На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Трудовое обучение в школьных мастерских. Учебное пособие для 4—5 классов. — 1972 г

Анатолий Иванович Демин
Израиль Владимирович Зельдис
Лев Александрович Пивоваров
Дмитрий Авксентьееич Сметанин
Даниил Моисеевич Тарнопольский

Трудовое обучение
в школьных мастерских

Учебное пособие
для 4—5 классов

*** 1972 ***


DjVu

      СОДЕРЖАНИЕ

Введение
§ 1, Школьные мастерские…3
§ 2. Общие правила техники безопасности и культуры труда…5
Часть первая (четвертый класс)

Обработка древесины
§ 3. Что вырабатывают из древесины…6
§ 4. Машины, механизмы, детали…6
§ 5. Технический рисунок…8
§ 6. Правила пользования карандашом, линейкой и угольником…9
§ 7. Древесина и фанера
§ 8. Выпиливание ручным лобзиком…11
§ 9. Выпиливание электрическими лобзиками…13
§ 10. Разметка древесины…17
§ 11. Пиление древесины…18
§ 12. Сверление отверстий коловоротом…19
§ 13. Соединение деталей с помощью гвоздей и шурупов…21

Обработка металлов
§ 14. Жесть и проволока…25
§ 15. Рабочее место для обработки металлов…26
§ 16. Инструменты для измерения и разметки…27
§ 17. Измерение масштабной линейкой 28
§ 18. Откладывание размеров масштабной линейкой…28
§ 19. Разметка металлических заготовок…29
§ 20. Изделия из проволоки…31
§ 21. Изделия из жести…35

Элементы электротехники
§ 22. Электричество в жизни человека-…38
§ 23. Источники электрического тока…39
§ 24. Проводники и изоляторы…41
§ 25. Цепь электрического тока ……42
§ 26. Включение в цепь электрической лампочки Устройство арматуры…43
§ 27. Условные обозначения на электрических схемах…45

Моделирование
§ 28. Учитесь моделировать 46
§ 29. Окончательная обработка изделий 54
§ 30. Изготовление изделий из разных материалов…55

Часть вторая (пятый класс)

§ 31. Рабочее место ученика в школьной мастерской…*…65
§ 32. Первая пометь при травмах…68

Обработка древесины
5 33. Основные виды древесины…69
§ 34. Черчение — язык техники.…70
§ 35. Разметка древесины…70
§ 36. Инструменты для ручного пиления…75
§ 37. Вкды пиления древесины
§ 38. Техннка безопасности при пилении…78
§ 39. Инструменты для строгания
§ 40. Налаживание строгальных инструментов…80
§ 41. Приемы строгания древесины…81
S 42. Строгание полустанком- Торцевание…83
§ 43, Специальные строгальные инструмента…85
§ 44. Техннка безопасности при строганин…86
§ 45. Инструменты для сверления вручную…87
§ 46. Приемы сверления…88
§ 47. Соединен не деревянных деталей…89
§ 48. Изготовление н отделка изделий…90
§ 49. Правила техники безопасности при отделке изделий…91

Обработка металлов
§ 50. Листовой металл и проволока…91
§ 51. Эскизы н чертежи…93
§ 52. Разметка…94
§ 53. Приемы разметки…94
§ 54. Разметка круга…95
§ 55. Выпрямление листового металла я проволоки…97
§ 56. Резание листового металла ножницами…99
§ 57. Сгибание листового металла и проволоки…100
§ 58. Соединение листового металла простым швом…105
§ 59. Работа с проволокой…106
§ 60. Опиливание…108
§ 61. Паяние мягкими припоями…110
§ 62. Сгерленне…111
§ 63. Приемы сверления. Зенкование отверстий…112
§ 64. Соединение деталей заклепками…114
§ 65. Изготовление изделий нз жести к пронолскв…116

Элементы электротехники
§ 66. Устройство и назначение электронагревательных приборов…119
§ 67. Электрические плитки с открытым нагревательным элементом…120
§ 68. Электрический утюг…122
§ 69. Электрический паяльник…124
§ 70. Правила пользования электронагревательными приборами и правила техники безопасности 125
§ 71. Устройство и назначение арматуры электроосветительной сети…126
§ 72. Монтаж электрической цепи…129
§ 73. Правила техники безопасности при монтажных работах…131
Моделирование
§ 74. Техническое моделирование и изготовление наглядных пособий.…131

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..





      Работы в промышленности и сельском хозяйстве большей частью выполняют с помощью различных машин. Многие из них могут длительное время работать без участия человека. Такие машины называются автоматами.
      Однако это не означает, что роль ручного труда умаляется. Даже на высокомеханизированных н автоматизированных предприятиях человек обслуживает и налаживает механизмы и машины, автоматы и автоматические линии. Автомобили, тракторы, комбайны, тепловозы, электровозы и многие другие машины еще не могут работать без человека, управляющего ими. Успешно управлять машиной может только тот, кто хорошо владеет приемами ручного труда, пользуется ручными инструментами.
     

      § 1. ШКОЛЬНЫЕ МАСТЕРСКИЕ
      В школьных столярных и слесарных мастерских учатся обрабатывать древесину, металлы и пластмассы, выполнять электромонтажные работы, изготовлять модели, приборы и т. п. За каждым учеником закрепляется рабочее место.
      В столярной мастерской рабочее место оборудуют столярным верстаком, в слесарней — слесарным. Мастерские обеспечиваются всеми необходимыми для работы инструментами и материалами. Для механической обработки материалов есть металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки.
      Заботясь о трудовой подготовке учеников, наша страна расходует большие средства на оборудование школьных мастерских. Долг каждого — содержать в образцовом состоянии инструменты, верстаки и прочее оборудование, так как все это является народным имуществом.
     
      Распорядок работы в мастерских
      В школьных мастерских так же, как па фабриках и заводах, ученики работают в специальной одежде: халате, фартуке или комбинезоне (рис. 1).
      Во время занятий каждый ученик обязан соблюдать следующие правила внутреннего распорядка.
      Рис. I. Одежда для работы в мастерской.
      Перед началом занятий. Являться в мастерскую до звонка на урок, имея при себе спецодежду, дневник, тетрадь, учебник, карандаш, линейку, резинку. Надеть спецодежду, на голову — косынку или берет, закрепить концы пионерского галстука так, чтобы они не свисали.
      В начале занятий. Осмотреть свое рабочее место и подготовить его к работе. Исполнить указания учителя.
      Во время работы. Выполнять задания на своем рабочем месте и без разрешения учителя не оставлять его. Бережно хранить инструменты и оборудование; экономно использовать материалы. По указанию учителя прекращать работу и слушать его пояснения.
      Во время перерыва открывать форточки и выходить из мастерской. После перерыва занять свое рабочее место и продолжать работу.
      Перед окончанием занятий. По указанию учителя закончить работу, вытереть и положите на место инструменты, убрать рабочее место, сдать готовое изделие, почистить одежду и вымыть руки.
      Вопросы для повторения
      1. Чем оборудуют школьные мастерские?
      2. Почему нужно бережно хранить оборудование школьных мастерских?
      3. Как следует готовиться к занятиям в школьной мастерской?
      4. Какие правила внутреннего распорядка необходимо соблюдать во время работы в шкальных мастерских?
      5. Что должен сделать ученик перед окончанием занятий в мастерской?
     
      § 2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ М КУЛЬТУРЫ ТРУДА
      Чтобы избегать ранений и успешно трудиться в любой мастерской, необходимо знать и выполнять следующие правила техники безопасности:
      1. Соблюдать трудовую дисциплину:
      а) не оставлять рабочего места без разрешения учителя;
      б) не баловаться с инструментами;
      б) не разговаривать, не мешать работать другим;
      г) не вертеть ручки и рычаги станков, без разрешения учителя не включать электрические приборы. .
      2. Содержать в должном порядке рабочее место:
      а) на рабочем месте запрещается класть лишние инструменты и материалы;
      б) убирать рабочее место следует щеткой; нельзя сдувать или сметать руками стружки, опилки.
     
      Запомните и соблюдайте правила культуры труда в мастерских
      1. Спецодежда должна быть чистой и соответственно заправленной. В карманах спецодежды надо иметь чистую тряпку для вытирания рук и инструментов.
      2. Получив задание, подготовьте инструменты, необходимые для его выполнения.
      3. Инструменты кладите так, чтобы было удобно ими пользоваться.
      4. Работу выполняйте качественно и в срок. Учитесь работать быстро, аккуратно и красиво.
      5. Оберегайте инструменты от повреждений.
     
      Вопросы для повторения
      1. Каггим должен быть внешний вид ученика во время работы з мастерской?
      2. Как нужно ухаживать за рабочим местом?
      3. Какие правила культуры труда следует соблюдать в школьной мастерской?
     
      Часть первая
      (четвертый класс)
     
      ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ
     
      § 3. ЧТО ВЫРАБАТЫВАЮТ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ
      Лесоматериалы используют для строительства мостов, домов, железнодорожных вагонов, для изготовления кузовов автомобилей, школьных парт, мебели и т. п.
      Древесина обладает высокими конструкционными качествами. Она легкая, прочная, хорошо обрабатывается режущими инструментами, отлично склеивается и т. п.
      Древесина также является сырьем для изготовления различных материалов, необходимых человеку. Из нее производят бумагу, искусственное волокно, взрывчатые вещества, кинопленку, пластмассы и пр.
      Наши леса составляют более одной трети площади всех лесов мира. По лесным богатствам СССР занимает первое место в мире. Лес — это народное богатство, и его следует беречь.
      Первым и орудиями труда человека были палка, кость, камень (рис. 2). Он постепенно совершенствовал эти орудия, придавая им более удобные формы. Со временем люди научились изготовлять инструменты из металлов и других материалов.
     
      § 4. МАШИНЫ, МЕХАНИЗМЫ, ДЕТАЛИ
      Механизмы состоят из разных деталей: колес (рис. 3), осей, валов (рис. 4), вшпов, гаек (рис, 5) и т. п.
      На рис. 6 изображен механизм для подъема грузов — домкрат. Он состоит из основания 1, гайки 2, винта 3 и ручки 4. С помощью этого механизма один человек может поднять груз весом в несколько тонн.
      Каждая машина складывается из определенных механизмов. Чем сложнее машина, тем больше в ней механизмов. Посмотрите па рис. 7, на нём показаны самолет, тепловоз, автомобиль, трактор. Это сложные машины, их собирают из многих механизмов и деталей.
     
      § 5. ТЕХНИЧЕСКИЙ РИСУНОК
      Технический рисунок бруска прямоугольной формы представлен па рис. 8. Он напоминает фотографию, но е отличие от нее на техническом рисунке всегда показаны не только форма, по и размеры изображенного предмета.
      Если смотреть на брусок в направлении, указанном стрелкой (рис. 8), то увидим только одну широкую праиь А (рис. 9, а). Такое изображение предмета называется главным видом. Взглянув на брусок сбоку, мы увидим только узкую грань Б (рис. 9,6). Изображение этой грани называется видом сбоку. На рис. 9, в смотрим на брусок сверху, то есть имеем вид сверху. Итак, данный брусок (рис. 8) можно показать в трех видах.
      Изображение изделия в двух или трех видах необходимо для того, чтобы можно было представить себе его форму и проставить все размеры.
      В технике все размеры на рисунках обозначают в миллиметрах, поэтому единиц измерений не указывают. Размеры проставляют над размерными линиями. На концах этих линий есть стрелки (рис. 9), Линии, в которые упираются стрелки, называются выносными.
     
      § 6. ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КАРАНДАШОМ, ЛИНЕЙКОЙ И УГОЛЬНИКОМ
      Карандаши бывают твердые и мягкие. Твердые карандаши обозначают буквой Т, более твердые — 2Т, еще более твердые — ЗТ; мягкие — буквой М, более мягкие- — 2М, еще более мягкие — ЗМ. Карандаши средней твердости обозначают ТМ. Эти обозначения вы можете увидеть ка своих карандашах.
      Технические рисунки выполняют карандашами М, 2М или «Пионер». Карандашами более мягкими, чем 2М, пользоваться не следует, потому что они загрязняют рисунок. Заострять карандаши нужно так. как показано на рис. 10.
      При выполнении технического рисунка надо сидеть прямо, голову и плечи держать ровно; расстояние от бумаги к глазам должно быть 30 — 35 см (рис. 11). Нельзя опираться грудью на стол (парту). Между грудью и партой должен быть промежуток. Желательно, чтобы кисть правой руки лежала так, как во время письма
      Проводя линии, карандаш нужно немного наклонять по ходу движения и держать у начала заострения тремя пальцами: большим,
      средним и указательным. Острие карандаша должно все время касаться линейки, а наружная сторона мизинца — скользить по линейке или угольнику (рис. 12).
      Внимательно посмотрите на рис. 13, а и 13,6. С помощью линейки и угольника научитесь соединять две точки прямой линией, строить прямые углы, правильно проводить параллельные линии.
     
      Трудовые задания.
      1. Нарисуйте прямоугольный брусок и его грани, проставьте размеры. Липин, изображающие форму предмета, сделайте толстыми, а выносные и размерные — тонкими,
      2. С помощью линейки и карандаша нарисуйте прямоугольник (20 X 40) н квадрат (30 X 30). Прозедите выносные я размерные линии, проставьте размеры.
     
      Вопросы для повторения
      1. Какие вы-знаете орудия труда?
      2. Назовите несколько известных вам машин н механизмов.
      3. Какие вы знаете детали названных механизмов?
      4. Какими карандашами пользуются, выполняя технический рисунок?
     
      § 7. ДРЕВЕСИНА И ФАНЕРА
      Дерево состоит из подземной (корней) и надземной (ствола и кроны) частей. В поперечном сечении ствола различают древесину и кору; древесина имеет сердцевину, ядро и заболонь (рис. 14).
      Кору используют частично. Так, из коры пробкового бархатного дерева изготовляют пробки; из коры дуба, ели и ивы добывают дубильные вещества; из березовой коры — деготь, из липовой — делают рогожу и т. п.
      Древесина — основной материал для столярно-мебельного производства. Из нее вырабатывают фанеру, широко применяющуюся в народном хозяйстве и быту.
      В зависимости от способа изготовления различают строганую, пиленую и лущеную фанеры. Строганую фанеру получают путем срезывания тонких листов древесины с бревна; пиленую — распиливанием бревна па тонкие пластины, а лущеную — лущением бревна (создается
      впечатление, будто бревно «раскатыва- / — «одисБина; 2 — ялро; Л — jafio-ется», как рулон бумаги). лоиь:
      Для производства мебели, учебных приборов, технических моделей, игрушек используют клееную фанеру. Ее получают, склеивая вместе несколько тонких (3, 5, 7 и т. д.) однослойных листов. Фанеру склеивают так, чтобы в смежных листах волокна были расположены перпендикулярно друг к другу. От этого она становится прочнее.
      Для изготовления технических моделей используют преимущественно тонкую фанеру — в 3 — 5 слоев.
      Вопросы для повторения
      1. Из каких основных частей состоит дерево?
      2. Как изготовляют фанеру?
     
      § 8. ВЫПИЛИВАНИЕ РУЧНЫМ ЛОБЗИКОМ
      Ручной лобзик (рис. 15) представляет собой металлическую рамку — станок 1, на концах которого укреплены два зажима с винтами 2 в них вставляют пилочку 3. Пилочку натягивают, повернув натяжной виит 4.
      Для работы лобзиком необходима подставная дошечка (рис. 16, а) толщиной 15 — 20 мм н струбцина (рис. 16, б), с помощью которой дощечку прикрепляют к крышке рабочего стола (рис. 16, в).
      Прежде чем приступить к выпиливанию, фанеру тщательно шли-фучот шкуркой, а затем на ее поверхности чертят или переводят через копировальную бумагу соответствующий рисунок. Можно также рисунок наклеить на фанеру, а после выпиливания счистить.
      Рис, 16. Оборудование рабочего места для работы лобзиком.
      Если изделия выпиливают из пластмассы или листового органического стекла, материал с обеих сторон обклеивают бумагой. На бумагу переводят рисунок, а затем выпиливают, С готовых деталей бумагу смывают теплой водой.
      Если нужно выпиливать внутренний контур рисунка, один конец пилочки закрепляют в нижнем винтовом зажиме, а другой пропускают сквозь отверстие, сделанное посредине контура, и закрепляют в верхнем винтовом зажиме.
      Пилочка во время работы нагревается, поэтому ее охлаждают, протирая влажной ваткой или делая перерыв в работе. При выпиливании надо сидеть прямо, не перекашивая корпус (рис. 18), дышать носом.
     
      Трудовые задания
      1. Выпилить силуэтную модель линкора (рис, 19, с).
      2. Выпилить силуэтную модель пассажирского судна (рис. 19, б).
      1. Из каких частей состоит лобзик?
      2. Как подготовить поверхность фанеры, пластмассы или органического стекла для выпиливания?
      3 Как выпилить внутренний контур рисунка?
      Электрические лобзики бывают с электромагнитом (рис. 20, с) или с электрическим двигателем (рис. 20, б). Электрический лобзик с электромагнитом состоит из основания, на котором монтируют все детали электромагнита, рабочего стола, двух зажимов для закрепления пилочки и дуги, благодаря которой пилочка может перемещаться вверх п вниз. При включении электрического лобзика в сеть электромагнит приводит в движение пилочку.
      Лобзик с электрическим двигателем имеет такие основные детали: электрический двигатель, рабочий стол, два зажима, пилочку, дугу, основание, штепсельную вилку и выключатель. Пилочку такого лобзика приводит з движение электрический двигатель. Это происходит так. От шкива электрического двигателя движение передается на небольшое колесо, которое вращает кривошип, двигая шатун вверх и вниз.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.