СОДЕРЖАНИЕ
От редактора 3
В. А. Крутецкий. К типологии школьников, малоспособных к математике 5
В. А. Крутецкий. О природе относительной неспособности школьников к математике и некоторых путях ее преодоления 63
Б. П. Никитин. Опыт объективной оценки уровня развития технических способностей школьников 101
В. П. Ягункова. Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству 136
П. М. Якобсон. Технические способности и их изучение у учащихся 203
Н. П. Линькова. К вопросу о пространственном мышлении 228
ОТ РЕДАКТОРА
Публикуемые в сборнике статьи отражают исследования, выполненные в лаборатории психологии способностей Института психологии АПН РСФСР в течение 1960 и 1961 гг. Они представляют сооой продолжение исследований способностей учащихся, выполненных в прошлые годы в той же лаборатории и опубликованных в сборнике «Способности и интересы» (М., Изд-во АПН РСФСР, 1962).
Проблеме математических способностей посвящены две статьи В. А. Крутецкого — «К типологии школьников, малоспособных к математике» и «О природе относительной неспособности школьников к математике и некоторых путях ее преодоления». Экспериментальное исследование, проведенное автором, позволило установить, что малоспособные к математике школьники весьма различны по своим индивидуально-психологическим особенностям. Иначе говоря, существуют различные типы математической неспособности, и это необходимо учитывать в процессе организации учебной работы, так как оптимальные пути преодоления неуспеваемости школьников различны и определяются принадлежностью школьника к тому или иному типу. В этой связи автор дает некоторые методические рекомендации. Вместе с тем автор попытался вскрыть общую психологическую природу «неспособности» школьников к математике. Установленные положения находятся в полном соответствии с проведенными им ранее исследованиями математических способностей.
Определенный интерес представляет статья Б. П. Никитина «Опыт объективной оценки уровня развития технических способностей школьников». Автор сделал попытку найти объективные критерии уровня развития конструктивно-технических способностей у школьников разного возраста, дать этому уровню количественную характеристику.
Статья В. П. Ягунковой «Индивидуально-психологические особенности школьников, способных к литературному творчеству» посвящена сложной и интересной проблеме изучения структуры литературно-творческих способностей школьников среднего и старшего возраста. Автор сочетал экспериментальный метод изучения индивидуальных различий способных школьников с длительным наблюдением их.
Статья П. М. Якобсона является первым ориентировочным исследованием структуры конструктивно-технических способностей у школьников. Н. П. Линькова публикует первые результаты исследования процесса формирования у школьников способности к пространственным представлениям в процессе решения задач по черчению.
Авторы надеются, что их труды представят некоторый интерес в теоретическом отношении и принесут пользу практическим работникам — учителям школ. Они с удовлетворением и признательностью рассмотрят все критические замечания, которые пожелают сделать читатели.
В. А. Крутецкий
|