На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Альбом по ручному труду из бумаги и картона

Алексей Николаееич Колокольчиков

Альбом по ручному труду
Работы из бумаги и картона

Инструкционные карточки
Пособие для учителей 3-4 классов

*** 1958 ***


PDF

как есть


PDF

чёрно-бел

 


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



СОДЕРЖАНИЕ

Для III класса
1. Календарь погоды
2. Окантовка под стекло
3. Коллекция семян
4. Передвижной календарь
5. Блокнот
6. Палка для карточек
7. Ширмочка
8. Альбом дли рисунков
9. Альбом для коллекций
10. Записная книжка
11. Коробочка без крышки
12. Коробка с шестью отделениями
13. Таблица для коллекций
14. Вымпел
15. Таблица разрядок
16. Фонарик
17. Домик
18. Круг, разделённый на 2, 4 и 8 частей
19. Вазочка
20. Мухомор
21. Модель литра
22. Круглая коробочка
23. Пятиконечная звезда

Для IV класса
24. Квадратный дециметр
25. Наборная таблица
26. Шкала термометра
27. Счётная линейка
28. Двойкой часовой циферблат
с подвижными стрелками
29. Коробка для коллекций
30. Коробка под стеклом
31. Куб
32. Брус
33. Кубический дециметр
34. Парта ученическая
35. Кремлёвская башня
36. Водяное колесо
37. Флюгер
38. Макет по географии
39. Электровикторнна
40. Папка с клапанами
41. Модель щитов
42. Модель шлема
43. Холм
44. Горный хребет
45. Озеро
46. Яблоко
49. Гриб
50. Рыбка


      ПОЯСНИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ
     
      ВВЕДЕНИЕ
      В настоящий выпуск включены изделия из бумага и картона для III и IV классов. Сгруппированы изделия по видам работ, в порядке нарастания трудностей при их изготовлении. Назначение пособия — помочь учителю при подготовке к занятиям и при проведении их. Количество предлагаемых работ превосходит возможность выполнения их учащимися во время, отведенное на уроки труда. Учитель отбирает работы в соответствии с составленным им календарным планом и имеющимися возможностями его выполнения. Часть работ может быть произведена в порядке внеклассной работы.
      При составлении плана нужно подбирать изделия из разных групп {видов работ, см. список).
      При подготовке к занятиям учитель должен сам изготовить намеченное к работе изделие, заготовить наглядные пособия и все необходимые материалы и инструменты для работы детей. Раздачу инструментов желательно проводить в перемену, перед уроком. Это относится и к материалам, если их требуется немного. Большое количество материалов лучше раздавать в несколько приемов, чтобы не перегружать рабочее место учащихся. Работа на уроке, как правило, ведётся фронтально: все учащиеся одновременно по указанию учителя производят одни и те же операции.
      Большая часть изделий, изготовленных на уроках ручного труда, может быть использована на уроках по другим предметам в качестве наглядных пособий или другого учебного оборудования. Часть изделий попадает в индивидуальное пользование учащихся, некоторые предметы предназначаются для украшения новогодней ёлки. Все поделки учащихся просматриваются учителем, который оценивает их и выставляет отметку. Лучшие работы учитель демонстрирует на уроке (даже в процессе их изготовления).
      В конце года устраивается выставка изделий учащихся. После выставки лучшие работы идут на пополнение учебного оборудования школы.
      О склеивании и оклеивании изделий из бумаги и картона
      Чтобы изделие из бумаги было прочным и красивым, его нужно хорошо и аккуратно склеить. Измазанная клеем коробка может вызвать к себе только отрицательное отношение, что снизит желание учащихся работать дальше. Поэтому учитель должен обратить особое внимание на наличие нужного клея и обучение детей правильной работе с ним.
      Учителю необходимо самому уметь готовить клейстер из картофельной муки, а также из пшеничной или ржаной муки (для папье-маше).
      Картофельный клейстер обладает большим достоинством: он не оставляет заметной грязи на изделии. Однако при склеивании картонных деталей нужно отдать предпочтение столярному клею. Приобретя навык пользования клеем, учащиеся при всех картонажных работах могут употреблять один столярный клей.
      Клейстер приходится готовить к каждому занятию — он скоро портится. Столярный клей можно заготовить (сварить) на значительный промежуток времени, но его нужно каждый раз разогревать и продолжать поддерживать в разогретом состоянии. Варится клей в клеянках. Если в наружном сосуде клеянки менять горячую воду по мере её остывания, то можно обойтись и без нагревательных приборов на рабочих местах учащихся. Во время работы с клеем стол у учащегося должен быть покрыт бросовой бумагой (подложкой). К ней прикладывают излишне смазанные клеем изделия, чтобы на них оставался ровный тонкий слой клея. Тонкий слой клея приклеивается быстрее и лучше.
     
      Список инструкционных карточек в порядке изучения трудовых умений
     
      3 КЛАСС
     
      I. Разметка и вырезывание отверстий.
      1. Календарь погоды.
     
      II. Окантовка.
      2. Окантовка под стекло. 3. Коллекция семян.
     
      III. Изделие с пазами.
      4. Передвижной календарь.
     
      IV. Папочные и переплётные работы.
      5. Блокнот. 6. Папка для карточек. 7. Ширмочка. 8. Альбом для рисунков. 9. Альбом для коллекций. 10. Записная книжка.
     
      V. Коробочные изделия.
      11. Коробочка без крышки. 12. Коробка с шестью отделениями. 13. Таблица для коллекций. 14. Вымпел. 15. Таблица разрядов. 16. Фонарик. 17. Домик.
     
      VI. Изделия круглой формы.
      18. Круг, разделённый на 2, 4 и 8 частей. 19. Вазочка. 20. Мухомор. 21. Модель литра. 22. Круглая коробочка.
     
      VII. Пятиконечная звезда (23).
     
      4 КЛАСС
     
      I. Разметка и резание ножом.
      24. Квадратный дециметр.
     
      II. Изготовление кармашков.
      25. Наборная таблица.
     
      III. Плоские изделия с подвижными частями.
      26. Шкала термометра. 27. Счётная линейка. 28. Двойной часовой циферблат с подвижными стрелками.
     
      IV. Коробочные изделия.
      29. Коробка для коллекции, 30. Коробка под стеклом.
     
      V. Картонажные модели.
      31. Куб. 32. Брус. 33. Кубический дециметр. 34. Парта ученическая. 35. Кремлёвская башня. 36. Водяное колесо. 37. Флюгер.
     
      VI. Макеты.
      38. Макет по географии.
     
      VII. Электровикторина (39).
     
      VIII. Папочная работа.
      40. Папка с клапанами.
     
      IX. Модели из папье-маше.
      41. Модели щитов. 42. Модель шлема. 43. Холм. 44. Горный хребет. 45. Озеро. 46. Яблоко. 47. Груша. 48. Утка. 49. Гриб. 50. Рыбка.
     
      По использованию изделий учащихся номенклатура инструкционных карточек распределяется следующим образом:
      Пособия по арифметике:
      Таблица разрядов (15). Счётная линейка (27). Круг, разделённый на 2, 4 и 8 частей (18). Квадратный дециметр (24). Куб (31). Брус (32). Кубический дециметр (33). Двойной часовой циферблат с подвижными стрелками (28). Модель литра (21). Передвижной календарь (4).
      Пособия по естествознанию:
      Календарь погоды (1). Шкала термометра (26). Вымпел (14). Флюгер (37). Водяное колесо (36). Коллекция семян (3). Таблица для коллекции (13). Коробка для коллекции (29). Коробка под стеклом (30). Яблоко (46). Груша (47). Гриб (49). Рыбка (50).
      Пособия по истории:
      Модели щитов (41). Модель шлема (42). Кремлёвская башня (35).
      Пособия по географии:
      Холм (43). Горный хребет (44). Овраг (45). Озеро (45). Макет по географии (38). Парта ученическая (34). Домик (17).
      Предметы для оформления и хранения самодельных пособий:
      Наборная таблица (25). Ширмочка (7). Папка для карточек (6). Папка с клапанами (40). Окантовка под стекло (2). Коробка без крышки (И). Коробка с шестью отделениями (12). Круглая коробочка (22). Блокнот (5). Записная книжка (10). Альбом для рисунков (8). Альбом для коллекций (9). Электровикторина (39). Пятиконечная звезда (23).
      Елочные украшения:
      Фонарик (16). Домик (17). Вазочка (19). Мухомор (20). Парта (34). Кубик (31). Яблоко (46). Груша (47). Утка (48). Гриб (49). Рыбка (50).
     
     
      МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИНСТРУКЦИОННЫМ КАРТОЧКАМ
     
      III класс
     
      1.Календарь погоды
      Учащиеся начальных классов школы приучаются регулярно вести простейшие фенологические наблюдения, в том числе над погодой. Запись элементов погоды (облачности, температуры воздуха, направления ветра, осадков и т. п.) делается ежедневно. Поэтому в календаре погоды прочерчиваются клеточки по числу дней месяца и в эти клеточки условными знаками заносятся результаты наблюдений над погодой. Описанный в инструкционной карточке футляр для календаря погоды упрощает ведение записей. Один раз разметив таблицу и вырезав в ней квадратики, применяют её для записей в течение неограниченного времени. Внутри футляра ежемесячно меняют лист чистой бумаги (писчей, двойной лист), на котором и наносят через клеточки футляра обозначения погоды на каждый день.
      Расположение чисел в календаре может быть не по горизонтали, как это показано в карточке, а по вертикальным линиям, как это делается в табель-календарях. Форма клеток может быть не квадратная, а круглая или прямоугольная.
      Календарь погоды можно превратить в календарь природы. Для этого футляр с отверстиями следует прикрепить к листу или полулисту чертёжной бумаги. На свободной площади чертёжного листа наклеиваются засушенные растения, рисунки различных явлений природы, характерных для наблюдаемого периода (времени года).
      Так как наблюдения над погодой проводятся с начала учебного года, календарь погоды желательно иметь как можно быстрее. Его изготовление можно поручить бригадам.
      Каждая бригада, состоящая из 6 — 7 человек, готовит один экземпляр календаря. Делается это так: один учащийся из бригады размечает календарь и вырезает отверстия для названия года и месяца и передаёт другому, который дома вырезает отверстия для названий пяти дней; затем продолжают вырезать другие учащиеся по пяти от-
      верстий каждый. Таким образом, не более чем через неделю (учащиеся выполняют работу дома по очереди) календарь будет готов у каждой бригады. Бригада же ведёт наблюдения над погодой, занося результаты их в свой календарь.
     
      2. Окантовка под стекло
      Под стекло окантовывают различные иллюстрации и натуральные объекты (засушенные части растений, образцы материалов и т. п.). Стекло защищает объекты от разрушения, особенно при раздаче пособий на руки учащимся.
      Окантовывать можно тканью или плотной бумагой. Кант должен быть с ровными (не лохматыми) краями и одинаковой ширины со всех сторон таблицы. Приклеивать кант желательно столярным клеем «через доску». Намазывание клеем «через доску» производится следующим образом: горячий клей намазывается кистью тонким слоем на доску (фанеру, картон, линолеум). К этому слою прикладываются кусочки ткани или бумаги и немедленно отнимаются. Им дают немного подсохнуть, и тогда они быстро приклеиваются к картону и стеклу. При непосредственном смазывании полосок любым клеем рекомендуется перед приклеиванием прикладывать их к сухому листу бросовой бумаги, чтобы снять излишки клея, портящие изделие. Оказавшиеся несмазанными участки необходимо намазать клеем. Нужно внимательно следить за тем, чтобы углы стекла были заклеены тканью (или бумагой). У наклеиваемых сверху полосок уголки должны быть срезаны (см. рисунок). Чтобы края полосок были ровными, нарезают полоски острым ножом (можно бритвой или хорошими ножницами). Петельку для подвешивания можно сделать из тесёмки, проволочки или шнура. Концы петельки продевают через прорез в картонной таблице и заклеивают бумажкой. Если предполагается окантованную табличку ставить на стол, то вместо петельки следует сделать подставку, как это показано к карточке «Рамка».
     
      3. Коллекция семян
      По описанному в карточке способу можно монтировать коллекции любых семян, лишь бы они не были слишком велики. Количество видов семян может быть различным. Форму ячеек делают круглой, квадратной, треугольной и т. п. Величина ячеек также может быть различной. Если видов семян много, коллекцию можно поместить на нескольких таблицах. Если имеется стамеска, ячейки можно выбивать ею в картонной пластинке, а не склеивать рамку из картонных полосок.
      Если семена мелкие (такими бывают, например, семена сорных растений), то ячейки необходимо сделать совсем глухими, для чего придётся таблицу приклеить к стеклу. В этом случае бумагу с названиями семян следует наклеить поверх стекла.
      Для светлых семян фон (дно ячеек) может быть чёрным. Количество семян должно быть не очень большим. Тогда легче семена перекатывать в ячейках и рассматривать их со всех сторон. При очень разном размере семян под мелкие семена можно подкладывать кусочки бумаги или картона, чтобы уменьшить высоту, а стало быть, и объём ячеек.
     
      4. Передвижной календарь
      Передвижной, или, как он часто называется, «вечный», календарь является интересным и полезным в воспитательном отношении предметом оборудования уголка школьника. Ежедневно перекладывая таблички, учащийся привыкает к порядку; в конце каждого месяца учащийся вспоминает количество дней в данном месяце и последовательность месяцев; пользуясь изделием собственного изготовления, учащийся приучается к бережному обращению с вещами. Процесс изготовления передвижного календаря закрепляет полученные ранее умения в резании, склеивании, разметке и даёт новые знания в конструировании таблиц с выдвижными деталями. В зависимости от отведённого на изготовление передвижного калеядаря времени он может быть или самой простой формы с вырезанными из отрывного календаря цифрами и словами, или украшенным рисунками, аппликацией и собственноручными надписями. Толщина картона может быть разной, только картонные полоски-прокладки должны быть толще вдвигаемых в пазы табличек.
      Для упрощения работы детям можно давать шаблоны для вычерчивания отверстий. Вместо подставки у календаря можно сделать петельку (см. карточку «Окантовка под стекло»).
      Коробочка для хранения табличек или конверты делаются как отдельная работа, на особом уроке.
     
      5. Блокнот
      Блокноты бывают настенные, настольные, карманные. У карманных блокнотов задняя стенка не должна выступать вверх, как у настольных. Передняя стенка у карманных блокнотов делается прочной (например, картонной), она служит подкладкой при письме на обратной стороне листочков.
      Сшивать тетрадки можно прочными нитками или тонкой проволокой. Если имеется шило, можно пробить наверху листочков дырочки. Тогда будет легко отрывать отдельные листочки.
     
      6. Папка для карточек Папка без клапанов может служить для хранения наглядных пособий в виде карточек размером с открытку, листков с записями и различного дидактического материала (особенно для I класса). Картон может быть любой толщины. Резать картон и бумагу рекомендуется ножом по железной линейке с бортиком (она называется фальц-линейкой). В дальнейшем следует добиваться овладения учащимися навыком резания ножом по линейке — это ускоряет и улучшает качество работы с картоном. Клеить можно картофельным клейстером, смазывая бумагу тонким слоем до краёв. Уголки закрывать тканью следует так, чтобы картон из-под неё не проглядывал. Папку можно сделать и большого размера.
      При увеличении размера папки пропорционально увеличиваются и заготовки материалов для крышек, корешка, завязок.
     
      7. Ширмочка Ширмочка — это подвижная таблица, на которой можно поместить наглядные пособия, стенгазету, справочные сведения и т. п. Её можно положить на стол, повесить на стену в вертикальном или горизонтальном положении, согнув «гармошкой», поставить на стол. Использовать для экспозиции можно обе стороны ширмочки. Для хранения ширмочка складывается и занимает мало места. Очень удобны ширмочки для монтирования экспонатов на школьных выставках.
      Картон желательно использовать прочный, чтобы отдельные створки не сгибались и не скручивались. Если ширмочка подвешивается на стену, необходимо сделать петельки или колечки, в крайнем случае пробойником сделать отверстия для продевания шнура. Бумагу клеем смазывают целиком, без пропусков и хорошенько приглаживают. После изготовления ширмочку надо обязательно положить на несколько дней под пресс.
     
      8. Альбом для рисунков
      Альбом состоит из папки и вложенных в неё листов из плотной бумаги с отогнутым одним краем.
      Такой альбом может быть применён для помещения в нём рисунков, текста, вырезок из газет и журналов, открыток и т. п.
      Оклеивать крышки снаружи можно мраморной бумагой или какой-нибудь красивой тканью. Можно также украсить крышку рисунком или аппликацией. Внутренние стороны крышек обязательно оклеить бумагой, желательно такой же плотности, как и с внешней стороны, Хороша так называемая форзацная бумага (плотная бумага с каким-нибудь рисунком на одной стороне; употребляется для оклеивания внутренней стороны крышек переплёта книг).
     
      9. Альбом для коллекций
      Среди наглядных пособий особого внимания заслуживают натуральные объекты. Многие из них имеют плоскую форму (засушенные растения, образцы тканей и стадий их изготовления, образцы бумаги и т. п.). Такие объекты могут быть наклеены или пришиты к листам плотной бумаги или тонкого картона. Если из таких листов сделать альбом, то в нём можно уместить целую коллекцию натуральных объектов на какую-нибудь тему. Так, например, из засушенных растений можно сделать портативный «карманный» гербарий, служащий для определения растений.
      Если экспонаты прикреплять с обеих сторон листов альбома, то между листами следует вклеивать прокладки из тонкой бумаги. Если объекты толще бумаги, на которую они нашиты, к отгибам листов альбома следует дополнительно наклеить по две-три полоски, чтобы расстояния между листами сделать большими. В зависимости от толщины .бумаги (или тонкого картона) и количества листов корешок может быть толще или тоньше. Для прочности, кроме склеивания листов альбома с отгибами, можно их сшить нитками. Особое внимание обратить на прочность скрепления блока (скреплённых между собой листов) с крышками. Для этого можно взять кусок ткани, приклеить его к крышкам и пришить к блоку. Снаружи альбом можно украсить рисунками и надписью.
     
      10. Записная книжка
      Научившись делать папку и альбомы, учащиеся легко справятся с изготовлением записной книжки. Новым для них будет сшивание тетрадки и изготовление каран-дашника. Известное затруднение обычно представляет обрезка краёв блока. Делать это нужно острым ножом по железной линейке. Чтобы обрезы были правильные, следует на верхнем листе прочертить карандашом линии обреза.
      Научившись делать записную книжку, учащиеся тем самым приобретут умение переплетать любую нетолстую книжечку (в один-два печатных листа, то есть в 16 — 32 страницы). Более толстые книги сшиваются иначе, в остальном же переплёт мало чем отличается от описанного на карточке.
     
      11. Коробочка без крышки
      Чтобы приобрести элементарные знания в картонажном деле, необходимо изготовить коробку. Даже не делая крышки, учащийся получит основные умения по разметке изделия, резанию картона и бумаги, сгибанию картона, оклеиванию его бумагой, а также познакомится с тем, что при склеивании бортов коробочки необходимо оставлять с внутренней стороны кантики, что при загибании краёв бумаги на дно коробки углы бумаги нужно срезать, что клеем смазывать нужно бумагу, а не картон, причём смазывать весь лист бумаги, а не только по краям и т. д. Одновременно учащиеся усваивают приёмы работы с инструментами.
      Коробочка без крышки может быть применена в учебной работе для раздаточного материала, для хранения отдельных образцов в коллекции (полезных ископаемых, металлов, плодов и семян и т. д.).
     
      12. Коробка с шестью отделениями
      При изготовлении этой коробки учащиеся знакомятся с оклеиванием коробки внутри. Они узнают, что эту оклейку нужно производить не одним или двумя кусками бумаги, а оклеивать отдельно каждую стенку и донышко коробки. Ответственным моментом является разметка заготовки для крышки. Чтобы крышка была не велика и не мала (особенно нужно избегать последнего), необходимо так произвести расчёт, чтобы внутренние размеры её были больше наружных размеров основания коробки примерно на миллиметр в каждую сторону. Поэтому сначала размеры наносятся на заготовку крышки карандашом на основании расчёта. Затем к разметке прикладывается готовое основание коробки и проверяется правильность этой разметки. При заготовке материала для поделки коробочных изделий необходимо тщательно проверять правильность прямых углов. Скошенный угол может сделать коробку совершенно непригодной.
      При изготовлении решётки, вставляемой внутрь коробки, надрезы на полосках картона делаются шириной, равной толщине картона. Для этого ножницами делают не по одному, а по два надреза на расстоянии около миллиметра один от другого.
      Коробочка с отделениями служит для хранения мелких предметов, небольших коллекций, раздаваемых на руки учащимся (например, при изучении тем «Гранит и его составные части», «Распространение плодов и семян ветром» и т. п.).
      Коробка без решётки имеет самое широкое применение в быту и на работе. Величина коробки определяется сохраняемыми в ней предметами. Нужно уметь рассчитывать заготовку коробки. Полезно предложить учащимся рассчитать и изготовить коробочки для намеченных предметов. Снаружи коробка может быть украшена рисунками, аппликациями или вырезанными из сложенной в несколько раз бумаги кружевными украшениями.
     
      13. Таблица для коллекции
      Коллекции из натуральных объектов, особенно если они представляют собой какой-нибудь технологический процесс (например, производство стекла, ткани, выплавка чугуна и т. п.), для обозрения учащимися удобно монтировать на таблице. Однако такая монтировка не предохраняет коллекции от пыли и повреждений, хранение её неудобно (занимает большую площадь, требует прикрытия). Эти недостатки устраняются в раскладной таблице с бортиками, которая описана в инструкционной карточке.
      В разложенном виде — это таблица, в закрытом — коробочка. Высота стенок коробочки не должна быть меньше толщины помещаемых в ней предметов (образцов натуральных объектов, пробирок и коробочек с объектами и т. п.). Площади крышек-коробочек должны быть неодинаковы: одна крышка (которая служит основанием коробочки) должна быть несколько меньше другой (что видно на рисунке). Прикрепление объектов (приклеивание, пришивание, прикручивание мягкой проволокой) производится так, чтобы выступающие части экспонатов, прикреплённых к одной крышке, приходились в промежутки между экспонатами, размещёнными на другой крышке (когда таблица сложена). На раскладной таблице можно монтировать, кроме технологических коллекций, такие, как «Распространение плодов и семян», «Защитные приспособления у растений против животных», «Части растения» и др.
     
      14. Вымпел
      Вымпел — простейший прибор для определения направления ветра. Подвешенная на стержне ленточка ветром отклоняется. Ориентировав подставку прибора по сторонам горизонта при помощи компаса, наблюдают направление ветра. Оно определяется стороной, с которой дует ветер. Если ленточка отклоняется на юг — значит, дует северный ветер; если на северо-запад — значит, ветер юго-восточный и т. д. Устанавливать подставку прибора нужно горизонтально.
      Изготавливая прибор, учащиеся практикуются в склеивании бумажных трубок, которые могут иметь различное применение (как стержни, трубочки, палочки для счёта и т. п.). Не менее полезным будет знание изготовления тела цилиндрической формы.
      Прибор можно оклеить белой или цветной бумагой, но и без оклейки он пригоден для работы. Трубку рекомендуется склеивать клейстером, цилиндр — столярным клеем. Чтобы прибор не размокал, его желательно окунуть в горячий парафин или воск, ленточка должна быть шёлковая или полушёлковая.
      Картон для кружков взять потолще, полоску сделать из тонкого картона.
      Описанный в карточке прибор легко превратить в гномон. Для этого нужно удалить вымпел и срезать наполовину стержень. На верхнем кружке подставки вокруг стержня проводится несколько окружностей.
     
      15. Таблица разрядов
      Таблица разрядов иначе называется нумерационной таблицей. Это полезное пособие по арифметике. Им желательно снабдит-ь каждого учащегося; Состоит это пособие из таблички с кармашком под ней и из вкладываемых в кармашек полосок с цифрами (разрезные цифры). Самостоятельное изготовление цифр может явиться отдельной работой учащихся. Эти цифры можно использовать для набора из них примеров и оборудования арифметических игр. Так как изготовление всего набора цифр одним учащимся отнимет слишком много времени, можно поручить каждому учащемуся изготовить по одно-му-два шаблона цифр и по этим шаблонам из сложенной гармошкой бумагивырезать по 10 — 20 одинаковых цифр. Вырезанные цифры,- подобранные комплектами, раздаются учащимся для наклеивания их на полоски плотной бумаги или картона.
      Для общеклассного употребления размер нумерационной таблицы должен быть увеличен в два-три раза. Конструкция его может быть такой же, как и для индивидуального пользования учащимися.
      Приклеивать кармашек к таблице (особенно большого размера) желательно после высушивания таблицы, оклеенной бумагой, под прессом.
     
      16. Фонарик
      Ёлочное украшение. Может быть освещён изнутри маленькой электрической лампочкой. Пропускать лампочку в фонарик удобнее снизу, сделав прорезы в донышке. Так как учащимся начальной школы самостоятельно начертить развёртку фонарика трудно, рекомендуется дать им шаблоны всей развёртки или хотя бы одной стенки. Вместо шаблонов можно изготовить на бумаге чертежи развёртки. Первый чертёж рекомендуется нанести на кальке или прозрачной бумаге, пользуясь рисунком на инструкционной карточке. Подкладывая под этот чертёж по нескольку листов белой бумаги с копировальной бумагой между ними, можно получить сразу по 4 — 5 копий.. При помощи копировальной же бумаги учащиеся переводят чертёж на картон. Раскраска фонарика может быть различной (учащиеся должны проявить своё творчество).
      Для большой ёлки размеры фонариков могут быть в два-три раза больше указанных в карточке.
     
      17. Домик
      На карточке даны развёртки моделей домика и деревьев в натуральную величину. Учитель или, по его поручению, один нз аккуратно работающих учеников копирует чертёж на кальку. С кальки другой ученик делает через копирку две копии. С каждой из этих копий следующие ученики делают тоже по две копии (получается шесть копий, не считая кальки, с которой в дальнейшем копии не снимаются). С шести копий дальше получают ещё двенадцать. Ещё одно копирование может удовлетворить потребность в чертежах всего класса.
      Как же организовать эту работу по копированию? Разными способами. На уроках труда некоторые учащиеся выполняют свою работу быстрее остальных. Вот им и можно поручать копирование чертежей. Если начать эту работу за три-четыре занятия до изготовления домика, то чертежи будут готовы своевременно. Можно сделать и иначе: дать задание на дом сначала одному учащемуся, на следующий день шести и на третий — двенадцати учащимся. Задание по копированию нетрудное, и учащиеся с удовольствием его выполнят. При любой организации этого дела учитель должен проверять выполнение всех копий по мере их изготовления и указывать на необходимые исправления. Непроверенная копия не должна передаваться для дальнейшей работы с ней. Перевод выкроек на картон, вырезывание и склеивание проводятся фронтально со всеми учащимися. Полученные изделия могут быть использованы как игрушки, как ёлочные украшения и как учебное оборудование при изучении тем «Масштаб» и «План».
      Учащиеся определяют масштаб этих изделий (например, в 1 см, 1 м). Поставив домик и деревья на листе бумаги, очерчивают их по основанию (на месте деревьев ставят кружочки). Получают план домика с усадьбой.
      Расставив все изготовленные учащимися домики и деревья на большом листе, можно получить модель целого селения; обведя все местные предметы у основания карандашом, получают план селения.
     
      18. Круг, разделённый на 2, 4 и 8 частей
      Пособие для изучения дробей. В карточке описано изготовление разборного круга, разделённого на 8 частей — 16 секторов. Круги, разделённые на 2 и 4 части, делаются так же, как показано на карточке. Для получения трудовых умений особенную ценность представляют вырезывание и оклеивание кругов и их частей. Здесь,, как и во всех случаях оклеивания картона бумагой, следует приклеивать не только края бумаги, но и весь лист. Цельных нижних кругов с пришитыми к ним маленькими кружками с карманчиками, образованными нитками, должно быть столько, сколько комплектов долей, то есть отдельно для половины, отдельно для четвертей круга, отдельно для восьмушек. Цветная бумага должна быть однотонная, без рисунка.
     
      19. Вазочка
      Ёлочное украшение. Чтобы изделие было достаточно прочно, бумага для вазочки должна быть плотной. Можно употребить даже цветной картон (конечно, тонкий). Склеивать изделие рекомендуется столярным или другим прочным клеем. Снаружи вазочку желательно украсить бумажным орнаментом, гирляндами, рисунками. В готовую вазочку поместить яркие бумажные цветы.
     
      20. Мухомор
      Елочное украшение. Подвешивать можно петелькой, вклеиваемой в вершину шляпки гриба, или прикреплять скрепкой подставку к ветке ёлки. Белые пятнышки на шляпке делаются из обрывков белой бумаги или закрашиваются белилами. Склеивать мухомор желательно прочным, быстро схватывающим- клеем (столярным, универсальным и т. п.).
     
      21. Модель литра
      При свёртывании цилиндра нужно н^йти долевое направление картона. В этом направлении располагается большинство волокон, из которых состоит картон. Если картон скручивать поперёк направления волокон, то он может надламываться. Волокна должны идти вдоль цилиндра. Если картон слегка смочить с одной стороны; то он сам начнёт изгибаться в противоположную сторону. Этим свойством картона пользуются для получения цилиндрической поверхности. Если литр делают водонепроницаемым, то его склеивают крахмальным клейстером, который не размокает от воды (столярный клей размокает, и изделие может расклеиться). Для большей прочности верхний край литровой кружки можно утолщить, наклеив на неё неширокую полоску картона, свёрнутую в кольцо.
      Так же, как модель литра, можно сделать модели пол-литра, четверти литра, уменьшив соответствующим образом размеры заготовок.
     
      22. Круглая коробочка Изготовление изделий цилиндрической формы описано в инструкционных карточках «Вымпел» и «Модель литра». Однако в этих карточках не указано, как оклеивать цилиндры бумагой.
      В карточке «Круглая коробочка» описано склеивание коробочки цилиндрической формы и оклеивание её снаружи и внутри бумагой. Особое внимание следует обратить на подгонку крышки к коробке. В карточке указаны размеры заготовок коробки и крышки. Однако в процессе работы с коробкой могут быть неточности, и тогда крышка может оказаться или слишком большой, или, что еще хуже, маленькой, когда её нельзя надеть на основание коробки.
      Поэтому прежде чем склеивать заготовку крышки, нужно примерить ободок крышки, надев его на основание коробки. Нужно помнить, что крышка будет оклеена бумагой, и поэтому в неоклеенном виде на коробку она должна надеваться довольно свободно. Дно крышки, так же как и дно основания коробки, не должно проваливаться в ободок, а лежать на его краях.
      Круглая коробочка может иметь различное применение (для хранения наглядных. пособий, природного материала, материалов для шитья и вязанья); украшенная рисунком или аппликацией, коробочка может явиться хорошим подарков маме к 8 Марта.
     
      23. Пятиконечная звезда В зависимости от подготовленности учащихся и отведенного на изготовление звезды времени заготовку выкройки учащиеся могут сделать или как указано в карточке (с применением шаблона угла), или копируя предоставляемые учителем чертежи развёртки, что, конечно, значительно облегчает учащимся работу, но не дает им полезных умений в разметке заготовки выпуклой звезды.
      Пятиконечная звезда может быть применена для оформления стенгазеты, плакатов, иногда помещения и пр. Внутри звезды можно поместить маленькую лампочку. В этом случае красную бумагу нужно подобрать просвечивающуюся.
     
      IV класс
     
      24. Квадратный дециметр
      Изготовление квадратного дециметра, разделённого на квадратные сантиметры, требует от учащихся точной разметки материала и ровного отрезывания полосок бумаги. Эти умения часто будут требоваться впоследствии и на работе, и в быту, поэтому на хорошее усвоение их не следует жалеть затраты сил и времени. При изготовлении данного изделия особенно полезно попрактиковать учащихся в резании ножом по железной линейке. Для начала рекомендуется бумагу брать плотную, нетонкую, так как тонкая бумага при неумелом резании ножом легко рвётся. Нож должен быть хорошо наточен. Под бумагу надо подкладывать ровную подрезную доску или картон. Клеить крахмальным клейстером. Можно приклеивать и другим клеем, но тогда нужно очень тщательно следить за тем, чтобы клей намазывался тонким слоем и после приклеивания бумажек не выступал наружу.
      Так же, как квадратный дециметр, можно сделать шахматную доску, только клетки сделать не по одному квадратному сантиметру, а по девять (каждая сторона 3 см) число квадратиков должно быть 64; у доски должны быть поля шириной в 2 см. Таким образом, общий размер шахматной доски будет 28x28 см. Могут быть и другие размеры.
     
      25. Наборная таблица
      Таблица с кармашками служит для проверки знаний хронологии, географических названий, различных терминов, условных знаков и пр. Можно использовать эту таблицу при устном решении примеров и задач (примеры пишутся на карточках, ответы на кармашках). Количество кармашков может быть уменьшено или увеличено. При значительном количестве кармашков таблицу можно сделать складывающейся в виде папки или ширмочки.
      Кроме проверки знаний, кармашки могуг быть применены для шрифтовой и цифровой касс (в I классе), для библиографических справок, для учёта прочтённых учащимися книг (для каждого учащегося выделяется отдельный кармашек) и в других случаях.
     
      26. Шкала термометра
      Пособие для упражнений в производстве отсчётов градусов температуры. Для изменения положения мениска жидкости в капиллярной трубке передвигают тесьму с обратной стороны шкалы. Упражнения предлагаются двух видов: 1) по установленному уровню жидкости определить температуру и 2) по данной температуре установить уровень жидкости в капиллярной трубке.
      Описанное в карточке пособие может служить для индивидуального пользования учащимися. Классное пособие увеличить в пять раз против имеющегося на карточке, то есть общий размер его сделать 750x200 мм, все заготовки материалов также должны быть увеличены в пять раз.
      Если имеется тесьма разных цветов, то можно обойтись без окрашивания — сшить ленты двух цветов (белого и синего).
     
      27. Счётная линейка
      Линейка с выдвижной планкой, приведенная в карточке, является простейшим видом так называемой логарифмической линейки, имеющей большое применение при вычислительных работах в технике. На приведенном, образце — это пособие, которое можно применить при изучении сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми и разными знаменателями. Желающим изготовить такие пособия рекомендуется обратиться к книге Н. Н. Никитина «Наглядные пособия по математике з начальной школе».
     
      28. Двойной часовой циферблат с подвижными стрелками
      В карточке приведен образец циферблата со стрелками, изготавливаемый из бумаги и картона без применения металлических деталей даже для оси стрелок. Форма циферблата дана цилиндрическая, чтобы учащимся дать возможность познакомиться с изготовлением цилиндров.
      Однако если учащиеся уже с подобной работой встречались (при изготовлении вымпела или круглой коробочки), то цилиндрическое основание можно заменить плоским кружочком или квадратом (размером, положим, 210x210 мм). Остальная часть работы будет проводиться, как описано в карточке] Значительное затруднение составляет разметка мест для цифр. Эту часть задания нужно объяснить учащимся обстоятельно и следить за выполнением указаний учителя. Несколько упростит деление окружности на 12 частей шаблон часового угла (30°). Учащиеся при помощи угольника сначала делят окружность на 4 части, проведя пересекающиеся диаметры, а затем откладывают часовые линии шаблоном. Еще легче учащимся изготовить циферблат, если учитель сам приготовит и раздаст круглые шаблоны с вырезанными прямоугольниками и нанесёнными по окружности шаблона часовыми и минутными делениями. При наличии такого шаблона учащиеся проводят, пользуясь им, окружность, наносят на ней деления, в прямоугольные отверстия вписывают цифры (часы). Однако к такому способу прибегать можно лишь в крайнем случае — когда времени мало, а часы, как наглядное пособие требуются срочно.
      Внимательно нужно отнестись к приклеиванию оси стрелок, особенно сверху. Отгибы трубки1 должны быть вклеены между верхней шайбой и закрывающим трубку кружочком. Клей не должен попадать между шайбами и стрелками, так как в этом случае стрелки не будут двигаться.
      Разметку циферблата делать карандашом", затем окружность с делениями и цифры обвести тушью и карандашные пометки стереть.
      Если требуется циферблат с цифрами до 12 часов, их можно сделать крупнее.
     
      29. Коробка для коллекций
      После каждой экскурсии учащиеся приносят в школу собранные ими образцы природных объектов, промышленных изделий в разных стадиях их обработки, иногда археологические находки. Из принесенных объектов можно составить коллекции для использования их на уроках и во внеклассных занятиях в школе. Оформляются коллекции на таблицах, в альбомах, а чаще всего в коробках. Чтобы не смешивать отдельные объекты, их укладывают в отдельные коробочки. В зависимости от величины объектов находятся и размеры коробочек. Можно делать для одной коллекции коробочки разного размера, в зависимости от данных объектов. При разметке коробки-футляра, так же как и крышки к ней, следует придерживаться такого порядка: сначала изготовить основание коробки; крышку футляра размечать, приложив к картону законченное оклеенное основание коробки.
     
      30. Коробка под стеклом
      В коробке под стеклом хорошо сохраняются природные объекты как от пыли, так и от механических повреждений, для рассмотрения объекта обычно не требуется открывать крышку. Однако иногда нужно бывает поправить сдвинувшийся с места предмет, заменить объект, пополнить коллекцию. Всё это легко сделать, если крышка коробки открывается. В коробках под стеклом обычно сохраняются коллекции бабочек, жуков и других насекомых. Для таких коллекций к дну коробки приклеивается пластинка из прессованного торфа, оклеиваемая снаружи белой бумагой. В торфяную пластинку легко вкалываются булавки с насаженными на них насекомыми. Торфяную пластинку можно заменить небольшими пробочками, подклеиваемыми под каждую булавку, или устройством второго картонного дна внутри коробки. Через верхнее дно протыкаются булавки, кончиками вкалываемые в нижнее дно. Кантик на крышке вокруг стекла должен быть одинаковой ширины на все стороны и ровно обрезан. Широкий, неровный, лохматый кант портит вид всей коллекции. Нужно аккуратно и красиво делать надписи на отдельных объектах и на всей коллекции.
     
      31. Куб
      Куб имеет большое применение в учебном процессе в начальной школе. В курсе арифметики его демонстрируют как геометрическое тело. Положенные в несколько рядов и ярусов, кубы служат для пояснения измерения объемов тел, в I классе кубики являются счётным материалом. Нанизанные на нитки кубики могут заменить простые счёты. Нужен куб и как пособие по рисованию.
      Если оклеить кубики цветной бумагой и украсить их рисунками и мишурой, они могут явиться красочным ёлочным украшением.
      Изготовление куба из картона может быть различным. Описанный в карточках ход работы даёт возможность сделать 3 вида куба: 1) из картона без оклейки, 2) с оклейкой бумагой рёбер и 3) с оклейкой рёбер и граней. Картонная развёртка может быть сделана без клапанов, вместо них грани склеиваются бумажками. Выступающие на развёртке вверх и вниз грани можно вырезать в виде двух отдельных квадратиков; это сэкономит материал.
     
      32. Брус
      Изготовление бруса и применение его в учебной работе мало чем отличается от только что описанной работы с кубом. Однако форма изделия (бруса) значительно отличается от куба и имеет своё учебное значение.
     
      33. Кубический дециметр Прежде чем приступать к изготовлению кубического дециметра, нужно заготовить не менее трёх (а лучше шесть штук) квадратных дециметров, разделённых на квадратные сантиметры.
      Как сделать такие дециметры наклейкой цветной бумаги, описано выше. Сантиметровую сетку можно и просто начертить на гранях куба.
     
      34. Парта ученическая В карточке даётся развёртка парты для учащихся IV класса в масштабе 1:10 (то есть все размеры — длина, высота и т. п. — уменьшены в 10 раз). Модель парты может быть использована как наглядное пособие для уяснения учащимися понятия «масштаб». 20 изготовленных учащимися парт будут соответствовать оборудованию партами класса, в котором занимаются учащиеся. Если их расставить на большом листе бумаги так же, как они расставлены в классе, получится модель класса (без стен, потолка и стола учителя, которые можно предложить учащимся сделать отдельно). Она будет сделана тоже в 1:10 натуральной величины. Если теперь обвести карандашом на бумаге («на полу») парты, а также стол и стул учителя, получится план класса, в котором проходит урок, в масштабе 1: 10 (то есть в 1 см — 10 см). Модель парты с посаженной на неё куколкой может быть ёлочным украшением.
      Картон для изготовления парт желательно брать потолще (лишь бы был доступен для резания учащимися). Склеивать модель парты рекомендуется столярным клеем.
     
      Башни Московского Кремля — ценнейшие исторические памятники. Всего их 19. Каждая из кремлёвских башен имеет отличную от других архитектуру и свою историю, связанную с историей Москвы и России. Тайницкая башня была первой каменной твердыней, построенной при Иване III (в 1485 г.) для защиты от нападения появляющихся с юга врагов. При постройке башни из неё вывели тайник к Москве-реке, для того чтобы обеспечить жителей водой во время осады города. Этот тайник послужил основанием назвать башню Тайницкой. В башне были ворота, которые сначала назывались водяными. При Иване III был построен лишь низ башни, .надстройка относится к концу XVII века. Низ башни.был в своё время сильным укреплением с бойницами, выходящими на три стороны; кроме того, на верху башни (теперь нижней части башни) имеются навесные бойницы, из которых поражали подходящих близко к стене врагов. Надстройка состоит из квадратного основания с усечённым шатром и дозорной вышки, покрытой малым шатром с флюгером. Шатры покрыты черепицей. Башня построена из кирпича, лишь цоколь и поясок в башне — каменные (из известняка). Высота башни 40 метров.
      При изготовлении модели башни много времени отнимет вычерчивание её на картоне (или толстой бумаге). Эту работу можно облегчить следующим образом: сначала чертёж наносится (увеличивается по клеткам) на лист тонкой бумаги (эту работу можно поручить учащимся, умеющим хорошо копировать). С этого листа размножаются копии (уже без клеток) так, как это описано в указаниях к карточке «Домик». С полученных выкроек учащиеся переводят копии на картон, нз которого вырезают и склеивают модель, Раскрашивание модели можно произвести на ещё не вырезанной заготовке.
      Клеить модель желательно столярным или другим крепким, хорошо и быстро схватывающим клеем. Если модель будет плохо склеиваться и расходиться, её можно временно связать нитками. Величину модели можно увеличить или уменьшить, для этого нужно изменить величину клеток сетки, на которую переносится чертёж.
     
      36. Водяное колесо
      Для показа использования силы падающей воды демонстрируется обычно модель водяного колеса.
      В технике для использования силы падающей воды применяются сложные механизмы — водяные турбины. Для демонстрации в начальной школе применяют обычно примитивные модели водяных колёс. Изготовление описанного в карточке наливного колеса требует от учащихся сообразительности, умения склеивать части модели разного вида клапанами, делать модель водонепроницаемой.
      Картон для кругов желательно брать потолще, для клапанов вместо бумаги можно взять и картон, только тонкий. Склеивать модель следует клейстером; если бу- дет плохо приклеиваться, перевязать временно всю модель прочными нитками. Можно оклеить боковые стороны колеса бумагой {конечно, до покрытия модели воском). Как укрепить колесо на стойке и как изготовить ванночку из коробочки для приёма воды, можно предложить подумать учащимся. Обычно под колесом делается узкая длинная коробочка, к бокам которой приклеиваются картонные полоски-стойки, в которых укрепляется ось колеса. Модель можно увеличить, для этого нужно только изменить величину заготовок, удвоив все указанные в карточке размеры.
     
      37. Флюгер
      Флюгер — прибор для определения направления ветра. Он имеется почти в каждой школе и устанавливается на пришкольном участке. Чтобы научиться определять по флюгеру направление ветра, рекомендуется поупражнять с упрощённой моделью его, описанной в инструкционной карточке под этим названием. В пояснительном тексте к карточке «Вымпел» указывалось, как определять ветер. У флюгера ветер определяется той стороной горизонта, на которую указывает суженная часть флюгера. При тщательном изготовлении прибора (следить за тем, чтобы флюгер свободно вращался на стержне) им можно пользоваться не только для тренировки в определении направления ветра, но и для производства самих наблюдений.
      Провощённую, парафинированную или просто окрашенную масляными красками модель можно выставлять наружу и в дождливую погоду.
      Демонстрационная модель может быть сделана больше, указанные в карточке размеры могут быть удвоены или утроены.
      Макеты театрального типа широко могут быть применены как наглядные пособия по истории, географии, развитию речи, естествознанию. Количество сюжетов может быть безгранично, но техника изготовления пособия во всех случаях будет одинаковой. Макет состоит из рамки-папки и трёх-четырёх планов «декораций». Шарнирное соединение декораций между собой и с рамкой-папкой делает возможным быстро складывать и раскладывать макет для демонстрации. Хранение таких макетов не представляет трудностей, так как они занимают мало места. Декорации рисуются с картин художников, на которых нужно выделить отдельные планы: на первый план попадут близко стоящие предметы и люди, задний план изобразит небо, линию горизонта, горы и т. п.; если изображается внутренность помещения — на заднем плане будет стена. В промежуточных планах разместятся предметы, находящиеся на разном расстоянии от зрителя. Рисование макетов требует от работающих умения и времени. Хорошие результаты обычно получаются при использовании печатных цветных учебных картин по географии, истории и т. д. На таких картинах намечают отдельные планы, обводят по контурам планов карандашом и по намеченным линиям разрезают картину. Выделенные части наклеивают на картон или плотную бумагу с учётом расположения вырезанных частей на картине. Так, первый план наклеивается на подложке (картоне, который является плоскостью декорации) начиная с низа. Второй кусок картины — на другой подложке — помещается выше, под ним оставляется пустое пространство, соответствующее контуру первого плана, и т. д. На последнем плане окажутся клочки неба, может быть горы или море, большая же часть плоскости будет без рисунка. Установив декорации одну за другой, можно увидеть, что незаполненные места на отдельных планах будут прикрываться находящимися впереди них рисунками. Однако рисунки закроют не все чистые места, часть их будет выглядывать из-за напечатанных рисунков. Здесь нужно проявить немного творчества: закрасить видные для зрителя не заполненные рисунками места красками одного цвета с граничащими с ними деталями картины (они как бы будут продолжать дальше уже имеющиеся на декорации цветовые пятна). Рисунка делать обычно не приходится, или он оказывается очень простым. Краски могут быть употреблены как гуашевые, так и акварельные.
      Очень эффектно выглядят макеты, если их изнутри освещать электрическими лампочками. Особенно хорошо получается, когда макет сверху закрыт светонепроницаемой материей или картоном, а в помещении, где макеты демонстрируются, даётся слабое освещение.
     
      39. Электровикторина
      Пособие для самопроверки знаний. Составлено может быть на разные темы (в том числе на перечисленные в пояснении к инструкционной карточке «Наборная таблица»). Размеры электровикторин могут быть различные. В карточке размеры указаны для индивидуального использования пособия. Для классного применения размеры карточек должны быть увеличены в 2 — 4 раза. Количество и расположение вопросов и ответов можно изменять в зависимости от имеющегося материала. В качестве «вопросов» могут быть рисунки (растений, животных и т. п.) и натуральные объекты (образцы полезных ископаемых и др.).
      Нетрудно понять, как можно электрифицировать карту (конечно, немую): точки на карте соединяются проводами с соответствующими названиями городов, рек, помещёнными сбоку карты.
      Если нет тонкой изолированной проволоки, можно использовать любую проволоку (неизолированную). После монтажа таблицы эту проволоку (вернее, кусочки проволоки) в местах перекрещивания переложить кусочками бумаги, приклеиваемой к картону, на котором монтируется проволока. Если не окажется вовсе никакой тонкой проволоки (между прочим, она находится в старых проводах осветительной сети, откуда нетрудно её извлечь), можно заменить её металлической («серебряной») бумагой, которой обёрнуты шоколад, сыр и некоторые другие продукты. Она также хорошо проводит электрический ток и, нарезанная полосками, заменит провод. Нужно только не забыть изолировать её в местах пересечения полосок кусочками бумаги. Электровикторину с бумажными «проводами» можно делать не из картона, а из бумаги; её можно даже скручивать.
      Папки с клапанами имеют широкое применение: в них вкладывают бумаги, тетради, книги, в них сохраняют гербарии и другие наглядные пособия. В карточке описана папка для тетрадей. Для бумаг и гербария размер папки делается примерно в два раза больше.
      При оклеивании папки как снаружи, так и внутри следует строго придерживаться требования приклеивать бумагу не только краями, а всей плоскостью, избегая воздушных пузырей и морщин. Готовую папку , (а в процессе работы и полуфабрикат) обязательно укладывать в развёрнутом виде под пресс. Прессом может служить кусок фанеры размером не менее развёрнутой папки, на которую накладывается около десятка кирпичей, завёрнутых в газеты (чтобы не пачкали).
      При укладывании под пресс пачки папок (изготовленных учащимися всего класса) рекомендуется вкладывать между папками .листы бросовой бумаги (для предохранения от склеивания одной папки с другой). Под прессом папки держать несколько дней.
     
     
      ПАПЬЕ-МАШЕ
     
      Работы из папье-маше складываются из двух самостоятельных операций: 1) изготовления модели (формы) из пластилина или глины и 2) из получения оттиска из нескольких слоев бумаги, в дальнейшем окрашиваемого красками.
     
      Лепка из пластилина
      Пластилин является хорошим материалом для лепки из него моделей и форм для моделей из папье-маше. Достоинством его является то, что он всегда готов к употреблению (нужно только размять и разогреть в руках), почти не пачкает рук и рабочего места, не требует времени для высушивания изделия. Недостатками пластилина является то, что в больших кусках он с трудом поддаётся изменению формы; получаемые из него модели отличаются недостаточной .твердостью и при выклеивании на них оттисков могут прогибаться и вдавливаться. Большая стоимость его препятствует изготовлению из него изделий крупного размера. Поэтому мы рекомендуем пользоваться для лепки не пластилином, а глиной.
     
      Лепка на глины
      Целиком из глины можно вылепить многие наглядные пособия по географии, истории, естествознанию, однако они обычно бывают непрочными и в то же время слишком тяжёлыми. Поэтому целесообразнее изделия готовить из папье-маше, выклеивая его на глиняных формах.
     
      Глина для моделей
      Заготовить серую скульптурную глину. Для лейки из неё изделий достаточно её пропитать водой (раздробленную на мелкие куски глину залить водой) и хорошенько перемять, удалив камни, корни растений и т. п. Готовая к употреблению глина должна быть густой, как тесто, не липнуть к рукам, но и не крошиться. Сухую глину следует смочить водой, липкую — подсушить. Чтобы сохранять глину во влажном состоянии, её необходимо прикрывать мокрыми тряпками (лучше мешковиной). Тряпки следует ежедневно смачивать.
      Использованные для папье-маше формы можно разломать на части, смочить водой, закрыть мокрыми тряпками и положить в сосуд (ведро, бочку, ящик), закрываемый крышкой. Полученная глиняная масса вновь используется для лепки.
      Если нет скульптурной глины, можно взять любой сорт — красную, жёлтую, зелёную и т. д. и очистить от-мучиванием от песка. Отмучивание производят в ведре или другом большом сосуде. Глину размельчают, смешивают с водой так, чтобы получилась жидкая ровная мае- • са. Массу размешивают палкой и дают ей отстояться в течение нескольких часов. Отмученная глина осядет слоем поверх песка, над глиной будет чистая вода. Воду осторожно сливают, глину снимают, не захватывая песок, и подсушивают до нужной густоты.
     
      Лепка из глины форм для папье-маше
      Основным инструментом для лепки из глины являются руки работающего: ими разминают глину, отформовывают основные контуры модели, отрабатывают детали. В некоторых случаях могут помочь палочки с остриями или срезанные вкось лопаточки (стеки). Формы для выклеивания на них оттисков из папье-маше должны иметь свои особенности: размеры их должны быть миллиметра на три меньше (во все стороны), чем предполагаемое изделие из папье-маше; углубления на глиняной модели делают значительнее, а выступающие части меньше, чем на будущем изделии из бумаги. Острые края глиняной модели на оттиске из папье-маше примут более сглаженные формы.
      Вылепленная из глины модель высушивается в течение нескольких дней, после чего на ней делается оттиск из папье-маше.
     
      Приёмы работы с папье-маше
      Из нескольких способов работы с папье-маше для учащихся начальной школы наиболее подходящим является способ листового папье-маше. Для папье-маше подходят разные сорта непроклеенной бумаги: обёрточная, обойная, афишная, газетная и т. п. Проклеенная бумага — писчая, рисовальная, глянцевая и т. п. — малопригодна для этой цели. Заготавливать бумагу удобнее небольшими листочками (размером в половину тетрадочного листа). Эти листочки разрываются на мелкие клочки по 3 — 5 см в поперечнике, которыми оклеивается форма. Резать бумагу нельзя, гладкие кромки плохо приклеиваются к рельефной поверхности и оставляют заметные полосы. Рваные края бумаги, состоящие из растрёпанных волокон, хорошо приклеиваются, создавая гладкую поверхность изделия. Как мы сказали, форма (в нашем случае глиняная) оклеивается бумагой; однако первый слой накладывается на форму без клея — он нужен для того, чтобы слепок (или оттиск) из папье-маше можно было в дальнейшем легко снять с формы. Чтобы первый слой бумажек не сразу отпадал от глиняной формы, бумажки надо вымочить в воде и выжать, чтобы они не были слишком мокрыми. Прикладывают бумажки к форме, начиная от края, причём последующий обрывок бумаги почти наполовину прикрывает предыдущий. Когда вся форма будет закрыта влажными бумажками, приступают к оклеиванию её слоями бумажек, уже смазанных клеем (пшеничным или ржаным клейстером). Приклеивая кусочки бумаги, нужно их хорошенько приглаживать к рельефу формы, чтобы не получалось пузырей, складок, морщинок. Число слоев бумажек зависит от качества бумаги, потребной прочности изделия и т. п. Обычно бывает достаточно выклеить 5 — 6 слоев. Чтобы оклеивание формы было равномерным, рекомендуется клеить в одном направлении, например сверху вниз, от края до края или по спирали. Чтобы не сбить-
      ся со счёта слоев и порядка расположения бумажек, следует для каждого слоя употреблять разную бумагу: например для первого слоя — обёрточную, для второго слоя — газетную и т. д.
      Смазывать бумажки клейстером нужно не сильно (самым тонким слоем). Большое количество клейстера, как и вода, заполняют в бумаге поры и плохо склеивают обрывки бумаги. Бумажный слепок сушится на форме дня два-три, затем снимается с формы и досушивается в тёплом помещении, но не у горячей печи, где он может покоробиться. Возможно и всю сушку проводить на форме.
      Высушенный оттиск нужно снять с формы. Оттиски для географических моделей, для щитов, шлема и т. п. снимаются целиком; оттиски же закрытые (модели яблока, груши и т. п.) должны быть предварительно разрезаны на две половинки. Для прочности получаемой модели рекомендуется оставлять на разрезаемом оттиске небольшие перемычки (см. инструкционные карточки яблока и т. п.). Склеивать половинки лучше дважды: сначала склеивать столярным клеем их обрезы, затем кусочками тонкой бумаги заклеивать снаружи шов.
      Готовый оттиск*желательно отделать: шкуркой зачистить шероховатости и складочки. Окрашивать модели хорошо гуашевыми или плакатными (клеевыми) красками. Предварительную окраску можно выполнить акварелью, а окончательно раскрасить гуашью. Конечно, прочнее будет окраска масляными красками, но на уроках в начальных классах применять их трудно.
     
      Методика работы с папье-маше
      Технологический процесс по изготовлению различных изделий из папье-маше в основном одинаков: лепка формы, получение бумажного оттиска, отделка и окраска. Поэтому даже при фронтальной работе с классом можно одновременно готовить несколько разных образцов: одни
      учащиеся могут делать, положим, модель холма, другие — модель оврага, третьи — горного хребта и т. д. Правда, при изготовлении разных моделей будет немало и особенностей, однако помочь учащимся справиться с ними учитель сможет в порядке индивидуальной консультации. Увеличение же ассортимента изделий, полезных для наглядного обучения, бесспорно, очень желательно.
     
      Переходим к пояснениям к отдельным карточкам.
     
      41. Модели щитов
      На карточке показан ход работы по изготовлению моделей щитов русских воинов; В основном модели представляют собой оттиски с выпуклых глиняных форм. При изготовлении щитов в натуральную величину размеры наклеиваемых кусков бумаги могут быть по 10 и более сантиметров в поперечнике. После снятия оттисков с форм края оттисков обрезать и заклеить кусочками бумаги.
      Кружочки следует наклеивать после окраски щитов, желательно столярным клеем. Модели щитов можно использовать на уроках истории при чтении статей о событиях XII — XV веков.
     
      42. Модель шлема
      Глиняная форма модели шлема может быть вылеплена руками без всяких приспособлений, однако форма будет правильнее, если её подровнять круговым шаблоном (круговые шаблоны полезно применять при. лепке тел круглой формы: банок, вазочек, конусов и т. п.).
      Отдельно изготовляется острый оконечник шлема. Форму для него вылепить лучше из пластилина, оклеить небольшими кусочками мягкой бумаги? Части шлема, сделанные из папье-маше и из картона, склеить столярным клеем. Простейшей формы шлем можно сделать без наушников и других картонных деталей. Готовить рекомендуется на внеклассных занятиях.
      Используется на уроках истории и во внеклассной работе.
     
      43. Холм
      Знакомство с понятием «холм» учащиеся получают (если это возможно) прежде всего ка экскурсии. Тем не менее для более отчётливого представления о холмах полезно иметь набор моделей холмов с разными основанием и высотой и различной крутизной склонов. Во внеурочное время на моделях можно провести работу по изучению изогипсов (горизонталей). Для этого модели следует окрашивать черной краской, чтобы можно было прочерчивать горизонтали мелом. Модель холма желательно украсить местными предметами — домиками, деревьями и пр. Домики можно вырезать из деревянных планок, деревья и кусты легко получаются из кусочков окрашенной в зеленый цвет люфы (растительной мочалки).
      «Ствол» дерева делается из скрученной тонкой проволоки.
      Форма холма может быть различной. Если требуется сделать холм определённой формы, рекомендуется заготовить шаблоны с контурами холма в разных направлениях, как показано на карточке.
      Модель холма, так же как и другие модели из папье-маше, готовят на трёх уроках: на первом уроке лепят форму, на втором — оклеивают форму бумагой и на третьем — отделывают и окрашивают модель. Это не значит, что на всех трёх уроках, кроме модели холма, учащиеся ничего больше делать не смогут. Перерывы в работе с моделями необходимы для сушки формы и бумажного оттиска.
     
      44. Горный хребет
      Представление о горах у учащихся, проживающих в равнинных местностях, обычно бывает неправильным. Они получают знания по плоскостным рисункам и фотографиям, не дающим пространственных представлений. Поэтому модель горного хребта является нужным наглядным пособием по географии. Особенно полезной является лепка формы модели. Так же как модель холма,, модель горного хребта правильнее может быть вылеплена по шаблонам. Однако при надлежащей консультации учителя лепку можно проводить и без шаблонов. Следует иметь в виду, что дети часто изображают горы с неестественно крутыми склонами; эту ошибку должен предотвратить учитель, для этой цели и служат шаблоны.
      При лепке горного хребта необходим стек, или просто заостренная палочка, или щепка. Выклеивать оттиск следует маленькими кусочками. Нужно обратить особое внимание на тщательное оклеивание острых вершин гор, следить за тем, чтобы они были оклеены не менее, чем пятью слоями бумаги, разорванной на мелкие кусочки.
      Изготавливать рекомендуется на внеклассных занятиях.
     
      45. Озеро
      Поверхность озера изображается стеклом, плексигласом или зеркальцем. Под стекло и плексиглас подклады-вается голубая бумага. Берега делаются из папье-маше. Деревья и кусты можно изобразить зелёным лесным мхом.
      Готовить рекомендуется на внеклассных занятиях.
      Модель из папье-маше мичуринского сорта яблок Бельфлёр-китайка.
      В зависимости от качества окраски и отделки модель может служить или наглядным пособием по естествознанию и рисованию, или счётным материалом для учащихся I класса и ёлочным украшением.
      Оклеивать форму следует клочками бумаги в 3 — 4 см в поперечнике. Черешком может служить веточка, шпагат или изолированная проволока. Шпагат и проволоку следует продеть сквозь яблоко, на одном конце завязав узлом или согнув крючком. Такой «черешок» вкладывается между половинками яблока до их склеивания. Узелок будет задерживать яблоко на черешке.
     
      47. Груша
      Модель выведенного Мичуриным сорта груши Бере зимняя Мичурина.
      К модели груши относится всё, что написано выше о модели яблока. Лепка груши сложнее лепки яблока, в остальном изготовление моделей груши и яблока мало чем отличается. Различна окраска моделей.
     
      48. Утка
      Лепка утки может производиться двумя способами: из одного куска глины и из двух кусков. В последнем случае отдельно вылепливается туловище и отдельно голова. Чтобы голова прочнее прикрепилась к туловищу, нужно нацарапать на соединяемых поверхностях штрихи и скрепляемые детали прижать одну к другой, как бы свинчивая их. Можно также в месте соединения (в шее утки) вставить спичку или проволочку. Однако предпочтительнее лепить всю форму из одного куска глины. При изготовлении оттиска обратить внимание на оклеивание формы в области головы. Здесь нужно применять маленькие кусочки бумаги, неразрывно скрепляемые с бумажками на туловище. Количество слоев на голове должно быть не меньше, чем на остальной части модели.
      Используются уточки как украшение на ёлку и как счётный материал в I классе.
      Так же как и утка, грибок может быть вылеплен из одного или из двух кусков глины — отдельно шапочка и отдельно ножка. Модели грибов могут быть использованы как ёлочные украшения, как счётный материал в I классе и как наглядное пособие по естествознанию. В последнем случае желательно моделировать различные виды грибов: одни учащиеся будут моделировать один вид грибов, другие — другой и т. д. В результате грибы будут разной формы и разной окраски. Ход работы для любых моделей грибов будет одинаковым.
      При выклеивании на форме оттиска обратить особое внимание на наклеивание бумажек в месте соединения шапочки с ножкой. Здесь бумажен должны быть приклеены одним боком к ножке, другим — к основанию шапочки, причем таких бумажек должно быть не менее шести слоев.
      Подставку с мхом можно не делать, хотя в этом случае модель получается натуральнее и красивее. Шляпки некоторых видов грибов получаются лучше, если их покрыть прозрачным лаком.
     
      50. Рыбка
      Модель рыбки можно сделать целиком из папье-маше, но тогда плавники и хвост неизбежно будут слишком толстыми. Поэтому целесообразнее модель делать комбинированной из папье-маше и плоского картона, как показано в инструкционной карточке. Модели рыбок могут служить ёлочными украшениями, счётным материалом, а в случае копирования разных видов рыб — и наглядными пособиями по естествознанию. Демонстрировать модели лучше в подвешенном (за плавники) состоянии. Помещая модели рыбок сзади рамки и передвигая их на планках, укрепленных в верхней части рамки, можно получить изображение плывущих в аквариуме рыб.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.