НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Математика и оборона страны. Гостев И. И. — 1930 г.

 

Гостев И. И.

МАТЕМАТИКА
И ОБОРОНА СТРАНЫ

*** 1930 ***


DJVU


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен
mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru
(аукцион доменов)



 

ФPAГMEHT УЧЕБНИКА (...) § 1. Задача повышенной школы в деле обороны страны.
      Стремление к миру и установлению дружественных отношений со всеми государствами было и остается основным принципом международной политики Советского Союза.
      Однако, несмотря на все миролюбие, проявляемое Советским Союзом, самый факт существования пролетарского государства является для окружающего капиталистического мира более чем неприемлемым и одиозным.
      Уже одно это обстоятельство и тот факт, что причина войны лежит в самой сущности капиталистического строя, говорит с достаточной убедительностью, что Советскому Союзу надо быть очень бдительным и достаточно сильным, чтобы в любой момент отразить всякое нападение извне.
      Отсюда необходимость, занимаясь мирным строительством, в то же время крепить оборону страны всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами.
      Кроме того, частично существующая у нас милиционная система, имеющая своим назначением сократить до минимума срок казарменного обучения населения, требует усиления вневойскового обучения.
      Естественно, что повышенная школа не может остаться в стороне в деле поднятия обороноспособности страны. Готовя производственника, следует подумать и о том, чтобы из него возможно легче можно было сделать бойца, способного в любой момент стать на защиту социалистического отечества.
      Это тем более необходимо, что оканчивающие повышенную школу представляют тот естественный контингент, из которого будет черпаться и командный и административно-хозяйственный состав армии, контингент, который, кроме того, имеет, сравнительно с другими категориями трудящихся, укороченный срок обучения в кадровых частях Красной армии (1 год), а потому он должен быть настолько подготовлен, чтобы в этот короткий срок оправдать возлагаемые на него надежды.
      Вопрос этот настолько уже не нов, что говорить на эту тему много не приходится. (
      Повышенной школе ставится определенное задание — сделать все возможное для поднятия обороноспособности страны, и это задание должно быть выполнено, как боевой приказ.
      Задача эта может быть осуществлена лишь дружными усилиями педагогов, учащихся, школьных и общественных организаций.
      Цель настоящей работы — помочь школе в решении поставленной задачи на том небольшом участке общего фронта, который приходится на долю преподавателя математики.
      § 2. Место вопросов военного дела на уроках математики.
      Выясним предварительно два основных вопроса: 1) какие требования могут быть предъявлены предмету в деле поднятия обороноспособности страны и 2) какими средствами эти требования могут быть осуществлены, не выходя из рамок программ и учебных планов, предусмотренных для школы.
      Программы школы повышенного типа требуют от предмета привития учащимся элементарной математической грамотности, а от курса — жизненности. Оборона страны требует прежде всего сугубой математической грамотности, сметки и хорошего устного счета, так как на войне за ошибки расплачиваются кровью и жизнью своих товарищей. Это первое и главное требование. В этом отношении требования обороны страны не вносят ничего нового.
      Что касается жизненности курса, оборона страны ожидает уделения себе большего внимания.
      Условие жизненности курса имеет в виду, с одной стороны, удаление из курса вопросов, имеющих исключительно теоретическую ценность (это предусматривается существующими программами), а с другой — насыщение его производственным материалом, причем характер этого материала всецело зависит от типа школы (ФЗС, ШКМ и т. п.) и, следовательно, есть дело педагога.
      В деле внесения производственного момента в курс математики оборона страны заинтересована не менее, чем любое производство, так как Красная армия есть то же производство, правда, несколько своеобразное, но не столь специфическое, как это может показаться на первый взгляд.
      Достаточно указать, что такие предметы, как земляные работы, строительное искусство, мостовое и дорожное дело, сопротивление материалов, геодезия, являются далеко не второстепенными предметами в военных школах, чтобы стало ясно, что провести строгое разграничение вопросов на „военные" и „гражданские" подчас очень трудно или невозможно. Принимая же во внимание, что Красная армия есть такое производство, через которое должно пройти все мужское население, а может статься и женское, то станет ясно, что такое производство имеет все основания для привлечения к себе большего внимания. Военное дело, вместесо
