СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. Что надо знать учителю (методическая консультация) 6 Сколько уроков внеклассного чтения на первом году обучения и когда они проводятся? Чем занятия внеклассным чтением отличаются от уроков? Каковы задачи подготовительного этапа Как организуется процесс обучения на занятии внеклассным чтением? В чем особенность занятий внеклассным чтением в первом полугодии? 7 Чем вызвана необходимость такой структуры занятий в первом полугодии? Можно ли менять структуру занятия внеклассным чтением, в частности переставлятьего компоненты? 9 Любые ли детские книги можно читать и рассматривать с учащимися в первом полугодии? 10 О чем следует помнить, когда знакомишь детей с книгой? Существуют ли правила рассматривания книги, каковы они? 11 По каким показателям и признакам учитель может судить об эффективности занятий внеклассным чтением? Что нового вносит второе полугодие в формирование у первоклассников читательской самостоятельности? 12 Сколько времени на уроке внеклассного чтения занимает чтение учащимися книг вслухи про себя? 14 Можно ли требовать, чтобы первоклассники самостоятельно читали книги дома? Каковы требования к учебному материалу на начальном этапе обучения? Что такое «коллективки» и как их комплектовать? 16 По каким показателям можно судить об эффективности работы во втором полугодии? 17 Что такое уголок внеклассного чтения и как его организовать? 19 Какое место должна занять книга в жизни детей, окончивших 1 класс, во время летних каникул? 20 Какие записи должен делать учитель в классном журнале 21 Что и как оценивается при формировании у учащихся читательской самостоятельности в 1 классе? 22 Примерное планирование учебно-воспитательной работы 24 Часть II. Методический практикум 32 Рабочие материалы к урокам внеклассного чтения 36 Подготовительный этап I четверть Занятие 1. Стихи о детях («Мы теперь не просто дети, мы теперь — ученики») 36 Занятие 2. Сказки-приключения («Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна!») 40 Занятие 3. Загадки о животных, явлениях природы или предметах, которые ребенку хорошо известны («Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни»)43 Занятие 4. Сказки или рассказы о детях («Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить») 49 Занятие 5. Стихи о природе («Унылая пора! очей очарованье!») 53 Занятие 6. Сказки о животных («Дружба заботой да подмогой крепка») 57 Занятие 7. Сказка-игра о хвастовстве («Худому делу — худой конец») 60 Занятие 8. Рассказы о В. И. Ленине («Октябрята — внучата Занятие 9. Сказки о Родине, о подвигах («О тяжелых боях и трудных походах») 67 II четверть Занятие 10. Рассказы о В. И. Ленине («С детства старайся быть упорным и скромным») 72 Занятие 11. Сказки-приключения («Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце») 76 Занятие 12. Стихи о Родине, о детях («Ученье и труд рядом живут!») 80 Занятие 13. Рассказы о животных («Знания — наблюдениям сродни») 83 Занятие 14. Рассказы о детях («Мало хотеть, надо уметь!») 86 Занятие 15. Забавные стихи («Не любо — не смейся, а другим не мешай») 91 Занятие 16. Волшебные сказки («Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит») Начальный этап III четверть Урок 1. Чтение художественных произведений о людях и животных («Тебе смешно, а мне до сердца дошло») 98 Урок 2. Чтение стихов и рассказов о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано («Умел ошибиться — умей и поправиться!») 102 Урок 3. Чтение сказок о дружбе настоящей и мнимой («В глаза любит, а за глаза губит») Урок 4. Чтение художественных произведений о героизме и трусости («Слава греет — позоржжет») 108 Урок 5. Чтение рассказов о хороших людях («Жизнь дана на добрые дела») 114 Урок 6. Чтение художественных произведений о ребятах-сверстниках («Не красна жизнь днями,а красна делами») 116 Урок 7. Чтение рассказов о Советской Армии («Родину-мать учись защищать») 119 Урок 8. Чтение художественных произведений о матерях и детях («Нет лучше дружка, чем родимая матушка») 122 Урок 9. Чтение художественных произведений на тему о том, что о дереве судят по плодам, а о человеке — по делам («По крыльям — полет, по делам — почет») 125 Урок 10. Чтение сказок на тему о том, «что», «где», «как» и «почему» («Там где раз пророс вопрос, зреет крепкий разум») 128 Урок 11. Чтение рассказов и сказок о больших и маленьких («Знай и люби родную природу!») 131 IV четверть Урок 12. Чтение стихов и сказок об оживающей весенней природе («Весна, весна на улице, весенние деньки!») 137 Урок 13. Чтение художественных произведений о растениях («Думаешь — чудеса далеко, а они тут, рядом») 141 Урок 14. Чтение стихов С. Маршака («Как человек чего захочет, так он о том и похлопочет») 144 Урок 15. Чтение рассказов и стихов о В. И. Ленине («Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!») Урок 16. Чтение рассказов и стихов о дружбе и взаимной выручке («Все за одного, а один за всех,—тогда и в деле будет успех») 151 Урок 17. Чтение рассказов о защитниках нашей Родины в Великой Отечественной войне («Любовь к Родине сильнее смерти») 155 Урок 18. Чтение сказок или рассказов о настойчивых и находчивых («Не падай духом, не умирай раньше смерти!») Урок 19. Чтение стихов и рассказов о Родине («Нет ничего краше, чем Родина наша!») Материалы и методические рекомендации к утренникам в системе внеклассного чтения Поиграем в сказку — угадаем сказку! Здравствуй, елка, зеленая иголка! Приглашаем на книжкины именины До свиданья, первый класс!
Первого сентября семилетний человек впервые переступит порог школы, с которой он простится лишь в юности. Впереди десять долгих и трудных лет учения. Как важно, чтобы эти годы для каждого ребенка были годами радости независимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями он обладает. Источником такой радости может и должна стать книга — это, «быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».
|
☭ Борис Карлов 2001—3001 гг. ☭ |