Таблицы выполнены по эскизам старшего научного сотрудника лаборатории начальных классов НИИ школ Министерства народного образования РСФСР В. И. Романиной.
Методические указания к «Дидактическому материалу по трудовому обучению, 1 класс»
«Дидактический материал по трудовому обучению» предназначен для повышения самостоятельной работы учащихся как на уроках технического, так и сельскохозяйственного труда.
Пособие хранится в школе. Одним экземпляром могут пользоваться два ученика. На следующий год по нему будут работать новые первоклассники. Важно научить детей обращаться с ним бережно и аккуратно.
Пособие состоит из таблиц, содержание которых должно оказать учителю помощь в создании на уроках условий, способствующих развитию у учащихся стремлений к поиску ответов на поставленные вопросы, умений аккуратно и быстро работать, проявлять инициативу, выдумку, вносить элементы творчества в свою деятельность.
Каждая таблица, в основном, состоит из трех частей. В левой части дан общий вид предлагаемого изделия, материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы. В нижнем правом углу дан номер таблицы и название изделия. На оставшейся части расположены графические изображения последовательности изготовления изделия с краткими указаниями, что делать. Это должно способствовать формированию у детей умений планировать свою предстоящую работу.
Предлагаемые изделия, при изготовлении которых учащиеся овладевают программными знаниями и умениями, представляют собой простейшие учебные пособия, которые используются на различных уроках; изделия хозяйственно-бытового назначения, игры, игрушки, сувениры и т. п.
«Дидактический материал по трудовому обучению» должен оказать учителю помощь в развитии у детей внимания, наблюдательности, памяти, речи, пространственного представления; в воспитании стремления к точности и аккуратности в работе.
Дети под руководством учителя учатся работать самостоятельно по плану, используя для этого последовательно расположенные графические изображения, развивая творческое воображение, выдумку, активно применяя ранее полученные знания и закрепляя практические умения.
Таблица 1 — знакомство детей с трудовой деятельностью людей. Можно использовать для иллюстрации беседы «Труд людей вокруг нас».
Таблицы 2, 3 — знакомство с понятиями: материалы, инструменты. Изготовление счетного материала к урокам математики.
Таблицы 4 — 6 — знакомство с приемами конструктивной лепки, способами смешения цветов пластилина, с различным расположением предметов в пространстве, с инструментом — стекой. При лепке яблока обратить внимание детей на расположение деталей оформления — плодоножки и листа. Знакомство с макетом, работа над ним, знакомство с положением лап животных при ходьбе; с повышением прочности пластилина с помощью нитки, сухих веток.
Таблица 7 — расширение представлений о природных материалах; о пространственном расположении фигурок животных в соответствии с их состоянием (идет, стоит, летит и т. д.).
Таблица 8 — знакомство с подготовкой рабочего места для работы с бумагой, со свойствами бумаги и способом получения квадрата из листа бумаги прямоугольной формы. Знакомство с инструментами: гладилкой и пластмассовым ножом для разрезания листа бумаги.
Таблица 9 — знакомство с приемами работы гладилкой, обучение складыванию листа бумаги вчетверо (так складывают носовые платки, салфетки). Сумочку можно сделать с двойным отделением, если первый уголок отогнуть на себя или внутрь, а два следующих заложить в середину.
Таблица 10 — обучение складыванию квадрата по диагоналям, нахождению середины стороны, проведению линии через точки, выполнению надреза и отгибанию уголков. Знакомство с ножницами, правилами безопасной работы ими, приемами надрезания.
Таблица 11 — знакомство с приемами разметки по шаблону, используя карандаш и линейку, обозначением линии сгиба, порядком и направлением сгибов; закрепление умений работать гладилкой. Повторное складывание подкладного листа из газеты без разметки, на глаз.
Таблица 12 — закрепление умений складывать лист бумаги вдвое, совмещая уголки и стороны, делить прямоугольный лист бумаги на четыре равные части. Знакомство с прочностью конструкции. Упражнение на развитие глазомера.
Таблица 13 — знакомство с новым приемом разметки по шаблону, используя двойную ширину линейки, основной линией края, разреза. Закрепление правил безопасной работы инструментами. Обучение приемам разрезания. Детали мозаики, предназначенные для многократного использования, хранятся в конвертах.
Таблица 14 — закрепление ранее полученных умений. Знакомство с обозначением места нанесения клея на сторону, видимую при разметке, приемом нанесения клея, способом притирания тряпочкой наклеиваемых деталей через бумагу. Знакомство с безотходным производством. Понятие об экономии материалов.
Таблица 15 — повторение складывания листа бумаги вдвое, вчетверо, работа гладилкой; знакомство с разметкой ткани по шаблону; обучение резанию ткани на столе. Упражнение для развития глазомера — оформление краев ткани зубчиками, вырезанными без разметки в два приема. Сравнение ткани с бумагой по способу обработки. Закрепление знаний о материалах и инструментах.
Таблица 16 — закрепление умений резать ткань ножницами, знакомство со строением ткани, разметкой по выкройке продергиванием нитей в разных направлениях.
Таблица 17 — знакомство с иглой, выполнение шва «через край», знакомство с приемами вышивки крестом.
Таблица 18 — обучение выполнению шва «вперед иголку» и его вариантам.
Таблица 19 — обучение плетению косы в три пряди и завязыванию банта.
Таблицы 20, 21 — изготовление изделий с элементами занимательности. Повышение прочности края прокладыванием нитки вдоль линии сгиба. Знакомство с разметкой на просвет.
Таблицы 22, 23 — изготовление трубчатых деталей из фольги (без клея) или цветной бумаги (покрывая клеем всю поверхность или края детали). Трубчатые детали нанизывают на тонкую проволоку или толстую нитку. Знакомство с повышением прочности материалов.
Таблица 24 — закрепление умений размечать по шаблону и изготавливать трубчатые детали. Бусины, нанизанные по десять штук на толстую нитку, можно использовать как счетный материал.
Таблица 25 — закрепление умений складывать лист прямоугольной фюрмы вчетверо, размечать на глаз, используя опорные точки; экономно использовать материал (безотходное производство); знакомство с разъемным соединением деталей.
Таблицы 26, 27 — закрепление умения выполнять разметку деталей по шаблону на просвет (см. табл. 45). Детали оформления могут быть другими, но обязательно на расстоянии 2 — 4 см от нижнего края шапочки проложить тесьму внутри вдвое сложенной полоски для повышения прочности.
Таблица 28 — складывание листа бумаги квадратной формы вчетверо по диагоналям, затем работать, используя рисунки, обратив внимание на звездочки. Самостоятельная работа по рисункам с внесением изменений в узор.
Таблица 29 — обучение разметке симметричных фигур, заготовка деталей обрыванием, наклеивание деталей аппликации.
Таблица 30 — изготовление пособия к урокам родного языка; повторение разметки по шаблону (линейке); знакомство с подвижным соединением деталей; использование шайб для уменьшения трения планшета и стрелки; выбор размеров и формы стрелок и шайб; знакомство с креплением деталей проволокой. Планшет можно наклеить на тонкий картон.
Таблица 31 — организация работы в паре. Один ученик заготавливает четыре длинные детали (по две для себя и товарища), второй — 12 коротких полосок (по шесть для каждого). Каждый работает с бумагой разного цвета; закрепление умений экономно расходовать материал; обучение элементам творчества — детям разрешается изменить форму краев деталей в готовом изделии. Знакомство с экономным и рациональным использованием материалов.
Таблица 32 — изготовление пособия к урокам математики; организация работы детей в паре; экономное и рациональное использование материалов. Знакомство с линейкой как инструментом. Каждый производит разметку десяти деталей одинакового размера, но разного цвета (по пять полосок для себя и товарища). Важно обратить внимание на наклеивание деталей точно по линии сгиба и складывание их «гармошкой». Конверт для хранения складного метра изготавливают на следующем уроке (по усмотрению учителя).
Таблица 33 — закрепление умений отмерять и откладывать одинаковые размеры по линейке, разрезать лист бумаги ножницами, широко раскрывая их, склеивать и складывать полоски «гармошкой»; знакомство с элементами книжки-раскладушки.
Таблица 34 — размеры изделия могут быть изменены в зависимости
от его назначения; знакомство с прокалыванием отверстий шилом; сшивание в три прокола и завязывание концов на два узелка; определение размеров обложки и корешка с учетом размеров страниц.
Таблица 35 — повторение разметки шаблона на проев 1т, закрепление умения размечать прямоугольник по габаритным разме! ам; знакомство со строением бумаги, разрывание полосок вдоль волокон. Для волн используют голубую бумагу, а для пашни — черную. Кораблик и трактор можно сделать аппликацией.
Таблица 36 — составление любого словарного слова из плетеных букв. Каждый выплетает одну букву, а затем, используя нужные буквы, составляет заданное слово. К уроку желательно иметь плакат или таблицу с буквами брускового шрифта, вычерченными по клеткам. Это позволит учителю доступно объяснить принцип плетения.
Таблица 37 — отработка умений размечать детали прямоугольной формы любого размера, складывать их вдвое, склеивать, размечать по шаблону на просвет; обучение витью шнурочка из ниток; знакомство с элементами киноэффекта.
Таблица 38 — закрепление умений размечать прямоугольники заданных размеров, производить разметку деталей по шаблону на просвет, вырезать по прямым и кривым линиям; знакомство с разъемным и подвижным соединением деталей; обучение приемам выполнения- прорезей. Оформление изделий аппликацией.
Таблицы 39, 40 — отработка умений размечать детали по габаритным размерам, складывать их вдвое; размечать по шаблону на просвет; заготовка деталей аппликации обрыванием листа бумаги. Знакомство с креплением деталей в вертикальном положении по отношению к основе и совмещением деталей, наклеиваемых с противоположной стороны.
Таблица 41 — выполнение задания по рисункам. Смазывание бумаги (лодочки) вазелином или другим жиром, чтобы она была водонепроницаемой. Для остойчивости лодочки необходимо внутрь ее равномерно насыпать немного речного песка.
Таблица 42 — отработка умений производить разметку по шаблону на просвет, расставляя точки в уголках и соединяя их по линейке.
Таблица 43 — выполнение изделия из тонкой (лучше папиросной) бумаги. Обозначение в левом верхнем уголке точки — ориентира для правильного складывания квадрата по диагоналям и вырезания.
Таблица 44 — знакомство с деталями набора конструктора, с их изображением на рисунках, правилами действия монтажными инструментами, видами соединения деталей. Сборка изделий точно по рисунку.
Таблицы 45 — 47 — справочный материал по программе 1 класса. Даны виды разметок, условные графические обозначения и способы получения квадрата из листа бумаги прямоугольной формы. Следует заметить, что простейший способ получения квадрата — наложение двух листов друг на друга. При этом нужно короткую сторону одного листа совместить с длинной стороной другого.
Таблицы 48, 49 — знакомство учащихся с правилами ухода за комнатными растениями и посевом семян в грунт.
|