На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Уроки анатомии, физиологии, гигиене

Евгения Павловна Бруновт
Галина Яковлевна Малахова
Евгения Алексеевна Соколова

Уроки анатомии, физиологии, гигиене

Пособие для учителя

*** 1984 ***


PDF


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      ОГЛАВЛЕНИЕ

      Предисловие 3
      Введение 4

      Методика уроков анатомии, физиологии и гигиены человека 11
      Введение —
      Общий обзор организма человека 17
      Опорно-двигательная система 23
      Кровь и кровообращение 45
      Дыхание 73
      Пищеварение 90
      Обмен веществ 106
      Выделение 118
      Кожа 121
      Нервная система 128
      Органы чувств 141
      Высшая нервная деятельность 153
      Железы внутренней секреции 176
      Развитие человеческого организма 180



Фрагмент (стр. 11-17).

      МЕТОДИКА УРОКОВ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ И ГИГИЕНЫ ЧЕЛОВЕКА
     
      ВВЕДЕНИЕ (2 урока)
      Согласно усовершенствованной программе, «Введение» в курс увеличено на 1 час с тем, чтобы включить в него материал о гигиене как науке, о значении ее для сохранения и укрепления здоровья человека, а также осветить связь гигиены с охраной окружающей среды. В силу того что тема «Общий обзор организма человека» сокращена за счет сложного и дублирующего курс общей биологии материала до 3 ч, вопросы о сходстве человека с животными и краткое знакомство с системами органов человека целесообразно перенести на первый урок темы «Введение». Этот материал логически связывается со знаниями из предыдущего учебного предмета — зоологии, где давалось понятие родства человека с животными и показывалось завершение развития органического мира появлением человека. Необходимость детального изучения систем органов человека на первых уроках отпадает, потому что они подробно освещаются во всех дальнейших темах курса. При изучении темы «Введение» достаточно ограничиться самым общим представлением о них на основе актуализации знаний учащихся о системах органов млекопитающих животных. Первые уроки темы должны, кроме преемственности с курсом зоологии, возбудить интерес к новому учебному предмету, что достигается раскрытием значения изучения содержания курса для охраны и укрепления здоровья. В этом состоит главная учебно-воспитательная задача вводных урокс в. На них необходимо возбудить у учащихся желание приобрести знания о своём организме, чтобы быть здоровыми, хорошо подготовленного к любому труду, привлекательными по внешности, готовыми к охране природной среды.
      Первый урок по теме целесообразно посвятить раскрытию значения и содержания предмета анатомии, физиологии и гигиены, общему знакомству с организмом человека как биосоциальным существом, а — белее подробному знакомству с гигиеной, ее задачами к факторами, укрепляющими и ослабляющими здоровье.
     
      Урок на тему «Предмет анатомии, физиологии и гигиены человека»
     
      Задачи урока: дать представление учащимся о том, что изучают анатомия, физиология, гигиена; установить связь настоящего курса с зоологией; дать общую характеристику организма человека и его отношения к природной и социальной среде; возбудить интерес к изучению предмета.
      Демонстрационное оборудование: торс внутренних органов человека, настенные таблицы.
     
