СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Урок-концерт «День Победы» 5
ПРИЛОЖЕНИЕ (тексты песен) 19
Священная война. Слова В. Лебедева-Кумача. Музыка A. В. Александрова 20
До свидания, города и хаты. Слова М. Исаковского. Музыка М. Блантера 22
Огонек. Слова М. Исаковского. Музыка неизвестного автора 23
Дороги. Слова Л. Ошанина. Музыка А. Новикова 24
На безымянной высоте. Слова М. Митусовского. Музыка B. Баснера 26
Нам нужна одна победа. Слова и музыка Б. Окуджавы 27
У деревни Крюково. Слова С. Острового. Музыка М. Фрадкина 29
В лесу прифронтовом. Слова М. Исаковского. Музыка М. Блантера 31
Соловьи. Слова А. Фатьянова. Музыка. В. Соловьева-Седого 33
Смуглянка. Слова Я. Шведова. Музыка А. Новикова 34
Темная ночь. Слова В. Агатова. Музыка И. Богословского 36
Случайный вальс. Слова Е. Долматовского. Музыка М. Фрадкина 37
В землянке. Слова А. Суркова. Музыка К. Листова 38
Горячий снег. Слова М. Львова. Музыка. А. Пахмутовой 39
Алеша. Слова К. Ваншенкина. Музыка Э. Колмановского 40
День Победы. Слова В. Харитонова. Музыка Д. Тухманова 41
Журавли. Слова Р. Гамзатова. Музыка Я. Френкеля 42
Хотят ли русские войны. Слова Е. Евтушенко. Музыка Э. Колмановского 43
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ имени ПАТРИСА ЛУМУМБЫ
Утверждено Редакционно-издательским советом подготовительного факультета
Методические рекомендации подготовлены на кафедре русского ячыка № 2 подготовительного факультета.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Урок-концерт «День Победы» рекомендуется для иностранных студентов в качестве учебного вечера на подготовительном факультете.
Сценарий состоит из двух как бы параллельных частей: рассказа ведущих о самых значительных страницах Великой Отечественной войны и концертной программы, включающей стихи и песни времен войны, а также более поздние сочинения о войне. Концертные номера могут не объявляться, а входить в единую композицию с текстом ведущих. Но такой прием потребует большой слаженности всего коллектива и должен быть хорошо отрепетирован. В этом случае необходимо отпечатать и раздать зрителям программу концерта. Номера могут объявляться теми же ведущими или по радио на фоне вступительных аккордов песни и с небольшими комментариями по ее содержанию. Выбор той или иной формы ведения концерта зависит от состава исполнителей и от степени подготовленности зрителей. Наконец, концертная программа без текста ведущих может использоваться самостоятельно после торжественной части, например на встрече с ветеранами войны. Во всех случаях желательно подготовить печатные тексты песен и раздавать их зрителям при входе в зал, а песню «Хотят ли русские войны», которую поют все в конце вечера, необходимо заранее разучить по учебным группам. (Тексты песен помещены в конце сценария в «Приложении».)
Зал оформляется выставкой «Плакаты времен Великой Отечественной войны» (изд-во «Искусство»), Текст ведущих сопровождается демонстрацией кадров из учебных кинофильмов «Начало Великой Отечественной войны» и «Парад Победы», а также диапозитивов из серии «Москва праздничная», «Москва — город-герой», «Великая Отечественная война» (I. II, III, IV части), «Город-герой Ленинград» и другие по выбору режиссера. Поэтому всю стену должен занимать большой экран, слева от которого на возвышении располагаются ведущие, высвечиваемые узконаправленным прожектором. Над ведущими — флаг и макет ордена Победы или плакат с изображением монумента Воину-освободителю.
Желательно, чтобы студенты, исполняющие роли ведущих, были из разных стран и континентов.
Концертные номера идут на сцене при полном свете, за исключением песни «Дороги» и «Реквиема», которые сопровождаются показом цветных диапозитивов, а исполнители высвечиваются прожектором. Возле ведущих может стоять большой календарь памятных дат Великой Отечественной войны, с которого они по мере рассказа будут отрывать листки. Вся композиция исполняется иностранными студентами, за исключением солдатской пляски, сцены проводов и отдыха солдат, которые исполняются советскими студентами. (Не следует одевать иностранных студентов в форму Советской Армии — это создает нежелательный комический эффект.)
Урок-концерт является заключительным этапом работы над темой «Великая Отечественная война советского народа», и ему обязательно должны предшествовать беседы преподавателей по учебным группам, прослушивание песен о войне, определенная словарная работа.
Номера концертной программы можно варьировать по усмотрению режиссера, для чего в сценарии в ряде случаев предлагается по 2 — 3 песни — на выбор.
УРОК-КОНЦЕРТ «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»
На экране возникают цветные кадры: улицы, площади, бульвары Москвы, яркий солнечный день, цветы, радостные лица. Звучит мелодия песни И. Дунаевского «Москва майская». Прожектор высвечивает трех ведущих — А, Б, В.
А. — Такой мы привыкли видеть Москву и всю эту большую гостеприимную страну — веселой, радостной, солнечной.
Б. — И нам трудно представить, что может быть иначе.
С. — И нам трудно понять, почему советские люди так часто вспоминают войну, каждый год отмечают День Победы.
Б. — Да, прошло уже более тридцати лет, а они помнят о ней так, как будто это было вчера. Что же это было?
А. — А были тысяча четыреста восемнадцать суровых огненных дней. Представим себе только некоторые из них.
С. — Ночь с 21 на 22 июня 1941 года. Теплая летняя ночь воскресенья. Многие не спали в эту ночь — в школах закончились экзамены, проходили выпускные вечера, и по улицам всю ночь до утра гуляла молодежь.
Кадры: выпускники на улицах и площадях Москвы.
С. — Гуляли они и по улицам Киева, когда в 4 часа утра на Киев начали падать бомбы.
Кадры: фашистские самолеты бомбят советские города.
А. — Гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашизма.
Кадры кинохроники из кинофильма «Начало Великой Отечественной войны»
Б. — Тогда немецко-фашистская армия была самой сильной армией капиталистического мира. Захватив Францию, временно перестав бомбить Англию, Германия смогла бросить против СССР три четверти всей своей армии.
С. — 190 дивизий — это пять с половиной миллионов солдат и офицеров, четыре тысячи танков, пять тысяч самолетов.
А. — Никогда еще в истории человечества одна страна не бросала против другой страны такой огромной армии.
Б. На защиту своей Родины поднялся весь советский народ.
Кадры из кинофильма «Начало Великой Отечественной войны», плакат «Родина-мать зовет», добровольцы идут на фронт, звучит песня «Священная война», слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова.
С. Молодежь, комсомольцы, вчерашние школьники — все хотели защищать свою Родину, сейчас, немедленно отправиться на фронт.
Диапозитивы из серии «Великая Отечественная война»: комсомольцы идут на фронт. На сцене вспыхивает свет и действие как бы переходит с экрана на сцену. Выходят советские студенты в солдатской форме. Идет сцена проводов на фронт: девушки провожают молодых бойцов, они поют песню.
I. Песня М. Блантера на слова М. Матусовского «До свидания, города и хаты...» (См. «Приложение»).
На авансцене остаются девушка и юноша. Юноша читает стихи К. Симонова «Жди меня».
Римскими цифрами в сценарии отмечаются номера концертной программы.
II. Стихи К. Симонова «Жди меня» (в сокращении).
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — «Повезло».
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Юноша с девушкой уходят. На сцену выходит другая пара и исполняет песню «Огонек».
III. Песня «Огонек», слова М. Исаковского, музыка народная (см. «Приложение»).
IV. Стихи К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» (в сокращении).
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как крынки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди.
Ну, что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала: «Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.»
Мы вас подождем! — говорили нам пажити,
Мы вас подождем! — говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса...
Гаснет свет. На экране — дорога с отступающими солдатами. Диапозитив из серии «Великая Отечественная война» (советские войска вступают в г. Ельню 8/IX. 1941).
Прожектор высвечивает солиста, который поет песню «Дороги» на фоне этого диапозитива.
V. Песня «Дороги», слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова (см. «Приложение»).
Снова появляются ведущие.
А. — Гитлер говорил, что война с Россией будет быстрой как молния. Он был уверен, что за 6 — 8 недель, меньше чем за 2 месяца, будут захвачены Москва, нефть Кавказа, хлеб Украины.
Б. — Очень скоро стало ясно, какой авантюрой была эта идея. Фашистская армия, как черная волна, двигалась по советской земле, и везде, где проходили фашисты, оставались только кровь и разрушение. Но советский народ героически защищал каждый метр своей родной земли.
Кадры: листовка «Ни шагу назад». Уличный бой. Солдаты
в окопах.
VI. Песня В. Баснера на слова М. Матусовского «На безымянной высоте» или песня «Нам нужна одна победа» — слова и музыка Б. Окуджавы (см. «Приложение»).
С. — Более 30 фашистских дивизий наступали на Ленинград, но не смогли добиться победы. Окруженный со всех сторон фашистами 900 суровых дней не сдавался, жил и боролся город Ленина.
Кадры: в осажденном Ленинграде.
А. — Октябрь 1941 года. Фашистская армия подошла к Москве. Гитлер готовился к параду на Красной площади. Были напечатаны пригласительные билеты на банкет «В честь взятия Москвы»...
Б. — Только числа не было на этих билетах. И это число никогда не было написано, потому что Москва не была взята.
С. — А парад на Красной площади состоялся, только это был парад советских войск, 7 ноября 1941 года. По Красной площади проходили солдаты и прямо с парада шли в бой. Кадры документальной кинохроники: парад 7/XI — 1941 г.
из кинофильма «Начало войны».
А. — Фашистские самолеты всячески пытались помешать этому параду, но защитники Москвы не пропустили к столице ни одного самолета.
Диапозитив «Защитники московского неба».
Б — д через 9 дней после парада на сто девятнадцатом километре от Москвы совершили свой подвиг 28 героев-пан-филовцев.
С. — «Велика земля, а отступать некуда — позади Москва», — сказал их командир. И 28 человек разных национальностей — русские, украинцы, казахи, киргизы — 4 часа вели бой против 50 фашистских танков. Они погибли, но не пустили немцев к Москве.
А. — Мы позабыть не можем эту осень.
Суровые бои гремели под Москвой.
Запомни, друг, их было 28.
Они погибли, защищая город свой.
Диапозитив: «На оборонительном рубеже дивизии генерала Панфилова».
Б. — Так же мужественно защищали свою столицу и другие советские солдаты.
VII. Песня «У деревни Крюково». Музыка М. Фрадкина слова С. Острового (см. «Приложение»).
Б. — Кто сказал, что надо бросить Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Ныне у нас передышка,
Завтра вернемся к боям.
Что-то твой голос не слышно
Друг наш, походный баян?
Сцена «Отдых после боя». На поляне отдыхают солдаты.
Солдатская пляска (исполняют советские студенты).
VIII. Песня «В лесу прифронтовом», музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского (см. «Приложение»).
Сценку «Отдыха» можно продолжить чтением отрывка из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин», песней «Смуглянка», слова Я. Шведова, музыка А. Новикова, песней «Соловьи» слова, А. Фатьянова, музыка В. Соловьева-Седого.
С. — Кто сказал, что сердце губит Свой огонь в бою?
Воин всех вернее любит Милую свою!
Только на фронте проверишь
Лучшие чувства свои,
Только на фронте измеришь
Силу и крепость любви.
(Стихи В. Лебедева-Кумача)
IХ Песня «Темная ночь». музыка Н. Богословского, слова В. Агатова (см. Приложение). Rместо песни «Темная ночь» можно исполнить песню «с тайный вальс», музыка М. Фрадкина, слова Е. Д0ЛМа. товского (см. «Приложение»).
X. «Русской женщине», стихи М. Исаковского (в сокращении)
Да разве об этом расскажешь —
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Ты шла, затаив свое горе,
Суровым путем трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
Рубила, возила, копала, —
Да разве же все перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
XI. Песня «В землянке», музыка К. Листова, слова А. Суркова (см. «Приложение»).
Гаснет свет. Появляются ведущие.
А. 5 и 6 декабря 1941 года. Советская Армия разбила фашистов под Москвой и начала наступление. Это было первое крупное поражение Германии во второй мировой войне.
Кадры кинохроники: «Наступление под Москвой» или диапозитив «Наступление началось».
Б. — 23 ноября 1942 года закончилось окружение немцев под Сталинградом, а 2 февраля 1943 года закончилась продолжавшаяся 200 дней и ночей Великая Сталинградская битва. 91 тысяча фашистских солдат и офицеров были взяты в плен вместе с фельдмаршалом Паулюсом.
Кадры кинохроники или диапозитивы: Сталинград, немецкая газета с сообщением о гибели Паулюса, Паулюса конвоируют в штаб, пленные немцы под Сталинградом и др. (Здесь может звучать песня «Горячий снег», музыка А. Пахмутовой, слова М. Львова; см. «Приложение».)
С. — В 1944 году в результате наступления Советской Армии по всему фронту была очищена от фашистских захватчиков вся советская территория и восстановлена государственная граница СССР.
Кадры кинохроники.
А. — Верная своему интернациональному долгу, Советская Армия стала освобождать от фашизма страны Европы.
Кадры кинохроники или диапозитивы: советские танки вступают в Прагу, на улицах освобожденного Люблина и др. (Здесь может звучать песня «Алеша», музыка Э. Колмановского, слова К. Ваншенкина; см. «Приложение»).
Б. — И вот настал день 9 Мая 1945 года — День Победы.
Кадры кинохроники из кинофильма «Парад Победы».
XII. Песня «День Победы», музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова (см. «Приложение»).
С. — Кто думает о будущем, не должен забывать о прошлом. Нельзя забывать уроков истории. Пусть помнят о них те, кто строит новые планы агрессии.
А. — Никогда мы не забудем героев, отдавших свою жизнь за счастье всего человечества.
Гаснет свет. На экране цветной диапозитив «Могила неизвестного солдата у Кремлевской стены».
XIII. «Реквием». Стихи Роберта Рождественского (в сокращении).
(По выбору режиссера может исполняться весь отрывок или только одна какая-нибудь часть «Реквиема», одним чтецом или группой чтецов.)
1.
Вечная
слава
героям!
Вечная слава!
Вечная слава!
Вечная
слава
героям!
Слава героям!
Слава!
...Но зачем она им,
эта слава, —
мертвым?
Для чего она им,
эта слава, —
павшим?
Все живое — спасшим.
Себя —
не спасшим.
Для чего она им,
эта слава, —
мертвым?...
Если молнии
в тучах заплещутся
жарко,
и огромное небо от грома оглохнет, если крикнут
все люди
земного шара, — ни один из погибших даже не вздрогнет.
Знаю:
солнце
в пустые глазницы
0 не брызнет!
Знаю:
песня тяжелых могил
не откроет!
Но от имени сердца,
от имени
жизни,
повторяю:
Вечная
Слава
Героям!
И бессмертные гимны,
Прощальные гимны
Над бессонной планетой
плывут
величаво...
Пусть
не все герои, —
те,
кто погибли, — павшим вечная слава!
Вечная
слава!
Вспомним всех поименно, горем
вспомним
своим...
Это нужно не мертвым!
Это надо — живым!
Вспомним
гордо и прямо погибших в борьбе...
Есть
великое право: забывать о себе!
Есть
высокое право: пожелать и посметь!..
Стала
вечною славой
мгновенная
смерть!
2.
Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала,
Любовь
обещала,
Родина.
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?
Пламя
ударило в небо! — ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте
на помощь»
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я
или
Родина.
Самое лучшее
и дорогое —
Родина.
Горе твое — это наше
горе,
Родина.
Правда твоя —
Это наша
правда,
Родина.
Слава твоя — это наша
слава.
Родина.
Это песня Это песня
о солнечном свете
о солнце в груди.
Это песня о юной планете,
У которой все впереди!
Именем солнца,
именем Родины
клятву даем.
Именем жизни
клянемся павшим героям: то, что отцы не допели, — мы
допоем!
То, что отцы не построили, — мы
построим!
Устремленные к солнцу побеги, нам
до синих высот вырастать.
Мы —
рожденные песней победы —
начинаем
жить и мечтать!
Именем солнца,
именем Родины клятву даем.
Именем жизни
клянемся павшим героям: то, что отцы не допели, — мы допоем!
То, что отцы не построили, — мы
построим!
Торопитесь,
веселые весны!
Мы погибшим на смену пришли.
Не гордитесь,
далекие звезды, —
ожидайте гостей с Земли!
Именем солнца,
именем Родины
клатпх/ ПЯАМ
клянемся павшим героям: то, что отцы не допели, — мы допоем!
То, что отцы не построили, — Мы
построим!
10.
Помните!
Через века,
через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет
никогда, —
помните!
Не плачьте!
В горле
сдержите стоны,-горькие стоны.
Памяти
павших
будьте
достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней, -
мечтой и стихами,
Жизнью
просторной,
каждой
секундой,
каждым
дыханьем будьте
достойны!
Люди,
- Покуда сердца
стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, — пожалуйста,
помните!
- Песню свокх -
отправляя в полет, —
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споет, —
помните! (...)
XIV. Песня «Журавли», музыка Я. Френкеля, стихи Р. Гамзатова (см. «Приложение»).
Снова звучит мелодия песни «Москва майская» снова на экране — праздничная Москва, салют Победы.
Б — Мы вернулись с вами из путешествия в историю, вернулись в страну, освещенную солнцем мира. И мы теперь понимаем, почему Советский Союз всегда борется за мир во всем мире.
XV. Стихи Б. Бретонта «Мы не позволим»:
Кто хочет мира?
— Он, и ты, и я, —
Простые люди всех оттенков кожи.
Кто хочет мира?
— Каждая семья,
Где каждый день в труде тяжелом прожит.
Кто хочет войн?
— Ни он, ни я, ни ты —
Ни мы, — простые люди всей планеты.
Кто хочет мира?
— Я, и ты, и он,
Любой из тех, на чьих руках мозоли.
На языках всех наций и племен.
Мы говорим войне:
«Мы не позволим!»
Мы не позволим,
— Он, и ты, И Я, —
Простые люди всех оттенков кожи.
Возьмемся ж крепче за руки, друзья,
И нашу цепь никто прорвать не сможет!
С. — А сейчас, друзья, все вместе споем песню «Хотят ли ли русские войны».
Конец
ПРИЛОЖЕНИЕ: ТЕКСТЫ ПЕСЕН (...)
|