На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Учителю о педагогическом общении. Кан-Калик В. А. — 1987 г

Виктор Абрамович Кан-Калик

Учителю
о педагогическом
общении

*** 1987 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      СОДЕРЖАНИЕ
     
      От автора 3
      Глава 1. Педагогическое общение как творческий процесс 6
      1. Роль взаимодействия в учебном процессе
      2. Педагогическое общение — разновидность профессионального общения 9
      3. Педагогическое общение — особый вид творчества 14
      4. Коммуникативная задача
      5. Возможности овладения навыками педагогического общения 20
     
      Глава II. Система профессионально-педагогического общения 26
      1. Структура общения
      2. Коммуникативное обеспечение урока 33
     
      3. Несколько слов о коммуникативной культуре учителя 38
      Глава III. Общительность педагога и пути ее самовоспитания 46
      ]. Коммуникативные умения и коммуникативные способности
      2. Общительность как профессионально-личностное качество 48
      3. Можно ли развивать общнтельцреть? 32
     
      Глава IV. Творческое самочувствие педагога в общении и пути управления им
      1. Коммуникативное вдохновение и пути его формирования
      2. Общецнс н творческое самочувствие 75
      3. Управление творческим- самочувствием 88
     
      Глава V. Стиль профессионально-педагогического общения 96
      1. Стиль педагогическогообщениян его виды
      2. Индивидуальный стильобщения педагога 105
     
      Глава VI. Технология профессионально-педагогического общения 110
      1. Стадии професснональнб-педагогнческого общения
      2. Речевые способности и их роль в педагогическом общении ..119
      3. Средства, повышающие эффективность коммуникативного воздействия 122
      4. Педагогическое общение как взаимодействие 132
     
      Глава VII. Трекинг в профессионально-педагогическом общении 139
      Глава VIII. Педагогическое общение в семье 155
      Вместо заключения 177

     

      ОТ АВТОРА
      Книга, которую вы держите в руках, уважаемый читатель, своеобразное руководство по общению, пожалуй, по одной из самых сложных сфер человеческого бытия.
      Труд, познание, общение... Важнейшие области человеческой жизнедеятельности. Мы часто говорим о них, анализируем... . Но если задуматься, то обнаружится одно любопытное явление. Формам и методам трудовой деятельности человек учится много лет, способами познания мира мы также овладеваем длительное время, а вот общению человек не учится целенаправленно никогда и нигде. Нет у нас такой школы, в которой учили бы сложному искуоству общения. Конечно, опыт общения приобретается человеком и в ходе труда, и в познавательной деятельности... Но, увы, этого мало. Многие серьезные проблемы воспитания и обучения возникают из-за неумения учителя правильно организовать общение с детьми.
      Антуан де Сент Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае это — «роскошь», в другом — профессиональная необходимость. Ведь есть такие виды человеческого труда, которые просто невозможны вне общения. Именно таким видом трудовой деятельности является работа педагога. Структура педагогического труда насчитывает, по мнению псиХологов, более 200 компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, через живое и непосредственное общение педагога с ребенком осуществляется главное в педагогической работе — воздействие личности на личность.
      Сегодня психолого-педагогическая наука убедительно доказала: для того чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нем воспитать. А то или иное отношение всегда фрыврует-ся в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений, общения.
      Сейчас, когда перед советской школой стоят сложные и ответственные задачи, выдвинутые Основными направлениями ее реформы, особо значима роль учителя в педагогическом процессе. А воздействовать на личность ребенка он сможет только в том случае, если будет умело организовывать общение с детьми, станет составной частью детского коллектива, если в отношениях педагога и детей главным регулятором будет великое чувство общности воспитателя и ребенка — чувство «Мы».
      Предмет нашего исследования — педагогическое общение — чрезвычайно сложен для анализа. Представим, учитель входит в класс, начинает урок... Давайте внимательно понаблюдаем за педагогом и детьми. Вот он (она) стоит у стола и увлеченно что-то рассказывает детям. Между ними возникает психологический контакт. Но осязаем ли он реально со стороны? Вряд ли. Таким образом, мы будем говорить о том, что очень трудно уловить стороннему наблюдателю. И тем не менее, каждому учителю чрезвычайно полезно осмыслить процесс педагогического общения и себя как личность, как профессионала в этом процессе.
      Закончился очередной школьный день...
      Вы приходите домой, включаетесь в домашние дела... Но мысленно вновь и вновь «прокручиваете» многокадровую ленту процесса общения, которое сегодня состоялось. Мелькают лица, вспоминаются интонации, фразы. Возникает или оживает чувство удовлетворения или досады — что-то не получилось.
      Общение в педагогической работе очень важно. Порой именно сложности общения определяют наше отношение к педагогической работе и отношение ребят к нам — учителям, к школе,
      Поговорите с молодыми учителямц. Спроси, что больше всего волнует их н окажется, что и лен но это вечный для практической педагогики вопрос как организовать взаимоотношения с ребенком.
      Предлагаемая книга, с одной стороны, в известной мере обобщает те наблюдения по вопросам общения, которые добыты современной психолого-педагогической и социально-психологической наукой и могут быть полезны педагогу самого широкого профиля: учителю, воспитателю, мастеру производственного обучения, культпросветработнику и т. п., с другой — направлена на становление такой сложной и малоисследованной сферы, как теория профессионального общения вообще и педагогического в частности.
      Было бы не верным думать, что, прочитав все изложенное на страницах книги, учитель овладеет профессиональной коммуника-циейч Нет, теоретические знания по общению должны одновременно подкрепляться основательной практической работой по развитию коммуникативных навыков и умений. Незаменимую роль здесь должен сыграть и непосредственный опыт общественной деятельности будущего педагога.
      Не исключено, что кто-либо из читателей засомневается: а действительно ли надо учить общению, не придет ли все само собой? С таким взглядом трудно согласиться, ибо овладение педагогическим общением путем проб и ошибок затрудняет работу, отрицательно сказывается на отношении к профессии, а порой ведет я к отказу от нее.
      Педагогическое общение имеет определенную структуру, специфику и технологию реализации, которыми мы, педагоги, порой
      овладеваем стихийно, И если педагог, прочтя книгу, удивится, узнав, что он практически реализует в своей работе определенные теоретические основы педагогического общения (как мольеров-ский герой, поразившийся, что всю жизнь говорит прозой), то, может быть, это удивление будет способствовать развитию интереса и стремления разобраться в сложных механизмах педагогического общения.
      У читателя может возникнуть еще одно возражение: если подвергнуть систематическому последовательному анализу такую сложную, исключительно индивидуально-творческую сферу, как общение, то она потеряет свою уникальность, личностную неповторимость. Но опыт педагогов-практиков — и молодых, начинающих, и опытных мастеров — позволяет с уверенностью говорить: нет, учиться педагогическому общению нужно и необходимо. Именно в незаметной и кропотливой работе по познанию самого себя в общении с детьми, освоению основ педагогического общения формируется творческая индивидуальность педагога.
      Естественно, что в книге излагаются лишь основы профессионально-педагогического общения, и целый ряд многогранных его аспектов не входит в поле авторского внимания. Но давайте пока сосредоточимся на основах, тогда легче будет овладеть частностями.
      И последнее замечание: предлагаемая книга — один из первых опытов систематического изложения теории профессионального общения в единстве с практической системой обучения основам профессионально-педагогической коммуникации, и автор будет признателен всем тем, кто выскажет свои замечания, пожелания, советы. А пока вашему вниманию предлагается своеобразное введение в профессионально-педагогическое общение, которое является элементом нашего с Вами педагогического труда.
     
      Глава I.
      ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
     
      «Чего ты хочешь, человек голодный?» — «Еды!»
      «Что хочешь ты, бездомный,
      в день холодный?» — «Крова!»
      «Что надо, жаждущий, тебе?» — «Воды!»
      «Что надо, страждущий, тебе?» — «Слова!»
      Расул Гамзатов
     
      I. РОЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
      Почти все, кто трудится сегодня в школе, отмечают: «С детьми стало работать сложнее». Верное наблюдение. Но почему? Дети стали плохими? Наверняка, нет. Просто онн стали другими. А вот методы нашей работы с ними порой отстают от развивающейся педагогической действительности, «вечно зеленого древа жизни» — растущего ребенка.
      Значительную роль в этой связи приобретают проблемы повышения педагогического мастерства учителя — главной фигуры, осуществляющей учебно-воспитательный процесс.
      Современная эпоха научно-технической революции в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Он теперь является не только источником информации, а человеком, который организует и направляет учебно-воспитательный процесс, ведет развивающее обучение детей. Сегодня средний школьник до 80% информации получает вне стен школы, а принцип ведомости учащихся, понятный и естественный ранее, все чаще и чаше теперь дрлжен сочетаться с принципом сотрудничества учителя и ученика. А значит, меняется вся социально-псцхологическая ситуация взаимодействия обучающего и учащихся. Обеспечение единства учебного и воспитательного процессов тяк одна из задач воспитания, выдвинутая партией, логично предполагает повышение общей педагогической культуры учителя, воспитателя. Повышаются, соответственно, требования к личности педагога, осуществляющего в современной школе учебно-воспитательную деятельность.
      Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью В психолого-педагогической литературе в этом смысле говорят о коммуникативных способностях учителя, важных для осуществления плодотворной педагогической деятельности.
      Конечно, способность к общению с детьми должна основываться на твердом фундаменте любви к ним — на том, что в науке суховато называется профессионально-педагогической направленностью личности учителя. В. А. Сухо.млиыский хорошо понимал это. Он не раз говорил о том, что научиться любить детей нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Эта способ-
      пость развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по самой природе своей педагогический труд — повседневное общение с детьми — углубляет любовь к человеку, веру в него. Призвание к педагогической деятельности развивается в школе в процессе этой дся1ельностн. Но оказывается, что эта любовь должна быть помножена на знание законов педагогического общения. Ибо именно взаимоотношения с ребенком движут во многом процесс обучения и воспитания В этом убеждают работы многих советских исследователей. ID. П. Азарова, А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского и многих других.
      Опыт педагогической деятельности показывает, что недостаточно только знание учителем основ наук н методики учебно-воспитательной работы. Ведь все его знания и практические умения могут передаваться учащимся только через систему живого и непосредственного общения с ними.
      Представьте себе многократный педагогический процесс, который осуществляется вами ежедневно. Каких только компонентов он в себя не включает. Но среди этого многообразия выделяются три: содержательный, методический и социально-психологический компоненты. Они образуют внутреннюю структуру и обучения, и воспитания. Что касается содержательных аспектов — то здесь все ясно и знакомо — это содержание воспитания и обучения. Методические аспекты обучения и воспитания тоже хорошо изучены. И, пожалуй, серьезным белым пятном на карте педагогического процесса остается его социально-психологическая, а точнее сказать общенческая структура, которая должна соответствовать содержательным и методическим уровням обучения и воспитания и обеспечивать их реализацию.
      Педагогическое общение должно быть освоено каждым учителем. Ведь самые интересные и плодотворные учебно-воспитательные материалы, самые активные и прогрессивные методы учебно-воспитательного воздействия «заработают» только тогда, когда будут обеспечены верным, соответствующим им педагогическим общением.
      Если проанализировать педагогический опыт, то невольно обращает на себя внимание именно значимость общения в различных педагогических ситуациях.
      — Приходишь на урок, подготовишься, хочешь им все рассказать, а они равнодушны...
      — Я им о Лермонтове, а у них глаза отсутствующие...
      Эти «подслушанные» фразы очень часто результат неверно организованного общения.
      Сгруппировав основные трудности, которые нередко возникают у начинающих учителей в общении со школьниками, можно получить такую картину.
      1. Неумение наладить контакт.
      2. Непонимание внутренней психологической позиции ученика.
      3. Сложности в управлении общением на уроке.
      4. Неумение выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от педагогических задач.
      5. Трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к материалу.
      6. Сложности в управлении собственным психическим состоянием в общения.
      Обратите внимание на то, какую огромную сферу эмоциональных состояний педагога в процессе деятельности охватывает общение и как существенно оно влияет на наше самочувствие в ходе работы, на детей, на весь педагогический процесс.
      Несколько лет назад на страницах республиканской газеты «Комсомольское племя» и в многотиражке Чечено-Ингушского университета проводилась дискуссия по некоторым вопросам деятельности учителя. Что показали материалы дискуссии?
      Вот письмо начинающего учителя школы-интерната: «Говорят, в медицине зачастую одна улыбка врача уже лечит. Глубоко убежден в том, что и для детей немаловажно, как мы улыбаемся, не раздражены ли. Ученики — лицо учителя. А учитель, который умеет хорошо читать по лицам, бесспорно, обладает навыками свободного общения, может, как правило, управлять своими психическими состояниями, умеет создать в классе атмосферу коллективного поиска, совместных раздумий. Вспоминаю своих школьных учителей, преподавателей института и убеждаюсь в правильности следующего вывода: можно глубоко знать материал и быть скучным на уроке. Мне приходилось присутствовать на уроке литературы, который вел писатель. Может быть, с точки зрения методики были допущены погрешности, но видели бы вы, как блестели глаза у сидящих в классе ребят, когда он рассказывал о нашей литературе! Рассказывал взволнованно, эмоционально приподнято».
      Или другое письмо: «Много возникает вопросов в первый год работы: как увлечь ребят, заставить их жить на уроке единой жизнью с героями произведения? Как учителю быть разным на уроке? Как быть ведущим, а не ведомым по отношению к ученикам... Это сложная задача. Чтобы решить ее, нужно уметь сопроводить свое слово характерным жестом, вовремя изменить тон н многое другое. Учитель должен сдерживать свои чувства, не показывать плохого настроения. Что бы ни случилось у него дома или перед звонком, он должен остро и своевременно реагировать на все, что происходит на уроке, «держать класс в руках», оставаясь непринужденным, не тердд нить объяснения».
      При этом многие отмечали, что знания по педагогике и психологии, полученные в вузе, дают многое для работы. Тем не менее чрезвычайно сложно преодолевать психологические трудности, возникающие в деятельности, требующей непосредственного общения с детьми: в управлении своим самочувствием, организации органичного общения со школьниками. Бывает, что начинающему учителю просто страшно общаться с ребятами, он не может найти с ними нужного тона, не может наладить общение. Конечно,
      со временем, с приобретением опыта эти препятствия преодолеваются, приходит умение организовывать класс для коллективной деятельности, держать себя свободно и непринужденно. Но, во-первых, это тернистый путь проб и ошибок, да и не казКДому таким образом удается стать настоящим хозяином и творцом в классе, а во-вторых, этнмн элементами педагогической деятельности учителю нужно овладевать специально.
      Умение найти нужную интонацию, выражение лица, движение, жест — именно этого порой так не хватает начинающему учителю.
      Обратимся опять к письмам учителей:
      «Первые уроки. Это не только срывы, это н недовольство собой, классом, — вспоминает учительница с солидным опытом. — Но самое главное — это неумение наладить контакт с учениками. Ведь учитель — артист, я бы сказала, полководец. Полководец детской армии, эмоциональной, тонко чувствующей и пластичной. Замечали вы, как ведут себя дети в кукольном театре? Они остро реагируют на добро и зло. Они живут вместе с героями, забывая обо всем на свете, они кричат: «Баба-яга знает, где царевна-лягушка!» Это сила искусства, сила жеста, интонации, сила воздействия словом. Это как раз то, что так необходимо учителю на уроке. Он должен быть хорошим психологом, понимающим сокровенные движения детской души, воздействующим на ребят, вовлекающим их в новый интересный мир знаний...
      Учителю просто необходимо владеть словом, средством убеждения. Это ключ к решению многих ситуаций, а порой и конфликтов, которые возникают в процессе воспитательной деятельности Убеждение, слово и убеждение. Недаром древние говорили, что образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Это проникновение возможно лишь в гармоничном единстве высокого профессионализма, актерского и ораторского мастерства учителя».
      Многочисленные наблюдения за работой учителей, магнитофонные и видеомагнитофонные записи уроков, протоколы и стенограммы занятий, а главное — изучение детей в процессе общения с педагогами убеждает: именно здесь, в сфере педагогического общения, кроются сегодня многие еще не вскрытые резервы оптимизации учебно-воспитательного процесса. Здесь же причина многих педагогических неудач.
     
      2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — РАЗНОВИДНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
      Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения. Для многих педагогов очевидна истина: отношение к учителю дети часто переносят на предмет, который он преподает. Это многократно доказано психолого-педагогическими исследованиями. В педагогическом
      процессе взаимоотношения первичны, как первична материя, на них строится многосоставная пирамида обучения и воспитания, ими питается, через них идет постоянное восхождение педагога к детям, они делают ребенка сотворцоы собственной личности. И все-таки эти взаимоотношения, их нравственные, психологические, технологические этажи не всегда осознаются педагогами как действенное средство совершенствования их деятельности. Выход из этой ситуации только один — направленное изучение основ общенческой деятельности учителя.
      В свое время были проведены специальные исследования среди мастеров производственного обучения системы профтехобразования. Это бывшие производственники, связавшие себя с педагогической деятельностью, имеющие за плечами солидный стаж производственной работы и незначительный педагогический опыт. Основной целью исследования было выяснение специфических профессиональных характеристик педагогической деятельности. Среди таковых были названы: 1) меняющиеся обстоятельства деятельности, творческий ее характер, необходимость постоянно решать новые задачи; 2) коммуникативная деятельность как непременный компонент педагогического труда; 3) развитость голосового аппарата, речи, мимических возможностей и т. п.; 4) необходимость управления своими психическими состояниями в общении с людьми как профессиональное требование.
      Как видно, совершенно четко определяются два аспекта педагогического труда: творчество в процессе общения с детьми и общение с детьми в процессе педагогического творчества.
      Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности. Но есть такие виды труда, где оно из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение уже выступает не как форма обыденного человеческого взаимодействия, а как категория функциональная. Именно функциональным и профессионально значимым является общейле в педагогической деятельности. Оно выступает как инструмент воздействия, и обычиые условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», поскольку из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
      Таким образом, сам процесс общения педагога и обучающихся выступает как важная профессиональная категория педагогической деятельности.
      Педагогическое общение в системе «педагог — обучающиеся» является разновидностью профессионального общения, которое выступает как неотъемлемый элемент деятельности организатора, воспитателя, руководителя, мастера производственного обучения, врача и др.
      Опыт показывает, что органичный процесс общения, который в системе обыденного взаимодействия протекает как бы сам со-
      1 См.: Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979.
      бой, без особых усилий со стороны общающихся, в целенаправленной воспитательной деятельности вызывает определенные трудности. Связано это прежде всего, с тем, что педагог не знает структуры и законов педагогического общения, у него слабо развиты коммуникативные способности и коммуникативная культура в целом.
      Переход коммуникативной ситуации из сферы обыденного общения в профессиональную осуществляется не просто.
      Обратимся к психологическому эксперименту. Группе испытуемых предлагалось, разбившись на пары, вести между собой разговор на какую-либо тему (о прочитанной книге, покупке, ситуации и т. п.), рассказ велся поочередно, потом экспериментатор прерывал беседу и поочередно предлагал испытуемым продолжал» свой рассказ, но уже для всей аудитории.
      Практически все участники эксперимента моментально ощутили возникшие сложности общения. Произошло это потому, что естественные формы общения получили профессионально-функциональную нагрузку, т. е. профессионализировались.
      Вот наиболее характерные ощущения испытуемых, определенные с помощью фиксированного наблюдения и доверительного интервьюирования.
      1. Неловкость из-за незнания, как продолжить разговор дальше (68%).
      2. Волнение из-за неумения рассказать достаточно внятно и понятно (57%).
      3. Неуловимое изменение целей общения (36%).
      4. Необходимость изменения ранее используемых приемов общения (32%).
      5. Понимание того, что необходимо что-то изменить в системе общения, но что именно — не совсем ясно (26%).
      6. Непривычность,публичного выступления (49%).
      7. Скованность жестов, движения, общего поведения, которое ранее было естественным (71%).
      8. Потребность в изменении формообразующих, выразительности исполнительских компонентов общения (47%).
      9. Желание наиболее адекватно передать запланированную информацию (42%).
      10. Стремление заинтересовать слушателей (22%).
      11. Высокая требовательность к содержанию информации и форме ее подачи (54%).
      В педагогической деятельности идех интенсивный процесс профессионализации обыденного общения. «Слово учителя, — говорил В. А. Сухомлинский, — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитателя включает прежде всего искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу».
      Педагог постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность. Вот почему такую важную роль приобретает обучение основам профессионально-педагогического общения в системе профессионально-творческой подготовки учителя.
      Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы н навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его. и управляя им.
      Подчеркивая значимость воспиательно-дидактических функций педагогического общения, А. А. Леонтьев отмечает, что «оптимальное педагогическое общение — такое общение учителя (и шире — педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучению (в частности, препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя»1.
      Таким образом, педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия. В процессе общения педагога и ученика не только реализуются функции обучения и воспитания, но и решаются другие, не менее важные педагогические задачи
      Общение в педагогической работе выступает, во-первых, как средство решения учебных задач, во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса, в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателе и детей, обеспечивающих успешность обучения и воспитания. «Я убежден, — писал А. С. Макаренко, — что хорошо сказанное детям деловое, крепкое слово имеет громадное значение, и, может быть, у нас так много еще ошибок в организационных формах, потому что мы еще и говорить часто с ребятами по-настоящему не умеем. А нужно уметь сказать так, чтобы они в вашем слове почувствовали вашу волю... вашу личность. Этому нужно учиться.
      Итак, общение — система многофункциональная. Советский психолог Б. Ф. Ломов предлагает такую классификацию функций общения: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
      Педагог в своей деятельности должен реализовать все функции общения — выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношения.
      Наиболее распространенная ошибка, которую допускают начинающие учителя, неумение организовать общение целостно. Например, планируя урок прежде всего как передачу информации, педагог не всегда задумывается над другими общенческими функциями. В результате и конспект урока составлен, и наглядные материалы подобраны, и учитель хорошо владеет материалом, а урок «не клеится», нет контакта с классом, точнее нет целостного процесса педагогического общения. Реализуется лишь информативно-коммуникативная функция общения, не подкрепляясь взанмоотношенческим «слоем».
      При решении обучающей задали общение позволяет Обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися; формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и совместных раздумий.
      При решении воспитывающих задач с помощью общения налаживаются воспитательные и педагогические отношения, психологический контакт между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется познавательная направленность личности; преодолеваются психологические барьеры; формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.
      При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:
      — преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность н т. п.);
      — создаются возможности для выявления и учета индивидуально-типологических особенностей учащихся;
      — осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т. п.).
      Таков диапазон педагогического общения в системе процесса обучения.
      Изучение передового педагогического опыта, деятельности выдающихся советских педагогов А. С. Макаренко, В. А» Сухомлин-ского и других показывает, что именно прекрасное владение общением как инструментом педагогического воздействия во многом обеспечивает целостную эффективность учебно-воспитательного процесса. Вспомните хорошо знакомые всем замечательные примеры инструментовки педагогического воздействия А. С. Макаренко, деликатность и тонкость человеческого общения, которым отмечена педагогическая работа В. А. Сухомлинского.
      Сегодня много говорят об опыте педагога В. Ф. Шаталова. Теоретическое обоснование этого интересного опыта нуждается в дальнейшей разработке, но ясно, что в основе его, кроме всего прочего, лежит реализация определенных закономерностей педагогического общения, которые виртуозно использует сам педагог — энтузиаст «учения с увлечением»1.
      Процесс педагогического общения должен обеспечиваться учителем, как личностью, его нравственными установками, желанием и стремлением работать с детьми. Таким образом, педагогическое общение — это прежде всего профессионально-этический феномен, ибо каждый элемент общения должен быть обогашен нравственным опытом воспитателя. Но для практической реализации самых позитивных нравственных и педагогических установок необходимо владеть «технологией» взаимодействия с детьми. Существует ли такая «технология»? Ведь каждый микроэлемент педагогической работы предлагает нестандартное решение, а даже при внешней схожести разных педагогических ситуаций действия педагога в них неповторимы. И тем не менее исследования показывают, что определенная «технология» общения существует. Более подробно речь об этом пойдет в гл. IV.
      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.