      Проведение урока. Учитель начинает урок с раскрытия основного значения изучения нового учебного предмета. Он говорит: «Всем приятно быть здоровыми, ловкими, крепкими, красивыми, способными хорошо работать и учиться, быть закаленными, иметь целеустремленный и волевой характер. Знакомство с анатомией, физиологией и гигиеной человека даст вам такие знания, которые помогут этого добиться». «Анатомия,— продолжает учитель, — даст вам знания о строении органов и организма в целом, без которых нельзя изучать жизненные процессы или функции отдельных органов и их систем, т. е. физиологию. А знания строения и функций органов дадут вам возможность выяснить, какие условия важны для поддержания здорового состояния вашего организма, для выработки правильного режима труда и отдыха. Этим занимается наука гигиена. Элементы этих наук и будут составлять содержание курса, к изучению которого вы приступаете».
      Учитель предлагает учащимся раскрыть учебники и найти определение наук анатомии, физиологии и гигиены, выделенные курсивом. По вызову учителя учащиеся зачитывают эти строки.
      Затем учитель спрашивает: «Почему мы в курсе биологии после зоологии изучаем организм человека?» Учащиеся отвечают, что организм человека имеет сходство с организмом млекопитающих животных. Некоторые школьники могут сказать о происхождении человека от животных. Учитель подтверждает эту мысль и кратко рассказывает о происхождении человека. Он предлагает вспомнить, какие системы органов имеются у млекопитающих животных, помогает сформулировать значение этих систем.
      Затем по торсу, настенным таблицам или рисункам в учебнике учащиеся называют основные органы. Учитель предлагает вспомнить типичные признаки млекопитающих: живорождение, выкармливание детенышей материнским молоком, волосяной покров, зубы, сидящие в ячейках челюстей, и др. На основе сходства этих признаков и наличия одних и тех же систем органов учащиеся с помощью учителя делают вывод: человек относится к классу млекопитающих. «Почему же мы изучаем человека не в курсе зоологии, а в специальном курсе?» — ставит вопрос учитель.
      Выслушав ответы учащихся, учитель делает заключение,, что человека отличают от животных высокое развитие головного мозга, сознание, мышление, членораздельная речь, которые сформировались у него благодаря общественному труду. Учитель останавливается на характеристике человека как биосоциального существа, подчеркивая, что хотя на человека действуют факторы природной среды, но он относится к ней не пассивно, как животные, а активно, так как знает ее законы. Он может, находясь в общественной среде, уменьшить вредное влияние на организм жары, холода, нехватки кислорода. На жизнь и здоровье человека действует общественная среда; техника и наука позволяют людям одеваться, иметь жилища, нужную пищу, создают средства связи и общения в виде книг, телефонов, радио, почты и пр.; медицина помогает лечению болезней. На организм человека действуют факторы психические, эстетические, этические. Все это влияет на его организм, способствует укреплению его здоровья.
      В связи с этим большое значение имеет общественный строй страны. В социалистических странах берегут здоровье и жизнь людей. Конституция и законодательство в социалистических странах гарантируют бесплатную медицинскую помощь, пособия по нетрудоспособности, улучшение условий жизни народа, открывают широкие возможности для сохранения и укрепления здоровья. Учитель приводит по своему усмотрению несколько примеров достижений гигиены и медицины в СССР (например, сложнейшие операции на сердце, глазах, мозге, регистрация работы органов у космонавтов, ликвидация оспы, массовый охват спортом и т. п.). Перегружать примерами урок не стоит, так как их более логично можно будет приводить на последующих уроках при прохождении конкретного материала о работе систем органов и их гигиене. Учитель рассказывает о положении в капиталистических странах (платная медицинская помощь и др.).
      Следующий этап урока посвящается выяснению задач охраны среды, окружающей человека. Учитель рассказывает, что хотя человек своим общественным трудом создает благоприятную искусственную среду для жизни, но ее создание привело к нарушению гармонии между обществом и природой. Человек стал во многом отрицательно воздействовать на природную среду. Развитие техники привело к загрязнению воздуха и вод вредными веществами, к уничтожению растений и животных, к скученности населения и шуму в больших городах. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей и требует принятия мер по охране природной среды. Поэтому в нашей стране в последние годы принято несколько законов, способствующих снижению отрицательных воздействий человека на природную среду, ведется большая работа по ее охране. Посильный вклад в эту работу должны вносить и школьники.
      В конце урока учитель делает следующий вывод: «Изучение настоящего предмета поможет вам укреплять свое здоровье, активно участвовать в мероприятиях по сохранению здоровья общества и охране природы».
      Задание на дом: по учебнику — «Введение» и из § 1 раздел «Сходство человека с животными».
     
