На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Учись решать задачи по химии. Магдесиева, Кузьменко. — 1986 г

Наталья Николаевна Магдесиева
Николай Егорович Кузьменко

Учись решать задачи по химии

*** 1986 ***


PDF


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      От авторов 3
     
      Глава I. Общая химия 5
      § 1. Основные понятия и законы химии
      § 2. Строение атомов и молекул. Типы химических связей. Периодический закон Д. И. Менделеева 14
      § 3. Растворы. Теория электролитической диссоциации 27
      § 4. Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительные реакции. Ряд напряжений. Электролиз растворов и расплавов 37
      § 5. Закономерности протекания химических реакций (скорость химических реакций, химическое равновесие, тепловые эффекты реакций) 51
     
      Глава II. Неорганическая химия 60
      § 1. Номенклатура, классификация, свойства и способы получения неорганических веществ, относящихся к классам оксидов, кислот, оснований и солей
      § 2. Водород 62
      § 3. Кислород, сера и их соединения 63
      § 4. Галогены и их соединения 64
      § 5. Азот, фосфор и их соединения 66
      § 6. Углерод, кремний и их соединения 68
      § 7. Общие свойства металлов. Щелочные и щелочноземельные металлы 70
      § 8. Алюминий, железо и их соединения 72
      § 9. Смешанные задачи 74
     
      Глава III. Органическая химия 81
      § 1. Предельные углеводороды (алканы)
      § 2. Этиленовые углеводороды (алкены) 88
      § 3. Ацетиленовые углеводороды (алкины) 94
      § 4. Ароматические углеводороды (арены) 100
      § 5. Спирты и фенолы 104
      § 6. Карбонильные соединения (предельные альдегиды и кетоны, углеводы) 113
      § 7. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры 118
      § 8. Азотсодержащие органические соединения (нитросоединения, амины, аминокислоты) 124
     
      Задачи повышенной сложности 129
      Дополнительная литература 135
      Приложение 136
      Ответы 139

     
     

      ОТ АВТОРОВ
      «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» поставили перед общеобразовательной школой задачу привить учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации. Это значит, что каждый ученик должен научиться использовать теоретические знания для решения практических задач.
      Изучение курса химии предполагает полное усвоение трех ее основных разделов: 1) общей химии, включающей важные теоретические положения, основные законы и понятия химии;
      2) неорганической химии; 3) органической химии. В настоящей книге материал распределен по трем главам, соответствующим основным разделам химии.
      Задачи и упражнения первой главы составлены так, чтобы по возможности глубже подчеркнуть неразрывную взаимосвязь химии и физики — при изложении атомно-молекулярного учения основных законов химии, строения атома и периодического закона, строения молекул и типов химических связей, строения вещества и закономерностей протекания химических процессов. Построение задач таким образом дает возможность проводить изучение фактического материала как неорганической, так и органической химии на этой основе.
      Все тpи главы составлены так, чтобы учащиеся смогли освоить общие принципы решения задач, которые позволят в каждом конкретном случае находить нархболее рациональный путь решения задачи. С этой целью в каждой главе выделены наргболее важные теоретические темы с короткрши указаниями для повторения или иногда с подробным изложением, как, например, в случае темы «Окислительно-восстановительные реакции». Однако, так как решение задач первого раздела требует знания и использование практически всех существующих приемов, развернутые решения большого набора тргповых задач проведены именно в первой главе. Здесь наглядно продемонстрированы наиболее общие рациональные пути и приемы решений. В третьей главе рассмотрены типовые задачи, характерные для органической химии.
      Решение задач того или иного раздела мы рекомендуем начинать с обязательного анализа всех типовых задач первой главы и только после этого приступать к самостоятельному решению.
      Задачи и упражнения в каждом разделе составлены попринципу различной сложности таким образом, чтобы несколько первых задач были доступны учащимся VIII—IX классов, последующие — учащимся X классов и, как правило, несколько задач в каждой теме — повышенной сложности (помечены звездочкой). Эти задачи в первую очередь будут полезны для занимающихся на факультативах, а в школах, где уже осуществлена компьютеризация, они могут использоваться учителями на уроках по основам информатики и вычислительной техники.
      Следует отметить, что пособие составлено так, чтобы учащиеся обязательно работали с учебником и учебной литературой (в том числе с рекомендованной в списке). Прежде чем приступить к решению задач, важно повторить необходимый теоретический и фактический материал. Мы исходили из известного требования, сформулированного в разделе III Основных направлений реформы: «Наряду с уроком — основной формой учебного процесса — в старших классах школ ... шире практиковать лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации. Учителя и родители должны активнее приобщать учащихся к работе с книгой и другими источниками знаний, помогать им вырабатывать самостоятельность мышления»1.
      1 О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М., Политиздат, 1984, с. 46.
      Необходимо подчеркнуть, что, хотя экзамены по химии принято считать устными, каждый билет, кроме теоретических вопросов (из общей химии, неорганической и органической), обязательно включает хотя бы одну расчетную задачу. Именно при решении задач наиболее наглядно проверяется умение учащегося обобщить изученный им материал и применить его на практике. Выработать это умение и поможет предлагаемая книга, которая написана прежде всего для учащихся старших классов.
      Первая и вторая главы написаны Н. Е. Кузьменко, третья — Н. Н. Магдесиевой.
     
      Глава I
      ОБЩАЯ ХИМИЯ
     
      § 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАКОНЫ ХИМИИ
      При подготовке по этому и многим другим разделам, изучавшимся в VII—VIII классах, следует иметь в виду, что на выпускных экзаменах в школе (или на вступительных экзаменах в вузе) необходимо демонстрировать знания в объеме всего школьного курса, а не только в пределах текста учебника VII и VIII класса.
      Очень важно на основе школьных учебников, а также рекомендуемых для самостоятельной работы пособий четко уяснить себе понятия о таких величинах, как «относительная молекулярная масса», «молярная масса», «количество вещества», «моль» и т. д. Необходимо знать размерности основных величин, выражать их в единицах Международной системы единиц (СИ1); в то же время нужно уяснить себе, какие из указанных величин являются безразмерными.
      Обратите особое внимание на различие между графическими и структурными формулами. При решении многих задач полезно использовать закон эквивалентов. Необходимо уметь определять эквивалент не только элементов, но и сложных веществ: оснований, кислот, солей.
      ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ...

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.