СОДЕРЖАНИЕ
Введение. А. М. Виноградова, В. Г. Нечаева 3
Воспитание чувств и формирование этических представлений. А. М. Виноградова 11
Воспитание сочувствия. А. М. Виноградова 21
Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств. А. М. Виноградова 32
Воспитание патриотических чувств. С. А. Козлова 49
Воспитание положительного отношения к труду. Г. И. Година 74
Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду. А. Д. Шатова 84
Воспитание положительного отношения к учению. Р. С. Буре 91
В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.
Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы.
ВВЕДЕНИЕ
Перед дошкольной педагогической наукой и практикой в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение приобретают вопросы формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, человеку-труженику, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к труду, различной деятельности, в том числе и учебной.
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции — сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.
Чувство — особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир. «Ничто — ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя»,— говорил К. Д. Ушинский.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания»2.
Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей дошкольного возраста эмоционального отношения к окружающему. Развитие эмоциональной сферы ребенка и воспитание на этой основе его чувств является первостепенной задачей, «не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума».
Этическое развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку знания об этической норме, требовать и контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, не под «нажимом» взрослых, а по собственному желанию, поступал нравственно. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален в теории современной дошкольной педагогики и вызывает большие трудности в воспитании детей в детских садах и семье. Связующим звеном в этом процессе должна стать работа взрослых над развитием эмоциональной сферы ребенка и воспитанием его нравственных чувств.
Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К. Д. Ушинского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним. Русские революционеры-демократы призывали педагогов учить детей пониманию добра и зла, восставали против морализирования в воспитании. Они считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных (благородных) чувств — доброты, справедливости, способности противостоять лжи, своекорыстию, жестокости.
В первые годы Советской власти Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, А. М. Горький выступили против тенденциозности, морализирования в воспитании детей, за расширение духовного мира детей, обучение их пониманию окружающего мира. Н. К. Крупская доказывала, что надо изучать психологию ребят, их эмоциональное восприятие мира, ту обстановку, в которой они живут, что нельзя обходить стороной трудные вопросы, связанные с развитием внутреннего мира ребенка. Детям нужно показывать современных людей, их радости и горе, их переживания.
В современной советской педагогике особенно большое внимание вопросу воспитания чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви, товарищества, чувство стыда, вины и др.), к коллективу (чувство коллективизма, солидарности), к искусству (эстетические чувства). У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких, как, например, справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это переходит в более сложное чувство патриотизма, гражданственности, интернационализма.
Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительные эмоциональные состояния — это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчуждения.
Дети дошкольного возраста способны испытывать сильное чувство привязанности в ответ на заботу и ласку. Французский психолог А. Валлон пишет, что «в возрасте от 3 до 6 лет привязанность к людям крайне необходима для развития личности ребенка. Если его лишить этой привязанности, он может стать жертвой страхов и тревожных переживаний или у него наступит психическая атрофия, след от которой сохраняется в течение всей жизни и отражается на его вкусах и воле»1.
Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем уже сопереживание горя.
В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. У малышей уже третьего года жизни могут проявляться такие свойства личности, как общительность или застенчивость, самостоятельность или неуверенность в себе, эгоизм или доброжелательность, внимательное отношение к товарищам2. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он живет. Условия эти — положение его в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. При целенаправленном воспитании чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становится для малыша как бы программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми. Наблюдения за поведением детей в кругу сверстников и среди взрослых показывают, что дошкольники различают оттенки настроения, интонаций, мимики тех, с кем они общаются. Нередко они безошибочно угадывают причину радости или, наоборот, плохого настроения своего товарища или педагога, выражают, как умеют, сочувствие им, вместе с ними радуются.