      всеми близко соприкасающимися к нему науками, дает обильный материал для математической его обработки, при этом по своему характеру он соответствует программам 4, 5, 6, 7 и 8 групп десятилетки. Что касается 9 и 10 годов обучения, то следует заранее сказать, что здесь математику придется отказаться от существенного участия по этому разделу, так как для элементов военного дела не нужно ни логарифмических вычислений, ни прогрессий, ни бинома Ньютона и т. п. Это не значит, что в военном деле нет вопросов, требующих знания в полном объеме не только элементарной или даже и высшей математики, но это касается вопросов или узко специальных и непосильных ни учащимся, ни педагогу, или вопросов, требующих углубленных экскурсий в область военного дела, чего не позволяет учебный план.
      Отсюда перед преподавателем математики встают две конкретные задачи: 1) усилить внимание развитию сметки, устного счета и четкости действий с числами; 2) насытить курс математики упражнениями и задачами на военные темы, отобрав из прочего производственного материала все, имеющее близкое отношение к обороне страны. При этом педагогу придется иметь в виду двойную цель: с одной стороны — математическое развитие, а с другой — знакомство с элементами военного дела. Эта двойная цель будет достигнута при том условии, если задачи не будут носить случайного характера, будут даваться по определенному плану и сопровождаться соответствующими краткими продуманными пояснениями, так как в этих пояснениях иной раз и будет заключаться их главная ценность для целей обороны: вот почему эти пояснения должны быть особо продуманы и по возможности красочны.
      Имеющийся в этом отношении опыт показывает, что учащиеся с большим интересом занимаются вопросами военного дела и тем самым облегчают задачу преподавателя, особенно, если предлагаемые для решения задачи ставить не в сухой математической форме, а в виде жизненного боевого задания.
      При осуществлении намечающегося плана встретятся и затруднения. Одно из них заключается в недостаточно ясном представлении элементов военного дела, особенно в деталях, самим преподавателем.
      В этом случае можно настоятельно рекомендовать связаться теснее с кружком Осоавиахима, которым обычно руководит лицо, достаточно компетентное. Эта связь необходима и из других соображений: для объединения работы всех организаций и преподавателей школы, работающих на оборону, для создания общешкольного плана, для взаимных увязок взаимопомощи и разрешения общих вопросов. Руководитель как лицо компетентное должен явиться руководителем всего дела военизации школы, а не только одного кружка, как это бывает в действительности.
      Второе затруднение заключается в том совмещении преподавания элементов военного дела и самодовлеющего курса математики, ко
      несомненно приведет к некоторой неизбежной несистематичности изложения элементов военного дела, некоторой, так сказать, лоскутности.
      С другой стороны, возвращаясь несколько раз в течение всего срока обучения к одним и тем же вопросам и рассматривая их каждый раз или с новых точек зрения, или более глубоко, можно достигнуть основательного закрепления у учащихся основных моментов военного дела.
      Во всяком случае упражнения в курсе математики, построенные на базе военного дела, представляют один из путей, которыми элементы военного дела могут проникнуть в школу без добавочного расхода времени.
      Решение задач, имеющих практическое военное значение, или оперирование в задачах с военными терминами и понятиями и разъяснение их дают возможность добиться того, что учащимся эти понятия будут знакомы, и впоследствии — в рядах ли Красной армии, в военной ли школе, или при вневойсковом обучении — полученные ранее знания ускорят и облегчат дальнейшее обучение.
      Я думаю, что такая цель вполне доступна и приемлема; она не нуждается для своего осуществления в отводе особого времени, а при наличии хорошо поставленного кружка военных знаний, участия в комсомольских походах полученные на уроках знания могут быть закреплены практически.
      Может стать вопрос, что задачи на военные темы потребуют много разъяснений и тем самым будут отнимать слишком много времени от курса математики.
      А разве всякая интересная производственная задача не требует того же? Наоборот, имея дело преимущественно с одной отраслью вместо многих, мы, в конечном счете, будем иметь на объяснениях определенную экономию. В самом же начале, действительно, эти объяснения займут несколько больше места, чем нужно.
      Ниже дается разбор каждой математической темы, которая может быть так или иначе использована в указанных целях, указывается целевая установка, приводится подбор материала и примерных задач для проработки, а поскольку позволило место, даны и пояснения для преподавателя.
      При расположении тем за основу взята программа ФЗС.
      В заключение нужно указать, что мною совершенно сознательно не рассмотрены вопросы „военно-химического дела", которому в будущих войнах, вероятно, суждено занять одно из первых мест. Сделано это из тех соображений, что это — область естественника и химика, а математик в этих вопросах может играть лишь самую ничтожную роль.
      Ввиду того что наша армия в значительной мере снабжена еще картами старого образца, то пока еще необходимо знакомить учащихся с старой русской системой мер — дюймы, аршины (шаги), сажени, версты и с переводом одних мер в другие.
      § 3. Целевая установка темы.
      Тема „целые числа", значащаяся обычно первой темой в школе по вышенного типа и являющаяся заключительной по изучению целых чисел, в целях военизации учащихся должна быть использована как введение в круг элементарных понятий военного дела.
      В силу своего вводного характера предлагаемый ниже материал снабжен значительными пояснениями, удельный вес которых в дальнейшем будет значительно снижен. В приуроченный к этой теме материал включены некоторые таблицы, которые в теме „целые числа" смогут быть использованы только частично, но которые будут нужны в последующих темах или могут понадобиться преподавателю. Сделано это в целях более компактного расположения материала.
      Эти обстоятельства несколько увеличили объем темы „целые числа".
      Приступая к проработке предложенного ниже материала, преподаватель должен иметь в виду сообщение учащимся следующих сведений из. области военного дела:
      1) Знакомство с основными родами войск: пехота, конница, артиллерия, броневые части, авиация и их назначение. При этом главное внимание должно быть обращено на пехоту, как основной род войск.
      2) Организация пехоты, конницы и артиллерии.
      3) Походное движение пехоты и конницы.
      4) Вооружение пехоты: индивидуальное (винтовка) и групповое (пулемет, войсковая артиллерия) и его назначение.
      5) Провиантское, фуражное и денежное довольствие армии. Здесь внимание должно быть обращено не столько на самые нормы, сколько: а) на знакомство с расчетами, связанными с составлением требований и ведомостей на разные виды довольствия, и б) на тот непроизводительный расход, который несет страна в связи с необходимостью содержать армию, с указанием на истинных виновников вооружений — капиталистов.
      6) Укрепление позиций: стрелковые окопы, ходы сообщения, проволочные заграждения; их назначение и маскировка. В этом разделе, наряду со знакомством с самими понятиями, обращается внимание на организацию работ, расчет времени, материала и транспортных средств.
      При этом не следует смущаться, если, ввиду обилия материала и возможного недостатка времени, некоторые вопросы темы окажутся не освещенными. Дело в том, что многие из предлагаемых вопросов свободно могут быть рассмотрены в одной из последующих тем: например в теме „дроби", имеющей ту же самую целевую установку, что и тема — „целые числа". В эту тему можно отнести следующие вопросы: 1) довольствие в РККА, 2) некоторые вопросы снаряжения и вооружения пехоты и артиллерии, 3) знакомство со стрелковым окопом и проволоч-
      ными заграждениями. Последний вопрос может быть отложен и еще дальше, например отнесен в тему „площади".
      Многие из приводимых задач, легкие по своему математическому содержанию, должны быть использованы для устных вычислений.
      ника местность и отражать все попытки противника овладеть ею.
      Главнейшая задача других родов войск — содействовать пехоте в выполнении возложенных на нее задач.
      Наименьшее пехотное соединение есть отделение; отделения бывают — стрелковые, состоящие из 8 человек красноармейцев и командира, и пулеметные, состоящие из пулемета с обслуживающими его людьми (5 — 7 человек).
      Взвод — первая организационная единица, способная к комбинированному бою — огневому и стрелково-ударному; состоит из трех стрелковых и двух пулеметных отделений.
      Рота — первое тактическое соединение, т. е. соединение, способное к самостоятельному решению задач на значительных участках местности; состоит из трех стрелковых взводов и одного пулеметного взвода, состоящего из двух станковых пулеметов (два отделения).
      Батальон — высшая пехотная единица; состоит из трех стрелковых рот, одной пулеметной роты (3 пулеметных взвода) и взвода батальонной артиллерии (состоящего из малокалиберного орудия и миномета).
      Стрелковый полк — первое крупное тактическое соединение из нескольких родов войск (см. схему № 1).
      Стрелковая дивизия — состоит из трех стрелковых полков, артполка, эскадрона кавалерии, саперной роты и роты связи (см. схему № 2).
      Задачи. 1. Начертить схему устройства взвода, роты, полка и подсчитать, сколько красноармейцев во взводе, роте, батальоне и полку.
      2. Сколько в полку винтовок и пулеметов?
      Примечание. Предложенные выше схемы могут быть упрощены, если откинуть второстепенные разветвления, как хозяйственная часть, Бетеринарная часть, клуб и т. п.).

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru