ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 3
Глава I. Общая химия 5
§ 1. Основные понятия и законы химии
§ 2. Строение атомов и молекул. Типы химических связей. Периодический закон Д. И. Менделеева 14
§ 3. Растворы. Теория электролитической диссоциации 27
§ 4. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. Ряд напряжений. Электролиз растворов и расплавов 37
§ 5. Закономерности протекания химических реакций (скорость химических реакций, химическое равновесие, тепловые эффекты реакций) 51
Глава II. Неорганическая химия 60
§ 1. Номенклатура, классификация, свойства и способы получения неорганических веществ, относящихся к классам оксидов, кислот, оснований и солей
§ 2. Водород 62
§ 3. Кислород, сера и их соединения 63
§ 4. Галогены и их соединения 64
§ 5. Азот, фосфор и их соединения 66
§ 6. Углерод, кремний и их соединения 68
§ 7. Общие свойства металлов. Щелочные и щелочноземельные металлы 70
§ 8. Алюминий, железо и их соединения 72
§ 9. Смешанные задачи 74
Глава III. Органическая химия 81
§ 1. Предельные углеводороды (алканы)
§ 2. Этиленовые углеводороды (алкены) 88
§ 3. Ацетиленовые углеводороды (алкины) 94
§ 4. Ароматические углеводороды (арены) 100
§ 5. Спирты и фенолы 104
§ 6. Карбонильные соединения (предельные альдегиды и кетоны, углеводы) 113
§ 7. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры 118
§ 8. Азотсодержащие органические соединения (нитросоединения, амины, аминокислоты) 124
Задачи повышенной сложности 129
Дополнительная литература 135
Приложение 136
Ответы 139
ОТ АВТОРОВ
«Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» поставили перед общеобразовательной школой задачу привить учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Это значит, что каждый ученик должен научиться использовать теоретические знания для решения практических задач.
Изучение курса химии предполагает полное усвоение трех ее основных разделов: 1) общей химии, включающей важные теоретические положения, основные законы и понятия химии;
2) неорганической химии; 3) органической химии. В настоящей книге материал распределен по трем главам, соответствующим основным разделам химии.
Задачи и упражнения первой главы составлены так, чтобы по возможности глубже подчеркнуть неразрывную взаимосвязь химии и физики — при изложении атомно-молекулярного учения основных законов химии, строения атома и периодического закона, строения молекул и типов химических связей, строения вещества и закономерностей протекания химических процессов. Построение задач таким образом дает возможность проводить изучение фактического материала как неорганической, так и органической химии на этой основе.
Все тpи главы составлены так, чтобы учащиеся смогли освоить общие принципы решения задач, которые позволят в каждом конкретном случае находить нархболее рациональный путь решения задачи. С этой целью в каждой главе выделены наргболее важные теоретические темы с короткрши указаниями для повторения или иногда с подробным изложением, как, например, в случае темы «Окислительно-восстановительные реакции». Однако, так как решение задач первого раздела требует знания и использование практически всех существующих приемов, развернутые решения большого набора тргповых задач проведены именно в первой главе. Здесь наглядно продемонстрированы наиболее общие рациональные пути и приемы решений. В третьей главе рассмотрены типовые задачи, характерные для органической химии.
Решение задач того или иного раздела мы рекомендуем начинать с обязательного анализа всех типовых задач первой главы и только после этого приступать к самостоятельному решению.
Задачи и упражнения в каждом разделе составлены попринципу различной сложности таким образом, чтобы несколько первых задач были доступны учащимся VIII—IX классов, последующие — учащимся X классов и, как правило, несколько задач в каждой теме — повышенной сложности (помечены звездочкой). Эти задачи в первую очередь будут полезны для занимающихся на факультативах, а в школах, где уже осуществлена компьютеризация, они могут использоваться учителями на уроках по основам информатики и вычислительной техники.
Следует отметить, что пособие составлено так, чтобы учащиеся обязательно работали с учебником и учебной литературой (в том числе с рекомендованной в списке). Прежде чем приступить к решению задач, важно повторить необходимый теоретический и фактический материал. Мы исходили из известного требования, сформулированного в разделе III Основных направлений реформы: «Наряду с уроком — основной формой учебного процесса — в старших классах школ ... шире практиковать лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации. Учителя и родители должны активнее приобщать учащихся к работе с книгой и другими источниками знаний, помогать им вырабатывать самостоятельность мышления»1.
1 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М., Политиздат, 1984, с. 46.
Необходимо подчеркнуть, что, хотя экзамены по химии принято считать устными, каждый билет, кроме теоретических вопросов (из общей химии, неорганической и органической), обязательно включает хотя бы одну расчетную задачу. Именно при решении задач наиболее наглядно проверяется умение учащегося обобщить изученный им материал и применить его на практике. Выработать это умение и поможет предлагаемая книга, которая написана прежде всего для учащихся старших классов.
Первая и вторая главы написаны Н. Е. Кузьменко, третья — Н. Н. Магдесиевой.
Глава I
ОБЩАЯ ХИМИЯ
§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ
При подготовке по этому и многим другим разделам, изучавшимся в VII—VIII классах, следует иметь в виду, что на выпускных экзаменах в школе (или на вступительных экзаменах в вузе) необходимо демонстрировать знания в объеме всего школьного курса, а не только в пределах текста учебника VII и VIII класса.
Очень важно на основе школьных учебников, а также рекомендуемых для самостоятельной работы пособий четко уяснить себе понятия о таких величинах, как «относительная молекулярная масса», «молярная масса», «количество вещества», «моль» и т. д. Необходимо знать размерности основных величин, выражать их в единицах Международной системы единиц (СИ1); в то же время нужно уяснить себе, какие из указанных величин являются безразмерными.
Обратите особое внимание на различие между графическими и структурными формулами. При решении многих задач полезно использовать закон эквивалентов. Необходимо уметь определять эквивалент не только элементов, но и сложных веществ: оснований, кислот, солей.
ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ...
|