Добрые, ласковые интонации в речи взрослых, обращенной к малышу, вызывают у него спокойное, уравновешенное настроение; сердитый голос, нахмуренное лицо настораживают, вызывают беспокойство. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Взрослые же — внимательный педагог, мать — легко определят эмоциональное состояние ребенка по его мимике, интонациям, двигательным реакциям, репликам. Заметив, что мальчик часто подбегает к окну, всматривается в сгущающиеся сумерки, воспитатель понимает его тревогу: мама сегодня задерживается на работе, а ребята уже почти все разошлись по домам. Педагог затевает веселую игру в мяч и вовлекает в нее всех оставшихся. Исчезает детская тревога, время проходит незаметно. Положительные состояния — бодрость, радость, веселое оживление, чувство защищенности, уверенности в своих силах — благотворно сказываются на жизнедеятельности организма ребенка; отрицательные — состояние уныния, страха, отчуждения, боязнь наказаний — угнетают деятельность сердечно-сосудистой системы и желез внутренней секреции.
Важно, чтобы взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры, стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела, поощряли робкого ребенка, который боится неудач. Тех же детей, которые легкомысленно за все берутся, хвастаясь, что все умеют, но бросают дело при первых же затруднениях, следует приучать добросовестно относиться к любому делу, начатое доводить до конца, не быть небрежным.
Следует также непременно порицать дерзкие поступки, грубый тон отдельных детей, чтобы они не становились дурным примером для других.
Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Взрослые завоевывают любовь детей и своим отношением к труду, своей идейной убежденностью, преданностью социалистической Родине. Их поведение служит для ребят наглядным примером. Они начинают подражать старшим, у них возникает желание быть похожими на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Желание быть похожим на педагога, маму, папу, своего товарища особенно сильно в дошкольном возрасте.
Но конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желанные результаты: у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях.
Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями.
Поддерживая положительное эмоциональное состояние детей, приходится проявлять много терпения, выдержки. Не стоит упрекать или наказывать ребенка за то, что у него что-то получается не очень хорошо, не так, как хотелось бы взрослому. Детям 5—7 лет необходимо предоставлять больше самостоятельности в выполнении трудовых поручений, в играх, в установлении взаимоотношений со сверстниками.
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств ребенка является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. На это многократно указывал Е. А. Аркин, причем он подчеркивал, что малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью.
Необходимо обращать внимание дошкольников прежде всего на те стороны действительности, которые укрепляли бы в них веру в торжество добра и справедливости. Взрослые должны поддерживать в детях уверенность в полной защищенности их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего им неминуемого наказания за совершенный проступок. Иногда вина ребенка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьезны, что малыш перестает ориентироваться в своих поступках, неправильно оценивает, что хорошо, а что плохо.
Педагогические исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что характерной чертой советских детей является оптимизм, им присуще бодрое, радостное настроение.
Внешне это выражается в смелых, активных движениях, общем возбуждении, восклицаниях, хлопанье в ладоши. Дети часто смеются без всякого повода. Никогда не надо гасить детскую радость. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, готовность оказать помощь; дети легко затевают совместную игру, доверчиво относятся к сверстникам, делятся с ними игрушками, сладостями. В состоянии радости ребенку кажется, что ему все доступно, он охотно берется за любое дело, у него возникает чувство уверенности в себе, в своих силах, он становиться более активным, с готовностью выполняет трудовые поручения, помогая взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили душевное состояние ребенка, разделили его радость.
Как и всякое другое чувство, радость у детей зависит от взаимоотношении в семье, свидетелями и участниками которых они являются. Многое может доставить ребенку радость, но главное — это общение его со взрослыми: совместные прогулки с родителями, походы в лес за ягодами, за грибами, на рыбную ловлю, совместная деятельность.
Дети охотно рассказывают о том, что их радует: «Был праздник 1 Мая. Я очень радовался. Вечером мы ходили смотреть салют. В детском саду у нас был праздник, мы пели песенки, танцевали»,— рассказывает Витя. Ребят радует то, что скоро они пойдут в школу, что научились рисовать, что распустились цветы, что приходят гости и т. п. Большую радость доставляют детям животные: «Самая большая моя радость — это заяц. Мне принесли его из леса», «Я очень обрадовалась, когда увидела у нашей кошки маленьких котят». Маленькие животные — детеныши вызывают у ребят чувство восхищения. Наблюдать за их ростом, играть с ними, проявлять о них заботу для детей большое удовольствие: их можно накормить, защитить. Такое покровительство возвышает ребенка в собственных глазах: он большой, сильный, он добрый.
Большую эстетическую радость доставляют детям прогулки в природу. С природой прежде всего связывается возникновение у дошкольников чувства прекрасного. Они замечают красоту цветущих деревьев, например черемухи, вишен, яблонь — в средней полосе, а на юге дети говорят: «Самое красивое — это горы, море, когда оно блестит на солнце .»
Невосприимчивость ребенка к прекрасному в природе, неспособность его замечать и чувствовать прекрасное должны встревожить воспитателя. Привлечь же внимание детей к красоте окружающей действительности можно при условии, если самим не оставаться к ней равнодушными. Тогда дети вместе со взрослыми начинают многое замечать, слышать. Они приучаются испытывать эстетическое наслаждение, наблюдая закат солнца, слушая музыку, рассматривая картину. От развития эстетических чувств во многом зависит нравственное воспитание ребенка.
К сожалению, в жизни детей, как и в жизни взрослых, тоже бывают огорчения, а иногда и просто горе. Главная причина огорчений старших дошкольников — неблагополучие в семье. На вопрос «Что тебя больше всего огорчает?» многие дети отвечают: «Когда мама с папой ссорятся»; «Когда мама болеет»; «Маленький братишка упал и ушибся, он плакал, и я тоже плакала: ведь ему было больно». Детей огорчают ссоры с ребятами, обижает несправедливость взрослых, их недоверие. «Я правду сказал, а мне не поверили. Я поздно пришел домой, потому что остался играть с Димой из младшей группы — за ним долго не приходили; а мама думала, что я с ребятами во дворе играл, и ругала меня»,— рассказывает Леша.
Часто дети, особенно мальчики старших групп, говорят: «Я никогда не плачу». Конечно, в этих словах есть доля хвастовства —
мальчики тоже нередко плачут и чаще всего из-за несправедливости, обиды. Ничто не проходит мимо отзывчивой души ребенка: ломают ли деревья, обижают ли животных: «Я плакала, когда мальчишки отняли у меня слепого котенка»; «Я просила папу не варить раков, чтобы у них были живые маленькие раки, а папа не послушал, и я плакала». Равнодушие взрослых глубоко огорчает детей.
Из чувств, которые могут испытывать дети дошкольного возраста, следует особо выделить чувство страха. Психологи видят в нем пассивно-оборонительную реакцию на опасность. Угроза опасности вызывает у более сильного по характеру ребенка активную оборонительную реакцию — гнев. У детей слабых, которым трудно преодолевать жизненные невзгоды, больше поводов для возникновения чувства страха.
На вопрос «Что тебя больше всего пугает?» дети, особенно мальчики, отвечают: «А чего мне бояться? Я ничего не боюсь».
Однако некоторые дети боятся темноты, боятся оставаться дома без взрослых, кто-то боится грозы, кого-то пугает собака.
Очень редко ребята проявляют страх перед сказочными персонажами: бабой-ягой, лешим, ведьмой — их давно уже развенчало телевидение. Но оно же породило другие страхи: некоторые дети говорят: «Я боюсь, когда людей убивают, когда животных мучают .»
Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как разнообразны чувства детей, как полна их жизнь. Ребята отзываются на все доброе, прекрасное, выражают сочувствие, приходят на помощь попавшему в беду, грустят, радуются.
Но чувства детей надо воспитывать, и именно об этом рассказывается в данной книге. Невоспитанность, неразвитость чувств ребенка приводит к тому, что вырастает личность убогая, бездушная. Взрослых должно беспокоить проявление детьми самомнения, тщеславия, эгоизма — черт характера, в основе которых лежит равнодушие к другому человеку.
Предлагаемая читателям методика воспитания у детей гуманных чувств — умения сочувствовать, доброты, честности, справедливости, совести, любви к родному краю, к своей стране, уважения к человеку-труженику — является основой для воспитания идейно убежденного человека, патриота своей Родины. Значительное место в книге отводится вопросам формирования у детей эмоционально-положительного отношения к деятельности, в частности к трудовой и учебной.
Подготовка ребенка к школе не должна состоять только в обучении его чтению, математике, письму. Нельзя забывать о духовной подготовке — развитии сознательного отношения к делу, воспитании чувства ответственности, уважения к окружающим, благородных убеждений, человечности, мужества. Чувства детей наиболее активно формируются и развиваются в деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, со взрослыми. Большое влияние на воспитание чувств оказывает искусство — литература, живопись, музыка. Вопрос о взаимосвязи этического эстетического при воспитании детей является одним из трудных. Поэтому целая глава посвящена художественной литературе как сильнейшему средству нравственного воспитания, в ней даются рекомендации по отбору таких произведений для детей, которые бы воспитывали у них чувство прекрасного, любовь к природе, животным, а главное, к человеку.
Конечно же, не следует преувеличивать прочность чувств, сформированных в дошкольном возрасте, но вместе с тем нужно помнить, что именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие личности человека.
Авторы пособия не претендуют на полное раскрытие проблемы воспитания нравственных чувств у дошкольников. Основное назначение книги — показать работникам детских садов возможные пути воспитания у детей эмоционального отношения к деиствительности, что является началом развития у них различных нравственных чувств.
Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений.Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
Нередко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «Нельзя лгать, нельзя злиться, драться, нельзя грубить, нужно быть добрым, честным, вежливым.» — недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства.
На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детскии сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают раздражение, неудовлетворенность, а иногда рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка не может сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае.
При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми, с возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений.
Опыт показывает, что формирование у детей этических представлении во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен прежде всего выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.
Анализ и сравнение ответов детей показал, что у тех из них, с кем не проводилась серьезная воспитательная работа, этические представления или недостаточно правильные, или отсутствуют вовсе. Иногда эти дети плохо дифференцируют отдельные понятия. Например, они путают понятия «быть добрым», «честным», «справедливым», хотя и связывают их с общим понятием «быть хорошим»; на вопрос «Что значит быть справедливым?» отвечают: «Быть добрым, вежливым, ласковым»; на вопрос «Что значит быть добрым?» отвечают: «Это — место в автобусе уступать», «Быть хорошим».
Представления других детей точны и содержательны. Они знают, что быть добрым — это делиться с товарищами сладостями, игрушками, помогать тем, кто попал в беду, любить животных, птиц и т. д., быть справедливым — это быть честным, не перекладывать свою вину на другого, не обвинять товарищей в том, в чем они не виноваты.
При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений. Обобщенное понятие ребята часто сами поясняют конкретным примером, так им легче входить в сложный круг отношений между людьми. Например, они говорят: «Быть добрым — это к папе с вопросами не приставать, а Лена всегда пристает», «Справедливый не только себе берет хорошие роли в игре, но и другим раздает».
Выявлять знания и формировать представления детей можно, не только задавая им прямые вопросы. Очень полезно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.
Например, можно предложить такую задачу: «Представьте себе, что вы идете из детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую девочку в лужу. Туфли ее намокли, бант на голове еле держится, а по лицу текут слезы. Что бы вы сделали?» Каждый мысленно представляет ситуацию и свое участие в ней. Воспитатель должен обращать внимание не только на ответы детей, но и на то, насколько эмоционально они реагируют на воображаемую ситуацию. Несмотря на то, что это только воображаемая ситуация, дети относятся к ней по-разному. По их ответам можно судить о том, что они думают о «случившемся», по выражению лица, мимике, интонации — о возникших при этом чувствах.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
|