      Урок на тему «Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья»
     
      Задачи урока: дать знания о содержании, задачах гигиены и значении ее в сохранении и укреплении здоровья людей; раскрыть понятие здоровья; познакомить учащихся с основными факторами, укрепляющими и ослабляющими здоровье людей.
      Демонстрационное оборудование: настенные таблицы.
     
      Проведение урока. Основательную проверку знаний в начале урока можно не проводить, а включить ее элементы в закрепление материала данного урока. Учитель просит учащихся ответить на вопрос: что изучают в учебном предмете анатомии, физиологии и гигиены человека? Учитель корректирует и дополняет ответы учащихся и ставит перед ними познавательную задачу данного урока: выяснить значение гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека.
      На первом этапе урока учитель сообщает краткие сведения об истории развития гигиены, которая сначала сводилась к набору практических и полезных рекомендаций, основанных на жизненном опыте людей. По мере развития анатомии, физиологии, химии, физики, медицины накапливались знания, давщие возможность гигиене превратиться в науку. Потребность общества. в физически и нравственно здоровых работоспособных людях содействовала формированию гигиены. Теперь гигиена — самостоятельная наука. Учитель называет фамилии выдающихся отечественных гигиенистов (рис. 1, 2, 3) и рассказывает об их деятельности. «Каковы же задачи гигиены? — ставит вопрос учитель. — Какие правила гигиены вы знаете?»
      После нескольких неточных и неполных ответов учащихся, учитель, с целью выявить их неподготовленность, предлагает вопросы, на которые учащиеся не смогут ответить. Например: как надо пить воду? Почему вредно обедать без супа? Каково значение утренней зарядки?
      «Правильные ответы на все эти вопросы вы получите после изучения в настоящем курсе личной гигиены, но вам надо представлять задачи не только личной, но и общественной гигиены»,— говорит учитель и знакомит учащихся со значением и функциями гигиенических учреждений (эпидемиологических станций, санитарно-гигиенических лабораторий, научно-исследовательских институтов и санитарным надзором в магазинах, учебных заведениях, учреждениях, на заводах, в театрах, кино, на транспорте). Государство заботится о правильной организации режима труда, питания, отдыха населения.
      Учитель предлагает учащимся определить задачи гигиены. Выслушав и дополнив ответы нескольких учащихся, учитель говорит: «Задачи гигиены — создание наиболее благоприятных условий для нормального развития организма, для полного расцвета физических и духовных сил человека, для обеспечения условий высокопроизводительного труда и здорового быта людей».
      В порядке закрепления и связи с материалом прошлого урока учитель предлагает ответить на вопросы: каковы главные отличия человека от животных? Как человек относится к природной среде? Какие задачи возникают в связи с необходимостью охраны природы?
      Вслед за выяснением задач гигиены учитель переходит ко второму этапу урока — рассматриванию факторов, укрепляющих и ослабляющих здоровье. Прежде всего учитель раскрывает понятие здоровья, используя определение, данное в пособии по гигиене: «Здоровье — это совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда, создания крепкой семьи, рождения и воспитания детей». Учитель дополняет характеристику здоровья с точки зрения биологии, согласно которой у здорового человека нормально функционируют все системы органов, организм правильно реагирует на все изменения во внешней среде. У больного человека нарушается нормальная деятельность систем органов и их взаимодействие с внешней средой.
      Что же укрепляет и что ослабляет здоровье? Учитель рассказывает о первостепенном значении для укрепления здоровья двигательной активности, часто уменьшенной у людей от развития научно-технического прогресса, способствующего зической нагрузке мии). Гиподинамия приводит к ослаблению мышечной системы, сердца, органов дыхания, накоплению избыточной массы тела. При гиподинамии снижается устойчивость организма к болезням, падает его работоспособность.
      «Как преодолевать подвижность?» — задает учитель. Учащиеся указывают на спорт, бег, физический труд. Дополнив и уточнив ответы учащихся, учитель рассказывает далее, что друзьями здоровья являются строгий режим дня, чистый воздух, вода и солнце. Учитель дает понятие режима дня и подчеркивает, что пребывание в природе благотворно действует на нервную систему, снимает утомление, улучшает настроение. Учитель объясняет, что называют стрессом, от чего он развивается. Он указывает, что для его преодоления важно соблюдать правила гигиены нервной системы, соблюдать режим дня, уметь себя сдерживать при неприятностях. Учитель далее развивает такую мысль: «Большим врагом здоровья является курение и употребление алкоголя, с чем вы подробно познакомитесь при изучении курса, а также неправильное питание, например переедание, злоупотребление острой пищей. Не менее важным условием сохранения здоровья является создание благоприятной атмосферы в учебных, производственных и других коллективах нашего-социалистического государства. Это должно находить выражение в мирном деловом настрое людей, в проявлении внимания и уважения друг к другу, в объективной оценке трудовых усилий каждого».
      На этапе закрепления учитель предлагает учащимся перечислить факторы, укрепляющие здоровье (высокая двигательная активность, четкий режим дня, общение с природой, разумное использование свежего воздуха, воды, солнца, чистый воздух в помещениях, правильное питание), а затем привести факторы, ослабляющие здоровье (гиподинамия, неупорядоченный режим, нерациональное питание, курение, употребление алкоголя).
      Учитель дополняет :-зеты учащихся и делает общее заключение по двум урокам: «Вам предстоит изучить основы анатомии, физиологии и гигиены, которые помогут вам приобрести научно обоснованные правила сохранения и укрепления личного здоровья и стать активными борцами за здоровье всех людей и охрану природы».
      Задание на дом: по пособию «Гигиена и здоровье» — §1 и 2.
     
      ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (3 урока)
     
      Тема имеет вводный характер. Задача темы — дать элементарные понятия микроскопической структуры организма и основного физиологического механизма нервной регуляции — рефлекса. Строение и функции клетки рассматривают на уровне знаний, получаемых при изучении ее под световым микроскопом. Следует иметь в виду возможность дальнейшего неболь-? того расширения объема знаний о клетке в теме «Обмен веществ» и подробное изучение клетки в курсе общей биологии. О тканях тоже дается пока общее понятие, которое может быть несколько уточнено и углублено в темах «Опорно-двигательная система» (мышечная ткань) и «Нервная система» (нервная ткань). Материал о клетке изучается на первом уроке, где актуализируются знания учащихся о растительной клетке, осуществляется сравнение животных и растительных клеток, подчеркивается мировоззренческое значение открытия клеточного строения, свойственного большинству организмов. Упрощенно следует раскрывать химический состав клетки и ее деление, поскольку у учащихся нет опорных знаний по органической химии, а митоз будет детально изучаться на уроках общей биологии.
      Второй урок посвящается изучению тканей, где необязательно детально знакомить школьников со всеми тканями, а целесообразно уделить больше внимания эпителиальной, мышечной и нервной ткани. Последнее необходимо для усвоения знаний о рефлексе и рефлекторной дуге, которые изучаются на третьем уроке темы.
      Учитывая ограниченность учебного времени, уроки целесообразно строить как уроки изучения нового материала с закреплением знаний по их ходу и не выделять много времени на их проверку. Большая часть материала темы будет еще повторяться в расширенном и уточненном виде в последующих темах.
     
      Урок на тему «Строение, жизненные свойства и размножение клетки»
     
      Задачи урока; дать первоначальное понятие строения и основных жизненных процессов животной клетки в сравнении с растительной клеткой, подвести учащихся к важному для формирования материалистического мировоззрения выводу о клеточном строении большинства организмов, говорящем об их родстве и общности происхождения.
      Демонстрационное оборудование: настенные таблицы, микроскоп на столе учителя, микропроектор (если имеется в кабинете ).
     
      Проведение урока. Материал вводных уроков логически не связан с темой настоящего урока и был достаточно на них закреплен.
      Урок начинается вопросом учителя: какие системы органов имеются у человека? Получив ответ, учитель рассказывает, что если сделать тонкий срез ткани любого органа человека или животного, то можно убедиться в его клеточном строении. Клетки разнообразны по форме, величине, функциям, но у них есть сходные черты. Они имеют цитоплазму, ядро и мембрану. Учитель показывает части клетки на таблице и отмечает, что с изобретением электронного микроскопа выяснилось сложнейшее строение клетки с разделением функций между ее органоидами. Знакомить учащихся с ними пока не надо, они должны знать только те части, которые видны под световым микроскопом.
      После этого учащиеся читают в § 3 учебника два раздела: «Вещества клетки» и «Основные жизненные свойства клетки» и по очереди просматривают препарат клеток слизистой оболочки ротовой полости.
      По окончании просмотра препарата проводится фронтальная беседа с привлечением внимания учащихся к таблице клеточного строения листа зеленого растения. Учитель спрашивает: что вы увидели на препарате слизистой оболочки ротовой полости? В чем сходство животной и растительной клеток? Какие выводы можно сделать на основе этого сходства? В чем различие строения животных клеток и клеток зеленого растения? Какие выводы следуют из этого о способе питания растений и животных?
      Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает, что сходство клеточного строения растений и животных указывает на общность их происхождения. Он подчеркивает, что открытие в XIX столетии трудами многих ученых клеточного строения организмов имело громадное значение для понимания живой природы, и приводит высказывание Ф. Энгельса: «Покров тайны, окутывавший процесс возникновения, роста и структуры организмов, был сорван».
      Далее учитель переходит к объяснению жизненных свойств животной клетки. Материал дается кратко, в объеме раздела «Основные жизненные свойства клетки» из § 3 учебника. Термин «биосинтез» на уроке раскрывать не следует, но о питании клетки сказать нужно. О химическом составе клетки учитель сообщает тоже самые краткие сведения: о белках как очень сложных, состоящих из тысяч атомов органических соединений, в состав которых входят углерод, водород, кислород, азот, часто сера и фосфор. Учитель напоминает об известных из ботаники свойствах углеводов (крахмала, сахара) и нерастворимости жиров. Учитель сообщает, что в клетках есть минеральные соли и сравнительно много воды — растворителя, в котором совершаются химические процессы.
      Заключительным по второму этапу урока является следующий вывод: в результате питания клетки, т. е. усвоения растворенных питательных веществ и превращения их в вещества цитоплазмы и ядра, и одновременно идущего распада и окисления клеточных веществ и выделения через мембрану продуктов распада, в клетке происходит обмен веществ с окружающей средой.
      На последнем этапе урока рассматривается размножение клеток. Не касаясь подробностей деления и показав по таблице его фазы, учитель обращает внимание только на главное в этом процессе — деление поровну всех частей клетки и точное распределение хромосом, которые являются носителями наследственных признаков. Учитель сообщает, что подробно процесс деления будет изучаться в курсе общей биологии, а сейчас достаточно знать, что такое хромосомы, запомнить, что у человека 46 хромосом, и понимать основной биологический смысл деления клеток.
      Закрепление усвоения материала последней части урока проводится во фронтальной беседе: каковы жизненные свойства клетки? Какое значение имело открытие клеточного строения организмов?
      Учитель делает обобщающий вывод: клетка является структурной и функциональной единицей организма человека. Живые организмы имеют клеточное строение, что свидетельствует об их родстве и общности происхождения.
      Задание на дом: по учебнику — § 2 без описания строения клетки под электронным микроскопом; § 3 до раздела «Ферменты».
     
      Урок на тему «Основные ткани организма человека» (первый вариант)
     
      Задачи урока: дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать на нескольких примерах взаимосвязь строения и функции, дать понятия строения и свойств мышечной и нервной ткани.
      Демонстрационное оборудование: настенные таблицы, на столе учителя три микроскопа с препаратами эпителиальной, соединительной и гладкой мышечной тканей.
     
      Проведение урока. Для установления связи с материалом предшествующего урока учитель предлагает ответить на вопрос: какое строение имеет животная клетка и в чем состоят ее жизненные свойства?
      После обсуждения ответов учитель указывает, что в организме человека клетки не существуют изолированно, по отдельности, а образуют группы. Учитель предлагает учащимся вспомнить определение ткани. Это определение учитель уточняет, затем он показывает по таблицам строение нескольких животных тканей. Учитель указывает примерное расположение в организме разных тканей, отмечает различия в их строении, связанные с функцией. Можно остановиться только на строении и функциях эпителиальной, хрящевой (пример соединительной ткани), гладкой мышечной тканей и показать их или через микропроектор, или путем просмотра препаратов под тремя микроскопами, поставленными на столе учителя. (Учитель предупреждает, что знакомство со строением поперечнополосатой мышечной ткани, из которой состоят мышцы, будет происходить позднее, при изучении темы «Опорно-двигательная система», а сейчас надо усвоить, что мышечной ткани свойственна возбудимость и сократимость. Учитель поясняет эти понятия.) Пока идет поочередный просмотр препаратов, остальные учащиеся по заданию учителя читают по учебнику разделы «Эпителиальные ткани» из § 4 и «Мышечные ткани» из § 5.
      При закреплении материала этого этапа урока учащиеся отвечают на следующие вопросы: каковы особенности строения эпителиальных тканей? Какое строение имеет гладкая мышечная ткань и каковы основные свойства мышечной ткани?
      Во второй части урока учитель рассказывает о строении и свойствах нервной ткани по такому плану: 1) показывает по таблице нервную систему человека (головной и спинной мозг человека и отходящие от них нервы); 2) изображает на доске нейроны, пока без указания на их деление на центростремительные и центробежные; 3) объясняет по рисункам в учебнике отношение между нейронами и нервами (нерв состоит из отростков тел нейронов); 4) сообщает, из чего состоит серое и белое вещество мозга (скопление тел нейронов — серое вещество, скопление отростков — белое); 5) описывает опыты, изображенные на рисунке в учебнике с раздражением мышцы электричеством; 6) делает вывод о свойствах мышечной (возбудимость и сократимость) и нервной (возбудимость и проводимость) тканей.
      После объяснения этого материала учитель проверяет его понимание вопросами: как установить свойства мышечной и нервной тканей? По какому свойству мышечной ткани можно судить о возбудимости и проводимости нервной ткани? Какие части имеет нейрон? Из чего состоит белое и серое вещество мозга?
      Учитель заканчивает урок следующим выводом: органы состоят из тканей, совместно выполняющих функции органов. В организме человека различают четыре основные группы тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные и нервные; тканям присуща взаимосвязь между их строением и функцией.
      Задание на дом: по учебнику — § 4 до раздела «Соединительные ткани», § 5 без описания строения поперечнополосатой мышечной ткани (первый абзац параграфа).
     
      Урок на тему «Основные ткани организма человека» (второй вариант)
     
      Урок строится на использовании кинофильма «Ткани животных и человека».
      Проведение урока. К теме урока учитель ставит познавательные вопросы: какие ткани составляют организм человека? Каковы их строение и функции?
      В начале урока учащиеся рассказывают о строении и функциях животной клетки, после чего учитель объясняет, что в организме человека клетки существуют не по отдельности, а входят в состав тканей. Учитель привлекает внимание учащихся к таблицам растительных тканей и просит школьников определить, что такое ткань. Учитель уточняет ответы учащихся и дает определение ткани по учебнику. Он указывает на существование в организме четырех групп животных тканей.
      Для представления о топографии тканей в органах учитель демонстрирует без специального задания первый фрагмент кинофильма «Ткани животных и человека». Перед демонстрацией второго и третьего фрагментов фильма учитель дает задание в виде вопросов: каково строение эпителиальной ткани, которая показана в фильме? Чем различаются по строению соединительные и эпителиальные ткани? Какие функции выполняют эпителиальные и соединительные ткани?
      Учитель заслушивает ответы учащихся и уточняет их. Перед демонстрацией четвертого фрагмента фильма о мышечной и нервной тканях учителю целесообразно самому рассказать об их строении и свойствах по плану, указанному в первом варианте данного урока (с. 20), а демонстрацию фрагмента кинофильма использовать как закрепление этого сложного материала.
      Проверку усвоения содержания урока можно провести по следующим вопросам: что такое ткань? Какие ткани находятся в организме человека? Каковы свойства мышечных и нервных тканей? Как выясняются в опытах свойства мышечной и нервной тканей?
      Учитель заканчивает урок выводом: органы человеческого организма состоят из тканей четырех типов (эпителиальных, соединительных, мышечных и нервных). Ткани характеризуются определенным строением и функциями.
     
      Урок на тему «Рефлекс. Рефлекторная дуга»
     
      Задачи урока: повторить и обобщить изученный материал о тканях; углубить понятие рефлекса, известное из зоологии; сформировать первоначальное понятие рефлекторной дуги безусловного рефлекса.
      Демонстрационное оборудование: настенные таблицы.
     
      Проведение урока. Проверку знаний лучше проводить, не требуя полного пересказа статей учебника, потому что там есть внепрограммный материал, который не объяснялся на предыдущих уроках, а по вопросам, нацеливающим учащихся на раскрытие самых существенных знаний. Такими вопросами могут, быть следующие: какое строение имеет животная клетка и каковы ее жизненные функции? Что самое главное в процессе деления клетки? Какое антирелигиозное значение имело открытие клеточного строения организмов? Какие ткани различают в организме? Каковы свойства мышечной и нервной тканей?
      После ответа на последний вопрос учитель начинает объяснять материал урока, указывая, что его задачей будет выяснение важной функции нервной системы — регуляции деятельности органов и связи организма с внешней средой при помощи рефлексов.
      «Вспомните, — говорит учитель, — какое значение имеет нервная система для млекопитающих животных?» Учащиеся обычно отмечают связь организма через нервную систему с внешней средой. Учитель раскрывает также значение нервной системы в согласовании деятельности органов.
      Затем учитель просит учащихся вспомнить, что такое рефлекс. Они дают не совсем точное определение, но приводят из курса зоологии примеры безусловных и условных рефлексов.
      Учитель вызывает учащегося к таблице и просит по ней рассказать о строении нейрона, нерва, серого и белого вещества.
      Далее учитель демонстрирует мигательный или зрачковый рефлекс на ком-либо из учащихся. Учитель касается понятий рецептора, центростремительного и центробежного нейрона, после этого анализирует рефлекторную дугу данного рефлекса. Он объясняет, где находятся рецепторы, раздражение которых вызывает зрачковый или мигательный рефлекс, куда идет возбуждение по центростремительному нейрону (в головной мозг) и куда приходит возбуждение по центробежному нейрону (при зрачковом рефлексе — к мышцам, расширяющим и суживающим зрачок глаза в радужной оболочке; при мигательном — к мышцам, вызывающим опускание век с ресницами).
      Учитель предлагает зачитать по учебнику определение рефлекса и рефлекторной дуги, а затем рисует цветными мелками на доске трехнейронную рефлекторную дугу (рис. 4) и просит учащихся объяснить ее.
      Учитель подчеркивает, что рефлекторные дуги в организме человека очень сложны и, как правило, включают много нейронов, находящихся в головном мозге.
      Учитель приводит примеры нескольких безусловных рефлексов у человека (ускорение дыхания и сердцебиения
      при физической работе, выделение желудочного сока при жевании пищи, выделение пота при высокой температуре воздуха) и подводит учащихся к главному выводу из урока: при помощи рефлексов меняется деятельность органов сообразно потребностям всего организма. Человек при помощи рефлексов правильно реагирует на воздействия внешней среды.
      Задание на дом: по учебнику — § 6.

      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.