Фpaгмeнт (две главы):
ВВЕДЕНИЕ
Современные буквы являются результатом долгих эволюций алфавита, повидимому, от египетских иероглифов, через финикийский до греческого алфавита. Из этих форм раннего письма развились обе главные разновидности шрифта — славянский (в IX в.) и латинский (в V в.).
Древнейшие памятники славянской письменности написаны двумя отличными друг от друга алфавитами, известными под названием «кириллицы» и «глаголицы». Оба этих славянских алфавита выработались почти одновременно, причем в основу «кириллицы» легло письмо, составленное из заглавных букв, а «глаголицы» — из строчных букв. В начале XI века «кириллица» стала заменять «глаголицу».
Общим для обоих алфавитов является одинаковый порядок букв, а разнятся они в начертаниях и численных значениях букв. Оба алфавита называются церковно-славянским шрифтом и оба существовали до начала XVIII века.
До этого времени известны три способа письма: устав, употреблявшийся до XIV века, полуустав, существовавший до XVII века, и скоропись, которая постепенно, начиная с XVI века, начала заменять полуустав. Дошедшие до нас русские чертежи XVII века были надписаны скорописью.
Петр I ввел упрощенную азбуку и назвал ее гражданской. 1 марта 1708 гола вышла первая книга, напечатанная гражданским шрифтом, который в его рафинированном виде (академический, елизаветинский, пальмира и др.) широко применяется и теперь. Этот гражданский шрифт, утвержденный Петром I в 1710 году, является одним из самых классических примеров оригинального русского шрифта. Наличие в этом шрифте национальных особенностей несомненно. Гражданский шрифт оставался без существенных изменений до 1740 года. В дальнейшем он был видоизменен в петербургской типографии Академии, наук и приобрел новые самобытные черты.
В XVIII и в начале XIX века чертежи надписывались от руки существовавшими тогда гючеркахми — специальных чертежных шрифтов еще не существовало. Впервые они появились в 40-х годах XIX века. Это были художественные шрифты — славянский, рондо, курсив и готический, определявшие лишь начертания букв, но не их наклон и размер. Только в середине 70 х годов прошлого столетия этот специальный шрифт, круглый или рондо, начал определять размеры и наклон букв. Этим шрифтом можно быстро исполнять довольно красивые надписи. Но шрифт рондо имеет существенные недостатки: мелкие надписи выходят грубовато и занимают много места; при размножении светокопированием тонкие отдельные элементы букв плохо отпечатываются на синьке.
Значительное место в оформлении чертежей занимают рамки. До XVIII века рамки для чертежей применялись в России как исключение, и только в 40-х годах того же века стали применяться главным образом прямые рамки, часто в виде широкой полосы, начинающейся сразу с края бумаги.
До второй половины XVIII века характерны художественные рамки, расписанные золотом и виньетками, с закругленными углами и т. д. К началу XIX века такие рамки постепенно заменялись простыми, сохранившись главным образом в проектах, подаваемых на «высочайшее утверждение». Но, начиная с 70-х годов прошлого столетия, даже простые рамки постепенно выходят из употребления.
После Великой Октябрьской социалистической революции, когда широко развернулось строительство, оформлению чертежей начали придавать все большее и большее значение. В 30-х годах нашего века большое распространение в исполнении надписей в чертежах получил нормальный шрифт. В 1932 году на этот шрифт, как рекомендуемый, был установлен ОСТ 353, а с 1946 года этот шрифт уже является обязательным согласно ГОСТ 3454—46.
Трудами целого ряда советских художников в области начертания шрифтов достигнуты за последние годы значительные успехи.
Из советских художников, много сделавших в области разработки новых типов шрифтов, можно назвать следующие имена: И. А. Фомин. С. В. Чехонин, А. М. Иерусалимский, Е. Д. Белуха, Л. С. Хижинский, И. Ф. Рерберг, Б. Б. Титов и др.
Особо надо выделить работы заслуженного деятеля науки и техники проф. Д. И. Каргина; им разработан и удостоен премии на международном конкурсе шрифт антиква «эмке». Шрифт этот предназначен для художественной печати; им печаются книги в СССР. Позже проф. Д. И. Каргиным была выполнена крупная работа2, в которой им были предложены и обоснованы изменения стандартного шрифта.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Законченный рабочий чертеж сооружения должен давать не только графическое изображение конструкции, но также показывать расчетные данные, размеры, спецификации на строительные материалы, примечания и т. д., которые нельзя выразить графически.
Размеры и письменные указания на чертежах в виде отметок, примечаний, указаний, заголовков и т. п. объединяются одним общим названием надписи.
Изучение шрифтов является одной из важнейших фаз подготовки по архитектурному и инженерному черчению.
Качество чертежа резко снижается небрежным и неправильным шрифтом. Такая небрежность не внушает доверия к правильности чертежа, а неясные цифры и знаки часто приводят к серьезным недоразумениям и ошибкам.
Надписи слишком крупные или состоящие из букв, имеющих жирные элементы, выпирают из чертежа, а надписи слишком мелкие или бледные проваливаются.
Как правило, все надписи на чертежах, за исключением крупных заголовков, должны быть сделаны от руки, четко и красиво, удобным для быстрого исполнения шрифтом.
Хорошее исполнение шрифта связано прежде всего с внимательным его изучением, длительной практикой и не зависит ни от хорошего почерка, ни даже от художественной способности исполнителя.
В соответствии со способом выполнения различаются две основные группы шрифтов: шрифты, выполняемые от руки, и шрифты, выполняемые построением.
Все имеющиеся многообразные шрифты, применяемые на практике, можно разделить на три вида: 1) нормальный, 2) романский и 3) брусковый шрифт.
По каждому из распространенных типов шрифтов имеется большое число вариантов, но сохраняется общий облик, очень близкий к своего рода «графическому среднему».
В рукописных шрифтах часто наблюдается, как и в почерке, некоторая индивидуальность исполнения, что является вполне естественным; однако надо следить, чтобы не было отклонения от основных форм и пропорций букв.
Что касается механических приспособлений для начертания шрифтов, то необходимо отметить, что они нежелательны, так как дают застывшие, неуклюжие буквы, неэффектные надписи и снижают художественное качество шрифтов.
Глава II. ОСНОВЫ ШРИФТОВОЙ ГРАФИКИ
Основным требованием шрифтовой графики является ясность форм букв и легкость их чтения.
Всякий хороший шрифт должен удовлетворять следующим условиям графического порядка:
1) индивидуальность форм букв, т. е. такая характерная особенность каждой буквы, которая гарантировала бы от всех ошибок при их чтении, независимо от размера букв, и исключала бы возможность принять одну букву за другую;
2) простота начертания форм букв, доступность графики, отсутствие лишних, обременяющих элементов;
3) строгость и законченность форм, обеспечивающие красоту и изящество шрифта;
4) ритмичность шрифтовой графики, т. е. закономерность как в чередовании элементов отдельной буквы, так и при объединении букв в слова.
Так как проектные организации никогда не передают на производство подлинники чертежей, то при выборе шрифта следует руководствоваться следующими указаниями:
а) при размножении чертежей светокопированием надо выбирать для чертежей такой шрифт, в котором отсутствует чередование толстых и тонких линий, так как последние нередко пропадают на синьке и в результате надпись становится неудобочитаемой;
б) при размножении чертежей фотокопированием все линии на фотокопиях при сохранении размера чертежа несколько утолщаются; для получения четкого изображения на уменьшаемой фотокопии следует в оригинале несколько увеличивать размер шрифта и промежутки между буквами и словами.
Как было уже сказано, шрифты бывают рукописные и вычерчиваемые. Высокие требования, предъявляемые к рукописным шрифтам, выдержаны в очень распространенном, так называемом нормальном шрифте.
Из вычерчиваемых шрифтов следует отметить шрифты зодчего и романский, обладающие классичностью форм и имеющие большое применение в архитектурных и инженерно-строительных чертежах.
В зависимости от наклона к горизонтальной строке существует подразделение шрифтов на вертикальные и наклонные. Симпатии проектировщиков разделяются между вертикальными и наклонными шрифтами. В защиту применения вертикального шрифта можно сказать, что на чертеже среди большого количества линий различного наклона всегда преобладают вертикальные линии, с которыми
лучше всего гармонирует вертикальный шрифт. Поэтому на архитектурных чертежах проектировщики обычно отдают предпочтение вертикальному шрифту, более четкому, хотя и более сложному для выполнения, чем наклонный.
Наклонный шрифт по характеру исполнения больше всего приближается к привычной нам скорописи. Сторонники этого шрифта утверждают, что в рукописных шрифтах несомненно легче достигнуть одинакового наклона элементов букв, чем их строгой вертикальности. В то же время малейшее отклонение от вертикали улавливается значительно легче, чем от любого заданного наклона, тем более, что на чертеже преобладают вертикальные линии, воспринимаемые глазом одновременно с надписями. А если учесть, что наклонный шрифт сильнее контрастирует с доминирующими линиями чертежа, благодаря чему надписи свободно выделяются на чертежах и легко читаются, то станет понятным большее преобладание наклонных шрифтов во всех рабочих чертежах. Проектировщик должен уметь одинаково свободно владеть и вертикальным и наклонным шрифтом.
ГЛАВНЫЕ ПРОПОРЦИИ БУКВ
Нельзя дать общих правил, устанавливающих ширину или высоту букв, общую для всех шрифтов. Высота фиксируется и бывает обычно постоянной для отдельных строк или абзацев данного шрифта, а ширина нормальных букв является функцией их высоты. Как известно, в алфавите не все буквы и цифры имеют одну и ту же ширину по сравнению с высотой. Если принять за единицу измерения ширину буквы Н, то, например, буква Ж или Ш будет всегда шире, а цифра 1, наоборот, уже. Как в вертикальном, так и в наклонном шрифтах каждая обычная буква (например, Н) должна иметь определенное соотношение между шириной и высотой, которое для нормального шрифта составляет примерно 2/3. Шрифты, у которых соотношение ширины и высоты будет меньше вышеуказанного, называются сжатыми, или плотными, и часто применяются, когда необходимо вместить определенное число слов в одной строке.
Шрифты с буквами, имеющими ширину больше обычной, называются растянутыми, или широкими. Эти шрифты применяются в том случае, если имеется лишь несколько слов и необходимо заполнить всю строку. Применение широких букв с небольшими промежутками между ними часто очень хорошо решает эту задачу.
Так же разнообразно и соотношение между толщиной обводки букв и их высотой. В стандартном шрифте это соотношение равно 1/8, а в других шрифтах оно колеблется от 1/20 до 1/1. Шрифты с тонкой обводкой (т. е. толщиной основных элементов букв равной 0,2 мм) называются тонкими, или скелетными, а шрифты с жирной обводкой называются жирными, или темными.
Как начинающие проектировщики и конструкторы, так и профессионалы должны помнить, что для получения хороших надписей необходимо строго сохранять горизонтальные и вертикальные пропорции букв, в особенности, если буквы вычерчиваются в большом масштабе.
ПРАВИЛО УСТОЙЧИВОСТИ
Для того чтобы буква или цифра производила впечатление устойчивости, нужно, чтобы ее основание казалось более тяжелым, чем верхушка. В буквах, имеющих горизонтальную разделяющую линию, следует проводить эту линию чуть выше середины буквы (на величину от до полной толщины основного элемента), благодаря чему верхняя часть буквы получается меньше, чем нижняя.
Это иллюстрируется буквами Б, В, Е, Ж, 3, Н, X и Ь и цифрами 3, 5, 6 и 8. Исключение из этого правила составляют буквы А, К, Р, Ч, У и цифры 4 и 9, в которых горизонтальные линии проходят ниже середины (на 1/4 толщины основного элемента) и в которых, тем не менее, верхняя часть кажется меньшей, чем нижняя.
Кроме того, в крупных заголовках рекомендуется закругленные буквы 3, О, С, Ф, Э и Ю во всех шрифтах выпускать вверх и вниз за карандашные линии направляющих на 1/4 толщины основного элемента, так как иначе они всегда будут казаться меньше других букв в слове.
Глава III. НОРМАЛЬНЫЙ ШРИФТ
В настоящее время очень распространенным в проектной практике является нормальный шрифт. Этот шрифт относится к группе рукописных шрифтов, так как его буквы не рисуются и не вычерчиваются, а пишутся. Он допускает очень быстрое выполнение и в то же время приятен по внешнему виду. Шрифт этот может быть прямым и наклонным.
Составными элементами этого шрифта являются только прямые линии и части круга (в вертикальном шрифте) или овала (в наклонном). Толщина обводки всех элементов букв одинаковая.
Для хорошего изображения букв нормального шрифта (как и большинства других) должны быть выдержаны следующие пять правил:
1) писать, строго следуя указанному направлению и порядку проведения штрихов, составляющих отдельные элементы букв;
2) обязательно наносить направляющие карандашные линии;
3) строго выдерживать заданный наклон букв шрифта;
4) строго соблюдать конструкцию каждой буквы и выдерживать соотношение между шириной и высотой;
5) выдерживать равномерное расстояние между буквами, т. е. такое расстояние, чтобы глазу оно казалось одинаковым.
СТАНДАРТНЫЙ ШРИФТ
Всесоюзный Комитет стандартов при Совете Министров СССР в 1946 году утвердил государственный общесоюзный стандарт шрифта для машиностроительных чертежей (ГОСТ 3454—46). Этот наклонный шрифт хотя и не является обязательным для инженерно-строительных чертежей, тем не менее нашел большое распространение, в особенности в рабочих чертежах. Стандартный шрифт относится к группе нормальных шрифтов.
Наклон продольной оси букв этого шрифта составляет с горизонталью угол в 75°. Он достигается применением двух чертежных угольников в 30° и 45° или создается соотношением 1 :4; для этого на горизонтальной линии откладывают одну единицу произвольной длины и четыре точно такие же на вертикали к ней, затем конечные точки соединяют прямой (см. верхнюю часть табл. 1). Следует заметить, что наклон так называемой скорописи составляет в среднем 67,5° к горизонтали или 22,5° к вертикали.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ
1. Конструкции заглавных букв стандартного шрифта.
2. Стандартный шрифт. Последовательность приемов начертания букв.
3. Стандартный шрифт. Последовательность приемов начертания букв латинского алфавита, цифр и формул.
4. Стандартный шрифт. Конструкция строчных букв.
5. Полиграммы и рамки типов 11, 12, 13, 14.
6. Нормальный вертикальный шрифт (скелетный) и рамка типа 15.
7. Нормальный вертикальный шрифт. Латинский алфавит.
8. Шрифт зодчего (1-й вариант). Заглавные буквы от А до Е.
9. Шрифт зодчего. Заглавные буквы от Ж до М.
10. Шрифт зодчего. Заглавные буквы от Н до Т.
11. Шрифт зодчего. Заглавные буквы от У до Ш.
12. Шрифт зодчего. Заглавные буквы от Щ до Я.
13. Шрифт зодчего. Строчные буквы.
14. Шрифт зодчего. Строчные буквы.
15. Шрифт зодчего. Цифры.
16. Шрифт зодчего (2-й вариант). Заглавные буквы от А до Н.
17. Шрифт зодчего. Заглавные буквы от О до Я.
18. Шрифт зодчего. Строчные буквы.
19. Цифры к шрифту зодчего (2-й вариант) и к брусковому.
20. Романский шрифт. Заглавные буквы от А до Р.
21. Романский шрифт. Заглавные буквы от С до Я.
22. Романский шрифт. Заглавные буквы латинского алфавита от А до М.
23. Романский шрифт. Заглавные буквы латинского алфавита от N до V.
24. Романский шрифт. Цифры.
25. Модернизированный романский шрифт. Заглавные буквы, 1-я группа.
26. Модернизированный романский шрифт. Заглавные буквы латинского алфавита, цифры и дроби, 1-я группа.
27. Модернизированный романский шрифт. Заглавные буквы. 2-я группа.
28. Романский шрифт. Строчные буквы.
29. Древний романский шрифт.
30. Шрифты римский и пиранези.
31. Шрифт академический.
32. Шрифт железнодорожный.
33. Шрифт промышленный.
34. Зубчатый шрифт.
35. Брусковый шрифт, 1-я группа.
36. Брусковый шрифт, 2-я группа.
37. Брусковый шрифт, 3-я группа.
38. Брусковый шрифт, 4-я группа.
39. Брусковый шрифт, 5-я группа.
40. Брусковый шрифт, 6-я группа.
41. Четыре группы архитектурных шрифтов (рукописных).
42. 5-я группа рукописного архитектурного шрифта.
43. Шрифт Промстройпроекта (ПСП).
44. Наклонный рукописный нормальный шрифт.
45. Шрифт плотный с подсечками и др. Рамки типов 16 и 17.
46. Художественные шрифты.
47. Художественный шрифт. Рамка типа 19.
48. Расстановка букв.
49. Расстановка букв.
50. Расстановка букв.
51. Примеры компоновки заголовков.
52. Схемы заголовков и рамка типа 18.
53. Штамп.
54. Трафаретки чертежей и форматы листов
55. Форма спецификаций.
56. Марки.
57. Рамки типов 1, 2, 3, 4.
58. Рамки типов 5, 6, 7, 8, 9, 10.
59. Бланк для упражнений в шрифтах (I система).
60. Бланк для упражнений в шрифтах (II система).
61. Бланк для упражнений в шрифтах (II система).
62. Бланк для упражнений в шрифтах (III система).
63. Бланк для упражнений в шрифтах (III система).
64. Бланк для упражнений в шрифтах (III система).
65. Бланк для упражнений в шрифтах (III система).
66. Бланк для упражнений в шрифтах (III система).
67. Бланк для упражнений в шрифтах (III система)
68. Упражнения в шрифтах.
69. Упражнения в шрифтах.
70. Треугольник для шрифтов.
71. Транспарант для стандартных шрифтов.
72. Транспарант для стандартных шрифтов.
73. Типичные ошибки при выполнении стандартного шрифта.
74. Последовательность вычерчивания характерных букв романского шрифта. Типичные ошибки при выполнении романского шрифта. Общие ошибки при выполнении цифр.
75. Исполнение надписей на мемориальных досках.
76. Исполнение надписей на сооружениях.
ЛИТЕРАТУРА
1. В. Н. Андрианов, Шрифты для карт и планов. 1939.
2. Н. П. Алексеев, Нормальный шрифт. 1930.
3. В. Г. Бучирин и Н. П. Ермолов, В помощь чертежнику-полиграфнсту. 1930.
4. А. Д. Дёмкин, Образцы шрифтов и рамок для чертежей и планов. 1924.
5. И. Г. Егоров, Художественные шрифты. 1930.
6. М. Ф. Захаров, Картографические шрифты. 1940.
7. А. М. Иерусалимский, Школа черчения, выпуск VII, изд. 3-е. 1931.
8. Художественные шрифты и их построение, под редакцией А. М. Иерусалимского. 1930.
9. М. А. Никулин, Нормальный шрифт. 1930.
10. А. Г. Шицгал, Графическая основа русского гражданского шрифта. 1947.
|