивание из салфеток скатерти 81
     
      Четвёртая учебная четверть 84
     
      Двадцать седьмой урок. Общее ознакомление учащихся с предстоящими работами по выращиванию растений. Изготовлеиие бумажных пакетиков для семян
      Двадцать восьмой урок. Посев в банки и горшки крупных семян цветочных растений
      Двадцать девятый урок. Подготовка классной делянки перед посевом 87
      Тридцатый урок. Изготовление мерных палочек, подготовка этикеток и приспособлений для измерения суточного прироста растений 89
      Тридцать первый урок. Посев семян бобов, фасоли, гороха на классной делянке
      Тридцать второй урок. Уход за растениями: рыхление земли и выпалывание сорняков 92
      Тридцать третий урок. Уход за растениями: рыхление земли и выпалывание сорняков (продолжение)
     
      Подведение итогов учебного года и организация детей для работ на учебно-опытном участке во время летних каникул 96
     
      Экскурсии для ознакомления учащихся с производством:
      Экскурсия в столярную мастерскую 100
      Экскурсия к строящемуся дому 102
      Приложение 103

     
     
      АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР
      Институт теории и истории педагогики
      ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА УЧИТЕЛЯ
      Под редакцией чл.-корр. АПН РСФСР М. И. СКАТКИНА
     
      Подбор тематики уроков ручного труда, составление примерного годового плана их проведения н разработку примерных планов уроков осуществил ст. научный сотрудник Института теории и истории педагогики и. Г. Розанов.
      Разработку примерных планов уроков по выращиванию растений провел ст. научный сотрудник Института методов обучения П. А. Завитаев.
      В проверке технологии принял участие мл. научный сотрудник Института Н. Е Цейтлин.
     

      ВВЕДЕНИЕ
      Ручной труд, наряду с другими учебными предметами, является важным средством умственного и физического развития и нравственного воспитания детей.
      На уроках ручного труда дети приобретают первоначальные трудовые умения, овладевают доступными для них приемами ручной обработки бумаги, картона, ткани и других материалов, учатся выращивать цветочные и овощные растения.
      В процессе труда школьники знакомятся с характерными свойствами обрабатываемых материалов, с устройством и применением ручных орудий, учатся использовать на практике свои знания по арифметике, естествознанию, рисованию и другим учебным предметам.
      Важнейшей задачей трудовых занятий является воспитание у детей социалистического отношения к труду: трудолюбия, дисциплинированности, чувства долга, ответственности, коллективизма в работе. На уроках труда школьникам прививается привычка содержать в порядке и чистоте свое рабочее место, бережно относиться к инструментам, экономно расходовать материалы.
      Ручной труд в начальных классах представляет собой первый шаг политехнического обучения, является подготовкой к практическим занятиям в учебной мастерской и на учебно-опытном участке, проводимым в V—VII классах.
      В содержание уроков ручного труда входит изготовление простейших изделий: игрушек, игр, наглядных пособий, учебных принадлежностей и др.
      Занятия ручным трудом должны быть тесно связаны с занятиями по другим учебным предметам. Эта связь выражается, прежде всего, в том, что в труде применяются, конкретизируются и закрепляются знания по арифметике, естествознанию и т. д., а конкретные представления, полученные детьми в процессе труда, используются затем на уроках по другим предметам как материал для обобщений и для упражнений в развитии устной и письменной речи. Кроме того, значительная часть изделий, изготовляемых детьми, представляет собой наглядные пособия которые используются на уроках русского языка, арифметики, естествознания, географии. Тем самым уроки ручного труда содействуют повышению качества преподавания других учебных предметов.
      Преподавание ручного труда должно проводиться в определенной системе. Эта система в главных своих чертах намечена программой, а в деталях должна определяться учителем в зависимости от конкретных условий и общих учебно-воспитательных задач. При этом учитель ставит перед собою на каждый урок определенную цель и решает ясно сформулированные учебно-воспитательные задачи. Каждый урок должен расширять и закреплять круг знаний и умений учащихся, способствовать выработке у них устойчивых положительных навыков и привычек.
      Система обучения на уроках ручного труда предусматривает, прежде всего, определенную, логически и методически обоснованную, последовательность в сообщении учащимся новых знаний, в развитии их практических умений и трудовых навыков. Так, например, при проведении работы с бумагой, учитель сначала ограничивается сообщением детям общих сведений о бумаге: что такое бумага, из чего се делают, какое ее значение в жизни человека. Затем постепенно, на протяжении многих уроков, в процессе практической работы с бумагой сведения о ней расширяются и конкретизируются: деги знакомятся с различными видами и сортами бумаги, ее свойствами, приемами обработки и т. п.
      Определенная последовательность необходима и при выработке у детей трудовых умений и навыков. Так, например, при овладении навыком разметки материала дети сначала пользуются разметкой, выполненной учителем, затем учатся размечать материал при помощи простейших шаблонов, постепенно усваивают приемы разметки при помощи более сложных шаблонов и трафаретов и, наконец, приобретают навыки разметки с использованием простейших чертежных инструментов — линейки и угольника.
      Система обучения на уроках ручного труда должна предусматривать последовательное закрепление усвоенных детьми приемов при помощи упражнений, повторения соответствующих рабочих операций, как, например, постоянное повторение операций резания бумаги ножницами позволяет довести умение учащихся проводить эту работу до степени навыка.
      Постепенно должна возрастать трудоемкость практических заданий. Дети младшего школьного возраста, особенно первоклассники, не имеют еще достаточно устойчивого внимания, не способны к длительному трудовому усилию. Вот почему на первых уроках ручного труда рекомендуется изготовлять поделки весьма малой трудоемкости, чтобы за один урок учащиеся успевали сделать несколько однотипных изделий. Затем трудоемкость изделий постепенно возрастает и через некоторое время на изготовление одного изделия учащиеся могут затрачивать весь урок, а иногда и два урока.
      При проведении уроков ручного труда должны строго соблюдаться дидактические принципы и правила, применяемые на уроках по всем другим учебным предметам.
