НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Внеклассное чтение в 1 классе. — 1981 г.

Наталия Николаевна Светловская
Ольга Валентиновна Джежелей

Внеклассное чтение
в 1 классе

методические указания

*** 1981 ***


DjVu


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. Что надо знать учителю (методическая консультация) 6
Сколько уроков внеклассного чтения на первом году обучения и когда они проводятся?
Чем занятия внеклассным чтением отличаются от уроков?
Каковы задачи подготовительного этапа
Как организуется процесс обучения на занятии внеклассным чтением?
В чем особенность занятий внеклассным чтением в первом полугодии? 7
Чем вызвана необходимость такой структуры занятий в первом полугодии?
Можно ли менять структуру занятия внеклассным чтением, в частности переставлятьего компоненты? 9
Любые ли детские книги можно читать и рассматривать с учащимися в первом полугодии? 10
О чем следует помнить, когда знакомишь детей с книгой?
Существуют ли правила рассматривания книги, каковы они? 11
По каким показателям и признакам учитель может судить об эффективности занятий внеклассным чтением?
Что нового вносит второе полугодие в формирование у первоклассников читательской самостоятельности? 12
Сколько времени на уроке внеклассного чтения занимает чтение учащимися книг вслухи про себя? 14
Можно ли требовать, чтобы первоклассники самостоятельно читали книги дома?
Каковы требования к учебному материалу на начальном этапе обучения?
Что такое «коллективки» и как их комплектовать? 16
По каким показателям можно судить об эффективности работы во втором полугодии? 17
Что такое уголок внеклассного чтения и как его организовать? 19
Какое место должна занять книга в жизни детей, окончивших 1 класс, во время летних каникул? 20
Какие записи должен делать учитель в классном журнале 21
Что и как оценивается при формировании у учащихся читательской самостоятельности в 1 классе? 22
Примерное планирование учебно-воспитательной работы 24

Часть II. Методический практикум 32
Рабочие материалы к урокам внеклассного чтения 36

Подготовительный этап
I четверть
Занятие 1. Стихи о детях («Мы теперь не просто дети, мы теперь — ученики») 36
Занятие 2. Сказки-приключения («Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна!») 40
Занятие 3. Загадки о животных, явлениях природы или предметах, которые ребенку хорошо известны («Учись отгадывать загадки: сам догадайся и товарищу объясни»)43
Занятие 4. Сказки или рассказы о детях («Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить») 49
Занятие 5. Стихи о природе («Унылая пора! очей очарованье!») 53
Занятие 6. Сказки о животных («Дружба заботой да подмогой крепка») 57
Занятие 7. Сказка-игра о хвастовстве («Худому делу — худой конец») 60
Занятие 8. Рассказы о В. И. Ленине («Октябрята — внучата
Занятие 9. Сказки о Родине, о подвигах («О тяжелых боях и трудных походах») 67

II четверть
Занятие 10. Рассказы о В. И. Ленине («С детства старайся быть упорным и скромным») 72
Занятие 11. Сказки-приключения («Как хорош тот, у кого умная голова и доброе сердце») 76
Занятие 12. Стихи о Родине, о детях («Ученье и труд рядом живут!») 80
Занятие 13. Рассказы о животных («Знания — наблюдениям сродни») 83
Занятие 14. Рассказы о детях («Мало хотеть, надо уметь!») 86
Занятие 15. Забавные стихи («Не любо — не смейся, а другим не мешай») 91
Занятие 16. Волшебные сказки («Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит»)

Начальный этап
III четверть
Урок 1. Чтение художественных произведений о людях и животных («Тебе смешно, а мне до сердца дошло») 98
Урок 2. Чтение стихов и рассказов о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано («Умел ошибиться — умей и поправиться!») 102
Урок 3. Чтение сказок о дружбе настоящей и мнимой («В глаза любит, а за глаза губит»)
Урок 4. Чтение художественных произведений о героизме и трусости («Слава греет — позоржжет») 108
Урок 5. Чтение рассказов о хороших людях («Жизнь дана на добрые дела») 114
Урок 6. Чтение художественных произведений о ребятах-сверстниках («Не красна жизнь днями,а красна делами») 116
Урок 7. Чтение рассказов о Советской Армии («Родину-мать учись защищать») 119
Урок 8. Чтение художественных произведений о матерях и детях («Нет лучше дружка, чем родимая матушка») 122
Урок 9. Чтение художественных произведений на тему о том, что о дереве судят по плодам, а о человеке — по делам («По крыльям — полет, по делам — почет») 125
Урок 10. Чтение сказок на тему о том, «что», «где», «как» и «почему» («Там где раз пророс вопрос, зреет крепкий
разум») 128
Урок 11. Чтение рассказов и сказок о больших и маленьких («Знай и люби родную природу!») 131

IV четверть
Урок 12. Чтение стихов и сказок об оживающей весенней природе («Весна, весна на улице, весенние деньки!») 137
Урок 13. Чтение художественных произведений о растениях («Думаешь — чудеса далеко, а они тут, рядом») 141
Урок 14. Чтение стихов С. Маршака («Как человек чего захочет, так он о том и похлопочет») 144
Урок 15. Чтение рассказов и стихов о В. И. Ленине («Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!»)
Урок 16. Чтение рассказов и стихов о дружбе и взаимной выручке («Все за одного, а один за всех,—тогда и в деле будет
успех») 151
Урок 17. Чтение рассказов о защитниках нашей Родины в Великой Отечественной войне («Любовь к Родине сильнее смерти») 155
Урок 18. Чтение сказок или рассказов о настойчивых и находчивых («Не падай духом, не умирай раньше смерти!»)
Урок 19. Чтение стихов и рассказов о Родине («Нет ничего краше, чем Родина наша!»)
Материалы и методические рекомендации к утренникам в системе внеклассного чтения
Поиграем в сказку — угадаем сказку!
Здравствуй, елка, зеленая иголка!
Приглашаем на книжкины именины
До свиданья, первый класс!

 

      Первого сентября семилетний человек впервые переступит порог школы, с которой он простится лишь в юности. Впереди десять долгих и трудных лет учения. Как важно, чтобы эти годы для каждого ребенка были годами радости независимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями он обладает. Источником такой радости может и должна стать книга — это, «быть может, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего».
      Социальная значимость книги в жизни любого человека и общества в целом огромна. Книга — это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга — это путь к познанию вещей и явлений. Книга — это ключ к открытию мира людей: добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости... Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. И нет в процессе саморазвития столь же общедоступной и могучей направляющей силы, как книга.
      Работать с книгой ребенок учится с первого школьного дня на всех уроках. По букварю дети обучаются грамоте. Читая тексты учебных книг (на уроках чтения — преимущественно художественные, на уроках математики, русского языка, природоведения—деловые), овладевают умением понимать прочитанное. Внеклассное чтение с первой учебной недели параллельно с обучением чтению по букварю и учебным книгам сразу же вводит детей в большой мир литературы: знакомит с широким кругом доступных книг, приучает свободно ориентироваться в них и, объединяя отдельные стороны читательской деятельности в единый комплекс культуры чтения, формирует у каждого ребенка индивидуальный опыт самостоятельного чтения.
      Предлагаемое пособие знакомит учителя с одним из эффективных вариантов формирования у первоклассников интереса к книгам и желания их читать.
      Пособие состоит из двух частей. В первой части излагается методика работы с книгой в соответствии с программой первого года обучения. Чтобы учителю было легче пользоваться этим материалом, во втором издании пособия он представлен в виде вопросов и ответов. Их надо знать, чтобы не нарушить дидактических и методических принципов системы. Поэтому, прежде чем приступать к организации внеклассного чтения с первоклассниками, рекомендуется внимательно прочесть эту часть пособия, определить для себя основные направления и перспективы учебной работы, а затем обращаться к отдельным вопросам по ходу обучения.
      Во второй части пособия, как и в первом издании, помещены рабочие материалы к урокам внеклассного чтения: образец возможного планирования работы с детской книгой в I классе, художественные произведения и методические рекомендации к проведению занятий и уроков (по полугодиям). Однако, учитывая, что за истекшие годы новый подход к читательской подготовке учащихся в начальных классах стал привычным, мы в ряде случаев сочли возможным заменить развернутые конспекты занятий и уроков методически прокомментированными планами. Зато теперь, во втором издании пособия, к каждому занятию и уроку разработаны и предложены варианты учебных материалов, т. е. отобраны и названы те книги и произведения, которые вышли за последние годы в центральных детских издательствах и наряду с прежними книгами и произведениями могут с равным успехом служить основой для организации коллективной и индивидуальной читательской деятельности первоклассников.
      С другой стороны, во второй части пособия появился новый вид методических разработок. Это так называемые открытые уроки.
      Что такое открытые уроки? Открытые уроки — это конспекты-сценарии тех уроков, ход которых важно представить во всех деталях, чтобы творчески их реализовать при самостоятельной разработке занятий подобного типа. Помещая в пособии конспекты-сценарии под рубрикой «Открытые уроки», мы хотели предоставить возможность каждому учителю систематически участвовать в коллективной работе, т.е., мысленно присутствуя на нашем уроке внеклассного чтения, активно осваивать не только содержание, но и форму, манеру его ведения как специфической формы обучения. С этой целью открытые уроки проходят через весь «Методический практикум», повторяясь периодически через каждые 4—5 занятий.
      Таким образом, сохранив тот учебный материал к занятиям и урокам внеклассного чтения, который был рекомендован прежде и во многих школах уже собран в уголках и кабинетах внеклассного чтения, а также дополнив его новым, мы постарались учесть интересы как тех учителей, которые работают по данной системе не первый год, так и тех, кто эту систему только осваивает.
      В связи с таким подходом к отбору учебного материала, сейчас внесены изменения в примерное планирование учебно-воспитательной работы с детской книгой (см. с. 24—31).
      На подготовительном, этапе обучения в рубрике «Занятия по внеклассному чтению» вместо перечня конкретных произведений для чтения учащимся вслух (допустим, Д. Биссет «Альбатрос и черепаха») выделены темы занятий, т. е. указан круг чтения, с которым первоклассников на той или иной неделе целесообразно познакомить (например, сказки о животных), выбрав для этого одну из имеющихся в распоряжении учителя книг, аналогичную тем, которые названы в качестве вариантов учебного материала к соответствующему занятию.
      Подобным образом переработаны рекомендации и для начального этапа обучения, т. е. для второго полугодия. Например, к уроку 4, где прежде в качестве учебного материала рекомендовалась книга С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» — для учителя и книга Л. Пантелеева «Честное слово» (рассказ «Трус») —для учащихся, теперь предложено несколько вариантов книг для учащихся (см. с. 108), а к уроку 3 — «Чтение сказок о дружбе настоящей и мнимой» наряду с книгой-самоделкой «Волк-ябедник. Афганская сказка» названа книга «Вот так дружба! Афганские сказки», из которой учитель может прочитать детям одноименное произведение.
      В примерном планировании, чтобы избежать громоздкости, варианты учебных материалов к урокам во втором полугодии не называются, но всякий раз указывается страница, где их можно найти.
      Новым в данном пособии является и вопрос о порядке подготовки учителя к урокам внеклассного чтения. С рассмотрения этого вопроса начинается «Методический практикум». Там учитель найдет схему анализа рабочих материалов, которая поможет ему систематизировать личный педагогический опыт.

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru