На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Как научиться резьбе по дереву. Милюков С. В. — 1958 г

С. В. Милюков

Как научиться резьбе по дереву

*** 1958 ***


PDF

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Геометрическая резьба 6
Подготовка к резьбе 6
Древесина 6
Перенос рисунка 6
Рабочее место 7
Инструменты для резьбы по дереву и их подготовка 8
Приемы и методы пользования инструментом 11
Резьба по дереву на учебных досках 16
Учебная доска № 1 17
Учебная доска № 2 23
Учебная доска № 3 (зачетная работа) 39
Плоско-выемчатая орнаментальная резьба 53
Подготовка к резьбе 33
Резьба на учебных досках
Учебная доска № 4 55
Учебная доска № 563
Учебная доска № 6 65
Учебная доска № 7 68
Учебная доска № 8 (зачетная работа)75
Покрытие воском изделий, украшенных резьбой 85
Приложения 87

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..





Книга С. В. Милюкова «Как научиться резьбе по дереву» является руководством для начинающих обучаться этому искусству. В книге подробно освещены приемы, методы и способы геометрической и орнаментальной (плоско-выемчатой) резьбы по дереву и даны указания о древесине для резных работ, рабочем месте, инструменте резчика и о подготовке их к процессу резьбы. Книга содержит большое количество рабочих чертежей. В приложениях на отдельных листах даны рабочие чертежи восьми учебных досок для резьбы и инструментов резчика.
      Методические указания по обучению резьбе составлены автором на основе личного многолетнего опыта.
      Книга предназначена для учащихся художественноремесленных училищ, школьников, а также всех желающих самостоятельно научиться резьбе по дереву.
      Отзывы и замечания по книге просим направлять по адресу: Москва, Центр, Хохловский пер., 7 Профтехиздат

