ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным — вот задача первоначального обучения.
К. Д. Ушинский
«Занимательное азбуковсдение»... Что это? Зачем оно? Кому адресовано? Ведь у учителей есть методические пособия, а у детей — учебники.
«Занимательное азбуковедение» — не пособие и не учебник, оно не претендует на роль академического собрания дидактических игр н занимательного материала. Это —»результат поисков и размышлений учитсля-методнста, пытающегося с помощью игрового и занимательного материала сделать обучение более радостным, интересным.
тот, кто работал с первоклассниками, особенно с шестилетиями, хорошо знает, как нелегко приходится учителю в первые месяцы обучения детей. Ребята чрезмерно подвижны, внимание у них неустойчиво, возникает много трудностей с дисциплиной. Как заставить ребенка слушать, с помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Думаю, что да. Но для этого школа должна превратиться нз мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества.
Когда я переходила на обучение детей с шести лет, была уверена, что подготовлена к встрече с ними. Но ошиблась. Работала много, уставала, однако не получала морального удовлетворенно. Уроки проходили однообразно, серо, скучно. Бывали педагогические тупики, когда в голове мелькала мысль: «Откажусь, брошу, уйду».
Я давала уроки шестилеткам, а они преподносили мне свон, требуя к себе иных подходов, иного отношения.
Постепенно научилась не бояться быть доброй, нежной, ласковой, отказалась от занудного морализирования, употребления постоянных частичек «не»: не бегай, не прыгай, не вертись, не разговаривай! Стала задавать себе вопрос: а не слишком ли мы строги и бескомпромиссны в своей авторитарности? Форсируем дисциплину любой ценой, не анализируем причины кажущегося непослушания детей, вступая с ними в нескончаемую борьбу — «кто кого». А не лучше ли попытаться как можно веселее, не повышая голоса, перехитрить этих упрямцев с помощью ласки, уместной шутки, сказки, не пресекать, а трансформировать шалости детей, переключая их в нужное русло?
Учились мои дети, училась и я... понимать н прощать, сочувствовать их маленьким, но таким безмерным для них горестям, поддерживать и винить во всех промахах себя: не успела, не смогла, не научила. Старалась строить уроки с учетом психологических и физиологических особенностей моих шестнлеточек.
Лети чрезмерно пбдвнжны, не могут высидеть спокойно на уроке и пяти—десяти минут, значит, надо давать выход их энергии в физкультминутках. Они очень эмоциональны, впечатлительны, у них слабая центральная нервная система — значит, не злоупотреблять разного вида соревнованиями: они еще не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться для них причиной горьких слез. У них повышенная утомляемость — требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Неустойчивое внимание — надо заинтересовывать интересным материалом, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. Стала собирать интересный игровой материал, систематизировала его и проверяла, как воспринимают его учащиеся. Дети начали меняться на глазах: стали спокойнее, дисциплинированнее, старательнее.
Изменение стиля общения с детьми, твердая ориентация на игру как способ обучения и форму организации деятельности шестилеток помогли сделать мой труд радостным.
Для учителя важно понять, что игры в школе — это не игры дошкольников, это не игры-развлечения, вводимые лишь для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе — прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.
Важной является и воспитательная сторона. Игра требует от детей сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение и — что очень важно! — воспитывает чувство коллективизма.
Собранный и предложенный в пособии материал для игр надо понимать как возможные варианты заданий к «Азбуке» («Букварю»), позволяющие расширить знания, умения и навыки, предусмотренные программой. Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей работы класса и отдельных учеников, учитель может выбрать необходимые для урока упражнения.
Книга состоит из пяти разделов: «На что похожа буква», «Учимся, играя», «Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы, кроссворды, ребусы, шарады)», «Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)», «Физкультминутки».
Чтобы дети лучше запомнили букву, я предлагаю им пофантазировать, на что она похожа, выложить ее из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж (жук) получается из к, ф — из р, ш — из г), найти букву в кассе букв, а затем и среди других, разбросанных или перевернутых на фланелеграфе или написанных несколько иным шрифтом. Ученики дописывают недостающие элементы букв, играя в «Поставь буквы правильно», «Полубуковка». (Можно напечатанные на доске буквы закрыть полоской бумаги.) Для лучшего запоминания буквы полезно дать каждому ребенку карточку с наклеенной буквой, вырезанной из наждачной бумаги (черной —• обозначающей гласный звук, серой — согласный). Дети водят по ней пальчиком в направлении письма. Этот метод, предложенный М. Монтессори, применялся уже много десятков лет тому назад. Перед работой в «Пропнсн», разобрав все элементы изучаемой буквы, дети пишут ее «в полный рост» на листе бумаги, потом складывают лист пополам, пишут на половине, затем на четверти листа, на восьмой его части и так далее, пока размер ее не приблизится к требуемому. Это дает возможность учителю увидеть все недочеты н ошибки в написании особенно трудных букв.
Очень любят первоклассники слушать сказки н приключения букв, сочинять свои.
В гости к детям приходят, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например при изучении буквы а —Айболит, б — Белоснежка, в — Винннпух, г — гномики н т. д., или Веселые человечки: Петрушка— умный и находчивый, замечательный актер н весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад. Приходит в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживают с помощью детей. Кроме того, у него всегда припасено много интересных историй, сказок про буквы. Иногда приходит и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.
Игра в начальной школе требует тонкой и точной инструментовки со стороны учителя, осторожного с ней обращения. Некоторые учителя искусственно, наигранно и чрезмерно наивно пытаются слишком часто использовать Незнайку или Буратино, считая их н средством, и формой обучения. А дети порой не верят ни учителю, ни проказам заформализованных героев.
Подбирая материал к основному разделу книги «Учимся, играя», я исходила из естественной логики обучения детей грамоте: звук — буква, чтение — письмо. Все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, развивающие связную устную речь.
«Звуковые» игры («Кто внимательный?» — на выделение и определение звука, «Кто больше?» — на составление слова с изученным звуком и т. д.) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слов, развивают память, внимание, наблюдательность. В играх типа «Доскажите словечко» малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но н серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх «Том — Тим» (или «Камень — вата») дети стараются безошибочно выполнять задания по различению твердого или мягкого согласного. Можно провести игру «Перекличка», предлагая вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой. Игры со словом, которые очень важны для малышей, почти ( не включаются, к сожалению, в школьную программу, мало разработаны н зачастую просто игнорируются начальной школой. Они должны стать, ка мой взгляд, частью предметного обучения, помогая воспитывать у ребенка его природное языковое чутье, подготавливая его к восприятию сложных поэтических форм, которые изучаются в пятом-шестом классах. Любовь к языку можно воспитать только через интерес к нему.
Развитию речи надо уделять много внимания на всех этапах, поэтому я выделяю упражнения на развитие устной («Звук») и письменной речи («Буква»).
Третий раздел книги «Занимательный материал» включает ребусы, шарады, кроссворды, которые могут быть предложены для разгадывания каждому ребенку (для этого можно перевести их из книги на кальку). Загадки (3—4 по выбору учителя) могут быть использованы при изучении звука: учитель загадывает загадки, а затем, получив ответы детей, спрашиМет, с какого звука начинаются отгадки. Загадки, вводимые в урок, помогут, в свою очередь, активизировать мышление н речь ребенка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармонического развития. Загадки — это «секрет», удивительная игра, соревнование на смекалку. Загадки обладают большими возможностями для наблюдений за окружающим миром, учат воспринимать жизнь многогранно, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание н память, развивают любознательность. Можно научить детей придумывать загадки.
В разделе «Занимательный материал» предложены скороговорки, помогающие детям развить фонематический слух и понять, как важно правильно произносить каждый звук в слове: ошибешься — получится другое слово, будет непонятно, о чем говорится. Надо тренироваться в произношения звуков, заучивать скороговорки, проговаривая их сначала медленно и громко, потом тише и быстрее, почти шепотом. На каждом уроке дети должны выучить одну-две скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, учитель закрепляет правильное произношение детьми звуков, отрабатывает дикцию, способствует и развитию голосового аппарата, темпа речи. В играх типа «Конкурс чтецов» дети заучивают, предварительно разобрав и прочитав, одно-два стихотворения.
Пословицы и поговорки — сокровищница русской народной речи и народной мудрости. Они кратки, выразительны, легко запоминаются. Эти маленькие поэтические произведения, полные ярких образов, построены нередко на прекрасных созвучиях и рифмах. Это — явление и языка, и искусств, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это как «живая вода» для малышей, ибо народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учит ценить в жизни честность и справедливость.
Четвертый раздел книги «Словарь» включает крылатые слова, выражения и объяснение происхождения слов. Убеждена (хотя и предвижу возражения), что детей надо с ранних лор вводить в удивительный и многоцветный мир слов, в разных ракурсах и аспектах знакомить их с тем, что составляет, так сказать, стройматериал нашего языка, давать толкование отдельных слов, фраз. Не надо бояться уже в первом классе рассказывать об истории происхождения слов. Все это, полагаю, очень полезно для детей, так как возбуждает у них любознательность, интерес и любовь к языку, развивает языковое чутье. Ведь маленькие школьники так эмоциональны, восприимчивы, чутки к слову, образу, им все интересно.
Последний раздел книги — «Физкультминутки», без которых не проводится ни один урок в начальной школе. Они бывают шести видов: гигиенические, оздоровительные (ноги и руки в движении); гимнастика для глаз (следить за кружочком, рукой и т. п.); танцевальные (произвольные) под музыку; ритмические (под счет) физкультурно-спортивные; двигательно-речевые (инсценировки стихов); подражательные («Подкидываем мяч и играем в волейбол...», «Попыхтим, как паровоз»).
Ограниченные рамки книги не позволили включить весь материал, который используется мною на уроках. (Слисок литературы, которая помогла мне, прилагается.)
Надеюсь, что «Занимательное азбуковедеине» поможет учителям и воспитателям групп продленного дня проводить занятия более интересно, чтобы школа стала для детей по-иастояшсму школой радости.
Волина В. В., учитель начальных классов школы № 175, общественный методист Фрунзенского района Москвы, отличник народного просвещения.
|