На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека




Содружество учёного и учителя.

Сост. М. В. Зверева и Н. К. Индик

Содружество учёного и учителя.

Методика развивающего обучения А. В. Занкова

*** 1991 ***


DjVu


СОДЕРЖАНИЕ

От составителей 3
Л. В. Занков. Беседы с учителями 13
Работаем по системе Л. В. Занкова 173
Заключение 269


      ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ
      Настоящее издание предпринято с целью познакомить современного учителя с книгой Л. В. Занкова «Беседы с учителями». Эта книга вышла двумя изданиями в 70-х годах, но н теперь, по прошествии почти двух десятилетий, она не потеряла практической значимости, поскольку направлена на то, чтобы помочь учителю овладеть идеями развивающего обучения.
      Сейчас, в условиях перестройки учебно-воспитательного процесса в школе на принципах демократизации и гуманизации, когда особое значение придается развивающей функции обучения, такая книга очень нужна учителю. Эта книга кому-то напомнит о тех основополагающих принципах, которые были заложены в теории развивающего обучения и которые помогли многим учителям когда-то овладеть тайнами увлекающего педагогического труда; для кого-то из молодого поколения педагогов эта книга (мы надеемся) поможет прийти к секретам учительского мастерства.
      Подготавливая книгу к переизданию, мы сочли необходимым показать и то, как работали учтеля, используя идеи Л. В. Занкова, как содружество науки и практики приводило к интересным открытиям и высоким результатам. В связи с этим книга дополнена материалами, представленными непосредственно учителями. Особенно важно было использовать при переиздании материалы, относящиеся к периоду после кончины Леонида Владимировича, т. е. ко второй половине 70-х годов и к 80-м годам. Такие материалы, поскольку в них раскрывается ярко положительное отношение учителей к наследию ученого, свидетельствуют о жизненности, о непреходящей ценности этого наследия.
      Таким образом, настоящее издание состоит из двух частей: первая — это собственно книга Л. В. Занкова «Беседы с учителями», вторая — материалы из опыта работы учителей.
      Охарактеризуем каждую из них более подробно.
      В книге «Беседы с учителями» обсуждается ряд дидактическнх и методических вопросов, связанных с проблемой развивающего обучения.
      Как изжить скуку и вялость из учебного процесса, как должны складываться взаимоотношения учителя и учащихся, чтобы жизнь детей на уроках была полноценной и радостной, как, максимально способствуя общему развитию школьников, обеспечить в то же время широту и прочность их знаний и навыков, как сделать работу учителя творческой — эти и ряд других конкретных вопросов обсуждаются в «Беседах...».
      От решения этих вопросов на практике будет зависеть успех подлинной перестройки школьного обучения и на современном этапе.
      Выдвинутые в книге рекомендации по осуществлению развивающего обучения базируются на анализе научных фактов, добытых в ходе многолетнего экспериментально-педагогического исследования проблемы обучения и развития школьников. Научное обоснование делает эти рекомендации надежными и обеспечивает эффективность их применения учителем. (...)
      «Беседы с учителями» относятся ко второй группе работ, но занимают в ней особое место. В них трактуется не какой-либо один, а разные аспекты развивающего обучения: особенности выдвигаемых перед обучением задач, дидактические принципы, методы, организационные формы, характер взаимоотношений между учителем и учащимися, особенности подведения результатов обучения и т. п., т. е. книга имеет не методический, а дидактический характер. Естественно, что во всей своей полноте дидактические аспекты построения обучения, направленного на общее развитие, в «Беседах...» не раскрываются. Задача их иная — представить живую картину учебного процесса, рассмотреть его детали» подчеркнуть отдельные нюансы учебного общения, обсудить сложные учебные ситуации и через все это показать, в чем состоят дидактические особенности развивающей системы обучения. Отсюда и название — «Беседы...». Они не скованы какими-то дидактическими рамками, а носят свободный, подчас образный характер — «Жизнь детей на уроке», «Учитель и дети», «Познание окружающего мира» и др.
      Оригинальна и форма построения каждой беседы. Это естественно развивающийся, непринужденный диалог ученого и учителя, заинтересованно обсуждающих животрепещущие вопросы школьного обучения. Во многих случаях тот или иной вопрос специально обостряется собеседниками, сталкиваются различные точки зрения и таки» образом обосновывается оптимальный вариант.
      В «Беседах...» учителю сообщаются также некоторые научные данные о развитии детей в разных условиях обучения, раскрывается более глубокий смысл некоторых обще, принятых педагогических понятий, выявляются пути поиска новых знаний в педагогике. Все конкретные рекомендации излагаются не в терминах долженствования как предписываемые учителю рецепты, а как положения, вытекающие из сопоставления различных подходов, из анализа реального учебного процесса, обсуждения фактов.
      В настоящем издании текст «Бесед с учителями» дается без изменений по второму изданию (1975), но с некоторыми сокращениями: исключен текст, где речь идет о вопросах, потерявших свое значение с точки зрения сегодняшнего дня.
      Вместе с тем возникла, как мы уже говорили, необходимость дополнить книгу материалами из опыта работы учителей, на протяжении многих лет (1960—1990) участвующих в эксперименте под руководством лаборатории Л. В. Занкова. Материалы эти различны по своему характеру: это доклады учителей на семинарах, или научно-практических конференциях, совещаниях; отчеты учителей об экспериментальной работе; письма учителей сотрудникам лаборатории; протоколы уроков; дневники наблюдений за детьми, проводившихся учителями, научными сотрудниками, родителями; отзывы о школьниках, обучавшихся в экспериментальных начальных классах, представленные учителями среднего и старшего звена и руководителями школ; ответы самих школьников на вопросы анкет, отражающие, в частности, их отношение к учению и оценку тех педагогических условий, в которых они обучались.


      KOHEЦ ФPAГMEHTA

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru