На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Вузовские учебники
Аэронавтика и авиационные приборы. Давыдкин Б.И. и др. — 1947 г.

Давыдкин Б. И. и др.

Аэронавтика и авиационные приборы

*** 1947 ***


DjVu


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>


      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      От составителей
      Введение. Аэронавигация как наука, ее развитие и значение в авиации
     
      Глава I. Основные географические понятия и сведения о земле 7
      § 1. Земля — шар 7
      § 2 Видимый горизонт, его дальность
      § 3. Вертикаль и плоскость истинного горизонта 9
      § 4. Понижение видимого горизонта 10
      § 5. Окружности большого и малого кругов 11
      § 6. Координаты на земной поверхности 11
      § 7. Географические широта и долгота 13
      § 8. Основные напэавления на земной повеохности 15
      § 9. Оэтодромия и лсксодромия 17
      § 10. Единицы измерения расстояния 19
      § 11. Длина земной параллели 19
     
      Глава II. Географические карты и картографические проекции 20
      § 12. Общие понятия о картах 20
      § 13. Географическая карта 20
      § 14. Значение географических карт в самолетовождении 21
      § 15. Классификация карт 21
      § 16. Масштаб карты 23
      § 17. Предельная точность масштаба 24
     
      Картографические проекции 25
      § 18 Обшие замечания 25
      § 19. Виды картографических проекций 25
      § 20. Коническая проекция Ламберта — Гаусса 26
      § 21. Поликоническзя и многогранная проекция Мюфлинга 27
      § 22. Цилиндрические проекции 2
      § 23. Центральная проекция (полярная) 21
     
      Карты, применяемые в самолетовождении 30
      § 24. Карта масштаба 1:1 000000 (миллионная») 30
      § 25. Карта 1:500000 («пятикилометровая») 32
      § 26. Карта масштаба 1:200000 (двухкилометровая») 33
      § 27. Карты масштабов 1 : 2 500000 и 1 : 2000000 34
      § 28 Изображение рельефа местности на картах 84
      § 29. Опредетечие на картах долготы и широты данной почки
      § 30. Измерение расстояний на картах
      § 31. Определение направлений на картах 41
      § 32. Прокладка локсодромии на картах конической проекции 42
      § 33. Аэролоции 44
      § 34. Полетно-маршрутные карты 46
      § 35. Пилотажно-навигационные приборы и инструменты
      $ 36. Измерение высоты полета
      § 37. Высотомеры барометрические
      $ 38. Принцип устройства высотомеров
      § 39. Описание барометрических высотомеров
      § 40. Высотописец (барограф)
      § 41. Установка высотомеров и высотописцев на самолете
      § 42. Ошибки барометрических высотомеров
     
      Указатели воздушной скорости
      § 43. Скорость полета
      § 44. Принцип работы указателя воз д у швей скорости
      § 45. Указатель воздушной скорости УС-600 (УС-450) в стандартном корпусе
      § 46. Указатель воздушной скорости УС-800 : : : :
      § 47. Приемник указателя оездушной скорости (трубка Пито с электрообогревом)
      § 48. Ошибки указателя воздушной скорости
      § 49. Прозерка указателя воздушной скорости
      § 50. Вариометры
     
      Авиационные магнитные компасы
      § 51. Сведения о магнетизме
      § 52. Земной магнетизм
      § 53. Магнитные карты
      § 54. Назначение магнитных компасов. Курсы
      § 55. Принцип действия и устройство магнитных компасов.
      § 56 Компас К-5
      § 57. Компас АН-4
      § 58 Компас А 4
      § 59 Компас КИ-6
      § 60. Компас КИ-Ю
      § 61. Дистанционный компас ПДК-45 (потенциометрический)
      § 62. Установка компасов на самолете
      § 63 Ошибки показаний компасов
      § 64. Осмотр и проверка компасов перед полетом
      § 65. Девиация магнитных компасов
      § 66. Определение и уменьшение девиации
      § 67. Уменьшение девнации способом Эри
      § 68. Определение и устранение установочной ошибки
      § 69. Различные способы определения девиации
     
      Пилотажно-навигационные приборы гироскопической группы
      § 70. Гироскоп и его свойства
      § 71. Указатель поворота и скольжения (УП)
      § 72. Авиагоризонт (АГ)
      § 73. Авиагоризонт АГП — пикирующий
     
      Гироскопические компасы
      § 74. Гирополуксмпас (ГПК)
      § 75. Гиромагнитный компас (ГМК-2)
      § 76. Трубка Вентури
     
      Контрольно-моторные приборы
      § 77. Указатели оборотов (тахометры)
      § 78. Электрический тахометр ТЭ
      § 79. Манометры масла и бензина
      § 80. Аэротермометры (дистанционные)
      § 81. Трехстрелочный индикатор
      § 82. Газоанализатор (альфометр)
      § 83. Электрические термометры сопротивления
      | 84. Термоэлектрический термометр цилиндра
      § 85. Бензиномеры
      § 86. Автопилот
      § 87. Приборные доски самолетов
     
      Штурманское снаряжение
      § 88. Счетная аэронавигационная линейка HJI-7 (НЛ-8) 175
      § 89. Ветрочет АНО 177
      § 90. Авиационные визиры 181
      § 9). Летно-полевая сумка и картодержатель целлулоидный (планшет) 187
      § 92. Переговорные приборы 188
     
      Глава IV. Счисление времени 190
      § 93. Вращение земли, как мера времени 190
      § 94. Обращение земли вокруг солнца
      § 95. Равноденствия 191
      § 93. Солнцестояния 192
      § 97. Тропический год
      § 98. Времена года 192
      § 99. Явление зари и сумерек 192
      § 100. Ввемч 194
      § 101. Перевод долготы из градусов в часы и обратно 198
      § 102. Соотношение между гринвичским, поясным и местным временем 200
      § 103. Таблицы восхода и захода солнца, наступления темноты и рассвета и продолжительности сумерек, дня и ночи : 201
      § 104. График восхода и захода солнца-, наступления темноты и рассвета 205
      § 105. График дня и ночи 206
      § 104 Авиационные часы 207
      § 10. Точность хода часов и служба времени 209
     
      Глава V. Определение аэронавигационных элементов полета 212
      § 103. Виды высот 212
      § 109. Определение высоты полета 213
      § 110 Определение воздушной скорости 217
      § 111. Опэеделение курса в полете по компасу 219
      § 112 Перевод куреэв 220
      § 113. «Метеорологический» и «аэронавигационый» ветер 221
      § 114. Влияние ветра на полет самолета. Навигационный треугольник скоростей 222
      § 115. Построение и решение навигационного треугольника
      скоростей 229
      § 116. Определение ветра в полете 229
      § 117. Определение ветрочегом курса следования, путевой скорости и угла сноса по заданным путевому углу, воздушной скорости и известному ветру 233
      § 118. Определение наивыгоднейшей высоты полета 234
     
      Глава VI. Решение тактических задач 236
      § 119. Определение запаса горючего на полет и дальности полета 236
      § 120. Определение радиуса полета 236
      § 121. Определение фактического путевого угла в полете (ФПУ) 237
      § 122. Определение путевой скорости, расстояния и времени полета 238
      § 123. Расчет времени нагона при опоздании в пути 239
      § 124 Расчет времени прибытия в назначенный срок 240
      § 125. Погашение избытка времени на петле 241
      § 126. Перевод скоростей, выраженных в метрах в секунду, в скорости, выраженные в километрах в час, и обратно 243
      § 127. Определение времени догона впереди идущего самолета 243
     
      Глава VII. Способы самолетовождения 244
      § 194. Опноэные способы самолетовождения, применяемые в ГВФ 244
      § 129 Визуальное самолетовождение (визуальная ориентировка) 245
      § 130. Самолетовождение по компасу 247
      § 131. Самолетовождение по радиосредегвам (радионавигация) , 248
      § 132 Ориентировка по небесным светилам (астронавигация) 248
      § 133. Безопасность самолетовождения 248
      § 134. Сущность аэронавигационной подготовки
      § 135. Подбор карт на полет 252
      § 136. Выбор н прокладка маршрута полета 253
      § 137. Изучение маршрута полета 255
      § 138. Расчет полета
      § 139. Составление навигационного плана полета 261
      § 140. Подготовка пилотажно-навигационного оборудования и штурманского снаряжения к полету У62
      § 141. Обеспечение пслета средствами ЗОС 563
      § 142. Подготовка перед взлетом 263
     
