На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Дидактический материал по обслуживающему труду, 4 класс. Пособие для учителя. Лабзина, Васильченко, Савельева. — 1983 г

Алла Яковлевна Лабзина
Елена Васильевна Васильченко
Наталья Вадимовна Савельева

Дидактический материал по обслуживающему труду

4 класс. Пособие для учителя

*** 1983 ***


PDF

как есть


PDF

чёрно-бел


  HAШA PEKЛAMA:
  500 советских радиоспектаклей в MP3 на 9-ти DVD или на карте 64GB  

BAШA ПОМОЩЬ ПРОЕКТУ:  
РАБОТАЕМ БЛАГОДАРЯ ВАМ  

В ч/б версии мы разделили листы на страницы и разобрали их по порядку.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

РАБОТА С ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ 4
Задания для выполнения практических работ
Тема «Бутерброды»
Тема «Горячие напитки» 7
Тема «Блюда из яиц» 10
Вопросы и задания для повторения и закрепления материала 16

РАБОТА С ТКАНЬЮ 26
Вопросы и задания для повторения и закрепления материала
Тема «Изготовление ткани»
Тема «Элементы машиноведения и работа на швейной машине» 29
Задания для выполнения практических работ 36
Тема «Элементы машиноведения»
Тема «Изготовление швейных изделий» 40
Вопросы и задания для повторения и закрепления материала по изготовлению швейных изделий 64

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ 79
Задания для выполнения практических работ
Вопросы и задания для повторения и закрепления материала 91



Фрагмент («Работа с пищевыми продуктами»):

      ВВЕДЕНИЕ
      В дидактическом материале по обслуживающему труду дополнительно к учебно-справочному пособию («Обслуживающий труд», 4 класс) приводятся задания и вопросы, которые учитель может использовать при закреплении зданий учащихся, при повторении материала и проведении самостоятельных практических работ.
      В пособии дана необходимая документация (схемы, рецепты, инструкционные карты) для выполнения работ, а также упрощенные и усложненные варианты обработки и отделки изделий, карты и схемы с неполными данными.
      Для повторения и закрепления изученного материала и проверки знаний учащихся в дидактическом пособии даются карточки с вопросами и заданиями, которые можно использовать при проведении уплотненного опроса или небольших контрольных и самостоятельных работ, рассчитанных на 5—7 мин.
      Если задания выполняются в письменном виде, то ответы должны быть краткими, лаконичными. При опросе вызванные учащиеся (3—4 человека) получают карточки, подготавливаются и по очереди устно отвечают. В этом случае ответ должен быть полным. Некоторые карточки содержат несколько вопросов или заданий. Их можно давать для выполнения не одному, а двум-трем учащимся.
      Для выполнения большинства заданий по теме «Конструирование» раздела «Работа с тканью» требуется чертеж изделия. На время этой работы рекомендуется поместить на доске чертеж изделия в масштабе 1:1 или предложить учащимся воспользоваться чертежом, данным в учебно-справочном пособии.
      При выполнении ряда заданий можно пользоваться материалом учебносправочного пособия — иллюстрациями, справочным материалом, технической документацией и др.
      В дидактическом материале имеются задания программированного характера, данные в виде таблиц. В этом случае при выполнении заданий можно пользоваться калькой или прозрачной бумагой. Лист кальки накладывают на таблицу, отмечают верхние углы ее рамки (чтобы не сдвинуть и не перепутать положение граф) и выполняют задание на кальке, не перечерчивая самой таблицы и не переписывая вопросы. Затем на листе указывают фамилию и номер задания.
      В некоторых заданиях предлагается найти правильные ответы на вопросы, иногда с использованием рисунка. Нужно объяснить учащимся, что вопросы и ответы переписывать не следует, а, написав на листе бумаги фамилию и номер задания, поставить только номера вопросов и рядом буквы ответов. Например, выполненное задание №108 (тема «Обработка косынки и фартука») должно выглядеть так: 1 — Б, 2 — А, 3 — А, 4 — В.
      При выполнении практических работ с пищевыми продуктами оборудование рабочего места и набор посуды зависят от вида приготовляемых блюд, и поэтому меняются на каждом занятии. Для облегчения работы дежурных и для проверки выполненной ими работы в дидактическом материале даны примеры карточек для дежурных.
      Для выполнения практических работ в схемах и рецептах норма продуктов дана в граммах в расчете на одну порцию.
     
     
      РАБОТА С ПИЩЕВЫМИ ПРОДУКТАМИ
     
      ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
     
      1. Карточка № 1 для дежурных. Правила ухода за посудой.
     
      1. Мыть посуду сразу же после ее использования в такой последовательности: сначала чайную, затем столовую и в последнюю очередь кухонную.
      2. Перед мытьем посуду очистить от остатков пищи, пристывшую к посуде пищу отмачивать, а не соскабливать.
      3. Посуду из-под молока и сырых яиц сначала мыть холодной, а затем горячей водой.
      4. При мытье посуды использовать моющие средства: пищевую соду, горчицу, мыло и др.
      5. Ополаскивать посуду горячей водой, сушить на сушилке.
     
      ТЕМА «БУТЕРБРОДЫ»
     
      2. Карточка № 2 для дежурных. Приготовление бутербродов.
     
      Инвентарь и посуда: разделочные доски, гастрономический нож, нож-пила, нож для масла, приспособления для нарезки продуктов (ломтерезка, сырорезка, яйцерезка, фигурные выемки и др.), блюдо или тарелка для готовых бутербродов.
      Схема оборудования рабочего места
     
      3. Приготовление открытых бутербродов с корейкой.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 2 для дежурных. Норма продуктов: хлеб — 40, корейка копченая, или окорок копчено-вареный, или шпик свиной — 30, зелень.
      1. Нарезка хлеба. Толщина ломтиков...
      2. Подготовка гастрономических продуктов...
      3. Приготовление бутербродов...
      4. Оформление бутербродов...
      Отчет о проделанной работе
      1. Дать оценку приготовленным бутербродам.
      2. Вписать в схему недостающие данные по выполнению каждой операции.
      3. Ответить на вопросы: 1) какой хлеб лучше использовать при приготовлении бутербродов из данных в задании продуктов? 2) Почему при приготовлении бутербродов из указанных продуктов хлеб не намазывают маслом?
     
      4. Приготовление открытых бутербродов с тертым сыром.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 2 для дежурных.
      Норма продуктов: хлеб пшеничный — 40,. сыр — 22, масло сливочное — 5.
      Схема приготовления
      Отчет о проделанной работе
      1. Дать оценку приготовленным бутербродам.
      2. Ответить на вопрос, какие специальные ножи можно использовать при приготовлении бутербродов с сыром.
     
      5. Приготовление закрытых бутербродов с рыбой.
     
      Ии вентарь и посуда: см. карточку № 2 для дежурных.
      Норма продуктов: хлеб — 80, рыба соленая (кета или Др.) — 40, масло сливочное — 10, зелень.
      Схема приготовления (с неполными данными)
      1. Нарезка хлеба. Толщина ломтиков...
      2. Подготовка рыбы...
      3. Приготовление бутербродов...
      4. Оформление бутербродов...
      Отчет о проделанной работе
      1. Дать оценку приготовленным бутербродам.
      2. Ответить на вопросы: 1) почему закрытые бутерброды можно называть дорожными? 2) Какой хлеб лучше использовать для приготовления бутербродов с соленой рыбой?
     
      6. Приготовление комбинированных бутербродов.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 2 для дежурных.
      Норма продуктов: хлеб — 40, масло сливочное — 5, яйцо — 1/2 шт., овощи (помидоры, огурцы, редис), зелень.
      Схема приготовления
      Отчет о проделанной работе
      1. Дать оценку приготовленным бутербродам.
      2. Ответить на вопросы: 1) какие приспособления можно использовать при приготовлении бутербродов с данными в задании продуктами? 2) Какие правила безопасности труда надо соблюдать при приготовлении бутербродов?
     
      7. Приготовление открытых, бутербродов с варено-копченой колбасой.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 2 для дежурных.
      Норма продуктов: хлеб — 40, колбаса варено-копченая — 30, масло сливочное — 5.
      Рецепт приготовления
      Очистить и нарезать колбасу. Если кожа снимается трудно, то колбасу нужно опустить в холодную воду минут на 10, после чего кожа легко снимется. Нарезать хлеб ломтиками толщиной не более 1 см. Намазать ломтик хлеба маслом, положить на хлеб колбасу.
      Уложить бутерброды на блюдо или на тарелку и подать на стол.
      Отчет о проделанной работе
      1. Дать оценку приготовленным бутербродам.
      2. Ответить на вопросы: 1) какие санитарно-гигиенические требования надо соблюдать, приготавливая бутерброды? 2) Какие приспособления используют при приготовлении бутербродов с колбасой?
     
      ТЕМА «ГОРЯЧИЕ НАПИТКИ»
     
      8. Карточка № 3 для дежурных. Приготовление горячих напитков. (...)
     
      9. Приготовление чая.
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 3 для дежурных.
      Норма, продуктов: чай — 1, сахар — 16, вода — 200, лимон — ломтик (1/10 шт.).
      Схема приготовления (с неполными данными)
      1. Вскипятить воду и ополоснуть... (что?).
      2. Всыпать в заварочный чайник чай и залить его кипятком на... (сколько?) объема чайника.
      3. Прикрыть чайник... (чем?), дать чаю настояться минут пять, и долить чайник... (чем?).
      4. Налить заваренный чай в чашку или стакан на... (сколько?) объема и долить кипятком.
      5. Подать на стол налитый чай и сахар. К чаю можно подать... (что?).
      Отчет о проделанной работе
      1. Дать оценку приготовленному чаю.
      2. Подсчитать, сколько потребовалось на вашу бригаду чая для заварки и сахара.
      3. Ответить на вопросы: 1) в чем хранят сухой чай? 2) С чем можно пить чай? 3) Какие требования предъявляются к приготовленному чаю?
     
      10. Приготовление холодного фруктового чая.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 3 для дежурных.
      Норма продуктов (на 1 л напитка): чай — 10, сахар — 100, вода — 750, сок — 250.
      Рецепт приготовления
      Приготовить сладкий чай, охладить его и добавить фруктовый или ягодный сок. Полученный напиток разлить в стаканы и подать на стол.
     
      11. Приготовление кофейного напитка.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 3 для дежурных.
      Норма продуктов: вода — 150, сахар — 20, молоко — 50, кофейный напиток — 6.
      Схема приготовления (с неполными данными)
      1. Вскипятить... (что?).
      2. Всыпать порошок кофейного напитка в кофейник и залить... (чем?).
      3. Довести напиток до кипения, но... Снять с огня и дать ему отстояться... мин.
      4. Разлить кофейный напиток в...
      5. Подать на стол кофейный напиток,... (что еще?)
      Отчет о проделанной работе
      1. Дать оценку приготовленному напитку.
      2. Ответить на вопросы: 1) почему кофейный напиток не рекомендуется кипятить? 2) Почему после заваривания кофейный напиток не сразу разливают в чашки? 3) Какие продукты могут входить в состав кофейного напитка?
     
      12. Приготовление какао на молоке.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 3 для дежурных.
      Норма продуктов: какао-порошок — 5, сахар — 20, молоко — 200.
      Схема приготовления (с неполными данными)
      1. Вскипятить молоко.
      2. Смешать какао-порошок с... (с чем?).
      3. В полученную смесь влить немного горячего молока и... (что сделать?).
      4. Оставшееся молоко вылить в... (во что?). Вливать молоко надо тонкой струйкой, непрерывно помешивая.
      5. Довести какао до кипения и... (что сделать?).
      6. Разлить какао в... (во что?). Подать на стол какао,... (что еще?).
      Отчет о проделанной работе
      1. Дать оценку приготовленному какао.
      2. Сколько потребовалось какао-порошка, сахара и молока, чтобы приготовить какао на бригаду из пяти человек?
      3. Ответить на вопросы: 1) какие виды какао при приготовлении не требуют варки? 2) Почему какао-порошок нельзя сразу заливать кипятком?
     
      ТЕМА «БЛЮДА ИЗ ЯИЦ»
     
      13. Карточка № 4 для дежурных. Приготовление блюд из яиц. (...)
     
      14. Приготовление вареных яиц.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 4 для дежурных.
      Норма продуктов: яйца — 2 щт., соль — по вкусу.
      Схема приготовления (с неполными данными)
      1. Проверить качество яиц и.. (что сделать?)
      2. Вскипятить воду и опустить в нее... (что?)
      3. Варить яйца при кипении: всмятку 3—3,5 мин, в «мешочек»... (сколько?), вкрутую... (сколько?) мин.
      4. Вынуть корзиночку с яйцами и охладить их (чем?)
      5. Положить яйца на... (что?) и подать на стол.
      Отчет о проделанной работе
      1 Дать оценку приготовленному блюду
      2. Указать количество продуктов, использованных для приготовления данного блюда на звено и подсчитать их стоимость.
      3. Ответить на вопросы: 1) в чем заключается первичная обработка яиц? 2) Какая разница в приготовлении яиц всмятку, в «мешочек» и вкрутую? 3) Какие правила безопасности нужно соблюдать при варке яиц?
     
      15. Приготовление яичницы с гарниром.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 4 для дежурных.
      Норма продуктов: яйца — 2 шт., колбаса вареная — 33, масло — 12, соль — 0,5, зелень.
      Схема приготовления (...)
      Отчет о проделанной работе
      1. Дать оценку приготовленному блюду.
      2. Подсчитать, сколько продуктов надо взять для приготовления пяти порций яичницы с колбасой и их стоимость.
      3. Ответить на вопросы: i) как проверить свежесть яиц?
      2) Какие требования предъявляются к приготовленному блюду?
      3) Какие правила безопасности надо соблюдать при приготовлении яичницы?
     
      16. Приготовление яичницы-глазуньи c гарниром.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 4 для дежурных. Норма продуктов: яйца — 2 шт., колбаса — 33, масло — 12, соль — 0,5, зелень.
      Схема приготовления (с неполными данными)
      1. Первичная обработка яиц, колбасы, зелени.
      1)...
      2)...
      3)...
      2. Жаренье гарнира.
      3. Жаренье яичницы.
      4. Оформление готового блюда.
      Отчет о проделанной работе
      1. Дать оценку приготовленному блюду.
      2. Ответить на вопросы: 1) какие продукты могут служить гарниром для приготовления яичницы? 2) Как подготовить продукты для приготовления яичницы с гарниром? 3) Какие приспособления вы использовали при выполнении этой работы?
     
      17. Приготовление смешанного омлета с колбасой или шпиком.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 4 для дежурных.
      Норма продуктов: яйца — 2 шт., молоко — 30, колбаса — 44 или шпик — 37, масло — 13, соль — 0,5, зелень.
      Рецепт приготовления
      Проверить качество яиц и вымыть их. Перебрать, промыть и нарезать зелень. Вылить в миску яйца и молоко, посолить и тщательно перемешать смесь вилкой.
      Колбасу очистить, нарезать мелкими кубиками или ломтиками и обжарить. Вылить яично-молочную смесь на сковороду и, помешивая, жарить. Когда масса слегка загустеет, придать омлету форму пирожка, загнув ножом края с двух сторон к середине.
      Готовый омлет переложить на тарелку, полить растопленном маслом, посыпать зеленью и подать на стол.
      Отчет о проделанной работе
      1. Дать оценку приготовленному блюду.
      2. Подсчитать, сколько продуктов надо взять для приготовления пяти порций смешанного омлета с колбасой.
      3. Ответить на вопросы: 1) в чем заключается первичная обработка зелени? 2) Какая разница в приготовлении омлетов натурального и смешанного? 3) Какие правила безопасности надо соблюдать при нарезке колбасы?
     
      18. Приготовление смешанного омлета с зеленым горошком.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 4 для дежурных, столовая ложка.
      Норма продуктов: яйца — 2 шт., молоко — 30, масло — 15, зеленый горошек консервированный — 2—3 столовые ложки, соль — 0,5,- зелень.
      Схема приготовления (с неполными данными)
      1. Первичная обработка яиц и зелени.
      1)...
      2)...
      2. Приготовление яично-молочной смеси.
      Смешать... (что с чем?).
      3. Жаренье зеленого горошка.
      4. Жаренье омлета.
      Вылить яично-молочную смесь на сковороду и... (что делать?).
      5. Оформление готового блюда.
      1) Готовый омлет сложить... (как?).
      2) Переложить на тарелку, полить... (чем?), посыпать... и... (что сделать?).
      Отчет о проделанной работе
      1. Дать оценку приготовленному блюду.
      2. Подсчитать стоимость одной порции смешанного омлета.
      3. Ответить на вопросы: 1) какая разница в приготовлении омлета и яичницы? 2) Какие правила безопасности надо соблюдать при жаренье гарнира для омлета?
     
      19. Приготовление яиц фаршированных.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 4 для дежурных
      Норма продуктов: яйцо—1 шт., майонез — 5, лук зеленый — 5, соль — 0,25, зелень.
      Рецепт приготовления
      Сварить яйца вкрутую и очистить от скорлупы. Разрезать их пополам по длине и вынуть желтки. Растереть желтки с майонезом, в который добавить соль, мелко нарезанные зеленый лук, зелень петрушки или укроп. Приготовленной массой наполнить белки.
     
      20. Приготовление яичницы-глазуньи с помидорами.
     
      Инвентарь и посуда: см карточку № 4 для дежурных
      Норма продуктов: яйца — 2 шт., помидоры—1 шт масло — 15, соль — 0,5, зелень.
      Рецепт приготовления
      Свежие помидоры нарезать ломтиками и слегка поджарить на масле. Вылить на сковородке яйца, стараясь при этом не нарушить оболочку желтка, посыпать солью белок и жарить до готовности. Готовую яичницу можно посыпать зеленью.
     
      21. Приготовление омлета с морковью.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 4 для дежурных.
      Норма продуктов: яйца — 2 шт., морковь — 60, молоко — 30, масло — 10, соль — 0,5.
      Рецепт приготовления
      Приготовить яично-молочную смесь и добавить в нее натертую морковь. Все тщательно перемешать. Вылить полученную смесь на разогретую с маслом сковороду и жарить до готовности.
     
      22. Приготовление омлета с вареньем.
     
      Инвентарь и посуда: см. карточку № 4 для дежурных
      Норма продуктов: яйца — 2 шт., мука 6, молоко 30, масло — 10, варенье — 30.
      Рецепт приготовления
      Отделить желтки от белков. Желтки развести молоком и; смешать с мукой. Взбить белки в пену и соединить с подготовленной смесью. Вылить полученную массу на сковороду с] разогретым маслом и жарить до готовности. Выложить готовый омлет на тарелку, на одну половину омлета положить варенье и закрыть другой половиной омлета.
     
     
      ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА
     
      23. Понятие о пище.
     
      1. Ответьте, почему пища должна быть разнообразной.
      2. Объясните, почему в питании необходимы витамины.
      3. Расскажите о режиме питания.
     
      24. Понятие о пище.
     
      1. Объясните, почему пищу рекомендуется принимать в одни и те же часы.
      2. Ответьте на вопрос: в каких продуктах (растительного или животного происхождения) содержится наибольшее количеств во витаминов?
      3. Расскажите, какие пищевые вещества входят в нашу пищу.
     
      25. Оборудование кухни.
     
      1. Какие вы знаете столовые приборы?
      2. Перечислите санитарно-гигиенические требования, которые предъявляются к помещению кухни.
      3. Почему перед пользованием газовой плитой проветривают помещение?
     
      26. Оборудование кухни.
     
      1. Расскажите, какие нагревательные приборы используют для приготовления пищи.
      2. Перечислите кухонную и столовую посуду и расскажите о ее назначении.
     
      27. Оборудование кухни.
     
      1. Перечислите инструменты и приспособления, которые используют для приготовления пищи.
      2. Какие вы знаете моющие средства и приспособления, применяемые при мытье посуды?
      3. Почему нельзя оставлять включенный электроприбор без присмотра?
     
      28. Оборудование кухни.
     
      Заполните таблицу. Впишите номера названий кухонного и столового инвентаря.
      1. Сырорезка,
      2. Доска разделочная.
      3. Ложка столовая.
      4. Дуршлаг.
      5. Нож кухонный.
      6. Ложка чайная.
      7. Ломтерезка.
      8. Нож столовый.
      9. Вилка.
     
      29. Оборудование кухни.
     
      Заполните таблицу. Впишите номера названий посуды.
      1. Сковорода.
      2. Чашка.
      3. Тарелка закусочная.
      4. Кастрюля.
      5. Чайник заварочный.
      6. Блюдце.
      7. Тарелка пирожковая.
      8. Чайник кухонный.
     
      30. Правила поведения за столом.
     
      1. Объясните, что называют сервировкой стола.
      2. Расскажите о правилах поведения за столом.
      3. Покажите, как надо держать вилку.
     
      31. Правила поведения за столом.
     
      1. Расскажите, от чего зависит набор посуды и столовых приборов при сервировке стола.
      2. Объясните, куда кладут столовые приборы по окончании еды.
      3. Объясните, почему за столом не Следует громко разговаривать.
     
      32. Правила поведения за столом.
     
      1. Что такое меню?
      2. Почему за столом не следует читать?
      3. Как пользоваться столовыми приборами во время еды?
     
      33. Кулинарная обработка продуктов.
     
      1. Что такое кулинария?
      2. Расскажите, в чем заключается первичная обработка продуктов.
      3. Какое действие оказывает на продукты тепловая обработка?
     
      34. Кулинарная обработка продуктов.
     
      1. Какую обработку, первичную или тепловую, проходят все продукты?
      2. Какие виды тепловой обработки продуктов вы знаете?
      3. Назовите продукты, которые можно употреблять в пищу без тепловой обработки.
     
      35. Санитарно-гигиенические требования.
     
      1. Расскажите, какие правила гигиены должны соблюдать приготавливающие пищу.
      2. Объясните, почему различные продукты надо обрабатывать на разных разделочных досках.
      3. От чего могут возникнуть пищевые отравления?
     
      36. Санитарно-гигиенические требования.
     
      1. Какие правила санитарии нужно соблюдать в процессе приготовления пищи?
      2. Расскажите, как нужно хранить готовые блюда.
      3. Чем опасны пищевые отравления и как их можно предупредить?
     
      37. Санитарно-гигиенические требования.
     
      1. Расскажите, как нужно хранить скоропортящиеся продукты.
      2. Почему важно при приготовлении пищи соблюдать санитарно-гигиенические требования?
      3. Чем отличаются разделочные доски для обработки разных продуктов?
     
      38. Бутерброды.
     
      1. С чем можно готовить бутерброды?
      2. Объясните, почему при приготовлении бутербродов надо особенно тщательно соблюдать санитарно-гигиенические требования.
      3. На что нужно обращать внимание, давая оценку приготовленным бутербродам?
     
      39. Бутерброды.
     
      На рисунке показана последовательность операций по приготовлению бутербродов с колбасой.
      Назовите каждую операцию, перечислите инструменты и приспособления, необходимые для выполнения работы. Покажите приемы нарезки хлеба ножом.
     
      40. Бутерброды.
     
      1. Назовите виды бутербродов.
      2. Расскажите, в какой последовательности готовят бутерброды.
      3. Скажите, какие инструменты и принадлежности потребуются для приготовления бутербродов, и покажите, как их разложить на рабочем месте.
     
      41. Бутерброды.
      Рассмотрите ножи, изображенные на рисунке, и выполните задание: 1) определите назначение изображенных ножей. 2) Покажите рабочую часть каждого ножа и объясните целесообразность ее устройства, сравнив длину, ширину и форму рабочей части.
     
      42. Бутерброды.
      Заполните таблицу: приготовление бутерброда с сыром.
     
      43. Бутерброды.
      Рассмотрите рисунок яйцерезки и выполните задания: 1) покажите рабочую часть яйцерезки и объясните, почему для нарезки яиц использованы тонкие струны, а не ножи. 2) Объясните, как надо работать яйцерезкой.
     
      44. Бутерброды.
     
      Заполните таблицу. В графу «Продукты» впишите продукты, с которыми: вы больше всего любите готовить бутерброды.
     
      45. Бутерброды.
     
      Прочтите текст и ответьте на вопросы: 1) почему говорят «Хлеб — всему голова»?; 2). Какие пословицы вы знаете о. хлебе? 3) Как можно использовать зачерствевший хлеб и оставшиеся кусочки хлеба?
      О хлебе
      Хлеб существует тысячи лет. Это очень важный продукт питания, без которого невозможно представить себе жизнь вообще.
      В хлебе содержатся все вещества, необходимые нашему организму, большое значение имеют и его вкусовые качества. Самым полезным считается ржаной хлеб, а также пшеничный из муки грубого помола. В этих сортах хлеба много витаминов и ценных минеральных солей, необходимых для здоровья и работоспособности людей.
      Хлеб — народное богатство, к нему надо относиться бережно. Много людей трудится для того, чтобы вырастить, убрать и испечь хлеб.
      Хлеба в нашей стране очень,много и стоит он дешево. Но как высока истинная ценность его! Помните об этом й берегите хлеб. Оставшиеся кусочки и зачерствевший хлеб используйте для приготовления различных кулинарных изделий и блюд (сухарей, запеканок, котлет и др.).
     
      46. Горячие напитки.
     
      1. Какие горячие напитки вы знаете?
      2. Расскажите, чем отличается приготовление кофейного напитка от приготовления какао.
      3. Какая посуда входит в чайный сервиз?
     
      47. Горячие напитки.
     
      1. Какие виды чая вы знаете?
      2. Объясните, какая разница в приготовлении чая и кофейного напитка.
      3. Расскажите, какую посуду используют для приготовления кофейного напитка.
     
      48. Горячие напитки.
      Заполните таблицу.
     
      49. Горячие напитки.
      Прочтите текст и ответьте на вопросы: I) какое значение имеет вода в жизни человека? 2) Какую рекомендуется пить воду?
      О воде
      Вода имеет большое значение в жизни человека. Без пиши человек может прожить много дней, а без воды погибает через несколько суток.
      Вода нужна для растворения в организме питательных веществ, для регулирования температуры тела (ведь выделение пота сопровождается выделением тепла), для удаления из организма ненужных веществ.
      Человек потребляет в сутки 2—2,5 л воды. В это количество входит не только питьевая вода (около 1 л), но и та, что додержится в различных продуктах питания,
      Рекомендуется пить кипяченую воду. Хранить ее следует в стеклянной или керамической посуде с крышкой и не более одного дня.
      Вода используется не только для питья и приготовления пищи. Много воды расходуется на различные хозяйственные нужды. К воде нужно относиться бережно.
     
      50. Блюда из яиц.
     
      1. Какие блюда можно приготовить из яиц?
      2. Какая разница в приготовлении омлета натурального и омлета с гарниром?
      3. Как нужно хранить яйца?
     
      51. Блюда из яиц.
     
      1. Назовите виды тепловой обработки, которые используют при приготовлении блюд из яиц.
      2. Какая разница в приготовлении яичницы-глазуньи и омлета натурального?
      3. Расскажите, как различают сорта яиц в зависимости от срока их хранения.
     
      52. Блюда из яиц.
      Заполните таблицу: приготовление омлета с гарниром.
     
      53. Блюда из яиц.
     
      Прочтите текст и ответьте на вопросы: 1) при приготовлении каких блюд используют куриные яйца? 2) Как усваиваются яйца
      организмом человека?
      О куриных яйцах
      Яйца — ценный пищевой продукт. В них содержатся многие веийства, необходимые для организма человека.
      Желток яйца полностью усваивается организмом. Белок яйца,
      сваренного вкрутую, усваивается долго и трудно, а в сыром виде не усваивается совсем. Лучше всего белок яйца; усваивается, если яйца сварены всмятку, в «мешочек» или приготовлены в виде омлета.
      По вкусовым качествам яйца хорошо сочетаются со многими продуктами — рыбными, мясными, овощными, молочными. Поэтому их используют при приготовлении салатов, бутербродов, различных холодных закусок, запеканок, пудингов, фаршей для Нирогов и фаршированных овощей.
      Яйца полезны детям, но их не рекомендуется есть в большом количестве: в день — не более 1—2 яиц, причем часть из них — в других блюдах.
     
      54. Блюда из яиц.
     
      Прочтите текст и ответьте на вопросы: 1) какое значение в питании играет поваренная соль? 2) Для чего используется соль в сельском хозяйстве? 3) Какие пословицы о соли вы знаете?
      О соли
      Поваренная соль — один из продуктов первой необходимости. Она необходима не только для вкуса. По своему значению соль приравнивается к хлебу: «Без соли и хлеб не естся».
      Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма. Она помогает удержанию воды в организме и служит материалом, из которого в желудке образуется соляная кислота. Благодаря этому пища лучше переваривается. В среднем в день человеку требуется 10—15 г соли, включая и ту сОль, что входит в состав других продуктов питания.
      С незапамятных времен существует на Руси обычай встречать дорогих гостей «Хлебом и солью», а радушного, гостеприимного хозяина так и называют «хлебосол». А сколько сложено пословиц и поговорок, связанных с солью! «Без соли, без хлеба — худая беседа», «Без соли стол кривой» и др.
      Поваренная соль нужна не только за нашим столом. Она также используется в промышленности и в сельском хозяйстве, где идет на приготовление кормов животным и для удобрения некоторых почв. Соли в Советском Союзе много, она дешева, но к расходованию ее надо относиться бережливо.
     
      55. Повторение материала по разделу.
      Заполните пропуски в таблице: кулинарная обработка продуктов.
     
      56. Повторение материала по разделу.
      В меню завтрака входит смешанный омлет (с колбасой). Дополните меню, используя блюда, изученные в IV классе.
     
      57. Повторение материала по разделу.
      На рисунке изображены приспособления. Как называются эти приспособления и для чего каждое из них предназначено?


      KOHEЦ 1 РАЗДЕЛА И ФPAГMEHTA КНИГИ

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

 




Борис Карлов 2001—3001 гг. karlov@bk.ru