      В начале урока перед детьми должна быть поставлена конкретная цель работы. Для этого учитель сообщает, какое изделие будет изготовляться, для чего оно предназначается, какими знаниями и умениями дети должны овладеть, изготовляя это изделие. Маленьким детям необходимо показать образец изделия. Постепенно надо приучать детей пользоваться изображением общею вида предмета или техническим рисунком. Это будет содействовать развитию графической грамотности учащихся. В IV классе можно требовать от детей самостоятельного выполнения простейшего эскиза или технического рисунка вещи, которая будет изготовляться ими на уроке.
      Для развития v детей умения работать по плану надо постепенно привлекать их к обдумыванию и коллективному обсуждению порядка изготовления изделия, выясняя, какие материалы и инструменты понадобятся для работы и в каком количестве.
      При обучении детей правильным приемам работы учитель показывает эти приемы всему классу, объясняя в доступной форме, почему их надо выполнять так, а не иначе, предостерегает от возможных ошибок. При показе рабочей позы, правильных приемов пользования инструментами целесообразно применять также классные стенные таблицы.
      Чтобы убедиться, что дети правильно поняли объяснения, полезно бывает вызвать кого-либо из учеников к учительскому столу и предложить показать классу, как он будет выполнять работу. При этом учитель отмечает, что ученик делает правильно, а в чем допускает ошибки, н тут же исправляет их, например, заставляет принять правильную позу, надлежащим образом взять в руку инструмент, точно воспроизвести то или иное рабочее движение.
      Ил уроках ручного труда необходимо знакомить детей с устройством и работой инструментов, с важнейшими свойствами обрабатываемых материалов, организуя в процессе беседы простейшие опыты для наглядного обнаружения этих свойств (например, испытание прочности и других свойств различных сортов бумаги, картона, ниток, тканей, сравнение свойств глины и пластилина и т. п.). Надо систематически приучать детей производить на уроках ручного труда простейшие расчеты и измерения, отмеривать материал, проверять размеры, взаимное расположение отдельных частей изделия.
      В ходе урока учитель внимательно следит за детьми, добиваясь, чтобы каждый выполнял работу в точном соответствии р рго объяснениями и указаниями: принимал правильную позу, птвитыю держал инструмент и выполнял рабочие движения, экономно расходовал материал, соблюдал чистоту и порядок на рабочем месте. Если ту или иную ошибку допускает не один ученик, а многие, целесообразно приостановить работу и дать дополнительные объяснения и указания всему классу. От внимания учителя не должны ускользать и те отношения, в которые дети вступают в процессе труда со своими товарищами, взаимопомощь или проявления индивидуализма, вежливость или грубость и т. д. Одобряя положительные в моральном отношении поступки, осуждая и пресекая отрицательные, учитель тем самым содействует нравственному воспитанию детей.
      В конце урока организуется коллективный осмотр и обсуждение качества выполненной работы, отмечаются достоинства и недостатки изделия. Учитель следит за тем, чтобы критика недостатков проходила в тактичной форме, чтобы она не была обидной, насмешливой, оскорбительной, не унижала личного достоинства детей. Оценивая работу слабых, отстающих школьников, необходимо отмечать даже небольшой успех, самое маленькое продвижение вперед. Это поднимет их уверенность в своих силах, побудит к дальнейшей, более настойчивой и старательной работе. Всемерно надо поощрять проявление творческой мысли детей в труде.
      Качество выполненной работы следует оценивать отметками по пятибалльной системе, выставляя их в журнале.
      Для упражнения детей в проведении тех или иных рабочих операций или в применении рабочих приемов учитель может время от времени практиковать несложные и небольшие по объему домашние задания. Предлагать домашние задания можно лишь в тех случаях, когда имеется уверенность, что у учащихся будет возможность их выполнить. Учителю рекомендуется при встречах с родителями учащихся просить их помогать детям готовиться к урокам ручного труда: готовить материалы, выполнять домашние задания.
      В целях расширения политехнического кругозора очень важно проводить сопоставление способов изготовления той или иной веши в классе и на производстве. Это можно делать на уроках ручного труда и объяснительного чтения, используя рассказ учителя, чтение описаний производства, показ кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Но особенно большое значение имеет проведение производственных экскурсий. На экскурсии дети увидят, как машина ускоряет изготовление вещи и облегчает труд человека. На экскурсии дети получают первое знакомство с различными массовыми производственными профессиями.
      Для развития у детей интереса к труду, для расширения и углубления знаний и закрепления навыков, полученных на уро-
      ках, желательно организовать внеклассную работу по труду. Элементы труда должны занять видное место в работе пионерской организации; в повседневной работе пионерских звеньев и отрядов, на пионерских сборах, в кружках «Умелые руки» и юных натуралистов. Пионеры должны выступать застрельщиками и организаторами общественно полезного труда.
     
      * * *
     
      Для нормального обучения ручному труду школа должна иметь минимум необходимого оборудования (см. «Приложение» на стр. 105).
      Инструменты и орудия труда должны соответствовать по своей конструкции, по весу и размерам детским силам и возрасту.
      Для занятий ручным трудом рекомендуется выделить помещение, удовлетворяющее санитарно-гигиеническим требованиям и организовать в нем рабочую комнату. При отсутствии такого помещения уроки труда проводятся в классе. Но в этом случае необходимо накрывать столы листами бумаги или клеенкой. Очень желательно подготовить накладные дощечки, которые при наложении на парту дают горизонтальную поверхность для работы. Необходимо заранее подготовить нужные инструменты и хранить их в ящиках, собирая в одном ящике набор инструментов для 10—12 учащихся. Наличие четырех ящиков позволит вести занятия со всем классом.
      Ящики хранятся в комнате учебных пособий и приносятся в класс для занятий ручным трудом. Поэтому ящики желательно сделать легкими, удобными для переноски (рис. 1). Инструменты в них следует разместить в строго определенном порядке и так, чтобы при переносе они не ударялись друг о друга. На внутренней стороне крышки ящика должна иметься опись инструментов.
      Каждое звено отвечает за сохранность и исправность инструментов, за правильное, бережливое обращение с материалами и приспособлениями. На уроке ящик поручается звеньевому, который и отвечает за выдачу и возвращение инструмента учащимися звена.
      Перед окончанием урока звеньевой собирает все инструменты в ящик, размещает их в нужном порядке и сдает учителю.
      На рисунках представлена примерная конструкция ящиков и других приспособлений для хранения материалов и инструментов, необходимых для работы (рис. 1 и 2).
      Сельскохозяйственные работы (работы по выращиванию растений) проводятся в классе и па учебно-опытном участке.
      Чтобы каждому из учеников класса было обеспечено определенное, хотя бы и небольшое, место для работы, площадь закрепляемой за каждым из начальных классов учебной делянки не должна быть меньше 45—50 м2.
      Каждая классная делянка закрепляется за отдельным учителем и его учениками на все четыре года обучения детей в I—IV классах, причем выращиваемые на ней растения чередуются из года в год следующим образом:
      I класс — цветочно-декоративные растения (ноготки, настурция, бархатцы и др.; по навозу или компосту).
      II класс — горох, бобы, фасоль.
      III класс — свёкла, морковь и другие корнеплоды (по минеральному удобрению).
      IV класс — картофель.
      В тех случаях, когда в школе еще нет классных учебных делянок на участке, необходимо в течение I четверти учебного года такие участки завести. Они должны иметь прямоугольную, несколько удлиненную форму н хорошо освещаться солнцем. Делянки всех начальных классов надо расположить но возможности в одном месте участка, отделив их друг от друга дорожками в 1,5—2 м шириной. (...)
     
      * * *
     
      Настоящее пособие предназначено для оказания помощи учителю в проведении уроков ручного труда. Пособие состоит из четырех выпусков, каждый из которых рассчитан на учителю.
      пей одного нз начальных классов. Все выпуски построены по одному и тому же плану.
      Во «Введении» излагаются задачи ручного труда в начальной школе и даются общие педагогические указания об организации п методике трудовых занятий. Поскольку эти указания относятся ко всем классам, содержание «Введения» одинаково во всех четырех выпусках.
      Вслед за «Введением» раскрываются задачи и дается краткая характеристика содержания занятий по ручному труду в данном классе. После этого приводятся примерный годовой план проведения уроков ручного труда.
      В основном разделе каждого выпуска даны примерные планы уроков ручного труда.
      Программа по ручному труду предоставляет учителю известную свободу в выборе тематики практических работ по каждому из уроков и некоторую свободу в их планировании. Следует поэтому подчеркнуть, что приводимые ниже разработки уроков и их планирование нужно рассматривать лишь как примерные. Учитывая конкретные задачи и нужды учебно-воспитательной работы, учитель может, не уклоняясь от программы, заменять эти темы другими.
      Формулировки тем уроков даны для учителя. Детям их надо излагать проше, доступнее. Например, в формулировке «Изготовление счетного материала индивидуального пользования» слово «индивидуальный», разумеется, детям будет непонятно. Учитель может изложить существо темы так: «Дети, сегодня каждый из вас сделает для себя несколько карточек. Эти карточки пригодятся, когда мы с вами будем учиться считать».
      По каждому уроку кратко сформулирована его основная задача. Следует помнить, что учебно-воспитательные задачи общие для всех уроков (например, последовательное расширение кругозора детей, воспитание коллективизма, привитие навыков культуры труда и т. п.) указаны во «Введении».
      В разделе «Подготовка к уроку» даются указания о той работе учителя, которая должна быть проведена им заранее, чтобы подготовить к предстоящему занятию детей, оборудовать урок учебно-наглядными пособиями. Дополнительно к этому разделу дается перечень материалов для работы и перечень инструментов и приспособлений. Так как в процессе урока некоторые учащиеся могут испортить материал, желательно заготовку вести всегда с небольшим запасом.
      В разделе «Инструменты и приспособления» указаны лишь тс инструменты и рабочие приспособления, которые используются на уроке учащимися. Желательно, чтобы учитель постоянно имел в классе, кроме инструментов, которыми пользуются дети, также следующие инструменты и приспособления: нож, ножницы большие, линейку метровую с делениями, линейку металлическую длиной 400—500 мм, угольник металлический молоток небольшой (весом 200-300 г), шило прямое KDvnoe набор иголок разной величины, наперсток, подрезную доску для заготовки полуфабрикатов и шаблонов из бумаги и картона и подкладную доску для работы по ленке.
      Далее указана последовательность в изготовлении изделия.
      В разделе «Ход урока» приводится краткая схема урока, общий порядок объяснений и действии учителя и практической работы учащихся. При этом в целях экономии места здесь, как правило, совсем не раскрываются такие общеизвестные элементы урока, как организация повторения пройденного материала. опрос и оценка работы учащихся, вопросы учителя, направленные на повышение интереса детей к проводимой ими работе. В тех же целях опущены указания о подготовке учащимися своих рабочих мест в начале урока и об уборке их в конце урока. Не везде имеются указания и о порядке раздачи материалов учащимся в процессе урока.
      Подробные указания по всем этим вопросам можно найти в книгах по методике трудового обучения.
      Уроки ручного труда были напечатаны Издательством Академии в 1954/55 уч. г. 16-ю отдельными выпусками (по каждому классу и каждой учебной четверти) в качестве материалов для опытной проверки.
      Отклики и замечания, полученные от учителей и методистов, а также опытная работа, проводившаяся институтами Академии педагогических наук в школах, свидетельствовали о необходимости несколько переработать «Уроки», дополнить их методическими материалами, снабдить иллюстрациями.
      В целях дальнейшего улучшения примерных разработок уроков ручного труда весьма желательно, чтобы учителя начальных классов, а также методисты районных педагогических кабинетов, работники институтов усовершенствования учителей и преподаватели педагогических училищ сообщали о всех изменениях, которые по их мнению необходимо внести в разработки уроков.
      Все замечания направлять в Сектор политехнического образования Института теории и истории педагогики (Москва, Лобковскин пер., 5/16).
     
      СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИИ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ ВО II КЛАССЕ
     
      Во II классе программой по ручному труду предусмотрено обучение работе с бумагой и картоном (10 час.), лепке из глины или пластилина (4 часа), работе с тканью (10 час.) и выращиванию растений на учебно-опытном участке и в домашних условиях (9 час.).
      На уроках продолжается обучение основным приемам оо-работки бумаги: складыванию, разрезанию, сшиванию из бумаги тетрадей, наклеиванию на бумагу картинок, склеиванию бумаги в несколько слоев.
      Па одном из занятий учащиеся более глубоко знакомятся со свойствами бумаги, для чего организуются наблюдения и простейшие опыты. Дети учатся правильно применять тот или иной сорт бумаги для выполнения тех или иных заданий.
      На уроках, посвященных работам с тканью, продолжается обучение приемам шитья основными, самыми распространенными стежками и швами: вперед иголку, назад иголку, приметывание, подрубание.
      Кроме того, дети знакомятся с самыми простыми примерами вышивания, с народным орнаментом. Учитель обращает внимание детей па переплетение волокон в любой ткани, сначала на учебной ткацкой рамочке, а также на примере марли, где переплетение нитей легко различить, а затем и при рассматривании других образцов ткани, применяя, если есть возможность, лупу.
      На уроках шитья закрепляются также умения осторожно обращаться с иглой, продевать нитку в иголку, завязывать узелок, убирать обрезки, проводится начатая в I классе работа по воспитанию культурных навыков труда.
      Во II классе продолжается работа с глиной или пластилином. При этом учащиеся попутно знакомятся со свойствами глины или пластилина.
      В процессе лепки они учатся видеть, распознавать и воспроизводить форму, относительную величину частей предмета, правильное их взаимное расположение. Это развивает у детей глазомер и пр.
      В круг учебных заданий введено также иллюстрирование (в детской лепке) прочитанных в классе произведении. Такая работа содействует более глубокому пониманию прочитанного и развитию детского воображения.
      Во II классе продолжается обучение детей сельскохозяйственному труду: дети учатся выращивать горох, бобы, фасоль, знакомясь при этом с приемами ручной обработки почвы, ухода за растениями, сбора и учета урожая.
      При работе с бумагой, тканью, глиной или пластилином учащиеся приобретают умение измерять, размечать, резать, соединять куски материала; они узнают на своем опыте, что способы выполнения этих задач зависят от технологических особенностей того или иного материала. Если, например, требуется соединить два куска бумаги, их склеивают, а два куска ткани сшивают.
      Одним и тем же инструментом нередко режут и бумагу, и ткань. Но бумага, в особенности писчая и плотная, не морщится при резании, а ткань, в особенности мягкая и тонкая хлопчатобумажная, мнется и морщится при разрезании: приходится придерживать ткань и расправлять ее, чтобы линия резания проходила по намеченному направлению.
      Работаем мы всегда обеими руками, леиая рука помогает правой. Например, при разлиновывании материала (разметка) линии проводятся правой рукой, которая держит карандаш. Левая рука располагается на линейке или на шаблоне и удерживает предмет на месте. При резании материала ножом надо также обращать внимание на то, чтобы предмет или линейка не сдвигалась с места; поэтому левой рукой нужно как можно сильнее прижимать линейку. Надо учить детей правильно распределять свои усилия, не горбиться. Очень важно с первых шагов научить их правильно располагать работу по отношению к свету: так, чтобы рабочее поле было освещено и чтобы линия резания также была хороню освещена.
      При разметке материала необходимость выполнения этого требования становится особенно ясной.
      С первых уроков ручного труда необходимо обратить внимание на выполнение этих требований. Это — условие точности работы. Тем самым мы поможем ребенку развивать и закреплять правильные умения. Если же не обращать внимании на эти «мелочи», мы не сумеем приучить детей к точной разметке, к точному разрезанию материала, а потому размеры изделия не будут соответствовать заданию. При плохой разметке не может быть хорошего качества изделия.
      1 Интересно отметить, что в настоящее время изобретены н такие способы соединения двух кусков ткани, которые позволяют не сшивать, а склеивать части одежды.
      Надо пользоваться всяким случаем, чтобы развивать у дертей глазомер, приучать их отсчитывать клеточки в тетради и при измерениях проводить взаимноперпендикулярные линии с помощью линейки и угольника. Такого рода упражнения также содействуют развитию глазомера, точности в работе.
      Тематика изделий вытекает из учебно-воспитательных задач и тесно связана с программными работами по русскому языку, арифметике, естествознанию. Учащиеся изготовляют учебные пособия, школьные принадлежности, игрушки.
      Чтобы сделать вещь, образчик которой дети видят в натуре, они должны выполнить последовательный ряд действий; каждое отдельное рабочее действие становится осознанным, осмысленным. Надо постепенно приучать детей определять последовательность требующихся обработочных операций. Это осознание учащимися технологического процесса в целом имеет важное значение для развития технической мысли работающего. Поэтому следует так ставить трудовые задания, чтобы дети видели не только необходимость какого-то частного, отдельного рабочего действия, но понимали бы всю техническую задачу в целом.
      Своим трудом учащиеся преобразуют материал в намеченное в начале урока изделие. Сделанные детьми вещи находят применение в школе или дома. Таким образом, учащиеся убеждаются в том, что они сами могут делать полезные вещи. Это доставляет им большое удовлетворение, подобное тому, которое испытывают взрослые, занимающиеся производительным трудом. Очень важно систематически развивать у детей творческое отношение к труду, умение критически оценивать результаты своего труда.
      Обсуждая под руководством учителя приемы улучшения сделанной ими вещи, учащиеся в процессе обмена мнениями в классе развивают свою техническую инициативу, техническую мысль и реализуют их и на внеклассных занятиях или дома.
      Для развития творческих способностей детей большое значение имеют задания, требующие самостоятельного конструирования несложных изделий или отдельных детален.
      Во II классе продолжается систематическая работа по воспитанию у детей культуры труда. На первом же уроке ручного труда детям предлагается вспомнить прошлогодние правила, касающиеся чистоты и порядка на рабочем месте. Учитель показывает, как надо располагать на рабочем месте инструменты и материалы, куда убирать обрезки, как привести в порядок рабочее место после окончании занятия.
      Каждый учащийся самостоятельно подготавливает коробочку для складывания обрезков, стаканчик для карандашей, баночку для клейстера. Все это устанавливается на рабочем месте. Рекомендуется разместить все эти подсобные приспособления на обшей подставке.
      Попутно учитель рассказывает о культуре труда на социалистическом производстве, приводит примеры передовых советских предприятий, поясняет, что для успешности труда все следует класть в порядке: каждой вещи — свое место. Он предупреждает, что на уроках труда будут всегда предъявляться строгие требования к порядку на рабочих местах (рис. 3).
      Рис. 3. Рабочее место и расположение на нем подсобных приспособлений.
      В начале каждого урока происходит проверка учителем подготовленности рабочих мест учащихся.
      В процессе труда при обработке материала обязательно получаются обрезки, обрывки и остатки материала. Учитель показывает, как лучше раскроить материал, учит бережному отношению к нему. С первых уроков дети приучаются и е сорить на пол, убирать за собой; для этого на каждой нарте устанавливаются коробочки, подготовленные самими учащимися.
      Учащиеся сами убирают помещение класса после уроков ручного труда. Недопустимым является переложение труда по уборке класса после детской работы на плечи технической работницы школы. Гордостью учителя и коллектива учеников класса должно явиться образцовое содержание помещения класса и его учебного хозяйства. После того, как урок окончен, инструменты должны быть уложены на свое место. Это — обязанность дежурных.
      Во II классе продолжается работа по воспитанию у детей навыков работы в коллективе.
      Важно воспитывать в детях внимание к соседу, привычку сдерживать себя, не хватать только для себя ту или иную вещь. Необходимо определить порядок очередности в пользовании оборудованием, приучать детей к вежливости, готовности подождать, если зто требуется по ходу дела, своей очереди пользования инструментом.
      Во всякой профессии и в любом предприятии необходимы добросовестное отношение к заданию, стремление выполнить его как можно лучше, сотрудничество со всеми членами коллектива.
      Следовательно, каждый урок следует вести так, чтобы воспитывать в детях сознание ответственности за свои действия перед коллективом класса, перед школой/Вееьма важно в течение учебного года выдвигать, наряду с заданиями, которые каждый учащийся выполняет единолично, также и задания, которые требуют для своего выполнения участия двоих, троих, а иногда и большего количества членов коллектива.
      Учащиеся II класса занимаются ручным трудом не только на уроках, но и во внеклассное время. Внеклассные занятия дают возможность развивать н закреплять умения, формирование которых начато в классе на уроках. Вместе с тем внеклассные работы позволяют более глубоко развивать конструкторские и художественные способности учащихся.
      Тематика внеклассных работ, описанных ниже, не обязательна н может быть изменена в соответствии с задачами учебно-воспитательного характера и условиями работы школы.
      Внеклассные трудовые занятия открывают особенно большой простор для развития инициативы детей и сплочения детского коллектива.
      С первых же дней сентября возникает надобность в организации ухода за растениями в школе. Из среды учащихся необходимо выделить тех. которые возьмут на себя эту заботу.
      Большое значение имеет коллективная работа класса по украшению помещения к празднованию Великого Октября и коллективная подготовка декоративного оформления демонстрации I мая. По традиции коллективно заготовляются елочные украшения к зимней новогодней елке. Мы вводим также внеклассные занятия, на которых детский коллектив устраивает выставку летних работ, подготавливает теневой театр.
      Многие учителя выдвигают перед детьми еще одну обшую задачу — самостоятельную организацию детской классной библиотеки. Эта работа также помогает воспитанию у детей коллективизма в труде. Участники такой библиотеки заботятся о хранении книг, записывают выданные и отмечают возвращенные книги. Они учатся и уходу за книгой. В качестве желательной темы коллективного труда можно рекомендовать также организацию классной орфографической картотеки. Таким образом, учебный год наполнен рядом заданий, выполнение которых предполагает организацию коллектива детей в классе.
      Группы и звенья совместно работающих учащихся в течение года меняются; таким образом, все дети принимают участие в той или иной работе и по поручению коллектива класса отвечают за свою работу. Этим воспитывается у каждого из учащихся чувство ответственности перед коллективом за выполнение взятого на себя обязательства, чувство принадлежности к коллективу и гордость достижениями своего класса.
      Все это закладывает основы для воспитания чувства товарищества и дружбы, чувства ответственности за выполнение своих обязанжхтен, характерных черт морального облика гражданина нашей Родины. Ценно то. что в жизни класса, в особенности со времени организации пионерского отряда, возникает потребность в коллективном труде и осуществляются первые работы, в которых дети сотрудничают друг с другом при выполнении общественно полезных заданий.
     
      Желательно равномерно распределить эти коллективные внеклассные работы по календарю учебного года. Для примера перечислим некоторые темы коллективных детских работ, требующих для своего выполнения ручного труда.
     
      Сентябрь
      1) Сбор семян цветущих растений. Очистка семян. Подготовка их к хранению. Пошивка мешочков для семян.
      2) Пересадка цветущих растении в ящики и установка их в школе.
      3) Организация утолка краеведения. Монтирование коллекций. Ведение классного календаря природы.
      4) Устройство выставки летних работ учащихся.
     
      Октябрь
      1) Устройство н начало ведения классной орфографической картотеки.
      2) Уход за комнатными растениями.
      3) Подготовка к празднованию годовщины Великого Октября: изгоовление гирлянд, флагов н других видов украшения класса и зала.
     
      Ноябрь
      1) Организация классной самодеятельной библиотеки.
      2) Подготовка библиотечных карточек и библиотечная обработка книг.
     
      Декабрь
      1) Изготовление елочных украшений, подготовка к празднику Нового года: устройство сцены теневого театра
     
      Февраль
      1) Поделка н раавешнвание простейших кормушек для птиц.
      2) Ранние весенние посевы на школьном окне н уход за ними.
     
      Март
      1) Подготовка к Дню птиц.
      2) Подготовка подарков к Международному женскому дню.
      3) Подготовка фигурок для теневого театра.
     
      Апрель
      1) Уход за комнатными растениями.
      2) Подготовка декоративного оформления праздника 1 Мая.
     
      Май
      Участие в работе над устройством школьного цветника: разметка клумб, подготовка ограждения, посев, уход за растениями.
     
      В связи с занятиями по ручному труду проводятся экскурсии на производство. Наиболее желательными объектами экскурсий являются мастерские и предприятия, обрабатывающие те же материалы и осуществляющие те же технологические процессы, с которыми дети имеют дело на уроках ручного труда. Так. например, после уроков, на которых дети изготовляли изделия из бумаги и картона, очень желательно провести экскурсию в картонажную мастерскую или переплетный цех типографии; после уроков по шитью — экскурсию в швейную мастерскую или на швейную фабрику; после уроков лепки — на фарфоровую фабрику или кирпичный завод; после уроков по посеву овощных растений на участке — экскурсию на колхозное поле во время весенних посевных работ. Это даст возможность сравнить, как в условиях производства с помощью машин осуществляются те же самые процессы, которые дети выполняли в классе, пользуясь ручными орудиями. Такое сравнение поможет детям подметить сходство рабочей части машины с знакомым им ручным орудием и вместе с тем и огромное различие в быстроте и качестве работы. Это имеет большое значение для расширения политехнического кругозора детей, для выяснения преимуществ механической обработки материалов по сравнению с ручной.
      Если поблизости от школы нет упомянутых выше мастерских, предприятий, можно провести экскурсии и на другие доступные объекты, например в столярную мастерскую, к строящемуся дому, в пригородный совхоз и т. п., чтобы на их примере дать детям первоначальное общее представление о производстве. о машинной технике, о некоторых массовых производственных профессиях.
      Организуя экскурсии, следует предусмотреть выполнение правил техники безопасности и правил движения по улице.
      Лучше отказаться от мысли провести экскурсию, чем вести ее недостаточно организованно.
      Учащиеся II класса во время экскурсии должны быть разделены на звенья; необходимо, чтобы во главе каждого звена был кто-либо из взрослых, например из актива родителей. Взрослые будут следить за вверенными им детьми и не допускать нарушения дисциплины.
      Возможность проведения экскурсии к строящемуся дому есть у каждой школы: ведь в каждом районе идет строительство. Возводятся и малые и большие, деревянные и каменные дома.
      На стройке больших домов, как правило, применяется новая машинная техника. Здесь заняты десятки рабочих разных профессий. Если дети осматривают строительство дома в городе, они увидят работу каменщиков, бетонщиков, монтажников, а затем маляров, кровельщиков, штукатуров.
      Представителей некоторых перечисленных профессий, а также плотников, столяров, электриков дети увидят и на стройках сельской местности.
      Очень возможно, что дети познакомятся со сборкой домов из готовых деталей — с крупноблочным строительством, которое широко распространяется по указанию партии и правительства. При этом постройка 3-этажного дома завершается в три-четыре месяца.
      На строительстве особенно ощутима необходимость слаженного коллективного труда многих людей. На это обращает внимание детей руководитель экскурсии.
      Учащиеся увидят на экскурсии также столярную мастерскую, в которой есть возможность ближе познакомиться с отдельными трудовыми процессами, с работой при помощи ручных инструментов и машин, сравнить ручную и машинную обработку и убедиться в том, что машина облегчает труд. Здесь учащиеся увидят, какова производительность труда при работе машиной, сравнительно с производительностью труда при работе ручными инструментами.
      Руководитель подводит учащихся к выводу о том, что надо учиться управлять машиной, а для этого понять, как она действует, как самому построить ее модель.
      Впечатления, полученные детьми на экскурсии, должны быть закреплены на последующих уроках в рисунках учащихся, их сочинениях, рассказах. Рекомендуется составление коллекций материалов, с которыми дети познакомились на экскурсиях.
      В помощь учителю в конце книги даются краткие методические указания о проведении двух экскурсий.
      Примерный головой план проведения уроков ручного труда во и классе (...)


      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.