      Глава IX. Выполнение полета 264
      § 143. Основной порядок самолетовождения по маршруту 261
      § 144 Ориентировка 265
      § 145. Нахождение курса следования в полете (вывод самолета на заданный пуп) 267
      § 146. Сохранение режима полета 270
      § 147. Ведение контроля пути 270
      § 148. Исправление курса следования в полете 272
      § 149. Исправление курса следования по известному боковому уклонению от линии пути 272
      § 150. Работа с картой и планом полета в воздухе 275
      § 151. Потеря ориентировки 276
      § 152. Восстановление ориентировки 278
      § 153. Штурманский глазомер и приближенные расчеты в уме 285
     
      Глава X. Визуальная пеленгация 286
      § 154. Определение местнахождения самолета 236
     
      Глава XI. Особенности самолетовождения в различных условиях 293
      § 155. Полет над местностью, бедной ориентирами
      § 156. Полет нал местностью, изобилующей мелкими или похожими ориентирами («пестрой» местностью) 294
      § 157. Полет над водной поверхностью 295
      § 158. Полет в горах 295
      § 159. Полет на малой и большой высотах 295
      § 160. Полет за облаками и над туманом 298
      § 161. Ноч ой полет 299
      § 162. Полет по приборам («слепой полет»)
      § 163 Эшелонирование полетов самолетов ifc высотам 301
      § 164. Пробивание облаков и туманов 305
      § 165. Особенности вождения однЗ гесгного самолета 318
     
      Глава XII. Радионавигация 310
      Общие сведения 310
      § 166. Средства радионавигации
      § 167. Электромагнитные волны и их распространение 311
     
      Самолетовождение по радиомаякам 315
      § 168. Радиомаяки 315
      § 169. Полет то зонным радиомаякам 319
      § 170. Полет що радаомаякам, работающим иа пеленг
     
      Самолетовождение по радиополукомпасу
      § 171. Назначение и устройство РПК-2
      § 172. Принцип работы РПК-2
      § 173. Включение и настройка РПК-2
      § 174. Радиодевнация
      § 175. Расчет радиопеленгов и прокладка их на карте
      § 176. Наземные радиостанции 345
      § 177. Пслет от радиостанции то РПК-2 347
      § 178. Полет на радиостанцию по РПК-2
      § 179. Контроль шути по боковой радиостанции 854
      § 180. Восстановление ориентировки 356
      § 181. Радиополукомпас-отметчик РПКО-ЮМ 359
      § 182. Полег на радиостанцию по РПКО-ЮМ 362
     
      Самолетовождение по радиокомпасу SCR-rvi (Бендикс) 364
      § 183. Назначение и устройство радиокомпаса
      § 184. Принцип работы радиокомпаса
      § 185. Включение и настройка радиокомпаса 374
      § 186. Расчет радиопеленгов 375
      § 187. Полет от радиостанции по радиокомпасу 376
      § 188. Полет на радиостанцию по радиокомпасу 378
     
      Самолетовождение по наземным радиопеленгаторам 381
      § 189. Наземные радиопеленгаторы 381
      § 190. Основные методы полета по наземным радиопеленгаторам
      § 191. Курсовая пеленгация 382
      § 192. Полет от пеленгатора 384
      § 193. Полет на пеленгатор 3 5
      § 194. Вывод самолета на аэродром 389
      § 195. Контроль пути с помощью наземных радиопеленгаторов 389
      § 196. Восстановление ориентировки по наземным радиопеленгаторам 391
      § 197. Пеленгация по засечкам 393
     
      Самолетовождение с помощью радиолокацнонных станций 394
      § 198 Назначение и устройство радиолокационных станций 394
      § 199. Принцип работы радиолокационных станций 395
      § 200. Гиперболическая система самолетовождения 398
      § 201. Приводная система самолетовождения 401
      § 202 Радиовысотомеры
      § 203. Панорамная система самолетовождения 405
     
      Радионавигационная подготозка к полету 406
      § 204. Выбор радионавигационных средств 4С6
      § 205 Составление радионавигационного плана 408
      § 206 Радионавигационная подготовка карт 408
     