      ВВЕДЕНИЕ
      Резьба по дереву — очень интересное, увлекательное и полезное занятие не только для детей школьного возраста, но и для взрослых. Научиться резать по дереву может каждый желающий, так как никаких особых способностей для этого не требуется; нужны лишь желание и терпение.
      Человек, который не имеет терпения, овладевает искусством резьбы значительно медленнее. Правда, в процессе обучения у него постепенно, незаметно для него самого, вырабатывается это ценное качество характера.
      Для резных работ нужно обладать небольшой физической силой в руках, поэтому мальчик или девочка с 8—9 лет могут обучаться резьбе по дереву. В процессе резьбы по дереву физическая сила в руках быстро развивается.
      Необходимость быть очень внимательным при отделке ножом деталей рисунка, опасение зарезов и поломок заставляют резчика сосредоточиться, «взять себя в руки», а это развивает волевые качества и благоприятно действует на нервную систему.
      Люди, нервные от природы или имеющие в силу различных причин расшатанную нервную систему, занимаясь резьбой, постепенно перестают быть нервными и раздражительными. Интересно отметить, что это происходит без всякого напряжения, исподволь.
      Так как с резьбой по дереву связано составление рисунка, перенесение его с оригинала на дерево, то эти процессы являются большим подспорьем в овладении искусством черчения, что в равной мере с резьбой способствует воспитанию аккуратности, тщательности в работе и терпения.
      Наконец, обучающиеся резьбе по дереву овладевают умением составить рисунок для резьбы по своему собственному вкусу и фантазии, а это, в особенности у детей школьного возраста, развивает художественные способности.
      Научившийся резать по дереву настолько втягивается в это искусство, настолько начинает им увлекаться, что резьба становится для него отдыхом от другой работы.
      Резчики по дереву могут оказать большую помощь школе путем изготовления самых разнообразных наглядных учебных пособий по геометрии, рисованию и другим предметам.
      Большой интерес для школьников может представить изготовление из дерева пионерской и комсомольской символики, различных нагрудных значков, орденов и медалей СССР, государственных гербов союзных республик, изображений исторических зданий и памятников, цветов и др.
      Нет предела возможностям и фантазии в создании различных полезных в домашнем обиходе и общественной жизни вещей, украшенных резьбой.
      Резьбой можно украсить письменный стол, буфет, гардероб, не только обработав их плоскость, но и наклеив на них различные орнаментальные фигуры (пальметки, розетки, гирлянды листьев и др.).
      Резьбой могут быть украшены мелкие вещи: рамки для фотографий, стенные полочки, шкафчики, рамы для картин и зеркал и многое другое.
      Следует рекомендовать детям школьного возраста изучать это интересное и полезное искусство, которое может частично или полностью отвлечь их от стремления «на улицу».
      Взрослым людям с расшатанной нервной системой резьба по дереву полезна как лечебное средство и приятный отдых.
      Научившийся резать по дереву начинает любить не только этот вид труда, но и труд вообще.
      Резьба по дереву является одним из наиболее древних и распространенных приемов художественного декора (украшения) зданий, внутреннего оборудования помещений и особенно мебели, бытовой утвари.
      По характеру и способу выполнения различают: резьбу плоскую — орнаментом или фоном служат сквозные прорези; резьбу плоско-выемчатую — орнамент создается углублением рисунка или фона на плоской поверхности;
      резьбу рельефную — рисунок возвышается над поверхностью незначительно (барельеф) или значительно (горельеф) ; резьбу скульптурную (круглую) — объемные резные фигуры полностью или частично отделены от плоскости.
      Плоско-выемчатая резьба является традиционным русским искусством. Русские резчики по дереву прославились на весь мир тонкостью своей работы, вкусом и изобретательностью в выборе объектов резьбы.
      Плоско-выемчатая резьба в зависимости от техники исполнения бывает геометрической, завальной (кудрин-ской) и резьбой с выборкой фона. Последние два вида носят также название орнаментальной резьбы. Техника и рисунок геометрической резьбы несложны и наиболее доступны для начинающего резчика. Поэтому геометрическая резьба является содержанием первого раздела этой книги, орнаментальная — второго раздела.
      Плоская резьба — завальная и с выборкой фона — сложнее резьбы геометрической. Воспитывая у обучающегося те же положительные качества, что и резьба геометрическая, орнаментальная резьба особенно развивает художественные способности, дает возможность проявить фантазию, изобретательность и творческую инициативу как при составлении рисунка, так и при оформлении его резьбой.
      Выпуклость форм и глубина фона делают эту резьбу особенно интересной и увлекательной.
      Было бы большой ошибкой, если бы обучающийся резьбе по дереву пожелал найти в данной книге исчерпывающие сведения о том, как оформить каждую деталь рисунка.
      Во-первых, это невыполнимо, во-вторых, не является необходимым.
      Цель данной книги — преподать приемы и способы оформления рисунка в целом и некоторых его деталей в пределах графических возможностей.
     
      ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА
     
      ПОДГОТОВКА К РЕЗЬБЕ
     
      Древесина
      Геометрическая резьба отличается особой тонкостью и изяществом, поэтому древесина, выбираемая для нее, должна быть равномерного строения, достаточно вязкой и предварительно хороню высушенной. Рекомендуется использовать древесину липы и ольхи.
      Древесина твердых лиственных пород (березы, ореха, дуба) для геометрической резьбы менее пригодна, а древесина хвойных пород (ели, сосны), как очень мягких и колких пород, совершенно непригодна.
      Из выбранной древесины (липы или ольхи) изготовляют доски различной длины, ширины и толщины. Размеры досок зависят от размеров изделий, которые предполагают украсить резьбой.
      Во всех случаях толщина доски должна быть не менее 6—8 мм и не более 15—20 мм, а ширина не более 20 см.
      Длина доски зависит от длины изделия.
      Обучение резьбе следует начинать на учебных досках. Учебные доски изготовляют, как правило, из ольхи или липы; толщина доски 8 мм, ширина 20 см, длина 30 см.
      Доски, предназначенные для резьбы, должны удовлетворять следующим требованиям: быть хорошо высушенными и гладко выстроганными, не иметь покоробленности, сучков даже малых размеров, резко отличающихся по цвету слоев, т. е. быть одного тона.
     
      Перенос рисунка
      Прежде чем приступить к резьбе по дереву на учебных досках, необходимо перенести рисунок с оригинала на доску. Для этого надо:
      взять лист обыкновенной черной копировальной бумаги и обрезать его соответственно размеру доски;
      наложить копировальную бумагу на доску так, чтобы жирная сторона ее была обращена к доске;
      наложить оригинал на копировальную бумагу и закрепить его кнопками во всех четырех углах доски;
      обвести несильным нажимом остро очиненного твердого чертежного карандаша (Т-53) весь рисунок, начиная с верхней строки.
      Обводя рисунок, нужно следить за тем, чтобы карандаш не рвал его.
      Чтобы убедиться в достаточной четкости рисунка, переведенного на доску, и в отсутствии пропусков, рекомен дуется время от времени откалывать одну из кнопок, слегка приподнимать копировальную бумагу вместе с рисунком и просматривать переведенную часть рисунка.
      По окончании этой работы следует отколоть нижние кнопки, внимательно просмотреть переведенный на доску рисунок и, убедившись в тождественности его с оригиналом, отколоть верхние кнопки.
     
      Рабочее место
      Рабочее место резчика состоит из устойчивых стола и стула. Для детей школьного возраста стол и стул выби рают с таким расчетом, чтобы школьник мог без труда расположить локти на столе, не испытывая болевых ощущений в руках и под мышками.
      Особое, исключительно важное значение для резьбы имеет освещение рабочего места.
      Рисунок для резьбы состоит из мелких деталей, поэтому, чтобы резчик не напрягал зрения в процессе резьбы, надо хорошо осветить его рабочее место.
      Если работа производится при дневном свете, стол следует поставить перед окном так, чтобы свет падал прямо в лицо резчика.
      При искусственном освещении источником света служит настольная лампа высотой не более 20 см, устанавливаемая непосредственно перед глазами на расстоянии, обеспечивающем достаточный свет. Электрические лампочки напряжением 50—75 вт наиболее подходящи для освещения рабочего места.
      Более слабый источник света заставляет резчика напрягать зрение, более сильный утомляет зрение, слепит.
      Цвет абажура настольной лампы, как правило, зеленый.
      Чтобы солнечный свет или свет от лампочки не падал в глаза, рекомендуется на лоб надевать картонный козырек. Козырек фуражки может служить наилучшим образном.
      Потолочное освещение рабочего места не допускается, так как дает тени.
      Резчик по дереву располагает все необходимое так, чтобы оно было под руками: отобранный инструмент
      справа от объекта работы, а брусок и небольшую полотняную тряпочку для обтирания инструмента после точения слева.
      После использования того или иного инструмента необходимо немедленно воткнуть его в пробку и положить на место.
      По окончании работы инструмент хранится в отведенном ему месте, а стружки и кусочки древесины тщательно сметаются со стола и уничтожаются.
      Инструменты для резьбы по дереву и их подготовка
      Инструменты, применяемые для резьбы по дереву, делятся на три основных вида: ножи, стамески и стержни (пуансоны) для набивки «шагрени» (приложение I в конце книги, рис. 83—106).
      Ножи являются основным инструментом, а стамески и стержни (пуансоны) — вспомогательным.
      При некоторых видах резьбы, например при орнаментальной, ножи уступают место стамескам.
      На рис. 1 показаны ножи № 1, 2, 3, 4 и стамески № 1, 2.
      На рис. 2 показаны стамески № 3—18, стержни-пуансоны № 1, 2, 3, 4 для набивки «шагрени» и деревянный молоток для той же цели.
      Образцы, представленные на рисунках, далеко не исчерпывают количество и виды инструментов для резьбы по дереву; показаны лишь те инструменты, которые применяются наиболее часто.
      Подготовка инструментов для резьбы и наблюдение за их исправностью в процессе работы имеют решающее значение как при обучении этому искусству, так и в дальнейшей работе.
      Инструмент резчика должен быть всегда в полной исправности и предохранен от ржавления.
      Во избежание поломок заостренных концов ножей и стамесок, образования зазубрин на режущей поверхности каждый нож и каждую стамеску рекомендуется хранить воткнутыми в сухую пробку.
      Перед тем как приступить к резьбе, следует в соответствии с рисунком отобрать необходимый инструмент. Отобранные ножи и стамески нужно тщательно отточить на бруске до остроты бритвы. Брусок должен быть максимально твердым.
      На рис. 3 показано положение ножа и рук при точении на бруске.
      Большим и указательным пальцами левой руки придерживают брусок, а правой рукой крепко держат нож за рукоятку. Лезвие ножа плотно лежит на бруске правой стороной.
      Рис. 2
      Брусок перед точением инструмента следует смачивать водой или машинным маслом.
      Процесс точения происходит путем придания лезвию ножа вращательного движения по бруску. Скольжение правой стороны лезвия по бруску должно длиться не более 30 сек., в противном случае неизбежна поломка или загиб грани лезвия (нож тупится).
      Отточив правую сторону лезвия, переходят к оттачиванию левой. Необходимо научиться оттачивать нож в самый короткий промежуток времени.
      Длительное оттачивание приводит лишь к «сточке» или затуплению ножа.
      В процессе точения надо следить, чтобы на режущей части ножа или стамески не было даже самых малых зазубрин, так как они оставляют шероховатую полоску на гладко срезанной поверхности детали рисунка.
      Чтобы убедиться в том, что инструмент острый, как бритва, достаточно без всякого нажима медленно провести лезвием по костяной пластинке или ногтю большого пальца левой руки. Если лезвие скользит свободно — нож или стамеска отточены недостаточно; если же чувствуется некоторая замедленность в скольжении — инструмент достаточно острый.
      Особенно рекомендуется оберегать инструмент от падения на пол во избежание поломок заостренных концов и образования зазубрин на режущей части.
      С этой целью отобранный для резьбы инструмент в процессе работы рекомендуется держать в неглубоких крышках от коробок, например от гильз или конфет.
     
      Приемы и методы пользования инструментом
      Пользоваться инструментом нужно умело и осторожно, в противном случае возможны глубокие и опасные порезы пальцев; кроме того, неумелое обращение с инструментом и неправильное положение его в руках вызывают поломки его при резьбе, зарезы и поломки деталей рисунка. Чтобы оградить себя от этих неприятных помех, рекомендуется усвоить некоторые приемы и методы пользования инструментом.
      На рис. 4 показано, как надо держать в руках ножи № 1—4. Локти рук при этом располагают на столе.
      На рис. 5 показано положение рук при использовании I ножей № 1—4. Рукоятку ножа крепко сжимают кистью 1 правой руки. Указательным пальцем нажимают на обушок ножа, отчего режущая часть его углубляется в дерево в соответствии с рисунком. Указательный палец левой руки, находясь на боковой стороне ножа, устраняет колебания ножа и вместе с тем уравновешивает силу нажима указательного пальца правой руки, не давая ножу углубиться в доску больше, чем это нужно по рисунку.
      Таким образом, резьба осуществляется всегда двумя руками. Без участия в резьбе левой руки нож будет колебаться и может сломаться, кроме того неизбежны зарезы и поломки мелких деталей рисунка.
      Ножи № 1—4 используют в зависимости от рисунка, т. е. чем крупнее рисунок, тем прочнее выбирается нож, и, наоборот, чем мельче рисунок, тем тоньше нож.
      На рис. 6 показано, как надо держать стамески № 1 и 2. Локти располагают на столе. Рукоятку стамески крепко сжимают кистью правой руки, а большим и указательным пальцами левой руки придерживают железку.
      На рис. 7 показано положение рук при использовании стамесок № 1 и 2. Правой рукой, нажимая сверху вниз, углубляют стамеску в доску в соответствии с рисунком. Большим и указательным пальцами левой руки направляют лезвие в нужное место рисунка и устраняют колебание стамески. Углубив лезвие в доску до нужной линии рисунка, не освобождая пальцев левой руки, извлекают стамеску из доски вверх, не допуская при этом шатания стамески во избежание поломки заостренного конца.
      Стамесками № 1 и 2 пользуются только для наколов рисунка, т. е. для обозначения граней как на поверхности доски, так и в глубине ее. Для наколов крупного рисунка используют стамеску № 1, для мелкого — стамеску № 2.
      На рис. 8 показано, как надо держать в руках стамеску № 3. Все остальные стамески (№ 4—18) нужно держать так же. Локти располагают на столе. Рукоятку стамески крепко сжимают кистью правой руки так, чтобы задний конец рукоятки упирался в ладонь. Указательный палец левой руки лежит на верхней плоскости стамески.
      На рис. 9 показано положение рук при использовании стамески № 3. При использовании стамесок № 4—18 положение рук аналогичное. Правой рукой сообщают стамеске поступательное движение, одновременно углубляя лезвие стамески в доску согласно рисунку. Указательным пальцем левой руки нажимают на стамеску сверху, способствуя проникновению лезвия в глубь доски; указательный палец левой руки уравновешивает усилия правой руки, не давая стамеске сорваться или углубиться в доску больше, чем это необходимо по рисунку.
      Стамесками, имеющими плоские лезвия (№ 3, 4, 5, 6,
      7), пользуются только для выборки плоских поверхностей. В зависимости от ширины углубления на плоской поверхности берут стамеску с соответствующей шириной лезвия.
      Стамески с вогнутыми или углообразными лезвиями применяют для выборки вогнутых поверхностей, углообразных желобков и узких канавок.
      В зависимости от глубины и ширины вогнутых поверхностей берут стамески, лезвия которых имеют большую или меньшую вогнутость.
      На рис. 10 показано, как надо держать в руках стержень № 1 для набивки «шагрени» и деревянный молоток. Стержни № 2, 3 и 4 нужно держать так же. Локти рук располагают на столе. Стержень держат большим, указательным и средним пальцами левой руки. Положение стержня по отношению к плоскости доски строго перпендикулярное. Деревянный молоток удерживают за рукоятку на весу кистью правой руки.
      На рис. 11 показано положение рук при использовании стержней № 1, 2, 3 и 4 для набивки «шагрени». Большим, указательным и средним пальцами левой руки удерживают стержень в перпендикулярном положении и слегка нажимают им на плоскость доски. Правой рукой ударяют серединой утолщенной части деревянного молотка по стержню сверху с такой силой, чтобы на плоскости доски четко обозначился след в виде точек. Вслед за ударом пальцы левой руки поворачивают стержень то вправо, то влево. Каждый поворот сопровождается ударом молотка по стержню.
      При тренировке можно достигнуть 100—120 ударов молотка в минуту. При каждом последующем ударе число и частота образовавшихся точек увеличивается.
      Работа стержнем и молотком прекращается тогда, когда вся поверхность доски, предназначенная для набивки «шагрени», становится шероховатой и невозможно различить отдельные точки.
      В зависимости от размера площади для набивки «шагрени» и наличия на ней острых углов выбирают различные стержни.
      Если углы площади настолько острые, что имеющиеся стержни не подходят, необходимо использовать обыкновенный гвоздь длиной 4—6 см. Предварительно острию гвоздя следует придать напильником форму четырехгранной пирамиды.
      Как правило, «шагрень» набивается всегда на углубленной плоскости и служит дополнением к резьбе, делая ее более выпуклой и рельефной.
      Стрелки на пальцах рук (рис. 5, 7, 9, 11) показывают их усилия (работу).
     
      РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ НА УЧЕБНЫХ ДОСКАХ (...)
     
      ПОКРЫТИЕ ВОСКОМ ИЗДЕЛИЙ, УКРАШЕННЫХ РЕЗЬБОЙ
      Изделия, оформленные резьбой, рекомендуется покрывать воском холодным или горячим способом.
      Лакирование, полировка или раскрашивание изделий ухудшает их. Матовый же блеск, получаемый в процессе покрывания воском, придает изделию изящный вид.
      Перед покрыванием изделия воском рекомендуется запастись:
      1) небольшой низкой эмалированной миской или кастрюлей;
      2) белой чистой платяной щеткой средней упругости;
      3) белой мягкой бумагой для обтирания щетки;
      4) белой чистой полотняной тряпкой 50X50 см для обтирания рук.
      Техника покрывания воском холодным способом:
      1) настрогать ножом чистый пчелиный воск в миску или кастрюлю (количество воска зависит от величины поверхности изделия);
      2) растопить стружки воска на электроплитке или небольшом огне, не доводя до кипения;
      3) влить в растопленный воск очищенный скипидар;
      4) остудить полученную восковую массу.
      Если остывшая масса окажется твердой, снова растопить и добавить скипидар.
      Если остывшая масса окажется жидкой, добавить восковых стружек и разогреть на плите или на небольшом огне.
      В результате смешивания воска и скипидара после охлаждения должна получиться масса, напоминающая сметану средней густоты;
      5) обмакнув конец щетки в восковую массу, натереть ею изделие. Изделие должно быть покрыто массой равномерно.
      Если в процессе натирания масса не впитывается в дерево и остается на щетке, последнюю необходимо обте-
      реть бумагой, после чего продолжать натирание до тех пор, пока изделие и щетка станут сухими.
      Изделие, покрытое воском, рекомендуется выдержать в теплом месте 1—2 часа или подержать над электроплиткой в течение 1—2 мин. на расстоянии 5—10 см, после чего тереть щеткой в разных направлениях до появления блеска.
      Техника покрывания воском горячим способом:
      1) проделать указанное в пп. 1, 2 для холодного спо соба;
      2) влить в растопленный воск очищенный скипидар (на 100 г воска 30 г скипидара);
      3) обмакивая конец щетки в неостуженную массу, быстро, кругообразными движениями натирать изделие так, чтобы вся его поверхность оказалась покрытой равномерно.
      Масса на изделии мгновенно застывает, что не должно смущать резчика;
      4) вымыть щетку в горячей воде, обтереть до суха тряпкой или бумагой и высушить над электроплиткой, держа на расстоянии 10—15 см;
      5) приближая изделие к горячей плитке на 10—15 см и отдаляя на 25—30 см, дать массе расплавиться;
      6) весьма быстро натирать изделие щеткой кругообразными движениями, обтирая щетку бумагой для удаления с нее застывшей массы. Не давать изделию нагреваться больше, чем это нужно для плавления массы;
      7) указанное в пп. 5 и 6 повторять до тех пор, пока на изделии не останется сгустков массы в углубленных резьбой местах, а поверхность его окажется равномерно покрытой воском;
      8) дав изделию остыть, еще раз протереть его сухой щеткой до получения блеска.
      Горячий способ дает лучшие результаты, но при применении его нужен опыт.
      Рекомендуется оба способа испытать на учебных досках.
      Изделие, покрытое воском, может запылиться в углублениях. Поэтому его необходимо очищать от пыли не реже одного раза в неделю сухой, чистой, белой платяной щеткой кругообразными движениями. Одновременно с этим восстанавливается и прежний матовый блеск.
     
      РАБОЧИЕ ЧЕРТЕЖИ ИНСТРУМЕНТОВ РЕЗЧИКА (...)

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.