На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Когда это бывает? Наблюдения природы: весна и лето. — 1932 г

Е. Я. Фортунатова и Л. К. Шлегер

Когда это бывает?

Наблюдения природы: весна и лето

*** 1932 ***


PDF

как есть


PDF

чёрно-бел

 


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

      Я сегодня со двора
      прибежала рано:
      наша сделалась гора
      очень, очень странной.
     
      Ну, а снежный человек
      похудел и плачет.
      Стал каким-то странным снег.
      Что всё это значит?
     
      Солнце выше, синь ясна, каплет с крыш, ЭТО...
     
      Хотели ребята ввести снеговую воду в ручейки.
      Сначала копали хорошо, а потом пошла у них потеха. Снегом мокрым так и шлёпают. Как запустят с лопаты вверх, так капли и переливаются на солнце, как радуга. Красиво!
     
      ЗАГАДКИ
     
      1. Лежал, лежал
      да в реку и побежал.
     
      2. Летит — молчит.
      Лежит — молчит, а как умрёт, так и запоёт.
     
      Возьми фанерную дощечку, прибей к ней ручку. С другой стороны подложи перед тем, как прибивать, планочку, чтобы ручка крепче держалась.
      Вот и лопата готова снег разгребать.
     
      В марте день на день не приходится: шли ребята из школы — совсем тепло, а утром — опять зима.
      Стали ребята записывать погоду.
     
      МАРТ
      10. Шёл снег мокрый и дождь. Пасмурная погода, не весенняя, а всё равно как тёмный осенний день.
      13. На небе тучи. Потом солнышко. Петухи весело поют. — Весна!
      15. Небольшой мороз. Небо серое. А по деревьям синицы летают целыми стайками. Прилетели к людям ближе корм себе добывать.
     
      КАЛЕНДАРЬ ПОГОДЫ
      Число Ясно. Пасмурно. Ветер. Температура.
      Значки для обозначения погоды сами придумайте.
      Поставь в бутылки с водой веточки и отмечай когда:
      Тополь. Верба. Сирень.
      Набухли почки
      Вышли листочки
      Пустили корни
      Расцвели цветы
      Посадил в землю
     
      ВЕСНА НА ОКНЕ
      За окном непогода, холодно, все кусты и деревья голые, а у нас в бутылках с водой — целый сад, как весной.
      Глядятся в окошки ольхи золотые серёжки, листочки сирени и липы и тополя листики липкие, а на ветке вишнёвой из почек лепестки развернули цветочки.
     
      ЛУКОВКА
      Нашли ребята луковку, стали рассматривать. Сколько сухих одёжек на ней, не перечтёшь. Должно быть одна шелуха осталась. Нет, — внутри луковка, хоть маленькая, да белая, сочная.
      Посадили ребята луновку в землю, поливали. Пришло время, из луковки выросли зелёные пёрышки.
      Едва весной повеяло, весна игру затеяла, — расплакались дома.
      Но слёзы не печальные, — висит, блестит хрустальная сосулек бахрома.
     
      ЧТО ЭТО?
      Как у нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдёт — Гвоздь упадёт.
     
      Положи в мокрую тряпку горох, овёс, бобы. Не давай высыхать.
      Отмечай, когда: Горох. Бобы. Овёс. Рожь.
      Положил
      Набухли
      Лопнули
      Дали росток
      Посадил в землю
     
      КАК БЕЗ ЗЕМЛИ ВЫРАСТИТЬ ЛУК
      Из картона вырежь кружок, а в нём круглую дырну, такую, чтобы луковица не проваливалась.
      В банку налей воды и накрой её кружком. На дырку в кружке положи луковицу так, чтобы донце её касалось воды.
      Наблюдай, что будет.
      Прибавляй воды, когда её станет мало.
      Сделай ящик, чтобы посадить семена.
      Делай так: отпили две дощечки по 60 сантиметров длиной и две дощечки по 16 сантиметров. Шириной все дощечки по 8 сантиметров.
      Для дна возьми доску в 16 сантиметров ширины и 62 сантиметра длины.
      Сколоти из досок ящик. На дно у концов ящика набей по брусочку вместо ножек.
     
      Молотками били, били, —
      сами ящик сколотили!
      Землю всыпали потом,
      всю просеяв решетом.
     
      Провели бороздки редко
      и засеяли их репкой.
      Провели бороздки близко
      и посеяли редиску.
     
      ВОРОБЕЙ
      Воробей с берёзы
      на дорогу — прыг!
      Больше нет мороза...
      Чик-чирик!
     
      Вот журчит в канавке
      ручеёк,
      и не мёрзнут лапки...
      Скок, скок, скок!
     
      Высохнут овражки...
      Прыг, прыг, прыг!
      Чик-чирик!
     
      Запиши в своей тетради, какие птицы прилетают к нам, а какие зимуют у нас.
      Почему одни птицы улетают, а другие остаются?
     
      ЖДУТ ГОСТЕЙ
      Собрались ребята дом скворцу мастерить. Сбили, сколотили всё, как надо. Крышу, леток и палочку под летком сделали. На берёзу повесили. Ждут, когда прилетят издалека гости весенние.
      Станет скворец жить в скворечнике, за свою квартиру песни петь, сад и огород сторожить.
      Разведутся гусеницы, слизни, жуки, станут портить овощи и плоды, а скворец со своей семьёй начнёт их обирать.
      Как же нам ему дом не смастерить!
     
      ЗАГАДКА
      На шесте — дворец, во дворце — певец.
     
      Из таких дощечек сколоти скворечник.
     
      Вон на ёлке
      дятел сидит,
      в дереве щёлки
      важно долбит.
      Видно — на ужин
      жук ему нужен
      с усами.
     
      ЗАГАДКА.
      Чёрный, проворный
      Кричит «крак»,
      червям враг.
     
      Ходит грач по полю, ищет себе корм. Что он ест?
      Стучит дятел по стволу дерева крепким клювом. Что он ест?
      Летает ласточка высоко в небе. Что она ест?
      Роется ворона в куче мусора. Что она ест?
     
      В школе шумно, как в улье. Ребят собралось много. И малыши тут.
      С скворечниками, лестницами, верёвками, молотками выходят ребята на улицу. В руках плакат несут:
      «Охраняй птиц, — они наши друзья».
      Выбрали деревья. Прикрепили домики, чтобы не шатались. Прикрепили на южную сторону, да так, чтобы в леток дождь не попадал.
      Шумят ребята. А звонкий голосок самого маленького, Вани, громче всех:
      — А я ещё лозунг придумал: «Птицы — наши друзья, а я самим первый друг».
     
      СТЕКЛЯННЫЕ ЛЯГУШКИ
      Скололи лёд на пруду и раскопали ил. В иле лежали лягушки. Они забрались сюда на зиму.
      Лягушки были точно стеклянные. Тело у них было хрупкое. Ножки ломались, и при этом раздавался лёгкий треск.
      Ребята увидали лягушек и унесли домой.
      Отогрелись лягушата в тёплой комнате, ожили и стали прыгать по полу.
      Когда солнце весной растопит лёд и согреет тину, лягушки в иле на дне пруда тоже проснутся живыми и здоровыми.
     
      Шли мы в школу. Смотрим, — под берёзой грач. Да смёрз весь!
      И то, — сидит грач в снегу, нахохлился. Я шапкой кинул в него.
      Заворочался грач под шапкой, — и шапка поскакала в сторону. Мы нагнали её, забрали грача и принесли в школу. Ребята смеются.
      — Больно рано ты, брат, прилетел. Ну да ничего, выходим.
     
      Сосчитай грачиные гнёзда. В каждом гнезде по 4 яйца. Сколько всего вырастет грачей?
     
      ОТМЕЧАЙ, КОГДА ГРАЧИ
      Прилетели
      Начали чинить гнёзда
      Положили яйца
      Вышли птенцы
      Птенцы вылетели.
     
      ГОЛОВАСТИКИ
      Весенней порой,
      полна вода икрой —
      не рыбьей,
      не рачьей — лягушечьей.
     
      из каждой икринки
      вылезет головастик.
      Головастик прост:
      голова да хвост,
     
      А начнёт расти, —
      Полежит икра в тинке, —
      и хвост прости.
     
      Сходи на болото или пруд. Проведи сачком или ведёрком у беpeгa по дну. Перелей воду в банку. Когда вода отстоится, посмотри что тебе попалось? Следи, как будет жить в банке вся эта мелочь?
     
      ВЫВЕДЕМ ЛЯГУШЕК
      В пруду на болоте или в канаве собери в баночку лягушечьей икры, выкопай или вылови водяных растений.
      Насыпь в большую банку на дно чистого речного песку. В песок посади растения. Налей осторожно воды.
      Когда вода отстоится, переложи в банку икру.
      Не ставь банку на солнечный припёк. Наблюдай, что будет.
      Вырастут лягушата, пусти их на болото. Пусть комаров да мух ловят.
     
      ОТМЕЧАЙ КОГДА:
      Положил икру
      Вышли головастики
      Выросли задние ноги
      Выросли передние ноги
      Пропал хвост
     
      Лёд сошёл. Сквозь воду чистую видны камень и песок. Воротились голосистые птички с песнями в лесок.
     
      Зиме конец!
      Летит скворец
      и громко распевает.
      Идёт весна,
      красна, ясна.
      Смотрите, как всё тает!
     
      Холодно ранним утром. Ещё ярко блеотит посинелый снежок.
      Вькшел на улицу Гриша, да как закричит:
      — Ребята, ребята. Гляньте-ка, скворец прилетел.
      Выскочили ребята, глядят и правда, скворец прилетел.
     
      ПРИЛЕТЕЛИ
      Мы сегодня услыхали
      сверху крик: курлы, курлы.
      К небу головы подняли, —
      треугольник — журавли.
     
      А за ними уток стая
      длинной цепью пролетает.
      Воротились... Прилетели...
      Нынче рано как, — в апреле.
     
      В дремучем, зелёном лесу
      кукушка кукует «ку-ку».
      Идёт по дороге прохожий,
      идёт по камнем и песку
      и слышит ив леса «куку.»
     
      Воробушек скок,
      схватил волосок,
      тут шерсти пучок,
      там ваты клочок.
     
      Вот птичник. Под дверью
      куриные перья,
      соломка в сарае, —
      он всё собирает.
     
      ЗАГАДКА
      Без рук, без топорёнка построена избёнка.
     
      НАБЛЮДАЙ:
      Какие птицы живут вблизи нас? Что они едят?
      Где они устраивают гнёзда?
      Из чего их строят?
     
      Видишь, ласточка комочек
      в клюве принесла.
      Это маленький кусочек
      глины для гнезда.
     
      Если найдёшь гнездо птицы, приходи к нему через несколько дней и наблюдай. Только сиди тихо-тихо, чтобы не испугать птичек.
      Ласточка лепит гнездо из сырой земли или глины. Она смачивает глину своей слюной.
      Когда ласточка слепит гнездо, она устилает его соломой и пухом.
      Ласточка не лепит каждый год нового гнезда, а прилетает в старое и поправляет его.
     
      Вот клюв и ноги разных птиц. Какие это птицы?
      По клюву и ногам можно догадаться, что птица ест, как она себе пищу добывает.
      Расскажи что знаешь про этих птиц. Нарисуй их.
     
      КТО ЭТО?
      Всех перелётных птиц черней,
      чистит пашню от червей.
      Взад, вперёд по пашне вскачь,
      А зовётся птица...
     
      Снесла бабочка яички,
      положила под листок.
      Прошли осень и зима,
      пришла красная весна,
      вылупилась из яичка
      гусеница-невеличка,
      мохнатенькая,
      полосатенькая.
     
      Что было дальше, узнай сам.
      Насыпь на дно стеклянной банки сухой земли. Положи гусеницу в банку.
      Заметь, с какого листка ты взял гусеницу. Такими листьями корми её. Каждый день меняй корм.
      Завяжи банку бумажкой. В бумаге проткни дырки, чтобы в банку проходил воздух.
      Записывай свои наблюдения над гусеницей.
     
      КТО ЭТО?
      Растёт червяком,
      питается листком,
      себя обмотает,
      потом засыпает,
      не ест, не глядит,
      недвижно висит.
     
      Комар-комарище
      сидит на дубище,
      ноги тоненькие,
      тоньше соломинки,
      нос иглой,
      а живот пустой.
     
      А под сучёчком
      зелёным комочком
      чиж сидел,
      на кровопийцу смотрел,
      кинулся, — да вмиг —
      ам! — и съел.
     
      КОМАРЫ
      Бывают комары не опасные. 0ни только кусают и надоедают нам, но особенного вреда не делают.
      Но есть и другие комары — опасные. От их укуса бывает болезнь — болотная лихорадка или малярия.
      Кладут комары свои яички в стоячей воде. Из яичек выходят личинки, из личинок делаются куколки, а из куколок выходят комары.
      У личинок и у куколок есть трубочки. Эти трубочки они высовывают из воды и через них дышат воздухом. Без этого они жить не могут.
      Люди наливают на воду керосин. Керосин расплывается но воде тонким слоем и не даёт личинкам и куколкам выставлять свои трубочки на воздух. Им нечем дышать, и они погибают.
      Налей в банку воды с личинками комаров.
      Затяни банку сверху кисеёй. Следи, как будут выводиться комары.
     
      ПОДСНЕЖНИК
      Весной, когда растает снег, найди синий цветочек — подснежник.
      Осторожно выкопай его с корешком и рассмотри. Увидишь маленькую луковку.
      Выкопай с корнем и ландыш. Луковички подснежника и ландыша можно посадить в саду, и на будущую весну у вас будут цвести подснежник и ландыш.
     
      Одуванчики жёлтые в огороде растут.
      Ребята за полкою там и тут.
      Рядом с морковкою лес лебеды.
      Рвут ручонки ловкие лебеду с гряды.
     
     
     
      Есть в лесу такой лужок,
      встали кустики в кружок.
      Там, где папоротник растёт,
      скоро ландыш расцветёт.
     
      ЧТО ЭТО?
      Белые горошки на зелёной ножке.
      Когда и где цветут эти цветы?
      Выкопай разные цветы и рассмотри какие у них корни.
     
      ОДУВАНКА
      Там у речки, где лесок,
      а за лесом и полянка,
      вырос жёлтенький цветок
      по прозванью одуванка.
     
      Был он ярок, золотист,
      словно маленькое солнце,
      кверху поднял длинный лист,
      как резное веретёнце.
     
      Растёт стебелёк,
      лёгким шариком пушок
      Пф! Пф! Во весь дух
      полетит с него пух.
     
      Там, куда упал султанчик,
      будет новый одуванчик.
     
      Проследите, как летит пушинка одуванчика. Она похожа на парашют. А парашют вы сами можете сделать.
      Вырежьте из папиросной бумаги квадрат, сложите его с угла на угол.
      Сложите ещё раз, потом ещё раз и обрежьте так, как на рисунке. Выйдет круг с фестонами.
      В середине каждого фестона сделайте дырочку. Продёрните в дырочки нитки одинаковой длины.
      Соберите вместе свободные концы ниток, свяжите их в пучок и приколите булавкой к маленькой пробке.
      Пустите парашют с высоты. Он раскроется и плавно опуститоя вниз.
      На больших парашютах люди опускаются с аэропланов.
     
      КОРЗИНКА ДЛЯ ЯГОД
      Нарежь тонких прутиков ивы. Положи несколько прутиков в ряд и переплети их другими, как на рисунке. Это будет дно корзинки.
      Оставшиеся концы веточек загни вверх. Начинай переплетать эти концы новыми прутиками тан чтобы один круг прилегал плотна к другому.
      Последний ряд закрепи верёвочкой.
      Из двух прутиков свей ручку и прикрепи к корзинке.
     
      ЧТО ЭТО?
      1.
      На неё не надо и лазить,
      руку протянешь — и сразу
      чуть не полные горсти.
      Пришли мы, нак в гости,
      забрав корзины,
      собирать …
      2.
      Низок да колюч,
      Сладок да пахуч,
      Ягоду сорвёшь, —
      руку обдерёшь.
      А всему виновник
      колючий …
      3.
      Стоит у плотины,
      на коре морщины,
      ветки густые,
      листья вырезные.
      Эх, хорош на сруб красавец наш …
      4.
      У прудочка, у пруда
      ключевая, знать, вода.
      Как потрескался весенний ледок,
      закудрявился зелёный наш прудок.
      Распушилася на диво
      и глядится в воду …
      5.
      Всех раньше цветов,
      всех раньше кустов,
      сама без рубашки, —
      и на ветках — барашки.
      И зима ещё ждёт
      ущерба,
      а уже зацветает …
      6.
      Душистые почки,
      клейкие листочки,
      белая кора —
      догадаться пора.
      Сладкие слёзы у нашей …
     
      ДРУЗЬЯ ЛЕСА
      — Ребята, кто из вас друг леса?
      — Какие такие друзья леса?
      — Кто не знает, слушай.
      Друг леса тот, кто не портит его, бережёт.
      Оглянитесь кругом: столы, стулья, пол, потолок — всё деревянное. Без леса и каменного дома не построишь. Без леса зимой не проживёшь, — надо печи топить, чтобы было тепло, еду варить. Дровами нередко и фабрики и пар возы топят, чтобы машины работали.
      А какой воздух в лесу! Как там легко дышать! Лес делает воздух чистым и здоровым.
      Сколько в лесу зверей и птиц!
      А грибы, а ягоды, а орехи!
      Будьте же друзьями леса, берегите его.
     
     
      Раз в бору мальчишки
      собирали шишки, —
      шишки еловые, сосновые,
      посуше.
     
      А лес-то глуше, глуше,
      А от сосен-то звон
      со всех сторон:
      Дон-дон!
     
     
      Тот, кто птиц в гнезде тревожит,
      другом леса быть не может.
      Станешь ветки ты ломать,
      другом леса не бывать!
     
      Снег согнало со двора,
      Здравствуй, в чижики игра.
      Только слышно: «стук» да «ж-жжи»
      свищут в воздухе чижи.
     
     
      Палочка-выручалочка
      вечерняя игра.
      Небо тучи свесило,
      Постучи-ка весело
      посреди двора.
     
      Круглое, мягкое, от земли отскакивает. Что это?
     
      Мяч можно сделать из мятой бумаги.
      Хорошенько сомни газетную бумагу, чтобы стала совсем мягкая, и сделай из неё шар.
      Обмокни шар в жидкий столярный клей. Дай высохнуть. Обшей шар тряпкой, — и будет мяч.
      Как обшить мяч, сообрази по рисунку.
      Набить мяч можно также ватой, мелко нарезанными тряпочками опилками, — чем сумеешь.
     
      Прошёл дождь. Земля стала мокрая. Потекли ручейки. Стали ребята шлёпать по лужам босыми ногами.
      Выглянуло солнышко, — и земля, и трава, и деревья — всё сохнет.
     
      ЧТО ЭТО?
      Рассыпался горок
      на тысячу дорог,
      никто его не соберёт.
      Солнце взойдёт, всё соберёт.
     
      И луж уже нет, и ручейков нет. Куда же девалась вода?
      В землю просочилась, в канавы, в речки отекла. А с листьев? А с крыш? А почему сырая земля стала сухой?
      Чтобы узнать, сделай опыт.
     
      ОПЫТЫ
      Кипит чайник, поднимается вверх пар.
      Подержи над паром холодное блюдечко и посмотри, что будет?
      Откуда на блюдечке капельки?
     
      Лежит мокрая тряпка. Накрой её стаканом и смотри, что будет?
      Почему стакан стал мутный? Откуда взялись на нём капельки?
     
      Значит и холодная вода испаряется, уходит паром в воздух.
     
      ЧТО ЭТО?
      Крупно, дробно зачастило
      и всю землю напоило.
     
      Мастерили, как могли,
      ребятишки корабли
      из бумаги, из картона.
      Вот плывут они и тонут.
     
      А ты сделай так лодочку, чтобы не потонула.
     
      1. Возьми дощечку. Один конец дощечки обрежь уголком. Просверли в середине дырочку. В дырочку вбей палочку. Прикрепи к палочке флажок или парус.
      2. Можно взять кусок еловой коры, — она толстая и мягкая. Ножом вырежь из неё лодочку. Выдолби лодочку внутри. Просверли в средине дырочку и вставь вместо мачты палочку. Прикрепи к палочке парус.
     
      КАПЕЛЬКА
      С быстрой речкой ты бежала
      и подружек обгоняла.
      С ними в море ты влилась,
      и волною разлилась.
     
      Море солнышко пригрело, —
      Ты на небо поднялась,
      тёмной тучкой полетела
      быстрым ветром пронеслась.
     
      Тучу холод вдруг обдал,
      и на землю дождь упал.
      С тем дождём и ты упала
      и о камень застучала.
     
      КАК СДЕЛАТЬ МЕЛЬНИЦУ
      Возьми катушку из-под ниток. Ножом сделай в ней четыре надреза.
      Из щепочек сделай 4 лопаточки и вставь в каждый разрез.
      Продень в катушку гладкую палочку, чтобы катушка могла на ней вертеться.
      Эту палочку с катушкой вставь в две подставки.
      Подставку с катушкой поставь в ручей так, чтобы вода лилась на колесо сверху и колесо вертелось.
     
      Кто из вас ветер видал?
      Ни я, ни вы!
      Но мы знаем, где он,
      по шуму листвы.
      Не видеть ветра
      ни мне, ни вам.
      Но, где гнутся деревья,
      мы знаем: он там.
     
      Было жарко и душно. Налетел ветер и стало прохладно и легко дышать.
      Стояла засуха, ветер принёс тучи.
      Стояло ненастье, дождь лил, — ветер разогнал облака.
      Ветер вертит крылья мельниц.
      Ветер подгоняет и парусную лодку и корабль.
      Ветер разносит семена растений.
      А какая беда бывает от ветра? Можете ли вы сами сделать ветер?
     
      КАК СДЕЛАТЬ ВЕРТУШКУ
      Возьми квадратный кусочек бумаги. Сложи его попопам с угла на угол, треугольником.
      Разверни бумажку их сложи её ещё раз пополам, но уже другие два угла.
      Разверни. Получился квадрат, разделённый на четыре треугольника.
      По сгибам надрежь, но не до средины квадрата, а как показано на рисунке.
      Возьми булавку и приколи к ней через один по одному концу каждого треугольника, выйдет вертушка как на рисунке.
     
      ЧТО ЭТО?
      1.
      Без рук, без ног
      а ворота отворяет.
      2.
      Как на самый на вершок
      да сел петушок.
      Он не скачет, не кричит,
      он вертИтся да скрипит.
      Куда ветер тянет,
      туда петух глянет.
     
      Нарисуй на тонкой дощечке петушка, вырежь его пилкой и прикрепи на открытом месте так, чтобы он мог вертеться от ветра во все стороны.
      Записывай, куда дует ветер.
     
      ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ
      — Иди, Миша, вари клей, собери дранки.
      Нашли дранки и клей, и наутро стал змей. Дети пошли в поле. Но не было ветра.
      — Ну, беги, Миша, да скорей. Пускай скорей!
      Но змей не шёл. Дети стали под змей дуть.
      — Дуй, Миша, дуй!
      Но змей и тут не пошёл.
     
      КАК СДЕЛАТЬ ЗМЕЙ
      Возьми лист прочной бумаги. Из угла в угол, крест-накрест, наклей две дранки. К одному из узких концов листа приклей ещё одну ранку.
      Крепко свяжи нитками дранки друг с другом.
      К узкой стороне змейка, где нет дранки, прикрепи к углам из мочалы хвост.
      С другой стороны привяжи к углам по тоненькой верёвочке или крепкую нитку. Прикрепи их к середине змейка, как на рисунке. Выйдет треугольник из ниток. К этому треугольнику привяжи длинную, крепкую нитку. На ней ты будешь пускать, змеек.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.