На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиКнижная иллюстрация





Библиотечка «За страницами учебника»
Схематические модели самолётов. — 1969 г.

Библиотечка «Модели к полёту готовы»
В. Ф, Еськов, Р. Л. Нейманов
В. Ф. Резников, А. В. Тараканов

СХЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ САМОЛЁТОВ

*** 1969 ***


PDF


 

PEKЛAMA

Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD.
Подробности >>>>



      ЗАНЯТИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ
      Схематическая модель планера способна летать 10 — 15 минут на расстояние в несколько сот метров. Разумеется, если модель очень хорошо сделана и удачно запущена.
      Что значит «удачно запустить модель»? Конечно, никакой силы рук не хватит на то, чтобы толкнуть модель в полет дальностью хотя бы в 80 — 100 метров. Секрет заключается в том, что моделисты, подобно настоящим планеристам, научились правильно использовать ветер. Только с помощью ветра и восходящих потоков воздуха модель может летать долго и далеко.
      Ветер стремится обойти встречаемые им на пути препятствия — дома, группы деревьев, холмы. Поднимаясь по крутому склону холма, ветер движется снизу вверх: образуется так называемый восходящий поток воздуха. Но еще чаще в природе встречаются иные виды восходящих потоков. Ведь отдельные участки земли всегда нагреваются по-разному и, в свою очередь, по-разному нагревают и воздух над собой. Например, когда светит Солнце, то сильно нагреваются металлические крыши домов, участки с утрамбованной землей, асфальтированные дороги, свежевспаханные поля, песок, камни. Нагретый воздух, как более легкий, устремляется кверху (рис. 9). Такой восходящий поток, вызванный изменениями в температуре воздуха, называют термическим или, кратко, термином (запомни это название!).
      Сильный термик увлекает кверху попавшую в него модель, более слабый — поддерживает ее в полете на одной высоте. Ты, наверно, замечал, что многие птицы — например, ястребы, чайки, коршуны — могут очень долго летать на неподвижно распростертых крыльях. Они парят в терминах. Полет модели и настоящего планера в восходящих потоках воздуха (и в термических, и в потоках обтекания) также называют парящим.
      Каждому моделисту нужно научиться запускать летающую модель так, чтобы она парила.
      Добиться парящего полета можно и летом и зимой. Термики зимой тоже встречаются, так как и в холодные дни существует разная температура воздуха над различными участками земли. Однако зимой чаще дуют ветры, а ветер легко отклоняет термики от прямого подъема их кверху. К тому же зимой труднее передвигаться с моделями из-за обильного снега. Поэтому для запуска моделей зимой лучше пользоваться восходящими потоками обтекания.
      Найди в городе или лучше за городом открытый холмистый участок местности, без леса, без строений. Лучше крутой и длинный склон по берегу реки, у оврага, у холма. В том случае, когда ветер дует с равнины на склон, у вершины склона обязательно будет восходящий поток воздуха.
      Модели запускают с вершины склона, против ветра. Пускают модель в полет легким толчком, обязательно плавным (не резким!). При ветре средней силы (3 — 5 метров в секунду) и при удачно выбранном длинном склоне модель может парить несколько минут.
      Но значительно легче и интереснее найти термические восходящие потоки летом, в жаркий день. А пока лето не наступило, ирпользуй возможность тренировок в запуске модели с леера.
      С применением леера ты уже знаком. Воздушные змеи поднимаются вверх на леере. Такой же леер может затянуть модель планера на большую высоту. Здесь модель освобождается от леера, долго летит высоко над землей и легко попадает в термик.
      Для запуска модели с леера ее нужно снабдить крючком. Крючок можно сделать, вбив в рейку тонкий гвоздь без шляпки. Место для крючка указано на рис. 10; оно расположено между передней кромкой крыла и центром тяжести модели. Если крючок будет далеко от носа модели, то она пойдет при запуске круто кверху и сорвется с колечка леера еще у земли. Если крючок поставить слишком близко к носу модели, она не будет взлетать вверх. Лучше вбить не один, а два крючка рядом и испытывать модель, запуская ее с переднего или заднего крючка.
      Леер — прочная нитка длиной в 50 метров (или короче, но не длиннее). На конце леера привяжи небольшое кольцо (до 20 мм диаметром), сделанное из миллиметровой проволоки. Рядом с кольцом прикрепи флажок площадью не менее 2,5 кв. дециметра. Этот флажок нужен только для того, чтобы с земли хорошо был заметен момент, когда кольцо леера сошло с крючка модели. На соревнованиях только с этого момента (начало свободного полета) судьи отсчитывают пребывание модели в воздухе.
      Запускают модель на леере вдвоем: один (сдающий) держит модель с надетым на крючок кольцом леера, второй (принимающий) отходит строго против ветра на длину леера. Сдающий держит модель над головой снизу за фюзеляж — точно против ветра, нос модели поднят немного вверх (рис. 1 1). Необходимо следить, чтобы леер по всей длине кг лежал на земле и не зацепился за какое-нибудь препятствие.
      Когда все готово к запуску, подается команда: «Пускай!» (или «Старт!») и сдающий — без толчка! — отпускает модель из рук. По этой же команде принимающий начинает бежать с леером против ветра. При этом принимающий должен быть очень внимателен. Если ветер сильный и модель круто пошла вверх, он должен остановиться. Если модель поднимается слабо, надо продолжать бег и подтягивать к себе леер. Модель может круто накрениться на одну половину крыла; если крен не выправляется, надо немедленно отпустить леер.
      Когда модель взлетит на большую высоту, кольцо само соскочит с крючка, и леер упадет. Если происходит задержка с отцепкой модели, то принимающий должен бросить леер из рук.
      УСТАРЕЛИ ЛИ ПЛАНЕРЫ?
      Планер — старший брат самолета. Он был создан раньше и послужил прототипом самолета. После того, как братья Райт поставили на планер двигатель и воздушный винт, то есть создали самолет, все внимание конструкторов и летчиков перешло на этот вид летательных аппаратов. Планер был почти забыт. Но это было временное явление.
      Вскоре внимание к планеру опять возросло. За короткий срок были достигнуты значительные успехи в усовершенствовании планеров и в полетах на них.
      Если раньше планер помог создать самолет, то теперь, в свою очередь, самолет оказал большое влияние на развитие планера. Планеру были приданы вид и форма самолета, на планере стали использовать органы управления самолетом.
      Обнаружилось, что на планерах можно не только слетать с холмов, но и набирать большую высоту, пользуясь восходящими течениями воздуха, часами парить в небе и совершать перелеты на сотни километров. Затем были осуществлены и получили большое развитие полеты на планерах, буксируемых самолетами.
      Современные планеры делятся на две основные группы: спортивные и транспортные.
      Спортивные планеры предназначены для обучения полетам и установления спортивных достижений. Они подразделяются на учебные, парители и пилотажно-акробатические. Если полеты на учебных планерах являются первой ступенью обучения полетам вообще, то переход на парители и пилотажные планеры дает возможность совершенствовать летное мастерство, а наиболее способным открывает путь в авиацию — к самолетам и вертолетам.
      Из всех типов летательных аппаратов учебные планеры являются самыми дешевыми. Они просты по конструкции, имеют малый полетный вес (в среднем 150 — 170 кг), наибольшие размеры (размах крыла около 10 — 12 м), обладают большой устойчивостью. Скорость полета планера не превышает 100 км/час. В момент приземления планер летит со скоростью 60 км/час и даже меньше. При такой посадочной скорости планеру не нужно иметь шасси, его заменяет лыжа под фюзеляжем.
      Учебные планеры несложны потому, что к ним не предъявляют больших требований. Они плакируют на малой высоте и за считанные секунды пролетают весьма Небольшие расстояния. Фигурных полетов на них не совершают, следовательно, большой нагрузки они не испытывают. Благодаря этому они могут быть не такими прочными, как самолеты.
      Мы несколько раз употребляли понятия «планировать», «планирование». Что оно означает?
      Предоставленный самому себе в воздухе планер под действием силы тяжести (то есть своего веса) начинает более или менее полого опускаться, двигаясь в то же время вперед. Спуск по наклонной к земле линии и называется планированием. Причем, при наличии дос,ттрчно-сильных восходящих воздушных течений планер во время планирования может не терять высоты и даже набрать высоту, то есть летать более или менее продолжительное время. Планирование переходит в парение.
      Планеры-парители отличаются особо хорошим подбором форм, выбором наиболее выгодных профилей для крыла и оперения, малым весом и др. Вес таких планеров доходит до 300 — 400 кг, размах крыла колеблется в пределах от 13 до 17 м и более.
      Пилотажно-акробатический планер специально приспособлен к выполнению разнообразных фигур и маневров в воздухе. Он отличается сравнительно небольшими размерами, мощными рулями, повышенной прочностью.
      Транспортные планеры предназначены для перевозки по воздуху на буксире за самолетом или вертолетом различных грузов, людей, техники. На больших планерах можно перевозить грузы весом до пяти, а иногда и более тонн. Военный — десантно-транспортный — планер отличается большим полетным весом, крупными размерами (от 18 — 20 до 30 м и более в размахе), наличием больших кабин. Фюзеляж у некоторых десантнотранспортных планеров имеет широкие двери или откидывающийся трап, по которому в кабину въезжают автомобили, легкие танки, вкатываются легкие орудия.
      СОВЕТСКИЙ ПЛАНЕРИЗМ
      Планеризм возник в СССР вместе с образованием Общества друзей Воздушног флота (ОДВФ) в 1923 году.
      В планерных кружках и на стартах планерных соревнований ковались многочисленные кадры планеристов — будущих летчиков, совершенствовали свои знания молодые авиаконструкторы. Из планерных кружков вышли такие прославленные конструкторы, как О. К. Антонов, С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев и многие другие.
      Планерные соревнования и сейчас, в век реактивной авиации и космических кораблей, играют большую роль а подготовке и отборе кадров для авиации и являются подлинными праздниками для планеристов.
      Руководство планеризмом и проведением спортивных соревнований планеристов в СССР поручено Всесоюзному ордена Красного Знамени добровольному обществу содействия Армии, Авиации и Флоту (ДОСААФ). В его авиационно-спортивных клубах, расположенных по всей стране, ведется работа по обучению всем видам полетов на планерах. Среди начинающих планеристов — немало школьн ико в-старшеклассников.
      Об удивительных путешествиях в воздушном океане на крыльях без двигателя рассказывает книга В. Гончаренко «Мы летаем без мотора». Л., Гидрометеоиздат, 1967.

 

 

На главнуюТексты книг БКАудиокниги БКПолит-инфоСоветские учебникиЗа страницами учебникаФото-ПитерНастрои СытинаРадиоспектаклиДетская библиотека

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru