На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Труд - учебник для 2 класса школы СССР

Валентина Ивановна Романина

Дидактический материал
по трудовому обучению

Учебник для 2 класса

*** 1990 ***


DjVu

      Методические указания к «Дидактическому материалу по трудовому обучению, 2 класс»
     
      Пособие предназначено учащимся для работы в классе. Одним экземпляром пользуются два ученика. Хранится оно в школе. В последующие годы по нему работают новые второклассники. Обращаться с пособием и пользоваться им необходимо бережно и аккуратно.
      На каждой таблице показано, как сделать изделие. В нижнем правом углу имеется номер и название изделия. В левой части таблицы помещены рисунок общего вида изделия, задания и вопросы, ответы на которые помогут детям правильно понять конструкцию изделия и самостоятельно выполнить его. При работе необходимо строго соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
      «Дидактический материал по трудовому обучению» должен способствовать созданию на уроках условий, помогающих повышать самостоятельную деятельность учащихся, развивать внимание, наблюдательность, память, пространственные представления, творческое мышление, воспитывать трудолюбие, точность и аккуратность в работе, умение экономно использовать материалы, правильно работать инструментами, активно применять полученные знания, приобретать новые.
     
      Таблицы 1, 2 — повторение программы I класса. Правила рабочего человека, виды разметки.
      Таблица 3 — материал для справок. Повторение правил работы ножницами, шилом.
      Таблица 4 — обучение разметке деталей прямоугольной формы с помощью угольника. Этот прием разметки дети должны запомнить и самостоятельно использовать в дальнейшей работе.
      Таблицы 5, 6 — закрепление разметки деталей прямоугольной формы с помощью угольника, экономное использование материалов при изготовлении нескольких карточек и деталей аппликации, повторение разметки деталей на просвет для приготовления шаблона (см. табл. 2), знакомство с последовательностью наклеивания деталей аппликации.
      Таблицы 7—9 — знакомство с осевой линией, выполнением многодетальной аппликации, разметкой цифр по клеткам; закрепление умений выполнять разметку на просвет при изготовлении шаблонов деталей аппликации (см. табл. 2). Пособие используют при изучении таблицы умножения. Каждую карточку изготавливают в десяти экземплярах. Основу карточки размечают с помощью угольника. Она служит шаблоном для всех карточек. (Цифры можно вырезать из использованных календарей.)
      Таблица 10 — повторение разметки по линейке (как шаблону), условной линии сгиба; знакомство с разверткой, последовательным складыванием изделия точно по рисункам.
      Таблица 11 — закрепление понятия развертка, повторение условной линии сгиба, закрепление умений размечать ее, обозначать последовательность и направления сгибов соответственно графическому изображению, прорабатывать линии сгиба гладилкой, выполнять намеченные действия. Работа может быть проверочной за первую четверть.
      Таблицы 12, 13 — даны два варианта пособия с разной разметкой формы двойных листов тетради; повторение приемов сшивания тетради, вклеивание ее в обложку; обучение увеличению в 2 раза цифр по клеткам.
      Таблица 14 — знакомство с новым инструментом — циркулем, его устройством, принципом действия; с разметкой окружности. (Понятие окружности в начальных классах не дается, а вводится только слово «окружность» во время практических работ детей с циркулем.)
      Таблица 15 — изготовление оборудования к занятиям по правилам дорожного движения. Необходимо научить учащихся определять, достаточно ли материала для вычерчивания окружности, и точно находить центр окружности. Закрепление разметки окружности точно в той последовательности, как дано на таблице 14. Знакомство с новым видом крепления, повторение вырезания детали круглой формы (см. табл. 1), прокалывание отверстия на подкладной доске, наклеивание детали.
      Таблица 16 — расширение представлений о применении циркуля. Разметка треугольника с равными сторонами.
      Таблица 17 — знакомство с вычерчиванием двух окружностей из одного центра; деление круга на 2 равные части, деление окружностей на равные отрезки циркулем и линейкой; обучение склеиванию детали колпачком, совмещение их клапанами. Оформление игрушки.
      Таблицы 18, 19 — обучение делению круга на 2, 4 и 8 равных частей, закрепление умений вычерчивать 2 окружности из одного центра.
      Таблица 20 — закрепление умений вычерчивать 2 окружности из одного центра, делить круг на 8 равных частей; перекручивание концов деталей и крепление на проволоке способом прижатия.
      Таблица 21 — знакомство с различными видами конструкций.
      Таблица 22 — деление окружности на 3, 6 и 12 равных частей.
      Таблица 23 — закрепление умений вычерчивания окружностей и вырезывания кругов; обучение делению кругов на 3 равные части (см. табл. 22). Работа в группе из 3—4 учащихся.
      Таблица 24 — закрепление умений вычерчивать окружность, делить ее на 6 равных частей, соединять точки, размечать линии контура, разреза, сгиба, нанесения клея точно по графическому изображению.
      Таблица 25 — проверка умений выполнять разметку по графическому изображению и работать точно по плану.
      Таблицы 26—28 — правила работы с иглой, пришивание пуговиц.
      Таблица 29 — знакомство с видами швов.
      Таблица 30 — обучение плоскому плетению в 4 пряди; пришивание крючка и петли по рисункам; повторение пришивания пуговиц.
      Таблица 31 — закрепление умений переплетать 8 и более прядей. Плетение выполняется из сутажа, узкой тесьмы. Коллективно производится расчет длины деталей для выбранного изделия.
      Таблица 32 — обучение круглому плетению в 4 пряди — 4 руки.
      Таблица 33 — обучение изготовлению выкройки по заданным размерам; повторение разметки с помощью угольника (см. табл. 3); разметка ткани по выкройке; обучение резанию ткани, сложенной вдвое, прометыванию срезанных краев швом «вперед иголку», выполнение шва «строчка» (см. табл. 29).
      Таблица 34 — закрепление умений готовить выкройку по заданным размерам, раскраивать ткань, сложенную вдвое, прометывать края и работать по данному плану. На первом уроке подготовить вкладыш и раскроить ткань для наволочки. Оформление наволочки вышивкой или аппликацией можно выполнить во внеурочное время. На втором уроке сшить наволочку, вложить вкладыш, зашить наволочку и пришить петлю.
      Таблица 35 — обучение умению выполнять обмеры и изготавливать выкройку по полученным размерам.
      Таблица 36 — изготовление сувениров из природных материалов по рисункам и данному плану. (Тополиный пух цепляется за ворсинки бархатной бумаги без клея.)
      Таблица 37 — обработка желудей (свежих или предварительно замоченных), составление из них поделок и макетов.
      Таблица 38 — действующая модель. Закрепление умений размечать несколько окружностей из одного центра, обучение делению окружности на 12 равных частей (см. табл. 22).
      Таблица 39 — знакомство с новым способом нахождения центра окружности, со способом подвижного крепления деталей; вырезание отверстий по линии окружности внутри деталей, изготовление устойчивой подставки, нахождение способа крепления модели.
      Таблицы 40, 41 — знакомство с подвижным креплением деталей (игрушки с движущимися деталями); закрепление умений самостоятельно готовить шаблоны деталей и работать по плану. (Условие: отверстие в движущейся детали должно быть шире, чем диаметр проволоки.)
      Таблица 42 — самостоятельное изготовление плавающей модели с опорой на ранее полученные практические умения: готовить шаблон, по нему изготавливать детали, делать их водонепроницаемыми, крепление деталей клапанами; обучение изготовлению детали по ее половине.
      Таблица 43 — изготовление летающей модели; закрепление умений размечать и вырезать детали из тонкого картона, прокалывать отверстия; обучение делать прорези. Знакомство с безотходным производством.
      Таблицы 44, 45 — повторение правил работы с набором деталей конструктора, соблюдение правил безопасной работы отверткой; закрепление умений собирать действующие модели с опорой на схематическое его изображение, самостоятельно подбирать нужные детали; работа в паре; знакомство со значением контргайки.
      Таблица 46 — практическое знакомство со значением роликов, проверка умений работать с набором деталей конструктора.
      Таблица 47 — способы размножения комнатных растений.
      Таблица 48 — постановка опытов с семенами и растениями.


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



ПЕРЕПЛЁТНЫЕ РАБОТЫ И РЕМОНТ КНИГИ.
Печатная бумага представляет собой волокнистый листовой материал толщиной от 10 до 500 мм (0,01—0,5 мм), 1м2 её весит до 250 г. Тот же материал, вес и толщина которого больше указанных, считается уже не бумагой, а картоном.
На качество переплёта и ремонта книг влияют основные свойства печатных бумаг. Особое значение для переплёта книг имеет направление волокон в бумаге. Волокна древесины или другого сырья после соответствующей обработки поступают на сетку бумагоделательной машины и располагаются на ней по ходу отливки бумаги, т. е. по длине- бумажного полотна, образуя как бы основу. Бумага в долевом и поперечном направлениях волокон имеет различные свойства, что всегда учитывается при её обработке и особенно при починке листов книг и раскрое форзацной, обложечной и Других переплётных бумаг на детали переплёта. В поперечном направлении она больше деформируется при смачивании, легче переламывается, больше коробится при высыхании. В продольном направлении бумага деформации не подвергается.
Писчая бумага более проклеена, поэтому прочнее газетной и типографской, хорошо окрашивается, меньше.боится влаги, имеет гладкую (глазированную) поверхность. Можно оклеивать этой бумагой картон, делать из неё различные переплётные работы.
Чертёжная бумага — самая прочная и плотная. Поверхность её шероховатая, клеить её труднее, чем газетную, типографскую или писчую.
Цветная альбомная бумага особенно необходима для выполнения работ в кружке. Она почти всегда может заменить писчую. Альбомная бумага бывает гладкая и шероховатая, разной плотности и цветов. Этой бумагой часто оклеивают переплёты книг и другие картонные изделия. Однако для оклейки лучше всё же применять специальную переплётную бумагу, которая окрашена только с одной стороны и имеет глянцевую поверхность.
Цветная глянцевая бумага более пригодна для оклейки коробок, а для оклейки книжных переплётов лучше использовать мраморную, с пёстрым узорчатым или полосатым рисунком.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.