      Глава XIII. Астрономическая ориентировка 410
      § 207. Общие сведения 410
      § 208. Основные астрономические понятия и определения 411
      § 209. Направление на светила 413
      § 210. Координаты светила 414
      § 211. Сущность асгро омической ориентировки. Сомнерова линия -416
      § 212. Расчет элементов сомнеросой линии и прокладка ее на карте 418
      § 213. Исправления измерений авиасекстантом высоты светила 425
      § 214. Прокладка сомнеровой линии на карте
      § 215. Авиасекс гант АС и работа с ним 428
      § 216. Бортозая карта звездного неба
      § 217. Звездное небо 439
      § 218 «Авиационный астрономический ежегодник» 441
      § 219. Таблицы высот н азимутов солнца, луны, планет и звезд (ТВА) 441
      § 220. Ведение астрономической ориентировки в полете 413
      § 221. Определение широты места по Полярной Звезде 448
      § 222. Применение астрономической ориентировки в полете 449
      § 223. Упрощенный способ расчета элементов сомнеровой линии в полете
     
      Глава XIV. Розыгрыш полета 456
      § 224. Задание на полет 455
      § 225. Выполнение задания 455
      § 226. Работа экипажа в полете 456
      Литература, использованная при составлении) учебника 459


      ВВЕДЕНИЕ
      Аэронавигация как наука, ее развитие и значение в авиации
     
      Аэронавигацией называется .наука, в которой изучаются методы и правила самолетовождения, а также, авиационные приборы и инструменты, предназначенные для целей совершения полетов.
      Весь комплекс работ экипажа самолета, направленных на то, чтобы сохранить в полете ориентировку, выдержать намеченное направление и заданный режим полета, называется самолетовождением.
      Основной задачей аэронавигации является изучение методов и правил самолетовождения, а также приборов ,и инструментов, с помощью которых экипаж определяет элементы полета и направляет самолет но заданному маршруту.
      При помощи авиационных приборов и инструментов экипаж самолета имеет возможность определять высоту полета относительно земной поверхности, горизонтальную скорость его передвижения относительно окружающего воздуха и земной поверхности, скорость подъема и спуска, направление полета относительно стран света и, наконец, положение самолета в пространстве относительно горизонта, а также контролировать работу моторов и агрегатов самолета.
      Аэронавигация как наука возникла вслед за появлением управляемых воздушных судов — самолетов и дирижаблей. Она развивалась .вместе с развитием воздушного флота.
      Некоторые методы аэронавигации были заимствованы из морской навигации, накопившей многовековой опыт и имеющей много общего с воздушной навигацией.
      Особенно быстро аэронавигация стала развиваться со времени первой мировой войны, когда по мере усовершенствования воздушных судов все острее возникала необходимость перехода от полетов в дневное время суток и при хорошей погоде к полетам в более сложных метеорологических условиях (в плохую погоду) и ночью, к полетам на больших высотах, больших скоростях и н большие расстояния.
      Наибольшего же развития аэронавигация как наука достигла в последние годы, когда стали широко применяться дальние 9 скоростные перелеты, полеты на больших высотах и в сложных метеорологических условиях, полеты в разное время суток и года.
      В настоящее время методы аэронавигации полностью обеспечивают надежность самолетовождения в сложных метеорологических условиях, днем и ночью, на разных высотах, скоростях расстояниях.
     
      ГЛАВА I
      ОСНОВНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЙ И СВЕДЕНИЯ О ЗЕМЛЕ
     
      § 1. Земля — шар
      Земля — одно из небесных тел, входящих в нашу солнечную систему. В давние времена относительно формы и размеров земли существовало много разнообразных предположений. Только начиная с середины XVII столетия, благодаря трудам французских геометров вопрос о размерах и форме земли получил более правильное научное освещение.
      Произведенные ими в 1720 г. и позднее измерения показали, что земля в своем сечении по оси вращения представляет не правильный, а приплюснутый к центру земли по оси вращения шар, т. е. имеет эллипсовидную форму, а земной шар имеет вид сфероида — эллипсоида вращения (рис. 1).
      Рис. 1. Вид земного шара (сфероида — эллипсоида вращения).
      Практически отклонение действительной формы земли от формы правильного шара настолько незначительно, что в аэронавигации при решении всех навигационных вопросов землю принимают за правильный шар, объем которого равен объему сфероида.
      Диаметр земного шара D принято считать равным 12742 км. а радиус /?=6371 км.
     
      § 2. Видимый горизонт, его дальность
      На открытой ровной местности у наблюдателя создается представление, что небо сходится с землей по кругу, в центре которого находится его (наблюдателя) глаз.
      Над этим кругом, который называется видимым горизонтом (кругозором), как бы опираясь на него краями, простирается небесный свод, представляющийся наблюдателю в виде приплюснутого полушария. Линия пересечения небесного свода с видимым горизонтом называется линией видимого горизонта
      Линия видимого горизонта есть не что иное, как кривая линия, соединяющая точки касания зрительных лучей наблюдателя к земной поверхности (рис. 2).
      На рис. 2 изображены земной шар и наблюдатель, находящийся в точке О на некоторой высоте h над земной поверхностью от точки а\ точка С — центр земли, а кривая а, б, в, г, д и т. д. — линия видимого горизонта. Расстояние на земной поверхности от места наблюдателя до каждой точки линии видимого горизонта (о — а а — б и т. д.) называется теоретической дальностью видимого горизонта d.
      Теоретическая дальность видимого горизонта, как это видно из рис. 3, будет тем больше, чем выше окажется наблюдатель над земной поверхностью.
      Увеличение видимого горизонта по мере возвышения наблюдательной точки или места наблюдателя называется расширением видимого горизонта.
      Дальность видимого горизонта d (в километрах) для любой высоты места наблюдателя над земной поверхностью h (в метрах) определяется следующей формулой:
     
      § 3. Вертикаль и плоскость истинного горизонта
      Гибкая нить, на которой подвешен груз (отвес), указывает нсегда постоянное направление — направленно силы тяжести, т. е. к центру земли. Направление силы тяжести принято считать вертикалью или отвесной линией. Так как все вертикальные линии проходят через центр земли, то они, естественно, являются продолжением ее радиусов.
      Воображаемая плоскость, перпендикулярная к вертикали и проходящая на уровне глаза наблюдателя, называется плоскостью истинного горизонта наблюдателя.
      Для каждого наблюдателя, находящегося в какой-либо точке на земной поверхности, существуют своя вертикаль (отвесная линия} и своя плоскость истинного горизонта.
      На рис. 4 изображены вертикаль и плоскость истинного горизонта наблюдателей, находящихся в двух разных точках — в точке А и точке Б.
     
      § 4. Понижение видимого горизонта
      Видимый горизонт лежит всегда ниже плоскости истинного горизонта на угол, который образуется плоскостью истинного горизонта и касательной зрительного луча наблюдателя к земной поверхности; этот угол называется понижением видимого горизонта (рис. б).
      Величина понижения видимого горизонта зависит от высоты моста наблюдателя над земной поверхностью, а также от искажения зрительных лучей при прохождении их через земную атмосферу, т. е. от состояния последней (температуры, влажности, барометрического давления и т. д.)
      Теоретическую величину -понижения видимого горизонта определяют по графику (рис. 6). Например, на высоте полета 1400 м понижение горизонта равно 1°06.
     
      § 5. Окружности большого и малого кругов
      Если рассечь земной шар какой-либо воображаемой плоскостью, проходящей через его центр, например АА (рис. (7), то в сечении получится окружность с диаметром ВВ, которая называется большим кругом.
      Если воображаемая секущая плоскость ДД1 не проходит через центр земли, то в сечении получается окружность с диаметром аа\ которая называется малым кругом.
      На поверхности земного шара можно провести бесчисленное количество больших и малых кругов.
     
      § 6. Координаты на земной поверхности
      Для -определения расположения точек (пунктов) и линий на земной Поверхности служат географические (земные) координаты.
      Географическими координатами называются такие условные величины (числа), которое полностью определяют положение любой точки (пункта) или линии на земной поверхности относительно некоторых постоянных, заранее выбранных точек и линий.
      Земля непрерывно вращается вокруг воображаемой оси, проходящей через ее центр; эта ось (называется земной осью (рис. 8) и принята за основную линию в географических координатах.
      Земная ось пересекает земной шар в двух противоположных точках, условно называемых полюсами. Точка земной поверхности, на которой вращение земного шара наблюдается в сторону, противоположную ходу часовой стрелки, называется северным полюсом (Nord, N), а та точка, на которой вращение земли наблюдается по ходу часовой стрелки, называется южным полюсом (Sud, S).
      Воображаемая плоскость АА\ проходящая через центр земного шара С и перпендикулярная ее оси вращения (N — S) оставляет на земной поверхности окружность, которая называется земным экватором (рис. 8).
      Экватор разделяет землю на две равные части, называемые полушариями, северное полушарие — часть земного шара между экватором и северным полюсом и южное полушарие — между экватором и южным полюсом.
      Земные меридианы. Если рассечь земной шар воображаемыми плоскостями, например, QQ (рис. 9), проходящими через его ось вращения, а следовательно, и земные полюсы, то в сечении на поверхности земли получаются большие круги, которые называются земными (географическими) меридианами.
      На земной поверхности можно провести бесчисленное количество меридианов. Все меридианы сходятся у полюсов земли и расходятся к экватору. Через одну точку на земной поверхности (креме полюсов) можно провести только один меридиан, через земные полюсы — бесчисленное множество. Полюсы земли разделяют каждый из меридианов на две ранные части — полуокружности.
      Половина меридиана, проходящая непосредственно через какую-либо точку, называется меридианом данной точки (рис. 10). Длина всех меридианов одинакова.
      Счет меридианов на земной поверхности ведется от условно принятого начального (нулевого) меридиана, (рис. 10). За начальный (нулевой) меридиан в настоящее время 12
      принят меридиан, проходящий через астрономическую обсерваторию в Гринвиче (Англия, близ Лондона). От этого меридиана определяется положение всех остальных меридианов1).
      Земные параллели. Если рассекать земной шар воображаемыми плоскостями, например, КК (рис. 9), параллельными экватору, то в сечениях его будут получаться малые окружности, которые называются земными параллелями. Длина окружности параллелей тем меньше, чем они ближе к полюсам земли.
      На земной поверхности можно .провести бесчисленное количество параллелей. Через одну какую-либо точку можно провести только одну параллель, которая называется параллелью тайной точки (рис. 10). Система земных полюсов, экватора с земными меридианами и параллелями, условно проведенными на земной поверхности, называется земной градусной сеткой (рис. 10).
     
      § 7. Географические широта и долгота
      Положение какой-либо точки или линии на земной поверхности определяется ее земными координатами — широтой и долготой.
      ) Кроме ГрилАиистСого (начального) меркдилнд, раньше в некоторых странах при изготовлении географических карт принимали за нулевой свои меридианы: в России — Пулковский, проходящий восточнее Гринвичского на 30°20/ (по долготе); ®о Франтим — Парижский ЮЗв" восточнее Гринвичского на 2°2000"; меридиан Ферро западнее Гринвичского на 17°40 (Канарские острова я Атлантическом океане).
      Определение широты и д ол готы Широтойданной точки (обозначаемой буквой — «-фи») называется дуга по (меридиану от экватора до параллели данной точки (рис. 11). Она отсчитывается от экватора к полюсам земли (к N или S) и выражается в градусах дуги или линейных единицах — морских милях (см. § 10).
      Широта называется северной (/V), если данная точка находится в северном полушарии, и южной (S), если она находится в южном полушарии. Широта изменяется от 0° (широта экватора) до 90° (широта полюсов).
      Численный счет широт сопровождается всегда соответствующим обозначением. Например: f =49°,N — широта северная, ? =60°, 5 — широта южная.
      Все точки одной и той же широты находятся на одной параллели.
      Рис. II. Географические координаты — широта и долгота — точки М (линейное определение).
      Рис. 12. Географические координаты — долгота и широта — точки А (угловое определение).
      Долготой данной точки (обозначаемой греческой буквой Ь — «лаадбда») называется дуга экватора, заключенная между начальным меридианом и меридианом данной точки (рис. 11); ее величина отсчитывается от начального меридиан? в -направлении вращения земли или в обратном направлении от X =0° до =180°. В первом случае долгота называется восточной (East, Е), а во втором — западной (West, W).
      Выражается долгота в дуговых градусах или линейных единицах — м о р с к и х милях.
      Счет долгот сопровождается всегда соответствующим обозначением.
      Например: X=29°W — долгота западная, Х=45°Е — долгота восточная.
      Все точки одинаковой долготы находятся на одном меридиане. Кроме линейного измерения, широту и долготу можно выражать в угловых значениях. В этом случае широтй данной точки определяется углом между плоскостью экватора и вертикалью и паяной точки (рис. 12), а долгота — двугранным углом, образованным плоскостью начального (нулевого) меридиана и плоскосгью меридиана данной точки (моста).
      Отсчет и обозначение широт и долгот в этом случае производится в таком же порядке, как и при линейном измерении их.
      Обозначения географических координат — широты и долготы — показаны на рис. 13.
     
      § 8. Основные направления на земной поверхности
      За основное направление.«а земной поверхности, от которого определяются все другие, принимается направление географического (истинного) меридиана. Это обусловлено тем, что через данную точку (место) можно провести только один географический меридиан (кроме полюсов, через которые можно провести бесконечное. множество меридианов), направление которого на земной поверхности не изменяется с течением времени.
      Направление географического меридиана от данной точки к северному полюсу называется северным направлением или севером (Nord, N), а к южному полюсу — ю ж н ы м направлением или югом (Sud, S).
      Направление, перпендикулярное (90°) географическому меридиану в месте наблюдения и идущее в сторону вращения земного шара, называется восточным направлением или востоком (East, Е), а идущее против вращения земного шара — западным или западом (West, W) (рис. 14).
      Такям образом, в любой точке земной поверхности, например, в точке А (рис. 14), существуют два определенных постоянных взаимно перпендикулярных направления (N — S и Е — W), которые образуют страны света. Всякое другое направление от данной точки А, в отличие основных направлений (N — S и Е — W), указывается соответствующим числом градусов и наименованием угла, в котором это направление находится. Например, направление от точки А на точку В (рис. 15) обозначается углом NE, а направление АВ — углом SE и т. п.
      Угол, определяющий направление от одной точки к другой по странам света, называется румбом направления. В практике наиболее часто употребляются основные 16 румбов, т е. № NNE, NE. ENE, Е, ESE, SE, SSE, S SSW, SW, WSW, W, WNW, NW, NNW.
      Гораздо реже применяются 32 румба.
      Румбы направления отсчитываются к востоку и западу, считая за начало северное и южное направления.
      Кроме определения направлений по румбам, различают еще направления по азимута м.
      Ркс. IS. Направления на земной поверхности.
      Азимутом называется угол между направлением на север и направлением от данной точки на заданный пункт.
      Рис. 16. Азимуты направлений н biz обозначения.
      При определении направлений по азимутам, основным направлениям — северному и южному — присваивается значение 0° и счет углов ведется к западу и востоку от 0° до 180° (рис. 16); при этом все отсчеты необходимо сопровождать соответствующим наименованием направления, в котором отсчитываются азимуты, т. е. к западу или востоку. Например, азимут направления ОА (рис. 16, а) при отсчете от N будет 56°Е, а при отсчете от S — 124°W. Кроме этого способа, азимуты направлений можно отсчитывать и от севера .по ходу часовой стрелки непрерывно от 0° до 360°; в этом случае направление отсчета не обозначается. Например, направление О А (рис. 16, б) имеет азимут 812°, а направление ОС — азимут 100°.
      Счет азимутов от 0° до 360° имеет в практике наибольшее распространение.
      В аэронавигации азимут направления из одного пункта в дру-рой называется истинным пеленгом (ИП) или истинным путевым углом (ИПУ). Он отсчитывается от северного направления меридиана по ходу часовой стрелки в градусах (от 0 до 360).
     
      § 9. Ортодромия и локсодромия
      Кратчайшим путем из одного пункта А в другой В на земной поверхности (рис. 17) является проведенная через эти пункты (точки) дуга большого круга, которая называется ортодромией.
      Рис. 17. Ортодромия и локсодромия.
      Рис. 18. Вид локсодромии, проведенной на земном шаре.
      Ортодромия представляет собой кривую линию и пересекает меридианы под разными углами.
      Чтобы перелететь по ортодромии из одного пункта в другой, следует в полете часто изменять начальный истинный путевой угол. Это создает определенные неудобства.
      В практике для удобства выполнения полета (между двумя пунктами часто прибегают к другой линии пути, называемой локсодромией.
      Локсодромия между пунктами отбытия А и прибытия В представляет собой кривую линию, которая пересекает все меридианы под одним постоянным углом |3 (рис. 17 и рис. 18). При полете по локсодромии .путевой угол остается постоянным во все время пути. Локсодромия не является кратчайшим расстоянием между двумя пунктами на земной поверхности: путь по локсодромии длиннее пути по ортодромии. Однако, если пункты полета удалены друг от друга на небольшое расстояние, то разница между этими двумя путями весьма незначительна, и практически их принимают равными.
      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru